Анализ стихотворения брюсова певцу слова

Анализ стихотворения брюсова певцу слова

«Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Кинжал»»

Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика.

К последнему жанру автор обращается в период зрелого творчества, став уже известным поэтом, имея за плечами большой литературный опыт.

Наиболее известным из гражданской лирики Брюсова является стихотворение «Кинжал», написанное им в 1903 г

и привлекшее к себе большое внимание критики

Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция.

Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый…

И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые…

Далее идет противопоставление поэта толпе, герой отказывается от служения людям:

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы…

А когда приближается голос бури, он чувствует, что должен быть во главе начинающего движения:

Я отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона…

К людям обращено основное литературное оружие автора — его поэтический дар.

Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, — историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен.

Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт — он сам:

Поэт всегда с люди, когда шумит гроза…

И снова я с людьми, — затем, что я поэт…

Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей.

Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения.

Брюсовский «Кинжал» создан с применением многочисленных эпитетов («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); ярких метафор («кинжал поэзии», «пробежал кровавый молний свет»).

Поэт, изображенный Брюсовым в стихотворении, верит, что его песнь будет услышана и созвучна грядущим переменам. Он поэт, и он должен быть с людьми, он «песенник борьбы» и вдохновитель революционных перемен.

Поэтический ответ Тарковскому

Через некоторое время, снова в доме Нины Яковлевой Тарковский читает Цветаевой своё стихотворение «Стол накрыт на шестерых». Эти строки чем-то обидели поэтессу, и она отвечает на них своими, среди которых есть:

Цветаева видит себя седьмой лишней. Скорее всего, не только стихотворение Арсения стало причиной ответа, возможно, что-то случилось такое, что строки Арсения стали детонатором. Четверостишие:

Цветаева буквально бросает в лицо Арсению, как бы крича – а я?

Марина не долго в стихотворении жалуется на забывчивость хозяина, и сама присаживается седьмой к столу, но её гордость задета, самолюбию нанесён удар. В строках поэтесса олицетворяет себя с жизнью, которая пришла к заколдованному смертью столу и расколдовала его.

Дом был разбужен ненадолго, скоро отношения с Тарковским перетекли из близких в отдалённые и Цветаева снова потеряла лучик надежды. Сложно сказать до какого уровня развились отношения Марины и Арсения, но факт – это была последняя любовь поэтессы. Далее продолжилась череда неудач, непризнания и депрессии. Конец весны и лето 1941 тяжелы для Цветаевой, в эти дни она пишет в дневнике:

Стихи не пишутся, жить негде, денег нет, а над головой висит ужас небытия.

Стихотворение закрывает поэтическую страницу великой русской поэтессы Марины Цветаевой, не получившей при жизни и части заслуженных оваций. Марина Ивановна всю жизнь искала любви, но находила лишь её отблески, она всю жизнь жила стихами, но воздать им должное получилось только далеко после самоубийства поэтессы.

Валерий Брюсов — биография

Валерий Яковлевич Брюсов — русский поэт конца 19 и начала 20-го веков,  известный как крупнейший и наиболее заметный представитель отечественного символизма, отдельного направления лирики.

Авторитетным модернистом, основоположником целой школы поэзии Брюсов стал еще при жизни. Благодаря природным талантам, педагогическому мастерству, Валерий Яковлевич подготовил целую плеяду знаменитых поэтов, лириков.

Даже представители иных направлений, таких как акмеизм, уважали Брюсова и считали его выдающимся человеком.

Были в числе занятий писателя и другие направления. Валерий Яковлевич также известен как драматург, литературовед, переводчик. Пробовал он свои силы и в прозе, добившись довольно солидных результатов.

Ближайшие сподвижники знали Брюсова как человека серьезного и строгого. Он был суровым наставником, однако именно благодаря такому деловому подходу лирик сумел раскрыть талант множества своих подопечных.

Имя Валерия Брюсова до сих пор ассоциируется с периодом, когда у отечественного стихосложения открылось второе дыхание.

Сейчас он известен как один из наиболее ярких и авторитетных лириков Серебряного века наравне с такими фигурами, как А. Ахматова и прочие.

Анализ стихотворения В.Я. Брюсова «Кинжал»

Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика. К последнему жанру автор обращается в период зрелого творчества, став уже известным поэтом, имея за плечами большой литературный опыт. Наиболее известным из гражданской лирики Брюсова является стихотворение «Кинжал», написанное им в 1903 г

и привлекшее к себе большое внимание критики. Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция

Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем: Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый… И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира: Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые… Далее идет противопоставление поэта толпе, герой отказывается от служения людям: Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы… А когда приближается голос бури, он чувствует, что должен быть во главе начинающего движения: Я отзыв вам кричу, я – песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона… К людям обращено основное литературное оружие автора — его поэтический дар. Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, – историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен. Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт – он сам: Поэт всегда с люди, когда шумит гроза… И снова я с людьми, — затем, что я поэт… Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей. Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения. Брюсовский «Кинжал» создан с применением многочисленных эпитетов («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); ярких метафор («кинжал поэзии», «пробежал кровавый молний свет»). Поэт, изображенный Брюсовым в стихотворении, верит, что его песнь будет услышана и созвучна грядущим переменам. Он поэт, и он должен быть с людьми, он «песенник борьбы» и вдохновитель революционных перемен.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Избранная библиография

Произведения Валерия Яковлевича Брюсова, сочинения:

  • «Декаденты. (Конец столетия)». Драма, 1893.
  • «Juvenilia» — «Юношеское», 1894.
  • Chefs d’oeuvre: Сб. стихотворений.
  • Me eum esse.
  • О искусстве.
  • Tertia vigilia.
  • Urbi et orbi. Стихи 1900—1903 г.
  • «Stephanos» — «Венок».
  • Земная ось: Рассказы и драм. сцены.
  • Лицейские стихи Пушкина: К критике текста.
  • Огненный ангел: повесть в XVI главах: украшения по современным гравюрами.
  • Пути и перепутья: Собр. стихов.
  • Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества.
  • Далекие и близкие.
  • Зеркало теней: Стихи 1909—1912 г. — Москва.
  • «Алтарь победы», 1913.
  • «За моим окном».
  • Ночи и дни.
  • Стихи Нелли.
  • Семь цветов радуги: стихи.
  • Обручение Даши: Повесть из жизни 60-х годов.
  • Египетские ночи: Поэма в 6 гл.
  • «Девятая камена», 1917.
  • Как прекратить войну.
  • Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам: (стихи 1912—1918 г.).
  • Последние мечты.
  • В такие дни: стихи.
  • Дали.
  • Кругозор: Избранные стихи.
  • Миг: Стихи 1920—1921 г.
  • «Mea» — «Спеши!».
  • Из моей жизни. Моя юность.

Хвала Человеку

Молодой моряк вселенной,

Мира древний дровосек,

Неуклонный, неизменный,

Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий

Ты проходишь с топором,

Целишь луком, ставишь сети.

Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной

Ты провел свои пути,

Чтоб нервущейся, железной

Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах,

Где играли лишь киты,

На стальных левиафанах

Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно

С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно,

Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром,

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый

Четырех подлунных царств,

Не стыдясь, ты роешь ямы,

Множишь тысячи коварств, —

Но, отважный, со стихией

После бьешься, с грудью грудь,

Чтоб еще над новой выей

Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! Ты поставишь

Над землей ряды ветрил,

Ты своей рукой направишь

Бег в пространстве, меж светил, —

И насельники вселенной,

Те, чей путь ты пересек,

Повторят привет священный:

Будь прославлен, Человек!

*****

Нужен анализ стихотворения Валерия Брюсова «Кинжал» по плану

ГАЛИНА Высший разум (747160) 5 месяцев назад

1. Основная тема. 2,Место занимаемое в творчестве поэта 3,смысл названия 4.Лирический сюжет, композиция. 5.Основное настроение, Позиция автора в стихе (грусть, восторг, негодование)6.худ. выразительные средства

Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция.

Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, -историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен.

2.Стихотворение, написанное в 1903 году-образец русского литературного классицизма. Несмотря на то, что поэт имел непосредственное отношение к символизму и предпочитал выражать свои мысли метафорично, в данном случае он отступил от собственных правил. Объясняется это тем, что стихотворение «Кинжал» является своеобразной данью уважения двум великим поэтам Пушкину и Лермонтову. Брюсов в своем произведении во след им поднимает тему роли поэта в современном обществе, которая красной нитью проходит через все творчество Пушкина. Здесь же ярко прослеживается параллель с лермонтовским «Кинжалом» — острым орудием возмездия, которым, по мнению Брюсова, должен в совершенстве владеть поэт.4Аавтор признается, что при всей свое нелюбви к существующему строю, мелочности и вычурности аристократии, сам он «на зов к борьбе лишь хохотал порой, не веря в робкие призывы». Что же изменилось со времен его юности, если вдруг в 1903 году автор утверждает, что «снова я с людьми, — затем, что я — поэт»? Вероятно, столь разительные перемены связаны с назревающей революцией 1905 года, дух которой к этому времени уже явственно витал в воздухе. К тому же, не стоит сбрасывать несомненный дар предвидения, который обладал Валерий Брюсов. Поэтому, предсказывая смену общественно формации, поэт лично для себя сделал выбор в вопросе, чью именно сторону он готов принять. Однако сам себе он не до конца может объяснить, почему и зачем ему нужно быть вместе с народом. Ведь если Пушкин и Лермонтов в свое время являлись своеобразным связующим звеном между различными слоями общества, то Валерий Брюсов себя таковым не считает. Хотя бы уже потому, что своим творчеством он не в состоянии что-либо изменить, и царский режим совершенно не пугают его стихи, лишенные призывов к действию. Отвечая самому себе на вопрос, почему же поэт должен быть с народом, Брюсов находит довольно объяснение – «затем, что молнии сверкали». При этом автор подчеркивает, что он-«песенник борьбы», в глубине души осознавая, что не может похвастаться дерзостью Пушкина и вольнодумством Лермонтова. Его участь – принять волю народа и раствориться в серой массе, а не возглавить толпу, у которой нет никаких оснований ему подчиняться.

5.Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей. Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения.

6.Стихотворение наполнено многочисленными эпитетами («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); яркими метафорами («кинжал поэзии», кровавый молний свет»). Примечательным является и метафорические сравнение бури и песни. Синтаксически -это равноправные члены словосочетания, но художественно они противопоставлены друг другу, но таким образом, что контрапозиция относительно каждой составляет диалектическое единство. Так буря и песня дополняют друг друга, а поэт народ – это то, что должно быть цельным явлением, сплоченным и неразделимым.Сравнение «как в дни былые» явно указывает на то, что все же был период затишья, что-то изменилось.Автор позволил себе единственную метафору,сравнив поэтический дар с кинжалом.

Влад. Ученик (226) 4 года назад

Толясик учи уроки)

Ангел благого молчания

Молитва

Ангел благого молчания,

Властно уста загради

В час, когда силой страдания

Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,

Радостным быть помоги

В час, когда шум ликования

К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,

Гордость в душе оживи

В час, когда пламя желания

Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,

Смолкнуть устам повели

В час, когда льнет обаяние

Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,

Душу себе покори

В час, когда брезжит сияние

Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания

Светят святые огни!

Ангел благого молчания,

Душу от слов охрани!

7 мая 1908 года

*****

Взводень звонов

Памяти Велимира Хлебникова

Взводень звонов, кузов звуков, —
Звать, звучать, звенеть, звонить!
Кто он, звоном зааукав,
Хочет ночью заморочить,
В зелень звуков заманить?

Звонкие, звякайте!
Звучные, звукайте!
Звонные — звонами,
Зовные — зовами,
Звычайны и новы,
Стройте звоновы!
Звукастый, звончатней, звенельней,
Зыкнув на звоннице,
Звонствуйте коннице,
Звукствуйте вольнице,
Звенькайте в тени селеньям свирельней!
Динь-динь, динь-динь,
Кинь-кинь
Звон синь!
Бим-бом, бим-бом,
Ал звон
На амвон!
Динь-динь, бим-бом,
Звон-перезвон,
Озвенелый трезвон!

Звукачи-ковачи — звук на звук!
Звонари-косари — звон на звон!
Звонщики-загонщики,
Звонильщики-пильщики,
Звонители-воители,
Звукатели-искатели,
Звенетели-свидетели,
Звонатаи-оратаи,
Звончии-гончии,
Зовчии-ловчии.
Звонарихи, звонарки,
Звонарящие товарки!
Ватага звоняг,
Звукцов и звонцов,
Звателей с зовных концов!
На горизонте
Трезвоньте!
В звукнях-кузнях — позвукарствуйте,
Во звонцах-дворцах — позвонарствуйте,
На звенарне — позвончажничайте,
Озвончите час!
В звонобойню нас!

Ты, звукошко, ухай-ка!
Ты, звончишко, слухай-ка!
Ты, многозвоннейший,
Ты, наизвоннейший,
В купол гулко рухни,
Звякни, звукни!
Звукочки, звончики,
Звонушки, зовушки,
Звукеньки, зывики,
Звень-звенчужки, звон-звончужки,
К звонёнку звонёнок, звонята
К звонику звоник звончатый,
Гомон о мноом,
Незвучь и звоньковь,
Звон-перезвон!
Говори, перезванивай,
Малиновый, меланивый,
Передразнивай, перезвукивай,
Зазванивай, зааукивай,
Вызвони, вызволи,
Зывы на зыв вали,
Зовней, звучней,
Звонней, звончей,
Динь-динь, бим-бом,
Ночью и днем!
День-день, цельный день,
Звончь, и звучь, и звень,
Гул звоновой,
Озвоненный вой!

Звонам позволено,
Звуками куплено
Званых вызванивать,
Всяких вызвякивать.
В праздник престольный
Зык колокольный
Звенствует зовно-узывчиво;
Заревом ржавым объята,
Ночь в недозвонье набата
Звукствует с звукорог сбивчиво;
Чу! Зи-зи-зи, зи-зи-зон,
Звенько звонит телефон;
Взвеняясь настойчиво в dolce
Far niente, звенит колокольчик;
По полям позвоночки коров;
На горах зан-зан козьих звонков;
Тройки степной гонцы —
Бубенцы;
Раззвенеты кастаньеты,
Раззвенястней пляс запястий,
Но где яростный митинг,
Председательский ди-динк!
Колокол, локай!
Подзвенельник, звенешничай;
Общий в звони, в огне ж — ничей!
Колокольцы — богомольцам!
Птенчикам — бубенчики!
За станок
Под гудок и под звонок!
Отзвуки, надзвуки, подзвуки, призвуки,
Созвоны, призвоны, вызвоны, дозвоны
(Созваны, призваны, вызваны, дозваны!)
Перезвякивание, перебрякивание,
Перезвонаривание, переговаривание,
Звукоряды и звукопись!
Звукорог, с звукариком совокупись!
Звукарей звоновых ради,
Звенигород выгороди!
Эй, внемли!
Зазвони, извини, измени,
Тень вдали
Семизвездьями осемени,
Осени
Звень земли!
Там, в звукоданности, —
Склон звукозванности;
Озвукование
Слов без названия,
Звенитизна
В высь взнесена!

Я — в звуках, я — в звонах, — в звененьи,
Я — в осно-стозвонном смятеньи,
Озвонен, зазвонен, узвонен,
Раздвоен, как воин усвоен,
Я — свойник, я — звонник, я — звон,
Я — в звенья звененья, я — в сон!

28 августа 1922 года

Фонарики

Столетия — фонарики! о, сколько вас во тьме,

На прочной нити времени, протянутой в уме!

Огни многообразные, вы тешите мой взгляд…

То яркие, то тусклые фонарики горят.

Сверкают, разноцветные, в причудливом саду,

В котором, очарованный, и я теперь иду.

Вот пламенники красные — подряд по десяти.

Ассирия! Ассирия! мне мимо не пройти!

Хочу полюбоваться я на твой багряный свет:

Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след.

А вот гирлянда жёлтая квадратных фонарей.

Египет! сила странная в неяркости твоей!

Пронизывает глуби все твой беспощадный луч,

И тянется властительно с земли до хмурых туч.

Но что горит высоко там и что слепит мой взор?

Над озером, о Индия, застыл твой метеор.

Взнесённый, неподвижен он, в пространствах — брат звезде,

Но пляшут отражения, как змеи, по воде.

Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт,

Простым, но ясным светочем украшен строгий вход.

Тебя ли не признаю я, святой Периклов век!

Ты ясностью, прекрасностью победно мрак рассек!

Вхожу: всё блеском залито, все сны воплощены,

Все краски, все сверкания, все тени сплетены!

О Рим, свет ослепительный одиннадцати чаш:

Ты — белый, торжествующий, ты нам родной, ты наш!

Век Данте — блеск таинственный, зловеще золотой…

Лазурное сияние, о Леонардо, — твой!..

Большая лампа Лютера — луч, устремлённый вниз…

Две маленькие звёздочки, век суетных маркиз…

Сноп молний — Революция! За ним громадный шар,

О ты! век девятнадцатый, беспламенный пожар!

И вот стою ослепший я, мне дальше нет дорог,

А сумрак отдаления торжественен и строг.

К сырой земле лицом припав, я лишь могу глядеть,

Как вьётся, как сплетается огней мелькнувших сеть.

Но вам молюсь, безвестные! ещё в ночной тени

Сокрытые, не жившие, грядущие огни!

1904 год

*****

Стихотворение Брюсова В. Я. «Певцу Слова»

«Певцу Слова»

Стародавней Ярославне тихий ропот струн: Лик твой скорбный, лик твой бледный, как и прежде, юн. Раным-рано ты проходишь по градской стене, Ты заклятье шепчешь солнцу, ветру и волне, Полететь зегзицей хочешь в даль, к реке Каял, Где без сил, в траве кровавой, милый задремал. Ах, о муже-господине вся твоя тоска! И, крутясь, уносит слезы в степи Днепр-река.

Стародавней Ярославне тихий ропот струн: Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн. Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто «Слово» спел, Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел? Или русских женщин лики все в тебе слиты? Ты — Наташа, ты — и Лиза, и Татьяна — ты! На стене ты плачешь утром. Как светла тоска! И, крутясь, уносит слезы песнь певца — в века!

См. также Валерий Брюсов — стихи (Брюсов В. Я.) :

Первый снег Серебро, огни и блестки,- Целый мир из серебра! В жемчугах горят бере.

Пляска смерти Немецкая гравюра XVI века Крестьянин Эй, старик! чего у плуга Ты стои.

Инкогнито

Порой любовь проходит инкогнито,

В платье простом и немного старомодном.

Тогда ее не узнает никто.

С ней болтают небрежно и слишком свободно.

Это часто случается на весеннем бульваре, и

У знакомых в гостиной, и в фойе театральном;

Иногда она сидит в деловой канцелярии,

Как машинистка, пишет, улыбаясь печально.

Но у нее на теле, сквозь ткани незримый нам,

Пояс соблазнов, ею не забытый.

Не будем придирчивы к былым именам, —

Все же часто сидим мы пред лицом Афродиты.

А маленький мальчик, что в детской ревности

Поблизости вертится, это — проказливый Амор.

Колчан и лук у него за спиной, как

в древности;

Через стол он прицелится, опираясь

на мрамор.

Что мы почувствуем? Укол, ощутимый чуть,

В сердце. Подумаем: признак энкардита.

Не догадаемся, домой уходя, мы ничуть,

Что смеется у нас за спиной Афродита.

Но если ты сразу разгадаешь инкогнито,

По тайным признакам поймешь, где богиня,-

В праведном ужасе будь тверд, не дрогни, не то

Стрела отравленная есть у ее сына.

12 марта 1921 года

Пока есть небо

Пока есть небо, будь доволен!

Пока есть море, счастлив будь!

Пока простор полей раздолен,

Мир славить песней не забудь!

Пока есть горы, те, что к небу

Возносят пик над пеньем струй,

Восторга высшего не требуй

И радость жизни торжествуй!

В лазури облака белеют

Иль туча тёмная плывёт;

И зыби то челнок лелеют,

То клонят мощный пакетбот;

И небеса по серым скатам

То золотом зари горят,

То блещут пурпурным закатом

И лёд вершинный багрянят;

Под ветром зыблемые нивы

Бессчётных отсветов полны,

И знают дивные отливы

Снега под отблеском луны.

Везде — торжественно и чудно,

Везде — сиянья красоты,

Весной стоцветно-изумрудной,

Зимой — в раздольях пустоты;

Как в поле, в городе мятежном

Всё те же краски без числа

Струятся с высоты, что нежным

Лучом ласкает купола;

А вечером ещё чудесней

Даль улиц, в блеске фонарей,

Всё — зовы грёз, всё — зовы к песне:

Лишь видеть и мечтать — умей.

Октябрь 1917 года

*****

Революция 1917 года

После коренного слома общественного, политического строя, для всех деятелей искусства настало сложное время. Брюсов, однако, встретил перемены с большим энтузиазмом. С присущей ему активности, он взялся за сотрудничество с советской властью. Одним из первых вступил в партию.

Наладить отношения с большевиками поэт сумел быстро. Литератор, лирик оказался на хорошем счету у руководства государства. Один за другим ему поручали ответственные посты.

В разные годы В. Я. Брюсов заведовал художественными и организационными вопросами. В 1921 по его предложению был создан Высший литературно-художественный институт. Сам же символист стал его первым профессором и ректором. Эти должности мужчина сохранил до самой смерти.

Валерий Брюсов, фото сделано в 1923 г.

Уже через 2 года Валерий Яковлевич принимал активное участие в создании Большой советской энциклопедии, ее первого издания. В последние годы Брюсов славил свершившуюся Октябрьскую революцию.

Огромную роль в его творчестве стали играть политические, общественные мотивы

В отличие от многих конъюнктурщиков, которые стремились выслужиться перед властью и получить теплое место, Валерий Яковлевич всерьез считал, что слом старого капиталистического строя — дело важное и хорошее

В. Я. Брюсов, 1920-е гг.

Однако стать поэтом нового времени, следующий эпохи, он так и не сумел. Вскоре творчество Валерия Брюсова вернулось в прежнее русло. Его последние стихотворения были пронизаны пессимистическими мотивами. Кроме того, они стали слишком сложными и непонятными.

Широкие массы читателей не могли уяснить, о чем пишет знаменитый лирик. Поэтому в финальные годы Валерий Яковлевич остался практически один. Без сторонников и благодарной публики.

День

Еще раз умер, утром вновь воскрес;

Бред ночи отошел, забыт, отброшен.

Под серым сводом свисших вниз небес,

Меж тусклых стен, мир ярок и роскошен!

Вновь бросься в день, в целящий водоем.

Скользи в струях, глядись в стекле глубоком,

Чтоб иглы жизни тело жгли огнем,

Чтоб вихрь событий в уши пел потоком!

Хватай зубами каждый быстрый миг,

Его вбирай всей глубью дум, всей волей!

Все в пламя обрати: восторг, скорбь, вскрик,

Есть нега молний в жало жгучей боли!

Час рассеки на сотню тысяч миль,

Свой путь свершай от света к свету в безднах,

Весь неизмерный круг замкнув, не ты ль

Очнешься вновь, живым, в провалах звездных?

Борьбой насытясь, выпей яд любви.

Кинь в сушь сознаний факел дневной песни,

Победы блеск, стыд смеха изживи, —

Умри во мгле и с солнцем вновь воскресни!

24 августа 1920 года

*****

Анализ стихотворения

Строки «Всё повторяю первый стих» требуют особого внимания со стороны почитателей Марины Цветаевой, ведь это последнее стихотворение, написанное поэтессой незадолго до трагической смерти. По сути строки являются поэтическим ответом на стихотворение Арсения Тарковского «Стол накрыт на шестерых», которое зацепило Цветаеву. Для понимания последней работы поэтессы анализировать надо не само стихотворение, а то, что сподвигло Марину его написать.

В 1939 году Марина Ивановна возвращается в Россию из Европы, куда уехала за мужем, Сергеем Эфроном после его иммиграции. В СССР Цветаеву окружил вакуум, никто не печатал стихов, не приглашал на творческие вечера, а то и переходил дорогу, издалека увидев поэтессу на улице. Такая атмосфера вдвойне тяжела Марине, так как она не видит своей жизни без двух вещей – любви и поэзии, а писать и любить в вакууме нельзя.

В 1940 году «возвращенка» читает книгу переводов поэта Арсения Тарковского (отец известного режиссёра Андрея Тарковского) и по достоинству оценивает их. Тогда она ещё не знает, что является для Тарковского кумиром, поэт буквально боготворит её стихи. Так как перевод понравился Цветаевой, то она написала Арсению письмо, в котором тепло отозвалась о работе. После этого между Мариной и Тарковским началась заочная дружба, которую после вылилась в нечто больше.

Ранние годы и образование

Будущий поэт Валерий Брюсов родился 13 декабря 1873 г. в городе Москве Российской империи. Молодой человек имел довольно простое, не родовитое происхождение.

Дед Брюсова по матери был крупным купцом. Накопил солидные капиталы. Дела у него шли хорошо до самого конца жизни. Мать молодого человека звали Матрена Александровна. Она была женщиной хорошо образованной и начитанной.

Дед по отцу был крепостным крестьянином. В какой-то момент мужчина скопил достаточно денег, чтобы выторговать свободу. Затем он стал крупным купцом, нажил много имущества.

Отец Брюсова, Яков Кузьмич, продолжил семейное дело, но внезапно увлекся азартными играми и просадил все состояние на тотализаторе.

Яков Кузьмич Брюсов, отец поэта

Интересно, что практически все ближайшие предки Валерия Яковлевича так или иначе занимались поэзией. Дед по матери сочинял стихи. Из-под его пера вышел сборник «Басни провинциала».

Отец печатал свои произведения в журналах. Мать не занималась поэзией, но интересовалась прозой, французскими романами. Словом, склонность к искусству, творческой деятельности была у Брюсова в крови.

Валерий Брюсов в детстве

Оба родителя молодого человека были очень образованными и прогрессивными. Так, например, они категорически запрещали юному Брюсову читать религиозную литературу. Вера в доме была одним из строжайших табу.

Мать и отец придерживались чисто материалистических, атеистических воззрений. Были знакомы с теорией эволюции и прочими прогрессивными научными представлениями.

Для дореволюционной России это было чем-то неслыханным. К тем же идеям родители старались приобщить и молодого человека.

Валерий Брюсов в юности

Учиться Валерий Яковлевич начал с ранних лет. Будущий лирик интересовался естественными науками. Когда пришло время, юноша поступил в частную школу Ф.И. Крейнмана, а затем в гимназию Поливанова.

Родители не жалели денег на образование сына. Эти учебные заведения были едва ли не самыми лучшими в городе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: