Поэзия, стихосложение. виды стиха. стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. виды рифмы

Состав и количество метра стиха

Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.

Стихи с двустопным метром

Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (др.-греч. ἡ διποδία, двустопие):

  • монометр (μονομετρος, одноразмерный), напр. ямбический метр, U—́ ¦ U—
  • диметр (ὁ δίμετρος, двуразмерный), напр. ямбический диметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
  • триметр (τρίμετρος, трехразмерный), напр. ямбический триметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
  • тетраметр (τετράμετρος, четырёхразмерный), напр. трохеический тетраметр —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U
  • пентаметр (πεντάμετρος, пятиразмерный), напр. трохеический пентаметр, —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U.

Стихи с одностопным метром

  • тетраметр (τετράμετρος, четырёхразмерный), напр. дактилический каталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —U
  • пентаметр (πεντάμετρος, пятиразмерный), напр. дактилический пентаметр (т. н. элегический пентаметр), —UU | —UU | — | —UU | —UU | —
  • гекзаметр (ἑξάμετρος, шестиразмерный), напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U
  • гептаметр (ἑπτάμετρος, семиразмерный), напр. Архилохов гептаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —U | —U | —U
  • октонар (ὀκτώμετρος, восьмиразмерный), напр. ямбический октонар, U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́
  • декаметр (δέκαμετρος, десятиразмерный), напр. ионический декаметр, UU—́— × 10.

Стихи с одностопным метром, то есть когда стопа одновременно является метром, могут также называться по количеству стоп:

  • моноподия (ἡ μονοποδία, одностопие), напр. трохеическая, —U
  • диподия (ἡ διποδία, двустопие), напр. кретическая, — U— | , то есть кретический диметр
  • триподия (ἡ τρίποδία, трехстопие), напр. хориямбическая, —UU— | —UU— | —UU—, то есть хориямбический триметр
  • тетраподия (ἡ τετράποδία, четырёхстопие), напр. бакхическая, U—— | U—— | U—— | U——, то есть бакхический тетраметр
  • пентаподия (ἡ πεντάποδία, пятистопие), напр. кретическая, — U— | — U— | — U— | — U— | — U—, то есть кретический пентаметр
  • гексаподия (ἡ ἑξάποδία, шестистопие), напр. анапестическая, UU— | UU— | UU— | UU— | UU— | UU—, то есть анапестический гекзаметр.

Интернациональные строфы

До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.

В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.

Характерные особенности стихотворений

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  • тоническая;
  • силлабическая;
  • силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Основные виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

  • гражданским («Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова);
  • философским («Гамлет» Б.Л.Пастернака);
  • пейзажным («Шёпот, лёгкое дыханье…» А.А.Фета);
  • городским («Балаганы», «Городу» В.Я.Брюсова);
  • любовным («Мне нравится, что вы больны не мной…» М.И.Цветаевой).

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

  • белыми («Она пришла с мороза…» А.Блока);
  • пример стихотворения без рифмы
  • рифмованными («Зимний вечер» А.Пушкина).

По адресации также выделяют:

  • стихи для детей;
  • стихи-поздравления;
  • стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Виды рифмовки

1. парная (смежная, параллельная)

А

А

В

В

2. перекрестная

А

В

А

В

3. опоясывающая (кольцевая)

А

В

В

А

Знание терминов «строфа», «рифма», «белый стих», «верлибр (свободный стих)», умение определять двухсложные и трехсложные стихотворные размеры, виды рифмовки пригодится на экзамене по литературе.

О художественных приёмах:

О теме, проблеме, идее, авторской позиции, сюжете, героях, композиции:

__________

со ссылками облегчит Вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу [email protected] или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте «Нравится», подписывайтесь на канал!

Онегинская строфа

Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава).

Стансы

Стансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных четырехстопным ямбом, строфа, в которой применяется перекрестная рифма (построенная по схеме abab). Кроме данных формальных особенностей, отличается каждое из четверостиший также смысловой законченностью. Самые яркие произведения, которые написаны стансами, в отечественной литературе принадлежат А. С. Пушкину. В его стихотворениях несколько раз встречается эта строфа. Примеры: «Брожу ли я…», «Стансы», «Во глубине сибирских руд».

Следует выделить из других разновидностей строф, довольно редко употребляющихся в русской поэзии, сонет, октаву, а также особый вид, созданный Пушкиным, — онегинскую строфу.

Строфа — это…

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Общая характеристика

Изначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из двух и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.

Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчёркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).

В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.

В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман).

Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).

Виды строф в лирике

Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие Собрались люди мудрые Вокруг постели Гостомысловой. Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

  1. Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
  2. Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют. Например, поэт любуется цветами после дождя и, как английский стихотворец У.Блейк, замечает «небо в чашечке цветка». Присутствие авторской модальности (авторского видения, авторской личности). Даже если текст написан не от первого лица, стихотворение содержит оценку происходящего. Иногда способ создания образа, угол художественного зрения дают представление о своём создателе. Так, например, ахматовская строка «я на левую руку надела перчатку с правой руки» выдаёт в авторе а) женщину; б) аристократку; в) рассеянную аристократку. Лаконичность. А.Блок при встрече с молодым С.Есениным настаивал на том, что стихотворение не должно превышать пяти строф. Всё остальное мэтр призывал безжалостно сокращать. У самого блока есть стихотворения гораздо большего объёма, но поспорить с маэстро трудно: тексты, содержание которых можно уложить в 5–6 строф, максимально привлекательны для читателя. Если стихотворное произведение длиннее, его лирическая концентрация теряется. Смысловая законченность. Стихотворение обычно описывает человека, животное, предмет, событие или ощущение. Казалось бы, любая из этих тем неисчерпаема

Но для создания целостного образа важно вовремя остановиться

В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

Таким образом, стихотворение – это не просто рифмованные строчки, а процесс создания гармонии звука, поэтического образа и душевных вибраций.

Русская строфика

Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

Что нужно помнить при анализе стихов

Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл

  • Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.
  • Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.
  • Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их в потоке речи и создавая особый звуковой эффект.

Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное звучание.

Читая эти строки, мы как будто в самом деле слышим чёткую барабанную дробь. Этого эффекта поэт добивается повторением звонких согласных звуков «б» и «р», с помощью которых он достигает имитации барабанного боя.

Откроем томик стихов Марины Цветаев и прочтем:

А вот как создает звуковые эффекты с помощью аллитерации поэт Константин Бальмонт:

История

английский

Акцентный стих был традиционно распространенной просодией в Германии, Скандинавии, Исландии и Великобритании. Акцентный стих получил распространение в Английская поэзия с момента его самой ранней записи, с Староанглийская поэзия написано в особой форме акцентного стиха, называемого аллитерирующий стих, из которых Беовульф является ярким примером. Англосаксонская поэзия обычно добавляла еще два основных элемента к основному четырехтактному акцентному стихотворному образцу: аллитерация трех из четырех ударов и медиальной паузы (цезура ). Англосаксонские поэты часто использовали эпитеты для достижения желаемой аллитерации и имел различные другие более сложные правила и формы, хотя они не были так популярны в более поздней поэзии.

Акцентный стих потерял доминирующее положение в английской поэзии после Нормандское завоевание Англии когда французские формы с их силлабическим ударением приобрели известность. Акцентный стих продолжал широко использоваться во всех формах Средний английский поэзия до кодификации акцентно-слогового стиха в поэзии елизаветинской эпохи; после этого он в значительной степени исчез из литературной поэзии на триста лет, оставаясь популярным в народной поэзии. Ярким примером этого периода является Уильям Лэнгланд с Пирс Пахарь, здесь сохраняя аллитерацию:

Я заблокировал левую половину || как ladye lady me taughte
И была война женщины || woreli ycloed.
Я посмотрел на левый бок || как дама меня учила
и знал о женщине || достойно одет.

Хорошо известным источником акцентных стихов после елизаветинского периода является Мелодия мамы гуся (1765). Акцентный стих пережил возрождение в 19 веке с развитием («открытием») пружинящий ритм от Джерард Мэнли Хопкинс. Хотя пример Хопкинса не получил широкого распространения в литературных кругах, акцентный стих прижился, некоторые поэты заигрывали с формой, а более поздние поэты более строго следовали ей. Современную кодификацию дал Роберт Бриджес в 1921 г. Просодия Бриджеса на акцентный стих раздел Просодия Милтона. Современное литературное использование включает У. Х. Оден, и он был особенно продвинут Дана Джоя.

Помимо детской поэзии и литературной поэзии, акцентный стих остается популярным в стихах, написанных для устного выступления, например ковбойская поэзия и рэп.

Просодия на акцентный стих на английском языке

В современном литературном использовании, в дополнение к подробной кодификации, приведенной в Просодия Бриджеса на акцентный стих, соблюдаются три основных правила:

  1. Четыре напряжения на строку;
  2. Медиальная пауза с двумя напряжениями с каждой стороны;
  3. Как правило, три из четырех ударений аллитерируют.[нужна цитата ]

Обнаружены некоторые вариации и другие тонкости:

  • Вместо тройной аллитерации в строке, имеющей две пары двойных аллитераций по обе стороны от паузы или только с одной двойной аллитерацией с одним аллитерирующим ударением с каждой стороны паузы.
  • Аллитерация приходится на (первую) подчеркнул слог слова, а не первый слог слова.
  • Незначительные стрессы часто устраняются, чтобы уменьшить двусмысленность.
  • Хотя отдельные строки могут иметь обычную слоговую структуру, она не сохраняется постоянной на протяжении всего стихотворения — согласован только образец ударения — иначе стихотворение станет акцентно-слоговой стих.

Особые формы

Существует ряд более строгих форм акцентного стиха, в том числе:

  • Акцентно-слоговой стих является продолжением акцентного стиха, которое также фиксирует слоги.
  • Подпружиненный ритм, где ударный слог начинается стопой.

Польский

В польской литературе, как и во французской, преобладает силлабический стих. Акцентный стих был введен в польскую поэзию в 20 веке. Ян Каспрович был первым поэтом, который использовал акцентный стих в своей книге Ксенга убогич (Книга бедных), который был опубликован в 1916 году. Он использовал линии с тремя ударениями.

Рзадко на моей варгач —
Niech dziś to warga ma wyzna —
Jawi się krwi przepojony,
Najdroższy wyraz: Ojczyzna.
(Ян Каспрович, Рзадко на мой варгач)

Поэт писал, что самое дорогое для него слово «родина» сходит с его губ очень редко. Сканирование:

‘х х’ х ‘х
х ‘х’ х х ‘х
‘х х’ х х ‘х
х ‘х’ х х ‘х

Этот узор стал самым популярным. Также существует шестиступенчатая модель. Это использовалось, среди прочего, Джулиан Тувим.

Некоторые виды твердых форм строф в мировой поэзии

Огромное количество различных твердых форм строф накопила мировая поэзия. В античной, например, мы найдем богатство их разновидностей. Они неустанно разрабатывались позднее в лирике других европейских народов. Это такие виды строф, как элегический дистих, горациева, или алкеева, строфа, сапфическая большая и малая, асклепиадова, представленная несколькими видами, и другие. Неоднократно воспроизводилось большинство из них и в отечественном стихосложении, чаще всего неточно. В этом смысле гораздо меньшую роль сыграла восточная поэзия в русской. Из нее были предприняты недавно попытки заимствования нескольких форм (персидское четверостишие, газель). Богатое наследие романских народов в русской поэзии представлено некоторыми из «твердых форм», такими как рондо, сонет, октава, секстина, триолет, терцина и другие.

Особенности песенных жанров

В композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется «рефрен»), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию.

При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: