Природа и человек в лирике фета сообщение. сочинение природа в лирике фета

А.а. фет — стихотворения о природе, полный анализ

Природа в творчестве Фета

Афанасий Афанасьевич Фет является одним из самых лучших поэтов, который мог красочно и ярко описать природу. Природа в его стихотворениях оживает и принимает участие в жизни человека. Фет описывает не привычных птиц, а выбирает оригинальных, например, вместо соловья, лебедя, жаворонка он описывает кулика, чибиса и других необычных птиц.

Фет красиво воспевает красоту природы, может описать каждый камешек и каждую песчинку русской земли. Афанасий Афанасьевич умеет восхищаться природой и каждым ее проявлением. В его стихотворениях природа спокойна и размерена, но не делает ее не живой а, наоборот, на фоне тишины Фет описывает звуки природы.

Афанасий Афанасьевич умел вдохнуть в природу человеческие качества, цветы у него улыбаются, пруд грезит о жизни. Для него природа является таким же живым, как и человек. Он один из многих кто описывает природную красоту особенно. Поэт проводит параллель между жизнью человека и природы.

Многие произведения положили на музыку и сделали целые романсы из стихотворений. Его описание красоты природы настолько мелодична и красива, что послужила не только в стихотворной форме, но и в песнях. Афанасий Фет всегда писал и любви и природе, он считал это самыми красивыми и созвучными темами.

Природа в стихотворениях Афанасия Афанасьевича живет отдельно от человека, она сама по себе. У писателя получалось, описывает красоту русской земли, и описывать любое время года, но чаще всего Фет описывал весну. Афанасий Фет умел настолько передать все детали природы, что в его стихотворениях можно было даже почувствовать аромат. К созданию своих произведений он подходил с особым настроением. Каждое стихотворение излучало радость и успокоение души. Любой листочек представлял собой живое существо и передавал весеннее настроение.

Каждое свое стихотворение о природе Афанасий Афанасьевич Фет наделяет душой, словно это человек, который чувствует и проживает каждый свой день. Писателю нравится наблюдать за природой и описывать каждое время года. Так, например весна ассоциируется с чем-то новым и молодым. Весной все оживает с новой силой, весна время рождения чего-то нового и светлого. Зимой природа выглядит совсем по-другому, даже аромат отличается, воздух становится морозным и свежим. Природа укрывается белым пушистым одеялом, деревья одеты в белые платья.

В каждом времени года Фет умел находить красоту природы и ее особенность. Ему нравилось часами наблюдать за природой и записывать все ее явления. Афанасий Фет мог оживить любое дерево, ручеек, травинку и пруд и описать чувства, которые испытывает великая русская природа. Он писал о единении человека с природой и призывал как можно чаще обращать внимания на мелочи, которые их окружают.

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Вариант 3

Афанасий Афанасьевич Фет – талантливый поэт-пейзажист, один из самых утонченных лириков. Удивительно, что при этом ему удавалось быть ещё и чрезвычайно предприимчивым помещиком. На территории своего имения он выращивал зерновые культуры, держал овец, коров, птиц. Разводил рыбу и даже пчёл. Очевидно, что это отразилось в его творчестве.

В стихотворениях Фета картины природы словно оживают и предстают перед читателем в самых ярких красках. Автор описывал красоту природы в невероятно точных деталях. Иногда, кажется, что читая его произведения можно в буквальном смысле услышать нежное пение птиц, отдалённые раскаты грома или даже ощутить аромат цветов.

Особое место в лирики поэта занимает прекрасное время года – весна. В одном из своих стихотворений Фет чудесным образом смог описать пробуждение природы – самое начало весны. Тот период, когда повсюду ещё лежит снег, дороги скованы льдом, чувствуется прохладный ветерок, но солнце уже начинает немного пригревать. В этот момент душа лирического героя живёт в предвкушении любви, тепла и света. Человек в поэзии Фета сливается с природой в единое целое, становится её частью так, что его жизнь кажется бессмысленной без этой удивительной красоты. Саму природу автор всегда описывает в спокойных, тихих тонах. Все перемены в ней происходят гармонично, но при этом она предстаёт перед читателем, наполненной различными красками и звуками. Можно также заметить, что иногда животным и растениям поэт придаёт человеческие образы. Например: молятся звёзды и месяц, берёзы грустят или злится ветер.

Поэзия Фета – это уникальный вид лирики русской литературы, у него был собственный, неповторимый стиль

В его произведениях можно увидеть много необыкновенных деталей, благодаря которым автор призывал, как можно чаще обращать внимание на мелочи, которые нас окружают повсюду. Поэту нравилось часами наблюдать за природой, записывая все её явления

Любовь и природа для него всегда были самыми красивыми и созвучными темами. Стихотворения Фета очень чувственные, мелодичные, искренние и глубокие, поэтому они до сих пор находят отклик в сердце каждого человека.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Осень в лесу (2, 3, 4, 5, 6 класс)

    Природа настолько бывает разной и контрастной, что можно вечно любоваться ее созданиями и творчеством. Безусловно одна бы она не справилась в своих творениях, одной из главных ее помощниц является погода.

  • Как я однажды чуть не заблудился 5 класс сочинение

    Каждое лето всей семьей мы любим, бывать у бабушки и дедушки. Они живут в сельской местности. Дом их стоит на окраине и за забором начинается большой луг.

  • Судьба Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

    Григорий Мелехов – один из главных и характерных героев произведения «Тихий Дон». Судьба его отражает всю драматичность в жизни донского казачества. Множество испытаний пришлось вынести Григорию в поисках своего жизненного пути

  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/priroda-v-lirike-feta
  • https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/russkaya-priroda-v-lirike-feta
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/tema-prirody-v-tvorchestve-a-a-feta/
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/priroda-v-lirike-a-a-feta/
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/fet/russkaya-priroda-v-lirike-feta

Вариант 2

Афанасий Афанасьевич Фет – образованный и талантливый поэт. Получая образование в университете, поэт, уже создал краткий сборник стихов. В силу того, что в душе Афанасий был, романтик, он писал исключительно о красоте природы, о любви, обо всём духовном, что могло его отвлечь от обыденной жизни. Наиболее важным толчком в области романтики и любви, была смерть его возлюбленной. После её смерти, поэт перешёл на другой уровень сочинений, который сильно отличались от предыдущих работ. Долгое время, А.А. Фет, посвящал стихи именно ей.

Всё это, наталкивало поэта, писать о романтике и красоте. И вот, в мир, выходят его творения под названием «Вечерние огни». Эта наиболее популярный сборник стихов автора. Он мог очень красочно описать природу. Сам поэт, ни когда не соединял в своих произведениях, природу и людские проблемы. Для него природа, была самым высоким стимулом для творения стихов. Тонкое очертание лесов, и шелест листьев, придавало работа автора, неописуемую красоту и чувствительность. Способность, так выразительно оживить природу, мог только Афанасий Афанасьевич. Его нельзя сравнить, с другими авторами, которые практически не давали выразительности в своих работах. Все его работы, похожи, на мелодичную песню, в которой существует припев и куплет. Именно таким образом, вышла волна лирики Фета. Лирика пейзажей Фета, превращала его работы, в настоящий документальный фильм, в котором, природа, очень близко соединялась с вселенной. Даже вселенная, преображалась в новые краски и звуки, а сам поэт, мог возвыситься до звёзд, и сам проникнуть в небесный холод, парящий над землёй.

Очень часто, работы этого великого поэта, посвящались, различным временам года. Он мог ярко выразить, весеннюю оттепель, с журчаньем ручьев, пением, прилетевших птиц. А в зимний период года, поэт, так иронично расписывал погоду, что при чтении строк, чувствовался холод и осенний ветер. Только благодаря природе, Фет, мог создавать свои работы, только природа, помогала ему творить. Во всём этом, автор мог видеть, и видел, только хорошее настроение, доброе и весёлое пробуждение природы. Романтика и любовь, они идут вместе по жизни. Они наталкивают поэта на великолепное творчество.

Только в работах этого великого русского поэта, читатели, получают полную картину всего окружающего, как можно любить природу, увидеть в каждой мелочи, что-то прекрасное и ценное. Только благодаря его работам, читателям, можно понять, как и где, находить радости жизни, во всех мелочах. Несмотря на все недуги в жизни, стоит обращать внимания, как восходит солнце, как весна меняет зиму. Именно так, можно понять, что автор хотел сказать в своих стихах. Благодаря его работам, воспитывалось наше поколение, поколение, которое понимает все духовные ценности, видимые в природе. Только в его поэзии, читатели, получают урок, по изучению доброты ко всему живому на земле, и в глубине души, каждый читатель, понимает суть всего что рассказывает Фет

Природа в творчестве А.А. Фета

В XIX веке русское искусство охватила волна реализма. Все авторы начали стараться применить его в своем творчестве. Не обошло оно стороной и творчество Афанасия Афанасьевича Фета. В его произведениях, посвященных природе, сильно отразилось его влияние.  

Афанасий Фет не зря заслужил славу одного из самых выдающихся русских поэтов-пейзажистов. В его стихотворениях раскрывается красота всех времен года без исключения. В каждом из них он сумел заметить что-то неповторимое, прекрасное, что невозможно больше заметить нигде и никогда. Даже образ журавлей, который неоднократно встречается у многих авторов русской поэзии, впервые так четко был подмечен именно Фетом.

В своей поэзии он детально изображает природу, именно этим он и проявляет свое новаторство. Ведь до Афанасия Афанасьевича поэты изображали природу более обобщенно. Более того, автор использует в своих стихах помимо привычных птиц, таких как соловей, лебедь, орел, достаточно редких, которых до этого авторы е использовали в своем творчестве – чибис, стриж, сыч.

Ярким примером тому можно привести такие строки:

Автор отличается так же от других творцов тем, что умеет отличать птиц по голосу, а так же с точностью определяет её место нахождения. Это подчеркивает неимоверную любовь поэта к природе, его восхищение ею и, как следствие, его великолепное познание самых невероятных её тонкостей.

О природе с одной стороны писать очень легко, а с другой – очень сложно. Здесь нужен вкус и умение подмечать детали, на которое не обращают внимания обыкновенные обыватели. Именно тогда произведения цепляют до глубины души, находят своего читателя и обретают бессмертие. Афанасий Афанасьевич был именно таким автором, который мог подметить что-то необычное в обыденных вещах.

Поэт очеловечивает природу, что до этого не встречалось ни у одного из авторов. Он наделяет элементы природы человеческими качествами, такими как: улыбка, ожидание, дружба и многими другими. Природа «откликается» на чувства поэта:

Лев Николаевич Толстой сумел разглядеть в Афанасии Афанасьевиче поэта с большой буквы.

Так же автор сумел реализоваться и в любовной лирике. Он использует описание природы и пейзажей даже в своих стихотворениях, посвященных любви. Он умел восторгаться красотой, будь то красота природы или человека. Данное качество он пронес с собой через все свое творчество. Он был уверен, что красота – это главная составляющая нашей жизни. Именно его неповторимые описания великолепных пейзажей вносят ту самую долю прекрасного в нашу серую и обыденную жизнь.

Он был фанатом, поклонником природы. Он умел подмечать прекрасные элементы в самых незначительных на первый взгляд вещах. Единственное время года, которое навевало на поэта грусть и тоску – это осень. Он не восторгается увяданием красоты природы. Как это делали другие. Да, очень редко он подмечал осеннее очарование, но это было не настолько ярко, как описание природного пробуждения.

Природа в творчестве Фета 10 класс

Работы поэта наполнены всеми временами года. Весна описана в зеленом и голубом цвете. От неё просто веет нежностью. Первые цветы, березы только распустившиеся, пушистые вербы. Лето Фет показывает в своих произведениях жарким. Воздух суховат и отдает терпкостью. Поля заполнены желтыми колосьями. Осень слегка хмурая, местами прохладная. Птицы собираются улетать, леса пустеют, все готовятся к зиме. Зима в строках Фета всегда необычайно красивое время года. Снег придает свежесть, а на окнах зима рисует красивейшие узоры. Фет много времени уделял наблюдению за круговоротом природы, за процессами которые происходят в разные времена года.

Специалисты и некоторые критики подчеркивали то, что в работах поэта природа имеет очень детальное описание. Его коллеги или предшественники не могли этим похвастаться. В произведениях встречаются не только всем известные животные и птица, а наоборот поэт мог уделить пару строк и редким видам. Также, если в произведениях других поэтов время суток это что-то обыденное, то Фет может посвятить много строк лишь для того, чтоб описать день или ночь.

Лирика Фета наполнена множеством ярких и позитивных произведений на тему весны. Читая каждое из них, складывается впечатление, что поэт ждет её наступление больше, чем чего-либо. Можно понять, что Фет душой чувствует пришествие данной поры года. По запаху он ощущает скорое прибытие весны

Поэт обращает внимание на все детали. Красиво подчеркивает хоровод листьев, журчащие ручьи и многое другое

Фет сопоставляет природу с человеком.

Если проанализировать стихотворение «На стоге сена ночью южной…», можно сказать что человек, который в этом произведении смотрит на небо, сравнивается с неким неземным ощущением, ощущением растворения в космосе. У поэта пробуждает интерес не то, что он видит, а именно чувства, которые остаются после увиденного. К примеру, взять стихотворение «Ярким солнцем в лесу…». В конце стихотворения Фет дает понять читателю, что качающиеся деревья это лишь иллюзия. Автор придает природе своё душевное настроение. Природа в стихотворениях поэта принимает человеческий облик, а человек наоборот растворяется в красоте природы.

Пора весны для поэта это словно девушка, царица. Природа весенней поры у поэта сравнивается с пробуждением, а вот зима, наоборот, с темной ночью. Также весна у Фета имеет радостные ноты, светлые. Вот зима немного навеивает грусть, печаль, тоску. Просматриваются некие мысли или рассуждения о смерти. Описание зимы у поэта немного схожи с работами А.С. Пушкина, который также мог выжать самое ценное, самое красивое даже из самого маленького элемента природы.

Подводя итоги можно сказать, что описание природы в произведениях Фета связаны неразрывной нитью с душой человека. Суть его стихотворений заключается именно в описании природы с эмоциями, а не просто то, что увидено. Поэт заслуженно считается первым поэтом-импрессионистом. Многие критики хорошо подметили, что Фет это и есть природа.

6 класс, 10 класс

Природа в творчестве Фета 10 класс

Работы поэта наполнены всеми временами года. Весна описана в зеленом и голубом цвете. От неё просто веет нежностью. Первые цветы, березы только распустившиеся, пушистые вербы. Лето Фет показывает в своих произведениях жарким. Воздух суховат и отдает терпкостью. Поля заполнены желтыми колосьями. Осень слегка хмурая, местами прохладная. Птицы собираются улетать, леса пустеют, все готовятся к зиме. Зима в строках Фета всегда необычайно красивое время года. Снег придает свежесть, а на окнах зима рисует красивейшие узоры. Фет много времени уделял наблюдению за круговоротом природы, за процессами которые происходят в разные времена года.

Специалисты и некоторые критики подчеркивали то, что в работах поэта природа имеет очень детальное описание. Его коллеги или предшественники не могли этим похвастаться. В произведениях встречаются не только всем известные животные и птица, а наоборот поэт мог уделить пару строк и редким видам. Также, если в произведениях других поэтов время суток это что-то обыденное, то Фет может посвятить много строк лишь для того, чтоб описать день или ночь.

Лирика Фета наполнена множеством ярких и позитивных произведений на тему весны. Читая каждое из них, складывается впечатление, что поэт ждет её наступление больше, чем чего-либо. Можно понять, что Фет душой чувствует пришествие данной поры года. По запаху он ощущает скорое прибытие весны

Поэт обращает внимание на все детали. Красиво подчеркивает хоровод листьев, журчащие ручьи и многое другое

Фет сопоставляет природу с человеком.

Если проанализировать стихотворение «На стоге сена ночью южной…», можно сказать что человек, который в этом произведении смотрит на небо, сравнивается с неким неземным ощущением, ощущением растворения в космосе. У поэта пробуждает интерес не то, что он видит, а именно чувства, которые остаются после увиденного. К примеру, взять стихотворение «Ярким солнцем в лесу…». В конце стихотворения Фет дает понять читателю, что качающиеся деревья это лишь иллюзия. Автор придает природе своё душевное настроение. Природа в стихотворениях поэта принимает человеческий облик, а человек наоборот растворяется в красоте природы.

Пора весны для поэта это словно девушка, царица. Природа весенней поры у поэта сравнивается с пробуждением, а вот зима, наоборот, с темной ночью. Также весна у Фета имеет радостные ноты, светлые. Вот зима немного навеивает грусть, печаль, тоску. Просматриваются некие мысли или рассуждения о смерти. Описание зимы у поэта немного схожи с работами А.С. Пушкина, который также мог выжать самое ценное, самое красивое даже из самого маленького элемента природы.

Подводя итоги можно сказать, что описание природы в произведениях Фета связаны неразрывной нитью с душой человека. Суть его стихотворений заключается именно в описании природы с эмоциями, а не просто то, что увидено. Поэт заслуженно считается первым поэтом-импрессионистом. Многие критики хорошо подметили, что Фет это и есть природа.

6 класс, 10 класс

Творчество Фета

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе. Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Сначала поэт сотрудничал с журналом «Современник», но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Природа в лирике Фета (школьное сочинение)

А.А. Фет — тончайший мастер стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, присутствует не одно лишь любование. Как и в поэзии Тютчева, живая и одухотворённая природа выступает в стихах Фета вторым (и полноправным!) лирическим героем. Однако, если Тютчеву близок космический масштаб восприятия (отсутствие конкретных деталей в изображении мира), то Фет, напротив, искусно использует приём детального живописания:

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

Уже из приведённого отрывка видно, что поэт далёк от того, чтобы просто описывать пейзаж: он изображает его с целью передать определённое настроение. «Вечер тих», безмятежно «дремлют ивы» — какое во всём разлито умиротворение! И в душе лирического героя преобладает то же чувство.

Гармония в природе рождает гармонию в душе. И человек безмерно благодарен за это:

Всю ночь, всю эту ночь я просидеть готов,

Смотря в лицо зари иль вдоль дороги серой…

Какою молодой и безграничной верой

Опять душа полна!..

Таким образом, пейзажная зарисовка оказывается психологическим этюдом. Состояние человека уподобляется состоянию природы и наоборот. В стихах Фета часто применяется такой художественный приём, как олицетворение — одушевление, очеловечивание природы. Но это вовсе не означает, что человек снисходит до природы или возвышается до неё. Человек — часть всего живого, такое же творение бога, как земля и всё населяющее её.

Фет стремится запечатлеть не статичный пейзаж, а изменчивую, воспринимаемую в движении картину. Поэтому, как мне кажется, в поэтической лексике поэта отмечается преобладание существительных и глаголов над прилагательными: существительное называет явление, глагол передаёт его движение. Известны стихотворения Фета, построенные на существительных — например, «Шёпот, робкое дыханье…» и «Это утро, радость эта…». Тяготение к назывным конструкциям свидетельствует, на мой взгляд, о стремлении автора показать мимолётное мгновение жизни, его красоту. Он, как художник-импрессионист, мазками-деталями наносит краски на холст, и картина получается объёмной, живой, наполненной воздухом и светом.

Весна и лето — любимые времена года поэта. Многоцветие, многозвучие, жажда жизни, её приветствие звучат в этих стихах. Поэт приветствует щедрый на краски день, любит таинственную ночь.

Стихи Фета о природе в большинстве своём проникнуты радостью от увиденной красоты, от соприкосновения с ней, от сопричастности таинству жизни:

Какая ночь! На всём такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Лучшие стихи Фета звучат восторженным поэтическим гимном красоте природы:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

В то же время в стихах Фета присутствует философское осмысление природы, её сущности:

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Эти строки заставляют нас вспомнить об утраченной людьми гармонии с миром. Когда-то человек жил в соответствии с ритмами природы, был неотъемлемой её частью. Потом, объявив себя «царём природы», в гордыне и самонадеянности перестал считаться с естественными законами эволюции, стал потребительски относиться к среде, из которой вышел. И что теперь? Природа мстит катастрофами и катаклизмами нам, людям XXI века, утратившим чувство единства со всем живым и неживым на планете. Только иногда, глядя на закат солнца, звёздное небо, мы поражаемся величию и красоте божьего мира. Понять и почувствовать эту красоту нам помогают стихи А.А. Фета.

Вариант 3

Афанасий Афанасьевич Фет – талантливый поэт-пейзажист, один из самых утонченных лириков. Удивительно, что при этом ему удавалось быть ещё и чрезвычайно предприимчивым помещиком. На территории своего имения он выращивал зерновые культуры, держал овец, коров, птиц. Разводил рыбу и даже пчёл. Очевидно, что это отразилось в его творчестве.

В стихотворениях Фета картины природы словно оживают и предстают перед читателем в самых ярких красках. Автор описывал красоту природы в невероятно точных деталях. Иногда, кажется, что читая его произведения можно в буквальном смысле услышать нежное пение птиц, отдалённые раскаты грома или даже ощутить аромат цветов.

Особое место в лирики поэта занимает прекрасное время года – весна. В одном из своих стихотворений Фет чудесным образом смог описать пробуждение природы – самое начало весны. Тот период, когда повсюду ещё лежит снег, дороги скованы льдом, чувствуется прохладный ветерок, но солнце уже начинает немного пригревать. В этот момент душа лирического героя живёт в предвкушении любви, тепла и света. Человек в поэзии Фета сливается с природой в единое целое, становится её частью так, что его жизнь кажется бессмысленной без этой удивительной красоты. Саму природу автор всегда описывает в спокойных, тихих тонах. Все перемены в ней происходят гармонично, но при этом она предстаёт перед читателем, наполненной различными красками и звуками. Можно также заметить, что иногда животным и растениям поэт придаёт человеческие образы. Например: молятся звёзды и месяц, берёзы грустят или злится ветер.

Поэзия Фета – это уникальный вид лирики русской литературы, у него был собственный, неповторимый стиль

В его произведениях можно увидеть много необыкновенных деталей, благодаря которым автор призывал, как можно чаще обращать внимание на мелочи, которые нас окружают повсюду. Поэту нравилось часами наблюдать за природой, записывая все её явления

Любовь и природа для него всегда были самыми красивыми и созвучными темами. Стихотворения Фета очень чувственные, мелодичные, искренние и глубокие, поэтому они до сих пор находят отклик в сердце каждого человека.

10 класс

Природа в творчестве А. А. Фета

Фет — один из лучших русских поэтов-пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта. Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных птиц, обладающим привычным поэтическим ореолом. В его стихах редко встретишь таких птиц, как соловей, лебедь, орел, жаворонок. Зато в лирике этого поэта появляются образы чибиса, кулика, черныша, стрижа. Каждая птица показана у Фета во всем своеобразии: И слышу я, в изложине росистой Вполголоса скрипят коростели… Фета без тени сомнения можно назвать великим певцом русской природы. В его пейзажной лирике она предстает перед читателем в самых ярких красках: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Отличительной чертой Фета-пейзажиста является его способность вглядываться в каждую песчинку, в каждый листик, но при этом показывать детали такими, какими они предстали мгновенному восприятию художника. Можно сказать, что поэта интересует не предмет, а впечатление, произведенное предметом. Сам Фет так говорил об этом: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление»: Куда не обращаю взор, Кругом синеет мрачный бор И день права свои утратил. В глухой дали стучит топор, Вблизи стучит вертлявый дятел. Природа у Фета всегда спокойна, прозрачна, тиха, она словно бы замерла, но все это не делает ее мертвой. Она богата звуками и красками: Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть! — То кулик простонал или сыч. Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть, И далекий неведомый клич, Точно грезы больные бессонных ночей В этом плачущем звуке слиты… При всей правдивости и конкретности описания природы у Фета она как бы растворяется в лирическом чувстве, служа лишь средством его выражения. Кроме того, мне кажется, что пейзаж у данного поэта очеловечен, как ни у кого другого. У Фета роза странно улыбается, звезды молятся, березы ждут, пруд грезит. Автор словно превращает мир в одно целое, объединенное настроением поэта: Теплый ветер тихо веет, Жизнью свежей дышит степь И курганов зеленеет Убегающая цепь. Со временем в стихах Фета появляется все больше параллелей жизни природы и человека. Ощущение гармонии присутствует во всем: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. Таким образом, стихи А. А. Фета о природе проникнуты светлым чувством. Лирический герой его поэзии сливается с природой, становится частью ее. Его жизнь уже не мыслима вне этой удивительной красоты. По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки каждому человеку.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

«Еще земли печален вид» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Творчество Фета

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе. Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Сначала поэт сотрудничал с журналом «Современник», но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: