«1984», краткое содержание по главам романа джорджа оруэлла

Краткое содержание джордж оруэлл 1984 для читательского дневника

Краткое содержание главы 6 части 2 книги «1984» Дж. Оруэлла

Общая информация

В этой главе происходят события, которые показывают, как главный герой, Уинстон, начинает понимать суть Партии и ее влияния на жизнь людей. Он также узнает о Старом Мире и истории, которую ему не преподавали в школе.

Описание

Уинстон встречается с О’Брайеном, который дает ему книгу, описывающую историю и заставляет его прочитать ее в тайне. В этой книге Уинстон узнает правду о Старом Мире и том, как Партия искажает историю для своих целей. Он также понимает, что он должен работать вместе с теми, кто находится вне Партии, чтобы изменить систему.

Ключевые моменты

  • Уинстон встречается с О’Брайеном
  • О’Брайен дает ему книгу о Старом Мире
  • Уинстон читает книгу и узнает правду об истории
  • Он начинает понимать, что Партия контролирует каждый аспект жизни людей и искажает историю
  • Уинстон понимает, что он должен работать вместе с другими, чтобы изменить систему

Значение главы

Глава показывает, как Уинстон начинает осознавать повсеместный контроль и манипуляции Партии и как он начинает противодействовать этому. Книга, которую ему дал О’Брайен, становится фактический символ сопротивления – знание и истина становятся оружием в борьбе с тоталитарной властью.

«1984» очень краткое содержание

Джордж Оруэлл «1984» краткое содержание для читательского дневника:

Роман Дж. Оруэлла «1984», является антиутопией. Сам роман был написан, в 1948г. и является своего рода представлением о том, как будет выглядеть будущее.

Автор погружает читателя в мир, который разделен на 3 крупные тоталитарные государства, которые периодически то заключают союзы, то воюют между собой. Качество жизни, продуктов питания и постоянного использования требуют желать лучшего. Везде пропаганда Большого Брата. Нормой считается то, что все друг на друга доносят: друг на друга, дети на родителей и т.п.

Главный герой романа Уинстон Смит работает в Министерстве Правды. В его обязанности входит менять исторические данные в пользу нынешнего времени. Его работа, то, что он видит ежедневно, заставляет его сомневаться в существующем режиме. Единственной его отдушиной является лавка старьевщика. Так же он ведет дневник, что является крайне опасным занятием.

В коллеге О’Брайене он видит «родственную душу», человека, что поймет его душевные сомнения относительно жизни в их государстве. Ему кажется, что его сослуживец состоит в Братстве, что против режима.

Также его настораживает интерес еще одного работника Министерства, Джулии. Ему кажется, что ее повышенный интерес связан с тем, что она за ним шпионит и хочет доложить на него. Но в результате оказывается, что девушка в него влюблена, и между ними завязываются отношения.

Романтические отношения между лицами, не состоящими в браке, запрещены. Они снимают комнату над лавкой старьевщика. И решаются передать О’Брайену записку, с просьбой принять их в братство.

Но в итоге их раскрывают. Арендатор квартиры оказался сотрудником полиции мыслей, а следствие по их делу вел сам О’Брайен.

Главный персонаж подвергается постоянным физическим и психологическим пыткам. Его заставляют поверить в догму «2+2=5». Он сопротивляется, но в результате его воля сломлена. Он начинает верить и в догму, и в государство. Но таким образом он теряет и себя, и Джулию.

Это интересно: “Человек, который смеется” — один из наиболее известных романов великого французского писателя Виктора Гюго. Главный герой романа — Гуинплен — в детстве был похищен бандитами-компрачикосами, которые до неузнаваемости обезобразили его лицо, вырезав на нем жуткую гримасу. Как ни странно, такое изуверство не смогло искалечить душу мальчика, и он вырос умным, добрым, благородным и честным человеком.

Краткое содержание главы 1 книги «1984» Дж. Оруэлла: Часть 1

События

Главный герой Роман сидит в тесном кабинете, где ведется его допрос. Он записывает свои мысли и проблемы на бумагу, но тут же их уничтожает, чтобы не попасть в руки властей. Роман работает в министерстве истории, где его задача — переписывать исторические записи, чтобы соответствовать современной идеологии правящей партии. Персонаж много думает о своей жизни и о том, что происходит в мире. Он осознает, что потерял все, что ценно в жизни, и больше не может жить так, как прежде.

Главный герой

Роман — главный герой книги «1984». Он работает в министерстве истории, где его задача — переписывать исторические записи, чтобы соответствовать современной идеологии правящей партии. Роман много думает о своей жизни и о том, что происходит в мире. Он осознает, что потерял все, что ценно в жизни, и больше не может жить так, как прежде.

Атмосфера

  • Капсульный кабинет, где Роман сидит на допросе, напоминает ему тюрьму.
  • Мир, в котором живет Роман, обладает атмосферой постоянного страха и контроля. Население переживает постоянные войны и теракты. Власти коммунистического режима крайне жестоки, и не проходит дня, чтобы кто-то не исчезал без следа в стенах власти.

Как умирающий Джордж Оруэлл писал «1984». Отрывок из книги «Битва за свободу»

«Скотный двор» был политической сатирой в форме сказки. Следующая беллетристическая книга Оруэлла станет политической модификацией другого жанра — романа ужасов. Его монстр порожден не наукой XIX в., как творение Франкенштейна, или не оружием XX в., как впоследствии Годзилла, а политикой XX в., создавшей всепроникающее государство, иногда жестокое, но почти всегда, скорее, неповоротливое, чем хитроумное.

В период, непосредственно последовавший за Второй мировой войной, Оруэлл, как и Черчилль, предупреждает об огромных опасностях, сохранявшихся в мире, несмотря на разгром нацизма. Черчилль в речи о железном занавесе в марте 1946 г. говорил о мире, где «власть государства осуществляется без ограничений диктаторами или сплоченными олигархическими группами, действующими посредством привилегированной партии и политической полиции». Он верил, что «тень упала на землю, еще недавно озаренную победой союзников… От балтийского Штеттина до адриатического Триеста железный занавес упал поперек континента».

Оруэлл тоже видел тень этого занавеса, протянувшуюся на запад. Он предвидел будущее и хотел предупредить, что оно не подходит, по крайней мере, таким людям, как он, высоко ценящим неприкосновенность частной жизни и свободу слова. Он несколько лет размышлял о проблеме злоупотребления властью в послевоенной Европе и уже в 1941 г. предупреждал: «Настала эпоха тоталитарного государства, которое отныне не позволяет и, вероятно, не способно позволить индивиду никакой свободы. При упоминании о тоталитаризме сразу вспоминаются Германия, Россия, Италия, но я считаю необходимым признать опасность того, что это явление распространится на весь мир». Оруэлла страшило, что всемогущее государство не только запретит людям выражать определенные мысли, но и сделает следующий шаг и станет указывать им, что думать.

Не желая, чтобы его отвлекали, и, пожалуй, становясь все большим интровертом, Оруэлл старался проводить как можно больше времени на острове Джура, стремясь закончить книгу. Это было «просто самое отдаленное место, которое можно найти на Британских островах, — объяснил его друг Дэвиду Астору, который отыскал дом для писателя. — Мне и в голову не приходило, что он там останется. Я лишь посоветовал ему поехать туда ненадолго отдохнуть, поскольку было очевидно, что ему нужен отдых». Астор добавил, что «для человека с хрупким здоровьем было безумием отправиться в подобное место».

На холодном, атакуемом штормами острове, где укрылся Оруэлл, до ближайшего телефона надо было ехать 43 км на юг по плохой дороге, которая местами была не более чем колеей, проходившей по вересковой пустоши. 21 июля 1946 г., в самый разгар лета, на острове было «так холодно, что хотелось разжечь камины во всех комнатах». А полгода спустя, в январе, ветер был «таким бешеным, что трудно было удержаться на ногах».

Оруэлл переехал туда не для того, чтобы позабавить людей, как подумал один из визитеров. «Он находился в особом саморазрушительном настроении и привык ворчать. Эта рана в горле , она свистела, и вот он расхаживал туда-сюда с мрачным свистом, да еще эти обвисшие усы! И вот вместо живого и жизнерадостного ума перед нами был тоскливый озлобленный старый хрыч, которого просто приходилось терпеть». Жизнь была скудная не потому, что денег не хватало, а из-за карточной системы. Друга, ехавшего к нему в гости из Лондона, Оруэлл попросил привезти муки и объяснил: «Нам тут почти всегда не хватает хлеба и муки из-за этих карточек».

Временами еще проявлялась свойственная Оруэллу авантюрная жилка. В августе 1947 г. он решил, несмотря на постоянное плохое самочувствие, провести еще одну зиму на Джуре

«Часть зимы может быть весьма суровой, и можно оказаться отрезанным от большой земли на неделю или две, но это неважно, если есть мука, чтобы печь лепешки», — уверял он друга

Часть 3. В заточении

Когда герой попадает в тюрьму, начинаются допросы, долгие разговоры. Действительно, его стараются психологически сломать. Без пыток, конечно, не обходится, но и день за днем планомерно ломают его психику. Бесконечные разговоры приводят к тому, что заключенный уже просто теряет терпение. Он кричит своему мучителю, бросает ему самый важный вопрос, мол, что вы хотите от меня. В самом начале своего дневника Уинстон написал, что свобода — это сказать, что дважды два четыре. Он понимает, что им нужно, чтоб он признал, будто дважды два равно пять. И он готов уже и на это. Однако оказывается, что пленник ошибся в своих расчетах.

Цифра в ответе — это нечто слишком определенное, так было бы слишком просто — всегда называть неправильный ответ. Власть в том мире вовсе не отрицает правды, ведь иногда и она может быть удобной и выгодной. Основная цель Партии — сломать человека как личность. Вот почему, несчастное «дважды два» должно быть не больше, не меньше правильного ответа, но и не обязательно четыре… А нужно столько, сколько нужно Партии. И ответ на даже математический вопрос должен звучать, как «а сколько нужно».

В результате самой страшной для него пытки (клетка с отвратительными крысами) Смит предает Джулию — кричит, чтоб ее отдали крысам вместо него.

Сломленный, придавленный собственной трусостью, Уинстон выходит из тюрьмы, встречает Возлюбленную. Она тоже его предала. И теперь они оба чувствуют себя уже не собой, а роботами, у них, в них не осталось ничего человеческого. Теперь они любят только Большого Брата, который наблюдает за каждым… Роман учит не создавать никакие утопические системы, особенно если они не учитывают личности людей, их свободы, мнения.

Оцените произведение:

2.77

Голосов: 60 Читать краткое содержание Джордж Оруэлл — 1984. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Значение романа

Финал показал то, что так сильно хотел изобразить Оруэлл. «1984» (краткое содержание мы вам представили) – это роман о том, как репрессивная машина тоталитарного государства может уничтожить любую личность. Даже Смит, который до последнего сопротивлялся тирании, в конце концов сдался. Сначала его уничтожили физически (в прямом смысле слова – он начал терять зубы и т. д.). Затем он, наконец, лишился своих убеждений.

Несчастливая концовка только добавила роману культовости. Он мгновенно стал бестселлером. До этого момента в мире еще не издавалось подобной книги. Прежние романы в жанре антиутопии не могли похвастаться таким тщательно проработанным и описанным художественным миром, который придумал Оруэлл.

Впрочем, как уже говорилось выше, английскому писателю и не нужно было ничего сочинять. Фактически он только логически развил все те явления, которые породил нацизм и другие тоталитарные режимы первой половины XX века.

Успех романа также объясняется множеством метафор, которые перекочевали во все языки мира. Это уже описанное двоемыслие, «Ангсоц», двухминутки ненависти и т. д. Оруэлл стал автором знаменитой формулы «дважды два — ровно пять», которая описывала принцип лживости пропаганды, а также образа Большого брата. Отсылки к «1984» — это важные составляющие современной западной массовой культуры.

Часть третья

1. Уинстон Смит – заключённый под номером 6079 – сидит в высокой камере без окон с белыми кафельными стенами. Он хочет есть, но наблюдающий за ним монитор, не даёт ему нащупать даже хлебные крошки в карманах. До этого Смит размещался в общей камере вместе с обычными уголовниками и другими «политиками».

К Уинстону подсаживают поэта Амплфорта. Литератор считает, что он совершил преступление, оставив в стихотворении слова «молитва». После того, как Амплфорта уводят в комнату номер сто один, в камере появляется Парсонс. Последний говорит, что был арестован за мыслепреступление: семилетняя дочь услышала, как он говорил во сне «Долой Большого Брата!» и сдала его патрулю. Постепенно в камере Уинстона собирается несколько преступников. Когда надзиратели приходят за сильно измождённым человеком, тот умоляет их не отправлять его в комнату 101. Со временем камера пустеет. Через несколько часов к Уинстону входит О’Брайен. Герой понимает, что тот всегда был с «ними», то есть с Партией. Надзиратель дубинкой отбивает левый локоть Уинстона.

2. Первые допросы Уинстона имеют вид безжалостного избиения. Затем на смену хулиганам приходят следователи-партийцы, заставляющие героя признаваться в преступлениях путём постоянных унижений. О’Брайен пытает Уинстона электрическим током, заставляя рассказывать «свою правду». Член Внутренний Партии показывает герою четыре пальца и путём увеличения силы тока заставляет увидеть в них пять. О’Брайен выдаёт пытки Министерства любви за метод исправления личности. Он объясняет Уинстону, что прежде чем тот умрёт, его сознание целиком и полностью будет заполнено Партией.

3. Закончив с первым этапом восстановления Уинстона Смита (учёбой), О’Брайен переходит ко второму – пониманию. Он объясняет герою, что цель власти – власть, точно так же, как и цель репрессий – репрессии, а цель пыток – пытки. Власть ради самой власти – вот к чему стремится Партия Океании. О’Брайен считает, что сам по себе человек – ничто, только внутри системы он получает бессмертие. По мнению члена Внутренней Партии, последняя полностью подчинила себе материю, поскольку смогла подчинить сознание. Утвердить свою власть над другими людьми можно только путём страдания.

О’Брайен предлагает Уинстону посмотреть на себя в зеркало, чтобы выкинуть из головы мысль о собственном превосходстве. Герой приходит в ужас, увидев, что он превратился в худого, болезненного старика без волос и зубов. Уинстон плачет, но мысль о том, что он не предал Джулию (не перестал её любить) согревает его сознание.

4. Уинстона переводят в комфортную камеру, моют, кормят три раза в день, вставляют зубные протезы, лечат варикозную язву. Он начинает ходить, делает упражнения, тренируется в самостопе. Во сне Уинстон зовёт Джулию. О’Брайен понимает, что в эмоциональном плане герой остался прежним.

5. Уинстона помещают в комнату сто один – место, где оживают самые ужасные страхи человека. О’Брайен готовит ему пытку крысами. В исступлении Уинстон кричит: «Отдайте им Джулию!».

6. Уинстон сидит в кафе «Под каштаном». Он слушает сводки с Африканского фронта, играет в шахматы, вспоминает, как однажды в марте встретил Джулию, но это уже не имело никакого значения. Уинстон продолжает работать в Министерстве Правды, но не занимается ничем конкретным. Преимущественно он спит, пьёт и сидит в кафе. Иногда Уинстон вспоминает детство, но тут же старается отогнать от себя ложные воспоминания. Известие о победе заставляет героя понять, что он излечён – он любит Большого Брата.

Сюжетные линии романа

В романе «1984» можно условно выделить 2 главных сферы, в которых происходит развитие сюжета, — социально-политическую и морально-психологическую. Два этих направления настолько переплетены, что становится невозможно представить одно без другого. Описание внешнеполитической ситуации показано через призму переживаний и мыслей главного героя. Отношения между людьми также являются проявлением социального уклада государства, которое описывает в «1984» Джордж Оруэлл. Анализ произведения невозможен без обоих направлений.

Описанные в книге действия происходят в Океании — сверхдержаве, которая образовалась в результате раскола мира на 3 основные части после Третьей мировой войны. Океания олицетворяет союз американских государств, Африки и Австралии во главе с центром — Великобританией. Две остальные части света названы Евразией (Советский Союз, остальная часть Европы, Турция) и Остазией (нынешние страны Азии).

В каждом из этих государств существует четкая иерархическая система власти и, соответственно, кастовое разделение общества. Верхушка правления в Океании — это Внутренняя Партия. Ее еще называют Большим (Старшим) Братом, который неустанно «следит за тобой». Говоря проще, вся жизнь общества находится под тотальным контролем правил Партии во имя «общего блага». Старший Брат контролирует все — работу, личную жизнь человека, а также его мысли, чувства и эмоции. Того, кто станет «мыслепреступником» (мыслящим не так, как «разрешает» Партия), ждет жестокое наказание…

К слову, любовь и чувство привязанности к близким — то же мыслепреступление. Тот, кто является поклонником любовной тематики в литературе, найдет для себя еще одну сюжетную линию. Линию взаимоотношений главного героя с возлюбленной. Конечно, своеобразную. Любовь под неустанным, пристальным взглядом Большого Брата…

Часть 1. В бесчеловечном государстве

Дело происходит в Англии, хотя в той реальности это могущественная Океания. Люди здесь похожи на винтики в системе, все здесь пропитано идеологией, вокруг лозунги. Людям лучше ходить строем и не иметь своих суждений. И так в этом антиутопичном романе показана страшная воля Партии, общество, в котором нельзя иметь свое мнение, нельзя отличаться. Министерство правды, любвии другие превращаются в «мини»: мини финансы, мини экология… названия говорят сами за себя! И сам «новояз», созданный в этой системе, низводит всю творческую натуру человека к нулю, к отрицательным числам.

Пятиминутки ненависти, на которые сгоняют людей, демонстрируют им классовых врагов, пугают ими. Это становится обязательным и привычным, как минута гимнастики, людей учат ненавидеть, заставляют привыкнуть к ненависти, направленной на «врагов». Кстати, обычный сценарий показа заключается в том, что основной враг Власти — тот, кто когда-то начинал вместе с ее основателями, но потихоньку они разошлись во взглядах, вот его и объявили вне закона. На этих «шоу» нужно выплескивать свой негатив (кричать, ругаться, разрушать). Как у булгаковского Воланда на представлении здесь тоже милосердие иногда проявляется. Например, женщина вскрикивает, когда показывает, как погибают дети, пусть они тоже «вражеские». Но конечно, милосердие это никак не поощряется, а наоборот. Кстати, дети тут постоянно доносят на родителей (даже если те говорят во сне), предательства, вообще, процветают.

Сам Уинстон когда-то украл еду у сестры, а пока прятался, ее и их маму «распылили». Работа выросшего Уинстона состоит в изменении старых газет, чтобы прогнозы там соответствовали реальности. Еще он вычеркивает людей, оказавшихся предателями.

Образ врага здесь создается намеренно как стимул к ударной работе и способ отвлечь народ от проблем. Возможно, и бомбы на мирных жителей сбрасывает сама Парти, чтоб держать всех в страхе. А лозунги здесь противоречат здравому смыслу. По этим утверждениям война, дескать, это мир.

Лицепреступление, полиция мыслей и телекран

В 1984 году автор Оруэлл Джордж показывает, как идеология пронизывает личную жизнь человека. Контроль над всеми помещениями осуществляется не только на рабочем месте, в столовой, магазине или уличном мероприятии. Вечеринка идет за столом с родственниками днем ​​и ночью.

Это делается с помощью так называемого телеэкрана, телевизионного устройства, размещаемого на улицах и в домах членов партии. Его цель двоякая. Во-первых, посредством круглосуточной трансляции фейковых новостей о победах Океании в войне, о том, как улучшилась жизнь в государстве и прославлении партии. А во-вторых, быть камерой наблюдения за личной жизнью человека. Выключать телеэкран можно было только на полчаса в день, но это не гарантировало, что он не будет в дальнейшем следить за всеми действиями горожан.

Контроль за соблюдением «норм» жизни в обществе осуществляла полиция думы. В случае неповиновения она была обязана немедленно уловить преступную мысль и сделать все возможное, чтобы человек осознал свою неправоту. Для более полного понимания: даже выражение лица человека, нежелательного для Большого брата, — это своего рода психическое преступление, преступник.

1984

1984 год, Лондон, столица Взлётной полосы I, провинции Океания. Каждый шаг жителей страны контролируется Большим Братом, повсюду висят лозунги партии «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила». Уинстон Смит служит в Министерстве Правды, где занимается тем, что редактирует и подделывает информацию из прошлого, чтобы таким образом изменить историю в сознании людей. В каждой квартире есть камера, отслеживающая действия людей. Смит решает завести дневник, в котором описывает свою ненависть к Партии. Этим поступком он грубо нарушает закон.

Смит прерывается, чтобы помочь соседке миссис Парсонс прочистить засор в кухонной раковине.

Во сне Смит видит мать и младшую сестру. Ему вспоминаются «зачистки» 50-х годов, во время которых исчез его отец.

В Океании повсюду распространен «новояз» – язык, в котором все слова сокращены, а прилагательных вовсе нет. На новоязе место работы Смита – Министерство Правды – называется «Миниправда». Здесь занимаются тем, что подгоняют факты под нужды Партии, правят опасные литературные труды, печатают низкопробные книги для трудового народа.

За обедом Смит общается со своим другом филологом Саймом. Из радио доносятся слащавые речи о счастливой жизни в Океании.

Смит делает новую запись в дневнике, вспоминая безрадостную жизнь с женой Кэтрин, которая ложилась с ним в одну постель лишь для того, чтобы родить ребенка для Партии.

Смит приходит к выводу, что единственный шанс на спасение мира – это восстание пролов. Это особая каста относительно свободных людей, которых Партия загнала до животного уровня.

Смит отправляется на прогулку в трущобы, где общается со стариком о прошлых днях, покупает в лавке старинное пресс-папье и встречает загадочную девушку с темными волосами.

Смит знакомится с темноволосой девушкой. Она передает ему любовное послание с просьбой встретиться вне города.

В лесу Джулия и Смит становятся близки. Девушка рассказывает, что у нее было много любовников из Партии.

Влюбленные много проводят времени вместе, рассказывая друг другу о прошлом.

Смит снимает комнату для свиданий, а Джулия приносит настоящие продукты.

Местные жители готовятся в Неделе Ненависти. Пропадает Сайм. Смит чувствует себя абсолютно счастливым. Он выясняет, что Джулию совсем не интересует его политические рассуждения и правительственная ложь.

Чиновник О`Брайен предлагает Смиту взять в работу десятое издание «Словаря», над которым трудился пропавший без вести Сайм.

Смит делится с Джулией своими воспоминаниями детства, которые всю жизнь не давали ему покоя.

Влюбленные навещают О`Брайена, который, как и все чиновники, имеет право на полчаса гасить монитор в доме. Смита и Джулию принимают в Братство. Они соглашаются на это только ради того, чтобы никогда не разлучаться.

Во время Недели Ненависти в руки Смита попадает запрещенная книга, в которой описана главная задача Партии – мировое господство за счет уничтожения свободной мысли.

Во время свидания в комнату врываются полицейские, избивают Джулию и уводят ее.

Смит арестован. Он находится в одной камере с другими, ни в чем не повинными людьми. Вскоре приходит О`Брайен и дубинкой обивает ему локоть.

В Министерстве Любви Смита подвергают страшным пыткам. О`Брайен объясняет ему, что это эффективные методы для исправления личности.

О`Брайен рассказывает узнику, что Океания стремится к абсолютной власти, и человек не представляет для нее никакой ценности. Утверждение власти возможно лишь через страдания. Измученный Смит утешает себя мыслью, что не предал своей любви к Джулии.

Смита перестают пытать, переводят в другую камеру, обеспечивают ему отдых и хорошее питание. Однако его разум все равно не подчинен Партии, все его мысли о Джулии. Это замечает О`Брайен.

Смита отправляют в самую страшную камеру – №101. Здесь ему готовят мучительную пытку крысами. На пике страданий Смит отрекается от своей любви.

Смит изредка вспоминает Джулию и свое детство. Он считает эти воспоминания ложными и старается от их избавиться. Вся его жизнь теперь – это сон, алкоголь и бессмысленные посиделки в кафе. Смит понимает, что его душа наполнена только любовью к Большому Брату и Партии.

Общее впечатление от прочтения

Конечно, самыми честными, непредвзятыми характеристиками произведения служат реальные отзывы. «1984», Джордж Оруэлл и целый созданный им мир нашли отклик в душах миллионов читателей. Местами трогательная и душевная, местами жесткая, бескомпромиссная и пугающая — эта книга, как и сама жизнь. Может, потому она и кажется такой реальной.

«Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре», — говорит в «1984» Джордж Оруэлл. Цитаты из этой книги знают даже те, кто ее не читал. Познакомиться с ней действительно стоит. И не только потому,что ее хвалят отзывы. «1984», Джордж Оруэлл, возможно, станут теми книгой и автором, которые найдут свое почетное место на книжной полке и в сердце рядом с другими шедеврами литературы.

Критика

Впервые роман «1984» перевели на русский в 50-х годах прошлого века, в 1957 (в годы оттепели после смерти Сталина) в самиздате даже вышла книга. Однако советская критика предпочла не замечать ярко-выраженного намека на авторитарный режим в российских широтах и охарактеризовала ее, как упадническое явление загнивающего империалистического Запада. Например, в Философском энциклопедическом словаре 1983 года по поводу антиутопии написано вот что: «За идейное наследие Оруэлла ведут острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобуржуазные радикалы»

Их зарубежные коллеги, напротив, отмечали мощную социальную проблематику и политический подтекст произведения, акцентируя внимание на гуманистическом посыле автора

Современные читатели двояко оценивают роман: они не отказывают ему в художественной ценности, но не выделяют особого смыслового многообразия. Политический деятель левого толка и литератор Эдуард Лимонов отмечает, что Оруэлл выполнял некую пропагандистскую миссию своей партии (троцскистской), хоть и качественно это делает. Однако неясным остается тот факт, что писатель отвергает идеалы, столь дорогие сердцу Лейбы Троцкого. Например, идея мирового государства явно преподносится, как путь к тоталитарной власти, которая вызывает у автора такое категорическое неприятие.

Критик, публицист и поэт Дмитрий Быков высоко ставит художественность текста Оруэлла, но глубоких социальных мыслей он там не находит. А писатель (в жанре научно-популярной литературы) Кирилл Еськов и вовсе раскритиковал роман-антиутопию «1984» за излишнюю утопичность явлений, воссозданных в нем. Он подчеркнул нежизнеспособность многих из них. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Немного об истории создания книги

Родившийся в Индии, бывший служащий колониальной армии Джордж Оруэлл переехал в Европу с целью стать писателем. Его творческая деятельность стала заметной после выхода в свет провокационной книги «Скотный двор» (или «Ферма животных»). Описывая кастовое неравенство населения, борясь за свободу мысли и осуждая любое порабощение свобод простого человека, писатель расширяет тему в романе «1984». Книга раскрывает стремление автора показать, каким является тоталитарный режим, насколько он губителен для человека и системы в целом.

Естественно, такой прогрессивный взгляд вряд ли понравится представителям правящей авторитарной власти. «Скотный двор» в Советском Союзе был назван «гнусной» пародией на социальный уклад жизни, а сам Оруэлл стал противником коммунизма и социализма.

Отрицание любого вида порабощения человека — физического и морального, осуждение доносов и ущемления права человека на свободное самовыражение — это все как основу получила книга «1984». Джордж Оруэлл закончил работу над романом в 1948 г., а в 1949 она уже вышла в свет.

Бурная реакция на издание произведения не заставила себя долго ждать. Среди одобрительных возгласов, начала съемок фильма, перевода книги на другие языки было и обвинение в плагиате!

Дело в том, что роман «1984» Джордж Оруэлл издал после выхода в свет произведения Евгения Замятина «Мы», в основе которого — похожая идея тоталитарного строя общества и давления политики на личную жизнь человека. Обвинение в плагиате было снято после того, как исследователям удалось пояснить, что Оруэлл прочел «Мы» уже после рождения собственной идеи создать антиутопию.

Такие процессы, когда разные авторы берутся излагать схожие идеи практически в одно время, логически связаны с глобальными политическими и социальными изменениями в жизни общества. Исторические процессы в Европе начала ХХ века, появление нового государства Союза Советских Социалистических Республик — тому доказательство.

Заключение

Произведение Джорджа Оруэлла описывает общество, которым очень легко управлять за счет истребления всех лучших человеческих качеств. Главный герой пытается сопротивляться системе, однако она поглощает и его.

Чем же это произведение так будоражит умы читателей? Будучи написанной в таком далёком от нас 1949-м году, эта книга до сих пор остаётся популярной не только среди старшего поколения, но и среди молодёжи.

Часть первая

Автор переносит нас в альтернативную реальность, его будущее и наше прошлое – 1984 год. Действия разворачиваются в Лондоне – столице государства Океания. Мы видим уже немолодого 39-летнего работника так называемого Министерства Правды – Уинстона Смита. Он тщедушного телосложения, выглядит значительно старше своих лет. Смит – работник Партии. Звучит гордо, но это отнюдь не так.

Уинстон страдает от приступов кашля и имеет на лодыжке варикозную язву, которая часто воспаляется. Смит, уйдя с работы пораньше, поднимается к себе в квартиру, где прячась от телеэкрана (специальный прибор, вмонтированный в стену, который работает как на приём, так и на передачу круглосуточно) принимается писать дневник. Сложно сказать, что именно сподвигло героя заняться этим опасным делом, ведь за это грозит расстрел или долгие годы лагерей.

Не зная, с чего начать, и долго не решаясь взяться за перьевую ручку, Смит вспоминает свой рабочий день в Министерстве, а именно двухминутку ненависти. Объектом этого действия, как всегда, является Эммануэль Гольдштейн – бывший руководитель Партии, а ныне – изменник и революционер, сеющий смуту в обществе.

Во время этого мероприятия Уинстон встретил молодую, приятную на вид девушку, которую сразу же невзлюбил. Она член Молодёжной Антисексуальной Лиги. Такие, по его мнению, являются самыми ярыми приверженцами Партии.

Герой совершенно точно понимает, что страна буквально утопает в войне и партийной лжи. Большой Брат – глава Партии, утверждает, что Океания прежде никогда не бывала в союзе с Евразией, однако Уинстон точно знает, что это не так. Всего четыре года назад Океания и Евразия были союзниками. Но его знание нигде не задокументировано, оно существует лишь в его голове. Ложь, которая поселилась в истории, в конце концов, становится правдой, и отыскать истину непросто.

В это смутное время даже дети могут написать донос на собственных родителей. Этому во многом способствуют всевозможные детские партийные организации. Смит точно знает, что чада его соседей по лестничной клетке Парсонсов обязательно попытаются уличить своих родителей в партийной неверности. И с их лёгкой подачи Парсонсы отправятся либо на каторгу, либо на расстрел.

Часть вторая

На своей работе главный герой снова пересекается с той дамой, которая так не понравилась ему во время их прошлой встречи. Она тайком передаёт ему записку с признанием в любви. После чего в столовой во время обеда они решают провести время вместе.

Первая их встреча вне работы состоялась за городом. Там, среди цветов и деревьев Партия не могла их ни отследить, ни подслушать. Юная Джулия (именно так зовут девушку) работает в отделе литературы, на печатной машине она создаёт романы. Она делится своими мыслями с Уинстоном, которые заключаются в том, что Партия хочет всецело контролировать жизнь людей, а секс лишь пустая трата энергии, ведь энергия должна расходоваться только ради Партии.

Однажды, когда Смит и Джулия находились в своём тайном прибежище – каморке, снятой у старьёвщика Чаррингтона, их схватила Полиция Мыслей. Оказалось, что всё это время за ними наблюдали с помощью скрытого телеэкрана, а сам старьёвщик был никем иным, как сотрудником Полиции мыслей.

Часть третья

Наконец герой попадает в комнату 101, где его пытают крысами. Обезумев от ужаса, он кричит, чтобы его мучители оставили его в покое и забрали Джулию! В этот момент он понял, что предал свою возлюбленную.

Через неопределённый срок Уинстона выпускают. Он встречает Джулию. Девушка сильно изменилась: её лицо приобрело землистый оттенок, глаза выглядели потухшими, а через лоб к виску тянулся длинный шрам. Она призналась Уинстону, что предала его. Ведь когда человек в страхе кричит, чтобы забрали не его, а кого-то другого, это непросто от страха, в этот момент он на самом деле этого хочет. С того дня больше они не виделись.

Заключение

  • Школа 3 десногорск педагогический состав

      

  • Трудно ли работать учителем математики в школе

      

  • Школа 1246 педагогический состав

      

  • Ф искандер школьный вальс или энергия стыда анализ

      

  • Почему гиппократ отец медицины кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: