«Этовать» – что за зверь такой?
Мало кто знает такое слово, как этовать. А оказывается оно существует. По значению его можно сравнить с английским Do, обозначающим действие, но неопределенное. Это универсальный глагол, которым можно заменить другой в зависимости от контекста.– «Чем занималась сегодня?»– «Да этовала весь день!»или– «Хватит тут этовать мне!»Вот такой он, разнообразный русский язык, разные в нем и особенности употребления слов в речи. Некоторые слова, которые сейчас не употребляются, нередко принимают за речевые ошибки те, кто не знает их значение. Например: агнец – ягненок, град – город, черница – монахиня и др.
Примеры предложений с частыми речевыми ошибками постоянно на слуху:
- У меня не оплОчены счета.
- Нужно ложить вещи вот так.
- Ты позвОнишь мне?
Даже в СМИ нередко допускают подобное: «Благодаря землетрясению погибли тысячи жителей».
Смешные ошибки в словах
Частенько мы допускаем смешные ошибки в словах и даже не замечаем этого. Иногда это происходит случайно (оговорка), но чаще всего человек действительно не знает, как правильно произносится слово. Евошний, евонный, ихний – это так по-деревенски. Это неверные производные от слов «его» и «их». «Было бы смешно, если бы не было так грустно». Самые распространенные ошибки в русском языке часто делаются на автомате. Мы где-то услышали это слово, запомнив его на подсознательном уровне. Поэтому если вы не хотите случайно опозориться на каком-то выступлении на работе, на публике, тщательно «фильтруйте базар».
Лексические ошибки, нарушающие точность речи
Словарный состав русского языка очень широк. В нём много слов, имеющих не одно, а несколько значений, есть синонимы, омонимы, паронимы. Со всеми этими явлениями могут быть связаны лексические ошибки, которые мешают речи быть точной.
Например, из нескольких синонимов часто можно выделить несколько нейтральных и несколько экспрессивно окрашенных (книжных, пренебрежительных и т.д.). В этом случае употребление неподходящего синонимы с экспрессивной окраской мешает понять смысл высказывания.
Пример: «Иванов был один из плеяды хулиганов и двоечников».
Слово «плеяда» допустимо употреблять, если речь идет о группе хороших, выдающихся людей («плеяда поэтов пушкинской поры»), а в данном случае было уместно слово «ряд» или «группа».
Омонимы – это слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют совершенно разные значения. Употребляя в речи омонимы, надо внимательно следить за тем, не будет ли высказывание двусмысленным, и, если это так, следует подбирать другие слова или описательные выражения.
Например, в выражении «Брат решил оставить эту работу» непонятно, решил ли он оставить себе (принять, присвоить) или оставить где-то (отдать, отказаться) – и что: вариант трудоустройства или результат труда (допустим, художественное полотно).
Особенно много ошибок, нарушающих точность речи, связано с паронимами.
Паронимы – это слова, которые имеют сходное звучание и написание, но различаются по смыслу. Они могут быть как однокоренными (одеть – надеть), так и с разными корнями (экскаватор – эскалатор). Неразличение паронимов часто приводит к тому, что речь делается непонятной. В таких условиях говорить о точности не приходится.
Классический пример – высказывания типа «Здесь нужна роспись директора». Какая роспись? Хохломская? Вероятно, директор все-таки не распишет, а подпишет документ и нужна, следовательно, его подпись.
Случается, говорящий или пишущий употребляет слова, значения которых он не знает. Конечно, и в этом случае речь делается неточной, а то и приобретает комических эффект. Например, «Дядя Фамусова любил ходить цугом». Дядя никак не мог так поступать, поскольку «цугом» можно только ездить – это вариант упряжки лошадей вереницей.
Как избавиться от речевых ошибок
Если вы хотите избавиться от речевых ошибок, вам потребуется выполнять следующие действия:
- Читать качественную литературу.
- Посещать театры, вернисажи, музеи и прочие культурные мероприятия.
- Общаться с начитанными людьми.
- Регулярно работать над собой, стремясь достигнуть совершенства в произношении и написании слов.
Надеемся вам понравилась информация о самых распространенных речевых ошибках. Помните, что результат будет зависеть только от вас. Задайтесь целью в течение недели избавляться от той или иной речевой ошибки, и со временем ваша речь непременно улучшится.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Простой язык для сложных понятий
В 2009 году меня и коллег из IDEO пригласил консорциум перуанских политических организаций, попросив решить проблему низкой явки избирателей на национальные и местные выборы. Ситуация вызывала особое беспокойство, потому что голосование в Перу является обязательным. Если люди не проголосуют, их могут оштрафовать или даже лишить гражданства.
Мы побывали в столице страны — Лиме, а также в других сельских общинах в Андах и амазонских джунглях. Встречались с учителями в школах, с фермерами на полях и с активистами на улицах. Почти все они были политически развитыми. Удивительно, но почти никто из них не голосовал. Они все считали, что политический дискурс в стране слишком сложен для понимания, и это привело к неуверенности в том, как голосовать. Столкнувшись с неопределенностью, они решили вообще этого не делать.
Политический язык может быть сложным. Однако в данном случае в политических решениях и в самом процессе голосования простые идеи казались сложными. Для перуанцевсложное» было равнозначнокоррупции». Запутанные концепции были способом скрыть плохое и, возможно, даже коррупционное поведение и обойти реальные проблемы страны. Люди, с которыми мы говорили, считали, что достаточно просто осмотреться по сторонам, чтобы понять, в чем заключались настоящие проблемы. Низкое качество образования — почти каждый мог открыть школу в своем гараже. Коррумпированная полиция. Правоохранители в Лиме регулярно выписывали штрафы, которые были не более чем официально оформленными взятками. Проблемы казались очевидными всем, даже гостям страны, таким как мы. Так почему же политики говорили о них на таком сложном, запутанном языке?
Одним из решений, появившихся в результате проекта, стала кампания наклеек со словамиИсправьте это» илиArreglen esto».
Идея заключалась в том, чтобы указать на проблемы прямым и простым языком. Не требовалось никаких специальных формулировок или политического анализа, можно было просто сказать: «Исправьте это».
Клиенты, некоммерческие организации, ищущие простой способ оживить политический диалог, были уверены, что перуанцы никогда не выскажут свое мнение через наклейки. Но в пилотном испытании в городе Куско в Андах наклейки исчезли так быстро, что мы подумали, часть из них потерялась. А потом начали находить их по всему городу. ФразаИсправьте это» оказалась на дверях школ и на партах. Полицейские в шутку шлепали их друг другу на спины или на задние части патрульных машин как наклейки на бамперы.
Мы не только убрали сложность из политики с помощью нормального языка, но и помогли зарядить граждан энергией и освободить их. «Исправьте это» было явным призывом к действию. Наклейки уже не были разговором вовсе, они стали непосредственным действием.
Переводя и упрощая сложную терминологию, мы позволяем людям понять свою роль в процессе, свою ответственность за формирование разговора и превращение слов в дело.
Лексические ошибки, нарушающие точность речи
Словарный состав русского языка очень широк. В нём много слов, имеющих не одно, а несколько значений, есть синонимы, омонимы, паронимы. Со всеми этими явлениями могут быть связаны лексические ошибки, которые мешают речи быть точной.
Например, из нескольких синонимов часто можно выделить несколько нейтральных и несколько экспрессивно окрашенных (книжных, пренебрежительных и т.д.). В этом случае употребление неподходящего синонимы с экспрессивной окраской мешает понять смысл высказывания.
Пример: «Иванов был один из плеяды хулиганов и двоечников».
Слово «плеяда» допустимо употреблять, если речь идет о группе хороших, выдающихся людей («плеяда поэтов пушкинской поры»), а в данном случае было уместно слово «ряд» или «группа».
Омонимы – это слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют совершенно разные значения. Употребляя в речи омонимы, надо внимательно следить за тем, не будет ли высказывание двусмысленным, и, если это так, следует подбирать другие слова или описательные выражения.
Например, в выражении «Брат решил оставить эту работу» непонятно, решил ли он оставить себе (принять, присвоить) или оставить где-то (отдать, отказаться) – и что: вариант трудоустройства или результат труда (допустим, художественное полотно).
Особенно много ошибок, нарушающих точность речи, связано с паронимами.
Паронимы – это слова, которые имеют сходное звучание и написание, но различаются по смыслу. Они могут быть как однокоренными (одеть – надеть), так и с разными корнями (экскаватор – эскалатор). Неразличение паронимов часто приводит к тому, что речь делается непонятной. В таких условиях говорить о точности не приходится.
Классический пример – высказывания типа «Здесь нужна роспись директора». Какая роспись? Хохломская? Вероятно, директор все-таки не распишет, а подпишет документ и нужна, следовательно, его подпись.
Случается, говорящий или пишущий употребляет слова, значения которых он не знает. Конечно, и в этом случае речь делается неточной, а то и приобретает комических эффект. Например, «Дядя Фамусова любил ходить цугом». Дядя никак не мог так поступать, поскольку «цугом» можно только ездить – это вариант упряжки лошадей вереницей.
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки заключаются в неправильном построении словосочетаний или предложений. Такие речевые ошибки могут быть самыми разнообразными. Наиболее распространенными синтактическими ошибками являются:
- Неверное согласование: «Девочка была круглым сиротой» (круглой);
- Неверное управление: «Согласно приказа директора» (приказу);
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Есенина не вызвало никакого интереса» (читал Есенин или читали творчество Есенина);
- Смещение конструкции: «Главное, о чем я вас прошу, – это о справедливости», тогда как правильно «это справедливость».
- Лишнее соотносительное слово в предложении: «Подскажите ту кратчайшую дорогу, ведущую в город» – «ту» речевая ошибка, поскольку кратчайшая дорога может быть только одна.
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается смысл фразеологизмов, или они используются в несвойственном им виде. Юрий Фоменко разделяет их на 7 типов:
- Изменение лексического состава: «Меня не так просто провести вокруг пальца», вместо – «обвести».
- Усечение фразеологизма: «Прилип, как лист», тогда как – «банный лист».
- Расширение лексического состава: «Пора тебе браться за свой ум», хотя правильно – «браться за ум».
- Искажение грамматической формы: «Грабят среди белого дня», вместо – «средь бела».
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Это имеет большую роль» (имеет значение + играет роль).
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Бесполезный мартышкин труд».
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Хочу посмотреть программу от корки до корки».
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Виды точности
Исследователи выделяют два вида точности – предметную (фактическую) и понятийную (речевую). Предметная точность основана на связи речи с реальностью. Она выражается в том, что для описания окружающих предметов, явлений, процессов автор использует именно те слова, которые принято к ним применять. Например, называет газетой листы, на которых печатают свежие новости, солнцем – звезду, освещающую нашу планету, и т. д.
Также фактическая точность проявляется, когда поэт не отклоняется от истины при изображении каких-либо явлений, предметов действительности. Хрестоматийным примером нарушения этого вида точности является следующий отрывок из поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова:
Как мы знаем, самки львов не имеют пышной гривы, поэтому можно говорить о том, что поэт допустил фактическую ошибку.
Понятийная или речевая точность заключается в соответствии значения слов и оборотов речи объёму и содержанию понятий, которые ими выражаются. Чтобы её достичь, автору необходимо выбирать и употреблять в своём произведении слова в тех значениях, которые зафиксированы словарях по русскому языку. Искажение точности можно проиллюстрировать следующим образом: один школьник указывает другому на недостаток у того воображения. Он говорит: «У тебя просто фантастика неразвитая!». Конечно, имеется в виду «фантазия», ибо именно это слово относится к способности мысленно представлять образы. Но слово выбрано неверное, что и повлекло нарушение точности, а вслед за этим – понимания.
Простые конструкции
Скорее всего, вы последний раз писали хайку в начальной школе.
Напомню, что хайку — это короткая форма поэзии, восходящая к японской литературной традиции.
Такое стихотворение содержит не более 17 слогов: пять в первой строке, семь во второй и еще пять в третьей. Хорошее хайку должно содержать две противоположные или дополняющие друг друга идеи. «Разрез» между ними предназначен для создания более яркого и четкого образа. Хайку должно быть простым, но самодостаточным. Его можно назвать красивым и вдохновляющим предком Твиттера.
Хотя традиционно хайку часто посвящены природе или духовности, их можно найти повсюду. Например, в британском деловом журналеНастоящий бизнес» однажды проходила онлайн-трансляция, во время которой генерального директора просили описать свое дело в форме хайку. Вот что у него получилось:
Золотые данные,Если использовать не для принятия решений,Стоят меньше угля.— Радо Которов
Или Школа бизнеса Келлогг, которая попросила профессионалов прислать свои лучшие уроки бизнес-лидерства в форме хайку. Затем они опубликовали хайку в своем онлайн-журнале:
Корпоративная культураЕе нужно активно формироватьИначе она сформируется сама,— Маор Коэн
Оба приведенных примера дают четкое и яркое описание бизнес-практик и моделей. Можно понять суть бизнеса Которова, ничего не зная о нем. Или получить урок лидерства от Коэна, не читая книгу.
Подумайте о своем сообщении и о том, можно ли перевести его в хайку. Нужна простота и краткость, какая-то форма сравнения, которая позволит прояснить то, что вы пытаетесь сообщить, и при этом простая автономная структура.
Не превращайте сложные идеи в твит — это неприятно. Воплотите их в стихах.
На размышление уходит максимум пять минут, но то, как выкристаллизовывается смысл того, о чем вы говорите, очень полезно для вас и разъясняет смысл для других. Если не хотите читать оставшуюся часть этой главы, просто прочитайте следующее хайку:
Простота словКонтекст понятийПриводят к ясности— Фред Даст
Не очень красиво, конечно, но многое проясняет. Если все собеседники попытаются написать хайку о предмете разговора, за те же пять минут может родиться контекст и ландшафт для обсуждаемых идей. Задача состоит в том, чтобы упростить и структурировать мышление, передавая нечто более богатое и резонансное собеседнику. Возьмите суть хайку и подумайте о том, чтобы использовать его и прояснить свои идеи.
Можно использовать этот прием в любой ситуации, чтобы четко понять, о чем вы говорите. Переформулируйте ключевые понятия в упрощенной форме и проявите творческий подход к форматам. Есть смысл попробовать создать жесткую структуру — возможности безграничны! Попробуйте составить описание из двух слов, схему или даже мультфильм.
Книга «Слушать, слышать, понимать. 7 секретов продуктивного общения»
Издательство «Бомбора»
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Нарушение правил смыслового согласования слов
Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по принципу их вещественных значений. Неправильными считаются, например, следующие выражения:
- «Бесцветно черные деревья колышутся на ветру» – деревья не могут быть «бесцветными» и «черными».
- «Лошади не спеша мчались во весь опор», – речевая ошибка, поскольку «не спеша» (значит медленно), и «во весь опор» (скакали изо всех сил).
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии.
- Плеоназм – неуместное многословие, излишнее употребление слов: «габаритные размеры», «первая премьера», «прейскурант цен», «молодой юноша».
- Тавтология – словосочетания с общим корнем: «случай случился», «запечатлеть впечатления», «масло масляное».
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Требования, предъявляемые к качественной речи
Хорошая речь должна быть не просто правильной, а отвечать ряду требований.
-
Информативная насыщенность
Степень насыщенности нашей речи информацией может различаться. Одни изречения значительны и важны, другие не представляют никакого интереса для собеседника. Речевая избыточность (многословие) выражается в употреблении излишних слов даже в очень коротком выражении. Ненужные, лишние слова в речи являются свидетельством небрежности стиля и указывают на нечеткость представлений говорящего о предмете беседы. Лишние слова, как правило, наносят ущерб информативности речи, делая главную мысль высказывания нечеткой.
-
Логичность речи
Логичность речи обеспечивают два основных закона логики: тождества и противоречия. В процессе рассуждения, по закону тождества, одно знание о предмете не должно подменяться на другое. По закону противоречия истинными не могут быть два высказывания, одно из которых утверждает что-либо о предмете, а другое одновременно отрицает это. Речь может стать нелогичной в случае подмены понятий, что часто возникает при неправильном словоупотреблении.
-
Точность и ясность речи
Понятия точности и ясности в речи тесно взаимосвязан. Точность придает речи ясность, а ясность речи, в свою очередь, вытекает из точности. Точность высказывания определяется степенью его достоверности и объективности.
-
Богатство речи
Основным критерием богатства или бедности речи является количество используемых слов. В толковом словаре Даля, сформированном еще в 19 веке, содержится около 250 000 слов. С тех пор русский язык обогатился еще больше.
-
Чистота речи
Речь очень подвержена разного рода влияниям, в том числе оскудению и засорению. В первую очередь засоряют речь диалектные, просторечные слова, профессионализмы, вульгаризмы, а также речевые штампы.
-
Уместность речи
Произносимая речь должна подходить для определенной ситуации высказывания, отвечать задачам общения и его целям, способствовать установлению контакта между говорящими и слушающими.
-
Правильность речи
Требование правильности речи применимо к лексике, грамматике, словообразованию, произношению, ударению.
-
Образность речи
Образное, живое, наполненное эмоциями, слово делает речь выразительной. Образность привносится за счет:
- употребления слов в переносном значении;
- использования эпитетов;
- использование образных сравнений.