«война и мир»: жанр романа, как толстой определил жанр «войны и мира»

Жанровое своеобразие и особенности романа «война и мир»

Раскрытие проблем

Проблематика произведения так же насыщена и многообразна, как и повествование Толстого. Все это является актуальным и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:

  1. Ложное и настоящее. Толстой пытается определить, что в жизни ложное, а что настоящее. К ложному он относит славу, власть и богатство. При этом настоящие ценности — семья и искренняя любовь.
  2. Война. Автор описывает ее, как бесполезное и жестокое событие, куда негодяи отправляют на смерть миллионы людей ради собственной выгоды. При этом Толстой понимает необходимость защиты своего государства и приветствует патриотизм русских солдат.
  3. Личность. Писатель отрицает основную роль отдельного индивидуума в человеческой истории. Человек для Толстого в масштабах вселенной сам по себе является никем. Но он хозяин собственной судьбы.
  4. Социальная несправедливость. Автор восхваляет обычных русских людей, которые во время нужды, невзирая на все несправедливости, не отворачиваются от своей страны. Но произведение все равно является пессимистичным, поскольку все плоды победы обычных граждан пожали бесполезные дворяне.
  5. Дворянское общество. Писатель с неприязнью изображает светское общество, которое погрязло в алчности, карьеризме и кознях. При этом он показал, что даже среди дворян существуют благородные и образованные люди, но их немного.

Каждый человек должен прислушиваться к себе и отыскать собственный путь развития, не давая обществу негативно повлиять на личные убеждения.

  • Электричество на корабле судне реферат

      

  • Краткая характеристика книги реферата курсовой дипломной работы или статьи

      

  • Национальный характер украинцев реферат

      

  • Реферат на тему преобразователи

      

  • Реферат на тему тахикардия сердца

История создания

Первоначально Л.Н. Толстой хотел показать события, связанные с декабристами 1856 года, далее год начала описания меняется на 1825, а затем – 1812. В результате писатель расширяет временной диапазон и начинает описывать события с 1805 года. Помимо временного промежутка, расширяется и круг проблем, увеличивается количество персонажей.

Работа Л.Н. Толстого над романом приходилась на 1856 год. Для написания исторической эпопеи писателю пришлось проанализировать множество документальных и хроникальных источников. Поездка на Бородино помогла автору отразить свой замысел в произведении.

Мысль народная в романе Толстого

Война 1812 года была выиграна благодаря силе, стойкости и вере русского народа. Народа в полном его составе. Толстой не разграничивает ни крестьян, ни дворян – на войне все равны. И цель у всех одна – освободить Россию от врага. «Дубина народной войны», – говорит Толстой о русском войске. Именно народ является основной силой, победившей врага. Что могут военноначальники без народа? Простой пример – французская армия, которую показывает Толстой в контрасте с русской. Французы, воевавшие не за веру, не за силу, а потому что нужно воевать. И русские, идущие за стариком-Кутузовым, за веру, за землю русскую, за царя-батюшку. Толстой подтверждает мысль о том, что народ вершит историю.

Главные герои и темы

Система разделения образов в романе достаточно многообразна. В ней люди делятся по критериям семьи, статуса, по призванию и личным убеждениям.

Главные герои:

  • Пьер Безухов.
  • Андрей Болконский.
  • Наташа Ростова.
  • Николай Ростов.
  • Элен Курагина.
  • Анатоль Курагин.
  • Василий Курагин.
  • Борис Друбецкой.
  • Анна Михайловна Друбецкая.
  • Илья Ростов.
  • Наталья Ростова.
  • Николай Болконский.
  • Платон Каратаев.
  • Наполеон.
  • Кутузов.

Пьер Безухов был незаконнорождённым сыном состоятельного дворянина. Физически очень сильный, но при этом обладает мягким характером.

Андрей Болконский является представителем древнего рода. В начале романа он одержим образом Наполеона, поэтому старается повторить его путь. Однако скоро он в нём разочаровывается и возвращается в Россию, чтобы своими реформами и нововведениями улучшить страну, но вскоре понимает, что это осуществить невозможно. Князь хотел жениться на Наташе Ростовой, но из-за интрижек этого не получилось. В конце произведения он спокойно умирает в своей постели.

Наташа Ростова была наивной и весёлой девушкой. Была помолвлена с Болконским, но чуть не сбежала вместе с Курагиным. Она старалась позаботиться об умирающем Андрее. В конце произведения девушка выходит замуж за Безухова и становится матерью.

Мария Болконская — запуганная и очень верующая девушка. Очень привязана к своим родителям, поэтому ради них пожертвовала своей счастливой жизнью. В итоге выходит замуж на Николая Ростова. Николай Ростов — старший сын Ростовых. В юношеском возрасте был довольно ветреным, но смог стать офицером. Женится на Марии Ростовой.

Элен Курагина — порочная женщина, которая вышла замуж за Пьера Безухова, чтобы получить его деньги. После того как начался процесс развода, она умерла. Анатоль Курагин — красивый, но уродливый душой. Сорвал свадьбу Натальи с Андреем. На войне потерял ногу и лежал в госпитале вместе с Болконским, где и получил его прощение. Василий Курагин был карьеристом в возрасте. Думал только о личной выгоде, не любил никого.

Борис Друбецкой — молодой человек, который за счёт матери пробился в высшие слои общества. Карьерист, ищет выгоду даже в самых мелочах. Анна Михайловна Друбецкая — старая и хитрая женщина. Помогла Борису пробиться в свет, а Пьеру с её помощью получил наследство отца.

Илья Ростов — весёлый граф, который всегда всем помогал. Он пожертвовал своим состоянием, чтобы раненых увезли из Москвы. Впал в тяжёлую депрессию после смерти сына. Наталья Ростова была доброй женщиной, которая очень любила свою дочь. Поддержала Наташу после неудачного побега с Курагиным. После смерти Петра у Натальи произошли проблемы с психическим состоянием.

Николай Болконский — генерал в отставке, грубый и жёсткий. Воспитал своих детей в строгости, но эта черта характера пугала дочь. Умер после того, как узнал о вторжении французов. Платон Каратаев — обычный солдат, который обладает добротой, милосердием и может помочь в любую минуты. Умер на войне от рук французского солдата.

Наполеон — император Франции, напыщенный и самодовольный мужчина. Ради своей цели готов пойти по головам. Кутузов — заботится о людях своей страны, не гонится за славой. Обладает добротой и настоящим патриотизмом.

Особенности жанра романа «Война и мир»

Роман-эпопея повествует о знаменательных, грандиозных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка исторических событий в романе-эпопее даётся с точки зрения всего народа.

Л. Н. Толстой и сам говорил, что жанр «Войны и мира» невозможно отнести к какому-то определенному существующему литературному термину. Замысел автора касательно своей эпопеи заключался в попытке переплести реалии рассказа с художественными инструментами, таким образом указывая на полную картину жизни героев того времени. Как результат, жанровое своеобразие «Войны и мира» вышло сложным для определения по литературным стилистикам.

Профессионализм Толстого не просто так вызывал восторг у многих писателей и литературоведов: его популярное произведение стало самым трудным во всей мировой литературе. Лев Толстой переплетал некоторое количество различных жанров воедино.

Автор уделял внимание историческим аспектам своего произведения, стараясь воспроизвести их максимально точно, но при этом у него не было цели создавать исторические мемуары. По словам Толстого, ему хотелось принципиально воспользоваться художественными инструментами, чтобы продемонстрировать точную ситуацию, но под определённым ракурсом, который бы отвечал идее произведения

Говоря о том, что Толстой создал роман-эпопею, следует вынести основные черты романа как жанра:

  • На первом месте изображается человек в сложных жизненных ситуациях;
  • Сюжет состоит из различных переплетающихся линий, охватывающих судьбы ряда других персонажей;
  • Объём произведения намного больше в сравнении с другими эпическими формами.

Признаки исторического романа

Л. Н. Толстой уделял большое значение исторической справке событий прошлого (войны 1805−1807 и 1812 годов). Автор собирал различные документы, общался с участниками войны и использовал собственный опыт и знания для написания подлинно исторического фона. Описания реальных исторических личностей (Александр 1, Наполеон и так далее) и войны могли бы подтолкнуть к мысли о том, что произведение с этой точки зрения можно назвать историческим романом.

Тем не менее, события эпопеи не акцентируются на истории, а скорее используют реальные ссылки для создания интересного и знакомого фонового сопровождения. Подлинность исторических событий создаёт лишь базу для раскрытия человечески нравов в эпоху больших государственных потрясений, передачи философских рассуждений автора о масштабных вопросах населения — вопросы войны и мира, роли личности в стрессовых ситуациях, закономерности истории как таковой.

Семейно-бытовые черты

Автор также акцентирует внимание на судьбы нескольких поколений семей (Ростовых, Безуховых и других). Но назвать произведение семейной сагой невозможно, потому читателем не прослеживается четкая смена поколений

Скорее, Л. Н. Толстой кратко описывает дворянские семьи для предоставления более глубокой для понимания картины тех событий. Таким образом, судьбы тех людей являются скорее толчком для раскрытия исторических аспектов произведения.

Философская сторона произведения

Л. Н. Толстой известен не только как писатель, но и как выдающийся философ. Практически все страницы его произведения пропитаны общечеловеческими философскими вопросами. Автор намеренно вводит личные рассуждения, проводя с читателем немой разговор: а уместны ли те или иные действия на фоне конкретных исторических событий?

Несмотря на то, что произведение идёт от третьего лица, складывается стойкое ощущение присутствия Толстого на страницах произведения. Он комментирует сложившиеся ситуации со своей точки зрения. Так, можно заметить, что автор не считает решение одного человека достаточно влиятельным для смены будущего, но воля большого количества людей является разрушительной силой.

Кроме того, следует обратить внимание на размышление Толстого по поводу войны в целом. Несмотря на то, что тема войны и мира является главной идейной проблематикой всего произведения, автор высказывает недовольство о решении конфликта таким способом

Он гуманист, поэтому отторгает войну, осуждая борьбу как таковую.

Жанровое своеобразие, особенности жанра романа Война и мир

Любое литературное произведение написано в определенном жанре, которое определяет его композицию, тему и проблемы, которые поднимаются в нем. Вид жанра зависит и от количества персонажей и связей между ними. Вопрос жанрового определения «Войны и мира» волновал всех читателей и литературоведов, так как сам автор затруднялся дать своему произведению его.

Бесспорно, что «Война и мир» является эпическим произведением. По размеру и количеству персонажей и связей между ними это роман, но позднее для такого крупного произведения был создан термин «роман-эпопея». Но что это понятие в себя включает?

Книга «Война и мир» содержит в себе элементы множества жанров и направлений. Например, исторический роман проявляется во внимании автора к историческим событиям, которые существовали реально. Лев Толстой не только в художественной форме описывает Отечественную войну, но и приводит реальные данные об предпосылках этого события, а также о развитии отношений между странами.

Но это далеко не самый ведущий жанр в романе

Внимание автора сильнее сосредоточено на «мире», чем на «войне». В описании мирных сцен автор описывает чувства и переживания других персонажей, показывает их эволюцию

Они общаются друг с другом и принимают решения. Конечно, их жизнь связана с войной, так как некоторые герои участвуют в ней или связаны иными путями с баталией. В этих эпизодах можно заметить черты психологического романа, ведь герои анализируют себя и свои поступки.

Есть в книге и философское начало. Лев Толстой много размышляет о роли личности в истории, об войнах вообще, о том, кто виноват в них и кто страдает от этого. Также философские отступления посвящены вопросам любви, дружбы, призвания, жизни, месту человека в ней и так далее.

«Война и мир» охватывает множество тем, вопросов и проблем. В этой книге человек может найти ответ на любой вопрос, который его волнует. «Война и мир» — это уникальное произведение, которое позволяет лучше понять Льва Толстого и его жизненную философию, а также его взгляд на устройство мира. Это своего рода итог всего творчества автора, всей его работы.

«Война и мир» — это уникальное произведение в мировой литературе.

Контрасты романа

В произведении читатель постоянно сталкивается с противопоставлением различных понятий, характеров, судеб.

Что такое война? И всегда ли она сопровождается гибелью сотен и тысяч людей? Ведь бывают войны бескровные, тихие, не видимые для многих, но не менее значимые для одного конкретного человека. Иногда даже бывает, что этот человек и не осознает, о том, что вокруг него, ведутся военные действия.

Например, пока Пьер пытался сообразить, как себя правильно вести с умирающим отцом, в том же доме шла война между князем Василием и Друбецкой Анной Михайловной. Анна Михайловна «воевала» на стороне Пьера только потому, что это было выгодно ей самой, но и все-таки во многом благодаря ей Пьер стал графом Петром Кирилловичем Безуховым.

В этой «битве» за портфель с завещанием решалось – будет Пьер неизвестным, никому не нужным, выброшенным за борт жизненного корабля бастардом, или станет богатым наследником, графом и завидным женихом. По сути, именно здесь и решалось, сможет ли Пьер Безухов в результате стать тем, кем он стал в конце романа? Возможно, если бы ему пришлось перебиваться с хлеба на воду, то и жизненные приоритеты у него были бы совершенно другими.

Читая эти строки, явственно ощущаешь, как презрительно относится Толстой к «военным действиям» князя Василия и Анны Михайловны. И в то же время чувствуется добродушная ирония по отношению к абсолютно неприспособленному к жизни Пьеру. Что это, как не контраст «войны» подлости и «мира» добродушной наивности?

Что же такое «мир» в романе Толстого? Мир – это романтическая вселенная юной Наташи Ростовой, добродушие Пьера, религиозность и доброта княжны Марьи. Даже старый князь Болконский с его полувоенным обустройством быта и придирками к сыну и дочери, находится на стороне «мира» автора.

Ведь в его «мире» царит порядочность, честность, достоинство, естественность – все те качества, которыми Толстой наделяет своих любимых героев. Это Болконские и Ростовы, и Пьер Безухов, и Марья Дмитриевна, и даже Кутузов с Багратионом. Несмотря на то, что читатели встречаются с Кутузовым только на полях сражений, он однозначно является представителем «мира» добра и милосердия, мудрости и чести.

Что защищают солдаты на войне, когда бьются против захватчиков? Почему происходят порой абсолютно нелогичные ситуации, когда «один батальон иногда сильнее дивизии», как говорил князь Андрей? Потому что, защищая свою страну, солдаты защищают не просто «пространство». И Кутузов, и Болконский, и Долохов, и Денисов, и все солдаты, ополченцы, партизаны, все они борются за тот мир, в котором живут их родные и близкие, где растут их дети, где остались жены и родители, за свою страну. Именно это и вызывает ту «теплоту патриотизма, которая была во всех… людях… и которая объясняла…, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Контрастность, подчеркиваемая смыслом заглавия романа «Война и мир», проявляется во всем. Войны: чужая и ненужная русскому народу война 1805 года и Отечественная народная война 1812 года.

Резко проявляется противостояние между честными и порядочными людьми – Ростовыми, Болконскими, Пьером Безуховым – и «трутнями», как их называл Толстой – Друбецкими, Курагиными, Бергом, Жерковым.

Даже внутри каждого круга есть свои контрасты: Ростовым противопоставлены Болконским. Знатная, дружная, хоть и разорившаяся семья Ростовых – богатому, но при этом одинокому и бездомному, Пьеру.

Очень яркое противопоставление Кутузова, спокойного, мудрого, естественного в своей усталости от жизни, старого вояки и самовлюбленного, декоративно-напыщенного Наполеона.

Именно контрасты, на основе которых выстроен сюжет романа, захватывают и ведут читателя на протяжении всего повествования.

Тема

Среди множества тем, освещенных автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьезных проблем в социуме.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли свое мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой животрепещущей темы как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны и многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом, и получили нравственную оценку своих действий.

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения – каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с народом – то, чему учит произведение.

Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

За кого вышла замуж княжна Марья Болконская?

Ответ. Марья Болконская вышла замуж за Николая Ростова.

Кто из героев романа исповедует теорию непротивленчества?

Ответ. Платон Каратаев. Этот герой является народным носителем идеи непротивления, что, по мнению автора, свидетельствовало, что философия непротивления злу насилием — в природе русского человека. На Пьера Безухова знакомство с Платоном Каратаевым производит огромное впечатление.

Как повлияло на князя Андрея сражение под Аустерлицем?

Ответ. Князь понял, что слава и власть не имеют никакого значения по сравнению с человеческой жизнью.

Поделиться ссылкой

Статья «Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие»

Негосударственное образовательное учреждение

Церковно-приходская школа «Косинская»

г. Москвы

Статья «Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

г. Москва 2014

Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие

Представить себе русскую литературу, в которой нет «Войны и мира», попросту невозможно. Это одно из центральных ее произведений. «Русская литература и до Толстого знала высокие образцы реалистического искусства. Но впервые у Толстого самоисследование

скрытых пружин движений человеческой души, исторической жизнедеятельности народа, связь, «сопряжение» частного и общего вынесены на страницы повествования».1

Огромным было воздействие романа-эпопеи на писателей поздних времен, особенно в двадцатом веке: в духе традиций Толстого предстают произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, М. Бубеннова, И. Эренбурга, К. Воробьева. Художественные законы, открытые в «Войне и мире» Л.Н. Толстым, составляли и составляют непререкаемый образец и для зарубежной литературы.

Огромным было и остается художественное воздействие эпопеи на каждого, кто прикоснулся к ее поэтической вселенной. Трудно представить без «Войны и мира» и русское патриотическое сознание. «Нет сомнения, здесь воплотился опыт целого народа, столь явно и широко выразил писатель незыблемые ценности своей земли. <�…> Русскому человеку нельзя не любить эту книгу, как нельзя не любить живую часть собственной судьбы».2

Роман «Война и мир» уже долгое время остается одной из главных книг школьной программы. Несмотря на все «противоречия и парадоксы»3 этой книги, великая эпопея несет в себе огромное воспитательное начало, утверждая непреходящие идеалы патриотизма, долга, семьи, материнства.

История создания

Сам Л.Н. Толстой в одном из черновых набросков предисловия рассказывает о начале работы над романом: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего сраму. Кто не испытывал скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Проблема народа и личности

Проблема народа является лидирующей по важности для Толстого. Он ценил в людях доброту, искренность, честность

Только тогда жизнь человека имеет ценность, когда он вместе с народом, а не отдельно от него.

Во время войны людям пришлось объединиться. Общее горе сближает. Именно в беде проявляются лучшие качества человека

Неважно, к какому сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя собственной жизнью

Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан мундира очередной орден.

Автор подчеркивал что, действуя врозь ничего не добьешься. Только объединившись, можно горы свернуть, победить любого врага. Простой народ он считал единственной силой, против которой никто не устоит.

«Война и мир»: особенности жанра и образ автора

Сам Лев Николаевич Толстой отказывался определять жанр своей книги. В статье «Несколько слов по поводу «Войны и мира» он писал: «Что такое «Война и мир»? это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

Вот так: не роман, не поэма, а просто книга

Может быть, не так уж важно, каков жанр этого произведения? Поверьте, очень важно: не увидев жанровое своеобразие, мы не сможем понять позицию и роль автора-повествователя и автора произведения, не поймем художественной идеи произведения

Справедливости ради надо заметить, что, не давая точного определения жанра, Толстой иногда все же сравнивал свое творение с «Илиадой» и «Одиссеей», тем самым указывая на очень существенный жанровый признак — близость произведения к народно-героической эпопее, а не к традиционному историческому роману или масштабному очерку нравов, или семейной хронике, как думали некоторые критики.

Роман Толстого охватывает целую эпоху, эпоху во многом переломную, и поэтому очень ярко высвечивающую как жизнь одного человека, так и всего народа. Действие его происходит на огромных пространствах России и Европы. Поистине космический взгляд на мир человека, народа, мира. А чей взгляд? Если это исторический роман или семейная хроника — то ответ ясен и прост: автора-повествователя. Если это роман-эпопея, то тогда — обобщенные автором взгляды героев войны и героев мира. Причем взгляды, подвергшиеся очень пристальному художественно-философскому анализу самого автора. Образ же автора именно в романе-эпопее, как правило, неразделим со своим творцом.

Очень интересное наблюдение по этому поводу сделал известный литературовед В. Днепров: «В романе нет анонимного автора, так или иначе подчиняющего его течение своей концепции. Автор всеми точками совпадает с Толстым, и высказываемые им взгляды или отношение к изображаемому — открытые взгляды и отношение самого Толстого. Это ставит преграду его вмешательству в объективный ход событий».

Толстой объясняет происходящее, оценивает его. При этом событие и герои существуют самостоятельно. Поэтому мы можем согласиться со взглядами и отношением Толстого, а можем найти свое истолкование.

Сделаем короткий вывод: «Война и мир» не только по широте охвата времени и пространства, но и по художественным задачам, поставленным и решаемым автором, представляет собой роман-эпопею.

История создания произведения

Роман-эпопея «Война и мир» задумывалась изначально как рассказ о декабристе, которому посчастливилось вернуться вместе со своими родными из Сибири. Эта идея полностью поглотила Льва Толстого, отчего он стал продумывать детальнее линии повествования для раскрытия своего персонажа с разных сторон. Ему хотелось показать не сухие эмоции, а дать читателю задуматься над тем, как внешние обстоятельства могут повлиять на судьбу простого человека.

Так, автор решил начать рассказ с юношеских лет главного героя, отчего время следовало откинуть на полвека назад с момента написания романа, а именно — с 1805 года. Неудивительно, что такое решение требовало усердного продумывания огромного количества второстепенных героев, их действий и других важных исторических событий.

Около семи лет Лев Николаевич Толстой собирал сведения у своих знакомых, стараясь обрисовать фоновое историческое действие как можно точнее и красочнее. После чего у автора появился примерный план написания будущего романа: на первом плане обрисовывалась жизнь юных декабристов, на втором — восстание декабристов, а на третьем — их возвращение домой из долголетней ссылки.

В результате Лев Николаевич принял решение направить все свои силы на написание первой основной сюжетной линии, так как характеристика героев, события, которые преследовали их в момент спокойной жизни, требовали колоссальных усилий. И хотя поначалу автор задумывал написать обыкновенную повесть, у него получилась монументальная работа, настоящая эпопея, аналогов которой до сих пор не существует в мире литературного искусства.

Что касается идейно-художественного анализа, среди огромного количества различных тем, рассматриваемых автором в романе, одной из основных считается историческая участь всего российского народа в этап сложного военного времени. Лев Николаевич был противником войны, потому что они приводили к регрессу населения и развития государства в целом.

Люди, оторванные от привычного рода занятий и вынужденные убивать себе подобных из-за политики, возвращались домой сломанными как морально, так и физически. Для всего народа это оказывало неизгладимый ущерб. Похожая проблематика, как и жанровая особенность, прослеживается и в произведении Л. Н. Андреева «Стена».

На фоне развивающейся войны, Лев Николаевич оценивал своих персонажей с точки зрения настоящего и ложного патриотизма. Борьба 1812 года имела огромное значение для всего народа в общем патриотическом порыве — выгнать чужаков с собственной земли. В этом были солидарны как дворяне, так и незатейливый люд.

С точки зрения композиции, можно рассмотреть четкую последовательность развивающихся событий:

  • 1 том — описание войны и главных героев;
  • 2 том — жизненные трудности на пути у каждого из персонажей;
  • 3 том — война 1812 года;
  • 4 том — наступление долгожданного мира;
  • Эпилог — развитие центральных героев и их дальнейшая судьба.

Лев Николаевич Толстой хотел создать произведение, в котором будут отображены не только сухие факты и перечень событий. Ему хотелось показать читателю причинно-наследственную связь, отобразить все влияющие на судьбу человека факторы.

Л. Н. Толстой мечтал создать что-то необычное, и у него это получилось. Его произведение стало известным на весь мир. Роман-эпопею переводят на многие языки, изучают в школах и анализируют. На сегодняшний день это не просто художественное произведение, но и визитная карточка русской литературы.

Какова главная идея романа «Война и мир»?

Основную идею романа «Война и мир» можно выразить следующими словами самого автора: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Идея эта выразилась не только в противопоставлениях Кутузова и Наполеона, но и во всех малейших подробностях борьбы русских с французами. Толстой всячески возвышает русских людей, которые вели оборонительную войну и сильны были своим духом, верой в правду и добро; французы же были побеждены, потому что не были убеждены в правоте своего дела. Все сцены частной жизни, обрисованные Толстым, имеют одну и ту же цель — показать, как страдает и радуется, любит и умирает, ведет семейную и личную жизнь тот народ, высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде. Голос за простое и доброе против ложного и хищного заставляет Толстого осуждать не только французов, ослепленных Ложной идеей величия, но и большинство лиц из высшего класса русского народа, таивших в себе под изящными формами внешних приличий бездну коварства, легкомыслия и.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Композиция романа «Война и мир»

Композиция романа «Война и мир»

“Война и мир” — широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С. А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л. Н. Толстого. “Я стараюсь писать историю народа”, — говорил он. “Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так. в “Войне и мире” я любил мысль народную. ” Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма. Тема и идейная направленность произведения здесь, как и везде, определяют его жанр, композицию, образную систему, язык. В “Войне и мире” нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход действия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую деревню, из царского.

Основная мысль романа Война и мир.

«Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н.Г. Чернышевский) Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в фонд русской классики, но и как человек, который пытался разобраться в проблемах бытия. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству мы можем проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души. Роман-эпопея — такой жанр определяет критика для «Войны и мира». Эпопея — потому, что на страницах этого произведения раскрывается сложный внутренний мир великого множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые по задумке.

Прежде всего для Толстого важно было показать. /Николай Николаевич Страхов (1828-1896)

Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Издание второе. Москва, 1868. Статья первая/

/Николай Николаевич Страхов (1828-1896). Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Издание второе. Москва, 1868. Статья первая/

Очень трудно изложить, даже в главных чертах, идею глубокого художественного произведения, она воплощается в нем с такою полнотою и многосторонностию, что отвлеченное изложение ее всегда будет чем-то неточным, недостаточным, — не будет, как говорят, вполне исчерпывать предмета.

Идею «Войны и мира» можно формулировать различным образом.

Можно сказать, например, что руководящая мысль произведения есть идея героической жизни. На это намекает сам автор.

Художник. прямо заявляет нам, что он хочет изобразить нам такую жизнь, которую мы обыкновенно называем героическою, но — изобразить в ее настоящем смысле, а не в тех неправильных образах, которые завещаны нам древностию; он хочет, чтобы мы отвыкли от этих ложных представлений, и для.

Популярные сочинения

  • Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско сочинение Иван Алексеевич Бунин – писатель, в творчестве которого чётко прослеживается стремление к широки художественным обобщениям, к осмыслению и переосмыслению устоявшихся ценностей
  • Главные герои произведения Дубровский Пушкина Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» включает в себя множество различных героев, которые имеют совершенно разный характер. Все персонажи в общем делят произведение на сторону зла и сторону добра.
  • Сочинение на тему Образы отцов в романе Отцы и дети И.С. Тургенев – один из величайших писателей своей эпохи, остро и неповторимо индивидуально воспринимающий различные явления жизни. Великий художник, наделенный особенным чувством времени
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: