Михаил лермонтов 📜 зови надежду сновиденьем

Михаил юрьевич лермонтов - программный анализ стихов

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение написано тремя восьмистишьями (октетами), которые Брюсов не разделил пробелами. Очевидно, так он хотел передать непрерывность физического и интеллектуально-чувственного движения героя.

Эпиграфом стала первая строфа стихотворения Пушкина с одноименным названием: «Всё кончено. Меж нами связи нет». В нём лирический герой приходит к выводу, что любовь сотворена не для него, ведь он отвергнут возлюбленной и расстаётся с ней, продолжая любить и желая для любимой… новой счастливой любви. Лирический герой Брюсова тоже переживает расставание, но утешается по-другому.

Первое восьмистишье посвящено движению героя по ночному городу. Он чем-то возбуждён, но это счастливое возбуждение: он не может превозмочь восторга мечты, напевает. Второе восьмистишье звучит контрастом: лирический герой заявляет, что расстался с возлюбленной навсегда. Эта мысль кажется ему нелепой и странной, ведь девушка продолжает быть любимой и вечно желанной.

Третья строфа раскрывает суть переживаний лирического героя, именно в ней заключена философия стихотворения: мучение от расставанья может быть сладким, мука — вызывать восторг.

Наверное, это чувство знакомо многим влюблённым. Они решают расстаться, их муки искренни, но в глубине души они, как и лирический герой Брюсова, надеются, что не перейдут грань разлуки.

Композиция каждой строфы кольцевая. Первая начинается и заканчивается образом ночи. Вторая начинается с утверждения о разлуке навсегда, а в конце лирический герой ставит это утверждение под сомнение. Последняя строфа начинается и заканчивается утешением и забвением («восторгами сердце баюкаю»).

Тема стихотворения – расставание с возлюбленной и переживание этого чувства. Основная мысль: даже боль может быть сладкой, а мука рождает восторг. Когда человек влюблён, тогда и зло превращается в благо и источник вдохновения, энергии, жизни.

Стихи Лермонтова про осень

Осень

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И всё, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем всё жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?

Приходит осень

Приходит осень, золотит
Венцы дубов. Трава полей
От продолжительных дождей
К земле прижалась; и бежит
Ловец напрасно по холмам:
Ему не встретить зверя там.
А если даже он найдет,
То ветер стрелы разнесет.
На льдинах ветер тот рожден,
Порывисто качает он
Сухой шиповник на брегах
Ильменя. В сизых облаках
Станицы белых журавлей
Летят на юг до лучших дней;
И чайки озера кричат
Им вслед, и вьются над водой,
И звезды ночью не блестят,
Одетые сырою мглой.
Приходит осень! Уж стада
Бегут в гостеприимну сень;
Краснея догорает день
В тумане. Пусть он никогда
Не озарит лучом своим
Густой новогородский дым,
Пусть не надуется вовек
Дыханьем теплым ветерка
Летучий парус рыбака
Над волнами славянских рек!
Увы! Пред властию чужой
Склонилась гордая страна,
И песня вольности святой
(Какая б ни была она)
Уже забвенью предана.
Свершилось! Дерзостный варяг
Богов славянских победил;
Один неосторожный шаг
Свободный край поработил!
Но есть поныне горсть людей,
В дичи лесов, в дичи степей;
Они, увидев падший гром,
Не перестали помышлять
В изгнанье дальном и глухом,
Как вольность пробудить опять;
Отчизны верные сыны
Еще надеждою полны:
Так, меж грядами темных туч,
Сквозь слезы бури, солнца луч
Увеселяет утром взор
И золотит туманы гор.

  • Стихи про бабушку, стихи для бабушки, поздравления бабушке
  • Лучшие стихи Есенина

https://youtube.com/watch?v=fthU_6E5YCA

Стихотворение «Последнее желанье» Брюсов Валерий Яковлевич

Где я последнее желанье Осуществлю и утолю? Найду ль немыслимое знанье, Которое, таясь, люблю?

Приду ли в скит уединенный, Горящий главами в лесу, И в келью бред неутоленный К ночной лампаде понесу?

Иль в городе, где стены давят, В часы безумных баррикад, Когда Мечта и Буйство правят, Я слиться с жизнью буду рад?

Иль, навсегда приветив книги, Веков мечтами упоен, Я вам отдамся, — миги! миги! — Бездонный, многозвенный сон?

Я разных ратей был союзник, Носил чужие знамена, И вот опять, как алчный узник, Смотрю на волю из окна.

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Юных лет моих желанье Юных лет моих желанье В летах зрелых не сбылось, Непременное мечтанье Как мгновенье пронеслось. Я мечтал, что с другом нежным Буду время проводить; Буду в горе неизбежном Сердце с ним…
  2. Желанье О, прости моему невниманью!.. Ты целуешь меня горячо — Твоему я не вторю желанью, Наклонившись к тебе на плечо… Не смущай меня словом упрека, Подозреньем ревнивым не мучь, И поверь,…
  3. Последнее напутствие Боль проходит понемногу, Не навек она дана. Есть конец мятежным стонам. Злую муку и тревогу Побеждает тишина. Ты смежил больные вежды, Ты не ждешь — она вошла. Вот она —…
  4. Читаю мемуары разных лиц Читаю мемуары разных лиц. Сопоставляю прошлого картины, что удается мне не без труда. Из вороха распавшихся страниц соорудить пытаюсь мир единый, а из тряпья одежки обветшалой — блистательный ваш облик,…
  5. Последнее свидание Мы были когда-то короткими, близкими друзьями… Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги. Прошло много лет… И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что…
  6. Последнее письмо П. Ш. Не знаю, что со мною сталось: Душа кровавится в огне, И тает хрупкая усталость В ее холодной глубине. Пусть у моих рыдает ног Виденье скорби неутешной, Спокойно мудр…
  7. Все равно нам с тобою Все равно Нам с тобою не слиться, Как сливаются вольные реки. Ревновать буду часто и злиться, Как ревнуют и злятся Калеки. Дорогая, Волной серебристой Мы, сойдясь, не покатимся оба. Даже…
  8. Желанье жить (сонет) Колокольчика ль гулкие пени, Дымной тучи ль далекие сны… Снова снегом заносит ступени, На стене полоса от луны. Кто сенинкой играет в тристене, Кто седою макушкой копны. Что ни есть…
  9. Исполнил я твое желанье Н. Каминской Исполнил я твое желанье: Стихи тебе посвящены, Пусть мало в них очарованья, Но вдохновением полны. А передать ужели можно, Какой огонь горит в груди, Как я живу в…
  10. Я помню робкое желанье Я помню робкое желанье, Тоску, сжигающую кровь, Я помню ласки и признанье, Я помню слезы и любовь. Шло время — ласки были реже, И высох слез поток живой, И только…
  11. Желанье (Отворите мне темницу…) Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне…
  12. Я влюблен в свое желанье полюбить Я влюблен в свое желанье полюбить, Я грущу о том, что не о чем грустить. Я людскую душу знаю наизусть. Мир, как гроб истлевший, мерзостен и пуст. В проповеди правды…
  13. Последнее Порой всему, как дети, люди рады И в легкости своей живут веселой. О, пусть они смеются! Нет отрады Смотреть во тьму души моей тяжелой. Я не нарушу радости мгновенной, Я…
  14. Под масками А под маской было звездно. Улыбалась чья-то повесть, Короталась тихо ночь. И задумчивая совесть, Тихо плавая над бездной, Уводила время прочь. И в руках, когда-то строгих, Был бокал стеклянных влаг….
  15. Последнее воспоминание У милого взгляда Волшебная сила. Ты нежной улыбкой Меня покорила. Но я ведь не молод. Зачем старикану Волнения, страсти?.. Я сохну, я вяну. К тебе на свиданье Спешу я украдкой….
  16. Последнее лето Стонет, бормочет, сопит сад. И полузаселенный дом вместе с садом не спит, тоже больной и бессонный. Ветви утрат и надежд, первым прикрытые снегом, бедно качаются меж бледной землею и небом….
  17. Последнее поколение Т. Дашковской Выходит на сцену последнее из поколений войны — зачатые второпях и доношенные в отчаянии, Незнамовы и Непомнящие, невесть чьи сыны, Безродные и Беспрозванные, Непрошеные и Случайные. Их одинокие…
  18. Последнее прибежище Жилье твое остужено. Жена твоя покойница Была любимой суженой — И вот былинкой клонится, И спит в подводном Китеже, Спит, запертая в тереме. А ты сиротство выдержи, Коли богат потерями….
  19. И уходит последнее лето И уходит последнее лето, забирая цветы и посулы, оставляя последнюю мету, словно в раковине посуду. И уходит последняя встреча — губы, волосы, руки, колени, постоянно желанные плечи, где огонь обращается…
  20. Разгораются тайные знаки Разгораются тайные знаки На глухой, непробудной стене Золотые и красные маки Надо мной тяготеют во сне. Укрываюсь в ночные пещеры И не помню суровых чудес. На заре — голубые химеры…

Вы сейчас читаете стих Последнее желанье, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова

На протяжении всей жизни автор не раз сталкивался с проявлениями неразделенных любовных чувств, мучавших и угнетающих душу молодого поэта. Особенно сильную боль поэту причинила любовь к В. А. Лопухиной. На фоне таких переживаний автор создает несколько произведений, которые насыщены трагизмом и разочарованием. Хотя в пору проявления влюбленности к данной молодой особе, сам поэт был его очень юн, его стихи насыщены глубоким смыслом взрослого человека. Неразделенная любовь Лермонтова отражается в стихотворениях, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После перенесенных переживаний автор пишет, что любовь – это не всегда радостные чувства, а наоборот, обречение человека на мученичества. Свое разочарование влюбленный автор выражает так: «Душа моя должна прожить в земной неволе».

Несмотря на это, любовная мелодия играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. На протяжении всего жизненного пути поэтом постигается красоту и гармонию любовных отношений, так ему и не подвластная. Постигнутые им страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной проносятся через все творчество поэта.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в эмоциях Лермонтова. В эти строки он выплеснул свою обиду и печаль. Поэт использует метафору, чтобы показать, насколько глубоки были его чувства и как сильно задела его гордость возлюбленная.

В этом произведении любовь описывается как жизненная необходимость, а не светлое и радостное явление. Она не окрыляет писателя, а словно сбрасывает его в пропасть. Хотя во взаимных чувствах он нуждается, как в кислороде.

Состояние любви зависит от человека, к которому герой ее испытывает. Девушка жестока и холодна, поэтому и чувства болезненные. Так как Лермонтов сам не единожды столкнулся с такой ситуацией, он передает свой опыт читателю. Обман и предательство в любви он считает святотатством и сравнивает его с таким грехом, как насмешка над нищим. Отказать молящему во взаимности — словно бросить камень слепому нищему.

Но беднякам покровительствуют святые. Они защищают и оберегают их ото зла, наказывают обидчиков. Так происходит и с влюбленными. Отверженный человек будет отомщен высшими силами, а насмехающиеся над ним получат по заслугам.

Сам Лермонтов не стал дожидаться божественного вмешательства, он наказал обидчицу самостоятельно. А в своем стихотворении дал понять читателям, что правда всегда на стороне униженных. В этом и заключается основная мысль произведения.

Анализ стихотворения Лермонтова «Зови надежду сновиденьем…»

Короткий, но выразительный пример лермонтовской любовной лирики, датированный 1831 г., пережил несколько авторских редакций. В первом варианте центральное место отводится образу любящей женщины, сторонницы честных и сердечных отношений. Вторая строфа первоначальной версии вошла в посвящение «Прими мой дар, моя мадона!» к поэме «Демон».

Позже автор внес в стихотворный текст небольшие изменения, которые поменяли акценты отношений влюбленной пары: вместо «а взор» – «мой взор», «ты не способна лицемерить» – «с тобою грех мне лицемерить». В окончательной редакции женский образ предстает более пассивным: в центре внимания – открытые и откровенные чувства мужчины.

В начальном катрене звучит настоятельный призыв к любимой, темой которого является серьезность и искренность чувств. Антитеза «не верь» – «но верь», продолжающая противопоставления первого двустишия, передает нарастающую эмоциональность уверений героя.

Второй катрен начинается с кульминации. Для характеристики накала чувств поэт применяет безличное предложение «нельзя не верить», где твердость и убежденность позиции лирического субъекта передаются при помощи двойного отрицания. Герой как будто исчерпал все аргументы и пытается при помощи синтаксической конструкции, созданной по шаблону правила или предписания, завоевать доверие любимой. В этом эпизоде сконцентрирован богатый букет ощущений – юношеская горячность с примесью наивности, нетерпеливое ожидание отклика и даже легкое отчаяние.

После кульминационного всплеска герой возвращается к мыслям о честности и открытости серьезных отношений. Лирическому субъекту противно само предположение о злонамеренном притворстве: оно обозначается лексемой с выраженным негативным коннотационным полем – «грех».

При помощи яркой лаконичной формулы «слишком ангел» женский образ наделяется комплексом положительных качеств: кротостью, добротой, возвышенностью, красотой. В системе художественного текста существительное «ангел» фактически работает в функции прилагательного, актуализируя семантическое окружение лексемы «ангельский». На оригинальность авторского словосочетания прямо указывает наречие меры и степени, расположенное перед существительным. Стилистический прием подчеркивает трепетно-нежное отношение лирического героя к образу любимой – романтичному, высокому, идеальному.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑

Образование Лермонтова

В 1828 году, когда Мише исполнилось 14, его образование продолжилось в Москве, в «Благородном Университетском пансионе», где обучались молодые люди из знатных родов.

Автопортрет М. Ю. Лермонтова. (pikabu.ru)

Находилось заведение на Тверской улице, в нём было 6 классов. Пансион имел неразрывную связь с Московским университетом и дал России многих видных людей того времени. Здесь преподавали языки, русскую литературу. В то время опирались на традиции живого преподавания, ученики часто собирались на совместные чтения древних и современных писателей, представляли преподавателям свои первые литературные творения и рисунки

Во время обучения преподаватели обратили внимание на дикцию и таланты юного Лермонтова; кроме того, он хорошо рисовал и декламировал, прекрасно играл на скрипке и фортепиано

Рисунок, сделанный Лермонтовым на Кавказе. (pinterest.ru)

Михаил мог бы жить вместе с другими молодыми людьми, но бабушка не хотела так рано отрывать от себя любимого внука, и Михаил учился на полупансионе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице.

В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер наполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь.

Композиция

Стихотворение «Нищий» состоит из трех строф.

  1. В первой строфе поэт рисует картину: старик, сидящий у «врат обители святой». Он очень тощий, весь его образ выражает страдание.
  2. Во второй строфе картина оживает. Бедняк просит хлеба, но вместо него получает камень.
  3. В третьей строфе поэт раскрывает, что история несчастного нищего является метафорой личной истории лирического героя Лермонтова. Нищий обманут, как обманут сам герой его холодной возлюбленной.

Можно сказать, что стихотворение делится на две логические части: метафора и ее обнажение, в котором говорится о переживаниях лирического героя.

Образы и символы

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» содержит некоторые символы и образы. В самом начале возникает образ «святой обители». Легко догадаться, особенно учитывая историю создания этого стихотворения, что автор имеет в виду под церковью. Однако если вспомнить о последней строфе, которая превращает первые две в метафору, то можно предположить, что святая обитель – это любовь. Лирический герой не может попасть туда, она скрыта от него холодными чувствами возлюбленной. Он не находит радости рядом с ней, она излучает лишь обман.

Сам образ нищего возникает и в других стихотворениях автора, например в «Пророке». В обоих произведениях лирический герой оказывается на месте этого нищего. Это человек одинокий и непонятый, презираемый толпой или дамой сердца. Его не столько обделяют деньгами, сколько чувствами, сопереживанием. Частое использование этого образа автором можно объяснить его любовью к Байрону, ведь байронический герой – изгнанник и одиночка.

Есть в стихотворении «Нищий» и религиозная символика. Камень, который подают нищему вместо хлеба, отсылает читателя к строкам одиннадцатой главы Евангелие от Луки. В них говорится о том, что никакой отец не подаст сыну камень вместо хлеба, змею вместо рыбы, скорпиона вместо яйца. Речь идет о божественном милосердии. Однако в стихотворении этого милосердия нет, и камень становится символом обмана и предательства.

Переезд в Санкт-Петербург

С лета 1832 года Лермонтов уже не числится студентом и оставляет стены университета. Причина ухода противоречива, среди объяснений — отсутствие интереса, споры с преподавателями московского университета. Лермонтов приезжает в СПб, решает поступать в университет. Но два года в Москве не давали право стать третьекурсником. Идти на первый курс он не захотел, поэтому зачисляется в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков.

Знатоки творчества отмечают, что за два года, проведённых в школе, он ничего грандиозного не создал. Человек, пристрастившийся к армейской атмосфере, не мог создавать гениальные плоды. Стихи Лермонтова рассказывали о забавах, пирушках, не очень нравственных мечтах. В них встречаются пошлые шутки, что очень веселит публику на юнкерских пирушках. Гвардия дала ему военную выправку, но курсы принесли вред: в первый год он был травмирован лошадью.

Темы и проблемы

  • Основной темой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» является тема обмана и предательства. Главным здесь становится любовный обман. Возлюбленная отвергает чувства лирического героя, несмотря на то, что ее любовь важна для него, как кусок хлеба для изголодавшегося нищего. Его мольбы безответны.
  • Безответная любовь — еще одна тема стихотворения. Герой страдает от отсутствия взаимности, и это чувство по силе приравнивается к голоду. Это духовная жажда, которую никак не утолить.
  • Романтические мотивы становятся сквозными в творчестве Лермонтова. Главный из них — одиночество. Лирический герой — изгой, которым никто не дорожит. Его не понимают, но уже презирают.
  • Проблемы в стихотворении «Нищий» — людская холодность, черствость и месть. Вместо необходимой помощи нуждающийся получает камень. Находясь в бедственном положении, он подвергается еще большим страданиям, обману. Одно и то же событие может быть небольшой шалостью для одного и трагедией для другого. Самое грустное заключается в том, что люди передают свои чувства другим. С нищим поступили жестоко. После случившегося, возможно, он использует этот камень, чтобы достать кусок хлеба силой. Когда-то сам Лермонтов не получил любви от Екатерины Сушковой, и в последствии их отношения закончились местью с его стороны.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно

Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна

Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса

Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Чрезмерная любовь: между двух огней

Через два года наступал «тот самый» возраст Лермонтова, которого до трепета боялась Елизавета Алексеевна. Отец согласился когда-то оставить у неё сына до 16 лет, и она чрезвычайно боялась, что теперь он того и гляди нагрянет и увезёт Мишеля.

Лермонтов М. Ю. (wikipedia.org)

Отец часто бывал в Москве, они виделись, и сердце юного Миши разрывалось от любви к нему и уважения к бабушке. Юрий Петрович настаивал на том, чтобы сын переехал жить к нему, но бабушка, показывая суммы счетов, которые идут на обучение, подчёркивала, что он не сможет обеспечить сыну достойную жизнь. Неизвестно, что произошло между ними, однако отношения были навсегда испорчены, отец уехал, и больше они не встречались. Эта семейная драма нашла отражение уже в первых произведениях поэта.

В это время Лермонтов пробует переводить и писать; речь идет о подражаниях и переработках произведений других авторов, однако уже чётко прослеживается русская душа его поэтического дара. Одним из первых он переписал в свою тетрадь стихи Пушкина и Жуковского.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В то время отделений было четыре, и Лермонтов впоследствии перевёлся на словесное.

Осенью того же года в Москве началась холера, Университет прекратил занятия, ходили недобрые слухи о бунтах «черни» по всей России. Да ещё пришло известие о гибели брата Елизаветы Алексеевны: Николая Алексеевича Столыпина растерзала толпа…

Обучение продолжилось лишь в январе 1831 года. Об университетских годах Лермонтова известно немного: он держался отстранённо, ни в какие кружки не вступал, был подчёркнуто вежлив со всеми и всегда один.

В 1832 году поэт получил справку о том, что прошел курс в Московском университете и поступил в Санкт-Петербургский университет, поселившись с бабушкой в доме на берегу Мойки, у Синего моста.

Позже Лермонтов уйдёт из университета. А поскольку в то время обязательно нужно было служить либо на военной, либо на гражданской службе, осенью 1832 года он выдержит экзамен в школу гвардейских юнкеров. К этой перемене в его судьбе ещё долго будут привыкать родные. Нужно отметить, что через какое-то время Лермонтов сильно разочаровался в школе, так как стремился к самостоятельности, а здесь ему приходилось подчиняться дисциплине. Кроме того, нужно было быть смелым и бесшабашным, чтобы не прослыть «маменькиным сынком». И творчество пока отступило на второй план. Лермонтов привыкнет не показывать своих истинных чувств и мыслей, показным весельем зарекомендует себя «своим».

Краткая биография Лермонтова

М. Ю. Лермонтов родился в октябре 1814 года. Городом рождения и первых дней жизни стала Москва. Через восемь дней после появления на свет будущий поэт был крещён. Род Лермонтовых имел шотландское происхождение с польскими корнями, один из его предков поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу. Появлению новорождённого была рада бабушка, Елизавета Арсеньева (дочка А. Столыпина). Она будет заботиться о Мише всю жизнь. Он был её единственным внуком, она полностью сосредоточилась на его воспитании. Елизавета была женой Михаила Васильевича Арсеньева, с которым они поселились в селе Тарханы. Мужем М. Арсеньевой, единственной дочки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773-1845 гг.), стал Юрий Лермонтов. Семья поэтического таланта не была счастливой. Юрий Петрович рано охладел к жене, был близок с другими женщинами, не ценил брак. Уже в юношеском возрасте в Михаиле вырисовывался художник: в сочинениях описываются существенные проблемы семьи, постоянные ссоры. Мать Миши, Мария Михайловна, умерла в возрасте 22 года. Он рос без отца в имении бабушки, полного семейного тепла не испытывал. Детство суждено было провести в посёлке Тарханы (Пензенская губерния), куда решила привезти его бабушка. Даже будучи взрослым, он старался посетить родные места, пользуясь отпуском.

Слабое здоровье Лермонтова развило в нём мощную нравственную энергию. Для внука Арсеньевой был выписан французский врач. Ограниченность в подвижных забавах вынудила много читать и бороться с болезнями. Такие дети всегда легко учатся. Всё это породило основной мотив лермонтовского стиля — разочарование. В его творческой душе было много таинственных дарований, что-то он унаследовал от предков. Это заметно в его поэтических произведениях. С юных лет он был увлечён чтением художественных книг, этому помогла семейная библиотека. Он читал классиков без перевода.

История создания

История написания стихотворения «Нищий» содержит в себе интересные факты о произведении и авторе:

  1. Кому посвящено? Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году, а опубликовано только в 1844 году в журнале «Библиотека для чтения». Оно относится к Сушковскому циклу, частью которого также считаются: «К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор», др. назв. — «Черноокой»), «Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор»), «К Л» («У ног других не забывал»), «Я не люблю тебя, страстей…». Цикл назван в честь близкой знакомой Михаила Лермонтова – Екатерины Сушковой. На момент их знакомства писателю было всего пятнадцать, девушка же была на два с половиной года старше своего воздыхателя. У нее было множество ухажеров, и она не отвечала взаимностью юному поэту. В год их знакомства (1830г) было написано большинство стихотворений, посвященных ей, «Нищий» в том числе. В каждом из них воплощается влюбленность писателя, его грусть, обида и разочарование, местами прикрытые равнодушием и благородством.
  2. Значение стихотворения в творчестве Лермонтова. Историю отношений Лермонтова и Сушковой сложно назвать счастливой. Девушка игнорировала поэта несколько лет, они расставались и встречались вновь. Ее женихом должен был стать Алексей Лопухин, кузен Лермонтова. Однако в очередной раз увидев предмет своей прежней влюбленности, поэт решил отомстить. Он вскружил Екатерине голову, влюбил в себя и довел до разрыва отношений с Лопухиным, после чего бросил. Стихотворение «Нищий» стало памятником тому времени, когда поэт был юн и искренне, пусть и несчастно, влюблен.
  3. Замысел произведения. Считается, что на создание образа нищего его вдохновил реальный случай из жизни. Молодой поэт ездил с родственниками в Троице-Сергиеву лавру, где встретил слепого нищего. Тот пожаловался, что кто-то пошутил над ним и положил камни в кружку для подаяний.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: