Анализ стихотворения «к морю» (а.с. пушкин)

Анализ стихотворения пушкина к морю 9, 10 класс

Литературное направление

Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.

В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.

Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.

От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.

От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным, действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным, чётко прорисованным метафорам.

Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина: лирика, олицетворение, черты романтизма


Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина Стих «К морю» Александра Пушкина часто называют именно «элегией». Возможно, это происходит потому, что оно лиричное и проникновенное. Тема элегии в лирике, олицетворение и черты романтизма:

Лирический герой обращается к стихии как к собеседнику, лучшему другу, отличному слушателю. Он невольно «очеловечивает» его. Именно олицетворения моря с личностью и ее свободой, заставляет мысли переключиться с пейзажной лирики на философские размышления. На самом деле, у лирического героя много вопросов и ему очень хочется поделиться со стихией горестями и радостями.

Что же касается романтизма, всему виной лирический настрой, мотивы любви и дружбы, полярность эмоций, переживания. Впрочем, по мере развития творения последние только накаляются.

Но есть и черты реализма. Упоминая тех же Байрона и Наполеона, Пушкин делает творение все таким же мечтательным, но и очень достоверным. Метафоры прорисованы достаточно четко, автор тяготеет к конкретике.

Тема

Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим». В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован». В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, «властителем дум», певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберёт с собой.

История создания

Пребывая в южном изгнании (1820-1824), Пушкин создает ряд произведений, к которым относится и стихотворение «К морю»

В то время Александр Сергеевич неосторожно обращается с провокационными высказываниями в сторону правительства, в поэтических строках читаются выступления против крепостного права и несправедливых законов, за что его хотели сослать в Сибирь, но, благодаря его друзьям, он оказывается в Одессе

Поэт испытывал противоречивые чувства: ему не нравилась мелкая канцелярская должность, но ему нравилось Черное море, и он не хотел его покидать. Он видел в нем своего друга, который вдохновлял его, успокаивал и давал новых сил. Расставаясь с югом, А.С. Пушкин начал работу над прощальным произведением. Стихотворение было закончено только в Михайловском в 1824 году. Из одной ссылки поэта перебросили в другую.

Есть интересные факты о южной ссылке поэта. Оказывается, Пушкин, удрученный несправедливым отношением к себе, готовил побег за границу по Черному морю. Он, несмотря ни на что, не желал покориться воле царя и отбывать свой срок на юге. Кроме того, жизнь в России была ему противна из-за враждебности света и тирании власть имущих. Но идея с побегом не увенчалась успехом, и поэт был вынужден от нее отказаться. Его романтическая натура была склонна к переменчивости. Поэтому данное стихотворение хранит чувства неудавшегося эмигранта, который расставался с мечтами о свободе, прощаясь с Черным морем. На это есть прямые указания в тексте: «Не удалось навек оставить мне скучный, неподвижный брег». Его задержала страсть к Елизавете Воронцовой, о чем он тоже намекнул к тексте.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К морю.История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.

Тема стихотворения – тема свободы, восхищение морем, водной стихией.

Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырёх- и пятистиший.

Жанр – элегия.

Метафоры – «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».

Эпитеты – «свободная стихия», «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».

Сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина: лирика, олицетворение, черты романтизма


Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина Стих «К морю» Александра Пушкина часто называют именно «элегией». Возможно, это происходит потому, что оно лиричное и проникновенное. Тема элегии в лирике, олицетворение и черты романтизма:

Лирический герой обращается к стихии как к собеседнику, лучшему другу, отличному слушателю. Он невольно «очеловечивает» его. Именно олицетворения моря с личностью и ее свободой, заставляет мысли переключиться с пейзажной лирики на философские размышления. На самом деле, у лирического героя много вопросов и ему очень хочется поделиться со стихией горестями и радостями.

Что же касается романтизма, всему виной лирический настрой, мотивы любви и дружбы, полярность эмоций, переживания. Впрочем, по мере развития творения последние только накаляются.

Но есть и черты реализма. Упоминая тех же Байрона и Наполеона, Пушкин делает творение все таким же мечтательным, но и очень достоверным. Метафоры прорисованы достаточно четко, автор тяготеет к конкретике.

Лирический герой и образ моря

  • Образ лирического героя во время всего стихотворения остается неизменным. Он хочет освоить необъятные просторы моря, но в то же время не может покинуть «скучный, неподвижный брег», потому что очарован окружающей красотой. Здесь же упоминается о попытке Пушкина сбежать в Европу, ведь невыносимость заточения в одном городе его тяготила. Видно, как манит его водная гладь, как дорога к желанной свободе. Мятежность своего духа он сравнивает с переменчивым и взрывным характером морских волн. Ему свойственна рассудительность, например, он анализирует историческую фигуру французского императора. Также мы можем сказать о его чувствительности и эстетическом чутье, ведь ему действительно жаль расставаться с пронзительно прекрасными южными пейзажами.
  • Необходимо проанализировать и образ моря, т.к. эта стихия сравнивается с волей, которая не зависит от человека, власти или же рока. Автор говорит нам о том, что его невозможно укротить даже правителю или определенной техникой. Оно является аллегорическим символом независимости и своенравия, поэтому изгнанник чувствует его солидарность и поддержку. Глубины вод таят в себе опасную и непредсказуемую силу, как и личность, которая тянется к свободе даже тогда, когда «берега» давят со всех сторон.

Анализ стихотворения Пушкина «К морю» 9 класс

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал её не только зорким глазом .художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота. С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарове), любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла своё художественное выражение с стихотворениях, поэмах, романс «Евгений Онегин».

Волновавшие его настроения Пушкин передал в замечательных художественных образах, которые обогащают нашу мысль, развивают умение видеть, слышать и чувствовать природу нашей родины, которые близки сердцу каждого русского человека. Но к реалистическому изображению природы Пушкин подошёл не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение «К морю».

Романтическое стихотворение «К морю» вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.

Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, т. е. таких качеств, которые особенно привлекают поэта. Этими качествами в восприятии романтически настроенных современников Пушкина обладали два «властителя дум» тогдашнего молодого поколения — Байрон и Наполеон В строфах, посвящённых Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своём отношении к нему. Но раньше в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт охарактеризовал его как тирана, презирающего человечество, как «смирителя» революции и свободы.

В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность («умчался гений»), свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух бор-па («как ты, могущ, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим. В «опустелом мире» свободолюбивый борец за благо людей чувствует себя одиноким. В стихотворении раскрывается романтическая тема одиночества поэта в мире. Горечь и протест звучат в строках, обобщающих размышления о «судьбах людей» в мире:

Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран.

На пути к свободе людей стоят стражами или ложная культура господствующих классов, или тираны. Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, оценочными эпитетами и метафорами. Стихотворение «К морю» было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. С переходом поэта к «реалистическому творчеству изменяется и характер изображения им природы. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Таковы его стихотворения: «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826), «Зимнее утро» (1829), «Туча» (1835), «Вновь я посетил. » (1835) и другие. В описание природы Пушкин то включает народно-песенные мотивы:

Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. («Зимний вечер»)

то устанавливает внутреннюю связь между природой и напевами народных песен:

По дороге зимней, скучной Что-то слышится родное Тройка борзая бежит, В долгих песнях ямщика: Колокольчик однозвучный То разгулье удалое, Утомительно гремит. То сердечная тоска. («Зимняя дорога».)

Лексика , синтаксический строй речи, интонация стиха приобретают у Пушкина в конце 20-х и в 30-х годах иной характер — более простой, предельно реалистический и народный. Показательно в этом отношении различие в описаниях одной и той же картины окрестностей Михайловского, данных в стихотворениях «Деревня» (1819) и «Вновь я посетил. » (1835). В «Деревне» тон речи приподнятый, ораторский: Здесь вижу двух озёр лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты. Проще и задушевнее по тону дано описание этой же картины в стихотворении «Вновь я посетил. » (1835): Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим — и глядел На озеро. Меж нив златых и пажитей зелёных Оно, синея, стелется широко, Через его неведомые воды Плывёт рыбак и тянет за собой Убогий невод. По берегам отлогим Рассеяны деревни — там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре.

Жанр и размер

Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «жалобный».

Именно такая эмоциональная окраска присутствует в сознании лирического героя «Моря».

Романтическая элегия наиболее полно выражает внутренний мир человека. В душе главного героя сливаются воедино и лирическая грусть, и философские размышления, и задумчивая печаль. Таким образом, авторское определение полностью совпадает с литературным жанром произведения.

Для элегии характерен не только особый эмоциональный настрой, но и соответствующий стихотворный размер. Создается неповторимая мелодия стиха, ритм, поддерживающий чувственное начало.

Произведение «Море» написано четырехстопным амфибрахием. С помощью этого стихотворного размера автор передает шум волн и морскую тишину.

В белых нерифмованных строках сохраняется ритм, что способствует глубокому восприятию пейзажных зарисовок и поэтической печали.

Образы и символы

Произведение наполнено различными образами.

  • Образ моря. Главным лирическим героем стихотворения становится море — гордое и свободное, как подчеркивает автор. Это верный друг того, кто его воспевает. Оно своенравно, его краса «торжественна», но в то же время вечерний гул волн успокаивает и умиротворяет. Оно может быть и спокойным, оберегая моряков, а может разрушить и «стаю кораблей». Александр Сергеевич подчеркивает могущество и независимость своего «приятеля», расставание с которым кажется ему трагедией. Море стало настолько близко герою, что он наделяет себя его признаками («брожу я тихий и туманный»). Гул волн кажется ему шепотом друга. Сам образ является отражением настроения героя.
  • Наполеон (французский император, завоевавший всю Европу) становится еще одним романтическим образом в произведении. Его пожизненное заключение на затерянном одиноком острове считалось реальным воплощением трагической судьбы непонятого толпой гения. Наравне с Наполеоном появляется и «другой властитель наших дум» —Байрон (английский поэт, родоначальник романтизма). Это тоже романтический образ гонимого и непонятого странника, который погиб, защищая народ Греции в братоубийственной войне. Его автор упомянул, чтобы показать свое внутреннее состояние, ведь из одной ссылки он поехал в другую. Он, как и Наполеон, является невольником страстей при дворе, пленником режима, а сходства с Байроном можно найти в характере поэта: он решителен, горяч, но одинок и не понят толпой. Он называет Байрона «могучим, глубоким и мрачным». Эти же черты можно отнести к самому поэту.
  • Лирический герой . Перед нами вольнолюбивый и пылкий поэт, который планировал побег из России по морю. Его задержала страсть к женщине, но жалеть ему не о чем, ведь в море есть только один пункт, который мог бы его заинтересовать — остров изгнания Наполеона. Но в остальных странах, куда он хотел бежать, цивилизация стерла границы между свободой и рабством, поэтому та или иная тирания ждет его везде. Такие взгляды свойственны поэтам-романтикам: они пропагандировали возврат к естественной жизни вне цивилизации. Переживания и думы лирического героя говорят читателю о том, какая система мировоззрения сформировалась у него за годы гонений. Ему близка идея о порочности всех государственных институтов, зато стихию он превозносит и противопоставляет ее гордость и независимость диктатуре. Спасение людей и себя самого он видит в естественности — в природе, любви и гармонии. Само море отражает его характер: свободный, сильный и своенравный.
  • Просвещение и тиран — это две стороны одной медали: Европейская и Российская система правления. Если в странах Европы была эпоха Просвещения (научный и промышленный прогресс, разветвленная система правления из реально работающих государственных институтов, которые не работают по указке одного человека), то в России была абсолютная монархия (один царь, застой во всех сферах, кроме военной, более жесткие законы и порядки). Но обе крайности не устраивают поэта, ведь во всем реальном есть недостатки, а он мысленно устремился за идеалом свободы в просторы соленых вод.

История создания

Отбывая наказание в ссылке на Юге, Александр Сергеевич и написал это стихотворение. Он старался меньше комментировать власть, указывая на её недостатки, поскольку за свои свободные высказывания в адрес правительства он должен был отбывать наказание в Сибири. Спасибо большое друзьям Александра Сергеевича, они добились того, чтобы поэта отправили в Одессу. Здесь настроение Пушкина было двояким. С одной стороны ему очень не нравилась и его должность, и место, а с другой – он безумно любил море. Оно стало для него своеобразной музой, которая вдохновляет творцов на шедевры.

Написал автор это стихотворение в 1824 году, уже перебравшись в Михайловское, где так же находился в изгнании.

Пребывая на Юге, Пушкин собирался совершить побег за границу, что можно увидеть в строках произведения.

Его не устраивала нынешняя власть, с которой он не собирался мириться. Да и вообще он не видел смысла оставаться жить в России, поскольку презирал тиранию. Но его замыслам так и не удалось исполниться, поскольку Александр Сергеевич был очень влюбчивой натурой с переменчивым характером. Причиной изменения планов поэта стала Елизавета Воронцова, к которой творец воспылал любовью.

История создания

Название стихотворение весьма красноречиво, и свидетельствует о том, насколько автор стремился к морю, к бушующей водной стихии, издревле олицетворявшей свободу. Это совсем неудивительно, поскольку произведение «К морю» было написано в 1924 году, когда опальный поэт пребывал в южной ссылке.

То время было очень неспокойным в Российской империи: среди интеллигенции назревали мятежные настроения, которые год спустя вылились в знаменитое восстание декабристов. Безусловно, Пушкин с его природной тягой к справедливости и независимости, не мог остаться в стороне от всего происходившего в  столице. В результате он был отправлен в ссылку, которая, безусловно, спасла его от участия в восстании на Сенатской площади и последующего ареста.

Когда Александр Сергеевич получил перевод в Одессу, он впервые увидел море, которое настолько впечатлило писателя, что он посвятил ему стихотворение, ставшее завершающим в цикле романтических элегий. Лирический герой, любуясь могучей стихией, безмерно тосковал о свободе: политический режим российского самодержавия не давал возможности народу дышать полной грудью. Вскоре южная ссылка сменилась на заточение в Михайловском, и Пушкину пришлось попрощаться с морем, как ему казалось, навсегда.

Литературные критики до сих пор ведут дискуссии относительно того, кому могло быть посвящено данное произведение. Кто-то считает, что стихотворение было написано под воздействием от новости о трагической гибели английского поэта Байрона, которым Пушкин искренне восхищался. По другой версии, Александр Сергеевич посвятил стихотворение Наполеону, вскользь упомянув гробницу среди морей – остров Святой Елены, где был заточен великий полководец. Также допускается версия, что стихотворение «К морю» — своеобразное признание в любви к Елизавете Воронцовой, чьей красотой в то время был пленен поэт.

Система образов

Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).

Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.

Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.

Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.

Детальный разбор произведения

Прежде чем провести анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю», необходимо отметить, что анализируемое произведение не что иное, как монолог в форме обращения лирического героя.

История создания

С самого раннего детства поселилась в душе будущего поэта Пушкина любовь к природе. Это чувство крепло с годами и нашло своё художественное выражение в творчестве автора. Но к реалистическому изображению природы в своих произведениях Пушкин пришёл не сразу. Стихотворение «К морю» является одним из его последних творений в духе романтизма. Поэтому можно смело сказать о том, что эта работа стала завершающей в эпохе романтических идеалов автора.

История создания стихотворения «К морю» началась ещё в 1820 году, когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. По настоянию поэта из Кишинёва его перевели в Одессу, где и произошло его знакомство с морем. «Необузданная стихия» сразу же пленила молодого мужчину своей свободой и величием, оставив самые яркие впечатления. С того момента набережная стала излюбленным местом Пушкина. Уже в 1824 году поэт получил разрешение на возвращение в родные края. Накануне отъезда он начал работу над стихотворением «К морю». Закончил же свою работу над ним он уже будучи в Михайловском.

Поэтический жанр

Жанр стихотворения «К морю» являет собой философическую элегию. В произведении весьма ярко выражены элегические черты. Причём они объединяют три жизненные сферы — философскую, историческую и биографическую.

Основная тема

Главная тема стихотворения «К морю» являет собой великолепие и мощь морской стихии. В контексте этого автор поднимает проблемы мятежного свободолюбия, нежной любви и пылкой страсти. Художественное изображение моря сочетается в кратких рифмованных строках с размышлениями поэта обо всех сложностях судьбы ссыльного. Мятежная стихия пленила Александра Сергеевича Пушкина потому, что очень уж была близка ему по духу.

Смысл стиха можно условно разделить на следующие части:

  • Восхищённое обращение к морю.
  • Повествование о том, какие чувства были пережиты у моря.
  • Воспоминания об известных исторических событиях и людях, ассоциирующихся с морем.

Оставшись один на один с морем, лирический герой проявляет предельную честность с самим собой, без пафоса и лицемерия. Он не скрывает того, что пытался покинуть берег, но не решился, в силу того, что был очарован страстью. Эти строки в какой-то степени указывают на трепет чувств к Лизе Воронцовой.

Далее в монологе кратко фигурируют образы известных в истории людей. Сначала в сознании героя всплывает мысль о Наполеоне. Есть в стихотворении и строки, посвящённые Байрону, которого поэт называет не иначе как гением.

Пушкин как бы связывает с морем людей, которые отличались любовью к свободе. Свободная стихия и свободный человек сильно отличаются друг от друга. При всём своём желании человек не может быть таким же свободным, как море.

Елизавета Соколова

В начале стихотворения доминирует личностный, в какой-то степени даже биографический смысл. Элегический мотив печали возникает у поэта при расставании с морем. Далее в тексте преобладают философские размышления Пушкина. В них море выступает в роли «свободной стихии», сравнимой с душой человека. Автор проводит параллель между своенравием человека и океана. Это отчасти верно, ведь оно может быть и тихим, и бушующим, как и человек со своими душевными порывами.

Свободная стихия не зависит от внешних обстоятельств, никогда и никому не подчиняется, в отличие от человека, который зависит от многих факторов. Пушкин в написании стихотворения противопоставил себя, зависимого и несвободного человека, «свободной стихии». Он печалился, потому что в дальнейшем ему не предвиделось увидеть красоту моря.

Олег Штурмак

Анализ №5

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году, когда Пушкин находился в михайловской ссылке.

В стихотворении «К морю» звучит типичная для романтика тема бегства героя. Она является метафорическим прощанием Пушкина не только с морем (он вынужден был покинуть Одессу), но и с романтизмом, с периодом жизни в южной ссылке, с прежними идеалами и кумирами.

Лирический герой чувствует себя накануне нового этапа жизни. Он понимает, что не будет возврата к прежнему, грустит об утраченных и дорогих его сердцу образах. Он осознаёт, что находится в преддверии нового мира и новых отношений с миром, нового творчества.

Жанр стихотворения – элегия, один из излюбленных жанров романтической поэзии.

Лирика – философская с элементами пейзажной. Стихотворение написано четырёх- и пятистопным ямбом, система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

Это типичная форма для стихотворений Пушкина романтического периода, стройная и торжественная.

В середине стихотворения ритм меняется, в строфе появляется пятая строка, это придаёт взволнованность течению поэтической речи:

…Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег.

В этих строчках речь идёт не только о неисполненных поэтических замыслах, но и о несостоявшихся намерениях Пушкина уехать в путешествие, о котором он мечтал.

Лексика возвышенная, романтическая. Поэт употребляет много романтических эпитетов: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, предел желаний, (я) тихий и туманный, своенравные порывы, смиренный парус.

Помимо эпитетов Пушкин использует в стихотворении сравнения:

…Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз…

Он олицетворяет море, сравнивает его с другом, с близким понимающим человеком. Упоминая (но не называя) Байрона, Пушкин сопоставляет его гений с морем:

…Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим…

Это также придаёт метафоричность образу моря в стихотворении.

В одной из строф меняется род стихии, к которой обращается поэт: море становится океаном. Образ становится более величественным и грозным, приобретает силу и вселенский размах:

…Мир опустел…Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран…

Также в этой строфе слышны отголоски размышлений Пушкина о свободе, благе, судьбах народов, об общественных идеалах.

Приподнятость тона стихотворения также подчёркивается риторическими вопросами и восклицаниями, которыми насыщено произведение:

…Прощай, свободная стихия!

…Моей души предел желанный!

Как часть по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

…О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

…Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Можно сказать, что несмотря на типичный романтический строй стихотворения, образы, эпитеты, лирический герой Пушкина в этой элегии приобретает новые черты – его взгляд на мир становится иным, более реалистичным.

Письменный анализ стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко по плану, 8, 9, 10 класс

«К морю» Пушкин Вот письменный анализ стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина — кратко по плану для сочинения в 8, 9, 10 классе:

Структура:

  • Жанр – элегия.
  • 15 строф.
  • Используются четверостишия и пятистишия.
  • Образы. Море, берег. Первый более близок автору, второй для него скучен.
  • Возвышенный слог.
  • Поэтический синтаксис – эпитеты, инверсия, сравнения, изобразительные иносказательные средства. Синтаксис первой части прост. Автор использует только лишь простые предложения с однородными членами, сравнения, причастные обороты. Но к концу появляются сложносочиненные, бессоюзные и союзные фразы.
  • Перекрестная (местами кольцевая) рифмовка, четырехстопный ямб.

Описания моря наполнены сравнениями, красивыми метафорами и поэтическими образами. Пушкин рассматривает море как живой организм с переменчивым настроением. Вода бывает как спокойной, так и опасной. Море словно имеет характер. Море – хороший слушатель. Оно никогда не перебивает и всегда готово молчаливо сопереживать человеческим мыслям.

Во второй части имеет место диалог человека и моря. Мужчина делится со стихией переживаниями, проблемами. Он утверждает, что не может полностью открыться людям, а вот море его всегда выслушает и поймет.

В третьей части становится ясно, что диалог уже окончен. Простыми словами, человек «выговорился» и теперь вновь готов идти по своим делам. Он искренне благодарит море за разговор, а точнее за то, что внимало его мыслям, уверяет, что обязательно заберет часть его в своей душе в далекий край. Вполне очевидно, что лирический герой – это сам Пушкин, который опасается ссылки в Сибирь.

В итоге, у него есть время поглядеть на море в гостеприимной Одессе и подумать, он использует эту возможность. После диалога с морем на душе становится немного легче.

Темы, настроение, проблемы

  1. Основная тема стихотворения — свобода. В поисках независимости герой хотел отправиться в Европу по морю, но понял, что и там он не найдет своего идеала. В пример он приводит судьбы Наполеона и Байрона: оба они и в свободной Европе оказались невольниками. Значит, «судьба земли везде одна и та же»: всюду верх берет господство сильных, а остальные остаются ни с чем. Поэт не видит в окружающем мире ни политических, ни социальных, ни творческих свобод, поэтому решает остаться на своем берегу.
  2. Еще одна важная тема — одиночество. Герой видит друга только в стихии, а также описывает удел известных людей: и Наполеон, и Байрон умерли в одиночестве и непонимании. Поэт также далек от общества, ведь он всегда один. Очередная ссылка вновь принуждает его уехать, и на этот раз он прощается с единственным товарищем — морем.
  3. Поэт и поэзия. Пушкин описывает судьбу и характер Байрона, чтобы показать типичный для творца жизненный путь: «Исчез, оплаканный свободой, оставя миру свой венец». Неукротимый и гордый поэт погиб в цвете лет, но оставил за собой яркий след, необходимый потомкам. Даже море волнуется о его кончине.
  4. Оставила свой отпечаток и тема любви. «Могучей статью очарован, на берегу остался я» — пишет поэт о том, почему он не уехал. Именно любовь удержала его на родном берегу.
  5. Основная проблема стихотворения «К морю» — тирания. Везде человек закован в рамки, всюду его неволят обстоятельства. Власть приговорила и самого героя к изгнанию и несвободе. Ее сила довлеет надо всей землей: бежать некуда. Она настигла и раздавила Байрона, бежавшего в Грецию, и Наполеона, заточенного на острове. 
  6. Другая проблема — расставание. Стихотворение пронизывает печаль, ведь герой должен разлучиться с любимым другом — морем. Он искренне сожалеет об этом и прощается с грустью и болью в душе.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: