Характеристика Эвелины
Это была мудрая и добрая девочка, развитая не по годам. При первом знакомстве можно заметить ее невозмутимость и спокойствие, с которым она смотрела на обычные вещи. По отношению к Петру она ласкова и проницательна. Недаром в ней одной в детские и юношеские годы слепой видел отраду и утешение. Эвелина – первый и единственный друг Петра, впоследствии его возлюбленная. Их отношения гармоничны, со временем они только крепнут. Эвелина всегда воспринимала боль Петра как свою собственную. Момент, когда она узнала, что он слеп, запомнился ей на всю жизнь: она плакала над этим обстоятельством так, словно мальчик (в ту пору еще незнакомый) был ее близким родственником или другом.
Характеристика дяди Максима
Дядя Максим был отставным военным. Привыкший к порядку и дисциплине, он хочет сделать из племянника достойного и уверенного в себе человека, которому были бы не страшны никакие душевные переживания и бытовые тяготы.
Дядя принимает активное участие в воспитании Петра: старается внушить своей сестре, почему важно не изнежить ребенка, а научить его жить в нашем непростом мире. Дядя никогда вслух не жалеет мальчика, тем самым не дает ему повода усомниться в том, что он может стать счастливым
По его инициативе в дом приходят молодые люди, среди них кадет и студенты – все для счастливого будущего Петра. Именно с дядей Максимом юный Петр отправляется в важнейшее путешествие за смыслом жизни.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 725.
Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В. Г.Короленко «Слепой музыкант».
Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, — слепому? Герою Короленко — слепорождённому Петру — приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался «с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела». Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения.
Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них — — был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же — Егорий — был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!» — бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.
Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье
С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы
Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий любви»: она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.
Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому «приходится налегать на вёсла» и идти к свету, солнцу, счастью!
Владимир Галактионович Короленко прожил очень тяжелую жизнь. Но даже находясь в жестокой ссылке на территории Якутии, он оставался борцом за справедливость и права человека. Многие его современники достаточно тепло отзывались о нем, подчеркивая его порядочность и тонкую натуру. Именно такие качества характера зачастую присутствуют в его произведениях. Взять, например, рассказ Короленко «Слепой музыкант». Это произведение подводит к грани невероятного трагизма восприятия Уже само название подсказывает, что сюжет рассказывает о судьбе человека, лишенного зрения.
Главные герои
В повести «Слепой музыкант» герой, который родился слепым, но нашел свое место в жизни. Слепой от рождения, он чувствует себя отверженным от общества. Он рано понимает свое отличие от других, становится неуверенным и робким. Ему тяжело дается общение с окружающими, со своими ровесниками. Когда в его жизни появляется девочка Эвелина, Петя понимает, что нашел верного и надежного друга. Он обладает музыкальным слухом, и дядя Максим поощряет его к активным действиям. В итоге, Петр становится музыкантом. | |
Мудрая и развитая не по годам девочка. В ней есть то, чего нет в других: она проницательна, тонко чувствует боль и страдание другого человека. Душа ее ранима и сострадательна. Когда она узнала, что Петр слепой, она так горько плакала, как будто это был ее собственный недуг. Она с нежностью относится к мальчику, становится ему настоящим другом, надежным и верным. Эвелина помогает мальчику почувствовать себя полноценным человеком. Со временем их чувства перерастают в любовь, и она становится женой Петра. | |
Брат Петиной матери, дядя Максим, очень переживает о будущей судьбе племянника. Бывший военный, он не привык отступать перед трудностями. Это решительный и волевой человек. Он делает все, чтобы мальчик обрел уверенность в собственных силах, стал смелым и сильным. Он никогда не выказывает жалости, чтобы мальчик не чувствовал себя не таким, ка все, не дает ему превратиться в изнеженную куклу, над которой все будут сюсюкать. Именно его плодотворное влияние внесло огромный вклад в становление личности Петра. |
Литературное направление и жанр
«Слепой музыкант» — повесть реалистического направления о становлении героя. Как и положено в реализме, характер героя обусловлен многими обстоятельствами: его окружением, влияющими на него обстоятельствами и эпизодами. Характер главного героя всё время находится в процессе изменения, так что и в конце счастье героя не кажется полным: Короленко даёт возможность читателю додумать продолжение, оставляя героя на пике его возможностей.
В образах Петруся и его дяди Максима чувствуется влияние романтизма и даже сентиментализма. Впрочем, чрезмерная эмоциональность, отчуждённость Петруся объясняется его положением инвалида. Эгоизм мальчика тоже объясняется реалистическими причинами — благополучной жизнью в кругу любящих родных. Вот в образе Эвелины, кроме романтической внешности, всё реалистично. С точки зрения Короленко, именно такой и должна быть любящая женщина.
Жанр «Слепого музыканта» определяется как повесть, имеющая черты одновременно психологической и философской. В подзаголовке Короленко называет произведение этюдом. Не случайно определение жанра такое же, как у музыкального произведения, и обозначает изучение чего-либо. В данном случае Короленко исследует, как инвалид, слепой человек (а косвенно – и безногий) обретает смысл жизни.
«Слепой музыкант» анализ
«Слепой музыкант» анализ произведения В. Короленко приведен в этой статье. Тема, идея, жанр, проблематика, главные герои, сюжет и композиция произведения «Слепой музыкант» раскрыты в этой статье.
«Слепой музыкант» Короленко анализ
Автор — Владимир Короленко
Год написания — 1886
Толкование названия:
«Слепой» (калека, неполноценный человек, что требует ухода) «Музыкант» (творческий, талантливый человек, что нашел свое призвание) Тема: Духовное испытание личности, которая должна найти саму себя, смысл своего существования среди людей. Роль искусства в формировании личности
Идея: Упорным трудом, при поддержке родных и друзей человек может преодолеть любые препятствия, преодолеть даже такой ужасный недостаток, как слепота.
Жанр: Повесть
Главные герои «Слепой музыкант»
Петр Попельский — слепой музыкант; мать Анна Михайловна (урожденная Яценко); дядя Максим (брат матери); конюх Иохим; Эвелина — любимая Петра; братья Ставрученко; Егорий, Роман -звонари; слепые
Проблематика «Слепой музыкант»
воспитание; формирования позитивной жизненной позиции; поиска смысла жизни; сочувствие человеческому горю; отношение к людям с ограниченными возможностями; смириться или бросить вызов судьбе
Композиция — 7 разделов и эпилог
Сюжет «Слепой музыкант»
два рассказа
- о том, как елипородженный мальчик тянулся к свету, к жизни;
- о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе понимание и сострадание ко всем обездоленным.
Элементы сюжета «Слепой музыкант»
Экспозиция: предчувствие беды — и приговор: «Ребенок родился слепой». Это трагедия. Как сложится его жизнь? Развитие действия: влияние окружающих на судьбу мальчика: (мама, дядя Максим, Иохим, Эвелина, слепые певцы). Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе? (Встреча с звонарем, паломничество со слепцами). Развязка: путь поисков, долгожданное счастье: жена, сын, талант, признание. Эпилог: вместо слепого, эгоистического страдания он нашел в душе ощущение жизни. «… Он стал чувствовать и человеческое горе и человеческую радость».
Символы в произведении «Слепой музыкант»
Свет — это не только свет солнца, недоступное слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.
Темнота — это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая в своем страдании.
Путь слепого музыканта — это преодоление темноты в себе, что является важным для человека.
Чему учит произведение «Слепой музыкант»? Быть милосердными к окружающим, человечными, терпимыми к человеческому страданию и как прожить достойную и полноценную жизнь.
- Интересные факты о строительстве
- Правильный уход за домашними животными: как…
- Какие произведения создал Васнецов?
- Как арендовать квартиру без посредников
«Слепой музыкант» — краткий пересказ
Первые страницы рассказа повествуют о том, что в семье богатых украинских помещиков родился мальчик. Со временем странное выражение лица маленького Петеньки, толкает его мать на мысль, что ребенок слепой. Врач подтверждает ее догадки и констатирует, что мальчик никогда не сможет видеть.
Это полностью меняет жизнь матери, она начинает непрерывно заботиться о своем несчастном сыне и дарить ему максимальное количество материнской любви. У матери Петра есть родной брат — Максим Яценко, храбрый мужчина, которого еще с раннего детства тянуло на безрассудные подвиги.
Он убежал в Италию, чтобы взять участие в противостояние с австрийцами в составе отряда Гарибальди. В сражение он теряет ногу и вынужден вернуться назад на родину. Максим делает замечания своей сестре, что она не сможет путем безграничной заботы о Петеньке, воспитать в нем настоящего мужчину и сам берет на себя эту миссию.
Петенька рос очень впечатлительным мальчиком: его пугали звуки природы, он не мог справиться с обилием эмоций от различных шумов и часто терял чувство от них. Очень часто маленький Петенька заходит в конюшню, чтобы послушать как старый конюх Иохим играет на своей дудке.
Эта музыка захватывает Петю, духовно насыщает и завораживает его. Увидев это, Максим просит конюха петь слепому мальчику народные песни, что еще больше покоряет сердце незрячего. Единственным другом Петеньки была девочка Эвелина, дочь соседского помещика.
Вместе ребята росли, а вступив в юношество, ощутили настоящие чувства друг к другу. Эвелина, душа которой переполнена любовью и жалостью к Петру, принимает твердое решение стать его супругой, чтобы всю жизнь быть рядом с любимым человеком.
Глава пятая
Прошло еще несколько лет. Эвелина и Петр стали уже молодыми людьми, им хотелось каких-то новых впечатлений, но жизнь в усадьбе была скучной и однообразной. Чувствовал это и дядя Максим. Чтобы как-то развеять скуку, он пригласил в гости своего старого товарища Ставрученко, который жил в семидесяти верстах от их усадьбы. Ставрученко приехал в гости с сыновьями-студентами.
Молодые люди живо обсуждали различные вопросы, много внимания уделяли Эвелине, а вот Петра вроде и не замечали. Такое отношение больно ранило самолюбие слепого юноши, но он долгое время старался не подавать виду. Однако во время одной беседы Петру стало совсем тоскливо и одиноко, он встал и куда-то ушел. Эвелина нашла друга у заброшенной мельницы. В этом месте и состоялся судьбоносный разговор молодых людей. Они признались друг другу в любви, а Эвелина первой предложила Петру обвенчаться.
После неожиданной помолвки молодые люди вернулись к гостям, где Петр сел за фортепиано. Юноша играл столь вдохновенно и красиво, что поразил своим умением всех присутствующих. Старший сын Ставрученко сказал, что юноше нужна серьезная школа, такой талант необходимо развивать.
Жанр и направление
Это повесть реалистического направления о становлении главного персонажа. Как и полагается в реализме, образ героя определяется множеством обстоятельств: обществом, которое влияет на него, эпизодами и ситуациями. Характер Петра постоянно находится в процессе изменения, поэтому в конце произведения счастье героя может показаться неполным. Писатель позволяет читателю самостоятельно придумать продолжение, оставив главного персонажа на пике его возможностей.
В героях повести Пете и дяде Максиме можно прочувствовать веяние романтизма. Однако сильная экспансивность и отчужденность Петра объясняются его врожденным недугом. Эгоизм ребенка также обусловлен реальными причинами — благополучной жизнью в обществе любящих его людей. Но в персонаже Эвелины все реально, кроме романтической натуры. Как считает писатель, именно так должна выглядеть любящая девушка.
Жанр произведения определен как повесть, имеющая одновременно философские и психологические черты. В подзаголовке писатель называет свой рассказ этюдом. Не зря определение жанра совпадает с музыкальным произведением — это означает исследование чего-либо. В этом случае автор пытается исследовать, как инвалид обретает смысл жизни.
- развитие положительной жизненной позиции;
- воспитание;
- сострадание к горю человека;
- поиск смысла жизни;
- покориться либо бросить вызов судьбе;
- отношение к инвалидам.
Характеристика Петра
На долю главного героя выпало большое испытание: он слеп с рождения, и должен постепенно прийти к пониманию своей ценности и нужности в этом мире. Поначалу ему сложно общаться со сверстниками, но появление в его жизни Эвелины приносит ему немало приятных минут: он обретает подругу, близкого человека. По сути, Петр хочет найти свое место в жизни, но сначала ему нужно принять факт собственной слепоты.
Долго он не может смириться с тем, что не такой как все, что не видит мир. Он должен прийти к пониманию того, что обладает большим талантом, и захотеть его развить до высокого уровня. Во многом достижению этой цели способствует влияние дяди Максима, который придумывает для племенника новые испытания. Мы видим, как из мнительного и неуверенного юноши Петр постепенно становится сильным человеком, любящим жизнь. Когда он перестает жалеть себя и начинает дышать полной грудью, результаты не заставляют себя ждать: и вот Петр уже слепой музыкант. Краткое содержание истории рассказывает о том, как у него образуется семья, личное счастье.
Глава шестая
Осенью Попельские нанесли ответный визит Ставрученко. В нескольких верстах от их имения находился N-ский монастырь, куда все вместе решили поехать. Там Петр познакомился со слепым послушником-звонарем Егорием, который внешне был удивительно похож на главного героя. Егорий также родился слепым. Он рассказал историю о послушнике Романе, который ослеп в семь лет. Петр немного позавидовал Роману, ведь тот успел узнать, что такое быть зрячим.
Зимой юношу терзали постоянные вопросы о смысле жизни слепых людей. Ему стало казаться, что все окружающие от него только страдают, хоть и жалеют. И так продолжалось до самой весны, когда решено было поклониться чудотворной иконе. Она находилась в небольшом городишке верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских. У входа в церквушку сидели слепые нищие и тянули заунывную песню. Петр сначала сильно их испугался, но затем справился с нервным потрясением и подал слепым милостыню.
Летом Петр с Максимом поехали на бричке в Киев. Там юноша должен был взять уроки у известного пианиста. Однако по дороге путешественники встретили двух слепцов, которые держали путь в Почаев. Петр принял решение пойти вместе с этими людьми, а Максим поехал в Киев один и долго скрывал от родни поступок племянника.
Дорога в Почаев и общение с людьми, которые были тоже лишены зрения, обогатили юношу новыми приятными впечатлениями. Он выучил и часто стал напевать песню слепцов. Хоть чудо в Почаеве не случилось, душа Петра получила свое исцеление.
Юноша вернулся домой только поздней осенью.
От автора
К шестому изданию
Чувствую, что пересмотр и дополнения в повести, выдержавшей уже несколько изданий, являются неожиданными и требуют некоторого объяснения. Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение. И в устных, и в печатных критических замечаниях мне приходилось встречать возражение, повидимому, очень основательное: по мнению возражающих, этот мотив отсутствует у слепорожденных, которые никогда не видели света и потому не должны чувствовать лишения в том, чего совсем не знают. Это соображение мне не кажется правильным: мы никогда не летали, как птицы, однако, все знают, как долго ощущение полета сопровождает детские и юношеские сны. Должен, однако, признаться, что этот мотив вошел в мою работу, как априорный, подсказанный лишь воображением. Только уже несколько лет спустя после того, как мой этюд стал выходить в отдельных изданиях, счастливый случай доставил мне во время одной из моих экскурсий возможность прямого наблюдения. Фигуры двух звонарей (слепой и слепорожденный), которые читатель найдет в гл. VI, разница их настроений, сцена с детьми, слова Егора о снах — все это я занес в свою записную книжку прямо с натуры, на вышке колокольни Саровского монастыря Тамбовской епархии, где оба слепые звонаря, быть может, и теперь еще водят посетителей на колокольню. С тех пор этот эпизод, — по моему мнению, решающий в указанном вопросе, — лежал на моей совести при каждом новом издании моего этюда, и только трудность браться снова за старую тему мешала мне ввести его раньше. Теперь он составил самую существенную часть добавлений, вошедших в это издание. Остальное явилось попутно, так как, — раз тронув прежнюю тему, — я уже не мог ограничиться механической вставкой, и работа воображения, попавшего в прежнюю колею, естественно отразилась и на прилегающих частях повести.
25 февраля 1898 г.
Ключевые моменты
В эпилоге главный герой потрясает присутствующих игрой на пианино. Он находит собственное счастье. Дядя Максим считает, что племяннику это удалось лишь потому, что он смог забыть свои «эгоистичные страдания». В этих иллюстрациях читатель видит, что путь Петра состоял из трех ключевых моментов:
- Осознание героем того, что жизнь в его руках. Он может добиться всего, если захочет.
- Встреча со звонарями, где Петр отходит от своей главной цели ради прокрастинации и того, чтобы жалеть себя. Ложный путь.
- Возвращение Петруся на истинную дорогу судьбы. Обретение себя, победа над страхами, создание семьи и нахождение настоящего предназначения.
Жизнь Петра не была легкой, но именно она создала его как личность и человека. Совершая ошибки и возвращаясь к своим настоящим амбициям, он в итоге обретает счастье. К этой мысли подводит читателя в своей повести «Слепой музыкант» В. Г. Короленко. Анализ литературного сочинения писателя позволяет в этом убедиться.
Внутренний мир Петра тесно связан с природой, хоть герой и не может ее увидеть. Характерной чертой произведения Короленко можно назвать то, что окружающий мир отражает психическое состояние героя.
Повесть закончилась счастливо. Петр осознал, что только через сострадание к другим его душа очистится от эгоизма, станет зрелой и наполнится истинными чувствами. Свое призвание он находит в том, чтобы делать людей счастливыми с помощью музыки. Его семья тоже счастлива рядом с ним.
Герои повести
Главный герой повести – слепой музыкант Пётр Попельский. Он родился в богатой семье польского помещика, добродушного и хозяйственного. Живой и подвижный по натуре, Петрусь из-за болезни часами сидел смирно, прислушиваясь к окружающим звукам.
Сталкиваясь с чем-то новым, эмоциональный Петрусь возбуждается до обморока. Так происходит, когда в 3 года его впервые выводят в поле, на берег реки. Это место впоследствии становится любимым местом его отдыха. То же случается после встречи юного Петра со слепыми нищими, так его взволновавшей.
Природа интересует мальчика, но остаётся от него совершенно закрытой, главным выражением внешнего мира остаются звуки.
В пять лет мальчик был тонок и слаб, его глаза задумчиво и сосредоточенно смотрели вдаль.
В этом возрасте ему отрываются природа и музыка, а также красота народной песни. Со временем увлечение музыкой стало центром умственного роста Петруся. С 9 лет Максим стал учить мальчика. К этому времени Петрусь стал высоким, стройным, бледнолицым. Волосы и глаза у него были тёмными.
Читатель отслеживает работу мысли героя в период его становления. Короленко подмечает, что слепые не умеют скрывать своих мыслей и чувств, которые отражаются на лице. Пётр проходит через озлобление и разочарование, пока не находит своё предназначение в служении бедным и обездоленным доступным ему способом – музыкой.
Мать главного героя – натура гордая и тонко чувствующая. Смысл её жизни – в счастье сына: «Слепота её ребёнка стала и её вечным, неизлечимым недугом». С самого момента рождения она чувствует, что «вместе с новорождённым ребёнком явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы».
Если Иохим заинтересовал Петруся музыкой, то мать стала его главным учителем, открыв ему фортепиано. Она не имела «непосредственного музыкального чувства», которое от природы было у Иакима, обиделась на него
Но потом всё же завоевала внимание сына, когда постигла чарующую тайну музыки Конюха, гармонию песни с природой
Мать долго пыталась объяснить сыну, что такое цвета, как выглядит мир. Она не принимает невозможность Петра прозреть.
Дядя Максим – безногий инвалид, тоже нашедший смысл своей жизни в воспитании племянника. Его мужественная деятельная натура не находила выхода, с тех пор как он, известный в Киеве забияка, уехал в Италию, примкнул к гарибальдийцам и был изувечен в бою с австрийцами. У него не было правой ноги и левой руки. Максим был по-прежнему остр на язык. Его наружность пугала: брови были угрюмо сдвинуты, а сам он окутан клубами табачного дыма. Голову его Короленко то и дело называет большой и квадратной, мысль неугомонной, а сердце – горячим и добрым. Максим понимал, что в жизни-борьбе нет места для инвалидов.
Воспитывая и развивая Петруся, Максим изучал физиологию, психологию и педагогику. Он увлёкся и надеялся, что обиженный судьбой племянник «поднимет доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью». Максим даже придумал ему девиз: «Обездоленный за обиженных».
Когда Максим понял, что будущее племянника будет связано с музыкой, он решил познакомить мальчика с песнями «сильного, вольного народа».
Именно Максим руководил этапами становления племянника. «Он мечтал для Петра не о спокойствии, а о возможной полноте жизни,.. кипучих кризисах и борьбе».
С Эвелиной Петрусь познакомился в возрасте 9 лет. Она была дочерью соседей-стариков, небольшой девочкой с длинной русой косой и голубыми глазами. Эвелина выглядит одновременно и младше своих лет из-за маленького роста, и старше, потому что благодаря солидности была похожа на крохотную взрослую женщину.
Голос Эвелины кажется слепому необычайно приятным и спокойным. Эвелина при первом знакомстве узнала о слепоте Петруся и заплакала от жалости к нему. С этих пор Петрусь стал её судьбой. Короленко описывает Эвелину как натуру, предназначенную для тихого подвига любви, для заботы о чужом горе.
Эвелина, казалось, не сомневается в своём предназначении, считая, что «у всякого человека своя дорога в жизни». И всё-таки ей приходится делать выбор в пользу Петра, отказавшись от далёких картин, где не было места слепому. Девушка сама предлагает выйти замуж за Петра, раз уж его полюбила. Так же считает и её отец.
Конюх Иохим сыграл важную роль в становлении мальчика. Некогда он был весельчаком и играл в корчме, но с тех пор, как Марья, в которую он был влюблён, предпочла барского камердинера, Иохим сам сделал ивовую дудку для грустных песен. Он выжег ей сердце, и она стала частью его самого.
Иохим был грубым мужиком в смазанных сапогах и с мозолистыми руками. Но он носил в себе гармонию, живое чувство природы, которое смогло заинтересовать мальчика.