Жанр, тропы, рифмовка и композиция
Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики с тонкими нотками мистики и фантазии.
Стихотворный размер – хорей.
Композиция линейная, нет сюжетных повторов, а действия развиваются одно за другим, последовательно.
Рифмовка перекрестная (дебри – тишь – зебре – камыш), где открытые рифмы комбинируются с закрытыми.
Художественные средства выразительности:
- Эпитеты (желтый лев, слабый дух, старые басни, огненный змей, дали сумрачны).
- Олицетворения (месяц вышел, лес не встанет, дали глухи).
- Метафоры (виденья возмущают дух, крылья не затмят закат).
Отметим также четыре вопросительных оборота, которые показывают сомнения в душе лирического героя, и восклицание в финале, подчеркивающее апо гей его ночного страха.
На посошок рекомендуем более «зрелое» стихотворение Брюсова «Детская», написанное на 6 лет позже и показывающее игру детворы и юный восторг ребятишек, увлеченных салочками-догонялками.
Сочинения[править | править код]
- «Декаденты. (Конец столетия)». Драма, .
- «Juvenilia» — «Юношеское»,
- «Chefs d’oeuvre» — «Шедевры», М.,1895; 2-е изд. 1896
- «Me eum esse» — «Это я», М.,1897
- «Tertia Vigilia» — «Третья стража»,
- «Urbi et Orbi» — «Граду и Миру»,
- «Stephanos» — «Венок», М., Скорпион, 1906
- «Земная ось»,
- «Все напевы»,
- «Огненный ангел» (исторический роман),
- «Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества», . Текст: Брюсов В. Я. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества.
- «Зеркало теней»,
- «Семь цветов радуги»,
- «Алтарь победы»,
- «Юпитер поверженный»,
- «Рея Сильвия»,
- «Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам», М., Геликон, 1918
- «Последние мечты», М.,Творчество, 1920.— 18 000 экз.
- «В такие дни», М., ГИЗ, 1921 — 20 000 экз.
- «Дали», М., ГИЗ, 1922 — 2 500 экз.
- «Кругозор», М., ГИЗ, 1922
- «Миг», Берлин-Пб., изд. Гржебина, 1922 — 2 200 экз.
- «Mea» — «Спеши!», М., ГИЗ, 1924 — 5 000 экз.
-
Неизданные стихи
. М.-Л., ГИЗ, 1928 - Автобиография // Русская литература XX века. 1890—1914 / Под ред. С. А. Венгерова. — М., . — Т. 1.
- «Далёкие и близкие: статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней», М., «Скорпион», 1912.
- Из моей жизни. Моя юность. Памяти, М., изд. Сабшниковых,;
- Дневники, М., изд. М. и С. Сабашниковых, (переизд.: М., ОЛМА-ПРЕСС, , ISBN 5-94850-030-6).
- Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову (1894—1896) (К истории раннего символизма). — М., .
Собрания сочиненийправить | править код
- Полное собрание сочинений и переводов, не оправдавшее, увы, своё название — увидели свет только тт. 1—4, 12, 13, 15, 21 — вышло в Санкт-Петербурге в — (издательство «Мусагет»).
- Избранные сочинения в 3-х тт., М. — Л., Гослитиздат, 1926.
- Избранные сочинения в 2-х тт., М., Гослитиздат, 1955.
- Собрание сочинений в 7-ми тт., М., 1973—1975 (наиболее полное в данный момент).
- Неизданные стихотворения, М., ГИХЛ, 1935.
- Стихотворения и поэмы, Л., «Советский писатель», 1961.
Творческое наследие Брюсова до сих пор ещё окончательно не собрано. В настоящее время (2006) полное собрание сочинений готовится издательством «Наука».
Основные черты творчества Брюсова[править | править код]
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии извращённой половой любви есть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (так, например, из уст куртизанки с «эгоистической душой» исходят стихи, образовавшие целую книгу — «Стихи Нелли» ()).
Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, — Брюсов выработал особую форму классического стиха — отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) — вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя мысли и образы предшествующих литературных поколений — мужественность, стройность, эпичность, величавость. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.
Новаторство Брюсоваправить | править код
Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, пытаясь разбить канонические формы, ввёл несколько новых стихотворных приёмов, в частности, «свободный стих» (франц. vers libre), новую, «неточную» рифму, «частушечные» рифмы в стихотворениях. Почти все русские поэтические школы и направления использовали новаторства Брюсова.
Текст
Мне опять приснились дебри,Глушь пустынь, заката тишь.Желтый лев крадется к зебреЧерез травы и камыш.
Предо мной стволы упрямоВ небо ветви вознесли.Слышу шаг гиппопотама,Заросль мнущего вдали.
На утесе безопасен,Весь я — зренье, весь я — слух.Но виденья старых басенВозмущают слабый дух.
Крылья огненного змеяНе затмят ли вдруг закат?Не взлетит ли, искры сея,Он над нами, смерти рад?
Из камней не выйдет вдруг лиПлемя карликов ко мне?Обращая ветки в угли,Лес не встанет ли в огне?
Месяц вышел. Громче шорох.Зебра мчится вдалеке.Лев, взрывая листьев ворох,Тупо тянется к реке.
Дали сумрачны и глухи.Хруст слышнее. Страшно. ВедьКто же знает: это ль духиИль пещеры царь — медведь!
1895 год.
Стихотворение «Опять сон» написано Брюсовым в 1895 году и вошло в сборник «Chefs d’oeuvre», звучащий в переводе с французского нескромно для 22-летнего поэта – «Шедевры». Стих открывает мир ночных видений Валерия Яковлевича, он наполнен экзотическими животными и страхами романтичной души, которая во сне попала в африканские дебри.
Творческий путь
Брюсов рано пристрастился к стихотворчеству, но долго оставался неоценённым. В 80-е годы Валерий Яковлевич всерьёз увлекается французскими поэтами-символистами и на основе этой увлечённости издаёт сборники «Русские символисты», которые подверглись критике со стороны акул пера того времени.
Изданный в 1895 году первый сборник непосредственно брюсовских стихов под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») также вызвал неприятие публики. Декадентские стихи, вошедшие в эту книгу, получили продолжение и в следующем сборнике 1897 года — «Me eum esse» («Это я»).
К этому времени Брюсов знакомится со многими русскими символистами, в частности — с К. Бальмонтом, дружба с которым связывала Валерия Яковлевича много лет. В 1900 году был издан следующий сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который ознаменовал собой новый, урбанистический этап творчества поэта.
Сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру») принёс Брюсову долгожданную признательность публики и сделал его вождём русского символизма.
В годы революции выходит в свет очередной сборник «Στεφανος» («Венок»), который является вершиной творчества Брюсова: здесь и гражданские темы, и любовная лирика достигают небывалой остроты и откровенности.
Он очень искусно руководил журналом «Весы», который в самое короткое время сделал одним из самых авторитетных модернистских журналов. С 1908 года Брюсов возглавляет и Московский литературно-художественный кружок.
К 1910 году перестаёт существовать журнал, символизм уступает более новым литературным течениям. Брюсов все свои силы концентрирует на переводах и прозе, но трагедия в личной жизни, связанная с Львовой, выбивает его из колеи. В 1914 году он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента. Война диктует его новым стихам патриотическое настроение (сборник «Семь цветов радуги»). Первая мировая война совпадает с периодом творческого и жизненного кризиса поэта.
Революцию 1917 года он поддержал, помогал Советской власти. Но в начале 20-х годов начал творческие эксперименты, которые позднее назовут русским авангардом (сборник «Mea» («Спеши!»). Их никто не понял и не поддержал.
Личная жизнь
В 1892 году Брюсов частенько бывал в доме Красковых, где старшую дочь звали Еленой Андреевной. Так как она была дочерью М. И. Красковой от первого брака, она была Масловой. Девятнадцатилетний Брюсов увлёкся 25-летней Еленой, которая не отличалась ни красотой, ни здоровьем. Отношения были прерваны внезапной трагической смертью девушки от оспы.
Уже в следующем году у Брюсова начинается роман с Натальей Александровной Дарузес, которую он нежно звал Таля. Оба они выступали на сцене московского Немецкого клуба, где и познакомились.
Увлекающаяся и влюбчивая натура поэта продолжает этот ряд именами М. П. Ширяевой, А. А. Шестаркиной, Л. Н. Вилькиной, А. Е. Адалис.
Женился Валерий на гувернантке, работавшей в доме Брюсовых. Иоанна Матвеевна Рунт была то ли полячкой, то ли чешкой по своему происхождению. Он любил эту маленькую женщину до обожания, но в своих увлечениях остановиться не мог. К сожалению, Иоанна так и не смогла выносить ребёнка, и у Брюсова не осталось наследников.
Среди всех любовных увлечений поэта стоит особо отметить Нину Петровскую, поэтессу начала XX века, которую связывали трагические отношения с Андреем Белым. После этого она начала встречаться с Брюсовым. Их роман продлился около 7 лет и сделал женщину несчастной.
С 1911 по 1913 года у Брюсова был роман с ещё одной начинающей поэтессой, Надеждой Григорьевной Львовой, которая после разрыва отношений покончила жизнь самоубийством.
Книги (5)
Будь прославлен, Человек!Раздел библиотеки: Православная книга
Брюсов издал более 80 книг собственных произведений: это стихи, рассказы, романы, пьесы, критические статьи, переводы и исследования, среди которых особенно важны труды о метрике и ритмике стиха, статьи о Пушкине, Тютчеве, Баратынском.
Сочинения Брюсова уже при его жизни печатались за рубежом, были переведены на многие европейские языки. Брюсов столь же активно занимался литературно-критической, научной, издательской и редакторской деятельностью. Но все-таки в историю русской литературы он вошел прежде всего как поэт — автор многочисленных и очень разнообразных по смыслу и форме стихотворных произведений.
Читать »
Мой Пушкин. Статьи, исследования, наблюденияРаздел библиотеки: Русский язык и литература
Валерий Брюсов был одним из крупнейших пушкинистов своего времени. На протяжении почти четверти века он опубликовал 82 работы, посвященные великому поэту. Брюсов говорит о своем восторге перед Пушкиным: «У нас всегда останется общим — восторг и преклонение пред божественной поэзией Пушкина, пред ее чистыми красками и чистыми звуками. Моя поэзия родилась от пушкинской в той же мере, как мы родились в раю; все мы — дети первой эдемской четы!..».
Читать »
Переписка: 1904-1913Раздел библиотеки: Биографии
Соавторы: Петровская Н.
Переписка В. Я. Брюсова с Н. И. Петровской — не только свидетельство их общения на протяжении десяти лет, но и один из исключительно ярких и эмоционально насыщенных памятников русской эпистолярной культуры символистской эпохи, один из ключевых документов истории русского символизма с его стремлением к «сплаву жизни и творчества».
Переписка двух этих наиболее выразительных, наиболее характерных, «знаковых» фигур помогает ощутить важнейшую составляющую символизма — его «воздух».
Читать »
Проблемы поэтикиРаздел библиотеки: Русский язык и литература
Область поэтики — одна из наименее разработанных в науке. Поэтика — наука молодая, хотя первые работы по ней были сделаны уже в древней Греции. Долгое время господствовало мнение, что художественное поэтическое творчество есть свободное проявление индивидуального «вдохновения», никаким определенным законам не подчиненное.
Поэтому при изучении поэтических произведений или довольствовались их разделением на «роды» (классификацией), или дедуктивно, из общих положений, выводили «правила», по которым и предлагалось «творить» поэтам (поэтика псевдо-классиков), или, наконец, субъективно оценивали то или другое отдельное произведение (импрессионистическая критика).
Читать »
Спиритический дневник: Медиумизм и эзотерикаРаздел библиотеки: Разное
В книге собраны материалы, имеющие отношение к оккультным увлечениям В.Я
Брюсова — принципиально важной и по многом определяющей стороне его литературного и личностного облика. Впервые в полном объеме публшуются записи спиритических сеансов 1893 г., дополненные извлечениями из дневников 1892-1903 гг., касающимися спиритизма
Впервые републикованы многие статьи, рецензии и заметки, посвященные спиритизму и общим вопросам эзотеризма, в том числе цикл из пяти статей «Спиритизм до Рочестерских стуков». В книгу включены также статьи об Агриппе Неттесгеймеком и работа «Предсказания Нострадама о современной войне». Издание снабжено подробными комментариями и сопроводительными материалами.
Читать »
Добавить отзыв
Мистические страхи сна
По сюжету стихотворения лирический герой спит и видит сон, где он находится в таинственных дебрях, где глушь пустыни подчеркивает тишину заката.
В этом иллюзорном мире герою открывается сказочная картина дикого мира, в котором царствуют представители фауны и страхи от грозящей опасности.
Вот жизнь зебры подвисла на волоске от крадущегося к ней желтого льва, а вот гиппопотам продирается через заросли, сотрясая воздух своими мощными шагами ночного любопытства.
Лирический герой находит убежище на утесе, где лучше просматривается пространство, а в руках появляется оружие в виде ушей и глаз. Однако страшно и тут, вдруг появится огненный змей и закроет небо, осыпая на землю искры смерти?
Вдруг появятся на утесе карлики, восставшие из каменных пещер, или загорится лес, отрезая герою путь с утеса?
Ни карликов, ни змея не появляется, зато над сказочным миром сна восходит месяц, освещая дорогу льву и зебре – первому для охоты, второй для спасения. Сонный мир, полный чудных зверей и страхов, освещен серебром луны, под которой трясётся душа лирического героя – ей страшно ночных звуков, они боится каждого шороха…
Читая стихотворение хочется быстрее обратиться в сон и оказаться в неведомом мире грез, где земные мечты на мгновенья становятся реальностью, а фантазия духа доминирует над спящим телом.
Библиография[править | править код]
- Ашукин Н. С., В. Брюсов в автобиографических записях, воспоминаниях современников и отзывах критики, М., .
- Ашукин Н. С., Щербаков Р. Л. Брюсов М.:Молодая гвардия, 2006 (ЖЗЛ) ISBN 5-235-02675-6
- Библиография В. Я. Брюсова: 1884—1973, Ереван, .
- Брюсовские сборники, Ставрополь, 1974, 1975, 1977.
- Брюсовские чтения 1962—1983 гг., Ереван, 1963—1985.
- Валерий Брюсов и Нина Петровская. Переписка 1904—1913. Вступительные статьи, подготовка текста и комментарии Н. А. Богомолова, А. В. Лаврова. М , Новое литературное обозрение, 2004.
- Гиндин С. И., Вклад Брюсова в изучение теории русской поэтической речи // Русский язык в школе. 1973, № 6, с. 22—30.
- Гиндин С. И., Неосуществлённый замысел Брюсова // «Вопросы литературы». 1970, № 9.
- Гудзий Н. К., Юношеское творчество Брюсова // «Литературное наследство», т. 27—28, с. 198—238.
- Жирмунский В. М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина, Петроград, .
- Максимов Д. Е. Поэзия Валерия Брюсова, Л., .
- Сивоволов Б. М. Брюсов и передовая русская литература его времени. Харьков, .
Валерию Брюсову посвящены тома «Литературного наследства» — 85 (М., 1976) и 98 (в двух книгах, первая книга — М., 1991, ISBN 5-02-011362-3)