Личная жизнь
Биография Майи Плисецкой будет неполной без сведений о личной жизни. Как известно, через призму взаимоотношений с окружающими людьми, проще понять глубину личности. Как известная балерина, Майя всю жизнь была окружена мужчинами. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.
С первым мужем, танцовщиком Марисом Лиепой, они поженились в 1956 г., но расторгли брак, не прожив и четырех месяцев. Через некоторое время, в гостях, Майя познакомилась со своим вторым мужем, который был младше на целых 7 лет. Говорить о любви с первого взгляда будет преувеличением, потому что встречаться они начали спустя 3 года с того вечера у Лили Брик, а поженились много позже – в 1958 году.
Родион Щедрин во всем поддерживал супругу и отстаивал её интересы. Именно благодаря нему Майя смогла посещать лучшие театральные подмостки Европы. Счастливое супружество не ознаменовалось рождением детей, что, во многом, обусловлено прихотью Щедрина, утверждавшего, что «балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется».
Творческий путь
Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.
На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.
До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.
В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра (к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий).
То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.
К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору.
Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри.
Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.
Год премьеры | Балет | Роль |
1945 | «Золушка» | Фея Осень |
1960 | «Конёк-горбунок» | Царь девица |
1960 | «Каменный цветок» | Хозяйка медной горы |
1964 | «Жар-птица» | Жар-птица |
1965 | «Легенда о любви» | Мехменэ Бану |
1967 | «Кармен-сюита» | Кармен |
1972 | «Анна Каренина» | Анна Каренина |
1980 | «Чайка» | Нина Заречная |
1985 | «Дама с собачкой» | Анна Сергеевна |
Меньше чем за 10 лет Майя Плисецкая была удостоена сразу трёх званий:
- 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
- 1956 – Народная артистка РСФСР;
- 1959 – Народная артистка СССР.
В 1967 году у Александра Зархи Майя снялась в кинокартине «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.
Решающим в жизни Майи Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она не знает, сколько раз играла его. Если бы представилась возможность посчитать, эта цифра наверняка вошла бы в книгу рекордов Гиннеса. Она танцевала его 30 лет, больше 800 раз.
Наград в своей стране и за рубежом Майя получала столько, что, как и с «Лебединым озером», их трудно сосчитать.
Она написала мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, со слов самой балерины, можно узнать всю её жизнь, с радостями и успехами, горестями, разочарованиям и победами.
Биография Майи Плисецкой
Майя Плисецкая появилась на свет 20 ноября 1925 года в Москве. Она росла в семье хозяйственного деятеля и дипломата Михаила Эммануиловича и его жены Рахили Михайловны, являвшейся актрисой немого кино. У своих родителей она была старшей из 3-х детей.
Детство и юность
С раннего детства Майя была тесно связана с балетным искусством. Ее тетя, Суламифь Михайловна, и дядя, Асаф Михайлович, были артистами балета и балетмейстерами. Кроме этого, ее младшие братья, Александр и Азарий, также связали свою жизнь с этим видом сценического искусства.
Когда Майе Плисецкой не было еще и 8 лет, ее отдали в хореографическое училище. Первая трагедия в биографии Майи произошла в 11-летнем возрасте, когда в 1937 г. ее отец попал под каток репрессий. Михаила Эммануиловича арестовали и приговорили к расстрелу. Менее чем через год девочка столкнулась с очередным испытанием.
Ее мать задержали и вместе с грудным Азарием сослали в лагерь, который располагался в Казахстане. Домой Рахиль Михайловна вернулась в начале 1941 г. В результате, Майя была удочерена тетей Суламифью, а о ее брате Александре позаботился дядя Асаф.
С осени 1941 г. по осень 1942 г. Плисецкая вместе с родственниками находилась в эвакуации в Свердловске. Хотя здесь она не могла продолжать заниматься балетом, тетя составляла для нее номера, стараясь развить в ней весь творческий потенциал.
Биография писателя
Майя Михайловна Плисецкая — артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР (до 1990 года). Народная артистка СССР, лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца, лауреат Ленинской премии, Герой социалистического труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.
Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор мемуаров. Была супругой композитора Родиона Щедрина.
Родилась 20 ноября 1925 года в Москве в известной еврейской семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. С 1932 по 1936 года жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — и генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели ). Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Чтобы девочка не была отдана в детдом, маленькую Майю удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер.
В 1943 году Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева). Сразу принята в труппу Большого театра. Начинала в кордебалете, вскоре перешла на сольные партии. В 1948 году впервые танцевала партию Жизели в одноимённом балете. С этого времени Плисецкая утвердилась в статусе прима-балерины.В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
В 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР. После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая стала примой балета Большого театра. В советской киноверсии «Анны Карениной» она сыграла княгиню Тверскую. В 1971 году Родион Щедрин написал балет на ту же тему, где Плисецкая танцевала главную партию и впервые попробовала свои силы в качестве хореографа.
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде. В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром. На день своего 70-летия она дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара под названием «Аве Майя». С 1994 года она является председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя». Лауреат Императорской Премии Японии.
Киноактриса и хореограф
Майя Плисецкая знаменита не только как балерина, но и как киноактриса. Актерские задатки достались Плисецкой от матери, и долгое время прима хотела попробовать себя на новом поприще, однако ее кинодебют состоялся только в 1952 году – это была эпизодическая роль юной балерины.
А вот в экранизации «Анны Карениной» ей доверили сыграть Бетси, и со своей задачей Плисецкая справилась великолепно. Далее последовали главные роли в фильмах советских и зарубежных режиссеров, среди которых были такие известные работы, как:
- В «Зодиаке» Плисецкая сыграла музу Чюрлениса.
- Картина «Чайковский» для балерины стала знаковой, а ее Дезире восхитила критиков.
- «Фантазия» стала одной из самых известных работ Плисецкой: как позже признавалась сама Майя, персонаж балерины полностью соответствовал ей самой.
Документальные ленты, посвященные творчеству Плисецкой, начали снимать после того, как прима станцевала знаменитую партию умирающего лебедя в балете «Лебединое озеро». Балерина стала по-настоящему известной персоной, а интервью у нее брали журналисты из многих стран мира.
Съемки в фильме, посвященном фламенко, проявили новую грань таланта балерины: Плисецкая настолько вдохновенно танцевала, что вызвала настоящее восхищение испанской публики. Сошла со сцены Плисецкая только тогда, когда ей исполнилось 65 лет.
Плисецкая была многогранной натурой. Нельзя не отметить, что прима проявила себя в качестве талантливого хореографа. Ее постановки в Большом театре, Римском театре перевернули классическую трактовку «Федры», «Раймонды» и «Айседоры». Плисецкая во время зарубежных гастролей сдружилась со знаменитой оперной певицей , и они обе участвовали в новаторской постановке балета-оперы «Вилисы».
↑ Детство и юность Майи Плисецкой
В 1925 году, 20 ноября, в московской семье евреев родилась девочка Майя. Позже у неё родились два брата, ставшие один — балетмейстером, другой хореографом. Мальчики пошли по стопам тёти и дяди – звёзд в русском балете. Ещё одна тётя, и мама — Рахиль Мессерер, были актрисами. Другие многочисленные родственники с маминой стороны, имели дело с танцами и балетом.
С будущим отцом Майи, Михаилом Эммануиловичем Плисецким, Рахиль познакомилась на съёмках фильма. Молодой человек занимался различной хозяйственной и дипломатической работой. Когда дочери исполнилось 6 лет, семья поселилась на Шпицбергене, куда Плисецкого направили руководить угольным предприятием, а впоследствии перевели на консульскую работу.
Майя Плисецкая фото
Первый дебют, который стал решающим в дальнейшей судьбе девочки, состоялся на местных подмостках. Её пригласили принять участие в опере «Русалка». Не достигнув 8-летнего возраста, благодаря удивительному таланту и исключительным природным данным, девочку приняли в Московское училище хореографии. Её стала обучать известная Евгения Долинская.
В страшном 1937 году арестовали и через год расстреляли отца, Михаила Эммануиловича. Сразу за отцом, на следующий год, арестовали маму Майи. Её, с маленьким сыном, сослали на поселение в Казахские земли, откуда они смогли возвратиться лишь спустя 3 года. Будущая звезда балета Майя Плисецкая, не оставившая занятия, согласилась на это время пойти в дочери к родной тёте Суламифь.
21 июня 1941 года, почти уже выпускница, она профессионально дебютировала на выпускном концерте. Начавшаяся война помешала получить диплом. Живя во время эвакуации в Свердловске, Майе негде было заниматься. И, тем не менее, здесь, часто наблюдая за дикими лебедями, она смогла подготовить свой уникальнейший номер «Умирающий лебедь», сумев передать всю грациозность движений этой птицы. Этот номер до сих пор считается уникальным.
балерина Майя Плисецкая фото
Все свои балетные данные молодая танцовщица сумела воплотить на сцене, приложив неиссякаемое трудолюбие и старание. Вернувшись в столицу в 1943 году девушка, занимаясь у М. Леонтьевой, смогла на отлично окончить училище.
Фильмы с участием балерины
Список телевизионных и кинопроектов, в которых принимала участие актриса Майя Плисецкая, насчитывает порядка 25 работ.
Особенно стоит выделить:
- «Лебединое озеро» (1957 г.);
- «Кармен-сюита» (1978 г.);
- «Сказка о Коньке-Горбунке» (1962 г.).
Всего в качестве актрисы и сценариста-художника, балерина появлялась в фильмах и ТВ-передачах в период 1948-2012 годы.
Первые фильмы и телевизионные шоу с непосредственным участием Плисецкой:
- «Городской тост» (1948);
- «Большой концерт» (1951);
- «Мастера русского балета» (1953).
Последние фильмы и проекты, где задействована великая артистка – это «Лики танца» (1996), «Зодиак» (1986), «Прерывистые сердца» (1981).
И чего не любила
Когда Плисецкой делали комплименты по поводу её лебединой шеи, она отвечала: «Знаете, в балете гораздо важнее голова, чем шея или руки и ноги. Ногами не выразишь то, что в душе происходит. Ногами делают позиции. Встать в первую позицию — это не кипит душа. Это всего лишь первая позиция». В своё искусство она была влюблена: «Считается, что в начале было слово. А я думаю, в начале был жест. Потому что слово не все понимают. А жест — все».
Балерина танцевала «Лебединое озеро» более 800 раз. Выходила на сцену в этой роли в течение 30 лет — с 1947 по 1977 г. «Я считаю этот балет лакмусовой бумажкой, пробным камнем для любой балерины, — говорила она. — В „Лебедином“ никуда не спрячешься, всё как на ладони. Техника, драматический артистизм. „Лебединое“ вполноги, вполдуши не станцуешь… Каждый раз после „Лебединого“ я чувствовала себя настолько опустошённой… Я была просто вывернута наизнанку».
Как-то «АиФ» спросил её: «А есть роль, которую вы мечтаете исполнить?» И бунтарка Плисецкая ответила: «Мне хотелось бы что-то в кино сыграть. Мистическую роль… Например, как у Хичкока».
Вопрос-ответ
Что завещала Майя Плисецкая? Постоянные вопросы, кого она считает преемницей в балете, Майю Михайловну раздражали. «Ну что значит преемник? Что он мог у меня принять? — отмахивалась она. — У Рембрандта кто преемник?»
У Плисецкой был очень острый язык, поэтому её побаивались: она давала такие оценки и комментарии, которые приклеивались к человеку навсегда. При этом и по отношению к самой себе была иронична.
Рецепт своей стройности объясняла просто: «Когда надо похудеть, сижу не жрамши». А по поводу красоты говорила, что никогда не делала пластики и не вшивала золотых нитей под кожу. «Я в своей жизни получила очень много цветов. Вот стоит красивая, большая ваза роз. Пятьдесят штук. Всем одинаково я меняю воду, подрезаю кончики. Но одна роза завянет сразу. А дальше — кто как. И вдруг из всех роз одна вот так торчит. И больше чем неделю не вянет. Вы знаете, на людей это тоже распространяется».
Костюмы Киркорова и лень Плисецкой. В чём звёзды признавались «АиФ»? Подробнее
Вместе с Родионом Щедриным они прожили 57 лет. Познакомились в гостях у Лилии Брик. «У Лилии Юрьевны был маленький стол, за который могло усесться не больше 10 человек. И она очень точно собирала компанию, — вспоминал Родион Константинович. — Майю я тогда на сцене не видел — я не был балетоманом. Но мне был интересен балетный мир. Майя внешне была чрезвычайно притягательна. У неё были роскошные бронзово-рыжие волосы. Я всегда смотрю на женщин: крашеная или нет. У неё волосы были свои. К тому времени я уже написал музыку к фильму „Высота“, получил солидный гонорар. И первое, что делали советские люди, когда у них появлялись деньги, — купил машину. „Победу“. После вечера у Брик я решил подвезти гостей — Жерара Филипа с супругой. И подумал тогда: „Хорошо бы и эту рыжую балерину тоже в машину пригласить!“ Маршрут рассчитал так, чтобы адрес Майи оказался последним». А через некоторое время они уже и не расставались… До самой смерти Майи Михайловны в 2015 г.
Как-то в одну из праздничных дат «АиФ» спросил балерину: «Что для вас значит юбилей? Возможность остановиться и посмотреть назад?» «Не надо останавливаться и не надо смотреть назад. Ни на чей», — засмеялась она.
Биография Майи Плисецкой
Плисецкая Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Её отец Михаил Эммануилович, еврей по происхождению, занимался кинопроизводством, а затем служил дипломатом. Позже руководил угольным трестом на архипелаге Шпицберген, был генконсулом СССР. Мать Рахиль Мессерер-Плисецкая, имевшая белорусские и литовские корни, работала актрисой немого кино. Кроме Майи в семье росли её младшие братья Александр и Азарий.
В 1937 году, когда Майе было 12 лет, её отца арестовали по подозрению в шпионаже, а через полгода расстреляли. Вслед за этим в марте 1938-го мать с маленьким Азарием отправили в лагерь жён изменников Родины в Казахстан. Майю и Александра должны были отправить в детский дом, но от этой участи их спасли родные брат и сестра их матери Суламифь и Асаф: женщина удочерила девочку, а мальчик остался с мужчиной.
Тётя и дядя были признанными знаменитостями русского балета того времени, благодаря чему саму Майю и её братьев, впоследствии тоже посвятивших себя балету, относят к артистической династии Плисецких-Мессерер. Именно Суламифь впервые привела девочку на свой спектакль, затем отвела в балетный класс. Майе тогда было 7 лет, и поэтому её не хотели принимать — набор осуществлялся только с 8 лет, но тётя сумела убедить комиссию.
Проведя в ссылке 3 года, мать Майи вернулась и вместе с семьёй была эвакуирована в Свердловск. Там девочка впервые выступила на сцене в спектакле «Лебединое озеро», поставленном её тётей. Суламифь изменила партию Майи «Умирающий лебедь», написанную хореографом Михаилом Фокиным, чтобы та могла продемонстрировать свою выразительную пластику и чёткость движений: девушка выходила спиной к залу. В 1942 году они возвратились в столицу.
В 1943 г. после окончания Московского хореографического училища Майя Плисецкая вступила в труппу Большого театра. Но сначала выступала лишь в кордебалете. По воспоминаниям балерины, главные партии ей начали давать после постановки «Шопениана», где она придумала интересный ход, который с восторгом приняла публика, — на пике прыжка на мгновение «застыть» в воздухе. Тогда многие зрители впервые узнали её имя.
Девушке стали давать сольные роли. В 1949 году балерина выступила перед Иосифом Сталиным на кремлевском концерте в честь его Дня рождения. Начала гастроли по СССР и за рубежом, но в какой-то момент её перестали выпускать заграницу. Предположительно, из-за общения с иностранными политиками. Но всё изменило «Лебединое озеро», поставленное ею в 1958 году. Спектакль впечатлил Никиту Хрущёва, и ей разрешили выступать в США, Франции, Италии и других странах.
В 1960 году балерина стала примой Большого театра. В этот период Майя становится известной как хореограф-постановщик и балетмейстер, хотя сама она не считала, что подходит для этой работы. Главным балетмейстером в то время был Юрий Григорович, и с годами их начали противопоставлять друг другу. В 1990 он уволил Плисецкую, что вызвало широкий резонанс. Последние годы знаменитая балерина жила в Мюнхене, где ею были написаны мемуары «Майя Плисецкая», «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах», «Читая жизнь свою…».
Майя Плисецкая. Балет «Лебединое озеро»
Майя Плисецкая об искусстве балета
Пока мы смотрим спектакли и монологи великой балерины ,
Дорогие друзья! Сегодняшний пост о Майе Плисецкой — выдающейся всемирно известной приме русского балета, одной из величайших балерин 20-го века, настоящей легенде балетного мастерства. Ее выступления — воплощенная магия захватывающего танца. Она одна заслуживала самых длинных оваций публики на всех континентах. Многолетний опыт выступлений на лучших сценах всего мира подтверждает: Майя Михайловна – настоящий гений и одна из самых ярких и талантливых представителей балетного искусства.
Время ей не подвластно: и в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят лет она всегда была молодой и красивой женщиной, хорошеющей год от года. Даже будучи в 70-летнем возрасте, Плисецкая вышла к обожающей ее публике танцевать на пуантах, что является абсолютным рекордом балета! При этом она выглядела потрясающе и великолепно, чем вызвала бурю аплодисментов и овации зрителей.
Очевидно, танцоры никогда не стареют и, возможно, только им известны секреты сохранения жизненной молодости. Несомненно, что сокровенные тайны вечной молодости Майи Плисецкой возвели ее в ранг божественной, недостижимой, полумифической балерины, которая стала объектом поклонения целого поколения. Все женщины мира хотели бы также подольше оставаться молодыми. Однако, вопреки желаниям, время разрушает человеческий организм, незаметно забирая молодость. Наверное, только сильное внутреннее свечение давало ей мощный творческий жизненный накал и вечно горящий огонь в душе.
Муж Майи Плисецкой
Все изменилось после знакомства Майи Плисецкой (20.11.1925, г. Москва, СССР — 2.05.2015, г. Мюнхен, Германия) с Родионом Щедриным (16.12.1932 г. р.), которое состоялось в доме у Лили Юрьевны Брик. Вслед за этим сразу последовал бурный роман, а в 1958 году Майя Михайловна вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. В нем было столько природного обаяния, такая легкость в общении, что это покорило известную балерину. Родион сумел совершить невероятное — укротить природную стихию по имени Майя Плисецкая, за что ему была очень благодарна ее мама, которая постоянно волновалась за дочь.
На фото: Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Родион Щедрин отлично справлялся с плохо контролируемым характером балерины, он отгородил жену от людей, которые могли ее провоцировать. Мама Родиона Щедрина — Конкордия Ивановна работала старшим экономистом в бухгалтерии Большого театра. Она ревностно относилась к общению своего сына и Майи. Когда, вопреки ее воле, Родион и Майя поженились, она страдала от зависти к успехам Майи, так как знаменитая балерина получала признания раньше мужа.
Родион старался сделать все, чтобы жизнь его любимой жены стала счастливой. Именно благодаря мужу, с Майи Михайловны сняли обвинения в шпионаже. Период политических репрессий остался позади. Брак с талантливым композитором сделал балерину политически надежной в глазах советской номенклатуры. Родион Константинович сам от имени Плисецкой написал покаянное письмо Хрущеву, которое было передано прямо в руки Никите Сергеевичу. Проникшись сочувствием к народной артистке РСФСР, Хрущев разрешил ей и балетной труппе Большого театра выехать на гастроли в США (1958).
Униженные и оскорбленные
Майю Плисецкую минула страшная судьба многих репрессированных деятелей культуры и искусства. А таких было немало. Артист Петр Вельяминов, у которого отец был осужден на 10 лет, а мать столько же времени находилась в ссылках, с 1943 года тоже попал в заключение и провел там всю молодость – с 16 до 25 лет. 20 лет скитался по лагерям Георгий Жженов, у которого сначала арестовали брата- студента, а потом выслали в Казахстан всю семью.
Что уж говорить о тех, на кого падало подозрение в связях с иностранцами! Красавица киноактриса Татьяна Окуневская, у которой репрессировали отца, провела в лагерях 6 лет, якобы за измену Родине. Известная актриса кино Зоя Федорова, родившая дочь от американского дипломата, — 9 лет. Сестры Зои Федоровой вместе с детьми были отправлены в бессрочную ссылку. Всех их потом реабилитировали, но свою жизнь им пришлось собирать по кусочкам заново.
Гениальному музыканту Мстиславу Ростроповичу и его жене, певице Большого театра Галине Вишневской за покровительство опальному писателю Солженицыну перекрыли на родине кислород, а затем их лишили советского гражданства.
Плисецкая же сама отмечала, что ее «на приемы звали, титулами жаловали, заработок был, одевалась по моде». И она танцевала в Большом, куда обязательно приводили всех именитых гостей. Чаще всего – в «Лебедином озере», которое неизменно требовали иностранцы. На одном из приемов Никита Сергеевич Хрущев даже пожаловался балерине, что ему уже и во сне чудятся лебеди.
На многочисленных приемах с присутствием руководителей страны и зарубежных деятелей знаменитая балерина пользовалась неизменным вниманием. Не обходили ее и наградами: В 1956 году она получила звание народной артистки РСФСР, а через три года – народной артистки СССР
Выше званий уже не было.
Творческий путь
Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.
На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.
До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.
В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра (к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий).
То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.
К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору.
Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри.
Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.
Год премьеры | Балет | Роль |
1945 | «Золушка» | Фея Осень |
1960 | «Конёк-горбунок» | Царь девица |
1960 | «Каменный цветок» | Хозяйка медной горы |
1964 | «Жар-птица» | Жар-птица |
1965 | «Легенда о любви» | Мехменэ Бану |
1967 | «Кармен-сюита» | Кармен |
1972 | «Анна Каренина» | Анна Каренина |
1980 | «Чайка» | Нина Заречная |
1985 | «Дама с собачкой» | Анна Сергеевна |
Меньше чем за 10 лет Майя Плисецкая была удостоена сразу трёх званий:
- 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
- 1956 – Народная артистка РСФСР;
- 1959 – Народная артистка СССР.
В 1967 году у Александра Зархи Майя снялась в кинокартине «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.
Решающим в жизни Майи Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она не знает, сколько раз играла его. Если бы представилась возможность посчитать, эта цифра наверняка вошла бы в книгу рекордов Гиннеса. Она танцевала его 30 лет, больше 800 раз.
Наград в своей стране и за рубежом Майя получала столько, что, как и с «Лебединым озером», их трудно сосчитать.
Она написала мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, со слов самой балерины, можно узнать всю её жизнь, с радостями и успехами, горестями, разочарованиям и победами.
Балетная карьера примы
Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Примечательно, что первое выступление на сцене совпало с днем начала военных действий фашистов против СССР. Балерина кратко вспоминала во время своего интервью на «Первом канале», что ее охватило чувство тревоги и беспокойства, однако Майя танцевала, несмотря на пустеющий зал. Из Москвы Плисецких эвакуировали в Свердловск, однако Майя вернулась обратно и продолжила обучение.
У балерины были отличные физические данные: Майя Плисецкая, рост и вес которой в молодости были идеальными, совершала умопомрачительные по сложности и амплитуде прыжки. Балерине приходилось питаться по особой системе, чтобы не выбиться из сил и остаться в отличной физической форме.
Публика сразу же приметила начинающую балерину, а ее страстные па встречала неизменными аплодисментами. Однако уникальная грация движений не сразу принесла ей ведущие роли: например, в спектакле «Спящая красавица» пришлось станцевать две второстепенные партии, прежде чем прима получила главную.
Позже Плисецкая получает практически все главные роли, а статус примы ей присваивают после того, как Уланова уходит на заслуженный отдых. Практически сразу начинается многолетнее противостояние Плисецкой с главным балетмейстером, которое закончится уходом балерины из театра.
1956 год принес гранд-балерине новые неприятности: ей запретили ехать вместе с театром в зарубежное турне, а спецслужбы обвинили ее в шпионаже. За свою долгую карьеру Плисецкая станцевала практически все ведущие партии, объездила с гастролями весь бывший СССР, участвовала в постановках итальянских, французских и испанских мэтров.
Интересные факты о Майе Плисецкой
Творческая натура Плисецкой в полной мере проявилось и в её хобби. Мало кто знает, что балерину интересовали курьёзные фамилии. Так, её «коллекция» в разные времена пополнялась такими перлами паспортистов: Потаскушкин, Негодяев, Дамочкин-Визжачих.
Дружба с политиком Робертом Кеннеди собрала множество кривотолков. Однако не объяснять же всем, что волею судьбы у них был «общий» день рождения, а сам политик отдавал должное искрометному таланту русской артистки.
Вообще балерина отличалась изумительным чувством стиля, что даже в скудные советские годы обеспечивало ей возможность красиво и «дорого» выглядеть. Её изысканные туалеты замечали все вокруг, что, несомненно, давало повод завистникам позлословить. Женщина-легенда всегда выделялась на фоне лучших представителей мировой элиты.
Краткая биография
Вся биография Майи Плисецкой заложена внутри искусства: и в творческом, и в личном плане. Фамилия Плисецкой и балет – два неразрывно связанных понятия, друг без друга не существующих.
- 1941 год. Сразу по возвращению из ссылки, мать Майи увезла детей в Свердловск. Продолжать практиковаться в балете в эвакуации было проблематично, но именно здесь юная танцовщица впервые исполнила прославившую ее на весь мир партию умирающего лебедя в постановке тети Суламифь.
- 1942 год. Майя вместе со всеми родственниками приезжает назад в Москву.
- 1943 год. Перспективная балерина получает красный диплом об окончании хореографического училища. В числе многих однокурсников, Майя принимает приглашение в кордебалет Большого театра, получив возможность раскрыться и продемонстрировать талант в сольных номерах. Ее умирающий лебедь покорил столицу. Начинающей балерине доверяют основные партии в серьезных спектаклях: Маша в «Щелкунчике», Мирта в «Жизели», фея осени в «Золушке», Китри в «Дон Кихоте» и, наконец, вожделенные партии Авроры в «Спящей красавице», Одетты и Одилии в «Лебедином озере».
- 1956 год. Майе Плисецкой, готовившейся к международным гастролям в Великобританию вместе с труппой Большого театра, было отказано в выезде. Чиновники отыскали компрометирующие факты из жизни балерины.
- 1959 год. Состоялся первый заграничный гастрольный тур с участием Майи Михайловны. СССР в то время был впереди планеты всей, пал «железный занавес», и Россия предъявляла миру лучшее, доказывая собственное превосходство. А лучшее в балете, несомненно, Плисецкая. Зарубежные политики и звезды мечтали о знакомстве с ней.
- 1960 год. Став преемницей Галины Улановой, Плисецкая назначается официальной прима-балериной Большого театра. По возвращению из международного тура, вдохновленная новыми впечатлениями, Плисецкая инициирует создание новых театральных и балетных постановок, выступая в роли режиссера-постановщика. Музыку к ее произведениям неизменно сочинял ее супруг, Родион Щедрин.
- 1966 год. Карьера Плисецкой попала под удар после подписания письма против реабилитации И.В.Сталина.
- 1980–е годы. Плисецкая очень востребована в мировом искусстве. Звезда успела поработать в Испании директором римского театра оперы и балета и главным балетмейстером национального балета.
- 1987 год. Плисецкая участвует в международном гала-концерте в честь Марты Грэм в Нью- Йорке вместе с мировыми звездами балета.
- 1990 год. Наступил переломный момент в конфликте с руководством Большого театра, в результате которого руководитель театра Ю.Григорович уволил нескольких именитых танцовщиков, в т.ч. и Майю Плисецкую. Общественный резонанс не смог повлиять на ситуацию.
- 1991 год. Чета Плисецкая – Щедрин уезжают в Германию. Балерина продолжает выступать, совмещая танцы с работой репетитора и постановщика спектаклей.
- 1994 год. Плисецкой был организован ежегодный международный конкурс балетного мастерства «Майя», где она сама стала председателем.
- 1999 год. В газете «Московский комсомолец» появляется скандальная статья, в которой утверждается, что у Майи Михайловны есть внебрачная дочь Юлия, рожденная в порочных отношениях с агентом КГБ.
- 2002 год. После долгих судебных разбирательств и тяжб, многочисленных проверок и анализов, было установлено, что детей у Плисецкой нет. Газета дала опровержение за подписью главного редактора.
- 2015 год, 2 мая. Не стало блистательной балерины. Причиной смерти стал инфаркт миокарда. После себя звезда оставила богатейшее наследие в виде образов, ею сыгранных, спектаклей, ею созданных, и книг, ею прожитых.
Майя Михайловна Плисецкая