Маяковский «Адище города»
АДИЩЕ ГОРОДА |
Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.
Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
над самым ухом взрывая гудки.
А там, под вывеской, где сельди из Керчи —
сбитый старикашка шарил очки
и заплакал, когда в вечереющем смерче
трамвай с разбега взметнул зрачки.
В дырах небоскребов, где горела руда
и железо поездов громоздило лаз —
крикнул аэроплан и упал туда,
где у раненого солнца вытекал глаз.
И тогда уже — скомкав фонарей одеяла —
ночь излюбилась, похабна и пьяна,
а за солнцами улиц где-то ковыляла
никому не нужная, дряблая луна.1913
Я |
Несколько слов обо мне самом |
Я люблю смотреть, как умирают дети.
Вы прибоя смеха мглистый вал заметили
за тоски хоботом?
А я —
в читальне улиц —
так часто перелистывал гроба том.
Полночь
промокшими пальцами щупала
меня
и забитый забор,
и с каплями ливня на лысине купола
скакал сумасшедший собор.
Я вижу, Христос из иконы бежал,
хитона оветренный край
целовала, плача, слякоть.
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть:
«Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
Это душа моя
клочьями порванной тучи
в выжженном небе
на ржавом кресте колокольни!
Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!»1913
НАТЕ! |
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.1913
НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ |
Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.
«Сумасшедший!
Рыжий!» —
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и до-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.1913
КОФТА ФАТА |
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.
Пусть земля кричит, в покое обабившись:
«Ты зеленые весны идешь насиловать!»
Я брошу солнцу, нагло осклабившись:
«На глади асфальта мне хорошо грассировать!»
Не потому ли, что небо голубó,
а земля мне любовница в этой праздничной чистке,
я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо,
и острые и нужные, как зубочистки!
Женщины, любящие мое мясо, и эта
девушка, смотрящая на меня, как на брата,
закидайте улыбками меня, поэта, —
я цветами нашью их мне на кофту фата!1914
Начало творческого пути
Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909 г.). В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.
В 1915 году была закончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.
В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.
«По мостовой моей души изъезженной…»
В стихотворении «По мостовой…» образы еще более замысловатые, чем в «А вы могли бы?» Город оживает и становится равноправным действующим лицом, не уступающим лирическому герою. Улица сливается с закоулками человеческой души, в которую витиеватыми фразами въедаются жесткие шаги городских сумасшедших.
Появляется образ повешенных городов – башни своими шеями (Маяковский использует устаревшее слово – “выями”) достают до облаков, затягивающихся вокруг них петлей. В финале – городовые, современные боги, распяты перекрестком дорог. Христианская тематика в наполненном мучениями тексте – насмешка автора над окружающей действительностью, но это смех сквозь слезы: «иду один рыдать».
Анализ стихотворения «Стихи о разнице вкусов» Маяковского
Произведение «Стихи о разнице вкусов» Владимира Владимировича Маяковского был опубликовано на страницах журнала с говорящим названием «Чудак».
Стихотворение написано осенью 1928 года. Его автору в эту пору исполнилось 35 лет, он давно уже один из главных глашатаев нового социалистического искусства, регулярно публикуется, проводит встречи с пролетариями. В этот период он находится в поездке по Франции, там же и пишет «Стихи о разнице вкусов». По жанру – типичная для поэзии В. Маяковского сатира, по размеру — акцентный стих с рифмовкой, весьма похожей на смежную. Конструкция этого стихотворения – апофеоз лесенки, столь привычной для поэта. За образами животных скрываются, разумеется, люди. Каждый слышит только самого себя, не желает менять точку зрения, свысока смотрит на непохожих, не способен увидеть гармонию в новом, незнакомом. Конфликт лошади и верблюда начинается с реплики непарнокопытного животного, привыкшего все измерять конями и их потребностями. «Какая лошадь-ублюдок»: просторечное устаревшее слово, давно приобретшее негативную окраску, указывает на нечистопородное происхождение. Поэт поднимает еще пушкинскую тему о невозможности впрячь вместе «коня и трепетную лань». Ритм в середине стихотворения нарушается, чтобы подчеркнуть возмущение оскорбленного верблюда. Этой же цели служат поставленные вместе вопросительный и восклицательный знаки. Стихи построены на диалоге. Один из подтекстов – несовместимость мира капитализма и социализма. Впрочем, в данном стихотворении нет явного противопоставления, только конфликт вместо сотрудничества. «Верблюд недоразвитый»: с такого ракурса верблюд обозревает жизнь и ее обитателей. «Бог седобородый»: помимо явного антропоморфизма, не одобряемого церковью, поэт утверждает, что только взгляд со стороны, вне определенного сообщества, над событием, может помочь дать верную оценку явлению и факту. Творец здесь – единственный, кто знает, что такими они были изначально созданы, и нет нужды одному становиться другим, каждый на своем месте, у всех свой путь. В мире же людей есть еще и соработничество ради общей цели. Тире финальных строк подчеркивает стремительность словесной схватки. Животные одушевлены, как это принято в баснях. Эпитеты: гигантская, недоразвитый, седобородый.
Тема узости мышления – одна из главных в творчестве В. Маяковского. Он всегда охотно бичует нравы как капиталистического, так и социалистического общества.
Великая, но, к сожалению, неоконченная поэма Блока «Возмездие» была задумана в Варшаве после похорон профессора Блока. Эпиграф взят из Ибсена: «Юность — это возмездие». Это произведение родилось из посмертной любви поэта к отцу, который при жизни был ему совершенно чужим.
В четвертом номере московского журнала «Золотое руно» за 1907 год было напечатано извещение «от редакции»: «Вместо упраздняемого с № 3 библиографического отдела редакция «Золотого Руна» с ближайшего № вводит критические обозрения, дающие систематическую оценку литературных явлений. На ведение этих обозрений редакция заручилась согласием своего сотрудника Ал. Блока, заявление которого, согласно его желанию, помещаем ниже».
Всего двадцать лет прошло с того времени, как Александр Блок написал первые стихи, составившие цикл Ante Lucem, до поэмы «Двенадцать», венчающей его творческий путь. Но какие шедевры создал за эти два десятилетия великий поэт. Теперь мы можем проследить путь Блока, изучая его биографию, историю отдельных стихотворений, перелистывая страницы старых газет и журналов, читая воспоминания современников. И постепенно раскрывается перед нами прекрасная и загадочная душа одного из проникновеннейших певцов России.
Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне» 1 вариант
Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне.
К некоторым из своих избранниц, среди которых – русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова – поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства.
Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей.
Была и третья категория возлюбленных, которые прошли сквозь жизнь поэта чередой, оставив в его памяти лишь мимолетные воспоминания. Этих женщин было настолько много, что их имена сегодня покрыты тайной. Однако доподлинно известно, что в интимных связях поэт был весьма неразборчив. И в этом нет ничего удивительного, так как поклонницы буквально по пятам преследовали Маяковского, и в любом городе, куда он приезжал для участия в литературном вечере, отбоя от представительниц слабого пола у него не было.
Судя по тому, как легко и быстро поэт менял женщин, может создаться впечатление, что ему были чужды вообще какие-либо моральные принципы. Действительно, эпоха безверия диктовала свои правила, и для того, чтобы насладиться интимной близостью, совсем необязательно было вступать в брак. Маяковский, к слову, вообще никогда не был женат. Та, с которой он готов был связать свою жизнь, того не хотела, а все остальные женщины в плане супружества, кроме Лили Брик, поэта попросту не интересовали. Тем не менее, он вес же не был лишен благородства и мог остановиться в самый последний момент, если чувствовал, что поступает безнравственно.
Примером этому может служить стихотворение «Отношение к барышне», написанное Маяковским летом 1920 года. В это время он гостил на даче своего коллеги по работе в «Окнах РОСТа» Николая Румянцева и наслаждался первозданной природой. Изредка к нему приезжала Лиля Брик, которая считала, что деревня Акулова гора – не самое романтичное место на земле. Однако по вечерам на даче нередко собиралась пестрая компания, в которую входили не только известные литераторы, но и многочисленные отдыхающие из числа соседей поэта. Кто из них стал прототипом образа юной девушки, образ которой был воспроизведен в стихотворении «Отношение к барышне», история умалчивает. Но очевидно, что спутница Маяковского была очень молода и испытывала к поэту восторженно-наивные чувства, которые сама ошибочно принимала за любовь. Сам же герой этого несостоявшегося романа поначалу действительно рассматривал свою юную спутницу как объект сексуальных утех. Если учитывать, что к подобным взаимоотношениям с женщинами Маяковский давно уже привык, то не стоит удивляться, что его стихотворение начинается с фразы: «Этот вечер решал – не в любовники выйти ль нам?». Казалось бы, ничто этому не препятствует, и автор даже признается, что «никто не увидит нас». Однако, наклонившись к своей спутнице, Маяковский вдруг осознает, насколько же она молода, глупа и наивна в своей чистоте
Поэтому он начинает воспринимать ее «как добрый родитель», которому важно уберечь дитя от необдуманных поступков, способных вызвать впоследствии сожаление. Поэтому поэт просит спутницу: «Страсти крут обрыв – будьте добры, отойдите»
И в этой фразе столько скрытого благородства, что остается лишь удивляться деликатности и сдержанности Маяковского, привыкшего обращаться с дамами без лишних сантиментов и уверенного в том, что женщины не способны на высокие чувства.
«Лиличка» Маяковский стих
ЛИЛИЧКА! |
Вместо письма |
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.26 мая 1916, Петроград
ПОСЛЕДНЯЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА |
Стоит император Петр Великий,
думает:
«Запирую на просторе я!» —
а рядом
под пьяные клики
строится гостиница «Астория».
Сияет гостиница,
за обедом обед она
дает.
Завистью с гранита снят,
слез император.
Трое медных
слазят
тихо,
чтоб не спугнуть Сенат.
Прохожие стремились войти и выйти.
Швейцар в поклоне не уменьшил рост.
Кто-то
рассеянный
бросил:
«Извините»,
наступив нечаянно на змеин хвост.
Император,
лошадь и змей
неловко
по карточке
спросили гренадин.
Шума язык не смолк, немея.
Из пивших и евших не обернулся ни один.
И только
когда
над пачкой соломинок
в коне заговорила привычка древняя,
толпа сорвалась, криком сломана:
— Жует!
Не знает, зачем они.
Деревня.
Стыдом овихрены шаги коня.
Выбелена грива от уличного газа.
Обратно
по Набережной
гонит гиканье
последнюю из петербургских сказок.
И вновь император
стоит без скипетра.
Змей.
Унынье у лошади на морде.
И никто не поймет тоски Петра —
узника,
закованного в собственном городе.1916
ДЛЯ ИСТОРИИ |
Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет —
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.1916
Смерть и наследие
В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.
В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, площади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
хронологическая таблица Маяковского
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и ее мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. У Лили и Владимира начался бурный роман, и ее муж фактически уступил ее другу.
- Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть еще и сын от связи с художницей Лилей Лавинской – Глеб-Никита, советский скульптор.
- После смерти отца от заражения крови (он укололся, сшивая бумаги), Маяковского всю жизнь преследовала фобия умереть от инфекции.
- Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
- После чтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине зал аплодировал 20 минут, на этой постановке присутствовал Сталин.
- Маяковский стоял у истоков советской рекламы, за рекламную деятельность поэт подвергался критике со стороны некоторых современников.
Все интересные факты из жизни Маяковского
-
/11
Вопрос 1 из 11
«Ещё Петербург»
Небольшое стихотворение 1914 года почти целиком построено на приемах персонификации и олицетворения. Здесь мы видим образ наползающего на город тумана-каннибала, «жующего» людей. Течение времени передается образом «нависающих», словно капли, часов.
В последних строках поэт, вероятно, имеет в виду луну, смотрящую с неба не просто, но «величественно». Маяковский сравнивает её с великим классиком, но делает это в пренебрежительном тоне – «какая-то дрянь». Футуристы считали Толстого и других «сложных» авторов такими же далекими и непостижимыми для «новых» людей, как луна на небе.
Луна становилась предметом вдохновения для многих поэтов. Возможно, вам будет интересно почитать про «Английские стихи о Луне».
«Ешь ананасы…»
Возможно, один из самых известных коротких стихов Маяковского. Двустишие- стало первым в творчестве поэта и было написано в одном из петроградских ресторанов под звуки «разухабистой музычки», по воспоминаниям автора. Время создания – канун Октябрьской революции.
В стихотворении поэт предрекает скорую гибель «зажравшегося» класса. Ананасы и рябчики – деликатесы, которые могли позволить себе в то время только обеспеченные люди. Упоминание тропического фрукта – это к тому же шпилька Маяковского в адрес своего литературного оппонента Северянина и его стихотворения «Ананасы в шампанском».
Путешествия и общественная деятельность
1918–1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, С.Третьяков, и др.
В 1922 –1924 годах Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случился короткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.
Вернувшись из-за границы, поэт путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского «Клоп», в 1929 году – «Баня».