Прогрессирующая параноидальная шизофрения
В 1817 году погружается в душевную тоску Константин Батюшков. Биография говорит о том, что имели место непростые отношения с отцом (Николаем Львовичем), которые завершились полным раздором. И в 1817 году родитель умирает. Это послужило толчком для обращения поэта в глубокую религиозность. Его морально в этот период поддерживает Жуковский. Другой друг, А. И. Тургенев, выхлопотал для поэта дипломатическую должность в Италии, где Батюшков пребывает с 1819 по 1921 год.
Сильный психологический срыв поэта произошел в 1821 году. Вызвал его хамский выпад (пасквильные стихи «Б..ов из Рима») против него в журнале «Сын Отечества». Именно после этого в его здоровье стали проявляться устойчивые признаки параноидальной шизофрении.
Зиму 1821-1822 годов провел в Дрездене, периодически впадая в безумие, Батюшков Константин Николаевич. Биография его творчества здесь прервется. Лебединой песней Батюшкова становится стихотворение «Завещание Мельхиседека».
Учеба, самообразование
Впрочем, по воле отца обучался в дорогих, но неспециализированных петербургских пансионах Константин Батюшков. Биография его юности знаменуется поступком волевым и дальновидным. Он, невзирая на протесты отца, бросил школярство в пансионах и рьяно приступил к самообразованию.
Этот период (с 16 до 19 лет) знаменуется превращением юноши в человека гуманитарно компетентного. Благодетелем и светочем Константина оказался его влиятельный дядюшка Михаил Никитич Муравьев, сенатор и поэт, попечитель Московского университета. Это ему удалось внушить племяннику уважение к античной поэзии. Благодаря ему Батюшков, изучив латинский язык, стал поклонником Горация и Тибулла, что стало основой его дальнейшей работы. Он принялся добиваться бесконечными правками от русского языка певучести классического.
Также благодаря протекции дядюшки восемнадцатилетний Константин начал служить письмоводителем при министерстве просвещения. В 1805 г. впервые публикуется его стихотворение в журнале «Новости русской литературы». Он знакомится с петербургскими поэтами — Державиным, Капнистом, Львовым, Олениным.
Итальянский период
После нескольких лет метаний, лечения, творчества Батюшкову в конце концов удалось устроиться в Италию на дипломатическую службу. Случилось это в 1819 году. Но исполнение заветной мечты о жизни в Италии произошло слишком поздно: здоровье Константина не улучшилось, он не ладил с начальником и был одинок, так как не многие русские жили тогда в Неаполе. Там начались заметные проявления психического заболевания.
Через два года он подал в отставку.
Его последнее «здравое» стихотворение написано между 1821 и 1822 годами. Творческая биография Батюшкова закончилась.
Начались «немые» последние десятилетия жизни поэта. Он провел их в Вологде, в доме племянника, назначенного опекуном. Константин прогуливался по городу, посещал театр, улыбался детям. Он ушел из жизни 19 июля 1855 года.
Источник
Произведения Батюшкова
Батюшков постоянно совершенствовал свой слог. Над каждым словом он трудился долго, упорно и мучительно. Однажды он написал: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?».
Вот краткий список самых известных произведений Константина Батюшкова.
Элегии
«Привидение. Из Парни», «Надежда», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Элегия», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов»,
Очерки и статьи
«Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка», «О лучших свойствах сердца», «Нечто о морали, основанной на философии и религии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».
LiveInternetLiveInternet
Батюшков Константин Николаевич (1787—1855), поэт 28 мая 1787 года родился Константин Николаевич Батюшков.
Глава анакреонтического направления в русской лирике («Весёлый час», «Мои пенаты», «Вакханка»). Позже пережил духовный кризис («Надежда», «К другу») ; в жанре элегии — мотивы неразделённой любвика», «Мой гений», высокий трагизм («Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека»).
«Элегия»
Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит! Блажен, за ним кто не бежит, Но сам в себе его находит! В печальной юности моей Я был счастлив — одну минуту, Зато, увы! — и горесть люту Терпел от рока и людей! Обман надежды нам приятен, Приятен нам хоть и на час! Блажен, кому надежды глас В самом несчастье сердцу внятен! Но прочь уже теперь бежит Мечта, что прежде сердцу льстила; Надежда сердцу изменила, И вздох за нею вслед летит! Хочу я часто заблуждаться, Забыть неверную… но нет! Несносной правды вижу свет, И должно мне с мечтой расстаться! На свете всё я потерял, Цвет юности моей увял: Любовь, что счастьем мне мечталась, Любовь одна во мне осталась!
1804 или 1805
«Мой Гений»
О память сердца! ты сильней Рассудка памяти печальной, И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милой, незабвенной, Повсюду странствует со мной. Хранитель Гений мой — любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? приникнет к изголовью И усладит печальной сон.
1815
«Надежда»
Мой дух! доверенность к Творцу! Мужайся; будь в терпеньи камень. Не Он ли к лучшему концу Меня провёл сквозь бранный пламень? На поле смерти чья рука Меня таинственно спасала И жадный крови меч врага И град свинцовый отражала? Кто, кто мне силу дал сносить Труды и глад, и непогоду, — И силу — в бедстве сохранить Души возвышенной свободу? Кто вёл меня от юных дней К добру стезёю потаенной И в буре пламенных страстей Мой был вожатый неизменной? Он! Он! Его всё дар благой! Он есть источник чувств высоких Любви к изящному прямой И мыслей чистых и глубоких! Всё дар Его, и краше всех Даров — надежда лучшей жизни! Когда ж узрю спокойный брег, Страну желанную отчизны? Когда струёй небесных благ Я утолю любви желанье, Земную ризу брошу в прах И обновлю существованье?
1815
Пушкин сначала считал Батюшкова своим учителем и зачитывался его стихами. Позже он стал относиться более критически, «уважая» «в нем несчастия и несозревшие надежды», в то же время отдавая дань мастерству и гармонии, с какими написаны многие его стихи.
Еще до того, как душевная болезнь полностью поглотила Константина Батюшкова, он пишет несколько стихотворений, своеобразных кратких лирических изречений на философские темы.
Взгляни: сей кипарис, как наша степь, бесплоден — Но свеж и зелен он всегда. Не можешь, гражданин, как пальма, дать плода? Так буди с кипарисом сходен: Как он, уединен, осанист и свободен.
Июнь 1821
«С Жуковского и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии. Оба они постигли тайну величественного гармонического языка нашего…»
А. Бестужев
Последнее изречение Батюшкова на философскую тему
Ты знаешь, что изрек, Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек? Рабом родится человек, Рабом в могилу ляжет, И смерть ему едва ли скажет, Зачем он шёл долиной чудной слез, Страдал, рыдал, терпел, исчез.
1824
Мельхиседек (Мелхиседек) — упоминаемый в Библии человек, к
который приобрел мудрость, пройдя через многие страдания.
Ко дню рождения Константина Николаевича Батюшкова (1787 — 1855)
«Я вас любил…». Анна Алексеевна Оленин
Итальянский период
После нескольких лет метаний, лечения, творчества Батюшкову в конце концов удалось устроиться в Италию на дипломатическую службу. Случилось это в 1819 году. Но исполнение заветной мечты о жизни в Италии произошло слишком поздно: здоровье Константина не улучшилось, он не ладил с начальником и был одинок, так как не многие русские жили тогда в Неаполе. Там начались заметные проявления психического заболевания.
Через два года он подал в отставку.
Его последнее «здравое» стихотворение написано между 1821 и 1822 годами. Творческая биография Батюшкова закончилась.
Начались «немые» последние десятилетия жизни поэта. Он провел их в Вологде, в доме племянника, назначенного опекуном. Константин прогуливался по городу, посещал театр, улыбался детям. Он ушел из жизни 19 июля 1855 года.
Литературное творчество
В 1817 году вышел первый сборник Батюшкова под названием «Опыты в стихах и прозе». Он пытался сделать свои произведения максимально гармоничными, честными и искренними. Это ему удалось, его лирика приобрела огромное значение среди читателей. Стихами Константина восхищался юный Пушкин.
Особенность творчества Батюшкова заключается в его вкладе в русскую литературу. Он придал поэзии гармоничное звучание, точность, некое своеобразие. Никогда еще стихотворения отечественных писателей не были такими гибкими и в то же время строгими.
Известные работы поэта занимают особое место в хронологической таблице Батюшкова:
Год написания | Название стихотворения |
1807 | «Выздоровление» |
1812 | «Гремит повсюду страшный гром» |
1815 | «Вакханка» |
1817 | «Беседка муз» |
1817 | «К Никите (Как я люблю)» |
1819 | «Есть наслаждение и в дикости лесов» |
Известные произведения
Батюшков не останавливался на достигнутом, он постоянно совершенствовал свой слог и рифму. Написание каждой строчки занимало много времени, поэт настойчиво трудился. Однажды он пытался разобраться, чем является его привычка переправлять — пороком или добродетелью. Краткий список наиболее известных стихотворений:
- «Надежда»;
- «К другу»;
- «Элегия»;
- «Мои Пенаты»;
- «Беседка муз»;
- «Подражания древним».
Он писал элегии, послания, очерки, статьи, антологические стихи. К первым можно отнести «Привидение. Из Парни», «Мой гений», «Таврида», «Есть наслаждение и в дикости лесов». Посланий в его карьере художника слова было немного: «К Дашкову» и «Мои Пенаты». У антологических стихотворений историческое содержание. Главные произведения этого цикла — «Подражания древним», «Из греческой антологии».
Это интересно: Анна Банщикова — биография, личная жизнь, фото актрисы
Жизнь в деревне
Батюшков лучшие свои произведения написал в изоляции в деревне, которую унаследовал от матери. Он часто подолгу жил там, особенно когда ему не хватало денег.
Как у всех аристократов того времени, у него были крепостные. Но в те годы многие на Руси считали крепостное право не рабством, а разумным способом возделывания земли и оптимальным для крестьянства общественным строем.
Батюшков разделял этот образ мыслей. Его консервативные и явно нереволюционные комментарии заметны в его письмах.
На службе
В 1802 г. юноша, по протекции дяди, был определен на службу в Министерство народного просвещения. В 1804-1805 гг. занимал должность письмоводителя в канцелярии М. Н. Муравьева. Во время службы его продолжало тянуть к литературе. Он сблизился с основавшими “Вольное общество любителей словесности” И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем.
В 1807 г. Константин Николаевич, вопреки мнению своего отца, стал членом народного ополчения. Весной этого года принимал участие в боевых действиях, за мужество был награжден Анной III степени.
В 1809 г. он переехал в Москву, где произошла его встреча с П. А. Вяземским, В.А. Жуковским и Н. М. Карамзиным.
В самом начале 1812 г. Батюшков перебрался в Петербург и поступил на службу в публичную библиотеку. Он регулярно встречался и общался с И. А. Крыловым.
Изучая краткую биографию Батюшкова, следует знать, что в июле 1813 г. он стал адъютантом генерала Н. Н. Раевского, героя Отечественной войны и дошел до Парижа.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Отличительными чертами характера поэта были влюбчивость и впечатлительность, подробности своей личной жизни он неоднократно воплощал в своих стихах. После полученных ранений Константин находился в Риге, и в это время познакомился с дочерью купца Эмилией. Он влюбился в нее, но эти отношения быстро закончились, оставив после себя отражение в нескольких стихотворениях поэта.
Ещё по теме: Константин Батюшков ~ Мой Гений (+ Анализ)
Анна Фурман
Потом в его жизни появилась Анна Фурман, знакомство с которой стало для поэта серьезной драмой. Константин полюбил эту красивую девушку, предложил ей руку и сердце, но Анна не испытывала к нему никаких чувств. Опекуны девушки настаивали, чтобы она соглашалась, но теперь уже сам Батюшков не захотел навязывать любимой брак без любви. Осознав, что его не любят, Константин впал в уныние, которое постепенно усугублялось наследственным душевным расстройством.
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ ПРИВОДИЛА ПОЭТА В ШОК, ОН УЖАСАЛСЯ ВСЕ БОЛЕЕ РАЗРАСТАЮЩЕМУСЯ ВНУТРИ ЕГО «ЧЕРНОМУ ПЯТНУ», КОТОРОЕ С КАЖДЫМ ГОДОМ СТАНОВИЛОСЬ ВСЕ БОЛЬШЕ, ЗАПОЛНЯЯ ВСЕ УГОЛКИ ЕГО ДУШИ.
Батюшков пытался защищаться от этой темноты, поглощавшей его. Он пришел к Богу, стал очень набожным и истинно верующим человеком. Но это не спасало, его угнетала душевная тоска и чувство абсолютной ненужности, бесполезности своего существования. Поэт даже предпринял попытку наложить на себя руки.
Поэзия. Константин Батюшков (1979)
Н.Обухова Романс Полины/N.Obukhova Polina’s Romance
В 1824-м Батюшков оказался в одной из психиатрических клиник Германии. Он лечился на протяжении четырех лет, но победить недуг ему так и не удалось. Константин находился в постоянной депрессии, и единственным спасением от нее были письма, присылаемые друзьями, и стихи, которые он продолжал писать. Друзья пытались уговорить поэта не бросать свою творческую деятельность.
Портрет Константина Батюшкова. Акварель, 1815
Литературная деятельность
Первая проба пера случилась в 1805 г. Стихотворение Константина Николаевича “Послание к стихам моим” было напечатано в журнале “Новости русской литературы”.
Во время военного похода 1807 г. Батюшков взялся за перевод “Освобожденного Иерусалима” Тасса.
Главной заслугой Батюшкова является его глубокая работа над русской поэтической речью. Благодаря ему русское стихотворение налилось силой, стало звучать гармонично и одновременно страстно. В. Г. Белинский полагал, что именно труды Батюшкова и Жуковского подготовили почву для раскрытия могучего таланта А. С. Пушкина.
Творчество самого Батюшкова было достаточно своеобразным. С юности увлеченный трудами древнегреческих мыслителей, он невольно создавал образы, не совсем понятные отечественному читателю. Первые стихотворения поэта пронизаны эпикуреизмом. В них удивительным образом сочетаются мифологизм и быт обычной русской деревеньки.
Батюшковым были написаны такие прозаические статьи, как “Вечер у Кантемира”, “О сочинениях Муравьева” и “О характере Ломоносова”.
В октябре 1817 г. вышло его собрание сочинений “Опыты в стихах и прозе”.
Письма к друзьям
Рассказ о творческой биографии Батюшкова Константина Николаевича будет неполным, если не вспомнить его письма к друзьям. Это настоящие произведения искусства, часто предвосхищающие его стихи.
Они написаны от чистого сердца, с частыми жалобами на болезни, скуку, бедность и другие горести. Но это еще и спектакли, полные изюминки, переходящие от фамильярности к насмешливой помпезности — что-то вроде мини-пьесы, которую предстоит читать вслух.
Впрочем, в те годы дружеские послания писателей и поэтов являлись частью литературы, и существовала традиция читать их в салонах.
Как и в элегиях, так и в письмах Батюшкова заметно особое, даже возвышенное отношение к дружбе. Очевидно, таким образом Константин стремился компенсировать детское одиночество.
Биография Батюшкова
Константин Николаевич Батюшков родился 18 мая 1787 г. в Вологде. Он происходил из дворянского рода и все детство провел в усадьбе в деревне Даниловское.
Его отец, Николай Львович, был грамотным и эксцентричным человеком. С юности он мечтал дослужиться до какой-нибудь значимой должности.
Однако после того как его дядя был уличен в заговоре против Екатерины 2, Николай Львович попал в опалу со стороны властей.
Мать Батюшкова, Александра Григорьевна, ушла из жизни, когда будущему поэту едва исполнилось 8 лет. Он очень тяжело перенес ее утрату, и долгое время находился в глубокой депрессии.
Детство и юность
По наставлению отца Константин Батюшков обучался в разных пансионах Санкт-Петербурга. Когда ему исполнилось 16 лет, он бросил учебу и занялся самообразованием.
В этот период биографии, Батюшкова особенно интересовала французская и русская литература (см. интересные факты о литературе). Одновременно с этим он изучал латынь, а также увлекался древнеримской классикой.
Находясь в Петербурге, Батюшков познакомился с выдающимся русским поэтом Гавриилом Державиным.
Интересен факт, что Константин Батюшков приходился родственником сенатору и общественному деятелю Михаилу Муравьеву, который помог ему устроиться на службу в Министерство народного просвещения.
Прослужив там около 3-х лет, 18-летний Батюшков начал работать письмоводителем при министерстве просвещения.
В 1807 г. Константин Батюшков записался в народное ополчение, после чего отправился в Прусский поход.
В одном из боев он был ранен и отправлен на лечение в Ригу. Спустя 2 месяца ему разрешили уехать домой.
Находясь в Риге, Константин познакомился с девушкой Эмилией, в которую сразу же влюбился.
И хотя их отношения не имели продолжения, вспыхнувшие чувства позволили Батюшкову сочинить первые в своей биографии стихи – «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».
Учеба, самообразование
Впрочем, по воле отца обучался в дорогих, но неспециализированных петербургских пансионах Константин Батюшков. Биография его юности знаменуется поступком волевым и дальновидным. Он, невзирая на протесты отца, бросил школярство в пансионах и рьяно приступил к самообразованию.
Этот период (с 16 до 19 лет) знаменуется превращением юноши в человека гуманитарно компетентного. Благодетелем и светочем Константина оказался его влиятельный дядюшка Михаил Никитич Муравьев, сенатор и поэт, попечитель Московского университета. Это ему удалось внушить племяннику уважение к античной поэзии. Благодаря ему Батюшков, изучив латинский язык, стал поклонником Горация и Тибулла, что стало основой его дальнейшей работы. Он принялся добиваться бесконечными правками от русского языка певучести классического.
Также благодаря протекции дядюшки восемнадцатилетний Константин начал служить письмоводителем при министерстве просвещения. В 1805 г. впервые публикуется его стихотворение в журнале «Новости русской литературы». Он знакомится с петербургскими поэтами – Державиным, Капнистом, Львовым, Олениным.
Война и психическая травма
В 1808 г. Батюшков принимает решение отправиться добровольцем на войну со Швецией. Этот патриотический порыв сильно повлияет на последующую судьбу поэта.
Потеряв на поле брани многих боевых товарищей и увидев, что собой представляет подлинное лицо смерти, он взял отпуск и уехал в гости к сестрам в деревню Хантаново.
В этот период биографии Батюшков стал совершенно другим человеком. Он был чрезвычайно эмоциональным и впечатлительным. Порой с ним случались галлюцинации.
Интересен факт, что во время переписки с Гнедичем, Батюшков однажды признался, что если проживет еще лет 10, то, наверное, сойдет с ума.
Однако на помощь юноше, получившему психологическую травму на полях сражений, всегда приходили друзья и родственники, делавшие все возможное, чтобы как-то успокоить и ободрить его.
В 1809 г. Константину Николаевичу удалось познакомиться с Карамзиным и Жуковским (см. интересные факты о Жуковском), которые произвели на него потрясающее впечатление.
В скором времени ему помогли устроиться в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Интересен факт, что одним из его сослуживцев был известный баснописец Иван Крылов.
Произведения Батюшкова
Батюшков постоянно совершенствовал свой слог. Над каждым словом он трудился долго, упорно и мучительно. Однажды он написал: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?».
Вот краткий список самых известных произведений Константина Батюшкова.
Элегии
«Привидение. Из Парни», «Надежда», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Элегия», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов»,
Очерки и статьи
«Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка», «О лучших свойствах сердца», «Нечто о морали, основанной на философии и религии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».
Болезнь Батюшкова
Вскоре в биографии Батюшкова начались тяжелые дни. У него появилась мания преследования. Поэту казалось, что его везде преследуют тайные враги.
Интересен факт, что подобная болезнь была и у одной из его сестер – Александры.
Когда Батюшкову исполнилось 30 лет, из жизни ушел его отец. Это привело к тому, что он начал подолгу думать о смысле жизни и размышлять над религиозными вопросами.
В период биографии 1819-1821 гг. Батюшков был членом дипломатической миссии в Неаполе. Италия произвела на него неизгладимое впечатление, однако он постоянно тосковал по России.
В это время с ним случается нервный срыв, после чего у поэта начинают проявляться ярко выраженные признаки шизофрении. В это время им было написано стихотворение «Завещание Мельхиседека».
С каждым месяцем Константину Батюшкову становилось все хуже. Мнимые преследования сделали жизнь писателя и окружавших его людей невыносимой. В итоге его положили в психиатрическую больницу.
После 4 лет лечения его отправили в Москву.
Однажды к Батюшкову в гости приехал Александр Пушкин, который был потрясен ужасным видом поэта. Спустя некоторое время Пушкин напишет знаменитое стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».
Произведения Батюшкова
Батюшков постоянно совершенствовал свой слог. Над каждым словом он трудился долго, упорно и мучительно. Однажды он написал: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?».
Вот краткий список самых известных произведений Константина Батюшкова.
Элегии
«Привидение. Из Парни», «Надежда», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Элегия», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов»,
Очерки и статьи
«Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка», «О лучших свойствах сердца», «Нечто о морали, основанной на философии и религии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».
Адреса
Адреса в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на доме Е. Ф. Муравьёвой — наб. реки Фонтанки, 25; открыта 29 мая 2001 года. Скульптор В. Э. Горевой.
- Лето 1812 года — доходный дом Балабина (Большая Садовая ул., 18);
- весна 1813 года — дом Баташова (Владимирская ул., 4);
- май — июль 1813 года — дом Сиверса (Почтамтская ул., 10);
- конец 1814 — февраль 1815 года — дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
- 1818 года — дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
- весна 1822 года — гостиница «Демут» (наб. реки Мойки, 40);
- май — июнь 1823 года — дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
- ноябрь 1823 — май 1824 года — доходный дом Имзена (наб. Екатерининского канала, 15).
Адреса в Вологде
- 1833—1844 — Советский пр., 20 — Дом Соковикова;
- ул. Батюшкова, 2 — Дом (построен в 1810 году) Г. А. Гревенса, племянника и опекуна К. Н. Батюшкова. Здесь Батюшков прожил в угловой комнате на верхнем (втором) этаже последние 22 года жизни.
- Усадьба Батюшковых
Биография Батюшкова
Константин Николаевич Батюшков родился 18 мая 1787 г. в Вологде. Он происходил из дворянского рода и все детство провел в усадьбе в деревне Даниловское.
Его отец, Николай Львович, был грамотным и эксцентричным человеком. С юности он мечтал дослужиться до какой-нибудь значимой должности.
Однако после того как его дядя был уличен в заговоре против Екатерины 2, Николай Львович попал в опалу со стороны властей.
Мать Батюшкова, Александра Григорьевна, ушла из жизни, когда будущему поэту едва исполнилось 8 лет. Он очень тяжело перенес ее утрату, и долгое время находился в глубокой депрессии.
Детство и юность
По наставлению отца Константин Батюшков обучался в разных пансионах Санкт-Петербурга. Когда ему исполнилось 16 лет, он бросил учебу и занялся самообразованием.
В этот период биографии, Батюшкова особенно интересовала французская и русская литература (см. интересные факты о литературе). Одновременно с этим он изучал латынь, а также увлекался древнеримской классикой.
Находясь в Петербурге, Батюшков познакомился с выдающимся русским поэтом Гавриилом Державиным.
Интересен факт, что Константин Батюшков приходился родственником сенатору и общественному деятелю Михаилу Муравьеву, который помог ему устроиться на службу в Министерство народного просвещения.
Прослужив там около 3-х лет, 18-летний Батюшков начал работать письмоводителем при министерстве просвещения.
В 1807 г. Константин Батюшков записался в народное ополчение, после чего отправился в Прусский поход.
В одном из боев он был ранен и отправлен на лечение в Ригу. Спустя 2 месяца ему разрешили уехать домой.
Находясь в Риге, Константин познакомился с девушкой Эмилией, в которую сразу же влюбился.
И хотя их отношения не имели продолжения, вспыхнувшие чувства позволили Батюшкову сочинить первые в своей биографии стихи – «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».
Батюшков мой гений — анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков — 3 ответа
Автор Ѝдик Лакисов задал вопрос в разделе Домашние задания
анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков и получил лучший ответ
Ответ от Liudmila SharukhiaСтихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г. ) по праву считается одним из лучших произведений поэта. В «Опытах в стихах и прозе» Батюшков поместил стихотворение «Мой гений» в раздел элегий, тем самым определив его жанровую принадлежность.
И уже на уровне жанра можно оценить новаторство и самобытность Батюшкова, его отличие от многих предшественников и современников.Элегия «Мой гений» написана в ином эмоциональном ключе.связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман.
Действительно, тема воспоминаний о любви присутствует в тексте и выражена с помощью лексических единиц (память сердца, любовью, образ милый и др.) , дан и портрет возлюбленной.О память сердца! ты сильнейРассудка памяти печальной,И часто сладостью своейМеня в стране пленяешь дальной.
В стихотворении используется традиционная для любовной темы поэтическая лексика и фразеология. Однако при удивительной прозрачности и ясности стихотворение Батюшкова завораживает каким-то ускользающим смыслом, в нем ощущается нечто, что выводит его содержание за рамки только любовной темы.
В мифологических словарях указывается, что Гений первоначально понимался как «олицетворение внутренних сил и способностей» .
В словаре стихотворения преобладают лексемы и словосочетания, относящиеся к внутреннему миру лирического субъекта и выражающие его состояние или его оценки и восприятие: память сердца, сильней, рассудка памяти печальной, сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый, незабвенный, любовью, засну ль, усладит и др.
Элегия имеет стройную ритмическую структуру: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой) . Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста.
Можно сказать, что «Мой гений» в высшей степени соответствует требованию, предъявляемому Батюшковым к поэтическому тексту: текст должен быть ясен, а его композиция стройной.Стихотворение не разбито на строфы, но тематически (и ритмико-синтаксически) отчетливо делится на три части: 4 + (4 + 4) + 4.
Первая часть посвящена «памяти сердца» , вторая — портрету «пастушки» , третья — «хранителю гению» .Первые две строки, задающие противопоставление «сердце — рассудок» , строятся по принципу параллелизма, однако это неполный параллелизм, и грамматические различия оказываются значимыми: асимметричность приводит к появлению добавочных смыслов.Центральная часть элегии — портрет «пастушки» — занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание) . «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. При этом героиня наделяется божественными признаками, и ее образ сливается с олицетворением гения-хранителя: несмотря на «зримость» , это почти бесплотное видение.Концовка стихотворения возвращает к его началу («память сердца пленяет сладостью» — «хранитель гений усладит печальный сон» ) и свидетельствует о том, что лирическое волнение успокаивается.
Если учесть сильные позиции текста, то выстраивается ряд: мой гений (заглавие) — память сердца (начало текста) — моя пастушка (начало третьего четверостишия) — хранитель гений (начало последнего четверостишия) — любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) — печальный сон (конец текста) . Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами, относящимися к одному денотату. Мой гений, таким образом, предстает синкретичным образом, многозначным и многоплановым.
Ответ от Евгений ПустыльникрррркОтвет от Елена ШипероваОтсюда:
ссылка
ссылкассылкаОтвет от 3 ответа
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. БатюшковОтвет от 3 ответа Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Военные годы
В 1808 году Константин уезжает добровольцем на войну со Швецией. На поле боя погибло много его товарищей, что наложило отпечаток на психическое здоровье лирика. Из-за этого он решил уехать в гости к своим сестрам в Хантаново.
В 1809 Батюшков познакомился с Жуковским и Карамзиным. Их таланты произвели впечатление на поэта. Позже он устроился работать помощником хранителя манускриптов в Публичную библиотеку. Интересный факт: сослуживцем Константина был Иван Крылов.
В 1812 году писатель снова отправляется на фронт. Его приняли на службу адъютантом пехоты. Бой против Наполеона Бонапарта принес Батюшкову орден Святой Анны второй степени за проявление храбрости. Вскоре поэт посвятил погибшему товарищу главное стихотворение «Тень друга», а последующее творчество Батюшкова кратко описывало военные события.
Война, мир и поэзия
В феврале 1805 года К. Батюшков изменил привычный образ жизни, вступив в добровольческий корпус и приняв участие в войне против Наполеона. Вскоре он был серьезно ранен.
Эта война, судя по дальнейшей судьбе поэта, стала роковой в судьбе Батюшкова. В одном из писем Н. Гнедичу он писал, что сойдет с ума, если проживет с этим грузом воспоминаний хотя бы десяток лет. И не ошибся…
Дальнейшая жизнь Батюшкова была чередованием маленьких радостей и несчастий. В 1808-1809 годах он принимал участие во второй войне — на этот раз против Швеции. После выхода в отставку летом 1809 года К. Батюшков приехал в Хантоново и занялся написанием стихов. В то время он неоднократно бывал в Москве, где встречался с новыми друзьями — Николаем Карамзиным, Петром Вяземским и Василием Жуковским.
Элегии
Константин Батюшков был не первым, кто писал такие произведения, но именно он способствовал тому, что в русской поэзии этого периода элегия стала основным жанром поэтической культуры.
Со времен Ломоносова царицей в русской поэзии была ода. Впервые эту традицию нарушил Василий Жуковский, стоявший у истоков русской сентиментальной поэзии.
Элегии Константина Батюшкова сохранили некую торжественность оды, но он избавил их от формальной помпезности, концентрируясь на выражении личных чувств.
Это была новая поэзия, с эпикурейскими темами, классическим тоном и формальной красотой. Она оказала влияние не только на молодого Пушкина. Почти столетие спустя Мандельштам в стихотворении «Батюшков» напишет:
Связь Батюшкова с итальянским языком и литературой была необычной для России. Тассо (1544-1595) был его любимцем, и друзья поэта иногда называли Константина Торквато.
Влечение к итальянскому языку было не просто способом поиска источников произведений для перевода на русский язык. В нем отражается стремление к музыкальности, звучному языку, которыми выделяется поэзия Батюшкова.