Государь и господарь
Земля в иллюминаторе: кто же на самом деле открыл Америку
Правда и вымысел в обретении европейцами Нового Света
Султан и османские вельможи оказали Дмитрию честь и доверие, но их настроение в любой момент могло поменяться. Петр же был близок Дмитрию религиозно и ментально — они были ровесниками, воспитывались в православной традиции и в то же время были приверженцами научных знаний и новой европейской культуры. Кантемир не раз говорил русскому посланнику в Стамбуле Петру Толстому, что он восхищается преобразованиями царя. Существенны были и тактические обстоятельства: армия Петра была рядом в Украине, а султан в Стамбуле еще не объявил сбор войск, то есть Дмитрий мог поначалу оказаться один против русских сил. И всё же главным было то, что, выбирая сторону православного царя, Дмитрий мог рассчитывать на поддержку христианского духовенства и своего народа, видевшего в османах поработителей. На европейском юго-востоке уже набирали силу национально-освободительные тенденции, которые будут определять жизнь это региона в последующие два столетия. Можно сказать, что Кантемир опередил время, а можно — что он раньше других почувствовал грядущее возвышение России и неизбежность установления ее контроля над северным Причерноморьем.
Фото: commons.wikimedia.org
Портрет Дмитрия Кантемира в турецком платье
Согнувший шведов: как Петр I сумел одолеть сильнейшую армию мира
Почему Полтавская баталия навсегда изменила судьбу России
Оценив ситуацию в Молдавии, новый господарь вступил в тайные переговоры с русским государем через грека Георгия Поликалу, который в Стамбуле был личным врачом Петра Толстого. Вскоре к Петру отправился приближенный господаря Стефан Луку. Стороны быстро пришли к консенсусу, после чего в Луцке был подписан договор. Молдавия уходила под руку русского царя, сохраняя свои обычаи и частичный суверенитет. Кантемиры же становились наследственными господарями. Страна освобождалась от дани, а после войны Молдавскому княжеству должны были отойти ее исконные земли, захваченные Турцией.
Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил боярам, войску и народу о том, что он разрывает отношения с турками и переходит на сторону России. Господарь издал манифест, где перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей, и призывал: «Все люди нашей страны, берите оружие и идите на помощь!»
29 июня (10 июля) 1711 года, в день Петра и Павла, в Яссах господарь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России и присоединился к царской армии. Воинов с ним пришло меньше, чем ожидалось, поскольку не все молдавские бояре поддержали своего господаря — конкуренты надеялись воспользоваться ситуацией и вернуть власть в стране. Тем более что огромное турецкое войско уже приближалось к границам Молдавии.
Фото: Музей-зповедник «Царицыно»/tsaritsyno-museum.ru
Петр I и Дмитрий Кантемир в Яссах, 1711 год
Османам удалось окружить небольшую армию Петра, но при штурме лагеря они встретили жесточайшее сопротивление русских солдат. В итоге военачальники убедили визиря Балтаджи Мехмед-пашу заключить предложенный Петром мир, мотивируя это тем, что из-за слишком больших потерь янычары отказываются идти в бой. Турки пропустили русскую армию домой с оружием и развернутыми знаменами, но Петру пришлось пожертвовать всеми приобретениями на юге, отдать Азов и разрушить Таганрог.
Петр I
Поставил крест: Петр Великий наградил украинского ге
Как на Руси появились государственные награды
Визирь был разгневан изменою Кантемира, за которого он ручался, и потребовал от Петра I его выдачи. Царь ответил, будто бы Кантемира нет в окруженном лагере российских войск, а своим приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести — то же, что не быть государем».
Какой вклад внес Антиох в русскую литературу?
Его значение в истории развития и становления древнерусской, да и современной литературы, сложно переоценить. Ведь вопросы, поднимаемые в его произведениях, актуальны и по сей день: обращение к служителям власти, неправомерные действия чиновников и их членов семьи и т. д. Кантемир является праотцом такого вида литературы, как сатира. Может возникнуть вопрос, чем же мог быть недоволен титулованный князь, и для чего же он писал сатиру? Ответ находится в его трудах, в которых он признается, что только истинное чувство гражданина придает ему смелости писать столь пронзительные сатирические произведения. Кстати, слово «гражданин» придумал именно сам Кантемир!
Должность посла в Париже отрицательно сказалась на его здоровье, которое и без того было слабым по причине перенесенной в детстве болезни — оспы. К сожалению, Кантемиру пришлось испытать долгую и мучительную смерть. Он умер в Париже, в 1744 году в возрасте 37 лет. Погребен в Никольском Греческом монастыре, который находится в Москве.
Литературная деятельность
Ранние произведения
Антиох Кантемир
Литературная деятельность Кантемира началась в середине 1720-х годов. Он пишет любовную лирику, выполняет переводы с французского. К тому же времени относятся и первые его опыты в сатирическом жанре.
В 1727 году юный Кантемир публикует первую свою книгу, весьма полезную и поныне для всех интересующихся церковнославянским языком: «Сѷмфѡnía, илѝ Согла́сіе, на бгодухнове́нную кни́гу ѱалмѡ́въ Цря̀ и Проро́ка Двда», в которой для каждого слова из церковнославянской Псалтири выписаны все (если их не чрезвычайно много) случаи его употребления с указанием номеров псалма и стиха. Книга посвящена императрице Екатерине I, которая весьма способствовала её изданию. В предисловии Кантемир говорит так: «Трудок бо сей прилежности паче, неже остроумия указанием есть; и который, разве что блгочестнаго предвосприятия, и зеленеющагося, в немже написася, и сщенных писаний рачителнаго возраста лепотством приукрашается… Сочинися аки бы сам собою, за частое в сщенных псалмопениих упражнение…» Позже по образцу данной книги подобные росписи слов были сделаны другими авторами и для некоторых других частей церковнославянской Библии, хотя полностью эта работа в докомпьютерное время завершена не была.
Сатиры
В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».
Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.
Перевод Фонтенеля
Надпись к портрету князю Антиоху Димитриевичу Кантемиру
Се князь изображен Молдавский Кантемир, Что первый был отцом российскиих сатир, Которы в едкости Боаловым равнялись И коих остротой читатели пленялись. Но только ль что в стихах он разумом блистал? Не меньше он и тем хвалы достоин стал, Что дух в нём мудрого министра находился: И весь британский двор политике его дивился.
И. И. Дмитриев, 1777
и были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые три), но и перевёл книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», снабдив её подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы её коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как «противная вере и нравственности».
Стихотворения
Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни, а в посвящениях своих сатир проложил путь позднейшим знаменитым составителям од, причём, однако, не скупился на сатирические замечания для выяснения тех надежд, которые русский «гражданин» возлагает на представителей власти. Такой же характер имеют и его басни. Он же впервые прибег к «эзоповскому языку», говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа»: «Не прям будучи, прямо все говорить знаю… Много душ исправил я, уча правду ложно».
Стихосложение Кантемира
В своих произведениях Кантемир использовал силлабический стих, который после работы Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) постепенно уступил место силлабо-тоническому стихосложению. Кантемир активно участвовал в дискуссиях о методах стихосложения, написав в 1743 году «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», в котором он защищал силлабическое стихосложение. Эта работа была опубликована уже после смерти поэта в 1744 году.
Философская терминология
Им были введены в оборот русской речи слова идея и понятие (в некоторых источниках эти термины отождествляются), депутат, начало (принцип), наблюдение, вихри, естество (натура), вещество (материя).
Детство и отрочество
Антиох Кантемир родился 10 сентября (21 сентября по н. с.) 1708 года в семье молдавского князя. Место рождения доподлинно не известно: по одним данным это Константинополь (Стамбул), по другим – румынский город Яссы. Отец Антиоха, Дмитрий Константинович – сын господаря Молдавии, историк, писатель, философ, востоковед и композитор – был широко известен как один из крупных учёных своего времени. Мать, Кассандра Кантакузен, дочь правителя Валахии, происходила из древнего рода греческих императоров. Во время Прутского похода, в 1711 году, Дмитрий Кантемир примкнул к Петру I и впоследствии вместе с семейством перебрался в Россию. Здесь государь назначил его своим политическим советником по восточным вопросам, пожаловал ему княжеский титул и поместья в Малороссии.
Антиох рос любознательным и смышленым мальчиком. Учение давалось ему легко. Первые знания будущий поэт получил от родителей. Князь Дмитрий, член Берлинской академии наук, преподавал сыну астрономию, математику, физику и другие науки, необходимые для военной карьеры. Мать занималась с детьми музыкой и рисованием. Итальянскому, греческому, латинскому языкам, а также истории Антиоха учил греческий священник А. Кондоиди, впоследствии известный как епископ Вологодский Афанасий. Другому учителю, будущему переводчику Петербургской академии наук И. Ильинскому, знатоку русской письменности и словесности, А. Д. Кантемир обязан необычайно развитым филологическим чутьём.
Получив прекрасное домашнее образование, Антиох поступает в Славяно-греко-римскую академию, но пребывание в этом заведении оказалось бесполезными для талантливого юноши, всем сердцем стремящегося к знаниям. Зато обучение в Петербургской академии наук, основанной императором в 1725 году, Кантемир на протяжении всей жизни будет вспоминать с благодарностью. Здесь лекции читают знаменитые заграничные профессора: Бернулли (математика), Билфингер (физика), Гросс (философия морали и изящная словесность). Преподаватели наперебой восхищаются одаренным учеником и пророчат ему в будущем пост главы академии. Однако судьба распорядилась иначе…
Анализ сатиры «О воспитании»
В сатире «О воспитании» Кантемир утверждает, что поведение человека в обществе зависит не от врожденных свойств, но от воспитания, которое, по мнению писателя, нужно начинать с младенческих лет. Задачи воспитания сатирик видит в том,
Чтобы сердце, страсти изгнав, младенчее зрело
В добрых нравах утвердить, чтоб через то полезен
Сын твой был отечеству, меж людьми любезен
И всегда желателен, — к тому все науки
Концу и искусства все должны подать руки.
Особое место в сатире занимает тема Петра I. Кантемир считает Петра выдающимся педагогом и реформатором, вся деятельность которого была примером для русского народа. Петр, по словам Кантемира, «… сам странствовал, чтоб подать собою Пример в чужих брать краях то, что под Москвою сыскать нельзя…»
Творчество Кантемира
Кантемир любопытен для нас и как создание Петра I, и как человек, воспитавший свое мировоззрение на идеалах древнего Рима, и, наконец, как человек, сумевший соединить в себе религиозные интересы с языческой философией. Таким образом, в его лице скрещиваются влияния Запада, Древней Руси и античного мира.
Иностранец по происхождению, получивший под руководством отца хорошее образование на иностранный лад, посещавший лекции немцев-академиков в Петербурге, Антиох Кантемир оказался русским с головы до пят. С ним повторилось то, что и с Феофаном, с Татищевым, с самим Петром: чужое облагородило и возвысило их дух, но не оторвало от русской земли. Европеец по вкусам, друг Мопертюи и Монтескье, поклонник Локка, Кантемир, подобно многим русским людям петровского закала, был энергичным работником, на русской ниве, как общественный деятель и писатель-лирик.
Первыми опытами его в стихотворстве были переложения псалмов в вирши (1727). Вероятно, это – его школьные упражнения под влиянием его домашнего учителя, Ильинского.
Антиох Дмитриевич Кантемир
Более самостоятелен был Кантемир, когда мотивы религиозные сменил эротическими. По его собственному признанию, его любовные песенки, в свое время, были очень популярны. Но от них он скоро отстал, будучи неудовлетворен таким творчеством.
Всецело преданный, как и Татищев, интересам нового времени, и делу великого преобразователя, человек просвещенный, молодой, Кантемир должен был начать свое поприще с обманутыми надеждами: Петр Великий был уже во гробе, его дело останавливалось, частные интересы сильных людей были на первом плане. Среди борьбы честолюбий молодой Кантемир оказался одинок, – он был затерт со своими личными достоинствами и своей наукой. Корыстолюбие одного из временщиков лишило его даже наследства.
Весь полный благоговения к Петру, он видел, как его преемники все портили: «славное время Петрово» миновало – до него не –
…дошло время то, в коем председала Над всем мудрость и венцы одна разделяла.
«Указы Петра», «коими стали мы вдруг народ уже новый», – были забыты.
Сильное раздражение Кантемира против русской действительности, оскорбившей его на первых же шагах его жизни, и привело его к сатире.
В сатирах хочу состарети, А не писать мне нельзя – не могу стерпети!(Сатира IV)
Не до любовных было песен… «Ни хвалить, ни молчать» он, по его словам, тоже не мог!..
Это пристрастие к обличению вполне совпадало с разрушительной стороной реформы Петра, – приходилось ломать старое и бороться с «новым», враждебным истинному просвещению. Невежество, словно задавленное при Петре, теперь опять подняло голову. «Златой век» Петра «не дотянулся до нашего роду», – жаловался сатирик. «Реакция» взяла верх
Гордость, леность, богатство – мудрость одолело, Науку невежество местам уж посело, Под митрой гордится то, в шитом платье ходит, Судит за красным сукном, смело полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Изо всех почти домов с ругательством сбита; Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы, Как, страдавши на море, корабельной службы.(Сатира I)
К этим словам историк Соловьев делает следующее пояснение: «Действительно, многих во время качки преобразовательной эпохи сильно тошнило от науки, требуемой преобразователем; приятно им было теперь отдохнуть, и, разумеется, враждебно смотрели они на тех, которые приглашали их опять в море».
Выше говорилось уже о тех элегических нотах, которые в это время реакции зазвучали в поэзии Феофана, – это тяжелое время сблизило его с Кантемиром.
Что же должно было выработаться из юного поэта? Хвалить было нечего, – оставалось негодовать – или сокрушаться. И вот, элегическая сатира делается его любимым жанром: Гораций, Ювенал, Персий, Буало – его учителя: они определили форму его творчества, наметили идеи; безобразие тогдашней русской жизни – дало его поэзии содержание.
Любопытно, что глубоко скорбное настроение его музы совершенно уничтожило в нем способность хвалить. Когда он пожелал как-то восславить в лирической поэме Петра, то оказался не в силах это выполнить. Его «ода императрице Елизавете» есть, в сущности, просьба извинить его за неспособность «хвалить».
Не чувствовал он себя способным и к чистой «элегии». Хотя дух его «унывал часто», хотя на многих его произведениях лежит легким туманом грусть, но она не воплотилась ни в одном произведении в виде исключительного настроения: эта «элегия» всегда сопутствуется смехом, негодованием, раздражением: «смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу», – говорит он.
Оттого его «смех беззлобный». Оттого в лице его перед нами – первый русский сатирик, предшественник Гоголя.
Библиография
К собранию его сочинений, вышедшему под редакцией П. А. Ефремова, приложена биография Кантемира, составил которую В. Я. Стоюнин. Имеется обстоятельная критическая статья о Кантемире Дудышкина, помещённая в «Современнике» (1848). Свод всего написанного о Кантемире и попытка самостоятельного освещения его политической и литературной деятельности у Сементковского: «А. Д. Кантемир, его жизнь и литературная деятельность» (Санкт-Петербург, 1893 г.; биографическая библиотека Ф. Ф. Павленкова) и «Родоначальник нашей обличительной литературы» («Исторический Вестник», март, 1894). Сатиры Кантемира переведены аббатом Гуаско на французский язык («Satires du pr. Cantemir», 1749) и Шпилькером на немецкий («Freie Übersetzung der Satiren des Pr. Kantemir», Berlin, 1852).
В 2004 году опубликован составленный Кантемиром и остававшийся в рукописи русско-французский словарь, являющийся важным источником по истории русского языка XVIII века.
Антиох Кантемир: краткая биография
Родился Антиох в 1708 году, в княжеской семье, имеющей румынские корни. Его отец, Дмитрий Константинович, был правителем Молдавского княжества, а мать, Кассандра, принадлежала к древнему и знатному роду Кантакузинов. Он родился и провел первые годы жизни в Константинополе (нынешний Стамбул), а весной 1712 года семья переехала в Российскую империю.
В семье Антиох Кантемир был самым младшим. Всего было 6 детей: 4 сыновей и 2 дочери (Мария, Смарагда, Матвей, Сергей, Константин и Антиох). Все они получили прекрасное домашнее образование, однако только наш герой воспользовался возможностями и продолжил обучение в Греко-Славянской Академии. Благодаря усердию и тяге к знаниям князь Антиох Кантемир стал одним из самых просвещенных и передовых людей 18-го века!
После окончания учебы молодой Антиох поступил на службу в Преображенский полк, и в очень скором времени дослужился до прапорщика. В эти же годы (1726-1728 гг.) он посещал университетские лекции Бернулли и Гросса в Российской Академии Наук.
Жизнь
Родился в Молдавии, которую семья Кантемира покинула в 1711 году после захвата турками и переместилась в Россию, где его отец получил княжеский титул. Сестру Антиоха Марию царь Петр сделал своей любовницей и одно время даже ходили слухи о его намерении жениться на ней.
Получил превосходное домашнее образование, дополненное кратковременным пребыванием в Греко-славянской академии и Академии Наук. На тринадцатом году жизни он потерял отца, который в духовном завещании отказал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям, причём он имел в виду именно Антиоха, «в уме и науках от всех лучшего».
Кантемир принимал участие в событиях, приведших к воцарению императрицы Анны Иоанновны. Однако после, когда зашла речь о предоставлении политических прав дворянству, Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим.
1 января 1732 года Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России участия более не принимал, состоял первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже. Кантемир скончался 31 марта (11 апреля) 1744 в Париже и погребен в Московском Никольском греческом монастыре. Ныне места его захоронения не существует, так как в 30-е годы XX века монастырь был взорван, а его прах никто не выкупил (в отличие от праха его отца, Димитрия Кантемира, который выкупило в 1936 году румынское правительство).
Судьба произведений
Всего он написал около 150 произведений, среди которых есть и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы, оды и переводы с французского языка. Они сохранились по сей день, однако несколько его крупных переводов были утеряны. Есть подозрения, что они были уничтожены умышленно.
Например, до сих пор неизвестна судьба рукописей «Эпиктет», «Персидские письма», а также многих других переводов статей с французского языка на русский.
Некоторые свои произведения Антиох Кантемир подписывал под именем Харитон Макентин, что является анаграммой его имени и фамилии. Он гордился своими трудами, однако они не увидели свет: были утеряны, практически, все страницы рукописей.
Его литературное наследие составляет более полторы сотни произведений, среди которых 9 сатирических стихосложений, 5 песен (оды), 6 басен, 15 эпиграмм (3 из которых называются «Автор о себе», и представляют собой три части единого произведения), около 50 переводов, 2-3 крупных перевода произведений с французского языка, авторы которых были современниками Кантемира.
Жизнь в изгнании
Дмитрий Кантемир с семьей, а также с несколькими тысячами своих сторонников вынужден был уйти в Россию. Царь Петр сделал всё, чтобы сгладить для изгнанников тяжесть расставания с родиной: записал офицеров в армию, сохранил дворянство, выделил земли. Кантемиру был пожалован титул светлейшего князя, земли с имениями на Орловщине и Москве, дом в столице и ежегодной пенсией в 6 тыс. рублей. Он стал одним из ближайших советников Петра, весьма им ценимым: «Оный господарь — человек зело разумный и в советах способный», — писал царь после первой встречи с Дмитрием. Кантемир близко сошелся с интеллектуальной элитой России — Феофаном Прокоповичем, Василием Татищевым, князем Алексеем Черкасским, князем Иваном Трубецким, фельдмаршалом графом Борисом Шереметевым. Когда в 1719 году после смерти супруги Кантемир решил жениться на княгине Анастасии Трубецкой (дочери фельдмаршала), свадебный венец над его головой держал сам Петр I.
Княгиня Анастасия Трубецкая
Кантемир стал сенатором и советником Петра по многим вопросам. В отношении восточных проблем его авторитет был непререкаем. Никто из сподвижников царя не мог похвастать таким знанием восточных языков, истории и культуры разных народов, как светлейший князь Дмитрий. Естественно, он был первым консультантом, когда уже принявший титул императора Петр замыслил Персидский поход. Кантемир сопровождал войско, заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира была организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой напечатано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями Кантемир предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента.
Всё свободное время Кантемир посвящал науке и написанию ученых трудов. В России им были написаны «Естественная история монархий», «Описание Молдавии», «История возвышения и упадка Османской империи», «Жизнь Константина Кантемира», «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», «О сознании», «Система или состояние мухамеданской религии», «Хроника давности румыно-молдо-влахов». Кантемира можно назвать отцом молдавской исторической науки и первым российским востоковедом, всерьез исследовавшим проблемы исламского мира. За свои труды он был избран действительным членом Берлинской академии наук. Кстати, Кантемир был среди главных кандидатов на пост первого президента Российской академии наук, но скончался до ее открытия в 1723 году.
Памятник Дмитрию Кантемиру в Царицыно
В Москве Кантемир жил в имении Черная Грязь. Ранее оно принадлежало фавориту царевны Софьи князю Василию Голицыну, но после его опалы и ссылки было конфисковано и подарено царем Кантемиру. В близлежащих селах Сабурово, Булатниково, деревне Ореховке (эти названия сохранились на карте Москвы) поселились приехавшие с господарем выходцы из Молдавии. Кантемир построил в имении великолепный деревянный дворец в китайском стиле, а вокруг разбил парк с каскадом прудов. Через полвека этот живописный ансамбль так понравился молодой императрице Екатерине II, что она повелела выкупить его у потомков господаря и заложить там свою новую резиденцию. А неблагозвучное название Черная Грязь сменили на Царицыно. Но вполне логично, что памятник великому государственному деятелю и ученому Дмитрию Кантемиру стоит именно возле дворцового комплекса Царицыно.
Хронология событий
- 1724 – Антиох Кантемир обращается к императору с просьбой об отправке за границу на обучение за казенный счет. Не получает ответа.
- 1726 – становится студентом Академического университета в Петербурге.
- 1727 – вынужденно поступает на военную службу в Преображенском полку, так как его брат Константин завладел всем наследством отца, который завещал, что оставит все имущество тому из сыновей, кто больше всего проявит расположение к занятию наукой, имея в виду Антиоха. Константин незаконно присвоил все наследство себе в обход завещания, оставив Кантемира без средств к существованию. Также в этом году состоялась публикация первой книги Кантемира “Симфония на Псалтырь”.
- 1729 – публикация первой сатиры “На хулящих учение”, в которой Антиох Кантемир высмеивает страх перед новым, осуждает предрассудки. Вслед за этой сатирой – написание второй “На зависть и гордость дворян злонравных”, посвященной теме обличения дворянских пороков. Также в этой сатире он затрагивает тему природного равенства всех людей, настаивая на том, что дворянам необходимо быть полезными обществу, заниматься образованием, какой-то деятельностью.
- 25 февраля 1730 – написал и зачитал императрице Анне Иоанновне прошение от лица дворянства порвать кондиции, по которым власть переходила к двум князьям – Голицыным и Долгоруким. Анна Иоанновна, поддерживаемая гвардией, выступила на стороне дворянского протеста, прислушавшись к Кантемиру.
- 1730 – работа над переводом трактата французского ученого Б. Фонтенеля “Разговоры о множестве миров”, который посвящен распространению гелиоцентрической модели мира. Эта работа положила начало разработке русской научной терминологии. Также в этом году писатель создает третью сатиру “О различии страстей человеческих”.
- 1731 – оказывается на дипломатическом поприще в Лондоне. Сначала работает как резидент, а затем в должности полномочного министра. Создает четвертую сатиру “О опасности сатирических сочинений”, в которой он осознает свой нравственный долг как писателя.
- 1734–35 – продвигается по дипломатической службе, содействует в избрании на королевский престол в Польше Августа III. В 1734 году способствует заключению выгодного торгового договора между Россией и Великобританией.
- 1737 – написание пятой сатиры “На человеческие злонравия вообще”, в которой подвергает осмеиванию человеческие пристрастия и грехи.
- 1738 – Кантемир работает сначала полномочным министром, а затем чрезвычайным послом в Париже. Там же знакомится с французским философом Ш. Л. Монтескьё и переводит на русский язык его сатирический роман “Персидские письма”. Завершает работу над шестой сатирой “О истинном блаженстве”, в которой рассуждает о счастье в уединении, тихой и спокойной жизни.
- 1739 – работа над завершающими его творчество сатирами “О воспитании”, “На бесстыдную нахальчивость”.
- 1741 – вершина дипломатической карьеры. Кантемир получает чин тайного советника.
- 1743 – участие в дискуссиях о методах стихосложения. В России в то время активно развивалась реформа русского стиха, направленная на переход от силлабической системы стихосложения к силлабо-тонической. Кантемир в “Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских” отстаивает принципы силлабического стихосложения.
- 31 марта 1744 – скончался в Париже.
- 1745 – перезахоронен в Москве в семейной усыпальнице в соборе Московского Никольского греческого монастыря. В 1935 году этот монастырь вместе с усыпальницей был разрушен для постройки здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. В Государственный исторический музей поступило обращение с просьбой вывезти останки первого российского сатирика на другое кладбище, но на письмо была наложена резолюция. Таким образом, захоронение писателя оказалось утрачено.
Антиох Кантемир. Портрет худ. Якопо Амигони, 1735 г.
Последняя любовь Петра Первого
В 1722 году Кантемир отправился с Петром в Персидский поход. В его задачи входило управление походной канцелярией. Скорей всего, Дмитрий решился на путешествие, страдая диабетом, чтобы находиться возле дочери. У императора назревал с ней роман.
Впервые Мария Дмитриевна увидела императора в одиннадцатилетнем возрасте. Именно тогда ее семья бежала из Молдавии. Со временем Мария стала представлять угрозу для отношений Екатерины и императора. Она отличалась незаурядным умом, образованностью, красотой, знанием нескольких языков.
Забеременев от царя, она готова была подарить ему сына. Но из-за угрозы выкидыша Марии пришлось остановиться в Астрахани. У дочери молдавского господаря случились преждевременные роды. Новорожденный мальчик вскоре умер, а жизнь матери оказалась под угрозой. Отношения между Марией и Петром завершились после ее неудачных родов.