Характеристика крестьян
Читателям произведения кажется, что здесь описывается не 7 отдельных персон, а один главный герой. Он является неприхотливым в одежде, еде, любит свою супругу и детей. Отличается трудолюбием. Характеристика главных персонажей поэмы:
- Демьян. Этот крестьянин самостоятельно научился читать по слогам. Простые слова ему даются уже легко, однако более сложные не может понять. Через этого персонажа автор показывает читателям, что даже простой крестьянский народ желает быть образованным и стремится к новым знаниям.
- Лука. Это упрямый, слегка глуповатый персонаж. Он постоянно разговаривает. Известно, что не так давно он работал у попа на протяжении 3 лет. Автор сравнивает героя с мельницей. Ведь он точно так же машет и жестикулирует своими руками, будто бы хочет взлететь, но у него ничего не получается.
- Роман. Про этого персонажа автор ничего конкретного не писал. Вероятнее всего, он олицетворяет положение крестьян в обществе. Некрасов хотел показать, что их индивидуальность и личность никому не интересны.
- Братья Метродор и Иван Губины. Один из них имеет простое русское имя, а другой является носителем весьма редкого. Возможно, это было некой шуткой или прихотью хозяев. Двое братьев напиваются до полусмерти, могут осилить по целому ведру алкоголя. Губины очень любят лошадей. Вероятно, в этих персонажах автор хотел показать истинную черту крестьян — любовь к алкоголю.
- Пахом Онисимыч. Старый крестьянин всю жизнь занимался разведением пчел. Автор сравнивает этого старика с умными медоносами. Пахом уже в возрасте. Однако это говорит, что он опытный, догадливый и мудрый. Это и является его главными качествами, которые выделил автор.
- Пров. Весьма серьёзный герой. Он постоянно молчит. Угрюмый и терпеливый человек. Его можно назвать настоящим русским богатырем, которого тяжело одолеть. Это можно сделать, только если навалиться толпой. Автор показал его очень сильным персонажем и трудолюбивой личностью. Крестьяне должны работать до смерти, чтобы хоть как-то выжить.
Второстепенные персонажи
Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже.
Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:
- Князь Утятин (Последыш)
– пожилой человек, выжил из ума. Его хватил удар после того, как он узнал об отмене крепостного права. Ему не хочется терять власть над крестьянами. Наследники князя просят крестьян ему подыграть, будто они крепостные, так не хотят потерять наследство. Обещают взамен дать крестьянам луга и заплатить за каждый причудливый поступок старика.
- Ипат
– один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.
- Влас
– старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.
- Клим Лавин
– крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.
- Корчагина Матрена Тимофеевна
– осанистая женщина, крестьянка, ей 38 лет, красивая, с большими глазами. Путники считают, что она счастливый человек. Однако это не так, детство у нее было хорошее и счастливое, но после замужества все изменилось. Родственники мужа ее обижали, она перенесла смерть маленького ребенка, который умер по вине мужа.
- Яким Ногой
– крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.
- Ермил Гирин
– справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.
- Дед Савелий
– старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.
- Агап Петров
— грубиян, непокладистый. Когда хозяин поймал его, несшего бревно с хозяйского двора, сорвался и грубо высказался о реальном «добровольном рабстве», в котором он задействован. Успокоили его только напоив, на следующий день он умирает.
- Помещик Шалашников
– военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.
- Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев
– дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.
- Поп
– священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.
- Пан Глуховский
– богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.
- Гриша Добросклонов
– молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.
- Павлуша Веретенников
– собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.
Другие лица
В поэме автор сумел раскрыть большое количество образов. Список с описанием других второстепенных героев:
- Дед Савелий. Это старик, богатырь, весьма справедливый, честный и добрый. Ему целых 107 лет. При этом 40 из них он скитался по каторгам. Никак не может наладить отношения со своей семьёй. Винит себя за то, что погиб его правнук, являющийся сыном Матрёны Корчагиной.
- Агап Петров. Очень непокладистый мужчина, большой грубиян. Когда он выносил бревно с хозяйского двора, его поймали. Агап сорвался и высказался о добровольном реальном рабстве, в котором он задействован. Смогли его успокоить только с помощью выпивки. Однако на следующий день Петров погибает.
- Помещик Шалашников. Это военный мужчина, довольно злой. Если крестьяне не выплачивали ему оброк, он мог силой выбить его. В поэме умирает в бою.
- Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Знатный дворянин. Он не работает, существует за чужой счёт. Однако сильно жалеет о прошедшем времени. Предпочитает выпить, поностальгировать о былых временах, когда он мог командовать крепостными крестьянами. В то время он ощущал себя настоящим богом и царём.
- Поп. Этот священнослужитель искренне полагает, что человек будет счастливым, только если станет богатым, будет жить в полном покое с незапятнанной репутацией. Он мечтает именно о такой жизни. Но попа тяготит положение. Дело в том, что народ не любит служителей церкви. А его доход напрямую зависит от того, как живут крестьяне, поэтому в его интересах, чтобы народ стал богаче.
- Пан Глуховский. Довольно знатная и богатая натура, но человек сильно злой. Это грешник, который предпочитает пытать и мучить людей. Пан Глуховский сильно одержим сластолюбием.
- Павлуша Веретенников. Ходит по свету и собирает фольклор у народа. Главные герои поэмы встречают этого персонажа на одной из сельских ярмарок.
- Гриша Добросклонов. Молодой крестьянин. Родился в бедной семье. Автор считает его человеком прогрессивного будущего. Гриша любит работать, сочинять счастливые песни. Их он поёт окружающему народу.
Корчагина Матрена Тимофеевна
Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.
3. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 6. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп? 7. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
План анализа образа крестьянина
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?
Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения.
Получить полный текст
Группа 1. Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3). –
2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни?
Группа 2. Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4).
1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?
Группа 3. Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3). –
1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корёжина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия?
Группа 4. Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2).
1. осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа?
Группа 5. Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, гл. 4—8). .
2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки?
Второй урок — приемы сатирического изображения помещиков в поэме. Распределите по три вопроса каждому.
1. Проследите основные вехи жизни Оболта Оболдуева. 2. Каково отношение крестьян к нему?
3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия? 4. Какой смысл в понимание образа помещика вносит его речевая характеристика?
5. Можно ли считать его образ однолинейным или в нем есть сложность, внутренние противоречия? 6. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше? 7. Можно ли его назвать счастливым?
1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом?
3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему?
5. Как в изображении помещика автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?
Сочинение Характеристика и образ Павлуши Веретенникова
Персонаж Павлуши Веретенникова в произведении “Кому на Руси жить хорошо» не особо заметный и значимый. Впервые мы видим персонажа Павлуши на базаре в кузьминском селе. Сразу нельзя понять сполна, что это за герой. По нему непонятно какого он происхождения или сословия. Но многие люди величают его барином. Веретенников любит посмеяться и шутки шутить. Одежда на нем очень простая: красная рубашка, а сапоги. Образ Павлуши скорее был создан для общего фона и для того чтоб показать какой различный народ приходит на ярмарки.
В характере этого человека есть положительные черты. Например: он очень любит петь песни, а также не прочь и слушать их. У него даже была своя книжка, которую он везде носил с собой и писал туда различные песни или стихи, услышанные от других людей. С ним также всегда было о чем поговорить.
Веретенников был не столько любопытным к другим людям сколько, скорее всего сострадательным к чужим бедам и проблемам. Он искренне был рад за чужое счастье либо наоборот беспокоился, когда узнавал что то плохое. Вспомнить хотя бы то, как он помог девочке Вавиле, которой дед должен был купить новые башмачки, но деньги на это он попросту пропивает. Тогда все село жалело бедную девочку, и только Павлуша был тем единственным человеком, кто вместо сожалений купил девочке те самые башмачки. Но каким бы хорошим человеком Павлуша не был, изменить жизни всех людей в селе он никак не мог. Зато, у него всегда прекрасно получалось просто быть хорошим другом и человеком, дать совет людям или просто подставить свое плечо и выслушать человека, дать ему возможность выговариваться.
Ему всегда больше всего было неприятным то, насколько сильно крестьяне любят приложиться к стакану. Он на самом деле не любил на это смотреть. Павлуша Веретенников является в произведении символом готовности простых людей к контакту и высшим обществом Руси.
Образ Павлуши Веретенникова в поэме Кому на Руси жить хорошо
Сейчас читают:
-
Сочинение на тему С чего начинается Родина
В каждом человеке закладывается определенный фундамент начала, который потом развивается и укрепляется. Также и с Родиной.
-
Сочинение по картине Портрет Л.Н. Толстого Крамского
Картина Ивана Николаевича Крамского «Портрет Льва Николаевича Толстого» написана в 1873 году. Портрет выполнен в темных и спокойных тонах, но портрет не кажется темным. Лев Николаевич изображен сидящим на стуле вполоборота в серо-синей
-
Сочинение по картине Мещерского Ледоход
Арсений Иванович Мещерский был очень самобытным художником. Больше всего он любил писать пейзажи. Известны его холсты о природе севера и юга России, Крыма и Кавказа. Излюбленным временем года мастера была зима. В своих работах он чаще всего
-
Сочинение на тему Земля рассуждение 15.3 9 класс
Далеко в небе вращаются вокруг Солнца большие и маленькие планеты. Одна из них, которая сформировалась из газовых и пылевых облаков, наша Земля. Когда она остыла и покрылась твердой каменной коркой, на ней стала появляться жизнь.
-
Сочинение Симферополь — мой город
Я родилась в одном из крупных городов на Юге Украины — Симферополь. Основан город в 1784 году под руководством. Потемкина Григория и Екатерины II на полуострове реки Салгир. На его территории проживает более 350 тысяч человек.
-
Сочинение Мытищи — мой город
Мытищи носит название исторической значимости, так как в прошлом здесь проходил речной путь, и с торговых судов собирались пошлины. Поэтому население в основном занималось рыболовством и земледелием.
Григорий Добросклонов
В поэме Некрасова образ Гриши особенный. Ему доверяет автор будущее страны. Он должен стать настоящим заступником народа. Герой вырос в семье дьяка. В этом можно увидеть крепкое православие страны. В становлении характера большая роль принадлежит матери. В этом — женское начало русской души, доброта и отзывчивость. Гриша понял, к чему нужно стремиться, уже в юности. Дальше он только двигается к своей цели. Молодой заступник готов отдать жизнь за народное счастье. Поэт так показывает его, что становится понятно, Григорий добьется поставленной цели. Интересно, что мысли о патриотизме и борьбе юноша передает через песни. Он поднимает дух народа, объясняет проблемы и ведет к их решению. Кто-то не слышит пения Григория. Другие не вдумываются в слова. Поэт надеется, есть те, кто поддержат Григория и пойдут с ним.
Популярные сегодня темы
Григорий Печорин – главный герой произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который, как и любой другой персонаж, имеет свои достоинства и недостатки. Автор отобразил в нем качества всего поколения
Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»
Сова летит мимо дома старика, который сидит чай с молоком попивает. Решила сова поздороваться, да старик ей отвечает: какой я тебе друг? Ты от всех прячешься да только ночью выходишь. Обиделась сова на деда
Денис Иванович Фонвизин – русский литератор, творчеством своим занимался во времена екатерининской эпохи. Его литературная деятельность началась с перевода басен датского поэта Гольберга
Действие рассказа происходит осенний дождливый день. Старый тарантас подъезжает к избе, половину которой занимает почтовая станция, а вторую половину – гостевая комната. Из повозки выходит старый мужчина
Добросклонов Гриша
Гриша Добросклонов появляется в эпизоде «Пир на весь мир», этому персонажу посвящен весь эпилог произведения. Сам он семинарист, сын дьяка из деревушки Большие Вахлаки. Семья Гриши живет очень бедно, только благодаря щедрости крестьян удалось поднять на ноги его самого и брата Савву. Их мать-батрачка рано умерла от непосильного труда. Для Гриши ее образ слился с образом родины: «С любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине».
Будучи еще пятнадцатилетним ребенком, Гриша Добросклонов решил посвятить свою жизнь помощи народу. В будущем он хочет отправиться в Москву на учебу, а пока вместе с братом помогает мужикам как может: работает с ними, объясняет новые законы, читает им документы, пишет для них письма. Гриша сочиняет песни, в которых отражаются наблюдения за бедностью и страданием народа, рассуждения о будущем России. Появление этого персонажа усиливает лиричность поэмы. Отношение Некрасова к своему герою однозначно положительное, писатель видит в нем революционера из народа, который должен стать примером для высших слоев общества. Гриша озвучивает мысли и позицию самого Некрасова, решения социальных и нравственных проблем. Прототипом этого персонажа считают Н.А. Добролюбова.
Вариант 2
Павлуша Веретенников – один из главных персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова. Он представляет собой типичного крестьянина, который живет в бедности и несправедливости. Павлуша – человек простой, но глубокой души, который не сдаётся перед трудностями и всегда готов бороться за свои права.
Одной из главных черт характера Павлуши является его честность. Он не умеет лгать и всегда говорит правду, даже если это может привести к неприятностям. Кроме того, Павлуша очень умный и сообразительный человек, который всегда находит выход из сложных ситуаций.
Несмотря на то, что Павлуша живет в бедности, он не теряет надежды на лучшее будущее. Он верит в то, что когда-нибудь его жизнь изменится к лучшему, и он сможет жить достойно. Павлуша также очень душевный и отзывчивый человек, который всегда готов помочь другим.
Однако, Павлуша не лишен и недостатков. Он может быть очень гневным и необдуманным, что иногда приводит к неприятным последствиям. Кроме того, он не всегда может контролировать свои эмоции, что может привести к конфликтам с другими людьми.
Павлуша также является символом борьбы за свободу и справедливость. Он не соглашается на жизнь в рабстве и готов бороться за свои права. Павлуша не боится выступать против власти и защищать своих братьев по несчастью.
Кроме того, Павлуша – это образ простого крестьянина, который не умеет читать и писать, но при этом обладает глубоким пониманием жизни и мудростью. Он понимает, что сила в единстве и что только объединившись, крестьяне смогут добиться своих прав.
Павлуша также является образом человека, который не боится рисковать и идти против течения. Он готов бороться за свои идеалы и не сдаётся перед трудностями. Павлуша – это символ настоящего мужества и силы духа.
В целом, Павлуша Веретенников – это яркий и запоминающийся персонаж поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Он представляет собой образ простого крестьянина, который борется за свои права и верит в лучшее будущее. Павлуша – это символ борьбы за свободу и справедливость, а также настоящего мужества и силы духа.
Несколько интересных сочинений
Люди постоянно ищут ответ на вопрос: в чем заключается настоящая любовь? Великие поэты и писатели, также старались отыскать ответ на данный вопрос. Многие описывали эти чувства в бесчисленных стихотворениях
Осень в картинах русских художников – “унылая пора”, но, вместе с тем и “очей очарованье”. Теплые желто-золотистые краски, кое-где багрово-красные вкрапления, трогательные спокойные пейзажи во всей простоте и великолепии русской природы.
Несколько дней назад, вечером, я возвращался домой. Было не очень поздно, но уже стемнело, на улицах зажглись фонари. Я шел по тому же пути, по которому хожу домой каждый день, поэтому не ожидал увидеть для себя, что-то новое.
Размышляя надо темой сочинения, у меня в голове пронеслось множество мыслей, связанных с верой. Не могу сказать, что я всю ответственность перекладываю на чудо, но все же нельзя опустить тот факт
Федя — это обычный крестьянский мальчик, принадлежавший однако к семье зажиточных крестьян
Его поведение — всегда важное и заносчивое выдавало в нём не поддельную гордость
Картинка к сочинению Образ и характеристика Павлуши Веретенникова в поэме Кому на Руси жить хорошо
Часть 4
Пир на весь мир
В селе Вахлачина идет пир. Сюда собрались все: и странники, и Клим Яковлич, и Влас-староста. Среди пирующих сидят и два семинариста, Саввушка и Гриша, добрые простые парни. Они, по просьбе народа, поют «веселую» песню, потом приходит очередь для разных историй. Звучит история про «холопа примерного – Якова верного», который всю жизнь ходил за барином, исполнял все его прихоти и радовался даже барским побоям. Только когда барин отдал в солдаты его племянника, Яков запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки Яков его не простил и смог отомстить Поливанову: завез его, с отнявшимися ногами, в лес, а там повесился на сосне над барином.
Заходит спор о том, кто грешнее всего. Божий странник Иона рассказывает историю «о двух грешниках», о разбойнике Кудеяре. Господь пробудил в нем совесть и наложил на него епитимью: срубить в лесу огромный дуб, тогда простятся ему его грехи. Но дуб упал лишь тогда, когда Кудеяр окропил его кровью жестокого пана Глуховского. Игнатий Прохоров возражает Ионе: мужицкий грех все же больше, и рассказывает историю о старосте. Он скрыл последнюю волю своего хозяина, который решил перед смертью отпустить на волю своих крестьян. Но староста, соблазнившись деньгами, разорвал вольные.
Толпа подавлена. Поются песни: «Голодная», «Солдатская». Но настанет на Руси время и для добрых песен. Подтверждение тому – два брата-семинариста, Савва и Гриша. Семинарист Гриша, сын дьячка, уже с пятнадцати лет твердо знает, что хочет посвятить свою жизнь счастью народному. Любовь к матери сливается в его сердце с любовью ко всей вахлачине. Гриша идет по своему краю и поет песню о Руси:
И замыслы его не пропадут: судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Гриша поет, и жаль, что его не слышат странники, ведь тогда бы они поняли, что уже нашли счастливого человека и могли бы вернуться домой.
Веретенников Павлуша — собиратель фольклора, встретившийся мужикам — искателям счастья — на сельской ярмарке в селе Кузьминском. Этому персонажу дается весьма скудная внешняя характеристика («Горазд он был ба-лясничать, / Носил рубаху красную, / Поддевочку суконную, / Смазные сапоги. »), немного известно и о его происхождении («Какого роду-звания, / Не знали мужики, / Однако звали «барином»). За счет такой неопределенности образ В. приобретает обобщающий характер. Живая заинтересованность в судьбах крестьян выделяет В. из среды равнодушных наблюдателей за жизнью народа (деятелей разнообразных статистических комитетов), красноречиво разоблаченных в монологе Якима Нагого. Первое же появление В. в тексте сопровождается бескорыстным поступком: он выручает крестьянина Ва-вилу, покупая ботиночки для его внучки. Кроме того, он готов прислушиваться к чужому мнению. Так, хотя он и порицает русский народ за пьянство но убеждается в неизбежности этого зла: выслушав Якима, и сам предлагает ему выпить («Якиму Веретенников / Два шкалика поднес»)
Видя неподдельное внимание со стороны разумного барина, и «крестьяне открываются / Миляге по душе». Среди предполагаемых прототипов В
фольклористы и этнографы Павел Якушкин и Павел Рыбников, деятели демократического движения 1860-х гг. Своей фамилией персонаж обязан, возможно, журналисту П. Ф. Ве-ретенникову, несколько лет подряд посещавшему Нижегородскую ярмарку и публиковавшему отчеты о ней в «Московских ведомостях».
Вывод
Жизнь свою прожил Утятин, вот только добра никому он так и не сделал. Никто его не любил, все его только боялись и ненавидели. Кто знает, может, если бы он хоть немного был снисходительнее и по-человечески относился к людям, может, его жизнь сложилась бы иначе, а образ князя Утятина в произведении был бы совершенно другим.
Прозвище «Последыш» (то есть последний ребёнок в семье), данное Утятину крестьянами, по мысли автора, подчёркивает историческую обречённость дворянства.
Характеристика образа князя Утятина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.