Градация

Что такое градация

Градация в литературе и других сферах — что это такое на примерах

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы раскроем значения термина «градация». Само по себе это слово должно быть многим знакомо. Оно имеет латинские корни, а переводится «gradatio» как «постепенное повышение».

С этим термином мы знакомимся еще в школе на уроках математики, когда просто перечисляем различные числа. Например, «2, 10, 255» и так далее.

Также градацией можно описать и различные предметы, которые меняются в размерах и тем самым создают ряд «от меньшего к большему». Например, наручные часы – будильник – часы с кукушкой; чайная ложка – десертная ложка – столовая ложка.

Значение термина

Градация в переводе с латыни означает «постепенное усиление». Литературная речь чрезвычайно многообразна, но в целом представляет собой организованную систему. Художественные образы присутствуют в стихах и новеллах, но неуместны в публицистической прозе. Журналистскому стилю присущ акцент на смысловую нагрузку, поэтическому — на эмоциональную.

Под градацией можно понимать различные языковые феномены. Однако чаще этот термин применяется по отношению к стилистическим фигурам, которые, представляя собой ряд однородных слов или выражений, постепенно нагнетают, наращивают или, напротив, понижают и заглушают эмоциональную значимость. Такое стилистическое явление может гармонично смотреться лишь в художественном произведении.

4. Лексика делится на 2 группы: тропы и лексические средства.

Тропы

Эпитет – это троп, образное определение. Чаще всего это прилагательное или причастие в переносном значении. Волшебная ночь, прозрачное утро, богатый стол.

Сравнение – это троп, сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Существует 3 способа сравнения:

1. С помощью сравнительного оборота, в котором используются слова: как, будто, словно, точно, похож. Глаза, как небо, голубые.

2. С помощью формы Творительного падежа. Веселым треском трещит затопленная печь.

3. С помощью формы сравнительной степени прилагательного или наречия. На груди твоей снега белей.

Метафора – это троп, скрытое сравнение. В отличие от обычного сравнения, когда явно сопоставляются по сходству два предмета, в метафоре один из них скрыт, что и создает многозначность и образность. Проще говоря, метафора – это то, чего не может быть. Флейта водосточных труб, половодье чувств, сквозняк в голове.

Олицетворение – это троп, подвид метафоры, когда что-то неживое наделяется свойствами живого организма. Ветер выл, кричал и плакал.

Метонимия – троп, подвид метафоры, сопоставление предметов или явлений по смежности, при этом одно из понятий пропускается. В разговорной речи мы постоянно используем метонимию, но не замечаем этого. Основные виды метонимии:

1. Фамилия автора используется в качестве обозначения его произведений. Вчера я Пушкина читал. Слово произведение или роман пропущено.

2. Название города используется для обозначения его жителей. Говорит Москва.

3. Сосуд, в который помещена еда или жидкость, используется в качестве обозначения пищи. Я три тарелки съел.

4. Материал, из которого изготовлено изделие, обозначает само изделие. Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

Синекдоха – это троп, подвид метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. «- Скажи-ка, дядя, ведь не даром/ Москва, спаленная пожаром,/ Французу отдана?»(не одному французу, а всей французской армии).

Гипербола – троп, сильное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал…

Литота – троп, сильное преуменьшение. Старичок с ноготок, мальчик с пальчик.

Ирония – вид комического, легкая, чуть заметная насмешка, троп, при котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ну, ты мастер! (по отношению к человеку, который что-то сломал).

Аллегория – троп, изображение абстрактного, отвлеченного явления через конкретное понятие. Часто применяется в баснях, где под животными подразумеваются люди, обладающие определенными особенностями характера: лиса символизирует хитрость, муравей – трудолюбие, осел – упрямство и т.д.

Лексические средства

🟢 Книжная лексика;

🟢 Слова высокого стиля;

🟢 Разговорная (просторечная) лексика;

🟢 Оценочная лексика;

🟢 Профессиональная лексика;

🟢 Жаргонизмы;

🟢 Устаревшая лексика;

🟢 Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

🟢 Диалектизмы – это слова, характерные для людей, живущих в определенной местности и не относящихся к литературному языку. Автор может использовать их для придания речи героя индивидуальных черт. Бурак – свекла, вязно — озеро, ажно — даже.

🟢 Синонимы – слова разные по написанию, но сходные по значению. Симпатичный, привлекательный, красивый.

🟢 Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте (предложении, тексте), свободно употребляясь в речи, синонимами не являются. Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его.

🟢 Антонимы – слова разные по написанию и противоположные по значению. День – ночь, сила – слабость.

🟢 Контекстные антонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте. Они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой…

🟢 Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Девичья коса – острая коса – песчаная коса.

🟢 Паронимы –слова, сходные по написанию, но различающиеся оттенками смысла. Абонемент – абонент, зрительный – зрительский.

🟢 Фразеологизм – устойчивое выражение, часто употребляющееся в переносном значении. Его можно заменить одним словом. Делать из мухи слона – преувеличивать, белая ворона – странная, плыть по течению – не сопротивляться.

Градация в изобразительном искусстве

Понятие градации живописи неразрывно связано с цветовой гаммой. Именно её переходы между более светлыми и более темными цветами или тонами одного цвета называют цветовой градацией.

Такой переход позволяет автору лучше отразить такие характеристики окружающего мира как глубина, объём или высота. Такое изображение кажется более реальным. В случае современного искусства градация цвета позволяет ярче передать экспрессию, другие эмоциональные состояния, идеи и концепции.

Отдельным видом цветовой сменяемости является полиграфическая градация. Она присуща любым растровым изображениям из-за специфики нанесения краски в типографиях. Растровая печать состоит из множества мелких точек, что при более тщательном рассмотрении создают иллюзия непрекращающегося перелива цвета.

Примером использования цветовой градации в изобразительном искусстве может служить учебная картина Н. П. Крымова «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток».

Применение градации в других областях

О градациях в литературе мы рассказали. А в начале этой статьи привели и простейший пример градации в математике. Но только этими сферами данный прием не ограничивается:

В данном случае речь идет о различных тонах одного цвета, которые применяются при написании картин. Именно поэтому градацию в изобразительном искусстве часто называют «цветовой». Один из ярких примеров – картина Н.П. Крымова под названием «Изменение отношений по цвету и по тону в пейзаже в разное время суток».

Суть градации – усилить рассказ о товаре, чтобы он еще больше заинтересовал потенциальных покупателей. Например, в рекламе стиральных машин встречались такие слова:

«Когда она работает, ее не замечаешь. Она практически бесшумная. Рядом с ней сможет спать даже кошка».

Тут с каждой новой фразой все больше внимания уделяется главной характеристике стиральной машины, которая превосходит аналоги.

Вот и все, что можно только рассказать о таком термине как «градация».

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Что такое градация в литературе? Какие есть виды градации? Какие примеры?

Начнем с примеров градации в стихотворениях известных авторов, а потом уже к определению:

Знаменитое Есенинское стихотворение ярко показывает восходящую градацию:

Не жалею, не зову, не плачу.

Пример нисходящей градации можно посмотреть в этих прекрасных строках А.С Пушкина

Вот стихотворение Ф.И.Тютчева потрясающе демонстрирует градацию восходящую, как принцип построения целого стихотворения.

А это стихотворение А.Фета полностью построено на градации, то есть постепенном усилении значения.

Примеры градации можно увидеть у авторов, принадлежащих разным литературным эпохам:

Итак, рассмотрев примеры, можно сделать вывод о том, что же такое градация? Градация – это особый оборот речи, который в первую очередь направлен на постепенное усиление или уменьшение эмоционального значения. Это делается для экспрессии, для создания образа, для полноты передачи чувств, эмоций)). Примеры показывают, что градация может быть восходящая ( в литературоведении она называется КЛИМАКС) и нисходящая (АНТИКЛИМАКС).

Термин градация произошёл от латинского слова gradatio, в переводе это значит постепенное возвышение. А точнее, градацией в литературе называют такую стилистическую фигуру, которая заключается в ослаблении либо наоборот, усилении какого-нибудь признака или действия. А также градация – это когда процесс разделяется на определённые стадии или этапы. Различаются в литературе как восходящие, так и нисходящие градации.

Ярким примером восходящей градации можно назвать красивые и поэтичные строки из знаменитого стихотворения Сергея Есенина:

А вот наглядный пример нисходящей градации демонстрируется из стихотворения О. Г. Бергольц:

Тут главное научиться определять вид градации, восходящий или нисходящий.

Градация в поэзии: градация и анафора

Поэты часто усиливают градацию особым ритмико-синтаксическим строением стиха, часто анафорой — повтором в начале какого-либо отрезка:

Строго проведенная градация встречается редко. Зачастую средние члены градации не образуют строгого нарастания, но за счет общей мелодии стиха создается впечатление постепенного усиления:

На градации может строиться целое стихотворение. Тютчев использует строфическую градацию с анафорой: «Восток белел. Восток алел. Восток вспылал. »

Восток алел. Она молилась, С чела откинув покрывало, — Дышала на устах молитва, Во взорах небо ликовало.

Восток вспылал. Она склонилась, Блестящая поникла выя, — И по младенческим ланитам Струились капли огневые.

Градация в литературе

В литературной среде под градацией понимают стилистическую фигуру, применяемую в качестве художественного средства создания образности. Иными словами, это литературный прием повышения эмоциональности произведения. В качестве инструментов выступают синтаксические повторы и особенности расстановки слов и словосочетаний. Данный стилистический прием чаще используется в поэзии, нежели в прозе.

Выделяют два типа литературной градации:

  • климакс — постепенное изменение настроения фрагмента произведения в сторону повышения эмоционального накала;
  • антиклимакс — поэтапное снижение экспрессивности отрезка произведения.

Пример климакса:

Е. А. Баратынский (1800-1844), «Скульптор»

Пример антиклимакса:

«Интернационал», Международный гимн пролетариев

Градация в литературе и других сферах — что это такое на примерах

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы раскроем значения термина «градация». Само по себе это слово должно быть многим знакомо. Оно имеет латинские корни, а переводится «gradatio» как «постепенное повышение».

С этим термином мы знакомимся еще в школе на уроках математики, когда просто перечисляем различные числа. Например, «2, 10, 255» и так далее.

Также градацией можно описать и различные предметы, которые меняются в размерах и тем самым создают ряд «от меньшего к большему». Например, наручные часы – будильник – часы с кукушкой; чайная ложка – десертная ложка – столовая ложка.

Сравнение, метафора и олицетворение

Рассмотрим эти три термина и особенно сделаем акцент на их различиях.

Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.

Сравнение проявляется в двух видах. Первый — более явный. Его легко распознать: используются слова «как», «словно», «будто». Например: «Сердце горячее, как огонь», «Она влетела в комнату, словно птица», «Глаза, будто цветные кристаллики, отражали солнечный свет».

Но это не единственный вид сравнения. Иногда оно встречается без сравнительного оборота. Например, «нырнуть рыбкой». Это тоже сравнение. Здесь используется творительный падеж, который передает сопоставление не хуже слов «как» и «словно». Ведь мы понимаем, что нырнуть рыбкой = нырнуть, как рыбка.

А теперь представим, что сравнение решило спрятаться. Сравнение прячет не только союзы, но и один из объектов сопоставления. Вот что получается:

«Взгляд режет душу» — мы не называем нож (объект), но говорим о его свойстве — способности резать.

Этот троп и называется метафорой.

Метафора —наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.

Как отличить средства выразительности, которые старательно притворяются друг другом?Посмотрим на примеры:«Сердце горячее, как огонь» (сравнение) и «Сердце горит от боли» (метафора).В обоих случаях мы сравниваем сердце с огнем.В первом говорим открыто: у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко.Во втором случае мы наделяем сердце свойством огня — говорим, что оно горит, и скрыто сравниваем сердце с огнем. Мы не называем второй объект (огонь), а только намекаем на него (словом «горит»).

Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»:

Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана

Здесь мы говорим, что у утеса есть грудь, сравнивая его с человеческим телом. При этом мы не называем второй объект сопоставления — человека. Берем только его свойства — наличие частей тела.

Олицетворение — вид метафоры; троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.

Мы знаем, что предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит, не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы. Такой прием называется олицетворением.

Посмотрим на эти примеры: «Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе».

Представьте, как бы грустно выглядели эти предложения без использования олицетворений. Образность спасает нас от скучного языка, разрешая видеть «слезы» неба и «улыбку» дома. Простые объекты становятся выразительными образами.

Давайте решим задание №7 ЕГЭ по литературе.Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А.С. Пушкин использует _______ — образные определения: «…любил безмолвно, безнадёжно». Также в произведении есть _______, то есть скрытое сравнение: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем».Решение.Итак, вспоминаем, что образное определение — это эпитет, а скрытое сравнение — метафора.Ответ: эпитетыметафора 

С метафорами, сравнениями и олицетворениями разобрались. Двигаемся дальше!

Для чего и где используется?

Градация является одним из инструментов увеличения образности речи. Ее применение в литературе (поэтических произведениях и прозе) преследует несколько целей: 

акцентирование внимания читателя на некоей важной для автора информации;
создание определенной эмоциональной окраски текста;
повышение яркости описываемого образа путем нагнетания соответствующей ему атмосферы;
создание более многоплановых описаний, более полное раскрытие авторской мысли;
побуждение читателей к созданию образных ассоциаций. 

Основное свойство этого приема – предложения, построенные с его помощью, цепляют читателя/слушателя, вызывают у него интерес, привлекают к себе повышенное внимание. За счет этого градацию активно используют не только в литературе, но и в коммерческих текстах, рекламе и маркетинге

На ее принципе построены многие рекламные слоганы, джинглы, сценарии рекламных роликов и т.д.  

Использование принципа градации можно заметить и во многих фразеологизмах. Например, «Пришел, увидел, победил» или «Мал мала меньше». Кстати, фразеологизмы и пословицы/поговорки, наверное, являются единственным примером применения градационных высказываний в повседневной речи. В обиходных выражениях это художественное средство применяется крайне редко. 

Нередко применение градации в риторике. При построении текста речи, публичного сообщения, его фрагменты, относящиеся к одному объекту, выстраиваются таким образом, чтобы каждый последующий был более выразительным, впечатляющим, эмоционально насыщенным, чем предыдущие. 

Градация в литературе и других сферах — что это такое на примерах

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы раскроем значения термина «градация». Само по себе это слово должно быть многим знакомо. Оно имеет латинские корни, а переводится «gradatio» как «постепенное повышение».

С этим термином мы знакомимся еще в школе на уроках математики, когда просто перечисляем различные числа. Например, «2, 10, 255» и так далее.

Также градацией можно описать и различные предметы, которые меняются в размерах и тем самым создают ряд «от меньшего к большему». Например, наручные часы – будильник – часы с кукушкой; чайная ложка – десертная ложка – столовая ложка.

5. Синтаксические средства также делятся на 2 группы: приемы и средства.

Приемы

Антитеза – противопоставление. В ЕГЭ используется и то, и другое обозначение приема. На антитезу указывают союзы а, но, да (в значении но).

Анафора – прием единоначатия строк. В стихотворении применяется с начала каждой строки, в прозаическом тексте – с начала каждого предложения. И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный, и лукавый… или О, времена! О, нравы!

Эпифора – прием обратный анафоре, одинаковая концовка строк. Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь.

Инверсия – непрямой порядок слов в предложении. Прямой порядок: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. Любая перестановка – это уже применение инверсии. В огромном городе моём — ночь. / Из дома сонного иду — прочь.

Парцелляция – это дробление предложения на части точкой для постановки дополнительного логического ударения. Это была моя вина. Неизбывная и непреодолимая.

Градация – это прием постепенного возрастания или убывания признака, действия. Он шептал, говорил, кричал.

Цитация (цитирование)– применение любых цитат в тексте.

Лексический повтор – это повтор слов или словосочетаний в любом месте предложения. При этом слово дается в неизмененной форме. Это была долгая дорога, долгая и полная волшебства.

Синтаксический параллелизм – это повторение одинаковых синтаксических конструкций внутри одного предложения или в рядом стоящих. Происходит повтор грамматических конструкций, который может быть полным или неполным. Мне нравится, что вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не вами…

Вопросно-ответная форма изложенияразвитие мысли с помощью постановки вопросов и ответов на них. Вопросы могут быть как риторическими, так и конкретными. Что такое любовь? Это страсть, увлечение, близость. Ответ будет у каждого своим, но…

Оксюморон – сочетаниенесочетаемого, намеренный парадокс. Горячий снег, живой труп.

Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Баснь эту можно бы и боле пояснить -/ Да чтоб гусей не раздразнить…

Многосоюзие — это намеренное увеличение количества союзов в предложении, что ведёт к подчёркиванию каждой детали и замедлению поэтической речи. И цветы, и шмели, и трава, и колосья,/ И лазурь, и полуденный зной…

Синтаксические средства

🟡 Все виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные.

🟡 Вопросительные предложения;

🟡 Восклицательные предложения;

🟡 Побудительные предложения;

🟡 Обращения;

🟡 Вводные слова;

🟡 Вставные конструкции;

🟡 Уточнения (уточняющие конструкции);

🟡 Сравнительный оборот;

🟡 Ряд однородных членов;

🟡 Риторический вопрос;

🟡 Риторическое восклицание;

🟡 Риторическое обращение.

Как определить градацию в предложении?

Если в предложении есть слова или выражения, которые расположены друг за другом и каждое следующее слово увеличивает или уменьшает значимость, эмоции, выразительность предыдущих, то перед нами градация.

Для создания градации могут использоваться градационные союзы

Это такие союзы, которые ещё больше обращают внимание на значимость последующих слов:. Градация может создаваться с помощью интонации, как в стихотворении М

Лермонтова. Анафора (повторение одних и тех же слов в начале строф) создаёт ощущение ожидания чего-то, нарастания эмоций

Градация может создаваться с помощью интонации, как в стихотворении М. Лермонтова. Анафора (повторение одних и тех же слов в начале строф) создаёт ощущение ожидания чего-то, нарастания эмоций.

Или же с помощью повтора:

Примеры градации разных видов

В литературе используется два варианта градации:

Восходящая градация (та, которая усиливает) называется климаксом, а ее обратное значение – антиклимаксом.

Термин этот также иностранный, но имеет древнегреческие корни. Так, слово «κλῖμαξ» буквально означает «лестница», что очень верно отражает суть этого художественного приема.

Примеры восходящей градации:

Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его. (А.П. Чехов)

В заботе сладостно-туманнойНе час, не день, не год уйдет… (Е.А. Баратынский)

Не думай сбежать!Это я вызвал.Найду.Догоню.Доконаю.Замучу! (В.В, Маяковский)

И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы легкие навстречу к ним бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.Минута, и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин)

В последнем примере у нас снова Пушкин, и снова пример немного нестандартной градации. В данном случае поэт усиливает не значение какого-то отдельного слово. Он рассказывает целую цепочку событий, которые приводят к «рождению» стихотворений.

Примеры нисходящей градации:

Никто не даст нам избавленья,Ни бог, ни царь и ни герой. (текст «Интернационала»)

Все грани чувств,Все грани правды стёртыВ мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

Настанет день — печальный, говорят! —Отцарствуют, отплачут, отгорят… (М.И. Цветаева)

Присягаю ленинградским ранам,Первым разоренным очагам.Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. (О.Г. Бергольц)

Еще раз подчеркнем, нисходящая градация, или антиклимакс, встречается не так уже часто в произведениях. Но, как и у восходящей – ее основная цель усиливать образ и делать эпизод более эмоциональным.

Градация может встречаться и в пословицах. Например, известная фраза «Пришел, увидел, победил». Также сюда можно отнести выражение «Мал, мала, меньше», которое является примером антиклимакса.

Примеры градации разных видов

В литературе используется два варианта градации:

  1. Один из них более распространенный, когда каждое последующее слово усиливает предыдущее (восходящая градация).
  2. А другой, наоборот, уменьшает значение (нисходящая).

Восходящая градация (та, которая усиливает) называется климаксом, а ее обратное значение – антиклимаксом.

Термин этот также иностранный, но имеет древнегреческие корни. Так, слово «κλῖμαξ» буквально означает «лестница», что очень верно отражает суть этого художественного приема.

Примеры восходящей градации:

Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его. (А.П. Чехов)

В заботе сладостно-туманнойНе час, не день, не год уйдет… (Е.А. Баратынский)

Не думай сбежать!Это я вызвал.Найду.Догоню.Доконаю.Замучу! (В.В, Маяковский)

И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы легкие навстречу к ним бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.Минута, и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин)

В последнем примере у нас снова Пушкин, и снова пример немного нестандартной градации. В данном случае поэт усиливает не значение какого-то отдельного слово. Он рассказывает целую цепочку событий, которые приводят к «рождению» стихотворений.

Примеры нисходящей градации:

Никто не даст нам избавленья,Ни бог, ни царь и ни герой. (текст «Интернационала»)

Все грани чувств,Все грани правды стёртыВ мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

Настанет день — печальный, говорят! —Отцарствуют, отплачут, отгорят… (М.И. Цветаева)

Присягаю ленинградским ранам,Первым разоренным очагам.Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. (О.Г. Бергольц)

Еще раз подчеркнем, нисходящая градация, или антиклимакс, встречается не так уже часто в произведениях. Но, как и у восходящей – ее основная цель усиливать образ и делать эпизод более эмоциональным.

Градация может встречаться и в пословицах. Например, известная фраза «Пришел, увидел, победил». Также сюда можно отнести выражение «Мал, мала, меньше», которое является примером антиклимакса.

Как определить градацию в предложении?

Если в предложении есть слова или выражения, которые расположены друг за другом и каждое следующее слово увеличивает или уменьшает значимость, эмоции, выразительность предыдущих, то перед нами градация.

Для создания градации могут использоваться градационные союзы

Это такие союзы, которые ещё больше обращают внимание на значимость последующих слов:. “Их внимание привлекли не столько украшения из золота и серебра, сколько внушительная горка бриллиантов в центре”

“Их внимание привлекли не столько украшения из золота и серебра, сколько внушительная горка бриллиантов в центре”. Михаил Шторм

Михаил Шторм

“Мало того, что она была девчонкой, что уже само по себе недостаток, так она была ещё и болтливой девчонкой!”.

Астрид Линдгрен

“Люди скорее являются жертвами, нежели виновниками этих изменений”.

Мэтт Ридли

Градация может создаваться с помощью интонации, как в стихотворении М. Лермонтова. Анафора (повторение одних и тех же слов в начале строф) создаёт ощущение ожидания чего-то, нарастания эмоций.

“Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка…

…Когда росой обрызганный душистой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

…Когда студеный ключ играет по оврагу…

…Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…”.

Или же с помощью повтора:

“Гулял по улице щенок —

Не то Пушок, не то Дружок…

…Гулял, гулял, гулял

И вырос”.

В. Левин

Таким образом, градация в литературе — это средство художественной выразительности, фигура речи, в которой один предмет описывается последовательно несколько раз

Этот прием писатели и ораторы используют, чтобы повысить или снизить эмоциональное напряжение, сосредоточить внимание читателя или слушателя на конкретном слове или выражении

  • Русский орфографический словарь / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. — 4‑е изд., испр. и доп. — М. : АСТ-Пресс Книга, 2012;
  • Гаспаров М.Л. Градация // Литературный энциклопедический словарь.— М., 1987;
  • М. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2‑х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
  • Деметрий. О стиле // Античные риторики.— М., 1978; Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2‑х частях. — СПб., 1834;
  • Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы, изд. 4‑е, Гиз, Л., 1928.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: