Характеристика трилогии
Рассмотрим содержание каждого отдельного тома из «Трилогии вочеловечения».
Первый том «Я иду» — 1902-1904 гг.
Свое первое собрание сочинений Блок решает издать в трех книгах, состоящих из 18 циклов.
Первый том посвящен любви и романтике пейзажа. Ключевыми темами стали чувства к женщине и любование природой. Сборник состоит из циклов:
- «До света»;
- «Стихи о прекрасной даме»;
- «Распутье».
Эти стихи написаны совсем еще юным Блоком. Прослеживается дуальность восприятия жизни: поэт то пишет, что «стар душой», то говорит о «стремлении к воле». Однако ключевым персонажем произведений становится «прекрасная дама» и ее околомистический образ. Это связано с сильным чувством к Любови Менделеевой, которая становится его женой.
Любовь к женщине приобретает глубокий смысл, отчасти роковой и фатальный. Но не только романтические чувства становятся главной темой лирического героя. Он вплетает в творчество и политический аспект наравне с социальным.
Так, его раннее произведение «Фабрика» говорит о трудах народа с «измученными спинами». Он предвидит наступление перемен, коренного перелома в жизни России. Поэт переживает за судьбу страны и народа, хотя пока что его творчество посвящено мистицизму. Цикл завершается «Распутьем», которое знаменует изменения в творчестве поэта.
Цель лирического героя Блока в первом томе — приблизиться к идеалу.
Второй том «Падение в жизнь» — 1904-1908 гг.
Во второй том вошли циклы:
- «Город»;
- «Снежная маска»;
- «Фаина».
В своем творчестве Блок акцентирует внимание на событиях, которые происходили в то время в стране, поэтому мистицизм перестает фигурировать в прежней степени в лирике поэта. В этот период в России начинается революция, и Блок выступил наблюдателем за происходящими событиями
Он оценивает ситуацию, оставаясь в стороне, рассуждая на тему судьбы народа и интеллигенции.
Родина в творчестве поэта отождествляется с женским образом. Она таинственна и непостижима. Россия того периода неоднозначно воспринимается Блоком.
Это был тяжелый этап в жизни поэта. Блок потом признавал, что данный цикл — одно из самых его больших достижений.
Цель героя второй части трилогии — осознать и исследовать величие страны.
Третий том «Симфония жизни» — 1909-1916 гг.
Список циклов:
- «Страшный мир»;
- «Возмездие»;
- «Ямбы»;
- «Родина».
Завершающая часть трилогии, которая подытоживалась циклом «Страшный мир». Это произведение об окружающей действительности и о разоблачении буржуазии. Идея несовершенного мира давно прослеживалась в лирике Блока, здесь она становится центральной. Также свое развитие получила еще одна тема — тема двойника.
Отсюда самое известное творение Блока, известное даже массовому читателю, — «Ночь, улица, фонарь, аптека» из цикла «Пляски смерти». Ограниченность пространства и времени становятся лейтмотивом третьего тома. Но поэт не теряет надежду и стремится к свету и верит в победу добра. В строках встречается слово «вочеловечить», что знаменует победу духовного начала. Именно к духовности и шел поэт на протяжении всего цикла.
Каждая часть трилогии — это путь Блока как творца и художника мысли. Здесь же он заключает «О, я хочу безумно жить…». В цикл третьего тома входят темы музыки и природы, как и раньше.
Подытоживая, можно заключить, что вся поэзия трилогии «Вочеловечения» представляет собой трудный путь Блока, его личностное преобразование. Он начинает с мистического, переходя к философским размышлениям о жизни и стране. Так произошло становление Блока как великого классика поэзии Серебряного века.
Цель лирического героя остается неизменной со времен второго тома — исследование величия страны и ее дальнейшей судьбы.
Тема «страшного мира» в поэзии А. А. Блока
А. А. Блок со всей присущей его поэтическому сознанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Февральская революция дала поэту свежие силы, надежды на новое, светлое будущее России, что нашло отражение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы».
Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Мировой Души — идеала, присутствующего почти в каждом стихотворении Блока-символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Окружающая действительность пугает поэта пошлостью буржуазного быта, но он не может найти ей достойное противопоставление, мучаясь от неразрешимых противоречий. Именно в этот период он создает цикл стихотворений, получивший название «Страшный мир». Лирический герой этого цикла бредет во тьме, уже не испытывая никаких желаний. Он пережил все: и «иго страсти безотрадной», и «мрачные, порочные услады / Вина, страстей, погибели души».
Жизнь становится «мученьем», а сам он «мертвецом», идущим кругами Дантова ада: Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться.
Блок понимал, что человек, поддавшийся соблазнам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается. Он сравнивает себя с матросом, не принятым на борт, так же, как этот матрос, поэт «идет, шатаясь сквозь буран», потеряв основной смысл своей жизни.
Потеря духовных ценностей, и, как следствие этого, бессмысленность бытия угнетает Блока.
В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспевается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь».
Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд.
Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! — Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай — бездонной скуки ад. Лирический герой стихотворений наделен чуткой душой, воспринимающей все многообразие жизни, он умен и проницателен, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнетает его. Осознавая безысходность своего бытия, Блок делает героями своих стихотворений то «стареющего юношу», то «мертвеца», то демона, несущего смерть.
Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим.
В «страшном мире» отталкивают даже картины природы: там «диск большой, Заливавший все в природе нестерпимой желтизной». Всегда таинственный лунный свет, превратившийся в «нестерпимую желтизну», является одним из показателей трагического мироощущения поэта, его отвращения ко всему вокруг. Природа кажется лирическому герою враждебной:
Вон месяц, как палец, над кровлями громад
Гримасу корчит мне.
В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок раскрывает глубины своего отчаяния. Это его жизнь полна «мелочных забот», а на дне души, «безрадостной и черной, Безверие и грусть». Вымышленный «приятель» помогает Блоку со стороны посмотреть на себя, высказать то, о чем болит душа. «Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта» — вот удел тех, для которых «светлые мысли» остались «воспоминанием смутным».
Лирический герой цикла «Страшный мир» одинок, как и сам поэт. Мир, описанный Блоком, навевает тоску и чувство безысходности. «Мертвецы», «скелет», «безносые женщины», «пляска смерти» — обилие таких мрачных образов невольно заставляет думать о смерти. Смерть рефреном идет через весь цикл, подводя к мысли о том, что в «страшном мире» жить невозможно. Смерть духовная неминуемо ведет к смерти физической. Бессмысленное существование противно человеческой природе. Трагизм поэта в стихотворениях этого периода безграничен, однако уже в цикле «Ямбы» мы видим, как меняется мироощущение Блока, обретшего новые силы на борьбу со злом: О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Анализ Стихотворения А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей»
Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей…», написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.
Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось её платье.
Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустошения, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рассказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.
Искусство поэзии обладает способностью переплавить личностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отражают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусства»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», воплощают в звуках опыт трагического мироощущения.
Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.
Строки:
Но есть ответ в моих стихах тревожных,
Их тайный жар тебе поможет жить…
(«О, нет! не расколдуешь сердца ты…», 1913)
— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст возможность ощутить те же энергии и понять те же истины, что было суждено чувствовать ему. Его стихи при этом— не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; недаром речь идёт о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.
Поделиться
Похожие материалы:
- Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» (адресовано жене) I. Любовь — умиротворенность для души. II. Анализ стихотворения. 1. Композиция стихотворения. 2. Жанр стихотворения. 3. Эпитеты, олицетворения, метафоры. 4 Параллель со стихотворением Пушкина. III….
- Анализ стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить…» Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская…
- Анализ стихотворения «Россия» А.А. Блока Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание….
- Анализ стихотворения Блока «На железной дороге» Стихотворение «На железной дороге» включено в цикл стихов А. Блока «Родина». Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто…
- Анализ стихотворения Блока “О доблестях, о подвигах, о славе” (адресовано жене) Это стихотворение было написано в 1908 году. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой…
- Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания «Страшного мира», когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих…
- Анализ стихотворения Блока А. А. «Осенняя воля» Стихотворение А.А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический герой…
- Анализ стихотворения А.Блока «Вхожу я в темные храмы…» Символист А.А. Блок обессмертил свое имя созданием цикла стихов о «Прекрасной Даме». В них — чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о…
- Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Несмотря на то что первой ласточкой, оказавшейся в печати, был рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», на первое место по полярности уже в…
- Итоговое сочинение: Человек становится человеком только среди людей (2 варианта) Многомудрый Литрекон в пылу авторского рвения подготовил для Вас итоговое сочинение на тему: Согласны ли Вы с фразой Бехера «Человек становится человеком только среди людей»?…
Характерные черты лирики А. Блока
Лирика А. Блока — уникальное явление в отечественной культуре. При всем многообразии проблематики, отличии раннего творчества от творчества зрелого периода, лирика Блока выступает как целое, в развернутое во времени, произведение. Современники заметили, что в лирике Блока часто повторяются несколько ключевых слов. Например, К. Чуковский о и «туманы» – излюбленные слова раннего Блока.
Для всей лирики А. Блока характерной является устойчивая повторяемость ключевых образов, лирических ситуаций и словесных формул. Эти слова и образы наделяются не только значениями «словарными», они получают и дополнительную смысловую энергию, новые семантические оттенки. Однако значение подобных слов-сигналов определяет не только контекст конкретного произведения. Лирика Блока благодаря сквозным мотивам обладает чрезвычайно высокой степенью цельности. Сам Блок хотел, чтобы читатели рассматривали его лирику как роман в стихах, состоящий из трех томов. Поэт назвал этот роман «трилогией вочеловечения».
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Художественный мир лирики Блока 420 руб.
- Реферат Художественный мир лирики Блока 260 руб.
- Контрольная работа Художественный мир лирики Блока 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Такая позиция поэта связана прежде всего тем, что центром его лирики является личность современного человека. Именно она в ее отношениях и с социальным, и с «космическим», и с природным миром составляет ядро проблематики творчества Блока. Традиционно подобная проблематика до Блока воплощалась в жанре романа.
В лирическом «романе» Блока тоже присутствует своеобразный сюжет, однако он не событийный, а лирический, он связан с движением мыслей и чувств, с развертыванием устойчивой мотивов. В лирическом «романе» А. Блока нет дистанции между героем и автором, здесь личность сама поэта является героем «Трилогии вочеловечения». Поэтому в литературоведении по отношению к нему используется такая категория, как «лирический герой». Этот термин, сегодня используемый и по отношению к творчеству других поэтов, впервые появился в статьях Ю. Тынянова о поэзии Блока.
Основными признаками лирики Блока являются:
- Возвышенность тематики
- Музыкальность
- Мистическая настроенность
- Многозначность
- Расплывчатость образов
- Недосказанность.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Герой лирики Блока может быть безымянным воином из стана Дмитрия Донского или посетителем пригородного ресторана, или Гамлетом, или иноком, но каждый раз эти образы – воплощения одной души, одного способа мышления, одного мироощущения. Введение термина Ю. Тынянов объясняет тем, что самой большой лирической темой А. Блока стала сама личность поэта. Поэтому при всем многообразии тематического материала, который составляет предметный фон лирики Блока, «трилогия вочеловечения» от начала до самого конца моноцентрична.
История создания
Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью. Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века. Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.
Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России. Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий. Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.
Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной. Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество. Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным. Поистине поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.
Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний. Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать. Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.
Историческая атмосфера
Начало 20-го века ознаменовалось растерянностью, озлобленностью и безверием народа. Революционные настроения, гнев, бунт против существующего строя – все это влияло на творчество поэта.
В начале XX столетия существовали два крайних лагеря – грубые материалисты, отказывающиеся от всего духовного и возвышенного, и те, кто полностью оторвался от реальности, предпочитая жить в иллюзиях, мечтах и воздыханиях о высоких мирах.
В юности Александр Блок верил, что возвышенная поэзия спасет мир. В это время поэты писали стихи, в которых все выражалось символически, не было никакой связи с реальным миром, и подобное творчество было востребовано среди высшего общества.
Поэт принадлежал к символистам и пользовался большой популярностью среди барышень и молодых людей из общества. Для Блока, как и для некоторых его современников, это была попытка убежать от жестокой реальности времени, в котором они жили.
В начале XX века многие считали, что город – это скопление всего отрицательного, разрушительного и унылого. Маяковский пишет «Адище города», в котором употребляет эпитеты «у раненного солнца вытекал глаз» а «Ночь излюбилась, похабна и пьяна». В описании Маяковского «дряблая луна» далека от романтического описания. Но и лунный образ Блока в его «Незнакомке» тоже не прекрасен, луна в его стихе «бессмысленно кривится».
История написания стихотворения
Семейная трагедия – смерть отца и смерть сына в 1909 году встряхнула поэта, заставила пересмотреть жизненные ценности и все, во что он верил прежде, и поэт остался ни с чем. Его иллюзии разлетелись, а твердой веры и основания под ними не оказалось.
Как важно проверять свое духовное основание в благоденствии, чтобы не потерпеть крах во время беды!
Став старше и пережив удары судьбы, Блок отказывается от символизма. Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека», который он написал в 1912 году – один из первых стихов нового для поэта направления. В стихе явно то, что поэт не верит в вечную жизнь как продолжение физической, не верит в рай и ад, проповедуемые христианством. Даже реинкарнация, существование которой он допускает, не дает ему ни основания для покоя, ни надежды.
Стих, который стал одним из наиболее известных произведений Блока, пугал его друзей и современников своей безнадежностью и безысходностью. Символизм, не имеющий связи с реальностью, больше не привлекал поэта.
Анализ cтихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей
Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей…» , написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.
Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось ее платье.
Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустошения, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рассказать о своей бурной жизни «еще не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.
Искусство поэзии обладает способностью переплавить личностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отражают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусства»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», воплощают в звуках опыт трагического мироощущения.
Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.
Но есть ответ в моих стихах тревожных, Их тайный жар тебе поможет жить… («О, нет! не расколдуешь сердца ты…», 1913)
— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст возможность ощутить те же энергии и понять те же истины, что было суждено чувствовать ему. Его стихи при этом — не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; недаром речь идет о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.
Образы героев
Анализ цикла страшного мира Блока указывает на то, что некоторые его стихотворения воспринимаются как отдельные части, собранные воедино. К таковым вполне можно отнести «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Чёрную кровь». Последовательность их имеет неслучайный характер. Она наделена вполне логичным смыслом:
- в первом — картина бессмысленности бытия;
- во втором — предопределение человеческой судьбы;
- в третьем — внутренний мир личности.
Яркое впечатление оставляет после прочтения стихотворение Блока «Чёрная кровь». Оно являет собой монолог несчастного человека, глубоко поражённого страстью, которая впоследствии стала причиной страшной трагедии. Очень хлёсткий образ цивилизации обрисован в стихотворении «Фабрика». Мысль о роковом жизненном круговороте весьма проницательно передана в одном из самых узнаваемых произведений автора «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Обзор всех стихотворений позволяет выделить тот факт, что даже попытки обрести своё личное счастье лирический герой отождествляет с греховностью. Так, в строках своей «Незнакомки» Блок наделяет художественные образы символическим подтекстом.
Список сочинений
Весь «страшный мир» в творчестве блока можно увидеть в сравнении с идеалами писателя. Некоторые произведения основаны на вечной любви и знакомстве с девушкой. Казалось бы, это прекрасное чувство, но все же описание обстановки и концовка подтверждают названия сборника. В самом цикле «Страшный мир» содержится 28 стихотворений. Вот несколько из них:
- «В ресторане» — сцену любви омрачает пение цыганки, игра на скрипке. Главная героиня закована в условности. Она печально смотрит на поэта, но другие рассматривают ее взор как насмешку.
- «Авиатор» — описывается трагедия, а именно смерть пилота разбившегося самолета. В конце стихотворения поэт обращается с риторическими вопросами к погибшему капитану.
- «Униженье» — это произведение, основанное на рассказе о притоне и встрече поэта с «ангелом». Но все ассоциации, которые видит герой кажутся грязными.
- «Песня ада» имеет основные черты, а именно притворство, лесть, пошлость и мерзость.
- «Демон». В этом повествовании некое существо, питается страхами людей. Оно обращается к своей жертве и грозит заколдовать ее.
- «На островах». Поэт пишет о любви и о чувствах, которые преследуют его, но в них он давно разочаровался. Все путешествие герою, казалось привычным и обыденным он не чувствовал адреналина, и это наводило грусть.
- «Пляски смерти». Произведение раскрывает тему смерти, а именно писывается мертвец, который пытается отравить существование и совратить обывателей.
- «Голос из хора». В этом стихотворении описываются жалкое отношение к жизни, а также затронута тема будущих дней. Лирик говорит о том, что смерть далеко и нужно радоваться каждому моменту.
- «Как растет тревога к ночи!». В этом разделе автор описывает чувства человека, который не хочет жить в неспокойном мире у него нет сил. Разочарование в своем существовании приводит к тому, что герой пьет вино со лживой улыбкой. За ней он пытается скрыть свой страх попасть в могилу.
- «Как тяжело ходить среди людей….». Писатель рассказывает о мертвой душе, которая притворяется живой.
Кратко рассматривая эту тему, можно понять, что сборник является неким творческим этапом Блока. В своем конспекте он отразил все острые противоречия времени и эпохи в целом так, как представлял и видел это.