История написания
«Обломов» — второй роман в трилогии «Три О», которая также включает произведения «Обрыв» и «Обыкновенная история». На замысел создания этого литературного шедевра Гончарова подтолкнула публицистика критика Белинского, который являлся большим противником сословного строя и помещичьего дворянства. Творческая история, сюжет и композиция «Обломова» тесно связаны с жизнью автора:
- Писатель говорил, что персонаж Обломова в основном автобиографичен. Гончаров сам являлся очень ленивым, предпочитал покой, спокойную музыку, раздумья, а не беспокойную суету.
- Персонаж Ольги Ильинской собрал в себя одновременно нескольких девушек, которых знал писатель.
Это произведение стало важнейшим этапом в жизни автора. О нем сам Гончаров говорил: «Я описал собственную жизнь и то, что к ней прирастало».
https://youtube.com/watch?v=Oc4hjtFdq_g
Проблемы
Лишний человек
– Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
Обломовщина
– Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
Образ жизни Обломова
– Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.
Смысл жизни
– Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей
Причины лежания Обломова
– Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
Лень
показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.
«Обломов»: художественное своеобразие романа
Художественное своеобразие романа «Обломов» И. А. Гончарова характеризуется широкой эпичностью (действие книги охватывает 37 лет), неторопливо развивающимся действием, простотой интриги, развернутостью экспозиции, приёмом инверсии в сюжете (прошлое героя раскрыто с умышленным запозданием в б-й и 9-й главах), контрастностью в изображении главных героев (Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына), внутренним драматизмом, обилием диалогов (Н. К. Пиксанов даже называл этот роман психологической драмой с тремя актами, прологом и эпилогом), моноцентричностью, симметрией композиции (идиллии Обломовки соответствует идиллия на Выборгской стороне), сочетанием объективности изложения со строгой её субъективной аналитичностью, продолжением и развитием гоголевских традиций, глубоким интересом к деталям и подробностям в портретах и бытовых зарисовках.
Жанр произведения может быть определен так: перед нами социально-психологический роман, который дает широкое обобщение обломовщины и монографически исследует психологию угасающего человека. Для стиля этого романа характерна полнота и объёмность изображения каждого явления и предмета, освещаемого с различных сторон, особая роль мягкого и незлобивого юмора. Язык произведения отличается чистотой, легкостью, отшлифованностью. Просторечные слова в нём редки, но всегда уместны. Простота языка соединяется с его исключительной выразительностью, которая достигается введением пословиц, метких сравнений (мысли в голове Обломова гуляют «как волны в море»; жизнь обломовцев течёт как «покойная река»), эпитетов («хрустальная» душа Обломова, «встревоженное» сердце Ольги), округлых периодов. Речь героев мастерски индивидуализирована (она грубовата и отрывиста у Захара, афористична и лаконична у делового Штольца, льстива у Мухоярова, многословна у Анисьи, ярко эмоциональна у Ольги).
Роман Гончарова «Обломов», художественное своеобразие которого нас интересует, получил почти единодушную чрезвычайно высокую оценку в печати. Блистательный анализ его дал Н. А. Добролюбов в статье об обломовщине, статье, которую одобрил и высоко поставил сам автор произведения. А. В. Дружинин придерживался иного, нежели Добролюбов, взгляда: по его мнению, Обломов — «доброе, милое и светлое существо», которого нельзя не полюбить. Л. Н. Толстой назвал роман «капитальнейшей вещью», которая имеет успех не случайный. А И. С. Тургенев полагал, что «пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова».
Главные мысли
Идейный замысел романа «Обломов» возник у автора в 1847 году. Книга была воспринята неоднозначно, так как в ней было показано, как возникают лень и апатия, а человек медленно угасает как личность.
Основная тема
Писатель затронул глубокую проблему всего российского общества того времени. Дворянство застряло в пороках и бездействии крепостного права, проживало бесполезные и праздные дни. Автор описал кризис личности, который возникает при отсутствии мотивации что-либо делать. Это явление в то время было сильно распространено, поэтому имя главного персонажа стало нарицательным, а понятие «обломовщина» актуально до сих пор. Оно означает отсутствие желания что-то делать.
Лень, беззаботное существование, пустые мечты о лучшей судьбе препятствуют поиску смысла жизни. Из-за этого возникает апатия. Обломов хочет что-то поменять, но никаких усилий не прикладывает для этого. Когда нет поступков, нет и изменений. Отсутствие смысла жизни приводит к множеству неблагоприятных последствий:
- человек доживает свои дни, не меняет ничего и не стремится к переменам;
- он чувствует себя лишним, не может приспособиться к новой жизни;
- у таких людей только одно будущее — моральная и физическая деградация.
Смысл книги
Автор в романе хотел подчеркнуть, что путь к деградации характерен не только для одной личности, но и для всего социального класса. Гончаров писал произведение в довольно сложный период. Тогда происходило разрушение всех принципов и идеалов прошлого, чтобы создать новое общество, которое будет ориентировано на цели и авторитеты, преобладающие в Европе.
Прогрессивная часть дворянского класса разделяла идеи быстрого развития, смогла легко принять и приспособиться, а вот люди, подобные Обломову и жителям Обломовки, сопротивлялись переменам
Они держались за прошлое, устаревшие взгляды на жизнь, жили, как их предки, отрицая важность образования и труда. Вместо трудолюбия и получения знаний «обломовщина» стремилась к спокойствию и безделью
Илья Ильич вырос именно в такой обстановке, поэтому не стремился к переменам. Он перенял от родных отжившие себя ценности.
Ольга хотела сделать его другим, более живым, но так и не смогла избавить от равнодушия к жизни. Она осуждала пассивность, лень, неряшливость и нежелание бороться за свое будущее, а именно эти качества и были присущи главному герою. Это и есть самая важная идея «Обломова».
Главная мысль
Автор описал в произведении отмирание старого строя и начало новой эры. В этом и состоит основная мысль. Читатель видит дворянство в образе Обломова, которое находится в глубоком идейном кризисе, слабое и равнодушное ко всему. Но при этом можно увидеть новое поколение в описании Штольца — работящих, талантливых капиталистов, предпринимателей, живущих лишь работой и получением прибыли.
Основная идея Гончарова состоит в надежде, что Россия выделит для себя из двух крайностей лучшее. Произведение учит, что человек обязан честно трудиться, чтобы чего-то достигнуть в жизни, а не только думать о смысле бытия. Но при этом он не должен усмирять в себе человеколюбие. Поскольку лишь раздумывая об окружающем мире и собственной жизни, придаваясь ностальгии, думам, мечтаниям, человек может быть действительно счастливыми. Этот вывод напрашивается после прочтения романа «Обломов».
Главные мысли
Идейный замысел романа «Обломов» возник у автора в 1847 году. Книга была воспринята неоднозначно, так как в ней было показано, как возникают лень и апатия, а человек медленно угасает как личность.
Основная тема
Писатель затронул глубокую проблему всего российского общества того времени. Дворянство застряло в пороках и бездействии крепостного права, проживало бесполезные и праздные дни. Автор описал кризис личности, который возникает при отсутствии мотивации что-либо делать. Это явление в то время было сильно распространено, поэтому имя главного персонажа стало нарицательным, а понятие «обломовщина» актуально до сих пор. Оно означает отсутствие желания что-то делать.
Лень, беззаботное существование, пустые мечты о лучшей судьбе препятствуют поиску смысла жизни. Из-за этого возникает апатия. Обломов хочет что-то поменять, но никаких усилий не прикладывает для этого. Когда нет поступков, нет и изменений. Отсутствие смысла жизни приводит к множеству неблагоприятных последствий:
- человек доживает свои дни, не меняет ничего и не стремится к переменам;
- он чувствует себя лишним, не может приспособиться к новой жизни;
- у таких людей только одно будущее — моральная и физическая деградация.
Построение и композиция
Особенность романа «Обломова» заключается в круговой композиции. Действие в произведении является круговоротом: сон переходит в пробуждение, пробуждение — в сон.
Композиционная схема и принцип построения выглядят следующим образом:
- завязка произведения происходит зимой, когда Обломов погружен полностью в себя и оторван от всего мира;
- экспозиция — начало пробуждения главного героя, которое совпало с весной;
- кульминация произведения и любовного сюжета происходит летом;
- в заключении композиция становится замкнутой в кольцо. Обломов опять погружается в себя с приходом осени.
В романе раскрывается несколько конфликтов. Первый рассказывает о противостоянии между Обломовым и обществом, которое герой не воспринимает. Описывается противоборство главного персонажа с собственной сущностью. Помимо этого, в отдельной главе происходит любовный конфликт: Герой выбирает среди двух девушек, у которых диаметрально противоположный характер.
Раскрытие проблем
Проблематика в произведении такая же интересная и насыщенная. В романе Гончаров поднимает такие вопросы:
- Обломовщина. Под этим понятием писатель понимает образ мыслей, когда человек, отрекаясь от реальности, начинает погружаться в идеалистические воспоминания о прошедшем. Он не творит и не разрушает, а только наблюдает галерею воспоминаний. Это отказ от настоящего, который неизбежно заканчивается гибелью души.
- Лишний человек. Автор описывает образ героя, который из-за дворянского воспитания неспособен жить самостоятельно. Через Обломова Гончаров показывает деградацию помещичьего сословия: оно не способно приспособиться к нравственным и бытовым изменениям. Общество не может постоянно содержать этих паразитов.
- Смысл жизни. Гончаров показал читателю две крайности. С одной стороны, описывается Обломов, всю жизнь посвятивший ленивым размышлениям, а с другой стороны, Штольц, для него нет ничего важней работы. При этом оба персонажа так и не добились настоящего счастья и не поняли смысла жизни.
- Жизнь Ильи Ильича. Автор в некоторой степени симпатизирует этому персонажу, он показывает его нравственное превосходство перед суетливостью и черствостью остальных людей. Но писатель пытается донести, что его образ жизни губителен как для него, так и для людей, которые от него зависят.
- Причины лежания Обломова. Писатель описал несовершенство барского воспитания и общества, что в результате создало прослойку людей, которые не приспособлены к какой-либо деятельности. Дворянин нашел для себя место на диване, поскольку его жизнь не принуждала трудиться. Он был рожден с серебрянкой ложкой во рту, у него не было необходимой мотивации, чтобы отыскать себе место под солнцем, поскольку у него и так все есть. Главный герой мог бы появляться в обществе и тратить там деньги, как и многие дворяне, но по своему характеру этот персонаж был замкнутым. Лишь раздумья занимали его, поэтому его происхождение и мыслительный образ объединились в одном месте — на диване.
Проблематика
Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.
Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге
Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.
Основные сюжетные линии
Для понимания идей написания произведения следует подробнее остановиться на пересказе частей текста и выяснить, какое место в романе занимает экспозиция и как она отражается на восприятии написанного читателем. Первые главы романа показывают день из жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. Этот ленивый человек отлёживается всё время в постели, он не согласен вставать и действовать ни при каких обстоятельствах. Помимо всего прочего, Илья не встаёт даже при появлении гостей в его доме. Его навещают:
- Тарантьев;
- Волков;
- Алексеев;
- Пенкин и Судьбинский.
Вторая часть рассказывает о приезде Штольца, которому всё же удаётся поднять главного героя с насиженного места и увезти в гости. Жизнь Обломова характеризуется новым тематическим периодом — знакомством с Ольгой, которую полюбит главный герой. Девушка отвечает привлекательному юноше взаимностью, и вторая часть заканчивается построением планов парой.
Часть номер три посвящена развитию новых своеобразных отношений между влюблёнными. Здесь автор указывает не только на пылкие эмоции молодых людей, определённую «музыку» у них в голове, но и идейное недопонимание между ними. В конце текста люди расстаются, поскольку ранее придуманные ними образы не перевоплотились в действительности. Если говорить кратко, они попросту не подходят друг другу.
Четвёртая часть романа повествует о жизни Ольги и главного персонажа произведения порознь, она выходит замуж за Штольца.
История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция
История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция.
«История о том, как лежит и спит ленивец Обломов
и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его,
не бог весть какая история…»
1. Замысел романа «Обломов.
Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но произведение создавалось медленно. В 1849 году
в журнале «Современник» была опубликована однаглава из романа«Сон Обломова» , в котором дал изумительную по яркости и глубине картину патриархальной помещичьей жизни. Но основная часть романа была написана почти 10 лет спустя, в1857 году , в Мариенбаде (Германия), где Гончаров лечился на минеральных водах. За это десятилетие автор не только тщательно обдумал весь план произведения, но и все сюжетные ходы и детали. Впоследствии писатель о. Гончаровым была проделана колоссальная работа. Он писал до изнеможения. «Я так заработался, так много сделал в эти два месяца, что другой в две свои жизни не написал столько».
В 1858 году «Обломов» был закончен, а полностью опубликован лишь в 1859 году.
2. Тема, идея романа.
Тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.
Идея
—показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу . «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства ».
3. Проблематика
1) В своем романе писатель показал, какое пагубное влияние оказывают крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку
. Следствие этих порядков —застой и неподвижность во всех областях жизни .
2) Условия помещичьего быта
идворянского воспитания порождают в героеапатию, безволие, равнодушие .
3) Деградация личности и распад личности.
4) Гончаров ставит в романе вопросы
о подлиннойдружбе ,любви , огуманизме .
Время,
изображенное в романе «Обломов», около 40 лет.
4. Художественные достоинства романа «Обломов»
1) Представлена широкая картина жизни России.
2) Особое внимание уделяется описанию внутреннего состояния героев: внутренний монолог персонажей и передача переживаний посредством жеста, голоса, движений. 3) Полнота раскрытия характера персонажей достигается путем повторяющейся детали (у Обломова — халат и домашние туфли)
3) Полнота раскрытия характера персонажей достигается путем повторяющейся детали (у Обломова — халат и домашние туфли).
5. Структура романа:
1 часть — Обломов лежит на диване.
2 часть — Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него.
3 часть — Ольга видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся.
4 часть – Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру — Агафье Матвеевне Пшеницы ной. Живет на Выборгской стороне, покой, переходящий в «вечный покой».
«Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий…не вмешиваются в роман. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории
. ()
6. Композиция
Все действия развертываются вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова.
Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало.Место действия в романе – Петербург.
1. Экспозиция
— первая часть и 1,2 главы 2 части — затянута, очень подробно показаны условия формирования характера Обломова.
2. Завязка
3 и 5 гл. 2-й части — знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени.
3. Кульминация
— 12 глава 3-й части. Илья Ильич объясняется в любви к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву отношений.
4. Развязка
– 11, 12 главы 3 части, в которых показана несостоятельность и банкротство Обломова.
В 4 главе романа
— дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Отношения Ольги и Штольца.
В эпилоге– 11 глава 4 часть, Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца и Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».
Смысловые части романа
В произведении «Обломов», написанном в жанре романа, каждая часть текста становится символом отдельного времени года и становлений особых черт характера главного действующего лица. Все события жизни Ильи дополнены описанием пейзажей и погоды за окном. Это определённое жанровое своеобразие изложения чувств.
Начало романа (сама история) — это зимнее время, когда природа и люди находятся в состоянии дремоты, не ждут от жизни ничего примечательного и молча готовятся встретить смерть. Следующий этап — наступление весны для Ильи. Здесь главное действующее лицо идейно движется навстречу тёплым любовным отношением, он может воспрянуть духом, определить своё место.
Примечательно, что с переходом между серыми буднями зимы и весенним настроением появляется глава о сне героя. Здесь он видит свою весну, наблюдает себя в родной деревне, что не может не радовать. Переход как бы указывает на вещее сновидение, что вскоре в жизни спящего действительно наступит светлая полоса. Это невозможно не заметить.
С другой стороны, последующие события становятся продолжением иллюзионного мира Ильи, они непохожи на явь. При расставании с Обломовым Ольга подмечает, что ей не под силу изменить любимого, поскольку он уже мёртв душой. И она права. Не зря роман начинается именно с зимы.
На смену весенней влюблённости главного героя, которую символизирует ветвь нежной сирени, приходит третья часть — лето. Она требует взвешенный и серьёзных решений от влюблённых:
- Ольга понимает, что нужно задуматься о свадьбе;
- Обломов же отрицает происходящее, он боится взять на себя ответственность, изменить привычный уклад повседневности.
Творческая история и жанр
Иван Гончаров написал три романа о русской жизни, которые часто называют трилогией «Три О». В нее вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
История создания произведения тесно переплетается с жизнью автора:
- Писатель неоднократно говорил, что Обломов во многом похож на него самого. Автор был весьма ленивым человеком, любил пребывать в раздумьях и находиться дома.
- Личность Ольги Ильиных создана на основе образов сразу нескольких реальных женщин — знакомых Гончарова.
- Прототип Андрея Штольца — отец супруги брата автора.
Гончаров долго писал этот роман. Книга вышла в 1859 году, через 12 лет после того, как автор начал работу над произведением. Роман относится к направлению — реализм. Писатель старался рассказать историю, в которую поверят читатели, создать реалистичные образы с учетом жанрового своеобразия.
Критики определяют жанр произведения «Обломов», как социально-философский роман. Книга описывает долгую историю, в ней фигурирует множество героев.
Композиция
Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.
Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются различные персонажи, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях
Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа
Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.
Завязка
. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.
Кульминация.
Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.
Развязка
. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».
Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.
Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).
Смысл жизни Обломова
Иван Александрович Гончаров-это не только русский писатель, чьи произведения актуальные и сейчас, но также и литературный критик. Например, его роман «Обломов» вызывает определенные эмоции у разных поколений, заставляя их в кои-то веки подумать о смысле своей жизни. В произведении присутствует контраст, в качестве которого выступают два героя — это Обломов и Штольц.
Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.
Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.
Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.