История создания
Факт создание стихотворения был зафиксирован бывшим другом Блока, Андреем Белым в 1906 году в Озерках. В период создания стихотворения Блок переживал уход жены, его жизнь была разрушена, однако, благодаря таким тяжелым переживаниям был создан шедевр, всеми любимое стихотворение «Незнакомка».
Прототип незнакомки существует, но его ФИО утрачено. Образ девушки поэт нашел в одном из баров, которые часто посещал. Восхитительное создание настолько восхитило Блока, что он решил посветить прекрасной незнакомке стихотворение.
Семейная жизнь А. Блока и Л. Менделеевой была не из счастливых, потому что автор изначально видел в супруге лишь музу и не притрагивался к ней и пальцем, боясь развеять иллюзию. Зато плотские утехи он находит в изменах, которые, однако, ничуть не мешали ему любить лишь одну супругу. В конце концов, женщине надоело такое обращение, и она решила искать счастья на стороне, раз уж в их браке это не считалось позорным. Однако поэт был оскорблен подобным поведением музы, ведь он-то думал, что она — идеал, возвышенное и недосягаемое совершенство. Словом, именно в период разочарования в одном идеале он начал искать другой — тот, в котором невозможно разочароваться. Главное, чтобы он был настолько далек, чтобы нельзя было разобрать ни одной приземленности или пошлости в его недосягаемой святости и чистоте.
Вариант 4
Любовь – это то, что дается нам свыше
У каждого человека понимание любви разное: кто-то отдается этому чувству полностью, а кто-то не понимает, насколько важно и приятно любить, и быть любимым. Многие поэты, писатели, психологи, ученые пытались дать ответы на многие вопросы о любви, но однозначных ответов нет
Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.
Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.
А.А. Блок всегда на собственном жизненном пути мечтал найти свой идеал, родственную душу, но, к сожалению, ему так и не удалось найти ту, которая будет с поэтом и в радости, и в горе. Любовь Менделеева не выдержала, устала от божественной любви Блока и ушла от него к Андрею Белому. Несмотря на боль и разочарование, стихи великолепного Александра Блока остались.
Любовь к Менделеевой переплеталась с любовью к Родине в совершенных произведениях. Он хотел служить Родине, вопреки тому, что все его переживания и мысли были только о Прекрасной Даме. Александр Александрович взрослел, развивался, и его взгляды на жизнь кардинально менялись. Он не мог спокойно наблюдать за тем, что вокруг смерть, голод и страдания.
Блок искал пути к реальной жизни, на которых его ожидали разочарования, взрывы отчаяния, попытки пересмотра своих жизненных целей и т.д. Но поэту удалось доказать, что он – глубокий человек с большим сердцем. Александр Александрович Блок в своих произведениях показал, какой он человек, как он относиться к народу и любви
Он провел параллель между красивым, прекрасным и тем, что действительно важно: помощь народу, который так нуждается в спокойствии и мире
Несмотря на то, что жизнь поэта-лирика оборвалась очень рано, популярность стихотворений Александра Александровича Блока не угасает и в наше время. Он всегда воспринимал все происходящее вокруг него чувствами. Поэтому его произведения искусства наполнены загадками, мистицизмом и имеют невероятную притягательность.
Технический анализ
Произведение условно делится на две части – описание любимого поэтом Петербурга и отрисовку таинственного образа Незнакомки. По жанру – это стихотворный рассказ, по размеру классический ямб с вкраплениями элементов пиррихия (стоп из двух сокращённых слогов).
Использование эпитетов (детский плач, очарованный берег, пьяные окрики и прочие), а также метафор (стан, шелками охваченный, дух правит окриками и другие) придаёт работе внутреннюю насыщенность и гармоничность.
Увлечённость Вечной Женственностью на фоне любви к Менделеевой помогло Блоку создать один из эталонов лирики, который не грех знать наизусть и использовать его в жизни для понимания Женщины и своего места в мире.
Композиция
Стихотворение «Одиночество» имеет необычную композицию: первая и третья строфы рисуют пейзаж, который созвучен внутреннему состоянию лирического героя. Вторая и четвёртая повествуют об отношениях главного героя и его возлюбленной, и чувствах, которые они испытывают.
Кульминационные строки соответствуют кульминации чувств героя, выраженной в окрике: «Воротись, я сроднился с тобой!». На протяжении всего стихотворения герой анализирует чувства, которые испытывал и испытывает к возлюбленной. Примечательно, что они даны в динамике.
Так, во второй строфе он говорит «стала казаться женой», а в последней – «сроднился». Герой понял, что эта женщина по-настоящему близка ему, только когда она покинула его. Это апогей чувства героя, и он выражает его в окрике с просьбой вернуться. Но сам же себя останавливает. Наивысшая точка пройдена, и теперь наступает спад – «Но для женщины прошлого нет…». Герой пережил сильное потрясение, осознал, что возлюбленная близка ему, но после этого напряжения, ему хочется почувствовать расслабление. И он убеждает самого себя, что природа женщины не позволит ей вернуться, даже если он действительно позовёт.
Читаем текст
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906.
Александр Блок написал стихотворение «Незнакомка» в 1906 году, но свет стихи увидели в конце 1908 года, когда вошли в цикл «Город». Этим произведением поэт продолжает ряд лирических произведений, но показывает незнакомку своей мечты не оторвано от жизни, а на фоне окружающего мира, примешивая к стихотворению букет философии. Так мечты поэта-символиста чуть-чуть приближаются к реальности и мы буквально ощущаем, читая строки, присутствие Прекрасной дамы.
«Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.
Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.
Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма. чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).
В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности. Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.
Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные. Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.
В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.
Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал — действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.
Сочинение Любовь в творчестве Блока
Жизнь Александра Блока была трудной и витиеватой. И не для кого не секрет, что все свои эмоции и переживания, в том числе, и любовные, все поэты переносят на бумагу. Вот и Блок не исключение.
Его творчество можно разделить на 3 этапа, и все они связаны исключительно с женщинами, и его любви к ним.
Наиболее интересным для меня является первый этап его творчества и, соответственно, первый сборник «Стихи о Прекрасной даме». Строки пронизаны яркими, «вкусными» эмоциями. Но это отнюдь не страсть, а слепая, вечная (как кажется) привязанность и любовь, от которой щемит сердце, о которой иногда думаешь, что ее не может существовать, настолько она идеальна. Стихотворения были посвящены будущей жене Александра Блока Людмиле Менделеевой. Но по моему мнению, они пронизаны юношеским максимализмом.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Согласитесь. Это так похоже на трепетную юношескую влюбленность, робкую, иногда даже безответную.
Но и история любви поэта и его жены Людмилы оказалась палкой о двух концах. То ли не выдержав сложного характера Александра Александровича, то ли оони оба уже выросли из этих чувств, женщина уходит от него к на тот момент очень перспективному писателю Андрею Белому. И этим всем событиями видно отражение в творчестве Блока.
Теперь его «детища» стали абсолютно другими: осмысленными, с другой ритмикой и интонациями. Да и к объекту обожания теперь относится не как к чему-то неземному и не досягаемому, а к как вполне приземленному, но все также желанному нечто. Почему нечто? Да потому что он и как женщину ее особо не воспринимал. Ему просто нужно было кем-то восхищаться и кого-то любить.
К моему большому сожалению, в одном из последних циклов стихотворений Блока под названием «Кармен», посвященного танцовщице балетной труппы, на выступления которой часто ходила Александр Блок, я увидела не любовь, а именно страсть, которая вряд ли зканчивается чем-то хорошим, а ведь так хочется верить в неземную бесконечную любовь. До селе не известно, была ли эта женщина любовнице поэта, но между ними была страсть, которая и позволила писать ему такие прекрасные стихотворения.
Александр Блок ушел из жизни весьма молодым, но он так и остается символом Серебряного века русской литературы.
Ante Lucem
Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле
Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:
- «Офелия в цветах, в уборе…»;
- «Песня Офелии»;
- «Гамаюн, птица вещая»;
- «Сирин и Алконост»;
- «Накануне Иванова дня…»
Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.
Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».
Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…»
Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине «Одинокий…» относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, «царевна», живущая в высоком тереме. Поэт изображает реальные встречи влюбленных, используя в их описании возвышенную романтическую атрибутику.
Тема магической любви организует композицию стихотворения: метафорическая конструкция «околдован огнями любви», поданная в зачине, точно отражается в финальной строке, приобретая дополнительный эпитет «темная».
Лексемы «ворожу»/«ворожба» встречаются в каждом из трех катренов небольшого текста. С их помощью определяется основное занятие главных героев. Лирический субъект признается, что он гадает «уж давно» и увлеченно: «ворожбой полоненные дни» складываются в годы. Колдовство стало путем спасения от «тяжелого бремени лет», выходом из конфликта с внешним миром. Однако привязанность, порожденная магией, не в силах избавить влюбленного от ощущения одиночества, сообщением о котором начинается поэтический текст. Эта деталь становится первым сигналом, свидетельствующим о неудовлетворенности лирического «я» своим положением.
Герои одновременно являются и субъектами, и объектами мистического обряда. Если попытки лирического «я» гадать на возлюбленную оканчиваются неудачей, то у невесты-колдуньи ворожба складывается успешно. Контекст определяет преимущество девушки над заговоренным женихом: ему приходится являться на зов невесты даже против воли. В тексте два раза встречается обращение-просьба лирического «я»: «Не зови».
Риторический вопрос, звучащий в конце стихотворения, служит подтверждением зреющего желания освободиться от любовных пут, сковывающих героя.
Среди стилевых особенностей произведения выделяется обилие лексики с полногласиями: уже упомянутая «ворожба» дополняется лексемой «полоненные». К ним примыкают примеры с двойным звуком «о»: «околдован», «одной». При помощи упомянутых фонетических средств создается эффект замедленного плавного движения.
Мотив колдовского обряда сближает анализируемое стихотворение с произведением «Гадай и жди. Среди полночи…» Здесь возникает тема таинственного свидания с «дерзостным» персонажем, осложненная мотивами двойничества и сложной трактовкой «огненной игры» героев.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Блока.
Иван Печилейский
Ученик (68), закрыт 4 года назад
Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Блока
«Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. Кто-то на плечи руки положит, Кто-то ясно заглянет в глаза.
И мгновенно житейское канет, Словно в тёмную пропасть без дна. И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина.
И напев заглушённый и юный В затаённой затронет тиши Усыплённые жизнию струны Напряжённой, как арфа, души. » Очень надо.
Зинаида Женчевская
Высший разум (182790) 4 года назад
Страшные годы, ужасные времена, наитяжелейшие испытания веры, силы воли — тяготеют над судьбой поэта-символиста, живущего на изломе веков чёрно-сизые тучи, грозящие разразиться разрушающим дождём. Но не прогибается душа поэта под сокрушающими ударами жизни, рвутся на волю смелые мысли, облекаемые в форму слов, рождается стихотворение. Есть минуты, когда не тревожит.
Блок-поэт. Блок-символист. Блок-художник. Блок-музыкант. Блок-одиночка. Одиночество. Одиночество-это скорее слабость, чем сила. В своём стихотворении Блок радуется мгновенной передышке в бурном течении жизни, взывает к единению человеческих душ, воспевает гибель одиночества, восхваляет человеческую способность чувствовать. Невольно хочется провести параллель между блоковской элегией «Есть минуты, когда не тревожит. » и стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Та же напевная мечтательность, схожие мотивы одиночества роднят строки поэтов, разделённых почти сотней лет.
Передаётся читателю и настроение поэта: немного светлой грусти, нечеловеческой тоски и какой-то неясный восторг льётся неисчерпаемым потоком извне и переполняет душу. Также хочется отметить некую неясность, загадку, тайну, которую сложно разгадать. Кто же этот неведомый «кто-то». оказывающий поддержку лирическому герою-поэту? Любимая женщина? Верный друг? Сама жизнь? Я не знаю ответа.
Галина Бирюлина
Ученик (138) 1 год назад
Разве можно публиковать такой поверхностный и примитивный анализ? При чем тут одиночество Блока? Поэт рассказывает о процессе творчества, о том, что чувствует творец при создании стихотворения / картины / музыки / научного открытия / фильма / скульптуры. Образ птицы, заключенной в клетку, нельзя понимать буквально. Птица — это творческое озарение, облаченное в окончательную форму. Процесс создания закончен — и птица вдохновения пожизненно заключена в клетку. Теперь творец опустошен. Он ждет нового таинства творчества.
анализ к стих. А Блока Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь. Меня не зови. Я и сам уж давно ворожу
Ксюша Маник (Marga) Мудрец (11781) 3 года назад
уныние и пессимизьм, стррашно далек аффтор от проблем трудового народа!
Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 3 года назад
Блок добивается удивительной насыщенности маленьких лирических произведений? Он смело развивает содержание обычных выражений и понятий. Иногда в пределах небольшого стихотворения есть смысловая цепь реально родственных слов, но в своем настойчивом подборе и обновлении являющих некий скрытый, тайный ход душевных движений. Просто будто определено: «околдован огнями любви» («Одинокий, к тебе прихожу. «), хотя уже и здесь дан свой оттенок — «огнями любви». «Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. » Далее состояние «околдован» вызовет ответную реакцию: «давно ворожу», «спасался одной ворожбой», «ворожу над тобой», наконец, «ворожбой полоненные дни я лелею года».»От тяжелого бремени лет Я спасался одной ворожбой, И опять ворожу над тобой, Но неясен и смутен ответ. Ворожбой полоненные дни Я лелею года, —не зови. Донесена не только высшая степень околдованности, а бесконечность жизни возлюбленного в одном качестве, в одном желании — проникнуть в чары чувства. Поэтому в последней строке достаточно было сказать о непогасших «огнях заколдованной темной любви», чтобы передать феномен внутреннего бытия героя и любви как таковой. Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк). Размер: трёхстопный анапест. Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге.
История создания
Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году и посвящено другу писателя – художнику Нилусу Петру Александровичу. Бунин называл своего друга поэтом живописи. В стихотворении отражены чувства сразу двух людей: самого поэта и его друга.
Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:
Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.
Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.
Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.
Стихотворение И. А. Бунина «Одиночество» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.
Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.
Тема
В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.
Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла».
Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.
В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…».
Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.
В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.
В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.
Композиция
Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.
Жанр
Жанр произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы – мужские.
Средства выразительности
Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».
Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».