Катенин павел александрович биография

Павел александрович катенин: биография

Вклад

Павел Катенин не стал великим, как его соратники по перу Пушкин и Грибоедов, но тоже внес большой вклад в поэзию, драматургию, критику. Он был известен и почитаем среди современников в литературных кругах (особенно ценились писателями его критические замечания), о нем хорошо отзывались друзья и знакомые; вел активную творческую деятельность, занимался переводами и не только.

Павел Александрович Катенин

Как писали о нем на надгробии, Павел Александрович честно жил и служил на благо Отечеству, литературе, не совершал зла. Его произведения достойны прочтения, в них достоверно отражена русская культура, быт и язык простого народа, что крайне ценно для изучения и погружения в мысли, привычки, обычаи людей того исторического периода. Достойный представитель своего поколения и заслуживший находиться в одном ряду со своими более именитыми писателями-современниками.

Катенин Павел Александрович (1792-1853)

П. А. Катенин. Неизвестный художник. Масло. Первая четверть XIX в.

Поэт, драматург, переводчик, литературный критик, знаток театра. Пушкин познакомился с Катениным вскоре поcле окончания Лицея. Личность Катенина была интересна и во многом привлекательна для Пушкина. Молодой полковник лейб-гвардии Преображенского полка, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, Катенин был человеком энциклопедических знаний, оригинального ума и независимых политических убеждений. Он являлся членом Союза спасения и одним из руководителей «Военного общества» — ранней преддекабристской организации. Еще в конце 1810-х годов он перевел французский революционный гимн:

 Отечество наше страдает 
 Под игом твоим, о злодей! 
 Коль нас деспотизм угнетает, 
 То свергнем мы трон и царей!

Пушкин и Катенин встречались в петербургских литературных и театральных кругах (1817-1820). Их многое сближало, но многое и разделяло. Катенин был безапелляционен в суждениях и сектантски непримирим в своих литературных отношениях. Он был «архаистом» (подобно А. С. Грибоедову) и, ратуя за национальную самостоятельность русской литературы, решительно отрицал литературные заслуги Карамзина и «арзамасцев». Пушкин прислушивался к его критике, но далеко не во всем принимал ее. Отсюда его двойственное отношение к Катенину, — заинтересованное и критическое одновременно. Стихи его он оценивает как «полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией».

О самом Катенине он иногда пишет еще резче: «Он опоздал родиться — и своим характером и образом мыслей весь принадлежит 18 столетию» (письмо Вяземскому в апреле 1820 года). Общение с Катениным, однако, сыграло известную роль в эстетическом развитии Пушкина.

В 1822 году за дерзкую выходку в театре Катенин был выслан из Петербурга в свое костромское имение, где находился до 1832 года. Сосланный

ранее Пушкин узнал об этом в Бессарабии. В первой главе «Онегина» появилась строфа о русском театре.

 Там наш Катенин воскресил 
 Корнеля гений величавый... 

В столицу оба опальных поэта вернулись почти одновременно летом 1827 года. Катенин — ненадолго, и в этот свой приезд помирил Пушкина с А. М. Колосовой

В 1828 году Катенин написал балладу «Старая быль» и послание, в которых осторожно, намеками укорял Пушкина за «Стансы» и некоторые другие, по его мнению, верноподданнические стихи. Пушкинский «Ответ Катенину» насмешлив:

 Напрасно, пламенный поэт, 
 Свой чудный кубок мне подносишь 
 И выпить за здоровье просишь: 
 Не пью, любезный мой сосед! 
 Товарищ милый, но лукавый, 
 Твой кубок полон не вином, 
 Но упоительной отравой...

Пушкин в 1830 году пригласил Катенина участвовать в «Литературной газете», в 1832 году содействовал изданию книги «Стихотворения и переводы Павла Катенина», годом позже подарил ему экземпляр «Онегина».

Личное общение Пушкина и Катенина возобновилось в 1832-1834 годах во время приездов последнего в Петербург. В январе 1833 года оба они были избраны членами Российской академии и посещали ее заседания. «Одолжи меня своим посещением в понедельник вечером; во вторник поутру я отправляюсь в далекий путь: в Грузию», — писал Катенин Пушкину в субботу 10 марта 1834 года. Это была их последняя встреча.

Катенин оставил содержательные воспоминания о Пушкине, творчество которого расценивал в соответствии со своим причудливо-догматическим вкусом; восхищаясь «Евгением Онегиным», «Графом Нулиным», «Капитанской дочкой», отвергал «Бориса Годунова», «Бахчисарайский фонтан», «Моцарта и Сальери».

Творчество

Печататься начал перед Отечественной войной 1812 года («Цветник», ). Переводил стихотворные произведения Биона, Гесснера, Вергилия, Гёте, Ф. Шиллера, Ариосто, «Романсы о Сиде» Гердера, отдельные песни из «Ада» Данте и Оссиана. В переработке Катенина ставилась трагедия Тома́ Корнеля «Ариадна» (). Возглавил одно из течений декабристского романтизма. В году опубликовал баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в  году — «Ольгу» (вольный перевод баллады Г. А. Бюргера «Ленора»), резко отличающуюся по своим художественным принципам от поэзии карамзинистов и В. А. Жуковского и вызвавшие полемику. Ориентация на изображение русского быта, на широкое использование просторечных форм языка сближала Катенина с А. С. Шишковым, но вместе с тем была связана с декабристской идеей борьбы за народность литературы.

Входил в число ближайших литературных союзников А. С. Грибоедова наряду с В. К. Кюхельбекером; комедия «Студент» () считается плодом совместного творчества Грибоедова и Катенина, хотя, по свидетельствам некоторых современников, участие последнего было невелико — возможно, его роль в создании пьесы ограничивалась редактурой.

В 1810—1820-е годы много писал для театра, в частности в это время из-под его пера вышли переработки произведений Ж. Расина, П. Корнеля, других французских драматургов. Единственная оригинальная трагедия Катенина «Андромаха» была поставлена в 1827 году. Выступал также как театральный педагог (среди его учеников — В. А. Каратыгин). Постоянный автор «Литературной газеты». Его воспоминания о Пушкине опубликованы только в 1934 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: