Анализ стихотворения Сергей Есенин — Мне грустно на тебя смотреть
С. А. Есенин родился в 1895 году в селе Константинове. Живописные пейзажи его малой Родины с самого детства вдохновляли поэта. Земскую школу мальчик окончил с отличием, потом продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе. Родители видели своего сына сельским учителям, но, вопреки их ожиданиям, Сергей Александрович устроился в книгоиздательство «Культура». Юный поэт отправлял собственные стихи в различные московские издания, но так и не видел их напечатанными. Он тяжело переживал финансовые трудности, но твердо решил вести самостоятельную жизнь.
Творческий путь С. А. Есенина был разнообразным и ярким. Он не боялся чередовать стили, смешивать их, искать что-то новое. Сначала поэт предпочитал новокрестьянскую литературу, затем окунулся в имажинизм. Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть» было написано в 1923 году. В тот год молодой мужчина познакомился с актрисой Августой Леонидовной Миклашевской. Красивая девушка очаровала Сергея Александровича, пробудив в нем желание светлых перемен. Поэт посвятил этой женщине самые нежные стихотворения, основным смыслом которых был отказ от разгульной жизни ради чистой любви. Одним из таких произведений стало «Мне грустно на тебя смотреть». Автор анализирует моменты прошлого и их влияние на настоящее. Сквозь строки проскальзывает тема увядающей жизни.
В данном стихотворении С. А. Есенин использует яркие средства выразительности: метафоры («души немного омертвелой», «берёз изглоданные кости») , эпитеты («смешная жизнь», «Смешной разлад») и сравнения («отшумим, как гости сада»). Поэт пишет о любви, которая приносит ему страдания. Он сравнивает свои чувства с тоскливой осенью, забравшей все краски лета. Молодому человеку не нравится прошлое его возлюбленной, что слышится в словах «Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела», при этом признает и собственную греховность «Ведь и себя я не сберег Для тихой жизни, для улыбок». Сергей Александрович не видит в будущего в данных отношениях, но хочет сохранить их в памяти светлым воспоминанием «Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо».
Сергей Александрович Есенин стал одним из самых выдающихся поэтов двадцатого века. Его умение видеть красоту в простых вещах рождало невероятно красивые произведения. Простой слог и открытость души Есенина позволили обрести мужчине широкую популярность. Его стихотворения год за годом восхищают читателей, не теряя своего шарма с течением времени.
Роковая встреча
Любовь между мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга. «Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца… и поразила нас сразу обоих!» – так рассказывает Ивану Бездомному мастер в больнице, куда он попадает после неприятия критиками его романа. Он сравнивает нахлынувшие чувства с молнией или острым ножом: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!».
Мастер впервые увидел будущую возлюбленную на пустынной улице
Она привлекла его внимание, потому что «несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Этим мимозы стали, будто сигналом мастеру, что перед ним его муза, с одиночеством и огнем в глазах
И мастер, и несчастливая жена богатого, но нелюбимого мужа, Маргарита, были совершенно одинокими в этом мире до своей странной встречи. Как оказывается, писатель ранее был женат, но он не помнит даже имени своей бывшей жены, о которой не хранит в душе, ни воспоминаний, ни тепла. А о Маргарите он помнит все, тональность голоса, то, как она говорила, когда приходила, и что делала в его подвальной комнатушке.
После их первой встречи Маргарита начала приходить каждый день к своему возлюбленному. Она помогала ему в работе над романом, и сама жила этим трудом. Впервые в жизни ее внутренний огонь и вдохновение нашли свою цель и применение, так же и мастера впервые слушали и понимали, ведь говори они с первой встречи так, «как будто расстались вчера».
Завершение романа мастера стало для них испытанием. Но уже рожденной любви суждено было пройти и его, и множество других испытаний, чтобы показать читателю, что настоящее родство душ существует.
Линия поведения главного персонажа
Это один из самых важных компонентов при составлении сказки. Описывая своего главного героя, рассказчик имеет возможность поведать миру о себе самом. Конечно, слушатели будут воспринимать образ героя целостно. Но для удобства сочинения можно выделить в нем несколько компонентов, при помощи ответов на следующие вопросы:
- Как персонаж относится к самому себе? Какой он – злой или добрый, красивый или уродливый, храбрый или боязливый?
- На чем основываются его действия? Какова его мотивация?
- А как главный герой подходит к решению трудностей? В чем заключаются его методы достижения желаемой цели?
Анализируя героя сказки в образе животного, можно многое понять о том, кем является сам рассказчик. В разных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному. Эти же модели поведения можно метафорически изобразить с помощью образов животных, которые будут являться олицетворением различных характеров из мира людей
Также при сочинении сказки важно обратить внимание на то, насколько адекватно относится главный герой к другим персонажам
Купец
Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.
Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.
Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор – будущий жених.
Для девочек
(245 слов) Алексей Степанович Степанов – русский живописец, родившийся еще в девятнадцатом веке. Он был академиком Императорской Академии художеств и получил несколько серебряных медалей за свои работы: большую – за полотно «Военная беседа». Преимущественно он рисовал пейзажи, бытовые сцены и животных. К последнему типу полотен относится и его картина «Лоси».
На полотне изображена поздняя зима, ближе к весне. Деревья голые, вся земля занесена снегом, однако на тонких ветках его нет, а желтая травка уже начала проглядывать из-под белого покрывала. Вечереет: все еще светло, но на небе появились розовые, лиловые и желтые тона. Вдали виднеется темный густой лес, скорее всего, хвойный. А вот кустики и деревца, расположенные ближе к переднему плану, довольно светлые. В центре лежит позабытый стог сена насыщенного пшеничного цвета – от него так и веет осенью, былым урожаем. Появляется призрачный запах сушеной травы. На его верхушке красуется пышная снежная шапочка. Безусловно, главными героями картины Степанова являются животные — семейство лосей. Животные вышли из леса, и им посчастливилось найти целую гору пищи, пусть она им и не предназначалась. Два лосенка радостно жуют лакомство вместе с мамой-лосихой, а вот глава семейства не торопится начать трапезу. Он как будто наблюдает за зрителем. Создается ощущение, что художник сидел рядом с ними на снегу и рисовал с натуры, а рогатый великан недоверчиво наблюдал за ним.
Мне картина Степанова «Лоси» понравилась. Я люблю животных, а наткнуться на лосей не так уж и просто, так что я рада любым их изображениям. Полотно нарисовано приятными, спокойными красками. Так и хочется прикоснуться к этим меховым гигантам.
План обучающего сочинения-описания о картине Степанова «Лоси»:
• Вступление: особенности творчества художника.
• Основная часть: описание полотна.
• Заключение: Мое отношение к картине.
Мастер и Маргарита до встречи друг с другом
Благодаря кинематографу история любви Мастера и Маргариты известна даже тем, кто не читал произведение Булгакова. Тема любви в романе притягивает своей искренностью и глубиной.
Булгаков от лица Мастера рассказывает читателю о его жизни до встречи с Маргаритой. Мастер по образованию был историком, работал в одном из музеев Москвы, знал несколько языков и иногда занимался переводами. Он был одинок, у него было мало знакомых в столице. Однажды Мастер по облигации, полученной на работе, выиграл крупную сумму денег, на которую снял в маленьком доме подвальные комнаты, купил необходимые книги и начал работать над романом о Понтии Пилате. Мастер тогда еще имел имя и переживал свой «золотой век». На улице была прекрасная весна, а роман о Понтии Пилате близился к завершению.
Но однажды случилось что-то более восхитительное, чем крупный выигрыш. Мастер встретил очень красивую женщину, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах». Жизнь героя с этого момента обрела полноту.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Тема любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 400 руб.
- Реферат Тема любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 240 руб.
- Контрольная работа Тема любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Эта женщина была необычайно красива, обеспечена, замужем за молодым и очень успешным специалистом. По меркам окружающих людей, она была абсолютна благополучна.
Автор, рассказывая о героине, восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!». Однако Маргарита была одинока и глубоко несчастна, а вместе с Мастером в ее жизнь пришел смысл. Так случайная встреча героев стала началом одной из самых увлекательных историй любви в русской литературе.
Популярные сегодня темы
В центре картины — молодая красивая итальянская девушка. Лето, июльский полдень. В виноградниках идёт сбор урожая. Спелые гроздья налились, так и просятся в корзинку. Девушка правой рукой держит сорванную гроздь зелёного винограда
Каждый народ хранит свою историю, потому что без истории невозможно построить будущее. Культура демонстрируется через фольклор, который содержит в себе и придания, и сказки, и местные легенды
Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.
Великий поэт Сергей Есенин проявил себя как умелый утончённый лирик. Он умел пробуждать возвышенные чувства в душе любого читателя. Лирика его красива, чувственна и необычайно близка каждому. Вы можете узнать в ней себя, свои эмоции, чувства и переживания.
Талант лирика проявился ещё в раннем творчестве поэта. Никто не смог бы описать российскую природу, леса и поля так, как Есенин. При этом помимо неповторимого поэтического дара он носил в себе всеобъемлющую любовь к родной земле и живущим на ней людям. Возможно, благодаря этому, лирика Сергея Александровича столь прекрасна.
Есенин горячо писал о том, что мир един с его обитателями. Он любил создавать множество образов, искренне считая их стержнем стихотворений. Образы должны быть необычными и чистыми.
Отдельно в творчестве поэта можно выделить любовную лирику, которая, как и он сам, претерпевала в течение жизни определенные изменения. К примеру, ранняя лирика Сергея Есенина несет образ пылкого деревенского парня. Примечательно, что природа в этих стихах не только создает фон основному действию, но и является непосредственным участником событий. Она может передать чувства людей, предсказать развязку отношений. Образ любимой девушки тоже связан с природой.
В 1919 — 1920 годах и в личной жизни, и в творчестве Сергея Александровича наступил сложный период. В это время возникает цикл стихов под названием «Москва кабацкая».
Любовная тема последних лет поэта рождает стихотворение «Письмо к женщине». Его хотелось бы выделить особо, в нем Есенин просит прощение у некогда любимой женщины. Это своего рода исповедь перед ней. Он просит простить горечь и обиды, которые она испытала по его вине. Когда-то он не сумел сохранить любовь, но в сердце у него до сих пор живет привязанность и уважение к ней.
Есенинские строки пробуждают в душе читателя какие-то тёплые, искренние чувства к миру, в котором мы живем. Эта поэзия заставляет верить в чудо, даже, в какой-то степени, прикоснуться к нему. Именно поэтому она бессмертна. Лирику Есенина любит и помнит несчетное количество людей не только у нас, но и по всему миру.
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Комментарий В.М.Букатова к картине Федотова «Разборчивая невеста
Картина была написана П.А. Федотовым в знак почтения памяти И.А.Крылова, скончавшегося три года назад. Баснописец сыграл большую роль в том, чтобы гвардейский офицер художник-самоучка, подал в отставку и стать известным, но нищим художником-жанристом. Который в своё время за три месяца смог создать большую акварельную картину “Встреча великого князя”. За которую князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Федотов Павел Андреевич. «Разборчивая невеста», 1847, Москва, Государственная Третьяковская галерея
Главной и даже трагической проблемой в творчестве художника-самоучки оказалась его стремление к внешней красивости. Взяв в основу сюжета известную басню «Разборчивая невеста», художник тщательно отбирает вещи. Ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты, и предметы обстановки.
Только вот если у Крылова невеста почти уж отцвела, то у Федотова она только начинает отцветать. Поэтому острая сатира Крыловской концовки – и рада уж была, что вышла за калеку – оказывается трансформированной в милый светский юмор.
Считается, что талантливый художник-самоучка, пытаясь бороться со своей выучкой подавать сюжет через призму акварельной красивости. Он покрывал свои готовые работы грязновато мутным слоем лака, который быстро начинал давать трещины. В результате картины Федотова в галереи выделяются как своим небольшим (кабинетным) размером, так и мощным кракелюром. Как если бы условия хранения их были бы чересчур ужасными.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Поздняя осень (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс) Наступила поздняя осень, ноябрь накрыл унынием и какой-то особенной красотой все вокруг: дома, деревья, дороги и даже небо. Слышно шуршание коричнево-желтых листьев, в отчаянии пытающихся ухватиться за ветви
- Моя любимая сказка Пушкина сочинение по Сказке о рыбаке и рыбке 4-5 класс Моя любимая сказка — «Сказка о рыбаке и рыбке». В центре внимания старичок, который ежедневно занимается одним и тем же. В синем море он ловит рыбу, чтобы прокормить себя и свою старуху
- Сочинение-описание по картине Баулина Храм Покрова на Нерли (8 класс) Сергей Алексеевич Баулин — это знаменитый российский художник. Живописец специализируется на архитектурном пейзаже, изображая зодчество различных стилей и времён.
Сочинение по картине Степанова Лоси 2 класс
Золотистая, необычайно красивая осень, сменилась грустной и тоскливой погодой. Пришли лютые холода. Все леса, будучи ещё осенью усыпаны ярким, золотым цветом листьев, стали абсолютно голыми. Живые существа, уходящие в зимнюю спячку, ещё не так давно радуясь тёплым лучам солнца и прекрасным моментам лета, ушли в глубокий сон. Остались только самые стойкие.
Природа уснула. Вся земля укрылась белым одеялом снега. Веточки деревьев стали белоснежно белыми как в сказке. Наступила зима! Не спящим в зимнее время года животным, очень сложно находить ценное питание, так необходимое для организма.
Подойдя к стогу сена, малыши стали жадно хватать, с удовольствием причмокивая, сухую траву. Не смыкая взор ни на секунду, отец продолжал внимательно осматриваться по сторонам, держа под полным контролем безопасность своих родных. Наевшись до сыта, счастливые и полностью утолившие свой голод лоси, отправились обратно в великолепный, сказочный зимний лес. Жить и с нетерпением ждать наступления тёплых времён года.
Майор
Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус. По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет. Для всех участников происходящие события – всего лишь негласный договор, выгодная сделка.
Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени
Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное
Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
Жених – пристроен «снизу», словесное воздействие – просить в достаточно большой мобилизованности (заинтересованности) и лёгком весе. Это производит впечатление не столько страсти или расчёта, сколько ещё молодой прыти. Главное в пристройке невесты – лёгкий вес (она обрадована) и воздействие «отделываться». Это делает её скорее кокетливой скромницей, чем привередливой жеманницей, как о том заявлялось Крыловым в знаменитой басне.
Тщательность работы над картиной, наводит на мысль, что изображённый сюжет художник во время работы не раз примирял на себя и свою судьбу. Поэтому Федотов невольно сползал в приукрашательство сюжета и комплементарность в адрес изображаемых им персонажей. Раннюю лысину он подарил горбуну явно свою. Именно душевная мягкость авторской критики делала его картины очень популярными у петербургской и московской публики. Поднимая культурную планку их досужего любопытства до интереса к социально-художественным особенностям жанрово-бытовой живописи в русском искусстве.
Биография Павла Федотова
Павел Андреевич Федотов появился на свет 22 июня 1815 года в Москве в семье отставного офицера. Его отец служил чиновником в городской канцелярии, а мать занималась воспитанием единственного сына и двух дочерей. С раннего детства Павел любил рисовать, но, несмотря на это, родители избрали для него карьеру военного. В одиннадцатилетнем возрасте мальчик был зачислен в кадетский корпус, где готовили кадровых офицеров для императорской армии. Шесть лет будущий художник провел в стенах престижного учебного заведения, окончив его с отличием в 1832 году. Тем не менее во время обучения Федотов всегда находил время для своего увлечения и с удовольствием рисовал карикатуры на товарищей и преподавателей.
По окончании кадетского корпуса молодой офицер полтора года отслужил в Москве, а затем получил назначение в элитный гвардейский полк в Санкт-Петербурге. В северной столице находилась единственная в Российской империи Академия художеств, где Павел наконец получил возможность профессионально обучиться основам живописи. В свободное время он начал посещать уроки рисования, а затем взялся за написание картин батального жанра акварелью и маслом.
Постепенно искусство полностью увлекло Федотова и ему стало очень трудно совмещать воинскую службу с творчеством. Поэтому Павел в январе 1844 года написал прошение об отставке и уволился из рядов императорской армии. К тому времени он был малоизвестным начинающим художником, но твердо верил в свои силы и намеревался сделать блестящую карьеру живописца.
Три года Павел Федотов упорно шел к исполнению своей мечты. Он снял крохотную комнатку вдали от центра, питался в общественной столовой за 15 копеек в день и неистово продолжал создавать произведения батального жанра. К счастью, несколько его работ попали в руки баснописца Крылова, который посоветовал художнику переключиться на жанровую живопись.
Воодушевленный вниманием знаменитого литератора, Павел Федотов решил прислушаться к его рекомендациям и в 1846 году написал картину «Свежий кавалер», а следом за ней и другое замечательное произведение — «Разборчивая невеста». Набравшись смелости, художник показал свои работы Карлу Брюллову, которому они безумно понравились
Наступил момент, кардинально изменивший дальнейшую профессиональную карьеру Федотова. По рекомендации Брюллова он стал членом Академии художеств и моментально приобрел широкую известность в Петербурге. Работы мастера вовсю хвалили критики, а на выставках они пользовались огромным успехом у публики. Тем не менее многие картины автора были запрещены царской цензурой из-за чересчур острой сатирической направленности.
В начале 1850 года живописец ненадолго уехал в Москву, чтобы помочь родителям, которые в ту пору испытывали острую нехватку денег. А вернувшись, Павел с воодушевлением вновь взялся за кисть и продолжил творить.
Но вскоре у художника обнаружились серьезные проблемы со здоровьем. Из-за многочасовой ежедневной работы при плохом освещении катастрофически ухудшилось зрение, а от постоянного морального напряжения появились сильные головные боли. Его характер кардинально изменился, мастер постарел и выглядел намного старше своих лет. А в марте 1852 года к этому прибавилось и острое психическое расстройство, которое стремительно прогрессировало.
Уже к началу осени живописец стал абсолютно невменяемым человеком и его положили в клинику для душевнобольных. А 14 ноября 1852 года Павел Федотов умер в окружении врачей и санитаров на больничной койке. На тот момент ему было всего 37 лет.
Вариант-повторение из Русского музея
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. Этот вариант-повторение, оконченный в 1852 году, ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 × 76 см, инв. Ж-4521). Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены — как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи — по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». Эти изменения затрагивают и композицию картины, и изображённых на ней персонажей, и детали обстановки.
Фрагменты варианта-повторения картины «Сватовство майора»
Приживалка, кухарка и сиделец
Купеческая дочь и купчиха
Купец
Сваха и майор
По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей. В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Кроме этого, во второй версии убраны фигурные кронштейны в месте соединения стены комнаты с потолком, а также затейливые росписи на потолке с изображением цветов
Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины, и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать бо́льшую остроту́ представленной на картине ситуации.
Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной — с брюшком и на тонких ногах, изменилось и его лицо — лоб стал более узким, появились мешки под глазами. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В первом варианте художник изобразил её шаржированно — глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости — перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто.
Благодаря изменённым акцентам в образах майора и невесты меняется и восприятие изображённой художником ситуации. В первом варианте картины оба персонажа — и майор, и невеста — вызывали у зрителя ироническое отношение, а во второй версии, где майор выглядит более отрицательным персонажем, появляется сочувствие к купеческой дочери, беспокойство за её судьбу. В результате «сцена из чисто карикатурной превратилась в исполненную драматического сарказма».
Описание по картине
Знаменитое полотно П.А.Федотова «Сватовство майора» впервые было выставлено в одном из залов Санкт – Петербурга в 1848 году. Картина принесла художнику огромную известность и к тому же звание академика.
Федотов изобразил на картине комнату в доме купеческой семьи. По обстановке в помещении можно сделать вывод, что совсем недавно здесь велись спешные приготовления к встрече долгожданного жениха.
Художник запечатлел на картине именно тот волнующий эпизод, когда все участники этой немой сцены не могут скрыть каждый свои настоящие переживания и мысли.
Явно смущенная, убегающая невеста. Такое чувство, что она пребывает в панике. Девушка нарядно одета, на ней шикарное платье и жемчужное ожерелье. Все это, плюс уложенные красиво и тщательно волосы свидетельствуют о том, что невеста прекрасно знала о визите предполагаемого жениха.
Торопливо пытаясь убежать, девушка показывает не только свое очевидное волнение и это неудивительно, а также своим поступком она желает показать свою стеснительность и робость.
Матушка, настоящая купчиха, наряженная в шёлковое золотистое платье, вовремя догадывается о желании дочери сбежать и удерживает ее за роскошную дорогую юбку, так как сваха уже начинает заходить в комнату. Она объявляет всем находящимся в доме о прибытии жениха. На её лице играет ехидная улыбка.
Купец на заднем плане от радостного волнения никак не может справиться с пуговицами сюртука. Руки отца семейства дрожат, он очень торопится, не желая предстать перед гостем в неприглядном виде.
Лишь один жених чувствует себя уверенно и бесстрашно. Он разглаживает свои усы, в предвкушении предстоящего сватовства, а затем и женитьбы. Эта выгодная партия принесет ему хороший куш.
Майор, скорее всего, прокрутил все свои средства, а теперь нашел выход, чтобы поправить свое финансовое положение. Женитьба на купеческой дочери ему очень выгодна. Отец невесты тоже не в проигрыше – этот брак принесет им родство с человеком благородного происхождения.
П.А.Федотов запечатлел всех участников этой немой сцены очень реалистичными для купеческой среды в те времена. Здесь же изображена старушка – приживалка с беззубым ртом. Из-за своего слабого слуха она не совсем понимает, что происходит: почему в доме такой переполох и все так волнуются. Её разбирает любопытство и посредством человека, сидящего на лавке, она пытается узнать, в чем дело. Тот же, нетерпеливо двигаясь с бутылками в сторону стола, кивает ей на помещение, где томится в ожидании новоявленный жених.
Художник очень точно выразил на картине типичный домашний обиход купцов в то время. Традиционная роспись на потолке, там же красуется громоздкая люстра. По стенам, как заведено, развешаны портреты и картины. Блестят на столе фужеры, а возле просфоры бутылки. Рядом расположено Святое писание. Уют в доме передает кошка на переднем плане, которая беспечно умывается и совершенно не обращает внимания на творящееся в комнате.
Картина дарит зрителю хорошее настроение и даже заставляет улыбнуться.
Федотов — Сватовство майора
Сейчас читают:
-
Сочинение Владимир — мой город
Когда я вижу, как поднимается над Клязьмой, над верхушками деревьев, над крышами домов утреннее солнце, совершенное и золотое, приходит абсолютное восхищение этой мощью природы. Её постоянством,
-
Сочинение по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею 8 класс
Картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», посвященная жизни преподобного Сергия Радонежского, рассказывает нам о чудесном явлении молодому мальчику таинственного старца, подарившего ему разум к учению. Все это происходит, в руках художника,
-
Сочинение на тему Летняя ночь 4 класс
Лето – это отличное время года. Летом очень тепло, нет необходимости надевать теплую одежду, и хочется очень много времени проводить на улице. В последнее время лето очень жаркое.
-
Сочинение Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель Пушкина 7 класс
В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» повествуется об участи станционных смотрителей, чиновников 14-ого класса. На таких людей каждый проезжий мечтает выплеснуть все свои негативные эмоции
-
Характеристика героев пьесы Вишневый сад сочинение
В своей пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов дает яркие характеристики всем героям, разделив их, условно, на людей настоящего, прошлого и будущего. Эти персонажи не только своими делами, а главное словами говорят о себе. Так, одна из главных героинь действа,
-
Сочинение на тему Самый лучший день лета
Лето всегда было моим любимым временем года, наполненным не только теплом воздуха, но и теплотой улыбок, яркими цветами девичьих платьев, загорелыми телами и немного выцвевшими от яркого солнечного света волосами.
Павел Федотов «Сватовство майора», 1848 год
На этой картине мы видим богато обставленную комнату купеческого дома, в центре которой находится девушка в красивом пышном платье. Она явно чем-то недовольна и хочет выбежать из комнаты, но мама удерживает её за юбку, не давая улизнуть. Что же здесь происходит?
Павел Федотов «Сватовство майора», 1848 год
Картина называется «Сватовство майора», она написана художником Павлом Федотовым в 1848 год. В то время были очень популярны браки по расчёту. В частности, активно практиковались союзы между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми дочками купцов.
Такие сюжеты любили использовать в своих произведениях не только художники, но и писатели. Из повести Николая Гоголя «Невский проспект»:
Такие браки были очень выгодны как для родни невесты, так и для обедневшего дворянина, который с помощью приданного мог поправить своё материальное положение. Купцы же имели возможность породниться с дворянством. Но саму невесту при этом, конечно же, никто не спрашивал.
На картине Федотова «Сватовство майора» мы видим именно такой сюжет. Немолодой офицер пришёл свататься к юной купчихе. Она явно недовольна этой ситуацией и хочет выбежать из комнаты. Но родители, скорее всего, уже давно всё решили за неё. Девушке остаётся только приниматься ситуацию такой, как есть.
«Сватовство майора», фрагмент
Картина построена так, что мы словно подглядываем за купеческой семьёй в окошко. Перед нами разворачивается живая сцена сватовства. В доме переполох, так как все ожидают прихода гостя. Сам же он уже стоит в дверях и поглаживает усы.
Картина «Сватовство майора» настолько реалистична, что кажется — она вот-вот оживёт. Девушка вырвется и убежит к себе в комнату, мама последует за ней, кухарка продолжит накрывать на стол, а кошка будет также неторопливо умываться. Не остаётся сомнений, что это брак всё же состоится.
Любопытно, что Федотов долго искал натурщиков для своей картины. Он обошёл весь Петербург, вглядываясь в лица местных жителей. Как-то у Аничкова моста художник увидел купца с окладистой бородой, добродушным лицом и брюшком. Мастер сразу же стал уговаривать мужчину позировать для картины «Сватовство майора», о чём потом вспоминал:
В картине «Сватовство майора» Федотов изобразил настолько типичную для того времени ситуацию, что после представления работы на выставке проснулся знаменитым. Есть даже история об отставном майоре, который однажды приехал к Федотову и благодарил его за то, как тот правдиво передал его собственную жизненную историю. При этом офицер был счастлив в браке и иронии картины не понял.
Федотов очень любил писать разоблачительные сюжеты. Его кисти принадлежат такие шедевры как «Разборчивая невеста» и «Завтрак аристократа»
Однако такие картины быстро привлекли пристальное внимание цензуры, после чего несколько изданий с иллюстрациями Федотова были запрещены к печати
Положение художника всё ухудшалось, его психика не выдержала такого давления. В итоге он тронулся умом и попал в психиатрическую лечебницу, где скончался.