Вместо послесловия
Один из создателей произведений в самобытном стиле, который условно можно назвать жанром «русская басня», — И. И. Дмитриев. «Муха» — сочинение, которое, наряду с произведениями других русских сатириков, должно быть известно современному читателю. Высмеивая недостатки, короткое повествование выполняет важную нравственную функцию. Ведь пока существуют в мире люди, которые предпочитают не действовать, а лишь находиться рядом с теми, кто трудится, актуальность не утратит басня Дмитриева «Муха».
Ответы к школьным учебникам
Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукушка», И. Дмитриев «Муха».
2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.
Басня
— стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Сказка
— это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.
Рассказ
— это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни героя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.
Стихотворение
— это небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью.
3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?
Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера — в стихах.
4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». — И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». — И. Крылов «Кот и повар».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». — И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». — И. Хемницер «Мужики».
«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». — А. Измайлов «Кукушка».
«А воз и ныне там». — И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.
Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Иванович Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.
6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.
1) А. Измайлов «Кукушка».
2) И. Дмитриев «Муха».
3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.
1) Без беды друга не узнаешь — басня И. Хемницера «Мужики»;
2) Как аукнется, так и откликнется — басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
3) Сытый голодного не разумеет — басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;
4) У Фомушки денежки — Фомушка, Фома;
У Фомушки нет денежки — Фомка, Фома. — басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;
5) У всякой песни свой конец — И. Крылов «Волк на псарне»;
8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.
История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я — Кукушка — прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».
узнаешь. как аукнется так и откликнется. сытый голодного не разумеет. у фомушки неднежки — фомушка фома у фомушки нет денежки фомка фома. увсякой песни свой коней.
Как аукнется так и откликнется.
— примером могут служить басни Крылова
«Кукушка и Петух» (Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку)
«Чиж и голубь» (смеялся Чиж над Голубем, да сам в силки и угодил)
«Волк и Кот» (Волк всем навредил, никто теперь ему не поможет)
Отсылки в культуре[править]
В Black Mesa, если три раза подряд телепортироваться на глазах у охранника, он прокомментирует: «Без обид, но если ты выйдешь оттуда с головой мухи, я буду стрелять, пока магазин не опустеет».
- Инцидент с кошкой из Half-Life 2 явно отсылает к коту из рассказа и фильма 1958 года.
Space Quest 5 — неудачно телепортировавшись, в облике мухи Роджер узнаёт код замка, а потом долго и нудно ищет своё настоящее тело с мушиной головой.
- Одним кодом замка, увы, не ограничится. Это один из самых головоломных моментов в Space Quest 5.
The Simpsons — вторая новелла восьмого хэллоуинского выпуска пародирует фильм 1958 года: профессор Фринк изобретает телепорт, а пользуется им Барт.
В одной из серий «Чип и Дейл спешат на помощь» профессор Нимнул изобрел технологию, позволяющую телепортироваться через телефон, но что-то напутал, и телепорт стал менять головами тех, кто взаимодействовал с телефонной сетью. Сам Нимнул поменялся головой с Вжиком, а спасатели — между собой.
«Монстры против Пришельцев» — Доктор Таракан же!
Муха и пчела. Басня Михалкова ~ Я happy МАМА
Басня «Муха и Пчела» – поучительная история, высмеивающая тех людей, которые считают нормой жизнь за чей-то счет, приходить на готовое и пользоваться чужими благами; это сопоставление образов, олицетворяющих трудолюбие, честность в работе и наглую бессовестную лень, которая способна рушить все на своем пути ради удовлетворения своего существования.
Басня «Муха и Пчела»
Перелетев с помойки на цветок,Лентяйка Муха Пчелку повстречала –Та хоботком своим цветочный сокПо малым долькам собирала…“Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле,
Не так ли папенькины дочки и сынки,Бездумно проводя беспечные деньки,Безделье выдают за некую отвагуИ в лености своей, от жизни далеки,Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Мораль басни Михалкова «Муха и Пчела»
Мораль басни «Муха и Пчела» учит правильному отношению к чужому и любви к своему труду. Жизнь за счет чьих-то стараний приводит лишь к самоуничтожению, разрушению личности. Дети, которые готовы всю жизнь сидеть на родительском обеспечении, в итоге жизни, как таковой, и не видят, поэтому, как только попадают в какую-либо ситуацию, требующую самостоятельных взрослых решений, сразу оседают на «липкое» дно, не позволяющее двигаться дальше.
Анализ басни «Муха и Пчела»
В басне «Муха и Пчела» автор нам рассказывает историю ленивой Мухи, которая летает от одного «тепленького» местечка к другому в поисках легкой пищи. И вот однажды встречает она трудолюбивую Пчелу, которая по своему обыкновению проводит день в поисках и сборах цветочного сока. Мухе становится непонятно, зачем убивать свое время на столь кропотливый труд, если можно просто поживиться уже готовым, оставленным людьми. Она решает позвать с собой «бедную» труженицу, но та в соответствии со своими моральными принципами отказывается. Оставшись наедине со своим желанием, Муха улетает в поисках вкуснейших капель варенья и свежих крошек. Заканчивается такая история весьма плачевно: за вкуснейшей трапезой Муху ждала липкая лента, в капкан которой ленивое насекомое и попадает.
Жизнь, как известно, не сахар, и для того, чтобы пройти по ее пути достойно не стоит рассчитывать на чьи-либо силы и труды, полагайся лишь на себя и свои силы, тогда не придется беспокоиться о том, чем придется расплачиваться за все, чем обладаешь.
Читать все басни Михалкова
Вместо послесловия
Один из создателей произведений в самобытном стиле, который условно можно назвать жанром «русская басня», — И. И. Дмитриев. «Муха» — сочинение, которое, наряду с произведениями других русских сатириков, должно быть известно современному читателю. Высмеивая недостатки, короткое повествование выполняет важную нравственную функцию. Ведь пока существуют в мире люди, которые предпочитают не действовать, а лишь находиться рядом с теми, кто трудится, актуальность не утратит басня Дмитриева «Муха».
Сегодня мы познакомились с творчеством Ивана Дмитриева и среди его произведений у Дмитриева есть басня Муха. Это небольшое произведение, которое даже в полном его содержании читается очень быстро, но если говорить о басни Муха Дмитриева, то суть ее заключается в следующем.
Дмитриев муха
Как-то очень и очень уставший из полей возвращался труженик бык. За собой он тащил плуг и, наверное, очень мечтал об отдыхе. В это время у него на рогах сидела муха. И вот, по дороге Мухе встречается ее сестра, то есть, вторая муха, которой стало интересно, откуда это они идут такие уставшие. На что Муха ей и ответила: «мы пахали». Автор не описывает нам, чем занималась Муха, пока работал Бык. Возможно, она сидела на рогах у быка все это время, а может только сейчас присела и просто вовремя успела воспользоваться ситуацией. Но, суть все равно одна и та же.
Дмитриев свою работу завершает моралью басни, которая звучит так: «Мы сбили! Мы решили». Эта небольшая фраза, но сколько в ней правды, сколько в ней действительности. Когда читаешь басню, то понимаешь, что в нашей жизни, вот таких вот Мух, которые сидят на рогах, очень много. Очень много людей, которые ничего не делают, которые ленятся, но при этом очень любят приписывать себе заслуги и труд других, употребляя в своих рассказах, в своем разговоре краткое слово «мы».
Всего только два главных героя басни Дмитриева. Первый герой — это трудяга Бык, который является воплощением и собирательным образом тех, кто трудится и не боится работы. Второй же герой, а вернее, героиня — это Муха. Этот персонаж является олицетворением лентяев, хвастунов, тех людей, которые без зазрения совести припишут себе достижения других, но при этом они и палец об палец никогда не ударят, чтобы что-то сделать.
Басня «Муха» — непреходящий символ деликатной басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы не раз слышали выражение «мы пахали», порой не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. А между тем это изречение — из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения, и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашем лексиконе.
Басня Дмитриева «Муха» есть не что иное, как перевод басни французского поэта Пьера Вилье, восходящей, в свою очередь, к античной басне. По другим сведениям – французский автор к басенному жанру никогда не обращался, и произведений, где главным героем была бы муха, у него нет.
Начало басни повествует о Мухе, сидящей на роге у Быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой.
По пути домой Мухе встречается сестра, и на ее вопрос «Откуда ты?», высокомерно заявляет: «Откуда? — Мы пахали». Автор не уточняет, где была Муха во время пахоты: так и ютилась на роге у Быка, пребывая в полном бездействии, или ловко присоединилась к нему во время возвращения домой. Но она не преминула гордо сообщить сестре о сопричастности к делу. В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение).
В жизни нам нередко приходится констатировать факт, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, примазывается к чужим трудовым победам и заявляет (как в басне И.Дмитриева «Муха»): «Мы решили», «Мы сбили».
Да, порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда кто-то, совершенно не заботясь об истинном положении вещей, беззастенчиво присваивает себе чужие достижения. Зачем следовать истине, когда можно спокойно хвастануть?
Ответ Мухи — «Мы пахали» пошел в народ
и стал некой идиомой. Почему она прижилась? Потому что описанная ситуация слишком типична, она шагает из века в век.
Как стало возможным то, что Муха смогла приписать себе чужие трудовые достижения? Просто потому, что она оказалась рядом, и сумела воспользоваться ситуацией.
Басня Дмитриева «Муха» популярна не только в России, но и в других странах. Так, например, в двух разных вариантах она переведена на немецкий язык. Басня существует в немецком переводе Ганса Бауманна в антологии «Russische Lyrik 1185–1963». Автор второго варианта — Уве Грюнинг.
Анализ басни «Муха и Пчела»
В басне «Муха и Пчела» автор нам рассказывает историю ленивой Мухи, которая летает от одного «тепленького» местечка к другому в поисках легкой пищи. И вот однажды встречает она трудолюбивую Пчелу, которая по своему обыкновению проводит день в поисках и сборах цветочного сока. Мухе становится непонятно, зачем убивать свое время на столь кропотливый труд, если можно просто поживиться уже готовым, оставленным людьми. Она решает позвать с собой «бедную» труженицу, но та в соответствии со своими моральными принципами отказывается. Оставшись наедине со своим желанием, Муха улетает в поисках вкуснейших капель варенья и свежих крошек. Заканчивается такая история весьма плачевно: за вкуснейшей трапезой Муху ждала липкая лента, в капкан которой ленивое насекомое и попадает.
Жизнь, как известно, не сахар, и для того, чтобы пройти по ее пути достойно не стоит рассчитывать на чьи-либо силы и труды, полагайся лишь на себя и свои силы, тогда не придется беспокоиться о том, чем придется расплачиваться за все, чем обладаешь.
Читать все басни Михалкова
Стихотворение «Муха» Дмитриев Иван Иванович
Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»
(2 votes, average: 4,50 out of 5)
Еще стихотворения:
- Муравей и Муха У Мухи с Муравьем случился спор и злоба, Которая из них честнее есть особа. Во-первых начала так Муха говорить: «Ты можешь ли себя со мною в чем сравнить? Я наперед…
- Старики Были молоды — старыми стали, будто жизнь не прошли, проскакали. Пронеслись, будто раннею ранью, как в кино на волшебном экране. Припев: А ведь только мальчишками были. И голодных годов не…
- Муха-Цокотуха Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: «Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!» Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А…
- Надежда, Радость, Стыдливость Надежда с Радостью дорогою шли вместе. Не помню точно я, в каком то было месте, В Париже Или ближе, — Какая в том нужда? Но знаю, что тогда Прекрасны были…
- Как умру Как умру, Мое забудь ты имя. После ласк В полночной тишине С лучшими, чем я… Да, да, с другими Говорить не надо обо мне. Жены о мужьях, Чтоб стыд утишить,…
- Так плотно столпились подонки Так плотно столпились подонки, так тесно, как ягоды в гроздьях, подонки растут, как поганки на пнях и на кучах навозных, так тесно сплотились, столпясь, что яблоку негде упасть. Ты был…
- Пчела и Муха «Здорово, душенька! — влетя в окно, Пчела Так Мухе говорила. — Сказать ли весточку? Какой я сот слепила! Мой мед прозрачнее стекла; И как душист! как сладок, вкусен!» — «Поверю,…
- За миг до рассвета Я живу беспечально В одиноком дому. Пусто, зыбко, прощально… Хорошо одному. Ю. Ильясов Господи, как хорошо одному: Чтобы ответ не давать никому, Чтоб не смеяться, когда не смеется, Чтобы не…
- Муха Смертный стон разбудил тишину — Это муха задела струну, Если верить досужему слуху. — Все не то, — говорю, — и не так. — И поймал в молодецкий кулак Со…
- Муха Ничего не слышит ухо; Ночь безмолвна, как в пустыне; Все уснуло, только муха Где-то бьется в паутине. Да еще среди молчанья У меня, во мраке ночи, Сердце, полное страданья, Тоже…
- Муха Я муху безумно любил! Давно это было, друзья, Когда еще молод я был, Когда еще молод был я. Бывало, возьмешь микроскоп, На муху направишь его — На щечки, на глазки,…
- Муравей и Муха Не знаю, муха где близ муравья сидела И все самой себе похвальны песни пела. Ему кричит: твое худое ремесло! Я житель воздуха, всегда везде летаю, Кусочки лучшие на пиршествах вкушаю….
- Муха в бане Муха в баню прилетела, Попариться захотела. Таракан дрова рубил, Мухе баню затопил. А мохнатая пчела Ей мочалку принесла. Муха мылась, Муха мылась, Муха парилася, Да свалилась, Покатилась И ударилася. Ребро…
- Слон и муха Однажды некий крупный слон, Красою мухи поражен, К той мухе, словно феодал, Преступной страстью воспылал. Но муха, быстро рассудив, Что толстый слон, хоть и красив, Но все же толст для…
- Назойливая Муха Назойливая Муха Кружа жужжит над ухом. Кружа жужжит над ухом Назойливая Муха. Назойливая Муха – Ни голоса, ни слуха. Ни голоса, ни слуха – Назойливая Муха…
- Паук, муха и пчела «Одно движение! Один хотя бы звук! Что с вами, господин Паук? Изволите терпеть лихую голодуху? — Набравшись как-то духу, Спросила Муха Паука… Издалека. — Быть может, вы больны? Иль, может,…
- Я здесь живу, как муха, мучась Я здесь живу, как муха, мучась, Но кто бы мог разъединить Вот эту тонкую, паучью, Неразрываемую нить? Я не вступаю в поединок С тысячеруким пауком, Я рву зубами паутину, Стараясь…
- Дни мелькают — чет и нечет Дни мелькают — чет и нечет, Жизнь осталась позади. Что же сердце рвет и мечет, Задыхается в груди? Слышать слов моих не хочет, Будто в рану сыплю соль. Днем и…
- Дочери Научился ходить человечек от дивана до края стола. У него уже — очи и плечи, и свои молодые дела. Надо все перетрогать поспешно, на молочный опробовать зуб: ах, как бабушкин…
- Ботаника больна Прыг-скок! Прыг-скок! Отменяется урок. Пляшут, как на празднике, Юные проказники И кричат:- Удачный день: У ботаники мигрень! Крик такой! Восторг такой! Все как именинники. — Пусть пропишет ей покой Доктор…
Вы сейчас читаете стих Муха, поэта Дмитриев Иван Иванович
Шмели-трутни
Тунеядцы среди насекомых встречаются и в других сообществах. Шмели также имеют особую категорию особей, которые не несут никакой пользы в шмелиной семье. Как зовут отличившихся товарищей? Иначе их именуют шмелями-кукушками. Они превосходят собратьев длиной жала и усиленным панцирем, но не способны собирать нектар.
Тактика поведения шмеля походит на деятельность печально известной птицы. Чем таким особенным отличается трутень? Сначала шмель проникает в чужую семью и внимательно наблюдает за реакцией на «инородного агента».
Если непрошеного гостя атакуют, он мгновенно убивает нападавших. Постепенно чужеземец впитывает местные ароматы и становится «своим». Главная цель проникновения – уничтожение хозяйки семейства, разорение улья. Хотя в редких случаях шмель-кукушка спаривается с маткой с целью создания нового потомства.
Под счастливой звездой
Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896; «Медея», 1898; «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи»: страстные, чувственные, нежные, иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (, , , ), «Драгоценные камни» (, , ), «Звезды» (, , ) и «Цветы» (, , , ).
Муха быстро стал душой парижского светского общества. Одним из его близких друзей был Поль Гоген, да и со многими другими художниками у Мухи сложились приятельские отношения. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Художник больше не нуждался в деньгах и смог позволить себе купить любую красивую вещь, попадавшуюся ему на глаза (из-за чего квартира художника больше напоминала музей). Казалось бы, оставалось только жить и радоваться…
Но как же Альфонс Муха устал от всего этого! От того, что здесь его называют Мюша. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок… Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине.
Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Какое-то время Альфонс работал в местном суде на скучной должности писаря, свободное время посвящая созданию декораций и афиш для любительского театра. Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств.
В 1887 году Альфонс Муха переедет в Париж и будет учиться в двух самых известных и престижных художественных школах того времени – Академии Жюлиана и Академии Коларосси. Но на этом сказка закончилась. Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного, и молодой художник быстро оказался на мели. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Знакомство с Сарой Бернар и внезапная известность позволили художнику вновь уверовать в свою счастливую звезду.
Ответы на вопросы по басне Дмитриева «Муха»
1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха?
Что трудился только Бык, а не Муха, мы узнаём из глаголов, относящихся к этим героям: Бык «тащился» (это слово передаёт вялость Быка), а Муха «сидела» (и ничего не делала) и при всем этом ещё и задирает нос (что подчёркивает лживые, пустые слова Мухи).
2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?
Да, выражение «Мы пахали!» является неоднозначным. Прямое значение: мы работали на поле. Переносное: со времён Дмитриева так стали гласить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить чужие труды.
В басне рассказывается о том, как Муха ехала спокойно на рогах Быка. Тот еле тащился с плугом с поля, на котором пахал. И вот по дороге они повстречали другую Муху.
Бык с плугом на покой тащился
по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
При встрече другая Муха спросила, откуда они бредут еле-еле и такие уставшие. Муха, что сидела на рогах быка ответила, что они пахали.
“Откуда ты, сестра?” —
от этой был вопрос,
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: “Откуда? Мы пахали!”
конце этой басни дается мораль. И заключается она в том, что от басни всегда можно дойти до были. Басней иногда называли то, что выдумано. Быль же, наоборот, говорит о том, что случилось на самом деле. Поэтому автор и говорит о том, что вымысел и выдумка со временем могут превратиться в событие, которое произошло в действительности. И как бы в подтверждении своих слов автор спрашивает о том, случалось ли нам слышать такие слова. Например, когда лентяй говорит о том, что “мы” что-то делали, сам при этом не прикладывая к этому никаких усилий.
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось
ли подчас вам слышать,
“Мы сбили! Мы решили!”
В басне Дмитриева прослеживается противопоставление труда и безделья. И заметим, что в ней совершенно нет едкой сатиры (обличающее осмеяние, подвергнутое суровой критике) и негодующего смеха.
Однако баснописец находит совсем другие способы и приемы для иллюстрации важных моральных истин.
Материалом для басни послужил случай из крестьянской жизни. Известно, что труд крестьянина всегда был очень тяжелым и непосильным. Пахать землю им помогали лошади или быки. Один из таких тружеников и представлен в басне Дмитриева. Домой он тащится, так как безмерно устал от трудового дня. Но в произведении баснописец показывает не только трудягу Быка, но и лентяя, образ которого воплощен в Мухе. Она все это время просидела на рогах и соответственно ничего не делала. Но при встрече с другой Мухой все заслуги она приписывает только себе, хотя прекрасно понимает, что она за все это время палец о палец не ударила. Безделье свое Муха скрывает за хвастовством, и при этом она приписывает себе заслуги, которые не совершала
Хвастливость баснописец ярко выражает в том, что Муха задрала нос от своей важности и неоценимости поступка
Наверное, многие из вас слышали такое выражение, как “Мы пахали”, которое со временем стало крылатым. Мы часто используем его в речи, когда хотим сказать о человеке, который, ничего не делая, приписывает себе чужие заслуги и труды. И таким обобщением, что звучит в морали, баснописец дает понять, что это не единичный случай. И он может относиться не только к труду крестьянина. На его месте может оказаться любой человек.
Как раз в морали и виден легкий, но не менее укоряющий смех баснописца над ленью и хвастовством.
Другие работы по этой теме:
- Зеркало и Обезьяна Персонажи этой басни — Мартышка и Медведь. Мартышка увидела свое отражение в зеркале, однако не признала себя в этом отражении. Она решила,…
- Свинья под Дубом В этой басне в образе Свиньи автор подверг осмеянию людские пороки — жадность, неблагодарность, грубую силу, которая не прислушивается к голосу разума….
- Осел и Мужик Мужик решил нанять Осла стеречь огород от ворон и воробьев. Осел оказался очень честным и старательным, он не съел ни одного хозяйского…
- Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествование: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в…
«Мы пахали» — крылатое выражение, характеризующее действия бездельников, которые приписывают себе чужие достижения. Источником ее является произведение XIX века. Но злободневности своей эта фраза и спустя двести лет не утратила. Басня Дмитриева «Муха» — небольшое нравоучительное произведение, которое, как и прочие сочинения в этом жанре, всегда будет актуальным.
Бережливая басня: пчелы и соты
Неделю назад меня попросили рассказать лин-басню. Не «побасенку», а именно басню, описать реальные события так, чтобы «ни один замешанный в истории человек» не был уверен, что это про него.
Вот что из этого получилось.
В одном улье жили пчелы. Как и у всех пчел у них было разделение обязанностей — одни соты строили, другие мед собирали.
И вот как-то оказалось, что те пчелы, которые собирали мед, стали приносить его столько много, что пчелы-строители не успевали делать для них соты.
Пчелы-строители работали по 24 часа в сутки, часто не спали, недоедали, курили не больше 10 минут в смену, но едва-едва успевали сделать столько сот, сколько нужно было для того, чтобы разместить весь мед.
И вот как-то дошли слухи об этой проблеме до пчелиной королевы и она послала несколько пчел-трутней посмотреть, можно ли помочь пчелам-строителям.
Но пчелы-трутни никогда сами не строили соты. Зато они отлично знали, как сделать так, чтобы поменьше работать и побольше ничего не делать.
Они заметили, что пчелы-строители тратят кучу времени на то, чтобы собирать по всему улью строительный материал: на одном складе воск возьмут, на другом, на третьем, и все время его брали помалу, т.к. воск тоже делали «в последний момент», и тратили на это кучу своего времени.
И тогда одна пчела-трутень сказала: а давайте мы сделаем так, чтобы пчелы-строители не летали сами за воском, а чтобы у нас были отдельные пчелы-носильщики, которые бы этот воск приносили куда надо когда надо.
Другая пчела-трутень ей на это и говорит: А зачем нам новые пчелы-носильщики. Видишь, вон там толпа тусуется под песенку из мультфильма «пчела Майя»? Это и есть носильщики. Они обычно только построенные соты в кучку складывают, так у них времени свободного много — пусть еще и воск таскают!
Полетели к пчелиной королеве, рассказали, та издала указ, чтобы пчелы-носильщики сами воск таскали для пчел-строителей.
Ну так и сделали — пчелы носильщики стали воск таскать, а пчелы-строители — только соты строить.
Поставили одну пчелу-технолога понаблюдать за процессом, и оказалось, что пока пчелы-строители не летают за воском, они могут вдвое больше сот построить. Но королеве побоялась это сказать, иначе бы оказалось, что все пчелы-строители были раздолбаями, а они ведь совсем не трутни. Ну и в отчете пчела-технолог написала: «рост производительности пчел-строителей сот после передачи ответственности за доставку воска пчелам-носильщикам составил 1,8 раза. Дополнительных пчел-носильщиков не требуется».
Пчелиная королева повелела «так тому и быть!», но так как пчелы-собиратели меда не собирали столько меда, чтобы в два раза больше сот нужно было строить, то строители по-прежнему сами таскали воск, но иногда, как прижмет, они вспоминали про пчел-носильщиков, и тогда те начинали быстро-быстро летать взад-вперед, чтобы принести пчелам-строителям как можно больше воска со складов.
Отсюда мораль — не всю бесполезную работу можно ликвидировать, если полезной остается слишком мало.
Ни одна пчела при написании басни не пострадала.
Оригинал басни можно прочитать на LinkedIn: https://www.linkedin.com/groups/4369962/4369962-184500114.
Рисунок пчелы взят здесь.
Узнать, кто эти люди…
Похожие заметки
- Как подготовка может повлиять на выполнение работы
- Что-то пошло не так…
- Как у меня взломали сайт и как я восстановил его за…
- Как установить KPI для внедрения 5S?
- Промышленная революция 4.0 и бережливое производство
- Можно ли совместить традиционный учет затрат и…
- KPI нужны для плохо настроенных процессов? А в…
- Бережливое производство и потери. Перемещение материалов
Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ
«Пчела и Мухи» — басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню «Муха и Пчела», где характер «трудолюбивой» хвастуньи 1808 года («Муха и дорожные») будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве.
В басне «Пчела и Мухи» поэт рассматривает один вид паразитизма и тунеядства: две Мухи решили улететь в чужие края.
Это естественно: попугаи им рассказали
О дальних сторонах большую похвалу.
Но в басне знаменательно и другое. Послушав попугаев, Мухи не только сами решили лететь «в чужие край» (об этом бы никто не пожалел и не должен жалеть), но они «стали подзывать с собой туда Пчелу». Пчелу-труженицу, работницу Пчелу. Каков был здесь тайный умысел? Крылов молчит. И мы не будем говорить за него. Но полагаем, что у Мух был умысел. Злой умысел. Он заключается уже в самом факте: сманить полезного человека «в чужие край» — прямая выгода для Мух, ибо они не радеют об общем благе, о благе родины. Скорее, наоборот. Но в этой, поразительно мудрой и цельной в мудрости своей басне все достойно пристального внимания и изучения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Замысел Мух сорвался.
«Путь добрый вам, — Пчела на это отвечала»
А далее следует всегда сбывающееся пророчество:
«А рады пауки лишь будут вам
И там».
Мухи полетели «в чужие край» паукам на съеденье! Не перестаешь изумляться Крылову. Басня эта как художественное произведение замечательна обнаженностью своей идеи и отсутствием усложняющей детализации. Видимо, Крылов не хотел допустить никакой возможности расплывчатого толкования. Все идет на пределе прямого смысла слов, без покрова иносказания. К тому же герои басни нам давно известны. Они выступают в твердой определенности своего характера. Поэтому гвоздь морали вбит резко и остро самим рассказом. Такая басня обособленной морали не требует. И все же Крылов, дорожа своей идеей, прибегает к морали. Он поясняет и без того ясную басню. И его пояснение, по сути — повторение, стоит басни.
Кто с пользою отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится…
Такова основа патриотического чувства и патриотического сознания. Как это не похоже на часто встречавшееся в истории: «Мы отсюда никуда не поедем. Нам и здесь хорошо. Мы здорово устроились и здорово устроены…» В таком патриотизме, по Крылову, нет ни грамма патриотизма. Патриотизм, по Крылову, начинается с сознания своих обязанностей перед родиной, в основе которого лежит активное трудовое начало. Оно скрепляет тебя с землей. Мера твоей активности есть объективная мера твоего патриотического чувства. Вне этой меры патриотическое чувство изменчиво, потому что бесформенно. Только труд формирует истинное патриотическое сознание.
Полезный материал по теме:
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни
- Мораль басни Соловьи и ее анализ
- Мораль басни Лев и ее анализ
- Мораль басни Осел и ее анализ
- Мораль басни Синица и ее анализ
Басня Крылова Муха и дорожные читать онлайн бесплатно | Русская сказка
(1 оценки 5,00/5) Загрузка…
- Трудолюбивый Медведь, басня Крылова
- Бритвы, басня Крылова
В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками, в гору,
С поклажей и с семьей дворян,
Четверкою рыдван
Тащился.
Кони измучились, и кучер как ни бился,
Пришло хоть стать. Слезает с козел он.
И, лошадей мучитель,
С лакеем в два кнута тиранит с двух сторон:
А легче нет. Ползут из колымаги вон
Боярин, барыня, их девка, сын, учитель.
Но, знать, рыдван был плотно нагружен,
Что лошади, хотя его тронули,
Но в гору по песку едва-едва тянули.
Случись тут Мухе быть. Как горю не помочь?
Вступилась: ну жужжать во всю мушину мочь;
Вокруг повозки суетится:
То над носом юлит у коренной,
То лоб укусит пристяжной,
То вместо кучера на козлы вдруг садится
Или, оставя лошадей,
И вдоль и поперек шныряет меж людей;
Ну, словно откупщик на ярмарке, хлопочет
И только плачется на то,
Что ей ни в чем никто
Никак помочь не хочет.
Гуторя слуги вздор, плетутся вслед шажком;
Учитель с барыней шушукают тишком;
Сам барин, позабыв, как он к порядку нужен,
Ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин;,
И Муха всем жужжит, что только лишь она
О всем заботится одна.
Меж тем лошадушки, шаг за шаг, понемногу
Втащилися на ровную дорогу.
«Ну, — Муха говорит, — теперя слава богу!
Садитесь по местам, и добрый всем вам путь;
А мне уж дайте отдохнуть:
Меня насилу крылья носят».
Куда людей на свете много есть,
Которые везде хотят себя приплесть
И любят хлопотать, где их совсем не просят.
ВСЕ БАСНИ КРЫЛОВА
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Пони бегает по кругу, Т. и С. Никитины (1976)
Чучело-мяучело, аудиосказка (1982)
Волшебная лампа Аладдина, аудиосказка (1984)
В траве сидел кузнечик, детские песни
Алиса в стране чудес, аудиосказка (1976)
Шестеро странствуют по свету, фильм сказка (1972)
Снегурочка, фильм сказка (1968)
Мальчик с пальчик, фильм сказка (1985)
Как Франта научился бояться, фильм сказка (1959)
Принц Баяя, фильм сказка (1971)
Муми-тролли, мультфильм, все серии
Конёк-горбунок, мультфильм (1975)
Лягушка-путешественница, мультфильм (1965)
Непослушный котёнок, мультфильм (1953)
Заветная мечта, мультфильм (1972)