Топ-50: лучшие басни для детей и родителей

Русские баснописцы. известные русские баснописцы сочинение

Басня «Обоз» — для детей или взрослых?

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня – это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.

Возникновение басенной традиции в русской литературе

Путь развития русской басни идет от Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского к Крылову. Выдающимися мастерами этого жанра являются: В. Майков, А. Сумароков, И. Хемницер, М. Херасков, А. Измайлов, И. Дмитриев. Дань басне отдавали и такие великие писатели, как А. Пушкин, Д. Фонвизин, А. Радищев, В. Жуковский, Г. Державин, Д. Давыдов, к. Батюшков. Эта большая басенная традиция завершается расцветом этого жанра в творчестве И. Крылова, который поставил русскую басню на первое место в мировой литературе. В. Белинский отмечал; «Крылов возвел басню до совершенства».

Басня — один из наиболее древних видов поэтического творчества. Этот жанр имеет многовековую историю. Как и сказка, песня, пословица, басня является подлинным творением народа. В литературе 18-19 вв. басня являлась сатирическим жанром, отражавшим реальную действительность. Она соединила в себе достижения и опыт античной и европейской басни, восточного аполога, но в то же время была новым и самобытным явлением, полностью резвившимся на национальной почве. Басенная традиция в русской литературе сочеталась с фольклорными, народными истоками. Именно их соединение и придало русской басне национальный характер.

Замечание 1

С самого начала русская басня имела ярко выраженный национальный характер.

В 18 веке русская литература развивалась под знаком классицизма. При этом для русского классицизма характерно национальное своеобразие, тяготение к народности, которые не укладывались в рамки схоластических европейских теорий классицизма. Уже в 18 веке русская литература становится проводником передовых идей и осознает себя как общественное дело. Это обусловило развитие сатирических жанров, в частности, басни. С одной стороны, басня была «признанным» жанром классицизма, но вместе с тем она была связана с народным творчеством – и по истокам, и по художественным принципам. Русская басня сразу становится сатирической. И развивается своим путем, отличным от западноевропейской басни. В то время, как последняя постепенно становилась достоянием узкого литературного круга, превращалась в отвлеченное моральное суждение, как в Германии или в изысканный салонный жанр, как во Франции, русская басня сохраняла народную и сатирическую основу.

Басня первоначально вошла в русскую литературу как «низкий», комический жанр. Это обусловливает ее связь с другими сатирическими жанрами: ироикомической поэмой, комедией, сатирической журналистикой.

Известные русские баснописцы сочинение

Басня это жанр, который пришел к нам еще с Древней Греции. В далеком прошлом предстал перед нами знаменитый баснописец Эзоп. Позднее писатели и поэты обращались к басне, чтобы с помощью своих героев, где чаще всего выступают различные животные, высмеивать недостатки людей, правителей и поучать читателей. Были баснописцы и в русской литературе. Чего только стоит Иван Андреевич Крылов, которого называют великим русским баснописцем и ведь не спроста. Однако начнем по порядку, ведь до Крылова, точно также как и после него, были и другие не менее талантливые писатели, чей список фамилий начинают изучать с 4 класса.

Список фамилий русских баснописцев

Итак, басня — это замечательный жанр, где с помощью небольших стихотворных произведений баснописцы доносили и доносят истину к читателям и где всегда имеется мораль. Если называть баснописцев нашей страны, то в свой список я включу тех людей, которые действительно добились успеха в данном жанре, став знаменитыми. Среди них А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д.И Фонвизин, Г.Р. Державин, И. И. Дмитриев. Конечно же И. А. Крылов, чьи басни знает даже ребенок. После Крылова были такие замечательные баснописцы как Жуковский, Прутков, Толстой, и наш современник Михалков. Хотелось бы теперь рассмотреть список фамилий баснописцев, остановившись более подробно на некоторых из них.

Баснописец Сумароков А.П.

Сумароков был одним из известных баснописцев, которые не только наследовали своих предшественников, подражая творчеству Эзопа и переделывая работы древнегреческих поэтов как это делал Кантемир и Тредиаковский. Сумароков был талантливым человеком, который один из первых среди писателей сделал серьезный шаг вперед и стал писать собственные небольшие произведения. Свои короткие сценки, что напоминали обыденную жизнь и были написаны грубоватым языком. Их он называл притчами.

Русский баснописец Дмитриев И.И.

Дмитриев стал основоположником салонной басни. Язык его произведений отличался легкостью, а герои животные своей остроумностью. Читая работы Дмитриева, мы отмечаем его хороший вкус. Он, как и его предшественники Сумароков, Фонвизин, Державин, реформировал язык и дал основу для творчества всем известного поэта — баснописца Крылова.

Крылов И.А.

Иван Андреевич Крылов — писатель, знакомый нам с детства. Его короткие сатирические произведения отражают жизнь девятнадцатого века. В своих работах автор использует неожиданные образы, язык его работ меткий, яркий и образный. Когда читаешь басни Крылова, видишь не только недостатки и пороки, ведь автор высмеивает хитрость, лень, трусость, глупость и невежество. В своих работах автор также показывает пути исправления. Этим мы видим стремление писателя сделать мир лучше, добрее, честнее. При этом все делается доступным нам языком, просто и понятно. Наверное поэтому его басни читаются легко и воспринимаются правильно даже школьниками.

Баснописец Михалков

Михалков Сергей — любимый писатель всех девчонок и мальчишек Советского Союза. Его басни также, как и басни Крылова, знают многие с детства. Он продолжил традицию русской классической басни, рисуя отрицательные явления в быту и нравах, подвергая осмеянию пороки человечества и поступки людей.

Подводя итоги скажу, наши русские баснописцы талантливые писатели, которые в данном жанре добились вершин и дали нам возможность взглянуть на свои поступки со стороны героев произведений, сделав соответствующие выводы. При этом работы писателей читаются на одном дыхании и очень быстро запоминаются, становясь для многих девизом по жизни.

  • Сообщение о животном в заповеднике

      

  • Жд сообщение в астрахань

      

  • Подготовьте сообщение о судьбах репрессированных используя в качестве источника информации

      

  • Сообщение сестринский уход при геморрагических диатезах

      

  • Северо крымский канал сообщение

Басни Михалкова

Чем отличается басня от сказки. В басне есть нравоучительная установка, а в сказке она не так выражена.

Басни Михалкова бывают в форме маленьких поучительных рассказов или в стихах. Они не менее знамениты, чем Басни Крылова. Басни бывают похожи у разных авторов, потому что изначально они были заимствованы у древних авторов и переведены на русский язык. Басни популярны среди детей и взрослых. Они в простой форме, часто на примере животных показывают как некоторые люди поступают в реальной жизни. Несмотря на то, что басни были написаны уже давно, они актуальны и по сей день. Читайте ВСЕ басни Михалкова!Аисты и лягушки

Поспорила Лягушка с Аистом:— Кто красивее?— Я! — уверенно сказал Аист. — Посмотри, какие у меня красивые ноги!— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — возразила Лягушка.— Да, у меня только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!— А я квакать умею, а ты нет!— А я летаю, а ты только прыгаешь!— Летаешь, а нырять не можешь!— А у меня есть клюв!— Подумаешь, клюв! На что он нужен?!— А вот на что! — рассердился Аист и… проглотил Лягушку.Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

***Грибы

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.Бросался всем в глаза его нахальный вид:— Смотрите на меня! Заметней нет поганки!Как я красив! Красив и ядовит!А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.И потому его никто не замечал…

***Кирпич и Льдина

Плыл по реке Кирпич на Льдине,Он у нее лежал на серединеИ все учил ее, что не туда плывет,Что надо бы прибавить ход,Что нужно иначе держаться!Напрасно не трещать и к берегу не жаться!А Льдина таяла, приветствуя весну…Пришло мгновение — Кирпич пошел ко дну.* * *

Кирпич напомнил человека мне,Что думал про себя: «Я нынче на коне!»Учил других, командовать пытался,А сам не «на коне» — на льдине оказался!

***Ромашка и Роза

«Прошу меня простить за обращенье в прозе!Ромашка скромная сказала пышной Розе.Но вижу я: вкруг вашего стебляЖивет и множится растительная тля,Мне кажется, что в ней для вас угроза!»«Где вам судить о нас! — вспылила Роза.Ромашкам полевым в дела садовых розНе следует совать свой нос!»Довольная собой и всех презрев при этом,Красавица погибла тем же летом,Не потому, что рано отцвела,А потому, что дружеским советомЦветка незнатного она пренебрегла…* * *Кто на других глядит высокомерно,Тот этой басни не поймет, наверно…

***

Зеркало

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.— Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда.— Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!— Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!— И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!— Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом.— Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф.Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:— Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.— Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь?— Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается?— Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:— Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

***

Читайте Все басни Крылова по алфавиту.

Презентация на тему: » Басни. Русские баснописцы.. 1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение. 2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря.» — Транскрипт:

1

Басни. Русские баснописцы.

2

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение. 2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова) Басня — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

3

Русские баснописцы. И.И. Хемницер. В баснях высмеивал жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. А.Е. Измайлов. Современник И.А.Крылова.

4

Иван Иванович Дмитриев. Русский писатель, современник А.С.Пушкина, И.А.Крылова. Стихи, сказки и басни имели большой успех у читателей.

5

Иван Андреевич Крылов ( )

6

В Санкт-Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России

7

Особенности басен: интересный короткий занимательный сюжет; мало описаний; много диалогов; героев обычно несколько; главный герой выражает основную идею; героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы; басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль; высмеиваются человеческие пороки.

8

Что высмеивают басни? лесть ложь глупость лень безнравственность невежество хвастовство Чему учат басни? дружбе трудолюбию усердию честности доброте отзывчивости благородству благодарности добывать знания

9

Стрекоза и Муравей

10

Лебедь, Щука и Рак

11

К какой басне рисунок? 1. Ворона и Лисица. 2. Слон и Моська. 3. Лебедь, Щука и Рак. 4. Квартет. 5. Стрекоза и Муравей.

12

Отгадываем и раскрашиваем К каким басням относятся данные иллюстрации?

13

Отгадываем и раскрашиваем

14

Афоризмы из басен И.А. Крылова уже при его жизни использовались его современниками наряду с пословицами и поговорками. И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями

15

А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. Да только воз и ныне там. Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Мартышка к старости слаба глазами стала. От радости в зобу дыханье сперло. Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. «Крылатые выражения»

17

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Байцуровская основная общеобразовательная школа» Кривошей Татьяна Васильевна

Спасибо за внимание! Вы молодцы!

Басни Сумарокова

Басни Сумарокова достаточно короткие и их легко читать.

Блоха

Кровь барскую поносит,На воеводство просит:«Достойна я, — кричит, — во мне всё барска кровь»Ответствовано ей: «На что там барска слава?Потребен барский ум и барская расправа».

***

Воробей

Смеялся воробей,В когтях орла он зайца видя:Бежать умей,Ты смерти ненавидя.

А ястреб ту насмешку прекратил.Насмешника подобно ухватил.

***

Голуби и коршун

Когда-то Голуби уговорилисьИзбрати Коршуна царем,Надежду утвердив на нем,И покорились.

Уж нет убежища среди им оных мест,Он на день Голубей десятка по два ест.

***

Олень и Овца

В займы себе просил олень сенца:Пожалуй, говорил, сударыня овца,Ссуди меня, и дай мне сена два три пука,А я отдам тебе, в том волк тебе порука:

Отдам тебе на срок.Она отвcтствует, такой урок,Не для овцы; у волка зубы строги,А у тебя гораздо резвы ноги.

***

Собаки и Кость

В дcлах безумньия напрасно ждут успеха;Намcрения их достойны только смеха.Псы видели, в реке большая кость лежит:Взять легче кость, реку мнят выпить надлежит.

Реку хлебают,Водою пучатся, распучась погибают

***

Читайте ВСЕБасни Сумарокова Александра Петровича

Необычные хобби

Крылов обожал петушиные и кулачные бои. По словам современников, он с особенным удовольствием посещал «народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». Но Крылов не только созерцал. Он принимал непосредственное участие в боях стенка на стенку и нередко выходил победителем.

Любил баснописец и большую карточную игру. По словам Пушкина, был не обычным картежником, а «настоящим фокусником». Существует мнение, что именно удача за карточным столом позволила Крылову «продержаться», когда он в очередной раз оставил службу. А вот музыкальными способностями Крылов, по-видимому, не обладал. Несмотря на это, очевидцы утверждают, что он обожал играть на скрипке. Существует байка, что Иван Андреевич, проводя зиму за городом, терзал инструмент с таким рвением, что распугал голодных волков, терроризирующих деревню.

Свидетель Пугачевского восстания

Биографию Крылова, жизнь которого началась в Москве, пожалуй, следует начать с освещения событий, представляющих собой исторический интерес. Отцом его был бедный армейский офицер. Он был капитаном, служившим в Яицкой крепости как раз во время восстания Емельяна Пугачева.

Крепость была окружена, и маленький Ваня с мамой отправились в Оренбург. Этот город тоже подвергся осаде. И мать, и сын Крыловы попали в пугачевские списки людей, которым грозило повешенье, и поэтому были вынуждены скрываться.

А также интересным фактом из биографии Крылова является то, что угрозу его юной жизни описал Пушкин в «Истории Пугачева». Вот что классик написал по этому поводу:

Развитие жанра

Считается, что басня возникла в Древней Греции. Его первыми авторами называют Стесихору и Гесиода. Однако максимальной известности достиг Эзоп, произведения которого впоследствии были использованы известными баснописцами как основа для создания произведений этого жанра. Деметрий Фалеро (300 г до н.э.) и Бабрион (2 век н.э.) были менее популярны.).

От средневековья до 19 века сказки были написаны Жаном де Лафонтеном, жившим во Франции в 17 веке, немецким поэтом Геллертом. В 18-19 веках этот жанр приобретает большую популярность в русской литературе. Наибольшей известности здесь достигли А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев и, конечно же, И. А. Крылов.

Читать все басни Ивана Андреевича Крылова:

АлкидАпеллес и ОсленокБедный БогачБезбожникиБелкаБелкаБогач и ПоэтБочкаБритвыБулатБулыжник и АлмазБумажный ЗмейВасилекВельможаВельможа и ФилософВодолазыВодопад и РучейВолк и ВолченокВолк и ЖуравльВолк и КотВолк и КукушкаВолк и ЛисицаВолк и МышонокВолк и ПастухиВолк и ЯгненокВолк на псарнеВолки и ОвцыВоронаВорона и КурицаВорона и ЛисицаВороненокВоспитание ЛьваГоликГоспожа и две СлужанкиГребеньГусиДва ГолубяДва извозчикаДва МальчикаДва МужикаДве БочкиДве СобакиДемьянова ухаДеревоДикие КозыДобрая ЛисицаДуб и ТростьЗаяц на ловлеЗеркало и ОбезьянаЗмеяЗмея и ОвцаК другу моемуК соловью (Отчего сей свист унылый…)Камень и ЧервякКартинаКвартетКлеветник и ЗмеяКолосКомар и волкКомар и ПастухКоньКонь и ВсадникКот и ПоварКотел и ГоршокКотенок и СкворецКошка и СоловейКрестьяне и РекаКрестьянин в бедеКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЛисицаКрестьянин и ЛисицаКрестьянин и ЛошадьКрестьянин и ОвцаКрестьянин и РаботникКрестьянин и РазбойникКрестьянин и СмертьКрестьянин и СобакаКрестьянин и ТопорКукушка и ГорлинкаКукушка и ОрелКукушка и ПетухКупецЛань и ДервишЛарчикЛебедь, Щука и РакЛевЛев и БарсЛев и ВолкЛев и КомарЛев и ЛисицаЛев и МышьЛев и человекЛев на ловлеЛев состаревшийсяЛев, Серна и ЛисаЛещиЛжецЛисаЛиса-СтроительЛисица и ВиноградЛисица и ОселЛисица и СурокЛисты и КорниЛюбопытныйЛягушка и ВолЛягушка и ЮпитерЛягушки, просящие ЦаряМальчик и ЗмеяМальчик и ЧервякМартышка и ОчкиМедведь в сетяхМедведь у ПчелМельникМеханикМешокМиронМирская сходкаМой друг, когда бы был ты бог…Мор ЗверейМот и ЛасточкаМузыкантыМуравейМуха и ДорожныеМуха и ПчелаМышиМышь и КрысаНапраслинаНедовольный гостьми СтихотворецНовопожалованный ОселОбед у медведяОбезьянаОбезьяныОбозОвцы и СобакиОгородник и ФилософОда Уединение (Среди лесов, стремнин и гор…)Олень и ЗаяцОракулОрел и КротОрел и КурыОрел и ПаукОрел и ПчелаОселОсел и ЗаяцОсел и МужикОсел и СоловейОсёлОткупщик и СапожникОхотникПавлин и СоловейПарнасПастухПастух и МореПаук и ГромПаук и ПчелаПестрые ОвцыПетух и Жемчужное ЗерноПирПисьмо о пользе желаний (Наскуча век желаньями терзаться…)Пловец и МореПлотичкаПодагра и ПаукПодсвечник и ОгарокПожар и АлмазПослание о пользе страстей (Почто, мой друг, кричишь ты так на страсти…)ПохороныПрихожанинПрохожие и собакиПруд и РекаПустынник и МедведьПушки и ПарусаПчела и МухиРазбойник и ИзвозчикРазборчивая НевестаРазделРоди́ныРоща и ОгоньРучейРыбья пляскаРыцарьСвиньяСвинья под ДубомСиницаСкворецСкупойСкупой и КурицаСлон в случаеСлон и МоськаСлон на воеводствеСобакаСобака и ЛошадьСобака, Человек, Кошка и СоколСобачья дружбаСовет МышейСокол и ЧервякСоловьиСонет к Нине (Нет мира для меня…)Сочинитель и РазбойникСтарик и трое МолодыхСтрекоза и МуравейСтыдливый игрок (Случилось некогда мне быть в шумливом мире…)Судьба игроков (Вчерась приятеля в карете видел я…)Тень и ЧеловекТри МужикаТришкин кафтанТроеженецТрудолюбивый МедведьТучаУбогий этот дом Василий Климыч ЗловФедул твердит, что Фока плутФилин и ОселФортуна в гостяхФортуна и НищийХмельХозяин и МышиЦветыЧервонецЧервонец и ПолушкаЧиж и ГолубьЧиж и ЕжЩукаЩука и КотЭпиграмма рецензенту поэмы «Руслан и Людмила» (Напрасно говорят, что критика легка…)Ягненок

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Эзоп – известный древнегреческий баснописец

Это довольно известная, но загадочная личность. Считается, что Эзоп жил в VI веке до нашей эры в одном из городов Фракии или Фригии.

Основным источником информации о баснописце являются легенды, так как доподлинно пока неизвестно, существовал ли такой человек на самом деле. Ему приписывают создание увлекательных рассказов в прозе, из которых возник моралистический смысл. В основном они были направлены против дворянства, которое требовало особого и завуалированного содержания. Героями были обычные животные, говорящие на простом языке. Отсюда популярное выражение «эзопов язык», которое активно используется в наше время в значении «аллегория».

Интерес к сюжетам басен Эзопа существовал всегда. Его последователи Федро и Флавио Авиано переписали тексты на латыни. Многие из самых известных баснописцев разных эпох использовали их как основу для создания собственных произведений. Отсюда довольно знакомые и похожие рассказы в текстах разных авторов. Вот пример из басни Эзопа: волк увидел пастухов, поедающих овцу, подошел и сказал, обращаясь к ним: «А как громко было бы, если бы я сделал это».

Этапы развития русской басни

В истории развития русской басни можно выделить четыре этапа:

  • первый этап – первая половина 18 века. представлен творчеством Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Баркова;
  • второй этап – конец 50-х – начало 60-х гг. 18 века. Связан с деятельностью Сумарокова и его последователей;
  • третий этап – 1790-е гг. Представлен творчеством Дмитриева и Хемницера. Этот этап завершает «классицистический период» развития басни 18 в. и создает сентименталистскую басню;
  • четвертый этап – 1800-1830-е гг. Этот этап знаменуется новым расцветом басенного жанра и появлением басен И. Крылова.

Между этими этапами нет четких границ, но они позволяют проследить изменения, которые русская басня претерпела в своем развитии.

Караул! Пожар!

Еще одной странностью Крылова была страсть к пожарам. Ни один петербургский дом не полыхал без его личного «участия». Чем привлекала баснописца стихия огня? Почему он с несвойственным ему проворством спешил на очередную катастрофу? Возможно, он искал новые характеры для своих историй, ведь, как известно, в стрессовых ситуациях обнажаются все скрытые тайники человеческой души.

Видимо, зная о пристрастии Крылова к огню, его арендодатель предложил подписать контракт, в котором Крылов, в случае неосторожного обращения с огнем и возникновения пожара в доме, будет обязан выплатить 60 тысяч рублей. Иван Андреевич с легкостью подписал документ

Прибавил к цифре еще пару нулей и заметил: «Для того, чтобы вы были совершенно обеспечены, я вместо 60 000 рублей поставил 6 000 000. Это для вас будет хорошо, а для меня все равно, ибо я не в состоянии заплатить ни той, ни другой суммы».

Что такое басня

Перед тем как выяснить, какова форма речи басни, разберемся, что это такое. Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе.

Басня – это какая форма речи? Об этом мы узнаем позже, а сейчас поговорим о ее структуре. Басня состоит из двух частей – повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, «прикрепленное» к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами. Поэтому на вопрос: «Что такое басня?» — можно ответить, что это литературное произведение с обоснованным и поучительным выводом.

На заре рождения жанра басни

Первые басни зафиксированы в античной Греции в 5 веке до н.э. Их автор, уже упоминавшийся Эзоп, оставил, к примеру, сюжет о лисе и винограде.

С тех пор завуалированное повествование, намекающее на конкретных лиц, факты, события, получило название «эзопов язык».

В 1 веке до н. э. в Древнем Риме славу баснописца снискал поэт Гораций. К сожалению, его басенное наследие представлено всего несколькими сохранившимися образцами. А за порогом новой эры не менее известным автором поучительных сочинений стал римлянин Федр.

Один из древнейших памятников литературы, индийский эпос «Панчатантра», относящийся к 3 столетию нашей эры, соткан из коротких поучительных историй, связанных общим замыслом и сюжетной канвой. Великое Пятикнижие индусов состоит из следующих томов:

  1. Утрата дружбы.
  2. Обретение друзей.
  3. Сказание о войне между воронами и совами.
  4. Утрата приобретённого.
  5. Опрометчивые деяния.

Ворон и его друзья проходят всевозможные испытания, совершают поступки, результаты которых не всегда оправдывают их ожидания. «Панчатантра» — это живая энциклопедия человеческих нравов, содержащая советы на все случаи жизни.

В сочинении греческого поэта Гесиода «Труды и дни» встречаются фрагменты, напоминающие по форме басню. Притча о надменном ястребе и одарённом талантами соловье бичует жестокость тиранов. Из уст ястреба звучит нравоучительная мораль. Значение Гесиода как баснописца в том, что он заложил традиции социального обличительства.

Творчество Жана де Лафонтена

История современной басни начинается с творчества французского баснописца, жившего в 1621-1695 годах.

Его детство прошло рядом с природой, так как отец служил по лесному ведомству. К должности, переданной от родителя, Лафонтен отнесся несерьезно и вскоре оказался в Париже, где и прожил всю жизнь, добившись, к слову, большой известности. Перед ним были открыты двери практически всех столичных салонов, за исключением королевского дворца: там не любили вольного и легкомысленного поэта, не принимающего никаких обязательств.

Главную известность поэту приносят 6 книг под единым названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи М. Лафонтеном». Они отличались очень хорошим, образным языком, разнообразными поэтическими формами и особым ритмом. В содержании органично переплетались интереснейшие философские размышления и лирические отступления. Герои Лафонтена обычно добивались успеха благодаря своей ловкости и умению пользоваться ситуацией.

Понятие басня

Басня – это небольшой, обычно стихотворный, рассказ. Персонажами произведений могут быть не только люди и животные, но и неодушевленные предметы, которым придаются те или иные человеческие качества. Главным элементом басни является мораль, формулируемая обычно в финале произведения. По роду литературы басня относится к эпосу.

История происхождения басни

Один из самых древних жанров, басня появилась после мифа. Она зародилась еще в Древней Греции и пользовались огромной популярностью. Интересно, что сначала это были прозаические произведения.

Ученые спорят, кто первый был автором басни. Есть сторонники, что это Гесиод. Другие ученые утверждают, что это Эзоп.

Лишь во II в. н.э. поэт Бабрий сделал стихотворные переложения басен Эзопа, и с тех пор они сочинялись, как правило, в поэтической форме.

К XVI-XVII вв. жанр достиг своего расцвета в Западной Европе. Наиболее известными авторами были Жан де Лафонтен и Р.Л’Эстранж чьими историями зачитывалась знать того времени.

В России басни обрели популярность к началу XVIII в. На развитие жанра повлияли произведения В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова и И.И. Дмитриева. Но подлинно народной басню сделал И.А. Крылов, с творчеством которого знаком, наверное, каждый.

И хотя, в чистом виде басня практически не существует с конца XVIII в., мораль заложенная в этих историях остается актуальной и через много столетий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: