10 интересных фактов об александре бородине

Николай Александрович Корсаков (1800 — 1820) — поэт, композитор,


Николай Александрович Корсаков (1800 — 1820) — поэт, композитор,лицейский друг и адресат стихов великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Соучеником Пушкина в Царскосельском лицее* был Николай Корсаков**. Он был одним из самых способных воспитанников первого выпуска Царскосельского лицея. Участвовал в литературных занятиях лицеистов, писал сатирические стихи, сотрудничал в рукописных журналах. В 1812 году Корсаков первым стал выпускать литературный рукописный журнал «Неопытное перо», авторами которого стали он сам, Пушкин и Дельвиг; в этом журнале было помещено стихотворение Пушкина «Роза».

Товарищи более всего ценили в Корсакове его музыкальные способности. Он прекрасно пел, виртуозно играл на гитаре, сочинял музыку. Им написаны романсы на слова Пушкина: «О Делия драгая», «Вчера мне Маша приказала», «К живописцу».

Еще учась в Лицее, Пушкин посвятил своему товарищу строфу в стихотворении «Пирующие студенты»(1812). При жизни Пушкина не печаталось. По рассказу И. Пущина, стихотворение было написано, когда Пушкин лежал в лицейском лазарете.

«Приближься, милый наш певец, Любимый Аполлоном! Воспой властителя сердец Гитары тихим звоном.»

Пушкин упоминает игру на гитаре и называет Корсакова «милый наш певец, любимый Аполлоном».

В первоначальной редакции после стиха «Завидовать студентам» следовало:

Виват, наш дружеский союз! Виват, виват, студенты! Ненадобны питомцу муз Ни золото, ни ленты; Пускай с профессором седым Я в сутки час зеваю; Зато с бокалом круговым Весь век не унываю. Виват, веселья бог младой, Семелы сын румяный! Виват и пестун твой седой! Виват… и всякий пьяный! После стиха «И пить давайте снова!..»: Друзья! приятен звон струны Средь радостной пирушки, Где, влагой пенистой полны, Стучат веселья кружки.

После окончания Лицея (Корсаков получил похвальный лист № 3 с правом на серебряную медаль), он стал сотрудником Министерства иностранных дел.

Осенью 1819 года он был прикомандирован к русской миссии в Риме. В Италии он заболел и вскоре скончался во Флоренции от чахотки.

Пушкин посвятил Н. А. Корсакову стихотворение «Гроб юноши» и упоминает его в стихотворении «19 октября»:

Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в очах, с гитарой сладкогласной: Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит, и дружеский резец Не начертал над русскою могилой Слов несколько на языке родном, Чтоб некогда нашел привет унылый Сын севера, бродя в краю чужом.

По мнению авторов исследования о лицейских товарищах Пушкина, М. и С. Руденских, «Николай Корсаков из всех соучеников Пушкина, пожалуй, наиболее близко стоял к нему и по своему темпераменту и по значительной природной одарённости». Судя по портретам, есть некоторое и внешнее сходство поэтов.

Николай Корсаков происходил из знатного, но обедневшего рода Корсаковых. Отец — отставной гвардии прапорщик Александр Степанович Корсаков, мать — урождённая Резанова, cестра Николая Резанова ***.

*Николай Александрович Корсаков (1800, Россия — 26 сентября 1820, Флоренция). Официальная краткая биография его не содержит точной даты рождения. Все личные бумаги Н. А. Корсакова бесследно утеряны.

Когда умер Римский-Корсаков. Римский-Корсаков, Михаил Николаевич

Михаил Николаевич Римский-Корсаков

Дата рождения 20 августа ( 1 сентября ) 1873 ( 1873-09-01 )
Место рождения Санкт-Петербург , Российская империя
Дата смерти 11 марта 1951 ( 1951-03-11 ) (77 лет)
Место смерти Ленинград , РСФСР , СССР
Страна Российская империя , СССР
Научная сфера зоология
Место работы Лесной институт
Альма-матер Петербургский университет
Учёная степень доктор биологических наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель Шевяков В. Т.
Известные ученики Витомский И. Ф. Кушев В. А. Редикорцев В. В. Положенцев П. А. Шиперович В. Я. Осмоловский Г. Е. Катаев О. А.
Награды и премии

Произведения в ВикитекеМедиафайлы на Викискладе

Михаил Николаевич Ри́мский-Ко́рсаков (20 августа 1873 — 11 марта 1951 ) — русский и советский зоолог , энтомолог , лесовод, доктор биологических наук (1936), профессор Петербургского университета и Петроградского лесного института. Заслуженный деятель науки РСФСР (1945).

Михаил Римский-Корсаков родился 20 августа ( 1 сентября ) 1873 года в Санкт-Петербурге в семье русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова .

Начальное образование получил дома, затем с серебряной медалью окончил гимназию Карла Мая (1891). После окончания естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета ( 1895 ), был ассистентом профессора В. Т. Шевякова по зоологии беспозвоночных и лаборантом-хранителем зоологического кабинета в этом же университете. В 1897 году он проводит большую научно-исследовательскую работу в Херсонской губернии по изучению изозом , вредящим хлебным злакам. В 1901 году стал доцентом по энтомологии и зоогеографии в Петербургском университете. В 1913 году защитил диссертацию на степень магистра зоологии и сравнительной анатомии. В 1919 году по его инициативе на базе Зоотомического кабинета кафедры зоологии беспозвоночных физико-математического факультета была основана Кафедра энтомологии Санкт-Петербургского университета , по которой он был утвержден профессором и которую возглавлял до 1930 года .

В 1920 году Римский-Корсаков приглашён читать лекции в Лесной институт (ныне Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова ). С этого времени и до конца жизни он заведовал кафедрой энтомологии и биологии лесных зверей и птиц.

Почетный президент Всесоюзного Энтомологического общества (с 1950 года), был редактором трудов этого Общества.

Основные труды по морфологии , анатомии , эмбриологии , систематике и биологии членистоногих , особенно насекомых ( эмбий , ручейников , сеноедов , наездников и др.). Наиболее известны исследования Римского-Корсакова в области лесной энтомологии. Под руководством и при участии Римского-Корсакова составлен учебник «Лесная энтомология» (1935, 3 изд. 1949), методическое пособие «Зоологические экскурсии» (ч. 1—2, 1924—28, 6 изд. 1956 совместно с Б. Е. Райковым ), «Определитель повреждений лесных и декоративных деревьев и кустарников Европейской части СССР» (1934, 3 изд. 1951 совместно с В. И. Гусевым) и др.

  • Л.: Гослестехиздат, 1934. — 427 с. М.: Гослесбумиздат, 1935 . М., 1938 . М., 1940 . М.: Гослесбумиздат, 1961 .

Смерть

Шедевры легендарного Римского-Корсакова стали символом России и прославили имя музыканта на весь мир. Он писал великолепные романсы, оперы, симфонии, которые считаются достоянием золотого фонда классической музыки.

Юность и детство

Родился великий композитор в маленьком городе Тихвин. Его родители были дворянами из старинной династии. Один из предков юного Коли работал при императрице Елизавете. Отец будущего музыканта был высокопоставленным чиновником и даже несколько лет занимал губернаторскую должность. Хотя мать также относилась к древнему и славному роду, бабушкой Николая по материнской линии была простая крестьянка. У мальчика был старший брат по имени Воин. Разница между ними составляла более 20 лет. Для маленького Коли старший брат выполнял роль наставника и всегда был авторитетом.

С ранних лет родители планировали, что Николай будет служить на флоте. Отец будущего композитора любил музыку и сам блестяще владел игрой на фортепиано. Вначале мальчик занимался пением в хоре, а потом увлекся фольклором. Коля обожал слушать церковные песнопения и народные напевки, частушки и песни. Увлечение фольклором в будущем определит направление творчества молодого музыканта и подарит ему множество тем для новых композиций. Уже в девятилетнем возрасте Коля сочиняет свое первое музыкальное произведение.

В подростковом возрасте Николая отдают в кадетский корпус, в котором обучались будущие моряки. Юноша переезжает в Петербург и приходит в восторг от культурной жизни столицы царской России. Он с удовольствием ходит в оперный театр, знакомится с произведениями самых знаменитых композиторов классической музыки.

Музыка настолько увлекает молодого человека, что он начинает учиться играть на виолончели, а потом и осваивает игру на фортепиано. В середине 19-го века Николай заканчивает обучение в училище. В это же время умирает отец семейства, что стало для будущего маэстро настоящей трагедией. Воин вместе с матерью приезжают в Петербург.

Музыкальная карьера

В 61 году XIX века состоялось знаковое событие в жизни композитора – он знакомится с Милием Балакиревым. Последний в свое время основал организацию молодых композиторов, из которой вышли великие музыканты. Дружба двух талантливых людей во многом определила будущее творчество юноши. В кружок входили и Бородин, и Мусоргский, которые также во многом направляли будущего мастера в его музыкальной биографии.

Через несколько лет Римский-Корсаков возвращается в Петербург. Теперь ему уже ничто не будет мешать создавать шедевры. Композитор полностью погружается в музыкальное творчество. Через несколько месяцев состоится премьера его первой симфонии. Оркестром управлял старый друг композитора, Милий Балакирев.

В 70-х годах Николай становится профессором консерватории по специальному приглашению ректора. Хотя у композитора не было завершенного образования в области музыки, в историю он вошел как великий педагог. Практически 35 лет Николай обучал талантливых студентов, которые в будущем станут знаменитыми музыкантами.

Несмотря на звание педагога, музыкант старался совершенствоваться вместе со своими студентами. Он постоянно изучал что-то новое, стремился улучшить свое мастерство и чувство музыки. В первые годы преподавательской деятельности композитор напишет вокальные и полифонические партии, а также концерты для различных инструментов. В 73 году 19-го века он пишет свою третью симфонию.

Через год маэстро пробует себя в качестве дирижера. Через шесть лет гениальный музыкант дает концерты в царской Москве, в Брюсселе и на выставке в Париже.

Не забывал Николай и об общественной деятельности, налаживает сотрудничество с Придворной певческой капеллой. Также композитор управлял знаменитой концертной группой, которая была как никогда популярна в Северной столице.

Интересно, что именно эта интермедия впоследствии будет чаще всего исполняться уже в 21 веке. Композиция имеет множество вариантов. Существуют версии с народными инструментами, а также для гитары и фортепиано. Не так давно появились обработки в разнообразных музыкальных стилях – хард рок, джаз и другие.

Революция поставила точку в творческой биографии композитора. В 1905 году Николай принял участие в поддержке бастующих, среди которых были его многочисленные студенты. Консерваторское руководство не оценило такое решение и впоследствии уволило композитора. Постановки великого маэстро запрещаются, а уже этого музыкант никак не мог вынести.

  • Способы борьбы с компьютерными вирусами кратко

      

  • Интересные факты о латвии кратко

      

  • Климат в чехии кратко

      

  • Моральные проблемы генной терапии кратко

      

  • Телевидение в великобритании кратко

Римский-Корсаков оперы. Nikolai Rimsky-Korsakov

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков? В. Стасов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине « Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки « Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой « Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием « Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», — вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Смерть

Великий композитор скончался от инфаркта в 1908 году, который получил, когда узнал, что его оперу «Золотой петушок» запретили к постановке. Он оставил после себя богатое наследие. По сей день историю его жизни изучают в 5 классе, кроме того, готовятся доклады и сообщения для детей, которые узнают новые факты о его биографии, а также изучают его музыкальное творчество, ставшее бессмертной классикой.

Предыдущая

БиографииЖорж Бизе биография кратко – творчество композитора, самое важное и интересные факты

Следующая

БиографииФранческо Петрарка биография кратко – творчество и самое важное из жизни поэта

Микаэл Таривердиев

Микаэл Таривердиев появился на свет в 1931 году и ушел из жизни в 1996 году. Это народный артист РСФСР, российский и советский композитор.

Таривердиев создавал концерты, симфонию, камерные вокальные циклы, оперы, балеты, романсы. Этот композитор писал музыку к ряду спектаклей и большому количеству кинофильмов («Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны» и многим другим).

Родина Таривердиева – Тбилиси. Происхождение Сато Акоповой, матери композитора, было благородным, но в годы Гражданской войны она начала увлекаться идеями большевиков. Ее супругом стал красный командир конного полка.

Микаэл стал единственным сыном Сато. Желая дать ему лучшее образование, она отвела его в музыкальную школу. Потом Микаэл попал в музыкальное училище.

Музыкант еще в юности написал два одноактных балета. Потом Таривердиев переехал в Москву и поступил в институт Гнесиных. Там круг его интересов определился окончательно: музыка к кинокартинам, камерные вокальные и оперные произведения.

Детские и юношеские годы

Согласно краткой биографии М. И. Глинки, композитор родился в 1804 году в Новоспасском селе, которое находилось в Смоленской губернии. Здесь располагалось имение его отца, в котором ребенок и провел все свое детство. Семья мальчика очень любила. Михаил был любопытным, впечатлительным мальчиком, и в то же время отличался кротостью и мягкостью характера. Важным в биографии Михаила Глинки является то, что ему очень нравилась жизнь простых крестьян и русская природа. С раннего детства у него появилась любовь к народу, которую он пронес через всю свою жизнь.

Для детей в краткой биографии Глинки будет интересен следующий момент: у мальчика проявилась рано любовь к музыке. Особенно горячо он проникся ей, когда слушал крепостной оркестр своего дяди. Музыка настолько увлекла мальчика, что он стал самостоятельно учиться игре на скрипке и флейте.

В возрасте 11 лет Михаил Иванович начинает обучаться игре на фортепиано и скрипке. Вместе с этим, он изучает и гуманитарные науки: историю, иностранные языки, литературу, учится рисовать. Особая любовь была у Михаила к книгам по географии.

Будущий композитор проявлял интерес к дальним странам. Это любопытство и любовь к путешествиям, судя по биографии Глинки, сохранились у него на всю жизнь. Михаил прекрасно преуспевал во всем. В зрелом возрасте, он слыл человеком высокой культуры и обладал знаниями в разных областях, а также свободно владел восемью языками. Это интересный факт из биографии Глинки.

В 1812 году во время Отечественной войны Глинка вместе со своей семьей вынужден был покинуть родные края. После возвращения на родину будущий композитор слышал много рассказов о героизме народа, который встал на защиту родной земли.

Ответы

Ответ разместил: dinamur03

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка

Ответ разместил: жанель93

(Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 марта 1844, Тихвин — 8 июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Объяснение:

Родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1778—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина). В воспоминаниях о матери композитор отмечал: «Воспитание она получила, по тогдашним понятиям, хорошее. Она отлично владела французским языком, умела играть на рояле и в юности усвоила всё, что полагалось на долю барышни в богатой семье александровского времени». Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.)

Ответ разместил: Гость

она бедная женщина которая мечтала стать фокусницей но потом она встретила любимого человека

Ответ разместил: Гость

музыкальные инструменты — это инструменты, с которых человек может извлекать звуки. человеку, эти звуки складываются в музыку, которая способна передать чувства, эмоции, настроения исполнителей. порой игра на самом небольшом и невзрачном инструменте заставляет сердца людей биться в унисон с музыкой, будто бы она всегда там жила, просто никто не подозревал об этом.

музыкальные инструменты бывают нескольких видов: струнные щипковые, клавишные, струнные смычковые, язычковые духовые, медные духовые, деревянные духовые и ударные. выражаясь научным языком, – система хорнбостеля – закса. в каждой стране есть свои народные музыкальные инструменты, впитавшие и традиции каждого народа.

например, одним из исконно народных инструментов считают , названную так «бренчанию» и «». считается, что первые упоминания о ней датируются временам петра великого.

Ответ разместил: Гость

порги и бесс» является не только первой в сша национальной оперой, но и принадлежит к десятке лучших музыкальных произведений xx в.   порги и бесс» является не только первой в сша национальной оперой, но и принадлежит к десятке лучших музыкальных произведений xx в. «вот, наконец первая настоящая и вполне американская опера», — резюмировала критика.

с самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам америки — сперва в бостоне, затем на бродвее — она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

Педагог и глава Беляевского кружка


Николай Римский-Корсаков. Российский национальный музей музыки, Москва


Композиторы Николай Римский-Корсаков (сидит слева) и Александр Глазунов (сидит справа) с группой студентов Петербургский консерватории. Российский национальный музей музыки, Москва


Слева направо: композиторы Анатолий Лядов, Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. 1905. Иллюстрация к книге Анатолия Соловцова «Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова» из серии «Классики мировой музыкальной культуры». Москва: Издательство «Музыка», 1969

В 1871 году Николай Римский-Корсаков стал профессором по классам практического сочинения и инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории. В эти же годы он начал преподавать в организованной Бесплатной музыкальной школе, а в 1874 году стал ее директором. Однако вскоре он понял, что ему не хватает знаний для преподавания. Римский-Корсаков вспоминал: «Мне помогало то, что никто из учеников моих на первых порах не мог себе представить, чтобы я ничего не знал, а к тому времени, когда они могли начать меня раскусывать, я уже кое-чему понаучился».

Чтобы заполнить пробелы в знаниях, в конце 1870-х Римский-Корсаков начал изучать музыкальную теорию: одновременно преподавал в консерватории и вместе со студентами посещал отдельные занятия. Петр Чайковский писал своей знакомой Надежде Фон Мекк: «Он пришел в глубокое отчаяние, когда увидел, что столько лет прошло без всякой пользы и что он шел по тропинке, которая никуда не ведет. <…> И он стал учиться, но с таким рвением, что скоро школьная техника сделалась для него необходимой атмосферой»</…>.

По просьбе исследователя фольклора Тертия Филиппова в эти же годы Римский-Корсаков создал сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением. Композитор стал изучать «наиболее древние… и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности» обрядовые и игровые языческие песни. Он использовал их во время работы над операми «Майская ночь» и «Снегурочка».

Основой «Снегурочки» стала одноименная пьеса-сказка Александра Островского. Композитор вспоминал: «В зиму 1879–80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет… я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского». Над «Снегурочкой» музыкант работал около года — изучал фольклор, консультировался с Островским. Он хотел создать «старинную весеннюю сказку».

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре. Александр Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

«Снегурочка» принесла Николаю Римскому-Корсакову известность, опера понравилась критикам за «дух старины» и «языческие мотивы». Однако над новым крупным произведением работать музыкант не начинал. В 1881 году умер его друг Модест Мусоргский. Римский-Корсаков несколько лет редактировал последние произведения композитора: обработал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе», а по его черновикам закончил оперу «Хованщина». В 1887 году умер другой участник «Могучей кучки» — Александр Бородин. Римский-Корсаков дописал его оперу «Князь Игорь».

Римский-Корсаков не оставил преподавательской деятельности. Он возглавил Беляевский кружок — объединение начинающих композиторов, которые собирались в доме мецената Митрофана Беляева. Частные уроки у музыканта брали Анатолий Лядов и Александр Глазунов.

В 1880-х Римский-Корсаков создал несколько небольших музыкальных произведений, среди которых симфоническая пьеса «Сказка», а также сюиты «Испанское каприччио» и «Шехеразада».

Работа над оперой «Руслан и Людмила»

После «Ивана Сусанина» Глинка начал работу над следующей оперой — «Руслан и Людмила». Он очень хотел, чтобы либретто написал сам А. С. Пушкин, но сделать этого не удалось из-за гибели поэта. В итоге над либретто стал трудиться сам Глинка.

Композитор более пяти лет работал над оперой. За это время он успел написать еще несколько произведений. Среди них: «Вальс-Фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом».

Работа велась достаточно длительное время, так как светское общество все еще недоброжелательно относилась к композитору. Кроме этого, начались слухи и сплетни, так как композитор развелся с супругой. Только общение с близкими друзьями К. Брюлловым и Н. В. Кукольником приносило ему утешение.

27 ноября 1842 года опера была поставлена. Это произошло ровно через 6 лет после «Ивана Сусанина», день в день. Николай I не одобрил новую оперу, так как в ней не было прославления самодержавия, он покинул зал, не дожидаясь окончания спектакля. Это послужило началом травли оперы в аристократических кругах.

Все это не помешало пройти постановке более 40 раз, так как в защиту композитора встали общественные деятели. Одним из выступивших в защиту оперы был Одоевский.

Михаил Иванович очень тяжело переживал неудачу оперы. Забыть об этом ему помогли мысли о будущих произведениях.

Интересные факты

  • Во время обучения Николая в Морском кадетском корпусе директором учебного заведения назначили Воина Андреевича, его брата.
  • Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
  • «Могучая кучка» распалась к 1874 году. Более того, пути ее членов разошлись и творчески, и личностно: Римский-Корсаков перестал тесно общаться с Мусоргским, а с Кюи и Балакиревым отношения охладились вплоть до полной неприязни.
  • В 1898 году чета Римских-Корсаковых была приглашена в московскую квартиру Л.Н. Толстого. Между писателем и композитором возник ожесточенный спор об искусстве. Толстой доказывал, что вся музыка вредна и позорна, а Николай Андреевич не менее жестко ему оппонировал.
  • Постановка «Царской невесты» фактически спасла Московскую частную оперу от полного разорения и краха. С.И. Мамонтов на тот момент находился под арестом и был объявлен банкротом.
  • В 1910 году в рамках «Русских сезонов» Михаил Фокин поставил в парижской Гранд-Опера балет «Шехеразада» на музыку сюиты Римского-Корсакова. В 1993 году балет был возобновлен в России, с 1994 года – в репертуаре Мариинского театра.
  • С большой любовью и абсолютной удовлетворенностью композитор относился только к двум своим операм – «Снегурочке» и «Царской невесте».
  • Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.
  • Два самых вдающихся ученика Римского-Корсакова, Стравинский и Прокофьев, неоднозначно отзывались о его занятиях. Игорь Федорович по-человечески любил своего учителя, но не находил в его музыке глубины и не разделял его атеистических убеждений. Сергей Сергеевич считал занятия с мастером поверхностными, ему недоставало взаимного общения. Именно поэтому Прокофьев не называл себя учеником Римского-Корсакова. Вместе с тем музыка «Сказания…» и «Снегурочки» потрясли и творчески вдохновили молодого композитора.
  • Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В прошлом сезоне постановки его опер были показаны более 650 раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
  • Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова: в его текущем репертуаре 8 опер композитора и балет «Шехеразада».
  • Из 10 представителей шестого поколения потомков композитора только двое – Андрей Владимирович и Александр Владимирович носят его фамилию. Они – праправнуки Владимира Николаевича, его третьего сына. Среди праправнуков самого Н.А. Римского-Корсакова – Ольга Фаворская, певица и композитор.

Детство

Эдвард Григ появился на свет в Бергене (втором по величине городе Норвегии) 15 июня 1843 года.

По отцовской линии Эдвард имел шотландские корни. Около 1770 года его прадед, купец Александр Григ, перебрался в Норвегию, какое-то время он даже работал в Бергене на должности британского вице-консула. Затем эту должность унаследовал дедушка Эдварда, Джон Григ, а после него и отец композитора Александр.

С музыкой в семье Григов были давние и тесные отношения. Дед, Джон Григ, играл в городском оркестре и женат был на дочке главного дирижёра.

Мама Эдварда, Гесина Григ (девичья фамилия Хагеруп), родом происходила из зажиточной семьи, была талантливой пианисткой. Игре на инструменте она училась у немецкого композитора Альберта Метфесселя. До замужества она выступала в Лондоне, а став женой и матерью, занялась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

Семья Григ была обеспеченной и культурной. Как и полагалось в таких семействах, детей рано начали обучать музыке. Эдвард – четвёртый ребёнок из пятерых детей Григов, у него были ещё брат и три сестрёнки. Учила музыке их мама, которая обожала музицировать в свободное время, исполняя за роялем произведения Вебера, Моцарта и Шопена. По выходным она собирала дома музыкальные вечера, так что вполне можно сказать, что детей музыка окружала с самого рождения.

Первый раз Эдвард сел за инструмент, когда ему было четыре года. И уже с начальных аккордов музыка покорила маленького мальчика красивыми созвучиями и гармонией. Среди всех пятерых детей Эдвард проявил к музыке особенно увлечение, он мог часами просиживать за фортепиано, самостоятельно перебирая различные мелодии. Родители решили, что ребёнок может заниматься музыкой, сколько ему хочется, ведь Эдвард не являлся старшим сыном в семье, и ему не обязательно было получать специальное образование для продолжения семейного бизнеса (это был удел старшего брата).

Музыкой с Эдвардом занималась мама, а также нанимали учителей. Мальчик был очень дисциплинированным, но ему не нравилось зубрить нудные обязательные этюды, хотелось импровизировать, искать новые мелодии и самому открывать для себя музыку. Эдварду было всего двенадцать лет, когда он написал своё первое произведение для фортепиано. Семья Григов тесно дружила со скрипачом Оле Буллом, он заметил, что у мальчика необыкновенный талант и посоветовал родителям отправить Эдварда на учёбу в Лейпциг, который на тот момент являлся важнейшим культурным центром в Европе.

Образование и композиторские устремления

Во время учебы в Санкт-Петербурге биография Римского-Корсакова по-прежнему неразрывно связана с музыкой. Он не оставляет своих занятий на фортепиано у Канилле Федора Андреевича. Активную поддержку в его устремлениях оказывает старший брат, не менее талантливый человек. Педагог по фортепиано знакомит юного кадета с Балакиревым, основателем известной группы композиторов «Могучая кучка».

С этого момента биография Римского-Корсакова получает вполне определенное направление. Встреча с руководителем «Могучей кучки» подвигла юного композитора на написание симфонии. К этому времени он закончил свое образование в Морском кадетском корпусе и как выпускник отправился в кругосветное трехгодичное плавание, вынужденно отказавшись на время от своего истинного призвания.

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович – советский пианист, композитор, преподаватель, профессор. Он появился на свет в 1906 году и ушел из жизни в 1975 году.

Шостакович с 13 лет обучался в Петроградской консерватории. Его дипломной работой стала Первая симфония, которую слушатели восприняли очень хорошо. Потом это произведение стало известным за пределами Советского Союза.

Шостакович создал большое количество музыкальных произведений, среди которых симфонии, балеты, оперы, концерты, квартеты, музыка для театров и фильмов.

Его творения выражали летопись тяжелых событий XX века и внутреннюю драму человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: