😢 разлука (я виноват перед тобою)

«Разлука» М.Лермонтов

«Разлука» Михаил Лермонтов

Я виноват перед тобою, Цены услуг твоих не знал. Слезами горькими, тоскою Я о прощеньи умолял, Готов был, ставши на колени, Проступком называть мечты; Мои мучительные пени Бессмысленно отвергнул ты.

Зачем так рано, так ужасно Я должен был узнать людей И счастьем жертвовать напрасно Холодной гордости твоей. Свершилось! Вечную разлуку Трепеща вижу пред собой… Ледяную встречаю руку Моей пылающей рукой. Желаю, чтоб воспоминанье В чужих людях, в чужой стране Не принесло тебе страданье При сожаленье обо мне…

Анализ стихотворения Лермонтова «Разлука»

Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл «мучительной» и «бессмысленной». В последствии он так и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.

Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием «Разлука» датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем

И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение, адресованное Сабурову, автор начинает со строк: «Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал»

Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем нему не удастся.

Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: «Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты». Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: «Вечную разлуку трепеща вижу пред собой». В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение. потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.

Михаил Лермонтов — Я виноват перед тобою ( Разлука )

Ya vinovat pered toboyu,Tseny uslug tvoikh ne znal.Slezami gorkimi, toskoyuYa o proshchenyi umolyal,Gotov byl, stavshi na koleni,Prostupkom nazyvat mechty;Moi muchitelnye peniBessmyslenno otvergnul ty.Zachem tak rano, tak uzhasnoYa dolzhen byl uznat lyudeyI schastyem zhertvovat naprasnoKholodnoy gordosti tvoyey. Svershilos! Vechnuyu razlukuTrepeshcha vizhu pred soboy. Ledyanuyu vstrechayu rukuMoyey pylayushchey rukoy.Zhelayu, chtob vospominanyeV chuzhikh lyudyakh, v chuzhoy straneNe prineslo tebe stradanyePri sozhalenye obo mne.

Z dbyjdfn gthtl nj,j/,Wtys eckeu ndjb[ yt pyfk/Cktpfvb ujhmrbvb, njcrj/Z j ghjotymb evjkzk,Ujnjd ,sk, cnfdib yf rjktyb,Ghjcnegrjv yfpsdfnm vtxns;Vjb vexbntkmyst gtyb,tccvscktyyj jndthuyek ns/Pfxtv nfr hfyj, nfr e;fcyjZ ljk;ty ,sk epyfnm k/ltqB cxfcnmtv ;thndjdfnm yfghfcyj[jkjlyjq ujhljcnb ndjtq?//Cdthibkjcm! Dtxye/ hfpkereNhtgtof db;e ghtl cj,jq///Ktlzye/ dcnhtxf/ hereVjtq gskf/otq herjq/;tkf/, xnj, djcgjvbyfymtD xe;b[ k/lz[, d xe;jq cnhfytYt ghbytckj nt,t cnhflfymtGhb cj;fktymt j,j vyt///

Странная дружба Михаилов

Лермонтов и Сабуров познакомились в 1827 году, когда ещё будущий поэт поступил учиться в Благородный пансион. Позже о дружбе с Сабуровым Лермонтов напишет, что она была «бессмысленной и мучительной», но это потом, а сразу Мишель что-то находил в несдержанном друге.

Finita la commedia пришла перед окончанием пансиона и виновен в разрыве этой странной дружбы сам Лермонтов. Он случайно выдал сердечную тайну Сабурова, что нанесло другу болезненный удар и сразу сделало дружбу мертвой.

Лермонтов понимал, что виноват – это видно из первой строки стиха:

Он извинился и просил о прощении, но Сабуров был непреклонен, ибо из-за Лермонтова оказался в отыгранной любовной ситуации, да и его характер не подразумевал прощение.

Слова «мучительные пени» это синоним извинения, которое было отвергнуто оскорбленной гордостью Сабурова.

В финале лермонтовский герой признается, что открыт к дальнейшей дружбе, но в это же время понимает, что она невозможна.

В последних же строках Лермонтов желает Сабурову не испытать позже страданья из-за того, что он не сумел простить, хотя и сам прекрасно понимает степень своей вины. Виновник разлуки даже где-то обижен, что его искреннее раскаянье не нашло понимания у вчерашнего друга.

Произведение показывает нам Лермонтова в ракурсе дружбы с товарищами, где видна его небезгрешность, но умение признавать свои косяки, пусть после них и не всегда можно исправить отношения.

Стихи Лермонтова о дружбе

Разлука

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощенье умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты;
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей?..
Свершилось! вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой…
Ледяную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людях, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне…

Два брата

«Ах, брат! Ах, брат! Стыдись, мой брат!
Обеты теплые с мольбами
Забыл ли? Год тому назад
Мы были нежными друзьями…
Ты помнишь, помнишь, верно, бой,
Когда рубились мы с тобой
Против врагов родного края
Или, заботы удаляя,
С новорожденною зарей
Встречали вместе праздник Лады.
И что ж? Волнение досады,
Неугомонная вражда
Нас разделили навсегда!..»
– «Не называй меня, как прежде,
В благополучные года.
В те дни, как верил я надежде,
Любви и дружбе… я знавал
Волненья сердца дорогие,
И очи, очи голубые…
Я сердцем девы обладал:
Ты у меня его украл!..
Ты завладел моей прекрасной,
Ее любовью и красой,
Ты обманул меня… ужасно!
И посмеялся надо мной».
Умолкли. Но еще стоят
В душе терзаемы враждою.
На каждом светлые блестят
Мечи с насечкой золотою,
На каждом панцирь и шелом,
Орлиным осенен крылом.
Всё пусто вкруг в дали туманной.
Пред ними жертвенник. На нем
Кумир белеет деревянный.
И только плющ виясь младой
Лелеет жертвенник простой.
Они колена преклонили,
Взаимной злобой поклялись.
Вот на коней своих вскочили
И врозь стрелою понеслись.
Давно ль? Давно ли друг без друга
Их край родимый не видал?
Давно ль, когда один страдал
В изнеможении недуга,
Другой прикованный стоял
Нежнейшей дружбой к изголовью?
Вдруг, горьким мщением дыша,
Кипят! Надменная душа
Чем раздражилася? – любовью!
Аскар, добычу бранных сил,
Финляндку юную любил.
Она лила в неволе слезы
И помнила средь грустных дней
Скалы Финляндии своей.
Скалы Финляндии пустой,
Озер стеклянные заливы
И бор печальный и глухой,
Как милы вы, как вы счастливы
Своею дикой красотой…
Дымятся низкие долины,
Где кучи хижин небольших
С дворами грязными. Вкруг их
Растут кудрявые рябины,
На высотах чернеют пни
Иль стебли обгорелых сосен.
В стране той кратки дни весны
И продолжительная осень…

Смысл названия

Заголовок пьесы подчеркивает, что ее действия разворачиваются на фоне увеселительных мероприятий. Однако замысел автора глубже. В жизни многим приходится надевать маски и скрывать качества, которые могут невыгодно сказаться на репутации в обществе. Большинство героев пьесы заняты только этим. Они словно каждый день смотрятся в волшебное зеркало, способное сгладить негативные черты.

В зазеркалье каждый из них видит собственный идеальный облик и пытается убедить в своем совершенстве окружающих людей. Изредка скрывать правду не удается. Как ни странно, маски оказываются сорванными именно в тот момент, когда лица героев скрыты — во время маскарада.

Мое грядущее в тумане

Мое грядущее в тумане,

Былое полно мук и зла…

Зачем не позже иль не ране

Меня природа создала?

К чему творец меня готовил,

Зачем так грозно прекословил

Надеждам юности моей?..

Добра и зла он дал мне чашу,

Сказав: я жизнь твою украшу,

Ты будешь славен меж людей!..

И я словам его поверил,

И, полный волею страстей,

Я будущность свою измерил

Обширностью души своей;

С святыней зло во мне боролось,

Я удушил святыни голос,

Из сердца слезы выжал я;

Как юный плод, лишенный сока,

Оно увяло в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

Тогда, для поприща готовый,

Я дерзко вник в сердца людей

Сквозь непонятные покровы

Приличий светских и страстей.

*****

Бородино

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

*****

Текст

Я виноват перед тобою,Цены услуг твоих не знал.Слезами горькими, тоскоюЯ о прощеньи умолял,Готов был, ставши на колени,Проступком называть мечты;Мои мучительные пениБессмысленно отвергнул ты.Зачем так рано, так ужасноЯ должен был узнать людейИ счастьем жертвовать напрасноХолодной гордости твоей?..Свершилось! Вечную разлукуТрепеща вижу пред собой…Ледяную встречаю рукуМоей пылающей рукой.Желаю, чтоб воспоминаньеВ чужих людях, в чужой странеНе принесло тебе страданьеПри сожаленье обо мне…

1830 год.

В заголовке данного анализа нет ожидаемого смайлика , ведь стихотворение «Разлука», написанное Лермонтовым в 1830 году, вовсе не о расставании с девушкой, а о разрыве дружбы с Михаилом Сабуровым. Конечно, смерть товарищеских отношений – это печально, но достаточно , чтобы передать его грустный мотив и не омрачить непристойными мыслями имя друга Михаила Юрьевича.

«Незабудка»

Произведения Лермонтова для детей также обыгрывают разные сказочные сюжеты. Небольшая по размеру поэма «Незабудка» рассказывает историю влюбленной пары, которая трагически закончилась.

Сюжет прост. В древние времена молодой рыцарь и его избранница сидят на скамейке и разговаривают. Юноша объясняется в любви, но девушке этого мало. Как доказательство сильного чувства она просит рыцаря сорвать для неё голубой цветок — незабудку. Он еле виден, так как растет очень далеко, но, как говорит девушка, «он для любви не так далек», как кажется.

Молодой рыцарь отправляется за цветком и попадает в трясину, из которой не может выбраться. Из последних сил он срывает цветок и бросает его под ноги возлюбленной. Тема не новая — цветок как символ любви часто встречается в сказках разных стран мира. Например, в сказке «Красавица и чудовище», где младшая дочь просит для себя в подарок только алую розу.

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю.

По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал; Но отец твой старый воин, Закален в бою: Спи, малютка, будь спокоен, Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время, Бранное житье; Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье. Я седельце боевое Шелком разошью… Спи, дитя мое родное, Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду — Ты махнешь рукой… Сколько горьких слез украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться, Безутешно ждать; Стану целый день молиться, По ночам гадать; Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю… Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою… Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.

*****

Анализ стихотворения Лермонтова Разлука

История создания элегии «Разлука», написанной в 1830 году,  обоснована  рядом интересных причин, связанных  с дружбой между М.Ю.Лермонтовым и Сабуровым. Стихотворение проникнуто грустными мотивами, что говорит о прекращении общения между бывшими верными друзьями, о проявлении  сожаления и напряженного , искреннего  переживания  лирического героя перед другом и одновременно наставником. Из-за случайного раскрытия сердечного секрета он просит истинное прощение ,которое вкладывает в послание.

Автор, поднимает  в своём произведении актуальные в наше время темы, такие как дружба, заканчивающаяся тяжёлым расставанием, ощущение внутренних переживаний, мучающих лирического героя, пытавшегося искупить вину своими печальным и честными строками: « Я виноват перед тобою / цену услуг твоих не знал». Все  строфы  наполнены отчаянием и горестью расставания с лучшим другом, который приходился учителем для героя. Он раскаивается и жалеет, что  лучший друг прервал с ним связи холодно и равнодушно, словно как враги. Негативное завершение дружеских отношений вызывает в ранимой душе поэтического персонажа страдания и мучения, происходит внутренняя совестливая борьба.

Композиция стихотворения значит важную роль, потому что она служит раскрытию и воплощению художественных замыслов писателя. В элегии поэта раскрывается взволнованное состояние, так как он использует повторы слова «чужой», усиливающие тоску, обращение «ты», которое прибавляет насыщенности общему произведению. С помощью восклицательных «Свершилось!» и вопросительных «…холодной гордости твоей?»  предложений повышается выразительность ощущаемого печального пафоса.  Элегия примерно разделена на три условные части. В первой смысловой части описывается трудное душевное состояние героя, готового променять важные собственные мечты на  прощение друга, жертвуя личными ценностями, значит он  дорожит приятелем, проявляя благородность и гуманизм: «Готов был, ставши на колени/ Проступком называть мечты».  Далее изображается разочарование персонажа и его грустная искренняя исповедь, где он испытывает сильное расстройство и нервозность от происходящей разлуки, не понимая безразличного отвержения близкого друга. Финал же звучит не таким трагичным и мрачным, как прошлые, так как лирический герой с чистой душой желает прекрасного светлого будущего, пытаясь загладить вину, а также беспокоится о его настроении и психологическом комфорте.

Разлука
Сейчас читают:

  • История создания поэмы Мцыри Лермонтова сочинение

    Согласно историческим свидетельствам, переписке поэта и воспоминаниям его друзей, желание написать поэму «Мцыри» возникает у М.Ю. Лермонтова после его первой ссылки, куда он был сослан после того, как в свет вышло его стихотворение «Смерть поэта,

  • Сочинение Мой характер 9 класс ОГЭ 15.3

    Я считаю, что сразу вот так рассказать «какой у тебя характер» очень сложно, потому что человек сразу же начинает, так сказать «теряться». А вот что такое вообще «характер»? Это образ жизни, стиль поведения, а может твое обычное настроение?

  • Идеальное государство сочинение рассуждение

    Что такое идеальное государство? Однозначного ответа конечно же нет, ведь для каждого человека, безусловно государство в котором он живет, является самым лучшим по сравнению со всеми остальными. Ведь это его родина какая бы она не была

  • Сочинение Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок

    Для жизни любого организма необходимо совсем чуть-чуть, для человека немного больше. Людям необходимы не только природные данные, но и материальные, а также духовные. Они помогают стать полноценной личностью в обществе и обрести счастье.

  • Сочинение по картине Маковского Ночлежный дом

    Картины Владимира Егоровича Маковского можно причислить к искусству передвижников. Его произведения характеризуются проявлением заботы и понимания, счастья и судьбы «маленького человека».

  • Символика пьесы Гроза Островского сочинение

    В этом знаменитом произведении автор применял образы – символы, которые заметно обогатили его. Символы пронизывают все произведение. Начать же рассмотрение символики все драмы следует с названия. Что означает слово «Гроза», и какой несет в себе символ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: