Общий анализ романа «мастер и Маргарита»
Произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет ряд признаков, характерных для жанра романа. К таким признакам относятся:
- Несколько сюжетных линий;
- Развитие действия на протяжении длительного периода времени;
- Много героев.
Замечание 1 Критики определяют произведение как фантастический роман (иногда его называют фантасмагорическим).
Замечание 2
Самой яркой особенностью романа Булгакова является его структура «роман в романе».
Здесь практически самостоятельно живут два мира – древние времена Иешуа и Пилата и мир Мастера. Эти миры пересекаются только в последних главах, когда Воланду наносит визит Левий, близкий друг и учение Иешуа. Две линии здесь сливаются в одну и крайне удивляют читателя своей близостью и органичностью. Именно такая структура позволила Булгакову мастерски показать два совершенно разных мира – настоящего и прошлого.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» 490 руб.
- Реферат Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» 270 руб.
- Контрольная работа Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Особенности композиции произведения обусловлены нестандартными приемами, использованными автором.
Замечание 3
Вместо традиционной классической цепочки – композиция – завязка – кульминация – развязка здесь происходит сплетение этих этапов, удвоение их.
Завязка романа – встреча Воланда и Берлиоза, их беседа. И тут же начинается вторая завязка – роман о Иешуа и Пилате.
Затем следует развитие действия – проделки Воланда в Москве. Здесь же начинается и сатирическая линия романа. Одновременно идет развитие второго романа.
Кульминационный момент рассказа о Маргарите, Мастере и Воланде – визит Левия Матвея. Кульминация романа Мастера – казнь Иешуа.
Особенно интересна развязка, где оба романа соединяются в один. Воланд и его команда везут Мастера и Маргариту в иной мир, чтобы наградить их тишиной и покоем. По пути они встречают Понтия Пилата, вечного скитальца.
Смысл своего романа М. Булгаков заключил в сплетение главных тем и идей:
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
- Сатирической
- Темы любви
- Темы сочувствия
- Тема прощения
- Философские темы.
Поэтому роман называют и сатирическим, и фантастическим, и любовным, и философским. Все эти темы в романе развиваются, подчеркивая главную идею – борьбы добра со злом. Каждая тема одновременно привязана к своим героям и переплетаются с другими персонажами.
Сатирическая тема раскрывается в романе «гастролями» Воланда. Публика, обезумевшая от материальных благ, представители элиты, падкие на деньги, проделки Бегемота и Короваева четко и остро описывают болезни общества, современного писателю.
Тема любви в произведении воплощена в мастере и Маргарите. Эта тема придает произведению нежность и смягчает многие острые моменты. Примечательно, что Булгаков уничтожил первую версию романа, где не было мастера и Маргарита.
Через весь роман проходит тема сочувствия. В произведении показаны несколько вариантов сопереживания и сочувствия. Рядом с темой сочувствия идет тема прощения.
Философские темы о добре и зле, о цели и смысле жизни, о библейских мотивах на протяжении долгих лет являются предметом изучения и споров литераторов.
Гениальность произведения Булгакова состоит в том, что каждое прочтение открывает перед читателем новые мысли и вопросы. Роман не утрачивает ни остроту, ни актуальность десятилетиями и в настоящее время интересен так же, как был интересен своим первым читателям.
Что несут Воланд и его спутники миру, зло или добро?
Что несут Воланд и его спутники миру, зло или добро?
Добро и зло — понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Такую борьбу представил нам М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», хотя, как мне кажется, нельзя выделить четких линий добра и зла, но в целом произведение носит жестко критический характер. Причем перед читателем проходят два романа: один роман «О Понтии Пилате», другой роман о «Мастере и Маргарите», связанный с жизнью Москвы двадцатых годов ХХ века. Оба романа сходятся в одной точке — это позиция Воланда и его спутников, оба романа объединены одной идеей — поисками истины и борьбы за нее.
Герои, описанные в обоих романах, разные, но они связаны одной сутью. Вражда, недоверие к инакомыслящим людям, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера и Иешуа. Их обнажают перед нами Воланд (сатана) и его свита. Булгаков наделяет Воланда широкими полномочиями: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть и осуществляет возмездие, раздавая всем по заслугам: «Не по разому, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!». За свои четырехдневные гастроли в Москве Воланд, кот Бегемот, Коровьев, Азазелла и Гелла выворачивают наизнанку деятелей окололитературной и околотеатральной среды, чиновников и обывателей. Воланд определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев — бездельник, развратник, пьяница; Никонор Иванович Босой — взяточник; Фокин — вор; Барон Майгель — доносчик; поэт Рюхин — закоренелый лицемер. А на сеансе черной магии в театре варьете Воланд в прямом и в переносном смысле «раздевает» некоторых гражданок, и с грустью заключает: «Они люди как люди, обыкновенные, в общем — напоминают прежних». Но вечное стремление людей к добру неодолимо. Каждое поколение людей обязано вновь решить нравственные проблемы. Одних людей посещает мгновенное озарение, прозрение, которое должно толкнуть человека к самоусовершенствованию. Рюхин, осознает свою бездарность, и тем самым платит по счетам. Другие — никогда
Для Берлиоза, начитанного, но бессовестного главы МАССОЛИТа, не важно, был или не был Иисус, а важно то, что отрицая его, он может позволить себе все. Но возмездие настигает Берлиоза — он погибает под колесами трамвая
Мастера Булгаков ставит в иную философскую позицию: не все люди могут стать добрыми и что им надо прощать обиды. Мастер написал роман об Иисусе Христе. Но такой герой не нужен МАССОЛИТу, где принимают стихи о «взвейтесь» и «развейтесь». Свора «литературных» критиков набросилась на Мастера. Он так же, как Иешуа, должен заплатить за право провозгласить свою истину. Сумасшедший дом — вот где находят приют пророки. Добро не должно быть наказано, Воланд возвращает Мастеру рукопись, сожженную им в минуту слабости. Любовь у Булгакова все искупает и все прощает. Любовь Мастера и Маргариты необычна. Мы привыкли относиться к любви, как к положительному качеству, однако Булгаков, связывая Маргариту с изменой мужу, а также со сверхположительными эмоциями, возникающими в ней с приобретением демонической силы, поставил под вопрос это мнение. Маргарита — дерзкая, грубая женщина, которая любит власть. С другой же стороны Маргарита во имя Мастера готова на все, что достаточно облагораживает ее характер и поведение. Мастер и Маргарита проведут какое-то время в Аду, думая над тем, как они прожили жизнь, а далее наступит озарение, которое поведет их к свету, о котором говорил Левий Матвей, а значит и к вечному духовному освобождению.
Параллельно событиям, происходящим в Москве, Булгаков показал события в Ершалаиме, описанные в романе Мастера. Здесь Воланд присутствует как сторонний наблюдатель, не являясь злом или добром, а как зеркало, в котором отражается история. Добро и зло неоднозначны в отношении Римского прокуратора Понтия Пилата к нищему философу Иешуа. Все диалоги Понтия Пилата и Иешуи вновь и вновь возвращаются к вопросу о нравственности добра и безнравственности зла. В душе Понтий Пилат согласен с Иешуа и дает Иешуе шанс на свободу, предлагая объявить его сумасшедшим. Иешуа отказывается. Понтий Пилат приказывает казнить Иешуа. При распятии Иешуа у Понтия Пилата происходит затемнение рассудка. И опять каждому воздалось по заслугам: Пилат духовно пал, Иешуа — возвысился.
Я думаю, что роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» нельзя назвать ни романом прошлого, ни романом будущего, так как проблемы добра и зла, свободы и несвободы человеческого духа актуальны для любой эпохи.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://sochok.by.ru/
Дата добавления: 20.03.2003
СПАДИЛО.РУ
Воланд
Знаменитый роман «Мастер и Маргарита» повествует нам о жизни Москвы в 30-е годы. Однако, читая, понимаешь насколько произведение актуально в наши дни. «Рукописи не горят», а хорошую литературу не портит время.
Мир героев Булгакова разделен на высшие силы и простых людей. В каждом лагере присутствует, как зло, так и добро. Эти деления очень условны.
Воланд и его свита
Олицетворение зла. Сила, которая противопоставлена Богу. Но автор стремится показать, что в мире существует баланс добра и зла. И стражем этого баланса является Воланд. Эпиграф из «Фауста» гласит, что эта сила вечно хочет зла, но вечно совершает благо.
Темные силы в романе нельзя назвать абсолютным злом. Они часто совершают поступки, которые можно одобрить. Наказывают человеческие пороки: лицемерие, мелочность, жадность, предательство. Но методы их отличны от методов сил добра, жестоки.
Свита Воланда часто вызывает улыбку. Обаятельный Кот Бегемот и веселый бывший регент Коровьев нередко радуют читателя. Раздавая, деньги всем желающим, которые потом превращаются в фантики, наказывают алчность, жадность. Но в то же время, эти создания пугают. Они равнодушны к смерти, в них нет жалости, искреннего сострадания.
Фрида
Юная девушка, над которой надругался хозяин кафе, где она работала. В следствии, чего родился нежеланный ребенок от насильника. Младенец напоминал ужас и боль, которые испытала героиня. К тому же, она понимала, что не сможет выкормить, воспитать малыша. Она душит его, вложив в рот платок, после чего закапывает в лесу. Теперь Фрида живет в аду. Во всех смыслах этого слова. Ведь ад, как известно, у каждого свой. Ежедневно, просыпаясь, девица видит на тумбочке свой роковой платок. Она его сжигала, топила, рвала, уничтожала. Но все это бесполезно.
Женщина постоянная гостья на балу у Сатаны. Среди преступников, убийц, висельников, моральных инвалидов. Но можно ли считать ее злом? Она стала жертвой насилия. А у ребенка не могло быть хорошей жизни. Малыш рос бы голодным оборванцем, всеми унижаемым, возможно, стал бы преступником.
Абадонна
Абадонна – демон войны, предвестник смерти. Один из помощников Воланда. Пожалуй, самый непонятный для читателя, персонаж. Оттого наиболее мистический. Этот второстепенный герой, производит сильное впечатление. А образ противоречив. Маргарите становится страшно в его присутствии, этим она навлекает на себя раздражение Воланда. Демон беспристрастен, сочувствует всегда обеим сторонам. А, возможно, никому. Он слеп, как Фемида, оттого, не оказывает предпочтения.
У героя особая миссия. «Работа» Абадонны заключается в убийстве маленьких, невинных детей, чтобы они не успели нагрешить. Тогда чем он лучше Фриды?
Иешуа как образ добра в романе
Зло у Булгакова многогранно. Оно проявляется в Дьяволе и его свите, в людях. Маргариту также нельзя назвать абсолютным добром. Она всего лишь женщина. Ее слабость проявляется в том, что гнев выходит из-под контроля. Получив, магические способности, силу, она жестоко мстит критику, погубившему Мастера. Сам же возлюбленный героини – Мастер тоже не может быть символом добра. Он также слаб, иногда кажется отстраненным, равнодушным.
Выходит, что единственным образом добра становится Иешуа Га-Ноцри. Но это добро абсолютно. Здесь нет оттенков и граней. Некоторые читатели считают Иешуа слабым. Думают, что добро невыразительно в романе. Но это далеко не так. Сила героя в его вере в людей. В том, что он даже перед лицом смерти не отказывается от своей веры, идей, идеалов. Все люди для него добрые, а если они совершают дурные поступки, то оттого, что несчастливые.
Га-Ноцри не врет, не изворачивается, даже, когда сам Понтий Пилат отчаянно намекает ему на ложь. Зло получилось выразительнее оттого, что у зла развязаны руки. Зло может позволить себе быть добрым. Но добро бесхитростно, он не может быть навязчивым, агрессивным.
М.А. Булгаков в своем романе тонко показал баланс добра и зла. Сам Воланд сообщает читателю, что каждое «ведомство» должно заниматься своим делом. Однако, человеку кажется, что эти грани размыты. Зло обаятельно в романе. А добро стойкое и абсолютное.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему 1 июня День защиты детей Ни одна семья немыслима без ребенка в семье. Все эти дети нуждаются в заботе, поддержке, внимании и защите. Но от кого и чего их нужно защищать?
- Сочинение по картине Тропинина Портрет сына (описание)
- Образ и характеристика Гришана в рассказе Плаха Айтматова сочинение Одним из второстепенных героев произведения является Гришан, руководящий группой по доставке и транспортировке наркотических средств, которого агенты по перевозке конопли еле слышно именуют Сам.
- Анализ сказки Карась-идеалист Салтыкова-Щедрина Сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина неспроста называются историями «для детей изрядного возраста». Только с возрастом читатель начинает понимать подоплёку многих произведений этого писателя.
- Сочинение на тему Устное народное творчество Устное народное творчество богатство каждого народа. Русский народ имеет очень много памятников народного творчества. Каждый памятник уникален и своеобразен. В этих произведениях сохранились все важные поверья народа.
Роман о дьяволе
Каждое литературное произведение является своего рода приглашением читателя пройти вместе с автором тот путь мысли, который прошел он сам. Те постижения, которые дались Булгакову в процессе работы над романом, он непременно хотел донести до читателя.
«Чтобы знали, чтобы только знали…» – слова уже глубоко больного Булгакова о своем романе.
«Роман о дьяволе» становится для Булгакова настоящим откровением, недаром, восстанавливая сожженный черновик, писатель отмечает: «Я все помню».
В новой версии меняются лишь имена героев и детали повествования, основной концепт романа остается неизменным.
В своем «евангелии от Михаила» автор излагает открывшиеся ему истины о связях между людьми, о родстве наших душ, о добре и зле и о том, что каждое наше действие имеет свои последствия. Он живо описывает перемены, происходившие в обществе, человеческие пороки и достоинства и те силы, те законы, которые управляют нашей жизнью и формируют нашу судьбу, а если смотреть глобально, то заставляют двигаться все человечество вперед к развитию.
Секреты устройства этого мира открываются Булгакову в процессе работы над романом, в процессе сильнейшего сосредоточения мысли. Они приходят к нему в виде неясных ощущений, но авторское чутье подсказывает ему, что эти ощущения верны! Из них писатель строит атмосферу всего романа, в которой изящно подводит читателя к самостоятельным выводам, заставляя поразмыслить о сути добра и зла, и как одно не может без другого, о том, что есть судьба человека, о смысле жизни и о любви, которая выходит за рамки времени и пространства и устремляется в бесконечность.
Популярные сочинения
- Сочинение про Аквапарк Что такое аквапарк? Для детей это просто райское место. Аквапарк представляет собой большой водный центр, в котором много бассейнов, с разными аттракционами, бассейны имеют разную глубину
- Сочинения по творчеству Островского Александр Николаевич Островский – великий драматург, с творчества которого начинает свою историю русский национальный театр. За годы карьеры им написано около 50 пьес.
- Сочинение Мой любимый предмет Математика 5 класс Я учусь в 5 классе, и моим любимым предметом в школе является математика. Это точная наука. Она мне нравилась с самого первого класса.
Несколько интересных сочинений
Святослав Всеволодович – прославленный князь Киева, мудрый и умиротворенный. Положение вещей в стране его сильно задевает, ведь Святослав мыслит старыми принципами
Произведение включает в себе сказку в сказке. Тут запечатлена жизнь семей Штальбаумов и Дроссельмейеров. Происходят таинственные чудеса, которые увлекают читателя
Как считается, литература является одним из основных источников получения информации. Среди разных видов литературы заметное место по своему вниманию к ним и по их объему занимают художественные произведения
Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.
Янв 4, 2019 | 0 комментариев
Сочинение на тему: Тема добра и зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Все материалы с раздела: Сочинения по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» завораживает при прочтении своей необычностью. Время творчества автора совпадает с запретом его деятельности в нашей стране. Долгое время он считался «запрещенным» автором. Его творения стали доступны читателям лишь по истечении нескольких лет после смерти.
Роман «Мастер и Маргарита» очень многогранный. Это заключается прежде всего в том, что автор одновременно рассматривает несколько сюжетных линий, которые так различны между собой. Получилось фантастическое произведение во всех смыслах этого слова. Во время чтения стирается граница реальности и вымысла. Булгаков описывает общество во всех его гранях. Он показывает все его недостатки, не скрывая и не утаивая ничего.
Одна из основных тем, которая описывается в произведении – вечна. Это тема добра и зла. Она будет существовать до тех пор, пока живет человек. Добро и зло познаются в сравнении друг с другом. Булгаков показал вечную борьбу между этими жизненными составляющими.
Свита из дьяволов пронеслась вихрем по нашей столице
Одновременно с этим Булгаков обращает внимание на то, что Москва погружена в зависть, лицемерие и ложь. Мы знакомимся с Воландом, который является олицетворением худших человеческих пороков, темной силы
Даже в переводе с древнееврейского языка Воланд означает «черт». Он ассоциируется у читателя с образом сатаны. Приезд Воланда в Москву сопровождается массовыми беспорядками, трагическими событиями.
Примечателен эпиграф к этому произведению. Булгаков начинает свой роман со слов Мефистофеля из «Фауста». Он представлен как человек, который хочет зла и вечно совершает благо. Он разоблачает лицемерных людей, невзирая на их должности и общественное положение. Его действия жесткие, порой жестокие. Булгаков показывает эпизод, когда Воланд оставил нагими женщин, позарившихся на бесплатный гардероб.
Автор рожден для того, чтобы стать борцом за справедливость. В этом его призвание. Роман «Мастер и Маргарита» обречен на длинную жизнь. Несмотря на то что за это время сменилось несколько поколений, он не потерял своей актуальности. В нем сосредоточено максимум нравственных идей.
Противостояние добра и зла проходит лейтмотивом по всему произведению. Эти две силы противоположны между собой, а потому их длительная борьба и противостояние – неизбежны. Нужно помнить, что человечество выживает за счет победы добра. А это противоборство делает нас и героев романа лишь сильнее. Рано или поздно человека ждет расплата за совершенные злодеяния.
Отчетливо мы видим столкновение этих двух сил в конце произведения. Воланд вместе со свитой покидает столицу. Булгаков показал этот момент таким образом, что тьма и свет оказываются на одной ступени. Воланд − дьявол с человеческим лицом − не вправе управлять миром, впрочем, как и Иешуа. Все, что может позволить себе Иешуа – высказать просьбу Воланду о вечном покое для Маргариты и ее избранника, ведь ему под силу исполнить ее.
Булгаков приходит к выводу, что их силы, в конечном итоге, равноправны. Этот спор и противоборство вечны, поскольку каждый человек грешен. Булгаков представил нам эту борьбу как две чаши весов, на одной из которых находится добро, на другой – зло. Создается впечатление, что пока существует это противостояние, будет сохраняться равновесие, человечество будет существовать и развиваться. После прочтения этого романа у меня сложилось впечатление, что он помогает взглянуть на этот вопрос по-новому, переосмыслить его.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сочинение на тему Добро и зло в романе Булгакова Мастер и Маргарита
«Мастер и Маргарита» — это тонкое, неординарное и оставляющее за собой уйму вопросов, творение великого и неповторимого гения пера Михаила Булгакова М.А. Он вложил в его написание много сил и терпения, трудился над его созданием не один год. В результате получился шедевр, который нынче разошелся по всему миру не одним тиражом. И неоднократно был экранизирован.
До сих пор литературоведы и критики расходятся в своих оценках и мнениях по поводу этого литературного произведения. Но одно известно точно – оно навсегда вошло в историю литературы, как одно из самых впечатляющих и в то же время до конца неосмысленных и неразгаданных.
Этот роман поражает своим содержанием. Он преподносит добро и высмеивает зло. В нем одна из основных ролей принадлежит герою, олицетворяющему распутство и безнравственность – дьяволу Воланду. Но самое интересное, что посредством этого персонажа, автор высмеивает изъяны и пороки человечества. Это можно проследить во многих сценах. Например, в варьете, когда сатана открывает в публике жадность и способность ради денег пойти на все. Но поступки Воланда свидетельствуют не о злобе и ожесточенности его натуры, а скорее о попытке таким образом искоренить людское варварство, распутность и невежество.
Также, увлекает, что через все повествование проходит нить рассказа, написанного Мастером о добром Иешуа Га Ноцри, жившем за долгие века до осуществления описанных событий. Он предстал перед прокуратором, славящимся своей трусостью и жестокостью. Выдержал с честью предстоящую гибель. Но выдержал ли прокуратор? Ведь он симпатизировал парню, знал, что он не виновен и не хотел казнить. Но все-таки сделал это. Наверное, автор пытался донести до читателя, что для добра и зла нет рамок, они существуют в любом месте вне зависимости от времени, будь то прошлое, настоящее или будущее.
И в своем произведении Булгаков как бы противопоставляет Воланда и Иешуа, или, правильнее сказать, проводит параллель между ними. Он описывает одни и те же особенности тела и характера. Например, описание правого глаза (у Иешуа – подбит, у Воланда – с червоточиной) или знание языков (и тот и другой имели в багаже не один иностранный язык). Это касается и других деталей. Но зачем он касается одних и тех же деталей. Возможно, он хотел показать, что добро и зло может иметь одинаковые черты, но разниться самой сутью.
Тема добра и зла неоднократно поднята не одним писателем. Поэтому Михаил Афанасьевич затронул всегда актуальную и не исчерпывающуюся тему. Возможно, это один из ответов на вопрос: почему так популярен этот роман?
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение
Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и
Маргарита”
На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с
добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет
волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита» — одна из ключевых, автор показывает читателям эту
вечную борьбу добра и зла.
«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге
описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события
библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.
Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом
Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в
том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.
Булгаков недаром пишет, что он «вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих
качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами
и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность. Воланд точно
определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев, известный человек в культурном
мире Москвы, — бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой-
взяточник; Фокин, буфетчик «Варьете»,- вор; барон Майгель, служащий одной
из контор, — доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт А.
Рюхин — закоренелый лицемер
В слово «добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не
характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора
идея Иешуа, что «все люди добрые». То, что она высказывается в описании
времени, когда жил Понтий Пилат, то есть «двенадцать тысяч лун» назад, при
повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу
писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже
обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане внутренне?»—прозвучал
вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что
«нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы». Таким образом,
главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает
против людских пороков, «самым тяжким» из них считая трусость, которая
порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.
Итак, тема добра и зла у Булгакова — это проблема выбора людьми
принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и
его свита, — воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает
только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и
соблазнам. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к
самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней
любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя — идеал.
Мастер — тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков
общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о
котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный
роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.
Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно,
еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки
порождают зло.
Евгений