«Тёркин»
Утром 23 июня 1941 года в Главном Политуправлении Красной Армии Александр Твардовский получил предписание: вместе с группой писателей и поэтов он направлялся в Киев. В штабе Киевского особого военного округа поэту назначили место службы — редакция фронтовой газеты «Красная Армия». В трагические первые месяцы войны фронт и тыл вскоре перепутались местами. В конце сентября, по собственным словам поэта, он «едва выбрался из окружения». Потом были поспешные отъезды редакции из Харькова, Воронежа…
Если редакции газет, чьё место вдали от линии фронта, едва успевали оторваться от наступающих танковых клиньев немцев, то на передовой жизнь для простого солдата представлялась вовсе мрачной, практически безысходной. Звать его на подвиг голыми агитками было бесполезно. А ещё и тошно. Вспоминая после войны о том периоде, Александр Трифонович писал: «Чувство неудовлетворённости всеми видами нашей работы в газете постепенно становилось для меня личной бедой. Приходили мысли и о том, что, может быть, не здесь твоё настоящее место, а в строю — в полку, в батальоне, в роте, где делается самое главное, что нужно делать для Родины».
Майор Твардовский вспомнил опыт работы в редакции газеты ЛенВО «На страже Родины». Тогда с друзьями-поэтами Николаем Тихоновым и Самуилом Маршаком они вместе начали то «вскладчину», то по очереди писать небольшие фельетоны о солдате Васе Тёркине. Скорее, это были даже не стишки, а подписи в рифму под весёлые картинки, на которых наш боец — невероятный герой — крушил белофиннов почище, чем нынешний Человек-паук всяческую нечисть в голливудских фильмах. Эти комиксы по-советски закончились с окончанием финской войны.
Фото из архива
На Великой Отечественной войне под пером поэта родился Василий Тёркин.
Осенью 1941-го Твардовский решил вернуться к образу солдата, созданному коллективным разумом друзей по поэтическому цеху. Кстати, Александр Трифонович никогда не приписывал себе лично «отцовство» образа героя, всегда упоминал соавторов, участвовавших в его появлении. Но лубочный Вася-супергерой остался «на той войне незнаменитой», на Великой Отечественной войне под пером поэта родился Василий Тёркин:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Стихи шли сами собой, «без начала, без конца», о простых человеческих чувствах и поступках.
Вот не спится человеку,
Словно дома — на войне.
Зашагал на дровосеку,
Рубит хворост при луне.
Рифмованное повествование неожиданно для самого автора превращалось в эпос. Из набора эпизодов начала складываться панорама войны, увиденная глазами рядового бойца.
В июне 1942-го Александр Твардовский получил новое назначение — в газету Западного фронта. Осенью на страницах «Красноармейской правды», с продолжением, начали публиковаться первые главы поэмы. Успех был невероятен, стихи сразу же перепечатывали центральные газеты, потом вышла книга. Простые и понятные каждому стихи Твардовского читали в тылу и в окопах. Василий Тёркин стал на войне с фашистами главным русским народным героем. Он действительно был близок народу в серых шинелях, который воевал и умирал за Родину в тверских болотах, херсонских степях и на руинах Сталинграда.
…А ещё это была пропаганда и агитация высшей пробы, без пафоса зовущая в бой:
Срок придёт, назад вернёмся.
Что отдали — всё вернём.
Сочинения
Твардовский А.Т. — поэт двадцатого века. Он вошел в литературу как летописец важных событий времени, в котором жил писатель. С ним мы познакомились на уроке, где изучили подробно жизнь Твардовского и его лирику. На уроке мы сделали заключения, где понимаем, вся жизнь автора и все его творчество переплетались тесно с жизнью страны и народа. Каждое его стихотворение, каждая его работа заслуживает внимания, ведь автор поднимает самые разнообразны вопросы, и затрагивает разные темы в своей лирике.
Если говорить об основных мотивах, об особенностях лирики Твардовского и ее тематике, то стоит сказать что его стихотворения разнообразны. Здесь просматриваются и философские мотивы, затрагивает автор и тему малой родины, волнует автора и тема поэта и поэзии, просматриваются и стихотворения о любви. Однако значительное место в работах Твардовского отведено теме войны и памяти в лирике писателя.
Тема войны и памяти в лирике Твардовского
Если остановиться на лирике, где автор поднимает тему памяти, то здесь мы увидим два направления
Твардовский с помощью стихотворений рассказывает читателям, насколько важна память о погибших солдатах, кроме того, писатель отмечает важность семейной памяти, важность рода и той цепочки, что идет от поколения к поколению, но которую так старательно разрушали репрессии
Если говорить о памяти погибших на войне, то здесь я бы выделила поэму Василий Теркин и стих Я убит подо Ржевом
Если же говорить о важности воспоминаний о своем родстве и корнях, то данная тема хорошо прослеживается в работе Памяти матери, в поэме По праву памяти и во многих других его работах
Тематику войны автор впервые затронул, когда стал участником Великой Отечественной, где он работал корреспондентом. Его военная лирика, как хроника жизни на фронте, где автор писал и о подвигах и о быте солдат, где писатель создает образ человека на войне. Автор своим творчеством пытается показать настоящие реалии. Читая работы Твардовского, мы видим его любовь к Родине, его ненависть к врагам. В творчестве писателя чувствуется боль за родную землю, за народ, которому пришлось страдать, перенося бедствия военных лет.
Особенности лирики Твардовского
Особенности лирики писателя в том, что стихи Твардовского написаны глазами очевидца, донося читателям всю правду, искренне и со всей суровостью. Это автор сделал для того, чтобы мы, потомки, знали правду прошлых времен, лучше понимали нравственное величие, которое народ сумел пронести сквозь сложные годы, полные тяжелых испытаний.
Лирика А.Т. Твардовского
А какую оценку поставите вы?
Тёркин на том свете
Василий Тёркин – вымышленный персонаж, солдат Великой Отечественной войны. Эта поэма – продолжение истории, получившей свое начало в «Книге бойца» (подробнее о ней в первом пункте рейтинга).
Сюжет увлекательный – солдат погибает на войне и попадает в иной мир. Василий узнает, что здесь тоже есть железный занавес, ГУЛаг и даже социалистический ад. Все как в СССР.
Неудивительно, что поэма «Тёркин на том свете» не получила одобрения от властей, ведь Твардовский высмеял сталинизм, бюрократизацию общества и социалистический образ жизни.
Впервые поэму напечатали в 1963 году во времена оттепели.
Анализ главы «Смерть и воин»
Одна из самых психологически глубоких глав поэмы «Василий Теркин» Твардовского — глава «Смерть и воин», в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: «Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…». Полная капитуляция героя — если он сам станет просить Смерть «забрать» его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и «пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот…» Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти («‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил»), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день «погулять среди живых», но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: » — Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой». Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат — полуживого и тех, кто спасает его («Берегут, несут с опаской»), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть «впервые» подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится «нехотя» давать «отсрочку» раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского «Василий Теркин», анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.
Жанровые и композиционные особенности
Литературная принадлежность произведения «По праву памяти»:
- род литературы — гражданская лирика;
- структурный тип текста — поэзия;
- жанр — лирико-публицистическая поэма.
Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.
Композиционные особенности:
- Внешняя композиция: поэма состоит из трех глав и предисловия. Главы имеют названия: «Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти». Все три части объединены повествованием от лица общего лирического героя, с которым автор себя отождествляет.
- Внутренняя композиция: поэма построена в форме монолога-исповеди. В первой части герой обращается к своему другу — «мыслителю», во второй — к представителям молодого поколения («Вам, из другого поколенья…»), в третьей — идет внутренняя полемика с теми, кто предлагает забыть прошлое.
Главные мысли произведения:
- нельзя забывать прошлое;
- нет прощения преступлениям против своего народа;
- без покаяния нет будущего.
В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:
- Пространство русской природы — широкое и необъятное. Неслучайно, поэма начинается с воспоминаний о юности, проведенной в сельской местности. Связь с землей, деревней присуща практически каждому русскому человеку. Сам Твардовский происходил из крестьянской семьи. В первой части поэмы он рассказывает о своей малой Родине — хуторе Загорье Смоленской области.
- Пространство российской истории — в нем трагически сплетаются судьбы поколений. На долю сверстников Твардовского выпали тяжелейшие испытания. Когда он был ребенком, шла Гражданская война. Потом была насильственная коллективизация и раскулачивание. Репрессии затронули и семью будущего поэта: его отец и братья были раскулачены и отправлены в ссылку, родной хутор сожжен. После тревожных 1930-х годов последовали еще более суровые 1940-е годы, когда вся страна мужественно боролась с немецко-фашистскими захватчиками и испытывала невероятные лишения. В годы войны Твардовский работал корреспондентом, свои впечатления он описывал в репортажах и ставшей всемирно известной поэме «Василий Теркин». После «оттепели» 1953—1964 годов стали осуществляться попытки реставрации старого режима. Все эти исторические события нашли отражения в поэме.
- Морально-нравственное пространство — внутри каждого человека идет постоянная борьба между добром и злом. Люди ежедневно делают выбор, и иногда он оказывается роковым. Многие строки произведения полны раскаяния и болезненных переживаний на тему того, что нельзя вернуть. Предметом осмысления Твардовского становится не только персональная ответственность человека за свою личную судьбу, но и за те процессы, которые происходят с его страной и народом.
По праву памяти
Смыкая возраста уроки, Сама собой приходит мысль — Ко всем, с кем было по дороге, Живым и павшим отнестись. Она приходит не впервые. Чтоб слову был двойной контроль: Где, может быть, смолчат живые, Так те прервут меня: — Позволь! Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой. . . И мне да будет та застава, Тот строгий знак сторожевой Залогом речи нелукавой По праву памяти живой. 1. ПЕРЕД ОТЛЕТОМ Ты помнишь, ночью предосенней, Тому уже десятки лет, — Курили мы с тобой на сене, Презрев опасливый запрет. И глаз до света не сомкнули, Хоть запах сена был не тот, Что в ночи душные июля Заснуть подолгу не дает. . . То вслух читая чьи-то строки, То вдруг теряя связь речей, Мы собирались в путь далекий Из первой юности своей. Мы не испытывали грусти, Друзья — мыслитель и поэт. Кидая наше захолустье В обмен на целый белый свет. Мы жили замыслом заветным, Дорваться вдруг До всех наук — Со всем запасом их несметным — И уж не выпустить из рук. Сомненья дух нам был неведом; Мы с тем управимся добром И за отцов своих и дедов Еще вдобавок доберем. . . Мы повторяли, что напасти Нам никакие нипочем, Но сами ждали только счастья, — Тому был возраст обучен. Мы знали, что оно сторицей Должно воздать за наш порыв В премудрость мира с ходу врыться, До дна ее разворотив. Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать. Что проще! В целости оставим Таким завет начальных дней. Лишь от себя теперь добавим: Что проще — да. Но что сложней? Такими были наши дали, Как нам казалось, без прикрас, Когда в безудержном запале Мы в том друг друга убеждали, В чем спору не было у нас. И всласть толкуя о науках, Мы вместе грезили о том, Ах, и о том, в каких мы брюках Домой заявимся потом. Дивись, отец, всплакни, родная, Какого гостя бог нанес, Как он пройдет, распространяя Московский запах папирос. Москва, столица — свет не ближний, А ты, родная сторона, Какой была, глухой, недвижной, Нас на побывку ждать должна. И хуторские посиделки, И вечеринки чередом, И чтоб загорьевские девки Глазами ели нас потам, Неловко нам совали руки, Пылая краской до ушей. . . А там бы где-то две подруги, В стенах столичных этажей, С упреком нежным ожидали Уже тем часом нас с тобой, Как мы на нашем сеновале Отлет обдумывали свой. . . И невдомек нам было вроде, Что здесь, за нашею спиной, Сорвется с места край родной И закружится в хороводе Вслед за метелицей сплошной. . . Ты не забыл, как на рассвете Оповестили нас, дружков, Об уходящем в осень лете Запевы юных петушков. Их голосов надрыв цыплячий Там, за соломенной стрехой, — Он отзывался детским плачем И вместе удалью лихой. В какой-то сдавленной печали, С хрипотцей истовой своей Они как будто отпевали Конец ребячьих наших дней. Как будто сами через силу Обрядный свой тянули сказ О чем-то памятном, что было До нас. И будет после нас. Но мы тогда на сеновале Не так прислушивались к ним, Мы сладко взапуски зевали, Дивясь, что день, а мы не спим. И в предотъездном нашем часе Предвестий не было о том, Какие нам дары в запасе Судьба имела на потам. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Навстречу жданной нашей доле Рвались мы в путь не наугад, — Она в согласье с нашей волей Звала отведать хлеба-соли.
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Анализ главы «Переправа»
В главе «Переправа» Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле». В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига «ребят», выполнивших свое задание ценой потерь: «Этой ночи след кровавый В море вынесла волна». «Вцепившийся» в правый берег «первый взвод» не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: «Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу». И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку («Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна») для того, чтобы сообщить «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!». После того, как он сообщает о готовности первого взвода «переправу обеспечить», Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут — и он должен вернуться.
Анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского
Александр Твардовский был не только известным писателем-литератором, но и успешно совмещал литературную деятельность с журналистской, что, в свою очередь, оставило отпечаток на стиле написания стихотворений и поэм, а также на их тематике и посыле к читателю.
В конце 1970 года Твардовский написал знаменитое стихотворение «По праву памяти», в основу которого легла автобиография поэта. Время написания автобиографического стихотворения пришлось как раз на тот период в истории, когда писателей перестали ущемлять в высказываниях и упоминаниях политических тем. Александр Твардовский не упустил возможность высказать свое мнение о политике Сталина, и написал «По праву памяти».
Стихотворение Твардовского можно условно разделить на три части, которые объединены между собой одной главной мыслью, с помощью которой писатель попытался донести до читателя, почему для написания произведения была выбрана именно эта тема.
Первая часть
В ней писатель рассказывает читателям о своих заветных мечтах, говорит, к чему стремился и какие цели ставил перед собой в юношеские годы. При жизни поэта была издана в тираже только первая часть автобиографического стихотворения.
В начале Твардовский знакомит читателей с двумя молодыми ребятами из обычной деревни, которые еще не сталкивались с суровой реальностью жизни и проблемами, и до сих пор верят в безоблачное будущее и исполнение заветных желаний. Их запал, юношеский максимализм и желание жить дают им прилив сил, которые они тратят на пользу Родине. В этой же части автор четко намекает, что юношам придется столкнуться с жестокой реальностью и спуститься на землю со своих радужных мечтаний.
Вторая часть автобиографического стихотворения
Во второй части стихотворения Твардовского любой читатель может в самых ярких красках прочувствовать всю тяжесть степени отчаяния и безысходности автора. В этой части поэт целиком и полностью отразил свое душевное состояние. Он был подавлен и сломлен из-за ссылки своей семьи в холодные объятия ледяной Сибири, но ничего не мог исправить. Поэт так и смог понять, как так могло произойти, что обещания политических деятелей и их слова совсем ничего не значат и никогда не совпадают с действиями. Вера в идеологию была навсегда подорвана и навсегда оставила душераздирающий след в душе автора.
В конце 70х годов 20го века среди народа было широко распространено такое понятие, как «враг народа». Чтобы получить такое «звание» достаточно было не только самому нарушить законы или переступить черту в высказываниях в адрес политических деятелей, но и иметь родителей, за ошибки которых отвечали и несли наказание их дети. В скором времени, Сталин объявил народу, что это неправильно, и «сын не должен отвечать за ошибки отца». После таких слов многие люди смогли наконец-то свободно вздохнуть, но не Твардовский. Он отнесся к такому шагу известного политика как к предательству в кругу семьи. Получается, теперь дети вправе «отказаться» от своих родителей, тем самым навсегда разорвав кровную связь. К современным читателям он обратился с некой долей иронии:
Заключительная часть произведения «По праву памяти»
Третью, заключительную часть стихотворения «По праву памяти» Твардовский посвятил читателю. Поэт хотел донести, что чтобы не случилось, нельзя отказаться от своего прошлого, своей семьи или ее поступков. Человек не имеет права забыть о своих корнях и начать все заново.
Прочитав стихотворение – сердце читателя не сможет остаться равнодушным. Главная мысль и посыл, лежащие в основе литературного произведения в том, что нельзя идти смелыми шагами в хорошее будущее, если вы не помните или не хотите знать своего прошлого.
Основная идея
Возраст никогда не является преградой для совершения героического поступка. Во время военных событий весь народ объединен общей целью — победить врага и освободить страну от захватчиков. Каждый вносит свою лепту в мирное небо будущего. Такова главная мысль произведения Александра Твардовского «Рассказ танкиста».
Также автор заставляет задуматься о том, как важно сохранять в памяти подвиги таких людей. Этот мальчик рисковал собой ради других и проявил ум не по годам
Он достоин вечной славы, а мы должны иметь такой пример перед глазами. Имена таких анонимных героев мы продолжаем находить до сих пор благодаря поисковым бригадам. Эту работу нужно продолжать, чтобы история навеки запечатлела настоящий героизм тех, кто пал за Родину и ее свободу. Таков смысл стихотворения «Рассказ танкиста».
Глава «Сын за отца не отвечает»
Центральная глава в поэме. В ней в полной мере раскрывается трагедия жизни самого Твардовского. Он рос в семье «врага народа». Отец с матерью и младшим сыном из-за сталинских репрессий оказались сосланы в Сибирь, а родной хутор, где вырос поэт, сожгли. Твардовскому, незадолго до этого переехавшему в Смоленск, удалось избежать этой участи. Но совесть он успокоить не смог — не так-то просто отказаться от своей семьи.
Разлука с родными, потеря отчего дома — все это выливается на страницы второй главы поэмы под названием «Сын за отца не отвечает». Это знаменитая фраза Сталина, произнесенная им в 1935 году — пример неприкрытого политического обмана. Твардовский пытается понять, в чем виноват «сын кулака», за что он должен страдать? И почему его вождь, «отец народа», главный идеолог страны так ненавидит таких как он, делая их жизнь в советском обществе невыносимой?
Также поэт стремится разгадать, отчего Сталин был так любим своим народом. Многие репрессированные верили, что стоит ему только самому взяться за дело, лично прочесть письмо в Кремле, и вся несправедливость тут же исчезнет, а приговоры будут отменены. Крестьяне без земли становились рабочими и рукоплескали, хотя в реальности радоваться было нечему. Отныне они были обречены на тяжелейший труд, скитания и бедность.
Измученная душа Твардовского уже размышляет об ответе. Неужели сын кулака не вправе побороться за справедливость? Неужели он не в силах ответить за своего отца, честного, добросовестного работника? И почему он должен от него отказываться?
Третья часть
Продолжаем анализ «По праву памяти» Твардовского. Последняя глава поэмы «О памяти» передает мысли автора и мотивы, заявленные в ее названии: «забыть велят безмолвно». Она написана в свободной манере. В ней автор поднимает много вопросов: отголоски споров, которые велись в редакции «Нового мира», когда они отстаивали право литературы — говорить правду. «Забыть велят и просят — память под печать». Все строки текста создают целостное представление и построены на мироощущении автора, который ясно выражает свою позицию. «Все знают все; беда с народом!» Твардовский меряет все высшими для него критериями — «правдой сущей», «памятью правдивой» и совестью. Ключевыми словами третьей части являются: быль, правда, память, боль.
Как показал анализ «По праву памяти», слова Твардовского говорят каждому, что за свое время отвечаем только мы, и каждый из нас в долгу перед прошлым. Какой бы ни была правда горькой, и как бы ни хотели ее «в забвенье утопить», каждый должен знать правду, чтобы уберечься от повторения страшных и преступных ошибок. Поэтому поэт меряет все «памятью правдивой», поскольку без нее сопричастности к жизни не бывает. За героем произведения стоит поэт-гражданин, который учит нас высокой нравственности, милосердию и гражданственности. Быть теми людьми, которые «не прячут глаз».
«Книга про бойца» («Василий Теркин») Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А. Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался «Теркиным» и талантом его автора. Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой («На войне сюжета нету», — говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя. Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом — кто его знает, попадет ли к нему «продолжение» истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя…
За далью – даль
Лирическая поэма «За далью – даль» написана в 1950–1960 годах. За нее Твардовский получил Ленинскую премию (высшая форма поощрения граждан СССР).
Поэма состоит из 15 глав, объединенных одной темой – путешествие. Автор передвигается по Транссибирской железнодорожной магистрали. Он рассказывает читателям о событиях, которые происходят в вагоне и за окном поезда, делится своими размышлениями.
Твардовский размышляет о судьбе родной страны, о вечных ценностях. Проблемы справедливости и совести, жизни и смерти, творчества и предназначения переплетаются с описаниями пейзажа за окном и романтическим настроением путешественника.
Фронтовая хроника
Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.
Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, — осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского.
Анализ главы «Поединок»
Глава «Поединок» имеет в поэме «Василий Теркин» особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который «был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит», но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: «Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит». Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами — натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом («Человек ты? Нет. Подлец!», — говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая «подвиги» этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: «Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: — Герой!» Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом — в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.
О Родине
Родиться бы мне по заказуУ теплого моря в Крыму,А нет,— побережьем КавказаХодить, как в родимом дому.
И славить бы море и сушуВ привычном соседстве простом,И видеть и слышать их душуВрожденным сыновним чутьем…
Родиться бы, что ли, на Волге,Своими считать ЖигулиИ домик в рыбачьем поселке,Что с палубы видишь вдали…
Родиться бы в сердце Урала,Чья слава доныне скрытна,Чтоб в песне моей прозвучалаС нежданною силой она.
В Сибири, на Дальнем Востоке,В краю молодых городов,На некоей там новостройке,—Везде я с охотой готовРодиться.
Одно не годится:Что где ни случилось бы мне,Тогда бы не смог я родитьсяВ родимой моей стороне —
В недальней, отцами обжитойИ дедами с давних времен,Совсем не такой знаменитой,В одной из негромких сторон;
Где нет ни жары парниковой,Ни знатных зимой холодов,Ни моря вблизи никакого,Ни горных, конечно, хребтов;
Ни рек полноты величавой,А реки такие подряд,Что мельницу на два постава,Из сил выбиваясь, вертят.
Ничем сторона не богата,А мне уже тем хороша,Что там наудачу когда-тоМоя народилась душа.
Что в дальней дали зарубежной,О многом забыв на войне,С тоской и тревогою нежнойЯ думал о той стороне:
Где счастью великой, единой,Священной, как правды закон,Где таинству речи родимойНа собственный лад приобщен.
И с нею — из той незавиднойПо многим статьям стороныМне всю мою Родину видно,Как город с кремлевской стены.
Леса ее, горы, столицы,На рейде ее корабли…И всюду готов я родитьсяПод знаменем этой земли.
А только и прежде и нынеМилей мне моя сторона —По той по одной лишь причине,Что жизнь достается одна.
Произведение Твардовского «По праву памяти»
Александр Твардовский (1910—1971) — известный советский поэт, военный корреспондент, лауреат Сталинской премии. На протяжении многих лет возглавлял один из самых крупных литературных журналов СССР «Новый мир». В первую очередь прославился как автор военной поэмы «Василий Теркин».
Произведение «По праву памяти» не было опубликовано полностью при жизни поэта. Оно не прошло цензуру и долгие годы было под запретом. Впервые целиком было напечатано только в годы Перестройки — в 1987 году.
Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
История создания, чему посвящено
Произведение «По праву памяти» Твардовский писал долго — с 1963 по 1969 год. Супруга поэта вспоминала, что такая длительность написания связана с тем, что в 1965 году умерла мать Твардовского, к которой он был глубоко привязан. Но не только переживания по поводу кончины близкого человека не давали вовремя закончить поэму.
Автор признавался, что считает «По праву памяти» — одним из самых главных своих произведений. Поэма имеет исповедальный характер. В ней Твардовский, по его словам, пытался «Немую боль в слова облечь».
Вторая половина 1960-х годов стала временем нападок и гонений на возглавляемый им журнал «Новый мир». После начала «оттепели» это издание стало прибежищем прогрессивных антисталинистских сил. Здесь печатались писатели и поэты, которые не могли получить разрешение на публикацию своих произведений в других советских журналах.
После смещения Хрущева в 1964 году в партийном руководстве укрепились консервативные позиции. «Оттепель» была заморожена. Процесс десталинизации начал сворачиваться. Окончательно в немилость властей Твардовский впал после отказа им одобрить судебный приговор писателям Даниэлю и Синявскому в 1966 году. Последней точкой стало неодобрение поэтом введения советских войск в Чехословакию во время Пражской весны 1968 года.
В 1969 году Твардовский был снят с поста редактора журнала «Новый мир» и вскоре тяжело заболел. Он скончался в 1971 году. Таким образом, поэма «По праву памяти» стала не только его последним крупным произведением, но и своеобразным завещанием, подводящим итоги его жизни.
Основные темы поэмы:
- историческая память;
- покаяние;
- ошибки прошлого;
- личная и общественная вина;
- сталинизм;
- репрессии;
- забвение;
- трагедия российской истории XX века;
- сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
- сыновья и отцы.
Чему посвящено произведение:
- осмыслению исторического прошлого советской страны;
- попытке понять феномен любви народа к Сталину;
- раскаянию поэта за свои заблуждения;
- осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
- потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.
История публикации:
- Изначально произведение задумывалось как продолжение опубликованной в 1961 году поэмы «За далью – даль», в которой содержалась критика культа личности Сталина.
- Первая глава была напечатана в 1969 году в январском журнале «Новый мир» как отдельное стихотворение под названием «На сеновале».
- Вторая и третья части поэмы были запрещены цензурой сроком на 18 лет.
- Полностью произведение было опубликовано в 1987 году: в журнале «Знамя» № 2 и «Новом мире» № 3.
Вторая часть
Анализ поэмы «По праву памяти» по главам продолжим словами, которые «обронил в кремлевском зале» Сталин, и они были восприняты многими людьми как избавление от «несмываемой метки» — «сын за отца не отвечает». Вторая часть произведения называется так же. Слова «отца народов» оказались обманом, и Твардовский отображает, как аморальны и бесчеловечны эти слова «для виновных без вины».
Повторяясь, они приобретают совершенно новое эмоциональное и смысловое значение в произведении «По праву памяти». Анализ показывает, что ровно в пять слов автор вписывает судьбы крестьян, искалеченных «великим переломом», целые народы, брошенные в изгнание, судьбы людей, которым пришлось оплатить вдвойне просчеты «великого полководца».
Смысл произведения, чем нас учит
«По праву памяти» — смелая и честная попытка Твардовского отрефлексировать происходящие с его поколением события. Это было необычное по своей открытости для советского времени произведение. Автор называет вещи своими именами не завуалированно, не боится высказывать резкие оценки и суждения. Неслучайно, что поэму не допустили целиком к печати. Долгие годы она была неизвестна широкой публике.
Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:
- оно учит настоящей, а не притворной любви к Родине;
- утверждает право на историческую память;
- воспевает такие важные нравственные качества, как честность, мужество, чувство долга;
- говорит от необходимости не на словах, а на деле быть сознательным гражданином своей страны, готовым взять на себя ответственность за все, что с ней происходит;
- призывает не разрывать связь между сыновьями и отцами, какими бы сильными между ними ни были противоречия;
- напоминает о настоящих духовных ценностях.