Краткая биография – Щедрин Р. К.Родион Константинович Щедрин
Щедрин Родион Константинович – русский музыкант, композитор,
фортепьянист, преподаватель, артист СССР.
Родион Константинович Щедрин родился в Москве 16.12.1932 г.
в семье музыкантов. В 1941 г.
Родиона приняли в музыкальную школу Московской консерватории, но из-за войны
семью Щедриных эвакуировали в Куйбышев. Вернувшись в Москву, Родион снова пошел
учиться в Центральную музыкальную школу, а в 1944 г. – перевелся в
Московское хоровое училище. В 1947
г. в Хоровом училище состоялся конкурс композиторских
работ, где жюри присудило Родиону первую премию. На 4-ом курсе Родиона Щедрина
взяли в союз композиторов.
В 1955 г.
Родион закончил обучение в Московской консерватории двух факультетов –
фортепианный и теоретико-композиторский. С самых первых шагов на поприще
композитора он показал себя как знаток оркестрового письма и сторонник
российского колорита. Эти стороны особенности Щедрина отыскали родное
воплощение в Первом концерте с оркестром, балет «Конек-Горбунок», опера «Не
только любовь».
У взрослого Щедрина имеется много творений, вдохновленных
наиболее высочайшими архетипами российской традиции.
Родион Константинович Щедрин очень увлекался западной
техникой композиции и в начале 1960-х годов получил репутацию модерниста. В
отличие от ровесников-авангардистов, Щедрин пользовался покровительством со
стороны управления Союза композиторов и остальных инстанций, отвечающих за
культуру в СССР, и никогда не был подвержен критической атаке в русской печати.
Это позволило Щедрину смело проводить эксперименты с такими способами
организации музыкального материала, как алеаторика, додекафония, сонористика;
применяв некоторые из них в ортодоксальной по собственной идеалогической
направленности оратории «Ленин в сердце народном», Родион Щедрин содействовал
конечной легализации западных воздействий на советскую музыку.
При переводе литературных первоисточников на язык
музыкального театра Родион Щедрин жаждет по возможности сберечь все достояние
заключенных в них смыслов, выражая при этом незаурядную затейливость, в том
числе в применении музыки прошлого, которая каждый раз служит ему для
сотворения соответствующего колорита. Все балеты Родиона Щедрина, кроме
«Конька-Горбунка», посвящены его супруге Майе Михайловне Плисецкой.
Опыт Щедрина как профессионала стилистической мимикрии и
театрального композитора отыскал родное яркое представление и в его наилучших
чисто инструментальных партитурах, кроме «Звонов» и «Озорных частушек».
В 1972 г.
Родион Константинович Щедрин был награжден Государственной премией СССР за
ораторию «Ленин в сердце народном», в 1973 г. стал секретарем Союза композиторов, а
позже сам стал возглавлять этот Союз, в 1984 г. получил Ленинскую премию, в 1992 г. стал лауреатом
Государственной премии.
С 1991 г.
Родион Щедрин проживает в Мюнхене, но при этом сохранил гражданство Российской
Федерации.
Перестройка
С началом этого процесса перед творческой интеллигенцией были открыты новые возможности: теперь они могли иметь зарубежные контракты. В 1988 году в Массачусетсе состоялся совместный советско-американский фестиваль под названием «Делаем музыку вместе». В Штаты отправилась большая делегация из СССР. В фестивале приняли участие А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина, В. Лаурушас. В. А. Петров, и др. Это музыкальное широкомасштабное мероприятие имело громадный художественный и политический резонанс. Далее композитору стало намного легче работать, творить свободную музыку. Об этом свидетельствуют его произведения, созданные в 90-х и в новом тысячелетии.
Любовь всей его жизни
В 1958 году Родион познакомился с женщиной, которая стала единственной любовью всей его жизни. Как-то раз ему довелось побывать на одной из вечеринок, которые устраивала муза знаменитого Маяковского Лиля Брик. В это время он как раз трудился над музыкой к пьесе «Они знали Маяковского». Здесь и состоялось его знакомство с примой Большого театра, знаменитой балериной, потрясающе красивой женщиной Майей Плисецкой.
После вечеринки Щедрин вызвался развести гостей по домам на своём автомобиле. Последней он отвозил Майю, они долгое время сидели в машине и разговаривали. А потом она попросила его написать ей ноты музыки из кинофильма «Огни рампы». Родион с радостью согласился, ведь так у него был повод ещё раз повидаться с Плисецкой.
Окончательно их сблизил написанный Щедриным балет «Конёк-Горбунок». Майя исполняла главную партию, Родион приходил на репетиции в Большой театр. Вскоре они стали вместе жить, отношения свои сначала не регистрировали. Как только у них появилось свободное время, Майя и Родион отправились в медовый месяц на Ладожское озеро. Они провели здесь почти целое лето, которое потом называли райским. А оттуда рванули на автомобиле в Сочи. А вот тут произошёл казус, так как супруги не были официально расписаны, сотрудники гостиницы не разрешили им поселиться в одном номере. И тогда Щедрин сделал Плисецкой предложение.
Когда они вернулись домой в Москву, то пошли в ЗАГС и зарегистрировали свой брак. Это было 2 октября 1958 года. Супруги прожили вместе 57 лет. Потрясающая пара, которая по-настоящему стала единым целым.
В мае 2015 года Плисецкая умерла. Для Щедрина это было страшным ударом, тем более что ничего не предвещало трагедии. У неё внезапно случился обширный инфаркт миокарда. С 1991 года Родион и Майя проживали в Мюнхене. Они составили совместное завещание, после смерти обоих супругов кремировать их тела, соединить прах и развеять над Россией. Урна с прахом Майи пока хранится в доме Родиона Щедрина…
Родион Щедрин сейчас
В конце 2021 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.
Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».
Родион Щедрин в 2018 году
Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.
Новых контрактов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.
Интересные факты из жизни
Родион Щедрин — человек активный, но нельзя назвать его очень разносторонним, поскольку музыка стала его главной и основной страстью в жизни. Любая его деятельность, активность так или иначе связаны с музыкой, которой он оставался верен всю жизнь. Также композитора знают, как мужа известной балерины Майи Плисецкой, которая скоропостижно скончалась в 2015 году. Супруги прожили вместе десятки лет, наслаждаясь обществом друг друга. Есть множество архивных фотографий разных лет, где они запечатлены вместе. И везде на лицах супругов читается искренняя нежность, любовь к друг другу.
Так получилось, что у Родиона Щедрина нет детей. В многочисленных интервью ему, конечно, задают вопросы об этом, но из ответов становится понятно, что для него, как и для его супруги Майи Плисецкой, самым главным смыслом в жизни было искусство. Майя Плисецкая полностью посвятила себя балету, педагогической деятельности, а Родион Щедрин с не меньшей преданностью окунулся в мир звуков.
В интервью, которые датируются после 2015 года, то есть после смерти его супруги, композитор отмечает, что жизнь его стала грустной без жены и что он в данный момент не чувствует прежнего интереса к жизни именно из-за ухода своей второй половинки. На данный момент Родион Щедрин ведет довольно спокойную, размеренную жизнь, проживая в Германии. Известно, что вместе с Майей Плисецкой он переехал в Мюнхен ещё в начале 90-ых годов прошлого века. Тем не менее, композитор активно подчёркивает то, что в душе он остался русским человеком, говоря, что русский язык для него единственный родной, у него русский менталитет, русские корни, мировоззрение.
Родион Щедрин находится в весьма преклонном возрасте, но периодически он приезжает в Россию. Такие поездки даются ему непросто, но он очень хочет увидеться с родственниками и в обязательном порядке посещает разнообразные культурные события столицы. По-прежнему он любит бывать на концертах, но уже в качестве зрителя.
Понимая, что находится в преклонных годах, композитор в интервью признаётся, что уже составил завещание. Согласно его воле, его прах должен быть смешан с прахом Майи Плисецкой и развеян над Россией. Несмотря на столь почтенный возраст, Родион Щедрин не стремится полностью оградиться от музыки, все ещё создавая прекрасные произведения.
Музыкальная родословная
Родион появился на свет в Москве 16 декабря 1932 года.
Его дедушка, Щедрин Михаил Михайлович, в начале XX века в небольшом городе Алексине в Тульской области служил настоятелем в главном городском храме – Успенском соборе. До сих пор в Алексине помнят этого доброго священника и его замечательную супругу Елизавету Николаевну, которую горожане тогда ласково называли «матушка Щедрина». У них родилось восемь талантливых сыновей. Храм располагался на улице Радбужской, а неподалёку находился дом, где проживало семейство Щедриных. Между домом священника и храмом была протоптана тропинка, которую местные жители прозвали «щедринкой». Она сохранилась до сих пор, и носит такое же название.
Детские воспоминания Родиона связаны с городом Алексиным, там он проводил каждое лето. Он помнит, как при одном только упоминании этого города светлело лицо его отца и дядюшек, ведь там, на берегу Оки, они прожили лучшие свои годы. Отец Родиона рано ушёл из жизни, в 1955 году, ему было всего 60 лет. После его смерти Родион со своим дядей Евгением Михайловичем Щедриным ездил на машине в Алексин. Там они гуляли по Радбужской улице, шагали по тропинке-«щедринке», посещали на кладбище могилы дедушки с бабушкой, были в доме Щедриных и ходили в сосновый бор.
Родион никогда не прерывал связь с городом своего детства. Даже когда не мог поехать туда сам, то через Щедрину Дину Алексеевну, вдову своего дяди Александра Михайловича обязательно передавал для музея подарки. В начале ХХ века музыкальные и талантливые братья Щедрины организовали в Алексине семейный оркестр, они устраивали в городе благотворительные выступления. С 1994 года в Алексинском городском музее в память о братьях проводятся Щедринские вечера.
Старшие дети в семье церковного настоятеля Щедрина успели отучиться в духовной семинарии в городе Туле. Младшие, в том числе и отец Родиона, после революции уже не могли обучаться в ВУЗе, потому что были детьми священника.
Отец Родиона, Щедрин Константин Михайлович, родился в 1894 году. Волею случая ему всё-таки удалось получить высшее образование в Московской консерватории. В Алексин на лето приезжали артисты Малого театра, репетировали, давали спектакли. Одну молодую актрису, Веру Пашенную, заинтересовали братья из семейного оркестра Щедриных. Она была поражена оркестровками, которые они выполняли для сложных произведений Рахманинова, Скрябина, Чайковского. Женщина узнала, что в семье священника нет денег для того, чтобы дать образование сыну Константину. По окончании летнего сезона в Алексине, она забрала юношу с собой в Москву и помогла ему там устроиться в консерваторию.
По окончании учёбы отец Родиона остался жить в Москве. Он занимался преподавательской деятельностью в музыкальных московских школах, давал уроки по классу фортепиано и по теории музыки. С 1935 года он работал в Московской консерватории, где на национальном отделении преподавал историю музыки.
Мама будущего композитора, Конкордия Ивановна Щедрина (девичья фамилия Иванова), 1908 года рождения, была сотрудницей Большого театра, трудилась на должности старшего экономиста. Профессиональным музыкантом она не была, но очень любила музыку и прекрасно играла на фортепиано.
При такой творческой родословной у Родиона Щедрина не было другого жизненного пути, кроме музыкального.
События биографии
- В 1950 году Щедрин был принят в Московскую государственную консерваторию, причем он поступил сразу на два факультета: фортепианный и композиторский. Уже в студенческие годы талант Щедрина был замечен: его приняли в Союз композиторов и отметили премией успех его сочинения – Первого концерта для фортепиано, где были эффектно обыграны мотивы частушек «Балалаечка гудит» и «Семëновна».
- В 1955 году Щедрин окончил консерваторию. К этому времени он стал известен в театральных кругах, ему заказывал балеты Большой театр. 4 года композитор посвятил учёбе в аспирантуре.
- 1960 год принёс Р.К. Щедрину признание широкого зрителя. Его балет «Конёк-Горбунок» был поставлен в Большом театре и имел оглушительный успех. К этому времени уже сформировался композиторский стиль Щедрина, в котором отчетливо звучал интерес к народной музыке.
- 20 апреля 1967 года состоялась премьера легендарного балета «Кармен-сюита», поставленного хореографом Альберто Алонсо для Майи Плисецкой. Именно ей, великой балерине и по совместительству супруге Родиона Щедрина, принадлежала идея рассказать историю Кармен в танцевальном спектакле. Интересно, что изначально Майя Михайловна не планировала обращаться к мужу-композитору. Она безуспешно пыталась договориться с Дмитрием Шостаковичем, потом с Арамом Хачатуряном. В итоге «Кармен-сюита» стала визитной карточкой именно Родиона Щедрина. Работая над балетом, Щедрин обратился к жанру транскрипции. Он виртуозно скомпоновал и обыграл фрагменты из произведений Жоржа Бизе: оперы «Кармен» и сюиты «Арлезианка». Важная роль в партитуре была отведена ударным инструментам, барабанам, кастаньетам и даже колоколам. В этом же 1967 году получил Орден «Знак Почёта».
- В середине 1960-х Щедрин начал преподавать в родной Московской консерватории на композиторском факультете. Но в 1969 году ему пришлось оставить эту должность из-за разногласий с руководством. Параллельно преподавательской деятельности он активно выступал как исполнитель своих сочинений.
- В 1973 году Щедрина избрали председателем правления Союза композиторов РСФСР. Этот пост он будет занимать 26 лет. По словам дирижера Владимира Спивакова, Щедрин помогал многим начинающим музыкантам и композиторам. Кроме того, он поддерживал отношения с коллегами, высланными из страны в 1974 году, − Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем.
- 7 июня 1977 года состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Мёртвые души», над которой композитор трудился 10 лет. Постановка имела успех у публики, критики отмечали, что в партитуре удалось совместить несовместимое и точно передать дух гоголевской поэмы, но, в отличие от других сочинений Щедрина, эта опера на время исчезла из регулярного репертуара театров. Сейчас «Мëртвые души» в постановке режиссера Василия Бархатова можно посмотреть в Мариинском театре.
- В 1980 году Щедрин написал музыку к балету по пьесе Чехова «Чайка», а в 1985 – к балету по рассказу «Дама с собачкой», хореографом выступила сама Майя Плисецкая, она же была исполнительницей главной роли в обеих постановках.
- В 1992 году Родион Щедрин написал оперу «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова. Щедрин утверждал, что большинство читателей, смущённые сюжетной канвой, не понимают всю глубину этой книги. По его мнению, «Лолита» – это произведение о тоске по красоте, которая так мимолетна.
- 14 декабря 1994 года в Стокгольме прошел премьерный показ «Лолиты». Российский зритель впервые увидел оперу Щедрина в 2003 году в Пермском оперном театре, а с 2020 года под музыкальным руководством Валерия Гергиева спектакль обосновался в репертуаре Мариинского театра.
- В 2002 году по заказу из Нью-Йорка Щедриным была написана музыка к оперному спектаклю «Очарованный странник».
- В 2015 году Щедрин написал свою последнюю на сегодняшний день оперу «Рождественская сказка».
- В 2019 году состоялась премьера «Мессы поминовения» − произведения, написанного в память о Майе Плисецкой.
- В феврале 2022 года благодаря Щедрину в Москве появилось место, где можно больше узнать о Майе Михайловне, о совместной жизни супругов, посмотреть уникальные костюмы, в которых выступала балерина: например, там представлено платье Пьера Кардена к фильму-балету «Анна Каренина». Это место – Музей-квартира Майи Плисецкой на Тверской, где супруги жили почти 30 лет. Также там хранятся такие памятные вещи, как партитура к опере «Мëртвые души» и концертный фрак и бабочка Щедрина.
- 1 сентября 2022 композитору был присвоен орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Этой наградой был отмечен его вклад в развитие российской культуры. До этого он уже получал награду II, III и IV степени в 2007, 2002 и 2012 г.
Композитор Родион Щедрин
Немного о друзьях детства Бетховена
Положительное влияние на юного Бетховена, безусловно, оказывали его близкие друзья, проживавшие недалеко от его дома. Студент-медик Франс Герхард Вегелер стал близким другом Людвига и оставался им до конца жизни великого композитора.
В список близких друзей Бетховена с 1784 года до самого конца жизни также входили Элеонора Брёйнинг, которая позже стала женой Вегелера, а также ее братья: Кристоф, Стефан и Лоренц (Ленц). Кстати, впоследствии Элернору и Ленца молодой Людвиг обучал игре на фортепиано.
Брёйнинги, будучи представителями образованной и культурной семьи, стали для Бетховена, как родными. А их мать, очень умная и интеллигентная вдова Елена фон Брёйнинг, относилась к другу своих родных детей, как к собственному сыну.
В дальнейшем о каждом персонаже из жизни Людвига мы сделаем отдельные выпуски.
Другие периоды биографии Бетховена:
Следующий период: Бетховен и Моцарт. Первая поездка Бетховена в Вену
Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена
Личная жизнь
Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая
Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа
Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года. После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались
После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.
Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».
Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:
Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.
Мария Шелл и Родион Щедрин
Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.
В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.
Творчество
Смелость творчества Щедрина обусловлена тем, что он — представитель поколения шестидесятников, времени, когда отвергались догмы и во главу угла ставилась индивидуальность. Собственное высказывание о том, что музыка всегда должна оставаться музыкой, композитор подкреплял тем, что не пытался прогнуться под мнение критиков и «что-то там подправить». А последние 20 лет, по собственному признанию, Родион Константинович вообще перестал читать рецензии.
Композитор Родион Щедрин
Щедрин любит писать по мотивам русской классики, считает, что нет смысла ходить проторенными тропами и искать «больше того, что написано великими людьми на материнском языке». Своей музыкой Родион давно снял вопрос о национальности, ведь русское —
Опера как жанр – вечна. Таково мнение Родиона Щедрина. Композитор писал не только музыку, но и либретто. С первой оперой, «Не только любовь», помог муж Лили Брик – Василий Катанян. Премьера прошла в Большом театре, за дирижерским пультом стоял Евгений Светланов, а главную партию исполняла Ирина Архипова. Позднее постановки осуществляли Борис Покровский и Юрий Александров.
https://youtube.com/watch?v=CoxDZqYfoxE
Затем из-под пера Щедрина вышли «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка», «Левша». Последняя, к слову, написана специально для Валерия Гергиева и Мариинского театра. «Очарованного странника» Родион Константинович посвятил американскому виртуозу, обладателю трех «Грэмми» Лорину Маазелю. Первой постановкой «Лолиты» дирижировал Мстислав Ростропович.
Есть в копилке маэстро и вокальные произведения. Среди них — шесть хоров из «Евгения Онегина» Пушкина, акапельные сочинения на стихи Александра Твардовского и Андрея Вознесенского.
Музыка Родиона Щедрина к фильму «Анна Каренина»
Щедрин не запирается в рамках академизма. Композитор написал музыку для трех кинофильмов Александра Зархи – «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой и Василием Лановым, «Люди на мосту» с Василием Меркурьевым, а слова «Не кочегары мы, не плотники» из «Высоты» напевали по всему Союзу. Творчество Родиона Константиновича пришлось по душе режиссерам Юрию Райзману и Сергею Юткевичу. Прозвучали щедринские произведения и в классике советской мультипликации «Петушок-золотой гребешок» и «Колобок».
Произведения
Автор музыкальных произведений в различных жанрах.
Балеты
- «Конек-Горбунок» (по сказке П. П. Ершова, )
- «Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе ««Кармен» , )
- «Анна Каренина» (по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, )
- «Чайка» (по одноимённому произведению А. П. Чехова, )
- «Дама с собачкой» (по одноимённому произведению А. П. Чехова, )
Оперы
- «Не только любовь», лирическая опера в 3 действиях с эпилогом (по мотивам рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна,)
- «Мёртвые души», оперные сцены (по роману «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, собственное либретто, )
- «Лолита» (по одноимённому роману В. В. Набокова, )
- «Очарованный странник» (по одноименной повести Н. С. Лескова, )
- «Боярыня Морозова» (в основе либретто «Житие протопопа Аввакума» и «Житие боярыни Морозовой», )
Оратории и кантаты
- «Бюрократиада», курортная кантата для солистов, хора и оркестра, на стихи А. Вознесенского ()
- «Ленин в сердце народном», кантата для солистов, хора и оркестра на народные слова (). Кантата основана на рассказе красногвардейца Бельмаса А. В., который нёс дежурство в Горках в день смерти Ленина и работницы Наторовой, которая пришила к пальто Ленина свою пуговицу.[источник не указан 93 дня]
- «Поэтория», концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра на стихи А. А. Вознесенского (написан для А. Вознесенского, который и исполнил роль чтеца, )
Концерты для оркестра
- «Озорные частушки»,
- «Звоны»,
- «Старинная музыка российских провинциальных цирков»,
- «Хороводы»,
- «Четыре русские песни»,
Для хора
- Два хора а капелла на стихи А. Пушкина,
- «Утро» для детского хора на сл. А. Пушкина,
- «Ива, ивушка», вокализ для смешанного хора,
- Четыре хора а капелла на стихи А. Твардовского, ()
- Четыре хора а капелла на стихи А. Вознесенского, ()
- «Русские деревни», для хора а капелла на сл. И. Харабарова, ()
- «Стирала женщина бельё», для хора а капелла на сл. И. Ляпина, ()
- Строфы «Евгения Онегина», для хора а капелла по роману в стихах А. Пушкина, ()
- «Казнь Пугачева», для хора а капелла на сл. А. Пушкина из «Истории Пугачева», ()
- Концертино, для хора а капелла, ()
- «Запечатленный ангел», для смешанного хора а капелла со свирелью (флейтой) в девяти частях, по повести Н. С. Лескова«Запечатленный ангел», ()
- «Многия лета», для хора, фортепиано и ударных, ()
- «Моление», для хора и оркестра на сл. И. Менухина, ()
- «Алый парус», для детского хора на сл. А. Грина, ()
Для фортепиано
- Вариации на тему Глинки (1957)
- Токкаттина (1958)
- Соната № 1 (1962)
- 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1963-)
- Полифоническая тетрадь (25 полифонических прелюдий) (1972)
- Тетрадь для юношества (15 пьес)
- Соната № 2 (1997)
- Дневник (7 пьес) (2002)
- Вопросы (11 пьес) (2003)
- A la Pizzicato (2005)
Камерная музыка
- Сюита для кларнета и фортепиано (1951)
- «Фрески Дионисия» для 9 инструментов (1981)
- «Музыкальное приношение» для органа, 3 флейт, 3 фаготов и 3 тромбонов (1983)
- Фортепианный терцет для фортепиано, скрипки и виолончели (1995)
- Соната для виолончели и фортепиано (1996)
- «Три весёлых пьесы» для фортепиано, скрипки и виолончели
- «Романтические дуэты» для фортепиано в четыре руки (2007)
- «Лирические сцены» для струнного квартета
Другое
- песня «Весёлый марш монтажников-высотников», (из кинофильма «Высота», )
- «Автопортрет» для симфонического оркестра (1984)
- «Стихира на тысячелетие крещения Руси» ()
- мюзикл «Нина и 12 месяцев» (поставлен в Японии, 1988)
Талантливый сорванец
В детские годы Родион Щедрин, несмотря на музыкальную среду обитания, особого рвения к музыке не проявлял. Как и у местной детворы, круг его интересов ограничивался лазанием по деревьям, дворовыми играми, воровством яблок из соседского сада. Однако у мальчика наблюдались исключительные музыкальные способности. К десяти годам Родион Щедрин обладал феноменальной музыкальной памятью и абсолютным слухом, его способность запоминать музыку поражала гостей семьи Щедриных, которые часто бывали у Константина Михайловича. Примечателен один случай из детства композитора.
В 1943 году вместе с товарищем Родион отправляется на фронт. Всеми правдами и неправдами друзья благополучно добираются до Кронштадта. После долгих поисков отцу Родиона удаётся найти мальчиков и вернуть их обратно в Самару. Встал вопрос о будущем подростка. В желание Родиона поступить в нахимовское училище или стать музыкантом вмешался случай. В то время частым гостем семьи Щедриных была актриса Вера Николаевна Пашенная. Именно она, зная уникальные музыкальные способности мальчика, предложила за свой счёт отправить его на обучение в Московскую консерваторию. Однако жизнь диктовала свои правила.