Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»
Первый серьезный поэтический сборник А.А. Блока «Стихи о Прекрасной даме» (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Александр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых — Боблово — находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, которая может примирить «земное» и «небесное», божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе» и В. Соловьева о «вечной женственности» как нетленном божественном начале. Владимир Соловьев воспринимает «вечную женственность» как явление космического масштаба. Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божественного и «вечно женственного» начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Стихи о Прекрасной даме». Героиня цикла — непостижимый, мистический образ («Дева», «Святая», «Непостижимая»), а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты:
Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова…
Поэтические эпитеты «белое платье», «неведомые тени», «в тихой заводи» усиливают ощущение нереальности происходящего; окружают любовное чувство поэта мистическим ореолом. Любовь лирического героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полутонов. Любовь — состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной — непостижимый, таинственный, лишь смутно угадываемый мир. Такое понимание искусства определило символический характер «Стихов о Прекрасной даме». Стихотворение цикла «Девушка пела в церковном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое платье», которое «пело в луче». Эпитет белый («на белом плече», «белое платье») подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, «летящего в купол». Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою». Финал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья:
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Центральным стихотворением цикла является «Вхожу я в темные храмы…» (1902), в котором лирическому герою только чудится образ «величавой Вечной Жены», Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства:
В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
(«Вхожу я в темные храмы…»)
Революция 1917 года
Не оправдавшая надежды первая революция обратила внимание Блока не взаимоотношения простого народа и интеллигенции в России. Теперь центральное место в творчестве поэта занял образ Родины, воплощение которого можно найти в одноимённом цикле стихов, объединившим в себе произведения поэта, написанные в 1907 – 1916 годы
Октябрьскую революцию поэт воспринял с большим воодушевлением. В 1918 году Блок пишет три своих самых значимых произведения, посвященных революции: публицистическую статью «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» и «Скифы».
В статье Блок призывал русский народ признать революцию и поддержать происходящие в стране великие перемены, которые приведут её к расцвету и лучшей жизни. Однозначное восхищение, выраженное в этой статье, однако, со временем сменилось большей объективностью.
Отражение этой перемены взглядов Блока можно найти в поэме «Двенадцать». Размышляя о силе исторических событий, которые сравниваются с бурей и метелью, поэт приходит к осознанию, что революция – скорее стихия и неизбежность, чем обещание лучшей жизни. Яркие контрасты, невероятная жестокость и лёгкий призрак надежды на созидательную силу революции – такой предстаёт эта поэма Блока перед нами. Столкновение двух миров, будущего и прошлого, ведёт человечество в неведомом направлении.
Важно отметить, что «Двенадцать», произведение революционное не только по духу, но и по своей художественной структуре, отличается от поэзии Серебряного века необычно разговорной и даже вульгарной речью. Использование такого языка, однако, по заявлениям современников Блока, было единственно правильным решением
Революционные произведения, написанные Блоком в 1918, были неким творческим всплеском, после которого поэт погрузился в глубочайший творческий кризис, сопровождающийся прогрессирующими болезнями ума и тела. Поэт впал в депрессию и перестал писать стихи. Своё последнее стихотворение Блок написал в феврале 1921 года, за полгода до своей смерти.
Об истории создания цикла и о структуре блоковского произведения
Последнее издание цикла, которое случилось еще при жизни Блока – в 1922 году, включает 164 поэзии, написанные писателем всего за год, начиная с 1901-го и заканчивая осенью 1902 года. Однако, такое формирование сборника установилось не сразу. История знает историю о том, что Блок объяснял избранную структуру необходимостью представить совокупность идей. Также такая форма определилась еще и потому, что таковой была логика внутреннего развития сборника «Стихов…»
Блок придумал название сборника в 1903 году. Старт этому процессу дала публикация блоковских произведений на страницах московского альманаха «Северные цветы» (там русский поэт издал в целом около десяти лирических произведений). Предложил же стихи читателям главный редактор альманаха Валерий Брюсов. Впоследствии этим названием Блок обозначал свою ранние тексты – в основном, работы с привкусом мистицизма, которые издавались на протяжении разных периодов. Уже в 1904 году в «Грифе» (Москва) выпустили поэтический сборник Александра Блока, который назывался «Стихами о Прекрасной Даме». Позже сюда включили и другие произведения автора, а также существенно изменили и саму композицию тома.
«Эзотерический язык» Блока и вариации изданий сборника
В первом издании есть некоторые особенности: том написан с использованием «эзотерического языка», то есть смеси чувств и живой природы. Немногие люди способны понять такой язык, но, вероятно, в этом и состоял замысел символиста. Однако поклонники поэзии Блока находились всегда. В издании следующих произведений Блок стремился уделить больше внимания пояснению скрытых смыслов и малопонятных речевых оборотов.
Второе издание стихов Блоку предложили подготовить в «Мусагете». Предложение поступило в осенние декадентские дни 1910-го. Эту публикацию редакция запланировала в виде сборника поэзий. Уже тогда автор запланировал цикл как литературный триптих. Первая часть увидела свет через год, включив тексты из «Стихов о Прекрасной Даме», однако уже в ином – необычном – ракурсе. Редакторы и автор разделили цикл на части по триста произведений в каждой части (всего таких блоков было семь). Систематизация поэтических строк проходила также с помощью включения хронологического принципа: начиная с 1891-го и заканчивая 1904 годом. К слову сказать, автор впервые применил для своих стихов этот подход. Таким образом была определена структура первой части.
Через шесть лет то же издательство выпустило блоковские поэзии сразу в четырех частях. Для этого редакторы опять переработали состав сборника, посвященного образу Женственности, исключив оттуда почти 90 произведений. Также издатели ввели около тридцати новых стихов, которые до тех пор не входили ни в одну публикацию. Первый раз поэтические произведения из первой части литературные редакторы и автор раздели на такие блоки:
- «Ante Lucem»;
- «Стихи о Прекрасной Даме»;
- Цикл «Распутья».
В 1922 году состоялось очередное издание блоковских поэзий. Писатель намеревался прокомментировать сборник, однако свою идею Блок так и не осуществил. В издание вошло 164 стиха, которые условно разделили на шесть рубрик. Под каждой рубрикой и стихом редакторы поставили место и временя создания определенного текста. Таким образом, «Стихи…» стали основой для других циклов, в частности для «Распутья».
Образ Вечной Женственности
Ранее мы говорили, что многие символы из своей вселенной писатель связывал с образом Женственности. Анализируемый цикл осуществил настоящее открытые в литературе начала ХХ века, гармонично вписывая в культурную действительность образ мистической женщины.
Образы Блока не однотипные, а – наоборот – достаточно широкие. Фигура прекрасной дамы отсылает к широкому универсуму смыслов. Блок ввел в поэзию элементы культуры Средневековья, где поклонение Даме сердца считалось демонстрацией добрых намерений, а также чувств. Автор использовал в своей лирике элементы традиции мистицизма, которые обрели популярность в эпоху Возрождения. Блок взял за основу произведения итальянских мастеров. Творчество Данте или Петрарки невозможно представить без светлого любовного чувства. Образы женщин (например, Лауры) – это идеальные, романтические лики, обращающиеся к Вечности. Сентиментальное воплощение мира, противоречий человеческой вселенной, особенностей повседневности находит воплощение в блоковском творчестве. Однако русский поэт использовал также приемы коллег по цеху, признанных классикой русской литературы в лице Фета и Жуковского, которые нашли необычный способ и стиль демонстрации человеческих чувств – как явления в природе.
Женщина
Произведение “Женщина” создано поэтом в 1914 году, в те годы он уже был зрелым автором. Перед стихотворением стоит надпись «Памяти Августа Стриндберга». Значение шведского писателя и публициста в творчестве и жизни русского поэта общепризнанно. Об этом говорил и сам Блок.
Если в раннем периоде своего творчества поэт обращается к идее Вечной Женственности, то в позднем периоде его больше интересует тема Мужественности, к которой он обратился после знакомства с трудами Стриндберга.
Встреча лирической героини и героя происходит на кладбище, но даже в таком печальном месте скорбящую женщину посещают мысли о том, что мужчина не просто так смотрит на нее, а, как ей кажется, с симпатией.
Но это не так, лирический герой пришел на могилу своего сына, до женщины ему нет никакого дела, поэтому вслед ей он глядит со снисходительной улыбкой.
По-видимому, поэт хотел показать данным произведением, что женщина всегда остается женщиной, не важно в какую ситуацию она попала
Творческий мир Блока
Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.
Основные темы творчества Блока:
- судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
- революция и роль интеллигенции в ней;
- верная любовь и дружба;
- судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
- роль поэта и поэзии в жизни общества;
- неразрывная связь человека и природы;
- вероисповедание и мироздание.
Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.
Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.
О, весна без конца и без краю
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
24 октября 1907 года
*****
Основные темы поэзии, определение символизма как модернистского течения в литературе
На рубеже XIX-XX веков появляется поэзия, названная модернистской, отличающаяся от прежней, реалистической, поисками иных путей выражения мыслей и чувств. Это было время расцвета творческой мысли, новых идей, необычных форм и приемов, названное в истории русской литературы Серебряным веком, одним из направлений которого был символизм.
Определение «символ» пришло из древнегреческой культуры. Такое слово или словосочетание не воспринимается в его прямом значении, ему придается иной смысл, создающий новый образ.
Но у символистов это понятие использовалось не просто как литературный прием. Глубокое осмысление понятия символа принадлежит русскому религиозному философу В.Соловьеву, который вернул в русскую литературу вкус к мистическим размышлениям и подтексту. Эта культура искала пути осмысления реалий окружающего мира, стремясь увидеть скрытое от человеческого взгляда, передать смысл посредством символов, которые бесконечны и многолики, их порой сложно истолковать, можно лишь догадаться об их сути. Символ должен был служить эстетическим проводником между земным и потусторонним миром. Один из символистов, Д.Мережковский, так определил это явление: «Смысл мерцает сквозь красоту символа».
Зарождение течения символизма в России началось еще в 90-е годы XIX в., и его родоначальником считают В.Брюсова. К наиболее известным символистам относится Блок. Все созданные стихотворения поэт объединил в сборники, вошедшие в циклы трех книг, которые назвал «трилогией вочеловечивания». В них прослеживается история развития его лирического героя от романтического рыцаря до гражданина, разделившего судьбу России с потрясениями начала ХХ века. В каждой книге свои преобладающие мотивы и доминирующие образы в поэзии. В первой отражены внутренние переживания лирического героя и его поклонение одухотворенному образу Прекрасной Дамы, утверждение красоты бытия и ожидание откровения. Во второй передано противоположное мироощущение: смятение, поиски жизненного пути, отсутствие понимания мира, основные образы – стихия, город, смута. В третьей преобладают размышления о судьбе России, о своем месте в «страшном мире», ощущение безысходности.
Грешить бесстыдно, непробудно
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
26 августа 1914 года
*****
Характеристика трилогии
Рассмотрим содержание каждого отдельного тома из «Трилогии вочеловечения».
Первый том «Я иду» — 1902-1904 гг.
Свое первое собрание сочинений Блок решает издать в трех книгах, состоящих из 18 циклов.
Первый том посвящен любви и романтике пейзажа. Ключевыми темами стали чувства к женщине и любование природой. Сборник состоит из циклов:
- «До света»;
- «Стихи о прекрасной даме»;
- «Распутье».
Эти стихи написаны совсем еще юным Блоком. Прослеживается дуальность восприятия жизни: поэт то пишет, что «стар душой», то говорит о «стремлении к воле». Однако ключевым персонажем произведений становится «прекрасная дама» и ее околомистический образ. Это связано с сильным чувством к Любови Менделеевой, которая становится его женой.
Любовь к женщине приобретает глубокий смысл, отчасти роковой и фатальный. Но не только романтические чувства становятся главной темой лирического героя. Он вплетает в творчество и политический аспект наравне с социальным.
Так, его раннее произведение «Фабрика» говорит о трудах народа с «измученными спинами». Он предвидит наступление перемен, коренного перелома в жизни России. Поэт переживает за судьбу страны и народа, хотя пока что его творчество посвящено мистицизму. Цикл завершается «Распутьем», которое знаменует изменения в творчестве поэта.
Цель лирического героя Блока в первом томе — приблизиться к идеалу.
Второй том «Падение в жизнь» — 1904-1908 гг.
Во второй том вошли циклы:
- «Город»;
- «Снежная маска»;
- «Фаина».
В своем творчестве Блок акцентирует внимание на событиях, которые происходили в то время в стране, поэтому мистицизм перестает фигурировать в прежней степени в лирике поэта. В этот период в России начинается революция, и Блок выступил наблюдателем за происходящими событиями
Он оценивает ситуацию, оставаясь в стороне, рассуждая на тему судьбы народа и интеллигенции.
Родина в творчестве поэта отождествляется с женским образом. Она таинственна и непостижима. Россия того периода неоднозначно воспринимается Блоком.
Это был тяжелый этап в жизни поэта. Блок потом признавал, что данный цикл — одно из самых его больших достижений.
Цель героя второй части трилогии — осознать и исследовать величие страны.
Третий том «Симфония жизни» — 1909-1916 гг.
Список циклов:
- «Страшный мир»;
- «Возмездие»;
- «Ямбы»;
- «Родина».
Завершающая часть трилогии, которая подытоживалась циклом «Страшный мир». Это произведение об окружающей действительности и о разоблачении буржуазии. Идея несовершенного мира давно прослеживалась в лирике Блока, здесь она становится центральной. Также свое развитие получила еще одна тема — тема двойника.
Отсюда самое известное творение Блока, известное даже массовому читателю, — «Ночь, улица, фонарь, аптека» из цикла «Пляски смерти». Ограниченность пространства и времени становятся лейтмотивом третьего тома. Но поэт не теряет надежду и стремится к свету и верит в победу добра. В строках встречается слово «вочеловечить», что знаменует победу духовного начала. Именно к духовности и шел поэт на протяжении всего цикла.
Каждая часть трилогии — это путь Блока как творца и художника мысли. Здесь же он заключает «О, я хочу безумно жить…». В цикл третьего тома входят темы музыки и природы, как и раньше.
Подытоживая, можно заключить, что вся поэзия трилогии «Вочеловечения» представляет собой трудный путь Блока, его личностное преобразование. Он начинает с мистического, переходя к философским размышлениям о жизни и стране. Так произошло становление Блока как великого классика поэзии Серебряного века.
Цель лирического героя остается неизменной со времен второго тома — исследование величия страны и ее дальнейшей судьбы.
Последнее напутствие
Боль проходит понемногу, Не навек она дана. Есть конец мятежным стонам. Злую муку и тревогу Побеждает тишина.
Ты смежил больные вежды, Ты не ждешь – она вошла. Вот она – с хрустальным звоном Преисполнила надежды, Светлым кругом обвела.
Слышишь ты сквозь боль мучений, Точно друг твой, старый друг, Тронул сердце нежной скрипкой? Точно легких сновидений Быстрый рой домчался вдруг?
Это – легкий образ рая, Это – милая твоя. Ляг на смертный одр с улыбкой, Тихо грезить, замыкая Круг постылый бытия.
Протянуться без желаний, Улыбнуться навсегда. Чтоб в последний раз проплыли Мимо, сонно, как в тумане, Люди, зданья, города…
Чтобы звуки, чуть тревожа Легкой музыкой земли, Прозвучали, потомили Над последним миром ложа И в иное увлекли…
Лесть, коварство, слава, злато – Мимо, мимо, навсегда… Человеческая тупость – Все, что мучило когда-то, Забавляло иногда…
И опять – коварство, слава, Злато, лесть, всему венец – Человеческая глупость, Безысходна, величава, Бесконечна… Что ж, конец?
Нет… еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты в овсе…
А когда пройдет все мимо, Чем тревожила земля, Та, кого любил ты много, Поведет рукой любимой В Елисейские поля.
14 мая 1914
«Девушка пела в церковном хоре…»
Давайте обратимся к этому стихотворению, проводя общий о Прекрасной даме» — цикл, одним из самых известных произведений которого является именно оно. наполнено следующими символами: «белое платье», «белое плечо» и сияющий луч на нем, «голос, летящий в купол». В этом произведении эпитет «белый» подчеркивает ощущение умиротворения, покоя, тишины, исходящее от голоса героини, который характеризуется как «летящий в купол». Девушка поет об ушедших в море кораблях, о людях, оказавшихся в чужом краю, о тех, кто забыл свою радость. Финал этого стихотворения мистичен. Он вовсе не оставляет нам ощущение счастья. Блок пишет, что ребенок, «причастный тайнам», плакал о том, что никто не вернется назад.
Основные мотивы лирики А. Блока
Одной из главных особенностей творчества А. Блока является то, что оно завершает развитие многих важнейших тем и мотивов, возникших еще в XIX веке и связанных с осознанием роли и места человека в окружающем мире, в данной социальной среде. В лирике А. Блока они получают свое второе рождение, ставятся и формулируются заново – уже как темы и мотивы его творчества, хотя генетическая связь их с прошлым осознается поэтом достаточно отчетливо.
Уже современники заметили, как часто повторяются в лирике А. Блока несколько ключевых слов. Так, К.И. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего А. Блока – «туманы» и «сны» . Для всего корпуса лирики А. Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций.
Благодаря сквозным мотивам поэзия А. Блока приобрела очень высокую степень единства. Сам поэт хотел, чтобы его читатели рассматривали его лирику как единое произведение – как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечивания».
Основным мотивом, связующим разрозненные произведения и во многом определяющим композицию «Собрания стихотворений», является «идея пути», осмысление поэтом собственного развития, собственной эволюции. В то же время Блок воспринимает свой путь как путь современного человека и уже – как путь интеллигента нового столетия. В связи с этим для его «трилогии лирики» очень существенна ориентация на социальный роман XIX в. и прежде всего на «Евгения Онегина», по аналогии с которым он называет свою «трилогию» романом в стихах.
Внешняя композиция блоковского «романа в стихах» делится на три тома, каждый из которых обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из этапов «вочеловечивания». Помимо внешней композиции трилогия А. Блока организована и более сложной внутренней композицией – системой мотивов, образными, лексическими и интонационными повторами, связывающими отдельные стихотворения и циклы в единое целое.
Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме». Весь цикл пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед нею как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии А. Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она – небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:
Прозрачные, неведомые тени
К тебе плывут, и с ними
Завершающая часть сборника
Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (Блок), анализ которого был подробно представлен в этой статье, закрывается циклом «Распутья». Здесь отчетливо проявляются мотивы безысходности, растерянности лирического героя, тревоги, все более становится явным преобладание реалистических составляющих. Поднимаемые социальные проблемы (в стихотворениях «Фабрика», «Из газет», «Все ли спокойно в народе?..») остаются без разрешения.
Мотив «конца мира» становится главенствующим: лирический герой, да и сам поэт, больше не надеется на спасение, на приход Прекрасной Дамы, на возможность очищения и перерождения. Он отстраняется от бездуховного существования и более не участвует в происходящем.
Стихи о России – связь судьбы Блока с судьбой Родины
Главный цикл третьей книги — «Родина». Николай Гумилев писал: «Перед Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его петь и плакать своими неразрешимыми загадками: Россия и собственная душа». Блок считал, что России суждена мессианская роль духовного спасения мира.
В стихотворении «Русь» (1906 г). лирический герой, погружаясь в сон, видит волшебные и мистические действа, из которых складывается образ России, окутанный вековыми тайнами и преданиями старины, воплотившей в себе и грех, и святость. Ему снится водоворот ночных хороводов разноликих народов, колдуны, «ведуны с ворожеями», ведьмы с чертями. В этой дремоте он узнает нищету бескрайних просторов необычайной страны, представляющейся в лохмотьях, но не запятнавшей «первоначальной чистоты» и почивающей в своих тайнах.
В пророческом стихотворении«Россия» (1908 г.) – Блоку его страна в начале XX в. видится все такой же, как и в «годы золотые»: расхлябанные колеи дорог, в которых вязнут колеса убогой повозки, серые избы. Россия представлена в образе обманутой женщины с разбойной красой и прекрасными чертами, в узорном платке до бровей, от слез которой реки становятся все шумней.Нищая, она не жалости достойна, ибо все вынесет, не пропадет и не сгинет.
В цикле «На поле Куликовом» (1908 г.) отразились размышления о прошлом и будущем Родины. Куликовская битва была победой не столько военной, сколько моральной, победой национального самосознания. Для Блока это сражение стало символическим событием в истории России, которому суждено возвращаться. Борьба за национальную независимость будет для России «вечным боем».
Само сражение не описано, только стремительное движение к полю боя и ночь перед сражением, важно состояние воина накануне решающей схватки, готового умереть за святое дело. Образ Богородицы ощутим в криках лебедей, в струящихся лучах рассвета, в блеснувшем отражении волны на мече, на кольчуге и щите
Последние строки обращены к каждому, чье сердце не может жить покоем.