Сибирская поэзия на рубеже веков
Перелом наметился на рубеже веков, когда Сибирь стала восприниматься как пространство не только географическое, но и культурное, обладающее определенной идеей и соотнесенностью с общероссийскими процессами. Текст Сибири на этом рубеже претерпевает качественные изменения и в семиотическом значении, и в собственно литературном. Важнейшую роль в этом процессе играла периодическая печать, интенсивно развивавшаяся в крупных сибирских городах. Она создавала возможность прямого контакта с центом России, так что ее общественная и культурная жизнь воспринималась в Сибири через достаточно оперативную информацию. Одновременно складывался круг сибирских корреспондентов, сотрудничавших в центральных изданиях. Кроме того, периодика объединяла литературные силы Сибири и была для них своего рода школой.
Молоды сибирские поэты начала века — Георгий Вяткин, Петр Драверт, Иван Тачалов, Николай Леонов — в той или иной степени восприняли это влияние, и оно сыграло свою роль в их творческом развитии, изменив одновременно некоторые общие ориентиры региональной поэзии
Первое, на что следует обратить внимание, связано с расширением семантики. Слово в стихотворном тексте и даже в названии сборника приобретает вариативные нюансы: Бальмонт — «Под северным небом»; Вяткин — «Под северным солнцем»; Драверт — «Под небом Якутского края»
Поэзия советского времени
Писатели 30х хорошо умели сочетать собственную напряженную творческую работу с многогранной общественно-политической и воспитательной деятельностью. Они постоянно выезжали на стройки, в колхозы, на рыболовецкие промыслы.
Накануне Великой Отечественной войны, во второй половине 30х годов, интересно и ярко начинает развертывается творчество Анатолия Ольхона. В поэзии Ольхона всесторонне и глубоко разрабатывается тема Сибири. Немало сделал Ольхон и как переводчик. Он познакомил русского читателя с лирикой якутского поэта Тимофеева-Терешкина, охотно переводил поэтов советской Бурятии.
Старейший сибирский поэт Александр Балин в 30-е годы создает свои лучшие произведения. Он пишет стихи об Ангарстрое и республиканской Испании, создает поэтический образ рабочего-металлиста, мечтает о покорении звездных пространств. В 1934 г. выходит единственная прижизненная книга поэта — «Берег».
Несколько книг лирики выпустил в довоенные годы Константин Седых. Самая ранняя из них — “Забайкалье”.
Великая Отечественная война прервала на долгое время работу писателей. Десятки патриотических стихотворений создали писатели-иркутяне в годы войны. Поэт И.Молчанов-Сибирский написал стихотворение “Дуб в пустыне Чахар”.
В послевоенные годы в литературу влился целый ряд молодых писателей. Например, Юрий Левитанский. В различных жанрах выступает Марк Сергеев, но во всем остается лириком. Его поэтические сборники “Спасибо вам, люди”, “Шпалы”, “Подарю тебе город”, “Вступление в осень”, “Иней” — интересное явления в поэзии Сибири. Мягкие акварельные краски отличают лирику Светланы Кузнецовой, острые морально-эстетические проблемы затрагивает в своей поэзии Петр Реутский. В большого мастера вырастает в своей поэзии Анатолий Преловский.
На рубеже 50-60-х годов полнозвучно раскрылось поэтическое дарование Елены Жилкиной. Ее книги “Парус”, “Сентябрь”и “Остравок” свидетельствуют о творческой зрелости автора.
В 70-80-е гг. многие поэты выпускают свои сборники в Москве, что являлось признаком успеха. Это Р. Филиппов («Выбор», 1974), Ю. Аксаментов («Стихи, 1975), А. Горбунов («Чудница», 1975), Е. Жилкина («Пора листопада», 1976), М. Трофимов («Белый соболь», 1976), П. Реутский («Тропа золотоискателя», 1983), В. Скиф («Грибной дождь», 1983), Т. Суровцева («Северная песня», 1985), М. Сергеев («Вечерние птицы», 1987), А. Кобенков («По краям печали и земли», 1989) и др. Характерно, что как и в прозе, в поэзии иркутян не стала главной тема великих сибирских строек. Их занимает мир души, судьба человека, картины природы.
Все более художественно осмысленными, по мнению критики, становятся с годами стихи Е. Жилкиной; выделяют два ее сборника — «Пора листопада» (М., 1976) и «После вьюги» (Ирк., 1980). Уважительно отзываются о творчестве Ин. Луговского, настаивая на том, что «поэт он не только областной».
К 70-м гг. достигает высоты творчество П. Реутского, пришедшего в литературу в конце 50-х, автора многих книг. Его стихи появляются в одном из московских сборников молодых рядом со стихами В. Федорова, Е. Евтушенко и других ныне известных поэтов. Г
Р. Филиппов — автор десятка поэтических сборников, в которых нетрудно проследить меняющееся сознание человека советской эпохи. К точности интонации, правдивости чувства всегда стремился С. Иоффе. Сказочный, таинственный образ Сибири создает в своих стихах М. Трофимов. Таежный мир, который обычно называют суровым, ласково очеловечен поэтом.
70 — 80-е гг. дали Иркутску и Сибири имя такого поэта, как А. Горбунов. Обретает своего читателя — и не в одном Иркутске — A. Кобенков умением опоэтизировать предметы повседневности. Уверенно заявляет о себе и B. Козлов.
В Восточно-Сибирском издательстве в эти годы в серии «Сибирская лира» вместе с книгами иркутян выходят сборники известных поэтов, судьбой и творчеством связанных с Приангарьем: C. Кузнецовой, Ст. Куняева, Евг. Евтушенко, Ю. Левитанского, А. Жигулина, А. Преловского.
История развития сибирской поэзии
Найти истоки сибирской поэзии непросто, так как в иркутских литературных исследованиях мало упоминаний о поэтах Иркутска. Если брать за основу труды известного историка литературы Сибири В.П. Трушкина. Нужно помнить, что Василий Прокопьевич писал исследования в советское время, которые подвергались свойственной на то время цензуре. Вполне возможно, что в его трудах были указаны только “разрешенные” поэты. По В.П. Трушкину, первые упоминания о стихотворных произведениях восходят к временам пребывания здесь декабристов, в творчестве которых отобразилась сибирская тема. Она отчетливо прозвучала в поэзии А. Одоевского, В. Кюхельбекера, В. Раевского, А. Бестужева, Г. Батенькова, Н. Чижова. В Сибири декабристы оставили после себя учеников и друзей, ставшх литераторами, журналистами, краеведами. Традиции декабристов, отзвуки декабристких влияний прослеживаются в гражданской лирике И.В. Федорова-Омулевского, В.М. Михеева, П. Шумахера.
Значительным событием стало издание литераторами Красноярска “Енисейского альманаха на 1828 г.”. Составил альманах Иван Матвеевич Петров, местный чиновник и поэт, уроженец Иркутска. Многие произведения, вошедшие в сборник, выдержаны в традициях русской романтической поэзии первой четверти XIX в., в традициях Жуковского и раннего Пушкина.
Рукописная литература в восточной Сибири была особенно распространена в конце XVIII в и первой половине XIX вв. Возникающая рукописная литература первоначально носила преимущественно сатирический характер. Эпиграммы, карикатуры, стихотворные памфлеты — таковы ее жанровые формы. Под сатирический обстрел попадали многие высокопоставленные лица Иркутска, начиная со Спиранского, Трескина, Пестеля и вплоть до Муравьева-Амурского. К сожалению, от этой обличительной литературы до нас дошло немногое.
В 1960-е годы на ряду с подъемом всей сибирской литературы стали на слуху такие имена поэтов, как В.М, Михеев, И.В, Федоров-Омулевский. Лирика Федорова-Омулевского проникнута любовью к Сибири, идеями гражданского служения родному краю. На стихах поэта-патриоты воспиталось не одно поколение сибиряков.
Замечательным певцом Сибири был Василий Михеев, интересный поэт и прозаик 80-90 гг. XIX в. В 1884 г. Михеев издал первый свой стихотворный сборник — “Песни о Сибири”. В поэзии Михеева ярко проявились социальные мотивы. Он писал о восстании поляков на Кругобайкальской дороге, о произволе сибирских властей и чиновников, с возмущением рисовал бедственное положение крестьян-переселенцев, притеснение малых народностей Сибири, писал о декабристах, гонимых на каторг, и об эксплуатации рабочих на сибирских золотых приисках. Последняя темы разрабатывалась им и в лирике, и в романе “Золотые россыпи”. Польские повстанцы и рабочие, якуты и буряты, эвенки и безземельные крестьяне, бредущие за счастьем в Сибирь, — таковы основные герои стихов.
На страницах “Восточного обозрения” появилось немалое число литературных материалов — стихотворений, очерков, рассказов, мемуаров, статей и обзоров. В.П. Трушкин упоминает поэтов “Восточного обозрения” К.В. Дубровский, В.М. Михеев, политические ссыльные П.Ф. Якубович-Мельшин, П.Г. Зайчевский.
С 1885 г в качестве приложения стали издаваться научно-литературные сборники, получившие вскоре название — “Сибирский сборник”. В большей степени это был научный журнал, но в нем печатались также и литературные произведения, в том числе стихи. На страницах можно было увидеть произведения поэта и очеркиста С.А. Стретенский.
1880-е годы для всей русской поэзии не были временем подъема, хотя количество поэтов не только не уменьшилось в сравнении с первой половиной XIX века, но даже возросло. Однако энергия поэтического воздействия снизилась, традиция приобрела эпигонский характер и тоже требовала обновления. Самое яркое имя этих лет — С. Надсон, чье творчество аккумулировало наиболее экспрессивные мотивы народнического сознания в основных моделях и стереотипах. Горячим приверженцем Надсона был П. Ф. Якубович-Мельшин, оказавший, в свою очередь, влияние на творчество начинающего сибирского поэта Георгия Вяткина.
Особенности сибирской поэзии
1990-е годы, особенно их закат, показал, что у сибирских стихотворцев появилась довольно- таки стойкая тенденция движения вспять и в общем течении творчества, и в новой книге, и в отдельной строке. Такие разные поэты, как В. Берязев, В. Светлосанов, Т. Четверикова имеют каждый по «своей» родине — Евразия, античность, Омск. Однако поэт — существо многомерное, его нельзя измерить только пространственно-временными категориями. В эпоху 90-х, когда поэзия стала занятием для изгоев потребительского общества, точкой отсчета, мерилом любых категорий часто становится голое «я» поэта. И здесь для одних время-пространство, горизонталь-вертикаль, зло-добро и т.д. теряют свою полюсность, слипаясь в один словесный комок, а для других, которым ясно, где свет, где тьма, остается жить только в одной «сфере» универсума, не посягая на другую. Здесь поэту надо быть очень разборчивым, чтобы не впасть в эгоизм или снобизм, шумный патриотизм или маргинальство. Таких поэтов-одиночек, мыслящих не эпохами и континентами, а «островами» своего робинзонствующего «я», в суперлиберальных 90-х появилось много, они разные, и трудно подвести их под какую-либо категорию, как под гильотину или под венец. Попробуем сказать и о них несколько слов, пролистав страницы текущей периодики и их тонких брошюрок-книг. Возможно, это и есть ересь парафразы — термин современного литературоведения. Но часто, вопреки ему, можно, увы, можно, пересказать стихотворение прозой и извлечь оттуда всю подоплеку поэта, рассчитывающего только на себя и свою замкнутость от остального мира. Настоящий поэт, даже если он и закруглил стихотворение, цикл, книгу финальной строкой, но уверен, что подлинную точку в пространстве и времени творчества ставит только судьба. А она отнюдь не кругла, скорее квадратна, на картине К. Малевича, которая изображает не что иное, как временной коридор между эпохами, континентами, родиной-домом и родиной-вселенной.
Так с какой же стороны рассматривать «картину» современной сибирской поэзии последних двадцати лет, какой координатой — широтой-долготой, высотой-глубиной, «пришпилить» ее к рубежу веков и тысячелетий? А можно ли измерить черный квадрат К. Малевича простой школьной линейкой или транспортиром? Измерить-то можно, только останется все то же «школьное» впечатление заученного урока. Ибо этот «черный квадрат», таящий в себе ужасы и восторги «черной дыры», как минимум четырехмерен. И поэтому все категории в них могут измеряться наоборот, наизнанку, подразумевая и обычный ход вещей.
Сибирская поэзия к году революции
Первые годы революции и гражданской войны в Сибири ознаменовались развитием публицистически окрашенной лирики. Свои певцы и поэты появляются в красногвардейских частях и партизанских отрядах. Так, партизаны Приангарья выдвигают из своей среды поэта-самородка Н.П. Реброва-Денисова. Его стихотворения и песни “Проходная”, “Бой под Усть-Кутом”, “Солдату-белогвардейцу”, “Похоронный марш героям, погибшим под Усть-Кутом” хорошо знали и любили бойцы отрядов. К сожалению, поэт погиб в 1920 г на польском фронте.
В.П. Трушкин в своих исследованиях говорит о различных газетах и листовках Сибири того времени, в которых печатались стихотворения, проникнутые революционными настроениями. Например, стихи Федора Лыткина, юноши-революционера, комиссара-центросибирца. Поэзия для него была продолжением деятельности революционера и политика. Лирика и политика здесь все время переплетались.
Можно указать еще одного поэта-трибуна — Игоря Славянина. Он пришел в Иркутск вместе с политотделом 5-й Красной Армии. Он заведовал отделом поэзии в газете “Красный стрелок”, на ее страницах он разместил десятки своих стихотворений. У него учились М.Скуратов, Иосиф Уткин, Джек Алтаузен.
Нельзя не заметить стихи Николая Янчевского, сибирского поэта и журналиста начала 20х годов, одног из первых редакторов газеты “Власть руда”. Пафосом созидания звучит его стихотворения “Мы”, посвященное пятидесятилетию В.И. Ленина.
В первой половине 20х годов в Иркутске возникает литературный кружок “Барка поэтов”. В собраниях «Барки» в разное время участвовали А. Венедиктов, И. Славнин, В. Преловский, А. Блюменфельд, С. Алякринский, А. Шостакович, М. Имрей, К. Якобсон, Н. Подгоричани и др.
Вслед за ним — литературное объединение пролетарских поэтов — ИЛХО. В него вошли вполседствие крупные поэты, как Джек Алтаузен, И. Уткин, И. Молчанов-Сибирский, М. Скуратов и др. В середине 20-х годов на смену зачинателям ИЛХО приходит поэтическая молодежь — Елена Жилкина, Василий Непомнящих, Лев Черноморцев, В. Вихлянцев и др. В 1925 г. они издают свой первый коллективный сбрник стихов. В 1927 г. за ним последовла новая книга — “Иркутские поэты”, в которую вошли , кроме стихов молодых авторов, и произведения поэта более старшего поколения Александра Балина.
Поэзия 1990-2000 годов
Среди поэтов, кажется, и на день не оставляет пера А. Горбунов. В годы новых тягот, выпавших на долю сибиряков с приходом «демократии», лирика в его стихах часто уступает место публицистике, обличению перевертышей в политике, легко поменявших лозунги социализма на рыночные: «Эх, не везёт нам с вождями: купле-продажные лбы». Горбунов выступает в разных жанрах, публикуясь в иркутской газете «Родная земля», журнале «Сибирь», в центральной периодике. С увлечением работает над детскими стихами («Журчинки». Ирк., 2000; «Ключики-замочики». Ирк., 2005). Пишет рассказы, бывальщины, сказки, из них в 2006 г. составилась книга «Серебряное эхо».
В последнее десятилетие им выпущено шесть поэтических сборников, среди которых «Над русским перепутьем» (Ирк., 1996 («Сиб. лира); «Золотая пора листопада» (Ирк., 2005) и др. В 1990-е — начале 2000-х гг., в новой политической и экономической обстановке, Иркутское отделение СП России заметно пополняется.
В конце 1980-х в Иркутск из Улан-Удэ переезжает поэт А. Румянцев, затем прозаик К. Балков, из Алма-Аты — прозаик О. Слободчиков. Членами Писательского союза становятся многолетние литобъединенцы.
К. Балков и А. Румянцев — авторы многих книг, изданных в Бурятии и Москве, принадлежат к поколению пришедших в литературу в конце 60-х. Их писательскую судьбу можно считать успешной, что было оценено в Бурятии званиями и наградами.