Александр Твардовский — За далью — даль: Краткое содержание
Вступление
События относятся к 1950-1960 году. Рассказчик-поэт из Москвы поездом хочет объехать всю Россию. Его путь лежит к Волге, Уралу, озеру Байкал, Дальнему Востоку. Отправляясь в путь по «родным русским полям», он вспоминает недавнюю войну, «народ – подвижник и герой», который немыслимой ценой заплатил за мир и на своей земле, и в Европе.
В дороге
Творчество – это счастье. Вначале поэт пробивается из безвестности, потом оказывается под огнем критики. Но самое опасное для него – самодовольство. Поэт, как солдат, отставший от полка, спешит за временем. Он видит новое – и вспоминает старое.
Семь тысяч рек
В окно вагона на великую Волгу смотрят рассказчик и сосед-майор. Майор воевал за Волгу под Сталинградом. Воды семи тысяч рек входят в нее. «Волга – середина земли родной». Недаром она носит имя матушки, как сама Россия и Москва.
Две кузницы
Рассказчик родом из Загорья, «негромкой стороны». Яркое воспоминание детства – кузница. «Союз огня с металлом», рождающий «все, чем пашут ниву, корчуют лес и рубят дом». Сюда сходился сельский люд повспоминать прошлое. Рассказчик помнит, как в войну крушила врагов «кувалда главная Урала». Рабочий народ победил врага, выстоял батюшка Урал.
Две дали
Рассказчик в Сибири. Глядя на эти просторы, он вспоминает отчий смоленский край. Всюду среди природы – память о войне. Для героя она жива. Две дороги, дали перед ним – военная и современная.
Литературный разговор
«С людьми в дороге надо сжиться». Здесь провинциалы и столичные жители, старые и молодые, ученые, военные. Всех связала дорога, все делятся сокровенным. Звучит правда. Но в книгах всю правду высказать нельзя: одернут, редактор заставит внести правки. Только пара молодоженов в сторонке. Им хорошо вдвоем. Ведь «что такое в жизни счастье?» Быть вместе, рука в руке, с надеждой, идти по жизни, ехать куда угодно.
Огни Сибири
В нашей Сибири поместятся пять Европ. «Завод и житница державы, ее рудник и арсенал». Родина полков, прошедших войны. Место каторги. Сюда вели людей приказы, мечты, беды. Этот край – навек любимый в сердце русского человека.
С самим собой
Рассказчик оглядывается на свою жизнь. Всего в ней сполна, за все он благодарен. За бедное, но счастливое детство в глухом уголке. За все времена года. Повидал он праздники церковные и новые, советские. Плакал над книгами. И мечтал, и дружил, и любил. Был «всегда с народом». И в 1941 году тоже.
Друг детства
На станции Тайшет рассказчик видит пассажира встречного поезда, лучшего друга детства. Оба прошли войну, оба мечтали о будущем. И вот друг возвращается домой после лагерей. Кто виновен в его судьбе? Нет, не страна. И не народ.
Фронт и тыл
«Где трудней?» Сосед-фронтовик узнал горечь отступления, кровь проливал ради победы, прошел путь «от солдата до комбата». На войне себе не принадлежишь. Жизнь подчинена порядку. Куска хлеба не нужно добывать. Другой спорщик не соглашается: в тылу не ходишь под смертью. А в целом, все хлебнули горя, и там, и там. «Тыл и фронт – родные братья».
Москва в пути
Поездная «родня» разговорила молодоженов. Такая редкость: едут из Москвы, а не наоборот. Ведь столица для многих – мечта. А этой паре совестно в ней оставаться, на всем готовом. А Москва – у них в сердце. Рассказчик рад, что молодежь в стране такая.
На Ангаре
Рассказчик – свидетель перекрытия Ангары. Весь народ – зритель события, праздника. Сибиряки – орел народ! Задумали – сделали. Впрочем, здесь люди со всей страны. Все счастливы. Братской гидроэлектростанции – быть!
К концу дороги
Транссибирская магистраль – связующее звено между Москвой и Сибирью. Автор гордится народом, который преодолел бедность, разруху, вырастил мастеров и ученых. Но болит душа за друга. В Иркутске рассказчик заходит в Александровский централ. Между тем, поезд в «краснолесье», за Хабаровском. Богатый край, каких много в великой стране. Два моряка, два труженика: Владивосток и Ленинград. Рассказчик передает поклоны Тихому океану: От Москвы до Ангары.
Так это было
Не называя имени, рассказчик вспоминает Сталина, «бога», «отца» страны, чей культ личности уже разоблачен. Но кто вернет другу детства годы жизни? От революции к дню сегодняшнему: сколько революционеров полегло от рук своих же. Рассказчик не судья Сталину. Он был и прав, и неправ. А народ делал свое дело. И жил, и живет порою трудно. Как его тетка-труженица колхозница Дарья на Смоленщине. И рассказчик счастлив разделить судьбу с народной.
До новой дали
«Пора!» Мелькнули 10 суток пути. В каждом миге – дела, события, истории жизни. Рассказчик говорит читателю, что был с ним честен. Надеется, что «даль» и «близь» сделали их друзьями. Он прощается с читателем «до новой дали».
Твардовский, «По праву памяти»: краткое содержание по главам
В первой части поэмы А. Т. Твардовского («Перед отлетом») показаны деревенские ребята, которые молоды, полны сил и строят планы на будущее. Они желают служить во благо своей Родины. Но уже во второй части («Сын за отца не отвечает») показана семья, которая сослана в Сибирь. Что-то изменить к лучшему в их жизни уже невозможно. Молодой деревенский мальчишка, который верил в эту страну, получил удар в спину. И его крик — свой крик души — показывает и описывает Твардовский. «По праву памяти», краткое содержание которой изложено в этой статье, показывает очень важные вещи. Читатель видит, как лирический герой желает понять, разобраться и осмыслить все то, что произошло с ним и его семьей.
Третья часть поэмы называется «О памяти». В ней автор обращается к своему читателю и просит никогда не забывать страшные страницы нашей истории.
Литературный анализ
Произведение, создаваемое на протяжение многих лет, относится к жанру лирико-эпической поэмы, поскольку имеет масштабное философское содержание.
Композиционная структура поэмы состоит из пятнадцати глав, имеющих размытую сюжетную линию, объединенную основной тематикой произведения в виде лейтмотива дороги, выраженного в философских размышлениях автора во время путешествия о жизненных ценностях, творческих воспоминаниях, путевых заметках, о судьбе родной отчизны. Каждая из глав представляет собой отдельную остановку в путешествии, некоего островка.
Повествование в поэме ведется от имени лирического героя, осуществляющего поездку по бескрайним российским просторам, наполненную особым романтизмом дорожных путешествий.
В качестве стихотворного размера в поэме используется форма четырехстопного ямба, применяемая в простом и легком виде. Среди средств художественной выразительности, подчеркивающих яркость и сочность языкового звучания произведения, применяются многочисленные эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, а также народные поговорки, пословицы, суффиксы в уменьшительно-ласкательной форме, разнообразные фразеологизмы и устоявшиеся в народе выражения, акцентирующие безграничность русской души, а также ее широту и радушие. Кроме того, в поэме присутствуют синекдоха, метонимия, антитеза, гипербола, литота, ирония, позволяющие автору создать впечатляющие, захватывающие дух красоты русской земли в виде описаний сибирской и уральской природы, дальневосточных видов, необыкновенного впечатления от вездесущей Волги, которая отражает родимую землю.
Восхищаясь восхитительными пейзажами, в душе лирического героя всплывают воспоминания о его малой родине, Загорья, скудном, негромком, небогатом крае, символизирующемся у поэта с невыносимым, но честным людским трудом в образе кузницы, ставшим для автора своеобразным жизненным опытом, пройденным в этой академии наук. Не обходится в поэме и без упоминаний о прошедшей войне, которую пережила родная земля, а также о годах советских репрессий и последующей реабилитации осужденных невинно земляков.
Поэма в полной мере отражает авторский замысел, представленный в обобщенной картине о родной стране, выражающей настроение периода оттепели, а также масштаб государственных планов и тепло настоящей русской души.
8 класс
Популярные сегодня пересказы
- Зеленый шатер — краткое содержание книги Улицкой Роман начинается с радио оповещения о том, что генеральный секретарь Сталин смертельно болен. Семьи трёх девочек – Тамары, Гали и Оли восприняли это объявление как смерть Сталина. Семья Тамары радовалас
- Мнимый больной — краткое содержание комедии Мольера Мольер написал произведение «Мнимый больной». В самом начале автор описывает нам сцену, где Арган считает свои расходы по счетам, которые предоставил ему аптекарь Флеран. Мужчина лечился, но с каждым месяцем чувствовал себя все хуже
- Бедность не порок — краткое содержание комедия Островского Оставшись безучастными ко всеобщему святочному веселью, в доме богатого провинциального купца, Егорушка рассказывает Мите о том, что Гордей Карпыч очень зол на своего брата Любима Карпыча.
- Царь Федор Иоаннович — краткое содержание пьесы Толстого Вся история произошла в доме известнейшего человека, Шуйского. Все начинается с того как бояре вместе с духовенством такой важный вопрос как развод Федора. Причиной такого решения стало, то что его жена не могла иметь детей.
Жанровое своеобразие
С точки зрения жанра поэму можно назвать лирико-философским раздумьем. Хотя сам поэт называет ее «дорожным дневником». Главные действующие лица произведения: советская страна, населяющие ее люди, а также их дела и свершения.
Интересно жанровое своеобразие произведения «По праву памяти», краткое содержание которого свидетельствует о наличии сказочного сюжета, а также волшебных героев:
- главный герой, возвращающийся домой;
- герой-помощник — тракторист;
- антигерой – вор;
- спаситель – Сталин.
Также о преобладании сказочного начала говорит обилие присказок, поговорок, пословиц в фольклорном стиле. Таким образом, Твардовский изображает действительность в мифологизированной форме, поэтому многие эпизоды имеют глубокий символический смысл.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Алый Коваль
Прибывшему на границу озорному и неопытному бойцу Кошкину было в первый же день сделано замечание — он должен был следить за ответами, которые предназначались командиру, за своей четкой и разборчивой речью
- Краткое содержание Островский За двумя зайцами
Довольно таки знаменитая пьеса была создана М.Старицким. Островский же перевел ее на русский язык, и получилось комическое, но поучительное творение. По произведению был поставлен фильм, а в театрах с большим аншлагом проходили спектакли
- Краткое содержание Пестрая лента Конана Дойла
В один из апрельских дней к Шерлоку Холмсу обратилась встревоженная молодая дама, которую зовут Эллен Стоунер и поведала сыщику и его другу свой рассказ.
- Краткое содержание Екимов Ночь исцеления
К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому
- Краткое содержание Крейцерова соната Лев Толстой
Эта повесть, насыщенная красками быта и суровой реальности, начинается в одном из вагонов поезда, где ведётся весьма жаркая и волнующая беседа о сущности любви и её атрибутов. Беседа начинается с пожилого человека и дамы с папиросой
Год издания поэмы: 1967
Поэма «За далью даль» писалась А.Т. Твардовским в течение 10 лет- 1950-1960 года. Тиражи изданий этого произведения измеряются миллионами. А саму поэму называют самым известным и удачным произведением писателя после «Василия Теркина».
Литературный разговор
Рассказчик находится в пути уже третьи сутки, при этом успев проехать едва ли треть пути
Он отмечает, насколько важно в дороге сжиться с людьми. Среди его новых знакомцев и полузнакомцев – «старичок научный», моряк в «хрустящем кителе», «лысый творческий работник»
Кроме того, лирический герой рисует портрет читателя, который любит иметь личный контакт с писателем и не стесняется призывать его к ответу за то, что он что-то не отразил или чего-то не учел. Рассказчику народную критику слышать не только не обидно, а даже радостно. Также лирический герой не забывает упомянуть редактора, которого в финале главы фактически сравнивает с нечистой силой.
Развязка сюжета
Когда Эллен также решила выйти замуж, доктор затеял ремонт и велел девушке перебраться в комнату сестры. Через некоторое время и она стала слышать странные звуки. После наведения справок выясняется, что смерть наследниц выгодна Ройлотту по нескольким причинам:
- Не придется выделить часть денег.
- Можно не бояться за доходность поместья.
Используя свою дедукцию, главный герой увидел то, что позволило раскрыть механизм преступления:
- Длинный шнур не соединенный со звонком и висящий над кроватью. Он просто висел над вентиляционным отверстием в комнате девушки.
- Железный шкаф, стоявший без дела в комнате доктора.
- Плеть и небольшое блюдечко с молоком.
Просматривая записи о приключениях Шерлока Холмса, автор заключает, что он любил разгадывать необычные и даже загадочные дела. Одним из таких рассказов и была «Пестрая Лента». Шерлок Холмс с удовольствием решил и эту загадку, не допустив страшного преступления. Записка важных деталей помогла справиться с задачей.
Великий сыщик провел ночь в комнате Эллен. Сама девушка перешла в безопасное место. Когда среди ночи послышался тихий свист, Холмс тростью начал бить по шнуру и через несколько минут из комнаты отчима послышался душераздирающий крик. Открыв дверь, они с Ватсоном увидели мёртвого доктора, вокруг головы которого обвилась болотная гадюка.
Главы 4-5
Никто не верил Эдуарду, что он принц — ни мальчики из Христовой обители, ни семья Тома. Над ним глумились и даже травили псами. А что же было с нищим, который остался во дворце в одежде Эдуарда? Об этом расскажет пятая глава произведения.
Сначала Том любовался своими богатыми одеждами в зеркале, но потом задумался, почему так долго нет принца? Он испугался, и подумал, что его сейчас схватит стража, и наступит наказание. Когда вошла миловидная девочка, которая была кузиной Эдуарда, Том упал перед ней на колени и стал молить о пощаде. Она очень удивилась, что наследный принц стоит перед ней на коленях. Это увидели и придворные. По дворцу поплыл слух, что принц Мальчики были похожи как две капли воды, поэтому никто даже заподозрить не мог, что принц ненастоящий. Вот так нечаянно принц и нищий поменялись местами.
Король запретил слухам о помешательстве сына распространяться по дворцу, но сам был уверен в том, что его сын «не в себе». Ведь мальчик уверял, будто бы он живёт во дворе Отбросов в бедной семье.
Миф или реальность?
Позвольте задать довольно странный вопрос: «Вправду ли жил на свете гениальный сыщик по имени Шерлок Холмс?»
Нет? Тогда зачем же полмира умоляло Конан Дойла дать подлинный адрес мистера Холмса? (Элементарно ведь, что Бейкер-стрит названа в целях конспирации.) И почему писателю приносили послания (от вполне взрослых респектабельных леди и джентльменов) для передачи упомянутому лицу?.. Да, я совсем забыла про автографы: Конан Дойла просто замучили просьбами добыть автограф знаменитого детектива!
Сыщик-консультант получал совершенно серьёзные предложения расследовать семейные тайны. Бюро газетных вырезок интересовалось, не хочет ли знаменитость стать их постоянным подписчиком. Образ Холмса (в одиночку и с доктором Ватсоном) был неоднократно запечатлён на почтовых марках.
Холмс — В. Ливанов
Кто-то дотошный подсчитал, что 52 высказывания Холмса стали афоризмами и вошли в повседневную жизнь англичан. Самый известный из них: «Это дело на три трубки, Ватсон!» А сколько анекдотов о знаменитом сыщике гуляет по свету! Чапаев со Штирлицем отдыхают…
Когда же мистер Холмс отошёл от дел и поселился на маленькой ферме в Суссексе, чтоб предаться любимому занятию — разведению пчёл, несколько пожилых леди готовы были вести его хозяйство, став своего рода преемницами миссис Хадсон. Одна особенно настойчивая дама уверяла, что обожает разводить пчёл и способна безошибочно «выделить царицу».
И, наконец, сообщение, промелькнувшее в одной из английских газет 1957 года: 6 января, в день своего рождения, на 103 году жизни скончался Шерлок Холмс.
Так существовал ли великий сыщик на самом деле?
Особенности произведений
В данном разделе будет рассмотрен вопрос о том, какие особенности имеют книги «Шерлок Холмс». По порядку их следует рассматривать в зависимости от того, когда они были написаны. Дело в том, что Конан Дойль не писал цельного связанного романа про своего героя. Его повести и рассказы — это выдержки из дневников и отчетов неразлучного спутника и лучшего друга знаменитого сыщика доктора Ватсона. Каждый рассказ — это отдельно взятое сочинение, хотя во многих из них присутствуют отсылки к другим произведениям. Поэтому очень трудно выстроить в хронологической последовательности все события и приключения известного детектива.
В связи с вышеуказанными особенностями сочинений писателя про Шерлока Холмса, в литературе принято выстраивать эти рассказы и повести в той последовательности, в которой они были написаны автором. Поэтому перед читателем может встать вопрос о том, как следует читать книги «Шерлок Холмс». По порядку лучше с ними ознакомиться в той последовательности, как они были задуманы и опубликованы К. Дойлем. Именно таким образом можно будет проследить за эволюцией главного персонажа, отметить, какие изменения внес писатель в характеристику своего и героя, и, наконец, получить удовольствие от интересных отсылок к тем или иным делам прославленного сыщика.
Анализ
Поэма «По праву памяти» многими критиками была названа покаянием Твардовского. В ней поэт пытается искупить ошибки молодости, его горе и сожаление выливаются в прекрасные строки гениального произведения.
В первой главе вместе с юношескими воспоминаниями можно заметить и предощущение исторических перемен, которые обернутся трагедией и конфликтом героя не только с окружающей действительностью, но и с самим собой. Именно внутренний конфликт станет основным во второй главе произведения. Поэт под разными углами смотрит на фразу Сталина «Сын за отца не отвечает». Эти слова были неким спасательным кругом для тех, кто не хотел разделить участи своих родителей. Однако лирическое «я» поэта отвергает эту помощь, он не хочет предавать своего отца. Более того, он встает на защиту изгнанного родителя. Твардовский готов ответить за него, отстаивать право на человеческое отношение к врагу народа, тем самым пытаясь искупить юношеское предательство своей семьи.
Но постепенно идея ответственности за дела родителей перерастает в ответственность за свершения всей страны. В том, что творилось во времена Сталина, виновны все те, кто молчаливо взирал на репрессии.
Немного об авторе
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине. Его отец зарабатывал на хлеб, будучи кузнецом, часто устраивал вечера чтения произведений великих поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Это стало первым решающим толчком в литературном развитии творца. Мама Александра Трифоновича была очень чуткой и заботливой, об этом он неоднократно упоминал в своих стихотворениях и заметках. Поэт окончил Педагогический университет и Институт истории, философии, литературы в Москве (МИЛФИ). Первое стихотворение Твардовского было написано ещё в раннем детстве. Во время войны был в рядах солдат с самого начала и до победы в борьбе с немецкими фашистами. За что не единожды награждён орденами и медалями. Война по-особому коснулась души поэта, что невозможно не заметить, прочитав хотя бы одно стихотворение Твардовского. В последние годы Александр Трифонович был главным редактором литературного журнала «Новый мир», с этой должности его долго и разными методами пытались снять. Александр Трифонович был непоколебим до того, пока не уволили его заместителей, взамен поставив врагов. После ухода из журнала Александр Трифонович осел на даче с грустью о былом, а затем решил объездить матушку-родину. Великий поэт недолго прожил, оставив в памяти читателей и товарищей по перу неизгладимый след. Умер Твардовский в 1971 году.
«Поэма «По праву памяти»»
Смыкая возраста уроки. Сама собой приходит мысль — Ко всем, с кем было по дороге Живым и павшим отнестись. А. Твардовский Великие события, произошедшие в нашей стране, отразились в творчестве Александра Трифоновича Твардовского и в форме прямого их изображения, и в форме связанных с ним отдельных переживаний-размышлений. В этом смысле его творчество в высшей степени злободневно. Крупнейшим послевоенным произведением Твардовского явилась поэма “За далью — даль”. В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора — пассажира поезда “Москва—Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя. Поэма “По праву памяти” мыслилась первоначально автором как одна из “дополнительных” глав к поэме “За далью — даль”, приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя “По праву памяти” не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным “циклом”, вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора “Василия Теркина”. Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:
Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой…
Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.
И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою.
Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:
Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать… Лишь от себя теперь добавим. Что проще — да. Но что сложней?
Вторая глава “Сын за отца не отвечает” самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму “По праву памяти”.
Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца.
Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.
Да, он умел без оговорок, Внезапно — как уж припечет — Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.
Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы. В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, “живы” наши предки, их дела и подвиги. Память — это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:
Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу…
Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.
А вы, что ныне норовите Вернуть былую благодать, Так вы уж Сталина зовите — Он Богом был — Он может встать.
Средства выразительности
Язык поэмы яркий и сочный, помимо эпитетов, метафор и олицетворений, в произведении много пословиц, поговорок, различных фразеологизмов и устоявшихся выражений народного характера. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу и литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, заслуга в этом разнообразные тропы и стилистические приёмы.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Цицерон» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр
Следующая
Анализ стихотворений«Песня про купца Калашникова» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, история создания, жанр, проблемы
Анализ поэмы «За далью — даль»
Глубокий смысл вложил в понятие далей Александр Твардовский. «За далью — даль» — анализ произведения приведен в этой статье — с невероятным мастерством передает описания долин, рек и озер, воспоминания автора и его рассуждения о настоящей и предстоящей жизни.
Одни из самых проникновенных — фронтовые эпизоды, которые поэт брал из собственной памяти
Пожалуй, самое важное в этой поэме — сопоставление времен, радости и печали обитателей эпохи, их осознание грядущего нового времени
Твардовский как будто сквозь всю свою жизнь проносит эти воспоминания, гармонично вписывая их в эту поэму, которую он считал одним из своих ключевых произведений.
Это настоящий литературный шедевр XX века.
Основным сюжет поэмы, является тема дороги. Лирический персонаж отправился на поезде в путешествие по всей стране. В самом начале читатель узнает, что этот путь пролегает через Сибирь и Урал. В это путешествие он хотел отправиться давно. Наш герой вспоминает военные будни, голод и разруху. Он хочет увидеть новую, возродившуюся за мирное время, страну.
Споры в вагонах, картины дорог, наполняют произведение необходимым фоном. Автор размышляет о карьерном росте, и призывает молодое поколение ехать на освоение необжитой земли. Затем, отмечается, грандиозность задуманных проектов по освоению Сибири. Поэт повествует о возведении гидроэлектростанции на реке Ангара. В конце, лирический персонаж приезжает во Владивосток.
(Пока оценок нет)
Другие сочинения:
- Поэма “За далью – даль”, за которую А. Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А. Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав. Основной мотив поэмы – мотив дороги. Лирический Read More ……
- Поэма “За далью – даль”, за которую А. Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А. Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав. Основной мотив поэмы – мотив дороги. Лирический Read More ……
- Твардовский жил и творил в самую сложную и противоречивую эпоху советской истории. Большинство его произведений тесно связаны с теми событиями, которые происходили в стране. Отличительной чертой Твардовского, на мой взгляд, является его неумение лукавить. Искренность – вот основное его качество. Read More ……
- Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин. Совсем иной характер носят поэмы Твардовского “За далью даль” и “По праву памяти”, так как в них Read More ……
- Существенную основу поэм Твардовского составляет образ дороги. Сюжеты поэм необычайно динамичны. Динамика выражается не только внешне. Герой Твардовского внутренне, духовно растет. Это и новые горизонты, открывающиеся взору: Волга, Урал, Сибирь, это и ясность, широта жизненной перспективы, честный взгляд в будущее Read More ……
- Я убит подо Ржевом Стихотворение обладает своим сюжетом. В нем, лирический персонаж, повествует свою личную историю, которая впоследствии переходит в историю целого народа. Понять читателю эту картину помогает перечисление автором самых важных периодов войны. Больше всего солдата волнует, что он Read More ……
- Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой. А. Т. Твардовский Времена меняются, мы уже живем в демократическом государстве, сейчас вовсю публикуются произведения, которые были запрещены долгие семьдесят лет. В частности, нам стала известна нигде не Read More ……
- По праву памяти Произведение является исповедью. Оно во многом отображает биографию поэта, и считается подведением итогов, многолетних раздумий поэта. В первой части поэмы, писатель вспоминает свое детство с его радужными надеждами. Он также вспомнил о товарище, с которым они вместе Read More ……
Краткое содержание За далью даль Твардовский
Тема
Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетают описания природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, философские размышления о жизни, истории, личные воспоминания. Писатель поднимает темы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме. Много внимания уделено тематике творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.
Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Масштабные, захватывающие дух красоты Урала, Сибири встают перед глазами читателя. Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет главного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика. Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.
По праву памяти
Смыкая возраста уроки, Сама собой приходит мысль — Ко всем, с кем было по дороге, Живым и павшим отнестись. Она приходит не впервые. Чтоб слову был двойной контроль: Где, может быть, смолчат живые, Так те прервут меня: — Позволь! Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой. . . И мне да будет та застава, Тот строгий знак сторожевой Залогом речи нелукавой По праву памяти живой. 1. ПЕРЕД ОТЛЕТОМ Ты помнишь, ночью предосенней, Тому уже десятки лет, — Курили мы с тобой на сене, Презрев опасливый запрет. И глаз до света не сомкнули, Хоть запах сена был не тот, Что в ночи душные июля Заснуть подолгу не дает. . . То вслух читая чьи-то строки, То вдруг теряя связь речей, Мы собирались в путь далекий Из первой юности своей. Мы не испытывали грусти, Друзья — мыслитель и поэт. Кидая наше захолустье В обмен на целый белый свет. Мы жили замыслом заветным, Дорваться вдруг До всех наук — Со всем запасом их несметным — И уж не выпустить из рук. Сомненья дух нам был неведом; Мы с тем управимся добром И за отцов своих и дедов Еще вдобавок доберем. . . Мы повторяли, что напасти Нам никакие нипочем, Но сами ждали только счастья, — Тому был возраст обучен. Мы знали, что оно сторицей Должно воздать за наш порыв В премудрость мира с ходу врыться, До дна ее разворотив. Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать. Что проще! В целости оставим Таким завет начальных дней. Лишь от себя теперь добавим: Что проще — да. Но что сложней? Такими были наши дали, Как нам казалось, без прикрас, Когда в безудержном запале Мы в том друг друга убеждали, В чем спору не было у нас. И всласть толкуя о науках, Мы вместе грезили о том, Ах, и о том, в каких мы брюках Домой заявимся потом. Дивись, отец, всплакни, родная, Какого гостя бог нанес, Как он пройдет, распространяя Московский запах папирос. Москва, столица — свет не ближний, А ты, родная сторона, Какой была, глухой, недвижной, Нас на побывку ждать должна. И хуторские посиделки, И вечеринки чередом, И чтоб загорьевские девки Глазами ели нас потам, Неловко нам совали руки, Пылая краской до ушей. . . А там бы где-то две подруги, В стенах столичных этажей, С упреком нежным ожидали Уже тем часом нас с тобой, Как мы на нашем сеновале Отлет обдумывали свой. . . И невдомек нам было вроде, Что здесь, за нашею спиной, Сорвется с места край родной И закружится в хороводе Вслед за метелицей сплошной. . . Ты не забыл, как на рассвете Оповестили нас, дружков, Об уходящем в осень лете Запевы юных петушков. Их голосов надрыв цыплячий Там, за соломенной стрехой, — Он отзывался детским плачем И вместе удалью лихой. В какой-то сдавленной печали, С хрипотцей истовой своей Они как будто отпевали Конец ребячьих наших дней. Как будто сами через силу Обрядный свой тянули сказ О чем-то памятном, что было До нас. И будет после нас. Но мы тогда на сеновале Не так прислушивались к ним, Мы сладко взапуски зевали, Дивясь, что день, а мы не спим. И в предотъездном нашем часе Предвестий не было о том, Какие нам дары в запасе Судьба имела на потам. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Навстречу жданной нашей доле Рвались мы в путь не наугад, — Она в согласье с нашей волей Звала отведать хлеба-соли.
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ