Стихотворение «в разлуке есть высокое значенье» тютчев федор иванович

Анализ стихотворения «Разлука»

<< Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Анализ стихотворения «Разлука». В последний раз, в сени уединенья, Моим стихам внимает наш пенат. Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья. Прошли лета соединенья; Разорван он, наш верный круг. Прости! Хранимый небом, Не разлучайся, милый друг, С свободою и Фебом! Узнай любовь, неведомую мне, Любовь надежд, восторгов, упоенья: И дни твои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой тишине! Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?), Пусть будут счастливы все, все твои друзья! (1820). Это стихотворение обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру. Написано стихотворение в последние дни совместной жизни в лицее. А.С.Пушкин завещает своему другу не предавать идеалов молодости, оставаться верным искусству. В первых строках автор выражает свою печаль по поводу разлуки с милым другом, затем от чистого сердца желает Кюхельбекеру всего хорошего, а в конце заверяет его в своей преданности и верности: «Святому братству верен я». Стихотворение проникнуто дружбой и искренностью. Автор использует метафору: «моим стихам внимает наш пенат»; Олицетворение: «И дни твои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой тишине». Стихотворение написано четырехстопным ямбом с опоясывающей и перекрестной рифмами.

Слайд 35 из презентации «Александр Сергеевич Пушкин 6 июня (26 мая)1799- 1837»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Александр Сергеевич Пушкин 6 июня (26 мая)1799- 1837.ppt» можно в zip-архиве размером 793 КБ.

Пушкин о любви

краткое содержание других презентаций о Пушкине о любви

«Письма Пушкина к Гончаровой» — Александр Сергеевич заботился о каждом их шаге. Было в ней одно: красавица. «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу», — признается поэт. Украсить я всегда хотел свою обитель. «Жена – мой ангел». Любимый дедушка. Наталья Гончарова в письмах и стихотворениях А.С.Пушкина. Мой муж велел мне носить траур по нем два года.

«Пушкин стихи о любви» — Глава 1. Любовная лирика А.С.Пушкина. Шли годы. Введение. Поэт благодарен женщине даже за безответную любовь. С кем можно быть не хладным, не пустым? Глава 3. Любовные адресаты. Где гражданин с душою благородной, Возвышенной и пламенно свободной? Только так поэт может передать свои впечатления о возлюбленных.

«Пушкин о женщинах» — «Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Что было и не будет вновь… Но я был счастлив пять минут». (Из дневника А.С.Пушкина 29 ноября 1815 года). Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Анна Алексеевна Оленина. Адресаты лирики А. С.Пушкина. Мария Николаевна Раевская.

«Адресаты лирики Пушкина» — 8(3%)посланий обращены к театральным деятелям, художникам, скульпторам. Всего Пушкин написал 244 послания. 3(1%)стихотворения посвящены крепостным. М.И.Кутузов М.Б.Барклай-де-Толли А.А.Аракчеев Николай 1 Н.С.Мордвинов. Адресаты, которым посвящено наибольшее кол-во посланий. А.А.Дельвиг И.И.Пущин В.А.Жуковский Н.Д.Киселев В.К.Кюхельбекер П.Я.Чаадаев А.Н.Вульф А.П.Вяземский.

«Музы Пушкина» — Пушкин увлекался многими. « Души моей царицы …». Музы Пушкина. Анна Петровна Керн. Гончарова Наталья Николаевна. Что поражало всех в Гончаровой. Анна Алексеевна Оленина. Невесты, которых А. С. Пушкин намечал себе. Сонет «Мадонна». Любовная лирика. Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Мария Николаевна Волконская.

«Женщины в жизни Пушкина» — Ризнич Амалия 1803 – 1825. Жена Пушкина. Пушкин познакомился с Воронцовой в Одессе в конце 1823. Евдокия Ивановна Голицына (1780-1850). Анна Алексеевна Оленина 11 августа 1808-18 декабря 1888 (80 лет). Екатерина Павловна Бакунина (1795—1869)

Княгиня Голицына не могла не обратить внимание на своего юного поклонника

Всего в теме «Пушкин о любви» 18 презентаций

Анализ стихотворения Тютчева «Люблю глаза твои, мой друг…»

В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и безмятежным, что на долгие два десятилетия эта женщина стала его единственной музой. В этот период все свои стихи в жанре любовной лирики поэт посвящал избраннице, которую считал идеальной во всех отношениях. В жене его восхищало все – мимика, смех, наклон головы и, в особенности, глаза, которые были способны передавать всю гамму чувств и эмоций. В 1836 году Тютчев написал стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг…», в котором попытался воссоздать пленительный образ супруги, способной одним лишь взглядом покорить его сердце.

Игру глаз этой женщины поэт характеризует как «пламенно-чудесную». Она может быть дерзкой и вызывающей, либо напоминающей небесную молнию, когда возлюбленная окидывает взглядом «бегло целый круг». Однако поэта гораздо больше впечатляют «глаза, потупленные вниз», в которых можно прочесть нерешительность, смущение, волнение и затаившуюся страсть
. В этот момент избранница Тютчева полна особого очарования, который свойственен лишь немногим женщинам, наделенным ярким темпераментом. Они подобны вулкану, и никогда невозможно предсказать, что может произойти в следующий момент. Именно это так восхищает поэта в супруге, которая одним лишь взглядом может разжечь в нем «угрюмый, тусклый огнь желанья» и подарить незабываемые минуты наслаждения.

Будучи человеком страстным и влюбчивым, Тютчев в своей жизни огромное значение придавал мелочам. Один жест мог сказать ему о человеке гораздо больше, чем тысячи слов, лишенных смысла и правды. Поэтому поэт предпочитал «читать» женщин по глазам, но при этом признавался, что его супруга Элеонора даже после многих лет брака является для него «закрытой книгой»
. В попытках найти заветный ключ к ее душе поэт много времени проводил в компании своей избранниц, наблюдая за ней украдкой и каждый раз не уставая поражаться тому, насколько многогранна и непредсказуема эта женщина. Но со временем Тютчев все же научился улавливать по легкому трепету ресниц или же изогнутой в насмешке брови настроение своей возлюбленной, и по праву считал это своей маленькой победой. Что касается Элеоноры Петерсон, то до самой смерти она предпочитала оставаться для своего супруга загадкой, и тайну своего сердца унесла в могилу.

Комментарий:
Автограф неизвестен.

Список И. С. Гагарина — Мураново.

Первая публикация — РА. 1879. Вып. 5. С. 126; тогда же — ННС. С. 18. В этих изданиях, а также в Изд. 1899 допущена опечатка в 7-й строке: вместо слова
«ниц» появилось «лиц». Но в Изд. СПб., 1886. С. 91; Изд. 1900. С. 42 эта погрешность отсутствует.

Печатается по списку И. С. Гагарина.

Датируется не позднее апреля 1836 г. (на основании указания И. С. Аксакова в предисловии к публикации в РА).

С. А. Долгополова полагает, что стихотворение адресовано Эрнестине Дернберг (будущей жене поэта) и, вероятно, написано после их июньской встречи в 1835 г. в Эглофсгейме.

Л. Н. Толстой выделил стихотворение пометой «К» (Красота) и подчеркнул слова «угрюмый, тусклый».

К. Д. Бальмонт сравнил стихотворения о любви Пушкина, Лермонтова и Тютчева; у первых двух любовь выступает в конкретных чертах и непосредственной
очаровательной простоте и ясности. «Но разве любовь так ясна? Тютчев отвечает отрицательно…». В подтверждение автор процитировал «Люблю глаза твои, мой
друг…».

С. Л. Франк цитирует отдельные фрагменты стихотворения (игра глаз — «пламенно-чудесная», но «сильней очарованья»- «угрюмый, тусклый огнь желанья», «обаянье
ужасное»). Вывод философа: «Путь, ведущий к слиянию с беспредельным, есть путь трагический: он идет через страсть и тьму, через искушения и «ужасные
обаяния» Этот мотив, столь характерный для поэзии Тютчева, выражает в космической форме глубокую морально-метафизическую идею — мысль, что зло и грех
суть не противоположности добра и святости, а ступени к ним, что в основе обоих начал лежит одна и та же сущность — страсть, разрывающая призрачные,
стеснительные пути ограниченного, чисто-личного, замкнутого существования». Пантеизм Тютчева Франк рассматривает как «дуалистический».

Норма фробениуса матрицы

Три эффективных способа самовнушения

Анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

История написания

Стихотворение «Я встретил вас – и все былое» было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Я встретил вас – и все былое” по плану. Данный разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 10 классе.

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение “Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.

Тема

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: “Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела “милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – “и сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь”.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, гипербола: “Как после вековой разлуки…”.

Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков “о”, “а”, “е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация (“Бывают дни, бывает час”).

История создания

Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел службу со многими интересными талантливыми личностями.

Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».

Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.

Новинка поэзии Ф.И. Тютчева

Особенности поэзии Ф.И. Тютчева.

Судьба поэта Тютчева была своеобразной. В читательских кругах долгое время его имя просто не замечали, или его считали поэтом «на несколько». Между тем, среди этих «немногих» были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский и Добролюбов. Простое перечисление имен таких почитателей, которые были настолько разными в своих литературно-эстетических взглядах, говорит о том, что у поэзии Тютчева впереди большое будущее.

Первое стихотворение Тютчева было напечатано в 1819 году, когда ему еще не исполнилось 16 лет. Во второй половине 1920-х годов начался расцвет его творческого таланта.

Поэзия Ф.И. Тютчева открыла в отечественной литературе новую поэтическую эстетику, новый мир образов. Во многом Тютчев является преемником поэтов-классиков: его поэзия характеризуется монументальными формами, ораторско-диктаторским стилем, характеризуется риторическими вопросами, восклицаниями и призывами. В то же время стихи Тютчева имеют тенденцию к лаконичности и афоризму, максимальной концентрации мысли. Афористическое мышление в целом было свойственно поэту, не зря он был известен как блестящий и чрезвычайно остроумный собеседник. Поэзию Тютчева отличает крайняя лаконичность стихотворной меры, отсюда и ее афористический характер:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Согласно периодизации Б.М. Козырева, первый период (до 1850-х гг.) творчества Тютчева имел языческий характер, а второй — христианские мотивы, в основном, в рамках исторических тем. Большинство стихотворений Тютчева не имеют названий, а их первые строки звучат необычно для поэзии: «Она сидела на земле…», «Когда, то, что мы называли своими…».

Многие стихи напоминают строки, взятые из диалога, или внезапные мысли, произнесенные вслух, поэтому они могут начинаться с вопроса, опровержения, согласия или сочувствия: «Не то, что ты воображаешь, Природа…», «Что ты воюешь, ветер ночной?», «Не плоть, но дух испорчен в наши дни…», «Ах, что наше невежество…». Таким образом, эффект разговорного языка, свобода интонации, которую многие современники поэта оценили как поэтическую неряшливость, а литературоведы и читатели XX-XXI веков восприняли как уникальную особенность поэзии Тютчева.

Литературовед Тютчев первым отметил, что поэзия Тютчева не характеризуется делением стихотворений на жанры. А его жанрообразующую роль играет фрагмент. Эта форма подчеркивает бесконечный поток, движение мыслей. Вся поэтика Тютчева отражает идею универсального бесконечного движения:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Пейзажная поэзия Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа независима, мудра и вечна. Индес, только в нем поэт черпает силы на всю жизнь. Тема многих стихотворений автора — природа, а образность — времена года. Поэт чувствует, что осень — это время грусти, увядания, она наступает для размышлений, отдыха и прощания с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами лирического героя. Так, в стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

Интерес к изучению человеческой души сделал поэзию Тютчева бессмертной. Уместно будет вспомнить любопытное исследование Б.М. Козырева «Письма о Тютчеве». В нем он писал: «Не только естественная «живая жизнь» (образ Тютчева), но и все внутреннее духовное бытие, точнее, то, что в нем истинно и ценно, близко к влажности в Тютчеве». И все же центральным образом в текстах Тютчева является человеческая душа. Этот образ раскрывается в следующих стихах: «Душа хочет быть звездой.», «Моя душа — Элизиум теней» и других. Например, в стихотворении «О том, что ты с любовью молился.», адресованном Елене Денисиевой, поэт пишет о душевном состоянии своей возлюбленной:

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», посвященное восстанию декабристов:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства.

Основные темы стихотворений Федора Ивановича Тютчева: природа, любовь к Родине, любовь, человеческий опыт. По этим темам можно выделить и основные образы: времена года, душу человека, Родину. Но это только основные темы и образы, произведение поэта гораздо крупнее и обширнее.

Анализ стихотворения Тютчева «В разлуке есть высокое значенье…»

Поэтическая миниатюра, датированная августом 1851 г., адресована Эрнестине Федоровне, второй супруге автора. Охлаждение в семейных отношениях было вызвано известием о новом романе Тютчева.

Проблематика стихотворения сложна: она располагается на стыке любовной и философской тем, и пограничная позиция допускает двойственные трактовки короткого текста. Подобная противоречивость отчасти объясняется авторской интерпретацией понятия. В переписке поэта сохранились свидетельства двоякого отношения к расставанию: Тютчев признает болезненность чувства, именуя его «пыткой для души», однако отмечает поразительную реальность предметов, которых давно не видел. Они кажутся обновленными, необычно яркими и выразительными. «Бледные и тусклые» впечатления, хранящиеся в памяти, не способны передать свежесть непосредственного восприятия.

Герой утверждает благотворную, отрезвляющую роль разлуки. Являясь неизбежным финалом любви, расставание уподобляется пробуждению: последнее освобождает человека от ирреального и зыбкого мира сновидений. Лирический субъект выстраивает логическую цепочку, в которой понятия сна и любви уравниваются по признаку иллюзорности. Подобный тезис восходит к известной формуле барокко «Жизнь есть сон», принадлежащей Кальдерону. Усматривая «высокое значение» в расставании, герой приближает последнее к иной вечной категории — смерти. В стихотворном тексте поэтическим языком изображается частный случай философской антитезы, противопоставляющей земное существование небытию.

Мотив призрачной сущности любви опирается на трагичную концепцию тютчевского мироощущения. Человек, чья несовершенная судьба сравнивается с недолгой жизнью «злака земного», охвачен таинственным и непостижимым, но краткосрочным и обманчивым чувством. Любовь не противостоит гибельному хаосу, а является его частью, принося страдания и потери. В произведении «О, как убийственно мы любим…», созданном в тот же год, вечное чувство уподобляется «буйной слепости страстей» и «ужасному приговору», которые ломают жизнь героини-мученицы.

Напряженному драматизму лирической ситуации «В разлуке…» соответствует афористичный стиль. Лаконичная, парадоксально заостренная авторская мысль объемлет основные философские тезисы, охватывая темы предназначения расставания, тождественности любви и сна, неминуемости пробуждения.

Анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева 2 вариант

Стихотворение «Я встретил вас – и все былое” было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.Эпитеты – «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”.Гипербола – «Как после вековой разлуки…”.Олицетворения – «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”.Метафоры – «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.Аллитерация – повторение звуков «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п”.Ассонанс – повторение гласных звуков «о”, «а”, «е”.Анафора – «Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”.Градация – «Бывают дни, бывает час…”.

История создания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение «Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.

Тема

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: «Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела «милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – «время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – «и сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: «слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: «жизнь заговорила вновь”.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”, метафоры: «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”, гипербола: «Как после вековой разлуки…”.

Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п” (аллитерация). Например, звук «т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков «о”, «а”, «е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора («Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”), и градация («Бывают дни, бывает час”).

Тема

В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространенный в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».

Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первых строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же, воспринимается, как нечто неотрывное от сна. Сны – мощная стихия со «звучными волнами».

Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку вдаль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле – небо, манящее нас своими звездами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод.

«Я встретил вас, и все былое»

Федора Ивановича можно назвать очень увлекающейся натурой. Он был дважды женат и имел молодую любовницу. У него было несколько детей. Видимо, из-за этого судьба решила наказать творца – его первая жена и Елена Денисьева, с которой он имел связь, ушли из жизни очень рано. Когда Тютчев был уже давно не молод, то он повстречал свою первую любовь – Амалию Лерхенфельд. Именно ей были посвящены его первые лирические произведения.

В свое время Федор Иванович был очень влюблен в девушку, но их брак так и не состоялся. И вот, встретившись вновь спустя такой большой промежуток времени, сердце поэта вновь начало стучать быстрее. Находясь под впечатлением, поэт пишет свое произведение «Я встретил вас, и все былое…».

В данном произведении автор признается, что чувства внутри него никогда не умирало. Хоть в его жизни и были другие женщины, чувства к которым перекрывали былое увлечение, где-то в глубине души он продолжал любить Амалию.

Неожиданная встреча перевернула внутренний мир поэта, заставив вновь почувствовать себя молодым, страстным юношей.

Стихи Ф. И. Тютчева о любви

Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без-надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес-тить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологи-ческих нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм.

Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворени-ях Ф. И. Тютчева о любви. Воспоминание о любовном пере-живании окрашено в светлые и нежные тона в стихотворе-нии «Я помню время золотое…» (1834-1836), посвященном графине Амалии Лерхенфельд. Никакие жизненные бури не омрачают чувства героев. Прекрасный вечерний пейзаж, на фоне которого проходит свидание, дополняет внутреннюю гармонию чувств влюбленных:

И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл, И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.

Эпитеты, широко использующиеся в тексте, обладают ярко выраженной положительной оценкой, что усиливает общее впечатление счастья и благополучия: «время золотое», «милый край», «младая фея», «нога младенческая», «течи юные», «веселость беспечная» и т. д. Лишь в финальной стро-фе звучит легкое напоминание о конечности счастья:

И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Иначе предстает любовь в лирике позднего периода Ф. И. Тютчева. Это поединок двух сердец, несущий в себе как блаженство, так и иссушающую душу страсть. Чувст-во женщины более естественно и ранимо, чем любовь мужчины, но при этом именно возлюбленной приходится порой вступать в поединок со светским мнением, грубо вторгающимся в хрупкие отношения влюбленных. За-висать людская, сплетни враждебны любви, подвергают ее тяжелым испытаниям:

Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловыо На поруганье предала. «Чему молилась ты с любовью…» (1851-1852)

Финал отношений всегда предопределен, а потому даже в самые блаженные мгновения мысль о конечности любви, за-вершенности отношений с возлюбленной вносит ноту грусти:

В разлуке есть высокое значенье: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец проснуться человек… «В разлуке есть высокое значенье…» (1851)

Поэту удается представить себе те чувства, которые ис-пытывает влюбленная женщина (вспоминается пушкинская Татьяна Ларина). Так, например, вся гамма женских пережи-ваний раскрывается с психологической достоверностью и конкретностью в стихотворении «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1851-1852).

Поэт представляет любовь как стихию, справиться с ко-торой человеку порой бывает не под силу. Такое чувство пе-рестает нести просветление и чистоту, оно приобретает раз-рушительное начало. О таких страшных мгновениях поэт го-ворит в стихотворении «О, как убийственно мы любим…» из «денисьевского цикла» (1851), посвященное музе и тайной жене Ф. И. Тютчева на протяжении 15 лет Елене Александ-ровне Денисьевой:

О, как убийственно мы любим. Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Страшнее всего для лирического героя осознание собст-венного бессилия, неспособности спасти, защитить возлюб-ленную. Сложность ситуации, многогранность любовного чувства автор обостряет посредством использования в языке стихотворения антитез: «что сердцу… милей» — «вернее гу-бим», «смех младенческий» — «слезы» и т.д.

Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви не только поража-ют психологической глубиной, они еще и философичны. Даже в последние годы жизни великое чувство не оставляет поэта:

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! «Последняя любовь» (1852-1854)

По словам В. Гиппиус: «Тютчев поднимает любовную ли-рику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».

На этой странице материал по темам:

  • ранние стихотворения тютчева о любви
  • тютчев в разлуке есть высокое значенье анализ
  • стихи ф.и.тютчева о любви
  • читать онлайн о любовных переживаниях тютчева
  • анализ стихотворения чему молилась ты с любовью

Анализ стихотворения Тютчева «В разлуке есть высокое значенье…»

Поэтическая миниатюра, датированная августом 1851 г., адресована Эрнестине Федоровне, второй супруге автора. Охлаждение в семейных отношениях было вызвано известием о новом романе Тютчева.

Проблематика стихотворения сложна: она располагается на стыке любовной и философской тем, и пограничная позиция допускает двойственные трактовки короткого текста. Подобная противоречивость отчасти объясняется авторской интерпретацией понятия. В переписке поэта сохранились свидетельства двоякого отношения к расставанию: Тютчев признает болезненность чувства, именуя его «пыткой для души», однако отмечает поразительную реальность предметов, которых давно не видел. Они кажутся обновленными, необычно яркими и выразительными. «Бледные и тусклые» впечатления, хранящиеся в памяти, не способны передать свежесть непосредственного восприятия.

Герой утверждает благотворную, отрезвляющую роль разлуки. Являясь неизбежным финалом любви, расставание уподобляется пробуждению: последнее освобождает человека от ирреального и зыбкого мира сновидений. Лирический субъект выстраивает логическую цепочку, в которой понятия сна и любви уравниваются по признаку иллюзорности. Подобный тезис восходит к известной формуле барокко «Жизнь есть сон», принадлежащей Кальдерону. Усматривая «высокое значение» в расставании, герой приближает последнее к иной вечной категории – смерти. В стихотворном тексте поэтическим языком изображается частный случай философской антитезы, противопоставляющей земное существование небытию.

Мотив призрачной сущности любви опирается на трагичную концепцию тютчевского мироощущения. Человек, чья несовершенная судьба сравнивается с недолгой жизнью «злака земного», охвачен таинственным и непостижимым, но краткосрочным и обманчивым чувством. Любовь не противостоит гибельному хаосу, а является его частью, принося страдания и потери. В произведении «О, как убийственно мы любим…», созданном в тот же год, вечное чувство уподобляется «буйной слепости страстей» и «ужасному приговору», которые ломают жизнь героини-мученицы.

Напряженному драматизму лирической ситуации «В разлуке…» соответствует афористичный стиль. Лаконичная, парадоксально заостренная авторская мысль объемлет основные философские тезисы, охватывая темы предназначения расставания, тождественности любви и сна, неминуемости пробуждения.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как океан объемлет шар земной.История создания – произведение было написано в период с 1828 до 1830 гг., впервые опубликовано под названием «Сны» в журнале «Галатея» в 1830 г.

Тема стихотворения – человеческие сны.

Композиция – По смыслу стихотворение не делится на части, представляя целостное размышлениее автора о снах человека. Формально стихотворение состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Метафоры – «земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены».

Эпитеты – «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».

Сравнение – «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: