LiveInternetLiveInternet
Александр Сергеевич Пушкин
В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, Поет над розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, И под влюбленный гимн колеблется и дремлет. Не так ли ты поешь для хладной красоты? Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты? Она не слушает, не чувствует поэта; Глядишь, она цветет; взываешь — нет ответа.
«Соловей и Роза» — один из самых популярных «бродячих» сюжетов мировой литературы. Чаще всего он встречается в восточной лирике. Например, его осмыслял персидский поэт и суфийский шейх Хафиз Ширази, живший в четырнадцатом столетии. У него есть следующие строки:
Надменность твоей красы ужели, о роза, не даст Одно словечко сказать соловью, чьи так жалобны трели?
Отношения розы и соловья, как правило, развиваются по схеме любовного романа, в котором больше трудностей, нежели счастливых моментов. Роза при этом представляется надменной красавицей, соловей – ее смиренным поклонником. В русской поэзии акценты в «бродячем» сюжете расставляются иным образом. Цветок оказывается на втором плане. Центральная роль отведена птице, наделенной даром поразительного пения.
В пушкинском стихотворении «Соловей и роза», датируемом декабрем 1826 – февралем 1827, восточная сказка обретает дополнительную смысловую нагрузку. Под пером Александра Сергеевича в ней появляется тема поэта и поэзии, мотив прекрасного и его отражения в жизни. Соловей в стихотворении влюблен в розу, она не отвечает ему взаимностью. Развитие этого простого сюжета приобретает философский смысл. Ближе к финалу возникают два риторических вопроса:
Не так ли ты поешь для хладной красоты? Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?
Пушкин затрагивает важнейшие проблемы, связанные с творчеством. В чем истинное предназначение поэта? Насколько целесообразно его служение Красоте – богине могущественной, но холодной и надменной? Ответов Александр Сергеевич не дает, оставляя читателям простор для самостоятельных размышлений.
Существует версия, что стихотворение «Соловей и роза» косвенно связано с несчастной любовью самого поэта. Осенью 1826 года он познакомился с дальней родственницей – Софьей Федоровной Пушкиной.
Софья Пушкина
Современники считали ее одной из первых красавиц Москвы. Девушка отличалась черными, как смоль, глазами, греческим профилем, стройностью и высоким ростом. Александр Сергеевич был настолько увлечен ей, что даже сделал предложение, но получил отказ. Софья Федоровна была влюблена в другого мужчину, за которого вскоре и вышла замуж.
Стихотворение «Соловей и роза» привлекло внимание нескольких композиторов. Наиболее известная на данный момент версия принадлежит Авету Рубеновичу Тертеряну (1929-1994)
Прекрасное пушкинское произведение он положил на музыку в 1948 году.
Текст: pishi-stihi.ru
Янко Марнавич
Что в разъездах бей Янко Марнавич?
Что ему дома не сидится?
Отчего двух ночей он сряду
Под одною кровлей не ночует?
Али недруги его могучи?
Аль боится он кровомщенья?
Не боится бей Янко Марнавич
Ни врагов своих, ни кровомщенья.
Но он бродит, как гайдук бездомный,
С той поры, как Кирила умер.
В церкви Спаса они братовались,
И были по богу братья;
Но Кирила несчастливый умер
От руки им избранного брата.
Весело́е было пированье,
Много пили меду и горелки;
Охмелели, обезумели гости,
Два могучие беи побранились.
Янко выстрелил из своего пистоля,
Но рука его пьяная дрожала.
В супротивника своего не попал он,
А попал он в своего друга.
С того времени он, тоскуя, бродит,
Словно вол, ужаленный змиею.
Наконец он на родину воротился
И вошел в церковь святого Спаса.
Там день целый он молился богу,
Горько плача и жалостно рыдая.
Ночью он пришел к себе на дом
И отужинал со своей семьею,
Потом лег и жене своей молвил:
«Посмотри, жена, ты в окошко.
Видишь ли церковь Спаса отселе?»
Жена встала, в окошко поглядела
И сказала: «На дворе полночь,
За рекою густые туманы,
За туманом ничего не видно».
Повернулся Янко Марнавич
И тихонько стал читать молитву.
Помолившись, он опять ей молвил:
«Посмотри, что ты видишь в окошко?»
И жена, поглядев, отвечала:
«Вижу, вон, малый огонечек
Чуть-чуть брезжит в темноте за рекою».
Улыбнулся Янко Марнавич
И опять стал тихонько молиться.
Помолясь, он опять жене молвил:
«Отвори-ка, женка, ты окошко:
Посмотри, что там еще видно?»
И жена, поглядев, отвечала:
«Вижу я на реке сиянье,
Близится оно к нашему дому».
Бей вздохнул и с постели свалился.
Тут и смерть ему приключилась.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Вновь я посетил» относится к жанру «элегия», в котором присутствуют размышления поэта о смысле жизни. Однако настроение произведения не столько грустное, что привычно для элегии, сколько умиротворённое и показывающее, что поэт смог принять порядки бытия.
Это произведение является необычным явление для всего творчества поэта. Пушкин написал его в форме «белого стиха», что позволяет ещё больше раскрыть мысли, чувства и переживания автора.
Стихотворный размер «Вновь я посетил» — простой, но в то же время торжественный, пятистопный ямб. Благодаря многочисленным паузам и многоточиям, создаётся ощущение, что поэт размышляет перед самим читателем в реальном времени.
Видение короля
Король ходит большими шагами
Взад и вперед по палатам;
Люди спят — королю лишь не спится:
Короля султан осаждает,
Голову отсечь ему грозится
И в Стамбул отослать ее хочет.
Часто он подходит к окошку;
Не услышит ли какого шума?
Слышит, воет ночная птица,
Она чует беду неминучу,
Скоро ей искать новой кровли
Для своих птенцов горемычных.
Не сова воет в Ключе-граде,
Не луна Ключ-город озаряет,
В церкви божией гремят барабаны,
Вся свечами озарена церковь.
Но никто барабанов не слышит,
Никто света в церкви божией не видит,
Лишь король то слышал и видел;
Из палат своих он выходит
И идет один в божию церковь.
Стал на паперти, дверь отворяет…
Ужасом в нем замерло сердце,
Но великую творит он молитву
И спокойно в церковь божию входит.
Тут он видит чудное виденье:
На помосте валяются трупы,
Между ими хлещет кровь ручьями,
Как потоки осени дождливой.
Он идет, шагая через трупы,
Кровь по щиколку ему досягает…
Горе! в церкви турки и татары
И предатели, враги богумилы.
На амвоне сам султан безбожный,
Держит он наголо саблю,
Кровь по сабле свежая струится
С вострия до самой рукояти.
Короля незапный обнял холод:
Тут же видит он отца и брата.
Пред султаном старик бедный справа,
Униженно стоя на коленах,
Подает ему свою корону;
Слева, также стоя на коленах,
Его сын, Радивой окаянный,
Басурманскою чалмою покрытый
(С тою самою веревкою, которой
Удавил он несчастного старца),
Край полы у султана целует,
Как холоп, наказанный фалангой.
И султан безбожный, усмехаясь,
Взял корону, растоптал ногами
И промолвил потом Радивою:
«Будь над Боснией моей ты властелином,
Для гяур-христиан беглербеем».
И отступник бил челом султану,
Трижды пол окровавленный целуя.
И султан прислужников кликнул
И сказал: «Дать кафтан Радивою!
Не бархатный кафтан, не парчовый,
А содрать на кафтан Радивоя
Кожу с брата его родного».
Бусурмане на короля наскочили,
Донага всего его раздели,
Атаганом ему кожу вспороли,
Стали драть руками и зубами,
Обнажили мясо и жилы,
И до самых костей ободрали,
И одели кожею Радивоя.
Громко мученик господу взмолился:
«Прав ты, боже, меня наказуя!
Плоть мою предай на растерзанье,
Лишь помилуй мне душу, Иисусе!»
При сем имени церковь задрожала,
Все внезапно утихнуло, померкло, —
Все исчезло — будто не бывало.
И король ощупью в потемках
Коё-как до двери добрался
И с молитвою на улицу вышел.
Было тихо. С высокого неба
Город белый луна озаряла.
Вдруг взвилась из-за города бомба,
И пошли бусурмане на приступ.
Примечания
- ↑Впервые — в журнале «Современник», 1837, том V, с. 320—322 под заглавием «Отрывок».
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода. |
Общественное достояниеОбщественное достояниеfalsefalse
Стихотворение элегию «Вновь я посетил…» Александр Пушкин писал в Михайловском в 1835 году. Оно не далось ему легко: об этом говорит большое количество черновиков с пометками поэта. Стихотворение было написано в тот период, когда Александр Сергеевич находился на перепутье: в его жизни все было не просто. Он впервые за много лет приехал в Михайловское для того, чтобы отдохнуть от шумного светского Петербурга и подумать о том, чего он хочет от жизни. Поэт по-настоящему желал уйти со службы, хотел остаться жить в деревни, посвящая всего себя литературе. Читать стих «Вновь я посетил…» Пушкина Александра Сергеевича непросто (его изучают на уроках литературы в 9 классе): это сложное философское лирическое произведение, настоящий поэтический монолог, в котором образ лирического героя не отделен от самого поэта; это размышления о прожитых годах, о приобретенном опыте, о смене поколений, о жизни и смерти. Читатель понимает, что поэт раскрывает перед ним свои собственные, сокровенные мысли. Ощущения задушевной беседы усиленны словами, которые автор берёт из разговорной речи. Стихотворение композиционно делится на три смысловые части. В первой поэт говорит о том, что пришло время подводить итоги жизни, так как молодость, увы, прошла. Во второй с грустью вспоминает о прожитых годах и о любимой няне, Арине Родионовне. В третьей части поэт приветствует новое поколение: он понимает, что его время уходить, а жить и видеть изменяющийся мир придется уже его детям и внукам.
Философские размышления сливаются с описанием природы родного поэту Михайловского. Они здесь не случайны: для поэта каждый уголок поместья связан с какими-то воспоминаниями из детства и юности. Замечая изменения в природе, поэт отмечает изменения и в себе. Молодые деревья для него – это новое поколение, которое придет на смену поколению старому, к которому принадлежит и он сам. Эти описания дают поэту возможность показать не только единство природы и человека, но и связь прошлого и будущего.Все произведение пронизано грустью, но эта грусть светла: поэт не боится приближающейся старости, для него процесс взросления естественный и желанный, ведь годы дают человеку мудрость, а приобретенный опыт предупреждает ошибки. Ритмика стихотворения удивительна (учить его достаточно сложно), она усиленна эффектом разговорной речи, элементами размышления. Дефисы, тире, многоточия, многочисленные психологические паузы говорят читателю о бренности человеческой жизни, о том, что она в любой момент может закончиться, как и, собственно, монолог самого поэта.
Стихотворение так и не было напечатано при жизни Пушкина, но после публикации оно быстро стало академическим, так как тема его весьма актуальна и близка каждому человеку. Прочитать текст стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…» полностью или скачать его можно на нашем сайте в режиме онлайн.
История создания
Год написания «Вновь я посетил» Пушкина — 1835. Тогда Александр Сергеевич впервые за долгое время решил вновь приехать в село Михайловское, где находилось его родовое имение. Именно в этом месте поэт вырос и прожил два года ссылки, которые стали одними из самых продуктивных для творческой карьеры автора.
К тому времени Пушкин уже преуспел в поэзии и создавал как большие лирические произведения, так и маленькие, в которых таился глубокий философский смысл. Вновь вернувшись в Михайловское, поэт уже по-другому смотрел на старые пейзажи, которые так полюбились ему с детства. В тот момент он размышлял о юности и старости, о скоротечности времени и о том, как всему старому всегда приходит на смену что-то новое. Все свои мысли, которые потом превратились в стихотворение «Вновь я посетил», поэт решил перенести на лист бумаги.
Похоронная песня Иакинфа Маглановича
С богом, в дальнюю дорогу!
Путь найдешь ты, слава богу.
Светит месяц; ночь ясна;
Чарка выпита до дна.
Пуля легче лихорадки;
Волен умер ты, как жил.
Враг твой мчался без оглядки;
Но твой сын его убил.
Вспоминай нас за могилой,
Коль сойдетесь как-нибудь;
От меня отцу, брат милый,
Поклониться не забудь!
Ты скажи ему, что рана
У меня уж зажила;
Я здоров, — и сына Яна
Мне хозяйка родила.
Деду в честь он назвав Яном;
Умный мальчик у меня;
Уж владеет атаганом
И стреляет из ружья.
Дочь моя живет в Лизгоре;
С мужем ей не скучно там.
Тварк ушел давно уж в море;
Жив иль нет, — узнаешь сам.
С богом, в дальнюю дорогу!
Путь найдешь ты, слава богу.
Светит месяц; ночь ясна;
Чарка выпита до дна.
Анализ стихотворения Пушкина «Я думал, сердце позабыло…»
Стихотворение «Я думал, сердце позабыло…» при жизни Пушкина опубликовано не было. Впервые оно увидело свет лишь в 1855 году. Произведение относится к интимной поэзии. Его лирический герой утверждает, что любовь не проходит бесследно. Она вечна, поэтому может лишь угаснуть на время, но не исчезнуть навсегда. Позабыть былое счастье сердце человеческое не в силах. Рано или поздно красота всколыхнет старые чувства, пробудит душу ото сна, о чем говорится в последнем четверостишии.
Каждый человек, хоть раз в жизни испытавший радости настоящей любви, понимает необыкновенную важность для дел сердечных понятий забвения и памяти. Пушкин – истинный ловелас, зачастую покорение женщин давалось ему с необыкновенной легкостью, он прекрасно знал техники обольщения и с удовольствием применял их на практике
Александр Сергеевич обладал весьма полезным для сердцееда даром – даром забвения. Впрочем, и нежная память об угасших чувствах ему была не чужда. Достаточно вспомнить знаменитое посвящение Анне Петровне Керн. Его первая строка: «Я помню чудное мгновенье…». В середине текста встречаем двустишие:
…И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Ближе к финалу все опять меняется:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты…
С определенной долей условности можно соотнести со стихотворением «Я думал, сердце позабыло…». Во втором случае читатель также наблюдает, как забвение сменяется вспышкой памяти, освещающей жизнь лирического героя.
«Я думал, сердце позабыло…» — мысли человека, на какое-то время разочаровавшегося в любви. Кажется, он даже от жизни немного устал. Лирический герой уж и не надеялся вновь испытать сильные чувства. Его сердце лишилось «способности легкой страдать». Вдруг ситуация кардинально изменилась – вернулись легковерные мечты, восторги, печали. Любовное волнение появилось вновь, благодаря «мощной власти красоты». Финал стихотворения по настроению сильно отличается от начала. Есть ощущение, что лирический герой воспрянул духом, наполнился жизнью.
На протяжении всего творческого пути Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощенной для него в образе женщины. В его интимной лирике нашлось место трагедии неразделенной любви и радости ответных чувств, легкой влюбленности и сильной привязанности, встречам и разлукам. В ней в полной мере отразилось то, что было пережито самим поэтом.
Образы и символы
Лирическим героем произведения становится сам Александр Сергеевич. Поэт вновь возвращается на родные земли, где всё ему напоминает о юности и о близких людях. Герой замечает, что старые пейзажи претерпели изменения. К сожалению, он понимает, что таким же изменениям подвергся и он сам.
Лирик тонко чувствовал перемены, и от мыслей поэта произведение приобретает грустную окраску. Однако настроение стихотворения резко меняется в противоположную сторону, когда лирический герой видит, как только-только восходят новые саженцы деревьев. От всего происходящего у поэта становится тепло на душе, так как он надеется, что его внуки смогут увидеть уже новые пейзажи с цветущими деревьями и невольно вспомнят о нём.
При описании пейзажей поэт чувственно повествует о трёх старых соснах и о маленьких деревцах, которые вот-вот начинают свою жизнь. Старые деревья становятся символом тех людей, с которыми некогда был знаком сам Александр Сергеевич. Их образы в памяти поэта так и остаются неизменными.
Песня о Георгии Черном
Не два волка в овраге грызутся,
Отец с сыном в пещере бранятся.
Старый Петро сына укоряет:
«Бунтовщик ты, злодей проклятый!
Не боишься ты господа бога,
Где тебе с султаном тягаться,
Воевать с белградским пашою!
Аль о двух головах ты родился?
Пропадай ты себе, окаянный,
Да зачем ты всю Сербию губишь?»
Отвечает Георгий угрюмо:
«Из ума, старик, видно, выжил,
Коли лаешь безумные речи».
Старый Петро пуще осердился,
Пуще он бранится, бушует.
Хочет он отправиться в Белград,
Туркам выдать ослушного сына,
Объявить убежище сербов.
Он из темной пещеры выходит;
Георгий старика догоняет:
«Воротися, отец, воротися!
Отпусти мне невольное слово».
Старый Петро не слушает, грозится:
«Вот ужо, разбойник, тебе будет!»
Сын ему вперед забегает,
Старику кланяется в ноги.
Не взглянул на сына старый Петро.
Догоняет вновь его Георгий
И хватает за сивую косу.
«Воротись, ради господа бога:
Не введи ты меня в искушенье!»
Отпихнул старик его сердито
И пошел по белградской дороге.
Горько, горько Георгий заплакал,
Пистолет из-за пояса вынул,
Взвел курок, да и выстрелил тут же.
Закричал Петро, зашатавшись:
«Помоги мне, Георгий, я ранен!»
И упал на дорогу бездыханен.
Сын бегом в пещеру воротился;
Его мать вышла ему навстречу.
«Что, Георгий, куда делся Петро?»
Отвечает Георгий сурово:
«За обедом старик пьян напился
И заснул на белградской дороге».
Догадалась она, завопила:
«Будь же богом проклят ты, черный,
Коль убил ты отца родного!»
С той поры Георгий Петрович
У людей прозывается Черный.
Воевода Милош
Над Сербией смилуйся ты, боже!
Заедают нас волки янычары!
Без вины нам головы режут,
Наших жен обижают, позорят,
Сыновей в неволю забирают,
Красных девок заставляют в насмешку
Распевать зазорные песни
И плясать басурманские пляски.
Старики даже с нами согласны:
Унимать нас они перестали, —
Уж и им нестерпимо насилье.
Гусляры нас в глаза укоряют:
Долго ль вам мирволить янычарам?
Долго ль вам терпеть оплеухи?
Или вы уж не сербы, — цыганы?
Или вы не мужчины, — старухи?
Вы бросайте ваши белые домы,
Уходите в Велийское ущелье, —
Там гроза готовится на турок,
Там дружину свою собирает
Старый сербин, воевода Милош.
Тематика, проблематика и настроение
Особое внимание следует уделить тематике и проблематике стихотворения. Автор поднимает такие проблемы и темы, которые остаются актуальными по сей день:
- Проблема жизни и смерти является ключевой в произведении. Вернувшись в родные края, поэта посещают мысли о том, насколько быстротечна жизнь. Пейзажи села кардинально изменились. Где-то вдалеке уже нельзя было разглядеть рыбака, который через всё озеро протянул свою удочку, нет тех старушек, которые по-доброму ворковали около своих домов. Однако Пушкин не грустит об этом. Рядом со старыми соснами он замечает молодые деревья, которые становятся олицетворением нового поколения. Александр Сергеевич понимал, что смена поколений неизбежна, и на место старого всегда приходит новое.
- Темой произведения становится «связь человека и природы». Именно из-за наблюдений за пейзажами родного села появилось стихотворение «Вновь я посетил». Красота природы стала отправной точкой для размышлений поэта о смене поколений.
- Изначально может показаться, что произведение имеет печальный оттенок. Однако на протяжении всего стихотворения настроение поэта меняется. Он начинает принимать текущий порядок бытия, а в конце и вовсе чуть ли не воспевает его.
Бонапарт и черногорцы
«Черногорцы? что такое? —
Бонапарте вопросил. —
Правда ль: это племя злое,
Не боится наших сил?
Так раскаятся ж нахалы:
Объявить их старшинам,
Чтобы ружья и кинжалы
Все несли к моим ногам».
Вот он шлет на нас пехоту
С сотней пушек и мортир,
И своих мамлюков роту,
И косматых кирасир.
Нам сдаваться нет охоты, —
Черногорцы таковы!
Для коней и для пехоты
Камни есть у нас и рвы…
Мы засели в наши норы
И гостей незваных ждем, —
Вот они вступили в горы,
Истребляя все кругом.
Идут тесно под скалами.
Вдруг смятение!.. Глядят:
У себя над головами
Красных шапок видят ряд.
«Стой! пали! Пусть каждый сбросит
Черногорца одного.
Здесь пощады враг не просит:
Не щадите ж никого!»
Ружья грянули, — упали
Шапки красные с шестов:
Мы под ними ниц лежали,
Притаясь между кустов.
Дружным залпом отвечали
Мы французам. — «Это что? —
Удивясь, они сказали, —
Эхо, что ли?» Нет, не то!
Их полковник повалился.
С ним сто двадцать человек.
Весь отряд его смутился,
Кто, как мог, пустился в бег.
И французы ненавидят
С той поры наш вольный край
И краснеют, коль завидят
Шапку нашу невзначай.
Вновь я посетил…
Стихотворение «Вновь я посетил…» относится к позднему периоду творчества Александра Сергеевича Пушкина. Оно было написано в 1835 году, за полтора года до дуэли с Дантесом и отхода в мир иной. Это философское произведение создавалось поэтом в его имении — в селе Михайловском. С этим местом у Пушкина были связаны как воспоминания о семье и детстве, так и о ссылке. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин говорит о скоротечности времени, это своеобразное размышление о пройденном, о будущем и о том, что все уходит и другое появляется на смену. Стихотворный размер произведения – пятистопный ямб без рифмы.
…Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я — но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор ещё бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет — уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжёлых, Ни кропотливого её дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим — и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны… Меж нив златых и пажитей зелёных Оно, синея, стелется широко; Через его неведомые воды Плывёт рыбак и тянет за собой Убогий невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни — там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре… На границе Владений дедовских, на месте том, Где в гору подымается дорога, Изрытая дождями, три сосны Стоят — одна поодаль, две другие Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо Я проезжал верхом при свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. По той дороге Теперь поехал я и пред собою Увидел их опять. Они всё те же, Всё тот же их, знакомый уху шорох — Но около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зелёная семья; кусты теснятся Под сенью их как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему всё пусто. Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастёшь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Весёлых и приятных мыслей полон, Пройдёт он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.
Стихотворное размышление «Вновь я посетил…» в окончательном варианте вышло из под пера Пушкина не сразу. Поэт неоднократно переписывал целые части стихотворения. Вот, например, один из вариантов концовки:
В разны годы Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я; когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был Весёлым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; годы Промчалися, и вы во мне прияли Усталого пришельца; я ещё Был молод, но уже судьба и страсти Меня борьбой неравной истомили. Я зрел врага в бесстрастном судии, Изменника — в товарище, пожавшем Мне руку на пиру, — всяк предо мной Казался мне изменник или враг. Утрачена в бесплодных испытаньях Была моя неопытная младость, И бурные кипели в сердце чувства И ненависть и грёзы мести бледной. Но здесь меня таинственным щитом Святое Провиденье осенило, Поэзия как ангел утешитель Спасла меня, и я воскрес душой.
Стихотворения Пушкина, которые легко выучить
Возрождение
Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуей; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.
1819 год
Картина Рафаэля «Святое семейство» попала в Россию еще в восемнадцатом веке. Уже тогда «художник-варвар», которому поручали переписать в реставрационных целях, нанес ей ущерб. Только в начале XIX века картину очистили от части поздних наслоений и вернули первоначальный вид. Именно в таком виде ее и увидел в Эрмитаже Пушкин.
Рекомендуем ⇒ Стихи Сергея Есенина о любви
Опрятней модного паркета
Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед; На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лед, Скользит и падает; веселый Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег.
Отрывок из «Евгения Онегина».
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
Стихотворение является вольным переложением 30-й оды Горация Ad Melpomenen (К Мельпомене).
Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским, который внес в него литературную правку, уже после смерти Пушкина. Оно датировалось 1836 годом. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений великого поэта в 1841 году.
Анна Петровна Керн
Я помню чудное мгновенье («К***»)
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
1825 год
Соловей и кукушка
В лесах, во мраке ночи праздной, Весны певец разнообразный Урчит, и свищет, и гремит; Но бестолковая кукушка, Самолюбивая болтушка, Одно куку свое твердит, И эхо вслед за нею то же. Накуковали нам тоску! Хоть убежать. Избавь нас, боже, От элегических куку!
1825 год