Федотов умер забытый всеми, кроме друзей
Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных. Государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Болезнь стремительно прогрессировала. Осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
Похоронен он был на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Наталья Швец
Главным героем полотна является, безусловно, сам чиновник
Его горделивая, даже надменная фигура составляет центр картины и сразу же привлекает к себе внимание, притягивает взгляд. Но фигура чиновника, мне кажется, во многом карикатурна
Художник смеется над своим героем, так пафосно реагирующим на получение ордена Станислава. Ведь это самая низшая награда, которую только может получить человек на службе. Но насколько это вдохновило героя, какие мечты возбудило в нем! Нам сразу рисуется вся история жизни этого человека.
Комизм фигуры главного героя создается за счет контраста в его облике, в первую очередь. Как не совпадает выражение лица чиновника, его поза, и то, что он стоит в папильотках, босой, в огромном халате на полу своей убогой каморки! И кичится-то герой орденом перед своей служанкой, потому что больше ему похвастаться не перед кем. Да и кто оценит орден Станислава? Равные по должности наверняка позавидуют, а те, кто выше, лишь посмеются.
Видно, что и служанка, лукавая девушка из народа, смотрит на своего барина несколько снисходительно. Ее не интересует его высокие разглагольствования, половину из которых она даже не понимает. Девушка подает барину начищенный сапог, ее больше ничего не заботит.
В комнате героя царит большой беспорядок. На полу валяются пустые бутылки, порванные бумажки, рыбьи хвосты, карандаши, какой-то мусор. На двух стульях висит рабочий мундир героя, за которым, видимо, тоже нет должного ухода. Один из стульев рвет когтями кошка. Ее вид тоже говорит о бедности чиновника – животное худое и неухоженное.
Но такой убогий интерьер свидетельствует не только о бедности мелкого чиновника, но и о скудости его интересов, его сознания. Вот под стулом валяется раскрытая книга Ф. Булгарина. Это — один из самых популярных беллетристов того времени, писавший низкопробные приключенческие романы. Такой выбор литературы говорит не в пользу героя. Да и этот роман его, видно, не сильно увлек, если он валяется под стулом.
Рядом с книгой стоит гитара – таким образом художник очертил круг интересов чиновника
Наверняка, в свете он изображает романтического героя, пытается что-то исполнять, привлекая внимание дам
Над потолком каморки висит клетка с канарейкой – тоже мода того времени, впоследствии ставшая признаком мещанства.
Все вместе, все детали, окружающие чиновника, говорят об ограниченности его интересов, его духовной и интеллектуальной узости, бедности.
Поэтому можно сказать, что Федотов — гуманистический художник, провозглашающий своим творчеством идеалы равенства, добра, справедливости. Он призывает внимательно относиться к внутреннему миру каждого человека, независимо от его происхождения.
-
Благодарность пример из литературы сочинение
-
Сочинение по роману мы замятина проблема власти
-
Сочинение по фильму другой мир елена дубровская
-
Писатель и читатель сочинение
- Сочинение повествование 7 класс
Центральный план
Все полотно можно условно поделить на две части: сама комната и уличный пейзаж.
Сочинение по картине «Первые зрители» будет продолжено описанием центрального плана.
Обстановка в мастерской очень необычна, чем и привлекла внимание мальчишек
Занавеска не закрывает окно. Она плавно развевается, что говорит о том, что на улице, возможно, дует слабый летний ветерок.
Справа от окна стоит шикарное кресло. Отдыхая на нем, художник, вероятно, обдумывает свои творческие идеи. Оно выполнено в старинном стиле, на сиденье попадают солнечные лучи.
Один из мальчишек с интересом разглядывает этот необычный атрибут мебели. Слева, под окном, стоят уже нарисованные картины. Они отвернуты лицевой стороной к стене, как того требуют правила просушки.
Пол деревянный, ничем не прикрыт, но тем не менее чистый и ухоженный.
А может быть, в этом домике жила или бывала в гостях сама Е. В. Сыромятникова?!
Жанры его картин разнообразны
Павел Федотов повлиял на ход развития изобразительного искусства и вошёл в историю, как талантливый художник, сделавший важные шаги в развитии русской живописи.
Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов, жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами
Особым вниманием пользуются те, что написаны в свойственной ему стилистике сатиры или критического реализма. В них он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ
Эти полотна остроумны, и во время жизни мастера были настоящим откровением. Жанровые сцены, где высмеиваются пошлость, глупость и вообще разные стороны человеческих слабостей, в русском искусстве XIX века были новаторством.
Однако принципиальность художника наряду с сатирической направленность творчества вызвали повышенное внимание цензуры. В результате от Федотова стали отворачиваться ранее благоволившие ему меценаты
А тут ещё и со здоровьем начались проблемы: ухудшилось зрение, участились головные боли, он страдал приливами крови к голове… Отчего и характер изменился в худшую сторону.
Свой шанс кавалер упустил
Благодаря Николаю Гоголю и Михаилу Салтыкову-Щедрину в русской литературе 1830-1850-х годов чиновник стал центральной фигурой. Его сделали едва ли единственной темой для водевилей, комедий, повестей, сатирических сцен и прочего. Над чиновником пусть и потешались, но ему сострадали и сочувствовали. Ведь его терзали сильные мира сего и он совсем не имел права голоса.
Благодаря Павлу Федотову стало возможным увидеть образ этого мелкого исполнителя на полотне. Кстати, сегодня тема, затронутая в середине XIX века, звучит не менее актуально. Но нет среди писателей Гоголя, способного описать страдания современного чиновника, к примеру, из управы, и нет Федотова, который с присущей ему долей иронии нарисовал бы чиновника местного уровня с благодарственным письмом в руках от другого чиновника, повыше его рангом. Денежные премии и серьёзные награды получает руководство…
Картина была написана в 1846 году. А в 1845-м было приостановлено награждение орденом Станислава. Так что вполне вероятно, смех кухарки, что отчётливо слышится с полотна, как раз свидетельствует о том, что разбитная девица знает всю правду. Им уже не награждают и «свежий кавалер» упустил свой единственный шанс изменить жизнь.
Рассуждение
Существует множество праздников, но среди них есть те, которым особенно радуешься.
Один из них для меня 23 февраля – день защитника отечества.
История этого праздника начинается в 1918 года, когда его ввели как день Советской Армии, потом он стал днем Военно-Морского флота, сегодня он – день Защитника Отечества.
Сейчас он плавно перешел из группы профессиональных праздников в группу чисто гендерных. Раньше в этот день поздравляли только профессиональных военных, в наше время – всех мужчин. Поздравляют мальчиков и мужчин, в детских садах, в школах, в институтах, в рабочих коллективах. Поздравляют всех, не задумываясь о том, правильно ли это или нет, ведь каждый мужчина это потенциальный защитник Родины.
Очень важен вопрос, о том, что же все таки правильно будет дарить на этот праздник? Не все подарки будут уместны, потребуется учитывать возраст, особенность коллектива, хобби.
Я думаю, что подарок не должен представлять собой какую то особую ценность, главное, чтобы мужчины поняли, что их уважают и ценят. Это знание одинаково будет приятным и для маленького мальчика и для умудренного опытом человека в сединах.
В некоторых рабочих коллективах в этот день принято устраивать самодеятельные концерты, исполнять тематические песни. Дарятся символические подарки.
Для школьников подросткового возраста будет приятным получить в качестве презента что то, что подчеркивает их мужество. В продаже можно увидеть и множество тематических подарков к празднику с некоторой долей юмора, например шоколадки со смешными надписями или носки в закрытой жестяной банке с надписью.
В детских садах правильным решением будет организация общего сладкого стола, приуроченного ко дню 23 февраля. Если оформить застолье в стиле милитари, можно получить замечательные фотографии с детьми на долгую память.
Поздравляя близких мужчин, обязательно нужно учитывать их хобби и увлечения, то, что им интересно. Близкого человека можно обидеть незнанием его внутреннего мира. Приспособления для рыбалки, охоты, интересные книги, необычные гаджеты – многое может быть полезным и интересным. Естественно, логичным дополнением к основному подарку будет накрытый праздничный стол. Но главное – это конечно отношение и чувство благодарности.
Этот праздник является государственным, потому что его важность для страны, для общества в целом трудно недооценить. Каждый мужчина должен понимать, что он – главная опора страны и нужный защитник родины
Мужчины должны сами осознавать свою ценность.
Сюжет картины “Свежий кавалер”
Только почему вспомнили мы гоголевского героя, рассматривая картину Федотова «Свежий кавалер»? Здесь перед нами чиновник, отпраздновавший получение ордена. Утром после пирушки, еще не проспавшись как следует, нацепил он на халат свою обнову и перед кухаркой в позу встал.
Федотова, по всей видимости, занимал совсем другой сюжет. Но что такое сюжет для подлинного художника! Разве это не повод, не возможность чисто случайная вылепить такие характеры, выявить такие стороны человеческой натуры, чтобы через сто и двести лет заставить людей сострадать, возмущаться, презирать тех, с кем они сталкиваются как с живыми созданиями…
И Поприщин, и федотовский «кавалер» для нас натуры — родственные, близкие. Одна маниакальная страсть владеет их душами: «— Может быть, я совсем не титулярный советник?»
Про Федотова говорили, что с некоторых пор он стал жить затворником. Снял какую-то конуру на окраине Петербурга, сырую, с хозяйской половины чад идет, за стеной дети плачут — и работает так, что смотреть страшно: вечером и ночью — при лампах, днем — при солнечном свете.
Когда кто-нибудь из старых знакомых выражал свое удивление, Федотов с жаром начинал говорить про преимущества теперешней своей жизни. Неудобств он не замечал, они для него просто не существовали. Зато здесь, на 21-й линии Васильевского острова, его природная склонность к наблюдательству находит постоянную пищу, материалу для творчества хоть отбавляй — кругом живут его герои.
Именно теперь он полон решимости начать работать маслом, выставить на суд публики свои первые полотна. Конечно, это будут картинки нравов, сценки, подсмотренные им в жизни: одна под названием «Последствия пирушки», вторая «Горбатый жених» (так первоначально назывались картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»).
В короткие часы отдыха Федотов мучился болью в глазах. Он прикладывал к голове мокрое полотенце и думал о своих героях, прежде всего о «кавалере». Быт чиновников был знаком ему с детства, с родительского дома московского.
Здесь, в Петербурге, другой дух — столичный. Новые знакомцы художника из тех, что служили в разных департаментах, как будто родились чиновниками. Как они садятся в гостях, берут стул, как разговаривают с дворником, как расплачиваются с извозчиком — по всем манерам, жесту можно было угадать и их чин и возможное продвижение по службе. На их лицах, когда трусят они утром в департамент, запахнувшись в ветхие шинелишки, отражается одна служебная забота, боязнь выговора и вместе с этим какое-то довольство собой. Именно довольство… Стремление ко всяким отвлеченным благам они почитают, конечно, глупостью.
А среди них есть забавные, хотя бы его «кавалер».
Ракурс
Художник может изобразить человека на полотне:
- в полный рост (Валентин Серов «Портрет актрисы Ермоловой»);
- по колени (Рембрандт «Портрет старика»);
- по бедра (Брюллов А.П. «Портрет Н.Н. Пушкиной»);
- по пояс (Луи Токке «Портрет дофина Людовика»);
- по грудь (Аргунов Иван «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»).
На портрете может быть разное положение головы:
- в анфас — когда модель смотрит прямо (Иван Крамской «Портрет крестьянина»);
- в четверть поворота направо или налево (Илья Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского»);
- в три четверти (Караваджо «Святая Екатерина Александрийская»);
- в профиль (Сандро Боттичелли «Женский портрет»).
На выбор ракурса и положения влияет обстановка, соотношение света и тени, и задумка самого живописца.
Полотно, дарящее радость
Картина настолько хороша, что вдохновила поэта Игоря Брумера на тонкое и лирическое стихотворение «Картина. Комната. Мальчишки». Хочется привести его целиком, но в статье не получится. А ведь не очень часто полотнам художников посвящаются стихи. Тем более художникам, о которых и найти-то ничего невозможно, кроме того, что цикл «Обнаженная женская фигура» был полностью раскуплен в Японии, куда на выставку советские художники привезли свои полотна.
Хочется продолжать и продолжать описание картины. Сыромятникова «Первые зрители» посвятила и творчеству художника. Глядя на полотно, так и видишь мастера, закончившего произведение, вытирающего тряпкой руки и улыбающегося своей картине. А тут и соседские мальчишки идут на речку. Художник тут же решает проверить реакцию первых зрителей, разворачивает полотно и прячется. Изящная, ясная, ироничная и радостная картина «Первые зрители». Сыромятникова вообще не изображала на своих полотнах кипение страстей. Хорошо, что полотна размещена в школьном учебнике, и дети по ней пишут сочинения.
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию
Программа:
общеобразовательная М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др.
Место урока в программе
: Раздел: Местоимение. Урок развития речи.
Форма урока:
Урок разработан в рамках технологии развития речи.
Количество часов в неделю:
6 часов.
Этапы урока:
- Этап актуализации.
- Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).
- Чтение вслух сочинения-рассуждения.
Оборудование к уроку:
- Плазменный телевизор.
- Ноутбук.
- Презентация к уроку.
Цель урока:
Актуализировать уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.
Перед нами стоят задачи:
- использовать изобразительно-выразительные средства языка;
- раскрывать творческие способности и образно мыслить;
- учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.
Описание главного героя картины
Федотов так компоновал картину, так насыщал ее деталями, чтобы можно было читать ее как повествование о жизни этого человека, повествование обстоятельное и как бы уводящее зрителя в глубь картины, чтобы зритель проникся самой атмосферой происходящего, чтобы почувствовал себя очевидцем — как будто ненароком дверь к соседу открыл — и вот что представилось его глазам. Это заманчиво и вместе с тем поучительно. Да, представившаяся глазам сценка должна поучать. Художник верил, что он может исправлять нравы, влиять на человеческие души.
Когда однажды собрались у Федотова друзья, и среди них писатель А. Дружинин, художник стал объяснять, растолковывать смысл полотен, как он сам их понимал: «нерасчетливая жизнь». Да, и в «Последствиях пирушки» и в «Горбатом женихе» всякий зритель должен усмотреть вред от нерасчетливой жизни.
До седых волос невеста перебирала женихов и теперь ей приходится остановить свой выбор на горбатом селадоне. А чиновник! Вот он стоит в позе римского императора, притом босиком и в папильотках. Кухарка такую власть над ним имеет, что смеется в лицо и тычет чуть не в нос дырявым сапогом. Под столом заснувший собутыльник — городовой. На полу остатки пира и редкая гостья в доме — книга. Конечно, это «Иван Выжигин» Булгарина. «Где завелась дурная связь, там и в праздник грязь», — заканчивал Федотов…
Наперекор всем тяжелым обстоятельствам жизни он веровал в изначально добрую природу людей, в возможность вырождения самого дурного и порочного из них; нравственная грязь, пошлость, полагал он, — следствие неуважения к самому себе.
Своим искусством он мечтал вернуть человеку человека.
Друзьям картина о чиновнике понравилась до чрезвычайности своей жизненностью, натуральностью. Говорящими деталями, которые не заслонили целого, юмором и этой особенностью — увлечь, заманить в глубь картины, дать почувствовать атмосферу события. Им казалось, что нравоучительное, назидательное толкование Федотова не раскрывало всего значения полотна. И время подтвердило это.
На суд публики Федотов выставил картины в 1847 году. Успех «Пирушки» был настолько велик, что возникло решение снять литографию с полотна. Это необычайно радовало Федотова, ведь литографию может купить каждый, значит, картина сумеет оказать свое воздействие на многих — это то, к чему он стремился.
Ничего не вышло. Цензура потребовала убрать с халата чиновника орден, отношение к которому было сочтено за неуважительное. Художник пробует сделать набросок и понимает, что пропадает смысл, вся соль картины. Он отказался от литографирования.
Эта история стала известна и за пределами художественных кругов, И когда Федотов вторично выставил полотно в 1849 году — а в это время умонастроение публики было подогрето событиями французской революции — в картине увидели своего рода вызов бюрократическому аппарату царской России, обличение социального зла современной жизни.
Критик В. В. Стасов писал: «Перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем уже больше не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что хотите — и ни одна складочка на его лице из риноцеросовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует на этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника».
…Сегодня мы понимаем глубину обобщения, заданного образом «кавалера», понимаем, что гений Федотова, несомненно, соприкоснулся с гением Гоголя. Нас пронзает сострадание и «бедности бедного человека», для которого счастье в виде новой шинели оказывается непосильным бременем, и мы понимаем, что на почве той же бедности духовной, вернее, полной бездуховности, задавленности несвободного человека вырастает маниакальность.
«Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?..»
О, как страшно это лицо, какой неестественной гримасой искажается оно!
Гоголевского Поприщина, изрезавшего свой новый вицмундир на мантию, общество убирает, изолирует. Федотовский же герой, наверное, будет благоденствовать, снимет себе квартиру посветлее, кухарку заведет другую, и уж, конечно, никто даже в сердцах не бросит ому: «Сумасшедший!» А между тем — вглядитесь — то же обесчеловечонное лицо маньяка.
Страсть к отличию, к чину, к власти, таящаяся подспудно и все больше и больше врастающая в нищую, убогую жизнь, съедает, уничтожает человека.
Мы вглядываемся в «Свежего кавалера» Федотова
, целый пласт жизни обнажается. С пластической четкостью обрисовывается физиономия прошлых веков и во всей глубине обобщения встает перед нами жалкий тип самодовольства,
Вариант №3
23 февраля. С этой датой многое связано в нашей стране. В далёком 1918 году в этот день было остановлено наступление Юденича на Ленинград. Это было началом создания новой Рабоче-крестьянской Армии. Тогда этот день стал называться « Днём Красной Армии». Потом к нему добавился и Военно-Морской Флот.
Каждый год этот праздник широко отмечался в Советском Союзе. Но он не был выходным днём. У нас в стране любили и любят солдат и матросов. Ведь каждый мужчина у нас служил в те времена и служит в настоящее время в армии или на флоте. Поэтому, у нас существует традиция – в каждой семье чествуют защитника Родины. Потому что, глава любой семьи – мужчина, обязательно служил.
Эта любовь к защитникам Отечества, можно сказать, прививалась нам с детства. В школе в этот праздник девочки дарили мальчикам подарки. Ведь мальчики – будущие защитники страны. В детских садах дети делали подарки своим папам и дедушкам. Особенно популярны у них пушки. Нельзя без смеха смотреть на это произведение искусства.
И в современной России этот праздник нашёл своё место. Этот день стал выходным днём. Теперь в календарях это число окрашено в красный цвет. И праздник стал называться « День защитника отечества». В этот день центральное телевиденье обязательно показывает фильм «Офицеры».
Фраза одного из героев этого фильма «Есть такая профессия – Родину защищать» стала определяющей при выборе профессии для многих юношей и девушек. У нас в стране есть военные династии, когда служат отец, дед, внук. И в этот день вспоминают погибших товарищей, чествуют живых.
Центральное телевиденье показывает концерт в честь наших мужчин. На концерте обязательно присутствуют Президент России, министр обороны. Наш Президент – это Верховный Главнокомандующий. Он выходит на сцену и поздравляет всех с праздником. Всё это так торжественно, выносят флаг России и флаг Вооружённых сил, исполняется гимн России. Этот праздник – государственный.
Наша страна находится в окружении не очень дружественных соседей. Её надо защищать от врагов. Поэтому, профессия военного будет всегда востребована в нашей стране. Чтобы защитить такие огромные пространства, нужна современная боеспособная армия.
И последующие поколения будут служить России верой и правдой, как служили их предки. И этот праздник не отменят никогда.
2, 3, 4, 5, 6, 7 класс, день защитника отечества
23 февраля
Сочинение Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пронизан рассуждениями о судьбе и о том, кем же является человек: инструментом ли в ее руках, или нет. Существует ли предопределение вообще, или же все происходящее — это простое стечение обстоятельств?
Этими вопросами задаются и герои романа. Но, однозначного ответа на них нет. Сами события произведения то предстают обычным течением жизни, самыми простыми явлениями, в которых нет ничего мистического, то – кажутся в действительности фатальными.
Рассуждения героев о судьбе, так же, неоднозначны. Так, Максим Максимыч, объясняя гибель Вулича, сначала оценивает эти события вполне логично и трезво. Но, заканчивает он их фразой о том, что, видать, так уж на роду этому человеку было написано.
Сам главный герой романа, Печорин, тоже относится к тому, существует ли предопределение, противоречиво. Он будто всю свою жизнь ищет ответ на этот вопрос. С одной стороны, он не верит в существование судьбы. Однако с другой, он довольно часто ссылается на стечение рока. Хотя, зачастую, он оправдывает этим свои отрицательные черты в характере и поступки.
В рассуждениях героя нередко звучат мысли о тесной связи своей с чем-то высшим. Стоит заметить, что в таких раздумьях он, зачастую, ставит себя наравне с самой судьбой. Так, встречу свою с Бэлой, он считает ее подарком, посланным ради спасения его от скуки. Ровно так же относится он и к истории с княжной Мери.
Гибель Грушницкого на дуэли Печорин тоже воспринимает, как роковое свершение. Однако, судьба юноши была тогда полностью в руках Григория. А герой считает, что сам он – всего лишь исполнитель предначертанного. Еще перед дуэлью размышляет он о своем предназначении. Печорин называет себя в своих мыслях топором судьбы, ее палачом, в роли которого выступал он уже не раз. Конечно, это всего лишь оправдания.
Но испытывает герой и удар судьбы. К женщинам он особой привязанности не испытывал. Они для него были всего лишь временными развлечениями. Несмотря на это, Печорин, все же, довольно долго переживал гибель Бэлы, осознавая то, что он сгубил девушку.
Но вот, судьба сводит повторно его с его давней возлюбленной — Верой. Она словно дает им второй шанс. Но Печорин воспользоваться им не хочет. К тому же, женщина уже была замужем. Возможно, это была «насмешка» судьбы над ним. Он очень дорожил своей свободой и не горел желанием связывать себя узами брака. Однако, когда муж Веры увозит ее из городка, Григорий понимает, что это – единственная женщина, которую он любил.
В части «Фаталист» тема судьбоносного предназначения звучит особо остро. Спор между офицерами по поводу ее существования, эксперимент Вулича и, в заключение, — его гибель той же ночью, только несколько позже и другим образом – все это наталкивает на неоднозначные размышления, которые так и не дают окончательного ответа. Так же и Печорин не знает после всего происшедшего верить ли ему в судьбу, или нет.
Тема судьбы в романе Герой нашего времени
Цветовая гамма
Картина оставляет очень приятное впечатление, поскольку она очень реалистичная. Это достигается благодаря использованию художником удачно подобранных цветов и оттенков. Эта информация обязательно должна быть включена в сочинение по картине «Первые зрители».
Изображение природы очень притягательно. Так и вспоминается беззаботное детство, летние каникулы, ясные солнечные деньки. Наверное, именно в этот период мальчишки вышли на прогулку, позабыв на время о школе.
Одежда у ребят довольно яркая, летняя. У старшего из них серая футболка с голубыми каемками. Младший же в красной кофточке. Такие «живые» цвета выделяют мальчишек на общем фоне картины.
В комнате ярким «пятном» явились ромашки. Эти свежие летние цветы придутся по нраву каждому из нас. Это некий символ беззаботности, отдыха и даже романтики. Наверное, этот букет расположился на тумбе и радует глаз своего обладателя. Можно предположить, что его подарил мастеру кто-либо из поклонников его творчества.
Палитра с красками тоже выделяется в обстановке комнаты. Это все-таки рабочая мастерская, поэтому художник не убирает свои рабочие инструменты.
В целом вся картина выразительно яркая и в то же время светлая. Все вокруг залито солнечными лучами, так и ощущается тепло летнего солнышка.
Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)
«Свежий кавалер» – картина, после которой Павел Федотов проснулся знаменитым. Еще недавно в моде были пышные исторические композиции, а Карл Брюллов снобистски убеждал Федотова, что тому недостаёт знаний и академической выучки, чтобы дерзать быть художником. Но к середине 1840-х в русской культуре сформировался мощный тренд не на возвеличивание, а на критику жизни. В литературе его подхватил Гоголь, в живописи – Федотов. В каком-то смысле «Свежий кавалер» – двоюродный брат гоголевского Хлестакова. Однако обо всём по порядку. Почему герой картины стоит в позе античного оратора? Что протягивает ему кухарка? Почему вокруг них такой чудовищный беспорядок? И кто кому – кавалер?
Смысл сюжета«Свежего кавалера» в первые минуты ускользает от нас. Так происходит не потому, что Федотову не удалось в должной мере воплотить собственный замысел – как раз наоборот. Проблема в том, что минуло 170 лет и многие бытовые реалии ушли. А без них «Свежий кавалер» остаётся тёмным и непонятным.
Яснее станет, если вспомнить, что альтернативное название картины– «Утро чиновника, получившего первый крестик». Итак, перед нами представитель чиновничьего племени в утренней домашней неприглядности. Его халат смахивает на римскую тогу, а папильотки в волосах – на лавровый венок. Античные отсылки и цезарева величественность позы курьёзны и жалки в тесноте и впечатляющей грязи обстановки.
Наш герой недавно проснулся. И очевидно, его ночь была непростой. Кувшины, валяющиеся бутылки, объедки и рыбьи хвосты на полу недвусмысленно указывают на недавнюю попойку. Гитара намекает: было весело. Кухарка протягивает сапоги – оделись бы вы, дескать, барин. Помятый барин вместо этого тычет пальцем в свежего «Кавалера» – полученный накануне орден, основательный повод напиться.
Прогрессивная критика XIX века вцепилась в этого федотовского персонажа, увидев в нём утрированное воплощение всех недостатков бюрократической крепостнической России. Доходило чуть не додемонизации. Владимир Стасов, известнейший критик и вдохновитель передвижников, красноречиво клеймил злобность, чванство, бездушие и «боготворение ордена»: «…Перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем уже не мыслящий, кроме того, что тот даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице из риноцерсовой(от франц. rhinocéros– носорог) шкуры не дрогнет».
Между тем никакого жесточайшего обличения в «Свежем кавалере» нет. Взгляд Федотова язвителен – но и только. Мы видим, что каморка нашего чиновника тесна, обставлена разнокалиберной мебелью и в целом довольно убога, а сапоги и халат дырявы. Взяточник как-то мелковат для подобных масштабных инвектив, да и с носорожьей свирепостью Стасов погорячился. Некоторые сторонники критического реализма в антикрепостническом запале пытались доказать, что герой Федотова негодяй. Он-де унижает слабого – свою кухарку (считается, что в картине есть и намёк на их сексуальную связь, житейское для своей эпохи дело). Однако симпатичная крепостная девка на картине – явно в более выигрышной позиции. Её красноречивый взгляд выражает смесь презрения и снисхождения к непутёвому барину, помпезная поза которого не демонстрирует превосходства, а всего лишь указывает на его профессиональную деформацию: где ж сыскать в России чиновника, который не страдал бы от маниакального тщеславия? Всё это подаётся скорее с мягким юмором, чем с уничижительнымсарказмом. Гоголь в «Ревизоре», был, пожалуй, порадикальнее в обличениях, чем художник Федотов.
Забавно, что в реальности чиновничье фанфаронство оказалось опаснее, чем на картине. Например, один из цензоров совершенно всерьёз требовал от Федотова замалевать орден (высокую государственную награду!), дабы не подрывать сакральных устоев державы.
Популярные сочинения
- Значение слова доброта сочинение Всем нам известно такое слово как доброта. Но не все понимают его значение, рождаемся ли мы добрыми или же становимся такими в процессе правильного воспитания.
- Как Пушкин относится к Андрею Дубровскому (старшему) и Троекурову Троекурова автор презирает. Его автор показывает человеком необразованным, глупым, ограниченным. Ему интересны только охота и свои собаки, а также деньги.
- Всякая любовь великое счастье сочинение Любовь – великий дар. К великому сожалению, далеко не каждый его имеет. Дети, которые всю жизнь прожили в атмосфере любви не знают, что такое боль
Описание картины Франса Хальса «Улыбающийся кавалер»
Картина «Улыбающийся кавалер» голландского художника Франса Хальса была написана маслом на холсте в 1624 г.
Жанр – портрет.
Свобода, непосредственность, счастье пронизывают и насыщают портрет. Глядя на него, хочется улыбаться и также светиться от счастья. Улыбается все лицо героя – хитро сощуренные глаза, готовые в любой момент подмигнуть, губы, лихо закрученные усы, оригинальная бородка. Даже золотистые кудряшки под огромной черной шляпой пускаются в веселый и задорный пляс.
Впрочем, возможно, в образе портретируемого не все так радужно и счастливо. В глубине глаз и во всей его позе сквозит надменность, спесь и чрезмерная самоуверенность. Возникает впечатление, что герой получает удовольствие от своего щегольского костюма. Но он и правда поражает своим великолепием! Изысканные белоснежные кружева на воротнике и манжетах проработаны удивительно детально и восхищают своей невероятной красотой. На рукавах точными и ясными линиями золотых, красных и зеленых цветов вышиты стрелы, крылья ангелов, сердечки. Из-под камзола выглядывает невероятной белизны рубашка. Судя по богатству узоров и красоте перед зрителем – костюм жениха.
Скрупулезность в изображении деталей – характерная черта портрета. Тщательно проработаны не только кружева и элементы вышивки, но и усы, бородка, волосы на голове героя. Кажется, что все это настоящее, ко всему можно прикоснуться, и при прикосновении образы не исчезнут, а останутся вполне осязаемыми.
Художник прекрасно владеет цветом. Об этом говорит богатейшая палитра черного и белого на одежде кавалера, потрясающие переливы золотого на набалдашнике шпаги, изумительная точность цветов вышивки. Портретируемый представлен на сером фоне, который прекрасно оттеняет его образ.
В настоящее время работа хранится в Собрании Уоллес, Лондон.
Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший – один из самых известных немецких художников. Он учился рисовать у Гольбейна Старшего, своего отца, который специализировался на алтарной живописи.
Мастер стал известным в двадцатиоднолетнем возрасте. Он был художником при дворе Генриха VIII.
Портреты, созданные Гансом Гольбейном, очень точны, он с максимальной четкостью передавал образы, характеры изображаемых людей. Художник с уверенностью играл со светотенью, он любил выделять различные мелкие детали, подчеркивающие его замысел.
Многие портреты мастера не лишены сарказма и иронии: они выдавали его истинное отношение к изображаемым персонам.
Известные портреты: «Портрет Томаса Мора», «Портрет Эразма Роттердамского», «Портрет Генриха VIII».