Периоды творчества жуковского (конспект лекции)

Анализ стихотворения жуковскому пушкина кратко

Периоды творчества Жуковского (конспект лекции)

Творчество Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) представляет собой важнейший этап в развитии русской литературы XIX в., так как соединяет в себе черты таких литературных направлений этого периода, как классицизм, романтизм и реализм. Творчество Жуковского можно разделить на следующие периоды:

✓ первый — карамзинский период (1797-1807);

✓ второй — период начала романтизма (1808-1817);

✓ третий — период укрепления романтизма и реализма (1818-1824).

Первый период творчества Жуковского условно назван карамзинским, так как в произведениях этого периода чувствуется влияние сентиментализма Карамзина. Данный период творчества имеет следующие характеристики:

✓ приобщение к традициям классицизма в литературе и подражание творчеству Ломоносова и Державина в начале своего творческого пути — в юношестве;

✓ влияние сентиментальных повестей английских элегических потов (Грей, Томсон, Юнг);

✓ использование традиций карамзинского сентиментализма, которые проявились у Жуковского следующим образом:

• господство культа природы и идеализация сельской жизни;

• выражение сложной душевной жизни и повышенная чувствительность поэзии;

• сострадательность и соучастие к окружающим людям — основная тема стихов;

• исследование темы социального неравенства;

• возвышение крестьян, переживание по поводу их нелегких, даже трагических судеб;

• пейзаж — один из ведущих предметов изображения;

• отсутствие автобиографизма — речь и мысли героев освещают не столько личное, сколько общее и волнующее всех людей;

• исследование общих философских тем: жизни и смерти, бытия, вечности и т.п.;

✓ появление в конце данного периода гражданской темы в лирике, в которой вновь проявились традиции классицизма и классической оды.

Основными произведениями данного периода творчества Жуковского являются стихотворения «Майское утро», оды «Добродетель», «Мир», «Благоденствие России», перевод и преобразование стихотворения Грея » Сельское кладбище», элегия «Вечер».

Второй и третий периоды творчества Жуковского прошли под знаком становления и укрепления в его произведениях романтизма и снижения влияния на него классицизма. Эти периоды имеют следующие характеристики:

✓ развитие гражданской темы в поэзии (гимн «Певец в стане русских воинов»), что связано с политическими событиями в России, в частности с подготовкой к войне 1812 г. и с самой войной;

✓ оживание черт классицизма:

• торжественность языка;

• использование славянизмов, одических обращений, антитез, частых повторов и восклицаний, а также риторических вопросов;

• патриотический пафос;

• возвеличивание чувства гражданского долга;

✓ появление и укрепление признаков романтизма, среди которых можно выделить следующие:

• задушевный лиризм гражданской лирики;

• введение романтических пейзажей, загадочных теней и т. п.;

• элегические воспоминания детства;

• использование фольклорно-сказочных образов.

Можно выделить следующие предпосылки укрепления романтизма в творчестве Жуковского:

✓ социальные противоречия в стране, накаленная атмосфера в обществе, обусловившие разочарование поэта в окружающей действительности и стремление уйти от нее;

✓ господство сентиментализма в русской литературе в начале XIX в., который уже начинает приобретать романтические черты;

✓ воздействие среды, в которой проходило формирование Жуковского как пота, способствовавшей привитию ему традиций романтизма;

✓ возникновение интереса к культуре Германии, в частности к творчеству Гете и Шиллера;

✓ особенности психологии и темперамента самого Жуковского: мечтательность и меланхоличность, а также нелегкая судьба поэта.

К этим периодам в творчестве Жуковского можно отнести такие произведения, как послание «К Воейкову», элегия «Невыразимое», послание «Тургеневу, в ответ на его письмо», любовная лирика — «Протасовский цикл», который посвящен трагической любви Жуковского к Марии Андреевне Протасовой.

Знакомство

В возрасте 17 лет Александр знакомится с Василием Андреевичем, который часто бывал проездом в Царском Селе, был в дружеских отношениях с семьей Пушкиных и посещал самые известные литературные гостиные столицы.

В этот период Александр Пушкин уже прославился несколькими стихотворениями, в то время как творчество Жуковского находится на пике популярности: его узнают, зачитывают на вечерах, учат наизусть поэтические строки и переводы. Василий Андреевич уже приближен к царской семье и вращается в самых высоких кругах.

Что же сблизило таких, казалось бы, разных людей, как Жуковский и Пушкин, разных по возрасту, общественному положению и роду занятий? Вероятно, в первую очередь любовь к литературе и чуткость к поэтическому слогу. Пушкин зачитывался Жуковским, был его преданным поклонником, а Василий Андреевич сумел сразу разглядеть поэтический дар своего молодого и озорного товарища. Он прочил ему великое будущее.

Жуковскому («Когда, к мечтательному миру…»)

Эти стихи Пушкин сопровождал в журнальной публикации подзаголовком: «По прочтении изданных им книжек: «Для немногих». Книжки эти содержали образцы немецкой поэзии и русские переводы Жуковского. Предназначались они для «избранных», в первую очередь для ученицы Жуковского великой княгини Александры Федоровны, жены Николая Павловича, бывшей немецкой принцессы. Пушкин переосмысляет слова «для немногих» и относит их к «друзьям таланта строгим», ценителям поэзии. Жуковский, посылая это стихотворение Вяземскому, писал: «Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!» (Русский архив, 1896, э 10, стр. 208.) В первой редакции послания Пушкина, значительно им впоследствии сокращенного, были, между прочим, следующие строки:

  • Смотри, как пламенный поэт. Вниманьем сладким упоенный, На свиток гения склоненный, Читает повесть древних лет! Он духом там — в дыму столетий!

(Речь шла здесь о Батюшкове и его стихотворении «К творцу Истории Государства Российского».) Вяземский писал об этих строках Пушкина: «В дыму столетий»! Это выражение — город: я все отдал бы за него, движимое и недвижимое. Какая бестия! Надобно нам посадить его в желтый дом: не то этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и отцов наших. Знаешь ли, что Державин испугался бы «дыма столетий»? О прочих и говорить нечего» (А. С. Пушкин. Новонайденные его сочинения. Его черновые письма. Письма к нему разных лиц. Биографические и критические статьи о нем. Выпуск второй, М. 1885, стр. 14).

К портрету Жуковского

Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета Жуковского работы Кипренского (гравирован Вендрамини). Стихотворение неоднократно перепечатывалось при жизни Пушкина. Так, например, П. А. Плетнев заканчивает характе ристику поэзии Жуковского (в «Опыте краткой истории русской литературы» Греча, 1822, стр. 312) стихами Пушкина; «В этих пяти строках, кажется, более сказано о нем, нежели мы нашлись сказать на нескольких страницах», — говорит Плетнев. Н. Ф. Кошанский, лицейский учитель Пушкина, в своей книге «Общая риторика » (1830, 2-е изд.) писал об этом сти хотворении: «Третий стих — живое чувство пылкой юности, четвертый стих трогателен, как поэзия Жуковского; а пятый так пленителен своею плавностью и так ярко освещен прелестью идей и правдой, что нельзя не назвать его стихом гения».

Необходимо запомнить информацию? Сохраняйте — » Жуковскому («Когда, к мечтательному миру…»). И все в закладках. Разработка урока на тему: Жуковскому («Когда, к мечтательному миру…»). опубликована: 28 Дек 2011 в рубрике: Презентации

Смерть поэта

Очень тяжелыми для Александра Сергеевича Пушкина были 1936-1937 годы. Появление Жоржа Дантеса, легкомысленное поведение жены Натальи, интриги высшего света, клевета и унизительные эпиграммы в адрес семьи Пушкиных, попытки защитить честь супруги… Ситуация накалялась с каждым днем.

Было ясно, что цель одна — спровоцировать вспыльчивого поэта на дуэль. Именно Жуковский долгими уговорами убедил Александра не отправлять оскорбительное письмо своему недругу, ведь тогда дуэль была бы неминуема. Именно Жуковский умолял его сохранять благоразумие и не поддаваться на провокации.

Именно Жуковский несколько дней спустя внес в квартиру на Мойке смертельно раненого поэта (темперамент и желание защитить любимую женщину все же взяли верх над рассудительностью).

Судьба сыграла злую шутку: день рождения В. А. Жуковского, 29 января, стал днем смерти его верного и любимого друга…

Василий Андреевич очень переживал смерть своего ученика и друга, уже тогда он понимал, что ушел из жизни не только прекрасный человек, но и величайший поэт.

И после смерти поэта, словно ангел-хранитель, Жуковский вновь пришел на помощь уже покойному другу: получив приказ пересмотреть и доставить государю все письма Пушкина, он впервые ослушался и тайно вынес их жене — Наталье Николаевне.

Жуковский и Пушкин — воплощение одухотворенной дружбы, отношений, лишенных корысти, построенных на общих интересах, любви к литературе и стремлении помогать друг другу в сложных ситуациях.

А.С.Пушкин и В.А.Жуковский

— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). — У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы). — У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.

Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик. — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома. — Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено. — Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).

-У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла. В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.

«Сказка — Ложь, да в ней намёк, кто познает, тем Урок.

  • Пушкина

  • С. Пушкина

Общие интересы

Любовь к литературе способствовала развитию общих интересов и тем для разговора. Пушкин вместе с Жуковским и своими родителями стал посещать гостиные Карамзина, Батюшкова и других известных писателей. Вместе со своим старшим другом он стал членом кружка «Арзамас», где занимались изучением поэзии, писали и декламировали стихи, соревновались в литературном мастерстве. ОтношенияЖуковского и Пушкина становились все более теплыми и доверительными. Разница в возрасте не мешала этой дружбе: мудрость и жизненный опыт одного всегда нередко помогали охладить юношеский пыл другого.

Предыстория

Василий Андреевич Жуковский — рожденный в 1783 году внебрачный сын помещика Афанасия Бунина. Чтобы дать сыну возможность получить образование и определенное положение в обществе, Бунин отдал мальчика на усыновление обедневшему дворянину Андрею Жуковскому. Это дало возможность устроить одаренное чадо в хороший пансион, где и начал проявляться его литературный талант.

Пятнадцать лет спустя, в 1799 году, в небогатой, но знатной дворянской семье родился будущий гений русской литературы — Александр Сергеевич Пушкин. В 13 лет он был зачислен в Царскосельский лицей, где отличался веселым нравом, склонностью к проказам и мятежам, абсолютной нелюбовью к математическим наукам и умением создавать поэтические шедевры.

LiveInternetLiveInternet

Василий Андреевич Жуковский (1783 -1852)

Портрет художника Ю. В .Иванова

В пушкинской квартире на Набережной Мойки висит портрет Жуковского, подаренный им в 1820 году юному певцу «Руслана и Людмилы» со знаменитой надписью: «победителю-ученику от побежденного учителя». Жуковский действительно был одним из главных наставников Пушкина в поэзии. По мнению Белинского, «Жуковский… имеет великое историческое значение для русской поэзии вообще: одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Довольно быстро отношения учителя и ученика переросли в истинную дружбу. Жуковский с энтузиазмом приветствовал первые шаги Пушкина в поэзии и присутствовал при его последних минутах, многое сделал для посмертной славы национального гения России. Он всю жизнь трогательно, по отечески опекал Пушкина, не раз протягивал ему руку помощи в самых сложных ситуациях. Со своей стороны Пушкин воздавал должное литературным заслугам старшего собрата, высоко ценя «его стихов пленительную сладость». Широкое признание в России Жуковский завоевал созданием оригинальных произведений, в частности стихотворения «Певец во стане русских воинов», замечательных романтических баллад и многочисленными переводами и переложениями шедевров мировой поэзии. М. Л. Рыжкова

* * *

Приход весны Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? Вторая половина марта 1831 В. А. Жуковский. Собрание сочинений в четырёх томах. Москва: Художественная литература, 1959. * * *

Д. В. Давыдову Мой друг, усастый воин! Вот рукопись твоя; Промедлил, правда, я, Но, право, я достоин, Чтоб ты меня простил! Я так завален был Бездельными делами, Что дни вослед за днями Бежали на рысях; А я и знать не знаю, Что делал в этих днях! Все кончив, посылаю Тебе твою тетрадь; Сердитый лоб разгладь И выговоров строгих Не шли ко мне, Денис! Терпеньем ополчись Для чтенья рифм убогих В журнале «Для немногих». В нем много пустоты; Но, друг, суди не строго, Ведь из немногих ты, Таков, каких не много! Спи, ешь и объезжай Коней четвероногих, Как хочешь,— только знай, Что я, друг, как немногих Люблю тебя.— Прощай! * См. Д.Давыдов. 1818 В.А.Жуковский. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград: Советский писатель, 1956. Русская поэзия » Николай Языков https://rupoem.ru/yazykov/

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Жуковскому»

Два творческих друга, два гения, два великих и популярных русских поэта нашли своего читателя, умеющего распознавать настоящую поэзию и воспринимать ее таковой, какова она на самом деле, обладающего даром слушать.

Двух поэтов длительное время связывает сердечные и верные дружеские отношения. Если Пушкин воспринимал и почитал Жуковского как учителя, старшего, именитого коллегу по перу, на которого непременно нужно равняться, то Жуковский, рассмотрев в юном таланте грядущего гениального поэта, с удовольствием давал Пушкину уроки поэтического

мастерства.

Образ учителя появился еще в ранней лирике ученика, не одно стихотворение он посвятил своему кумиру. Одно из многих, великолепное стихотворение «Жуковскому». Оно характерно тем, что Пушкин на протяжении всего данного творения ссылается на лирику Жуковского. Преклоняясь и благоговея перед мэтром с возвышенной душой, начинающий поэт в послании просит благословения у своего наставника. Это происходит за два года до написания замечательного произведения «Жуковскому».

Автор использует традиционные в романтизме антитезы и пишет по их законам. Он смело противопоставляет сущность двух

сфер бытия. Идеальный мир, и свет – обычный, повседневный, где протекала их жизнь. Также безголосую и безликую толпу автор противопоставляет отдельным храбрецам, которые осмелились оставаться такими, какими они есть. В стихотворении предельно просто, но как точно, показаны противостоящие друг другу идеальные сферы и ежедневная реальность.

Современники гениев азартно и вдохновенно спорили – кому предназначено творчество поэтов. Двое молодых людей находят весомый ответ – «для немногих!». Несмотря на обвинения современников Жуковскому в аполитичности его поэзии, герой Пушкина поддерживает мнение друга и разделяет читателей на два лагеря. Искренние, справедливые и одновременно строгие друзья таланта восстают против жалких, убогих подражателей и завистливых судей.

Поэт заканчивает свое стихотворение переполнявшими его чувствами от того, что существуют истинные ценители поэзии, получающие эстетическое наслаждение от прочтения стихотворений и способные постичь их глубокое содержание.

Жуковский, прочитав творение Пушкина, с восторгом отмечал высокий, чудесный талант поэта. Говорит о мощном даре молодого творца, который мучит его как привидение. С неподдельным, искренним восхищение восклицает: «Какие стихи!» Многое перенимая у Жуковского, учась у него, Пушкин остается верен своим независимым суждениям и оценкам происходящего вокруг.

К ЖУКОВСКОМУ

Благослови, поэт. В тиши парнасской сени Я с трепетом склонил пред музами колени: Опасною тропой с надеждой полетел, Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел. Страшусь, неопытный, бесславного паденья, Но пылкого смирить не в силах я влеченья, Не грозный приговор на гибель внемлю я: Сокрытого в веках священный судия 1). Страж верный прошлых лет, наперсник муз любимый И бледной зависти предмет неколебимый Приветливым меня вниманьем ободрил; И Дмитрев слабый дар с улыбкой похвалил; И славный старец наш, царей певец избранный 2). Крылатым гением и грацией венчанный, В слезах обнял меня дрожащею рукой И счастье мне предрек, незнаемое мной. И ты, природою на песни обреченный! Не ты ль мне руку дал в завет любви священный. Могу ль забыть я час, когда перед тобой Безмолвный я стоял, и молнийной струей Душа к возвышенной душе твоей летела И, тайно съединясь, в восторгах пламенела, —

Нет, нет! решился я — без страха в трудный путь, Отважной верою исполнилася грудь. Творцы бессмертные, питомцы вдохновенья

Вы цель мне кажете в туманах отдаленья, Лечу к безвестному

отважною мечтой, И, мнится, гений ваш промчался надо мной!

Но что? Под грозною парнасскою скалою Какое зрелище открылось предо мною? В ужасной темноте пещерной глубины Вражды и Зависти угрюмые сыны, Возвышенных творцов зоилы записные Сидят — Бессмыслицы дружины боевые. Далеко диких лир несется резкой вой, Варяжские стихи визжит варягов строй. Смех общий им ответ; над мрачными толпами Во мгле два призрака склонилися главами. Один на груды сел и прозы и стихов — Тяжелые плоды полунощных трудов, Усопших од, поэм забвенные могилы! С улыбкой внемлет вой стопосложитель хилый: Пред ним растерзанный стенает Тилемах; Железное перо скрыпит в его перстах И тянет за собой гекзаметры сухие, Спондеи жесткие и дактилы тугие. Ретивой музою прославленный певец, Гордись — ты Мевия надутый образец! Но кто другой, в дыму безумного куренья, Стоит среди толпы друзей непросвещенья? Торжественной хвалы к нему несется шум: А он — он рифмою попрал и вкус и ум;

Ты ль это, слабое дитя чужих уроков, Завистливый гордец, холодный Сумароков, Без силы, без огня, с посредственным умом, Предрассуждениям обязанный венцом И с Пинда сброшенный, и проклятый Расином? Ему ли, карлику, тягаться с исполином? Ему ль оспоривать тот лавровый венец, В котором возблистал бессмертный наш певец, Веселье россиян, полунощное диво. 3) Нет! в тихой Лете он потонет молчаливо, Уж на челе его забвения печать, Предбудущим векам что мог он передать? Страшилась грация цинической свирели, И персты грубые на лире костенели. Пусть будет Мевием в речах превознесен — Явится Депрео, исчезнет Шапелен.

душой! Кто тайно мог пленить красавиц нежной лирой, Кто смело просвистал шутливою сатирой,

3) Ломоносов. (Прим. А. С. Пушкина.)

Кто выражается правдивым языком, И русской Глупости не хочет бить челом. Он враг отечества, он сеятель разврата! И речи сыплются дождем на супостата.

И вы восстаньте же, парнасские жрецы, Природой и трудом воспитанны певцы В счастливой ереси и Вкуса и Ученья, Разите дерзостных друзей Непросвещенья. Отмститель гения, друг истины, поэт! Лиющая с небес и жизнь и вечный свет, Стрелою гибели десница Аполлона Сражает наконец ужасного Пифона. Смотрите: поражен враждебными стрелами, С потухшим факелом, с недвижными крылами К вам Озерова дух взывает: други! месть. Вам оскорбленный вкус, вам знанья дали весть — Летите на врагов: и Феб и музы с вами! Разите варваров кровавыми стихами; Невежество, смирясь, потупит хладный взор, Спесивых риторов безграмотный собор.

Но вижу: возвещать нам истины опасно, Уж Мевий на меня нахмурился ужасно, И смертный приговор талантам возгремел. Гонения терпеть ужель и мой удел? Что нужды? смело вдаль

. дорогою прямою, Ученью руку дав, поддержанный тобою, Их злобы не страшусь; мне твердый Карамзин, Мне ты пример. Что крик безумных сих дружин? Пускай беседуют отверженные Феба; Им прозы, ни стихов не послан дар от неба. Их слава — им же стыд; творенья — смех уму; И в тьме возникшие низвергнутся во тьму.

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 1. Стихотворения 1814–1822.

Электронная публикация РВБ, 20002017. Версия 5.0 от 1 декабря 2020 г.

  • По какому принципу выстроена программа мхк в школе

      

  • Что такое застава кратко

      

  • Как расторгнуть договор на оказание платных образовательных услуг в школе

      

  • Что вы знаете о молочнокислых бактериях из уроков биологии 7 класс кратко

      

  • Чего опасались правящие круги в результате предоставления всеобщего избирательного права кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: