«Я научилась просто, мудро жить…». (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой)
Я была, как и
ты, свободной,
Но я слишком
хотела жить
Анна Ахматова
При упоминании
имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта
женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты
«серебряного века» в своих стихах нередко признавались в любви к
этой королеве русской поэзии.
В бурях века
Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и
запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева,
расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына
репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только
«литударников», но и государственных блюстителей партийной
идеологии.
И все-таки в
огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была
исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее
произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила
своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
Ахматову
волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской
интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала
психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:
В кругу
кровавом день и ночь
Болит жестокая
истома.,.
Никто нам не
хотел помочь
За то, что мы
остались дома.
Замечательным
памятником той скорбной поры является ее знаменитый «Реквием». В
этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:
Там тюремный
тополь качается
И ни звука — а
сколько там
Неповинных
жизней кончается…
Но, конечно,
основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее
стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с
мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:
Милый мой! И я
тоже.
Умру с тобой…
Ее любимый был
сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения
дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов.
В своих
мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: «Ахматова — в
противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в
семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…» Далее Неведомская
вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о
поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:
И томное сердце
слышит
Тайную весть о
дальнем…
То вновь
драматично, с тяжким предчувствием:
А наутро
встанешь с новою загадкой,
Но уже не ясной
и не сладкой.
И омоешь
пыточной кровью
то, что люди
назвали любовью…
Последнюю
строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того,
что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как
не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
Не придумать
разлуку бездонней,
Лучше б сразу
тогда — наповал…
И, наверно, нас
разлученней
В этом мире
никто не бывал.
Жизнь и любовь
Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.
Тема Родины
также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует
просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней
людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала
заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес
в себе ее голос.
Композиция
Композиция этого стиха трехчастная. В первой строфе-зачине она говорит о своем желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведет, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к теплому очагу и ласковому коту.
Но окончание стиха показывает ее неуверенность в обретенном покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в ее дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что ее душевное спокойствие все же зыбко. Это основная идея произведения.
Шаги к мудрости
Вечерние прогулки – это часть мудрости, они снимают тревогу за день нынешний и позволяют без страха, но с покорностью смотреть в завтрашний день. После прогулки Анна возвращает в дом, где её ждёт лишь кот с умилённым мурлыканьем. Кот лучше, чем пустота, но этого ли ждала Анна от брака?
Знаковым можно назвать последнее четверостишие стихотворения, из которого видно, что тишину одиночества замужней женщины нарушает только:
Не имеет ли Анна под аистом сына Льва, не единственная ли он ниточка, которая связывает Ахматову и Гумилёва через 2 года после венчания и через 9 лет после первого знакомства? Скорее всего, это так, что видно в финальных строках:
Темы и настроение
Настроение всего стихотворения далеко не однозначное — меланхоличные нотки, вызванные размышлениями о скоротечности и тленности жизни и мира, сочетаются с радостными эмоциями довольного человека, который нашел в уединенной и тихой местности себя самого.
Основная тема стихотворения — тема быстротечности жизни
Все проходит быстро, поэтому так важно научиться мудро жить. Поэтесса описывает стиль жизни своей героини, то, как она проводит свой обычный день
В этой гармонии она находит время для самопознания, место для себя самой. Это необходимо для творчества, и нет сомнений, что такой человек точно успеет сделать на своем веку что-то стоящее.
Тема природы. В ее душе невозможно прочитать «ненужные тревоги», справиться с которыми ей помогает Бог и царство великой природы. Лирическая героиня находит спокойствие в природе и даже обретает некоторую радость и силы начать слагать «весёлые стихи» и радоваться жизни, прекрасной, хоть и тленной.
Тема одиночества. Иногда человеку просто необходимо побыть одному, чтобы разобраться в себе и найти свои ответы на вечные вопросы. В данном стихотворении одиночество – не наказание и проклятие людей, а их благо, которое позволяет обрести внутреннюю гармонию.
Образы и символы
Систему образов и символов в данном стихотворении нельзя назвать масштабной
Традиция философской лирики несколько обязывает поэтов не перегружать произведение множеством образов, чтобы акцентировать внимание на главном образе — лирическом герое
Образ лирической героини в стихотворении очень сильно выражен, с первых строчек мы видим ее размышления о смысле жизни, о том, как живет героиня, то, чем наполняется ее жизнь. Она не мучает себя ненужными тревогами, находясь в гармонии с собой и тем, что ее окружает. Духовные потребности она удовлетворяет в вере. Покой и тишина становятся ее постоянными спутниками. Ее уединение настолько и концентрированность на себе настолько полны, что даже стук в дверь, проявление внешнего мира, не сможет ее отвлечь. Поэтесса передаёт внутренний мир женщины через природу, поэтому она (природа) и становится вторым главным образом лирического произведения. Это умиротворяющая сила, способная дать человеку отдых и способность погружаться в себя.
Основная идея
Главная мысль стихотворения — уверить читателя в том, что жизнь, хоть и скоротечная, все равно прекрасная, нужно только пробовать искать счастье в мелочах. Лирическая героиня — настоящая женщина, у которой есть свои тревоги и переживания. Плохих эмоций может быть очень много, но она смогла найти выход: успокоение ей приносят природа и Бог.
Смысл жизненной позиции Ахматовой прост: чтобы не становиться заложником своих негативных эмоций, нужно открывать душу лёгким и счастливым настроениям, искать их в самых обычных вещах – прогулке, тихом вечере наедине с собой, безмолвной молитве.
https://youtube.com/watch?v=n06-BcPkPaQ
Семейные ценности
В коротком стихотворном тексте отлично показано, как происходил духовный рост автора. За короткое время из неопытной девочки Ахматова превратилась в умудрённую женщину. Исчезли провинциальная восторженность и романтичный настрой, а на смену им пришло понимание того, что значат настоящие семейные ценности.
Однако испытать семейного счастья ей не удалось. Гумилёв, как и многие романтики того времени, считал, что настоящему мужчине не пристало сидеть дома. Ему хотелось путешествовать, познавать мир, а роль примерного семьянина этому не способствовала.
О совместных поездках в другие страны не могло быть и речи, потому что женщине в те годы отводился скромный удел находиться дома и хранить верность супругу. У Ахматовой не было желания идти против традиций, но всё же ей приходилось нелегко, потому что нужно было решать бытовые проблемы, ведь самостоятельное ведение хозяйства не было простой задачей. Сложные обстоятельства привели к тому, что на свет появились прекрасные строки.
В стихотворении упоминается молитва, но не стоит понимать её как недовольство своей судьбой. Поэтесса с покорностью принимает всё, что посылает судьба, а Бога просит лишь о том, чтобы помог измениться.
Рассказчица хочет утолить тревогу, которую считает ненужной. Ей уже ясно, что супруг оказался не таким, каким она нарисовала его в своих мечтах. Семья, уют, тепло домашнего очага — всё это для него второстепенно, а на первом месте стоят личная свобода, амбиции, возможность путешествовать и открывать для себя то неизведанное, что есть на свете. Супруге, оставленной в одиночестве, нужно учиться быть самостоятельной, решительной и сильной.
Вариант 2
Это стихотворение является одним из прекрасных образцов любовной лирики Анны Ахматовой, пропитанное большим жизненным и философским смыслом. Это очень чувственное женское стихотворение, написанное Ахматовой под влиянием очередного расставания со своим мужем Николаем Гумилевым.
Рассказ женщины, вылившийся в стихи. Она пережила любовную драму , закончившуюся расставанием с любимым. Вернуть свое душевное равновесие ей помогает природа и вера в высшую справедливость ,именно в них она ищет смысл бытия , поэтому в первых строках слова о Боге, мудрости жизни
Утешение приходит от простых повседневных вещей, на которые раньше может быть она даже и не обращала внимание. Как, например, на простое мурлыканье кота, при возвращении домой
Такое отношение к действительности помогает найти во всем этом положительную составляющую, именно поэтому автор пишет именно о веселых стихах, о прекрасной и тленной жизни. Осознание того, что все в этой жизни проходящее, и даже эта «ненужная тревога», приводит ее в состояния умиротворенности и покоя.
В целом же это стихотворное послание любимому человеку, рассказ о жизни без него, которая проникнута тихой грустью и тоской.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 19.
Анна Ахматова
писала замечательные стихи. Пронзительные, глубокие, врезающиеся в душу… Она называла себя поэтом, а не поэтессой, потому быть поэтом — это призвание, и оно не зависит от пола.
Многое пришлось пережить ей в жизни — войну, гонения, страшные годы репрессий… Однако эта хрупкая и талантливая женщина смогла сохранить внутреннюю силу, и подарить миру прекраснейшие стихотворения. Мы выбрали лучшие из них, стихи, которые навсегда оставили яркий след в истории:
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна.
Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова. Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то… Горячий шелест лета Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом. (Из поэмы «Реквием»)
Широк и желт вечерний свет, Нежна апрельская прохлада. Ты опоздал на много лет, Но все-таки тебе я рада.
Сюда ко мне поближе сядь, Гляди веселыми глазами: Вот эта синяя тетрадь — С моими детскими стихами.
Прости, что я жила скорбя И солнцу радовалась мало. Прости, прости, что за тебя Я слишком многих принимала.
Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти, — Пусть в жуткой тишине сливаются уста И сердце рвется от любви на части.
И дружба здесь бессильна и года Высокого и огненного счастья, Когда душа свободна и чужда Медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумны, а ее Достигшие — поражены тоскою… Теперь ты понял, отчего мое Не бьется сердце под твоей рукою.
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.