Стихи андрея белого

"родина" - анализ стихотворения андрея белого

Смерть

Во второй половине 20-х годов они с женой поселились в Кучино, в Подмосковье. Здесь была написана пьеса «Петербург» по одноименному роману писателя. Затем появился автобиографический роман «Москва» о предреволюционных годах в России. Это было создание новой прозы – организованной ритмически, с использованием каламбуров, инверсий, сложных метафор. Он также занимался философскими трудами, которые не были предназначены для публикации в России, писал путевые заметки. Последние годы жизни Белый пытался примирить себя с социалистической действительностью, так появились «Поэма о хлопке» и «Энергия». Последней крупной работой Андрея Белого стало исследование «Мастерство Гоголя», положившее начало новому подходу к анализу текста художественного произведения. Андрей Белый умер 8 января 1934 года на руках у своей супруги. Причиной смерти стало несколько инсультов, вызванных обычным солнечным ударом.

Впоследствии, по прошествии многих лет, творчество Андрея Белого перестало восприниматься критиками настолько категорично, как при его жизни, и было признано в широких кругах общества и оценено по достоинству.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Любовь»

В жизни Андрея Белого было несколько серьезных романов, каждый из которых закончился весьма трагически. Поэт предвидел, что его личная жизнь будет состоять из сплошных взлетов и падений, так как предъявлял к своим избранницам весьма высокие требования. Его не интересовали тривиальные взаимоотношения с представительницами слабого пола, которые он считал верхом пошлости. Однако если Белый испытывал сильные чувства, и дама отвечала ему взаимностью, то даже такой пустяк, как разрушение чужой семьи, не являлось для этой пары препятствием.

Охладевал

к своим избранницам Андрей Белый так же быстро, как и влюблялся. Поэтому исследователи его творчества до сих пор спорят о том, кому из женщин адресовано стихотворение «Любовь», написанное в 1901 году. Вероятнее всего, его героиней является особа, ставшая одной из многочисленных жертв этого утонченного обольстителя, который мог вскружить голову практически любой женщине, довести ее до восторженного исступления и — бросить на произвол судьбы, нисколько не заботясь о том, что именно она испытывает в этот момент.

О том, что любовь мимолетна и непредсказуема, Андрей Белый знал не понаслышке. И он с легкости

принимал условия игры, в которой приходится давать клятвы в вечности своих чувств, считая это неизменным атрибутом взаимоотношений с женщиной. Впрочем, и представительниц слабого пола поэт также подозревает в лукавстве, поэтому в самом начале стихотворения приводит сцену прощания с очередной возлюбленной, когда оба понимают, что они расстаются навсегда. «Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон», — признается поэт, подчеркивая, тем самым, что уходящая любовь причиняет ему душевные страдания. Однако это возвышенное и романтическое чувство поэт воспринимает, как «корабль, с зарею уплывавший». Его невозможно удержать возле берега, когда ветер уже надувает паруса. Точно так же невозможно и сохранить любовь к женщине, если сердце уже наполнено предвкушением новой встречи.

Декларируя в этом стихотворении неотвратимость финала любых взаимоотношений, Андрей белый, тем не менее, остается оптимистом и верит в то, что любое страдание будет вознаграждено. И если человек философски относится к тому, что его сердце вдруг стало закрытым для возлюбленной, то не стоит этому противиться. Лучше принять все, как есть, оставить в прошлом свои обиды, страхи и сомнения, потому что обязательно будет новая встреча, и восхитительное чувство любви еще не раз ворвется в душу, согрев ее своим теплом.

Великие реформы

«Чего-то ищет в небесах» (Тютчев).

Белый предлагает нам статистику по ускорениям на 596 строк у каждого поэта, отмечая частотность отклонений на той или иной стопе.

Статистика по ускорениям Для контраста возьмем примеры правильного ямба (его схема выглядит так: U — | U — | U — | U — |):

«Мой дядя самых честных правил» (Пушкин).

Интересно, что правильный ямб составляет всего лишь 25% от всей выборки (27 поэтов, 16092 строки). 75% приходится на ускорения от ямба, которые могут быть

— на первой стопе (UU|U —|U —|U):

«Преодолел я дикий холод» (Ф. Сологуб);

— на второй стопе (|U —|UU|U —|U —):

«Царевичу младому Хлору» (Державин);

— самое частое количество отклонений происходит на третьей стопе (U-|U-|UU|U-), — ⅔ всех отклонений в русской поэзии, о чем мы уже упоминали выше, — и встречается оно даже чаще, чем правильный ямб:

«Сидит в раздумье одиноком» (Лермонтов);

— на первой и третьей стопе одновременно (|UU|U-|UU|U):

«Александрийского столпа» (Пушкин);

— на второй и третьей стопе одновременно (|U-|UU|UU|U-):

«Мы стелемся над алтарем» (А. Блок);

— на первой и второй стопе одновременно (UU|UU|U-|U-) — это отклонение встречается крайне редко, и тут Белый приводит собственные примеры:

«Хоть и не без предубежденья», «И велосипедист летит…».

И здесь крайне важным оказывается насколько часто поэты прибегали к ускорению. Как замечает Белый, четырехстопный ямб эволюционировал именно через увеличение/уменьшение количества ускорений на той или иной стопе. Всего Белый выделяет пять темпов, возможных при отклонении от ямба:

  1. Наименьшее количество ускорений на первой стопе (13), максимальное на второй (139) и наименьшее количество ускорений на первой и третьей стопе одновременно (5) с максимальным на второй и третьей одновременно (11) было у Ломоносова;
  2. К наибольшему количеству ускорений на первой стопе (46), максимальному на второй (139), наибольшему на первой и третьей одновременно (26) и наименьшему на второй и третьей стопе (1) пришел Державин;
  3. Наименьшее количество отклонений на третьей стопе (230) демонстрирует Капнист;
  4. Падение отклонений на второй стопе (33) и увеличение отклонений на третьей (313) показывает Батюшков, поэтому Белый называет его предтечей следующей эпохи (об этом ниже);
  5. Увеличение количества отклонений на второй и третьей стопах одновременно (44), много ускорений на второй стопе (52), и увеличение суммы ускорений первой стопы (99) замечаются у Жуковского, который тоже предугадывает следующую эпоху в эволюции четырехстопного ямба.

Белый делает следующий вывод: беднота или, наоборот, обилие ускорений, во-первых, индивидуализирует стиль поэта и, во-вторых, реформирует четырехстопный ямб вообще, то есть задает те или иные «тренды» в написании стихотворений этим размером. Так главными его реформаторами оказываются Жуковский и Батюшков, но совсем не Пушкин. Пушкин только доводит начатую ими работу до конца: он повторяет сумму ускорений Батюшкова (33) и немного увеличивает ускорения третьей стопы (341) — так реформа завершается. У Жуковского сумма ускорений третьей стопы поднимается в среднем на 60 ускорений (с 30 на 90), Пушкин лишь увеличивает эту сумму с 90 на 110; у Жуковского сумма ускорений первой и третьей стопы поднимается вверх на 30 ускорений; у Пушкина эта сумма возрастает на 16 ускорений, всего лишь наполовину, тогда как у Жуковского она возросла втрое, а сравнительно с Пушкиным — в шесть раз. Соответственно, в русской поэзии первой половины XIX в., как замечает Белый, было стремление «увеличить до крайности ускорение первой стопы и уменьшить до крайности ускорение второй», которое проявилось в большей степени у Баратынского.

Конечно, все эти замечания Белого не бессмысленная сухая статистика: отклонения вносят многообразие в ритм (исходя из этих данных, пика виртуозности и многообразия ритм отступлений достигается Тютчевым), что, вполне вероятно, напрямую коррелирует с содержанием стиха.

Андрей Белый: стихи по алфавиту

1

Lumen coeli – sancta rosa
А. А. Блоку (Я помню – мне в дали холодной…)
А. М. Поццо (Глухой зимы глухие ураганы…)
А. М. Поццо (Пройдём и мы: медлительным покоем…)
А. М. Поццо (Я слышал те медлительные зовы…)
Алмазный напиток (В серебряный…) (Переработанные стихи)
Алмазный напиток (Сверкни, звезды алмаз…)
Андрон
Антропософам
Антропософии (Из глубины проговорившей ночи…)
Антропософии (Из родников проговорившей ночи…)
Антропософии (Над ливнем лет…)
Антропософии (Твой ясный взгляд, в нём я себя ловлю…)
Аргонавты (Переработанные стихи)
Арестанты
Арлекинада
Асе (В безгневном сне, в гнетуще-грустной неге…)
Асе (Едва яснеют огоньки…)
Асе (Лазурь бледна: глядятся в тень…)
Асе (Ни да, ни нет…)
Асе (Опять – золотеющий волос…)
Асе (Снеговая блистает роса…)
Асе (Те же – приречные мрежи…) (+ анализ)
Асе (Уже бледней в настенных тенях…)
Бальмонту (В золотистой дали…) (+ анализ)
Бальмонту (Огонёчки небесных свечей…)
Бальмонту (Поэт, – ты не понят людьми…)
Бегство (Ноет грудь в тоске неясной…)
Бегство (Шоссейная вьётся дорога…)
Бедные дети устали…
Безумец (цикл)
Берлин
Бессонница
Битва кентавров
Битва
Близкой
Блоку (мини-цикл)
Больница
Брюсов (сюита, цикл) (Переработанные стихи)
Будем искать мелодии (Предисловие к сборнику «После разлуки»)
Бурьян
Буря
В альбом В. К. Ивановой
В вагоне
В голубые, священные дни…
В горах (цикл)
В городке
В деревне
В летнем саду
В лодке (Лишь прохладой дохнул водяною…)
В лодке (Лодка скользила вдоль синих озёр…)
В окне тюрьмы (Переработанные стихи)
В поле (Чернеют в далях снеговых…)
В полях (В далях селенье…)
В полях (Солнца контур старинный…)
В полях (Я забыл. Я бежал. Я на воле…) (+ анализ)
В темнице
В час зари на небосклоне…
Вакханалия
Великан (цикл)
Веселье на Руси (+ анализ)
Весенняя грусть
Весенняя мелодия
Весна (Всё подсохло. И почки уж есть…) (+ анализ)
Весна (Уж оттепельный меркнет день…)
Вестники
Весть России
Вечер (Вечер. Коса золотистая…)
Вечер (На небе прордели багрянцы…)
Вечер (Там золотым зари закатом…)
Вечер (Точно взглядами, полными смысла…)
Вечерком
Вечерняя прогулка
Вечность
Вечный зов (цикл)
Вещий сон
Виселица
Владимир Соловьёв
Владимиру Соловьёву (Переработанные стихи)
Вместо письма
Во храме
Вода (танка)
Возврат
Возмездие
Война
Волна
Волны зари (Переработанные стихи)
Вольный ток
Воспоминание (Декабрь… Сугробы на дворе…) (+ анализ)
Воспоминание (Задумчивый вид…)
Воспоминание (Мы – ослеплённые, пока в душе не вскроем…)
Воспоминание (Мы с тобой молчали, опираясь…)
Восток побледневший… (Переработанные стихи)
Врагам
Время (Ещё прохладу струй студёных…)
Время (Куда ни глянет…)
Всё забыл (+ анализ)
Всё тот же раскинулся свод…
Вспомни! (+ анализ)
Вставай (Переработанные стихи)

1

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Мандельштама

    Анализ произведений Мандельштама

  • Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

    Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски

  • Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина

    Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю…

    Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить

  • Анализ стихотворения Приговор (И упало каменное слово…) Ахматовой

    Стихотворение Приговор было написано спустя совсем немного времени после трагических событий в жизни поэтессы. В 1938 году был расстрелян муж, через год попал в ссылку её единственный сын.

Композиция и художественные приемы

Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. Поэт размышляет о дальнейшей судьбе России и о том, что ее ждет. В тексте также можно найти философские элементы. Автор отсылал к антропософии — учению, которое имело мистически-религиозное направление. Поэтому в тексте есть упоминание о космических объектах. Эти научные знания приводят к пониманию устройства вселенной. Все родилось из хаоса, и поэтому происходящие перемены нужно воспринимать как необходимость.

В стихотворении есть посвящение непосредственно стране. Автор обращается к ней, его любовь настолько сильна, что он готов сгореть вместе с Россией. Если обратиться к истории, то еще Древняя Русь неоднократно горела, и это позволяло переходить к новым этапам. Возможно, Белый тоже видел в этом некий мистический знак.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  • призыв лирического героя;
  • обращение к людям;
  • спасение.

В тексте можно найти обращения и восклицания. Они позволяют передать напряженную атмосферу стихотворения. Поэт мастерски наполняет работу образами, которые символизируют разные события.

При написании стихотворения Белый использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты: поэт описывает огонь «громовым», разрухи — «роковыми», глубины — «глухими»;
  • метафоры: автор рассказывает, как страна сжигает все подряд, гром оказывается серафическим пением, а пустыни становятся пристанищем слез;
  • аллитерация: повторение звуков , , позволяет передать грохот стихии.

Белый сравнивает природные явления с революцией. Военные столкновения напоминают ураганы, а взрывы — раскаты грома. Стихию невозможно контролировать и поэтому остается только пережидать. Только потом можно приступать к восстановлению.

Андрей Белый написал немало известных стихотворений: «Матери», «Солнце», «Вспомни» и другие. В произведении «Родине» он отразил свое отношение к революции 1917 года и последующим событиям.

Когда появился третий?

Физическая близость меж ними невозможна — так объяснил юной супруге её Саша, в которого она ко времени свадьбы уже была влюблена со всей силой первого чувства. Он учил: «Настоящая страсть безгрешна, ибо духовна, в ней нет чёрной крови, плоти, чудовища бесстыдного и бездушного».

Андрей Белый Фото: Public Domain

Через год она всё же добьётся близости, но ни ему, ни ей счастья это не доставит. Люба позже писала о своём тогдашнем юном характере, едва просыпающемся темпераменте: «северянка», «замороженное шампанское», разморозить и пригубить которое супруг не пожелал. Это породило в ней непонимание и отчаяние: «Не надо целовать в письмах ноги и платье — целуй губы, как я хочу целовать, долго, горячо». Сохранила она в архиве, так и не отправив, своё письмо Блоку, написанное за полтора года до венчания: «Вы меня, живого человека с живой душой, не заметили, проглядели».

Зато её, мятущуюся, очень хорошо разглядел друг Блока — Андрей Белый. Когда-то Белый (вернее, москвич Борис Бугаев — поэт, писатель и профессорский сын, взявший себе псевдоним Андрей Белый. Фигура для Серебряного века знаковая. Борис Пастернак считал его гением. Волошин посвятил ему строки

«Клоун в огненном кольце… Хохот мерзкий, как проказа, И на гипсовом лице Два горящих болью глаза».

Мозг Белого после его смерти в 1934 г. был изъят на хранение в Институт мозга человека. — Ред.) влюбился в Блока сперва как в поэта — по стихам. Потом познакомились очно, знакомство переросло в дружбу. Белый время от времени заезжал к Блокам в Шахматово, а в июне 1905 г. написал вдруг Любочке любовную записку. Любовь Дмитриевна ответила тёплым письмом: «Я рада, что Вы меня любите; когда читала Ваше письмо, было так тепло и серьёзно. Любите меня — это хорошо; это одно я могу Вам сказать теперь… Я не покину Вас, часто буду думать о Вас и призывать для Вас всей моей силой тихие закаты».

Белый тут же сознался во всём своему другу, «брату» и кумиру. Разговор состоялся в присутствии жены. По воспоминаниям Белого, Блок произнёс лишь: «Что ж… Я рад…»

Сочинение Тема России в поэзии Андрея Белого

Плененный дух. М. Цветаева Мне кажется, никто лучше М. Цветаевой не сказал о сущности этого художника слова. В очерке об А. Белом “Плененный дух” вырисовывается образ мятущейся души, горячо любящей людей, жизнь, свою родину. Тема родины всегда волновала поэта. О его книге стихов “Пепел” критики говорили, что это явный поворот к Некрасову, к народничеству. Сам А. Белый всегда закавычивал слово “народничество” в связи со своим “поворотом к Некрасову”. Он делал это потому, что приходилось отвечать на критику тонко. Он говорил: “Мне отказывали в праве писать о русском народе только потому, что я автор “декадентских симфоний”. Говорили о том, что мой поворот к Некрасову совершенно неожиданный. . . Мои “народнические” стихотворения появлялись уже в печати четыре года тому назад. . . В книге “Пепел” собраны и переработаны мои прежние стихотворения; не более. А любить Россию свойственно русскому человеку; направление, литературная форма тут ни при чем”. Хочу отметить, что А. Белый одним из первых символистов сумел увидеть Россию и русский народ как земную реальность, а не какое-то мистическое начало, в котором многие художники просто запутались и потеряли нравственные ориентиры. Но чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах сквозит даже чувство отчаяния: Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой — Мать-Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой? Эти строки стихотворения “Родина” написаны еще в 1908 году. Поэт не находит ответа на роковой вопрос. Далее рождаются у него стихи, по силе отрицания не имеющие аналогов в русской поэзии: Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя! С этим сравнимы лишь известные стихи Г. Иванова, где рефреном проходит мысль: “Хорошо, что нет России”, но там больше утверждения отрицанием, нежели отказ от родины. А. Белый явно больнее Г. Иванова был сжигаем мучительным чувством разлада с нравственным ощущением Родины. Несмотря на присущие А. Белому сомнения в том, что надо быть зависимым от своего рода и племени (он уже метил в космополиты, пытался осознавать себя человеком мира), именно в российской жизни он видел возможность для разрешения духовного кризиса всего человечества. А. Белый был не одинок в таком устремлении, но и все же. . . И когда в августе 1917 года, в преддверии революционных событий, его мечта начала осуществляться, он был готов и себя, и свое творчество принести в жертву Отчизне ради ее свободы: И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия — Мессия грядущего дня! Итак, при всей многогранности своего мироощущения А. Белый никогда с такой силой не увлекался более ни одним духовным образом. И его трагическая жизнь в эмиграции, его разногласия с литературой и политической средой не заслонили от него этот прекрасный образ России. .

История создания

Работу над созданием своего стихотворения Андрей Белый завершил в 1908 году. В те времена писательская среда была проникнута патриотическими настроениями, которые нередко перетекали в милитаристские. Люди были подавлены недавним поражением в русско-японской войне и революцией 1905 года, жаждали занять на мировой арене более престижное место. Набирали обороты антисемитские настроения, происходили еврейские погромы. Словом, народ жаждал выместить гнев на кого-либо.

Мрачные краски сгущала эпидемия холеры 1908-1910 годов. Она унесла тысячи жизней. Крестьяне были фактически лишены медицинского обслуживания и умирали целыми семьями. Если знатные люди имели шансы спастись, то народ был предоставлен самому себе. Социальное неравенство обострилось и заявило о себе во весь голос.

Конечно же, Андрей Белый создал произведение, отражающее обстановку в стране. Многих анализируемое стихотворение поразило своей откровенностью. Белый создал очень смелый образ России. В произведении отобразилась та боль, которую испытывал поэт за родной народ, а также искренняя любовь к родному краю. Андрей Белый был очень озабочен будущим страны.

Интересно, что свое стихотворение Андрей Белый посвятил известному священнику по фамилии Свентицкий. Личность богослова была довольно противоречивой. Она вызывала неоднозначное отношение со стороны окружающих. С одной стороны, мыслитель ратовал за освобождение церкви от светской власти, установление более справедливых социально-экономических отношений, обличение лжи самодержавия и жизнь по евангелическим законам, но, с другой стороны, сам же священник прелюбодействовал и зачал двух незаконных детей, что шло вразрез с его же собственными убеждениями. Поэт сам порой нелестно высказывался о Свентицком. Перед стихотворением читатель может увидеть пометку: В. П. Свентицкому. Произведение «Родина» было напечатано в 1910 году в сборнике «Пепел». Возможно, Белый своим стихотворением своеобразно ответил на проповеди Свентицкого, в которых он углублялся в религиозные вопросы и ратовал за передачу всей власти церкви. Но главными проблемами России по-прежнему оставались не религиозный догматизм, а эпидемии, голод и нищета. Не всеобщими постами нужно было решать эти проблемы, а реальными действиями, имеющими практическое значение.

Анализ стихотворения Белого “Любовь

В жизни Андрея Белого было несколько серьезных романов, каждый из которых закончился весьма трагически. Поэт предвидел, что его личная жизнь будет состоять из сплошных взлетов и падений, так как предъявлял к своим избранницам весьма высокие требования. Его не интересовали тривиальные взаимоотношения с представительницами слабого пола, которые он считал верхом пошлости. Однако если Белый испытывал сильные чувства, и дама отвечала ему взаимностью, то даже такой пустяк, как разрушение чужой семьи, не являлось для этой пары препятствием.

Охладевал

к своим избранницам Андрей Белый так же быстро, как и влюблялся. Поэтому исследователи его творчества до сих пор спорят о том, кому из женщин адресовано стихотворение “Любовь” , написанное в 1901 году. Вероятнее всего, его героиней является особа, ставшая одной из многочисленных жертв этого утонченного обольстителя, который мог вскружить голову практически любой женщине, довести ее до восторженного исступления и – бросить на произвол судьбы, нисколько не заботясь о том, что именно она испытывает в этот момент.

О том, что любовь мимолетна и непредсказуема, Андрей Белый знал не понаслышке. И

он с легкости принимал условия игры, в которой приходится давать клятвы в вечности своих чувств, считая это неизменным атрибутом взаимоотношений с женщиной. Впрочем, и представительниц слабого пола поэт также подозревает в лукавстве, поэтому в самом начале стихотворения приводит сцену прощания с очередной возлюбленной, когда оба понимают, что они расстаются навсегда. “Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон”, – признается поэт, подчеркивая, тем самым, что уходящая любовь причиняет ему душевные страдания. Однако это возвышенное и романтическое чувство поэт воспринимает, как “корабль, с зарею уплывавший”. Его невозможно удержать возле берега, когда ветер уже надувает паруса. Точно так же невозможно и сохранить любовь к женщине, если сердце уже наполнено предвкушением новой встречи.

Декларируя в этом стихотворении неотвратимость финала любых взаимоотношений, Андрей Белый, тем не менее, остается оптимистом и верит в то, что любое страдание будет вознаграждено. И если человек философски относится к тому, что его сердце вдруг стало закрытым для возлюбленной, то не стоит этому противиться. Лучше принять все, как есть, оставить в прошлом свои обиды, страхи и сомнения, потому что обязательно будет новая встреча, и восхитительное чувство любви еще не раз ворвется в душу, согрев ее своим теплом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: