Я не ищу гармонии в природе краткое содержание

Николай заболоцкий - я не ищу гармонии в природе: читать стих, текст стихотворения полностью - классика на рустих

Средства художественной выразительности

Чтобы максимально точно раскрыть суть природного мира и донести до читателя основную мысль произведения, Николай Заболоцкий использует эпитеты и метафоры.

  1. Среди эпитетов можно отметить следующие («дикая свобода», «ясный небосвод», «слепая ночь», «ожесточённое пение» и другие).
  2. Созданию многогранного образа природы способствуют метафоры («налитые током провода», «полусон изнеможенья», «не слышит сердце» и так далее).
  3. Олицетворения: «умолкнет ветер», «Слепая ночь опустится», «Затихнет потемневшая вода» и т.д.
  4. Антитезы: природа — человек, городская среда — дикий пейзаж, «от добра неотделимо зло».

Краткий анализ

История создания – произведение, которое называют программным, написано в 1947 году в Москве.Тема стихотворения – прославление материнского начала природы, ее дикость, которую человек, не трогая основы, может привести к разумной гармонии.

Композиция – стихотворение композиционно делится на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по сути своей дисгармонична, вторая показывает ее суть, и третья подытоживает первые две, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием.

Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.

Метафоры – “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода“.

Я не ищу гармонии в природе, анализ

Поэт Николай Заболоцкий довольно требовательно относился к собственным творениям. Главной его целью было создания нового жизненного ощущения и создание особого языка поэзии. Он в стихах отражал различные аспекты, вдохновляясь красотой русской природы. Его произведения вызывают волнение, тревогу и трепет. Особого же внимания заслуживает его творение Я не ищу гармонии в природе. Анализ стихотворения представлен ниже.

Я не ищу гармонии в природе анализ кратко

Делая кратко анализ Я не ищу гармонии в природе, стоит изначально рассказать об истории создания данного стихотворения. Написано оно было в 1947 году. Как раз тогда поэт вернулся из сталинского лагеря, где прошло целых пять лет его жизни. Заболоцкий как раз занимался поиском философской основы, которая должна была быть в его произведениях. Прежние ориентиры для творца были утрачены. Он решает обратиться к природной тематике. Правда, в отличие от классиков, у него подход оказывается далеко не романтическим.

Делая анализ стихотворения Я не ищу гармонии в природе по плану, следует сказать, что автор его посвятил материнскому природному началу. В своем творении он показывает природу в роли неразумной матери. Она с любовью относится к ребенку, но при этом не понимает, как ей использовать свои силы. Человек, который выступает в роли ее сына, способен оказать помощь. Основная мысль произведения заключается в том, что нужно не искажать природную суть, жить в гармонии и мирного сосуществования.

Жанр и композиция

По сути, в данном произведении рассматривается всего одна идея. Правда, раскрывает ее поэт в трех ракурсах. Соответственно, композицию стиха можно условно поделить на три отдельные части, сплетающиеся в единое целое.

В первой из этих частей Заболоцкий показывает, что не пытается найти в природе гармоничного начала. Он убежден, что окружающий мир по своей сущности исключает все то, что создал человек, дисгармоничен.

Правда, уже со второй части отмечается определенное противоречие. Поэт рассказывает о природе, когда она находится в покое, засыпает, подготавливается к погружению в сладкий сон, ожидает успокоения всего вокруг.

В последней части поэт представляет природу в роли матери всего человечества. Он показывает, что она обладает дикой силой. Правда, эта дикость ей далеко не по вкусу. Ей хочется мира, в котором технологии способны будут направить мать в гармоническое русло. Суть же ее при этом изменять не нужно.

Жан произведения – философская лирика в классическом ее представлении. Здесь наблюдается рассуждение автора о смысле творчества как такового. Он занимается поиском тем. В тот период времени подобные рассуждения для Заболоцкого были весьма актуальными. Личная его драма привела к поиску нового поэтического пути, а это вызывало определенные сложности.

Средства выразительности

В произведении используются тропы, позволяющие максимально точно отразить основную мысль. Среди применяемых здесь художественных средств отдельного внимания заслуживают эпитеты. Например, слепая ночь или человечья боль. Автор называет свободу дикой, пение ожесточенным, а труд тяжким. С помощью таких эпитетов ему удается раскрыть тему максимально глубоко.

Также в стихотворении есть метафоры. Заболоцкий с их помощью раскрывает собственной восприятие всего происходящего. Говорит о пении ветров, сердце, которое не слышит. Благодаря таким средствам выразительности создается особое впечатление от данного произведения. Оно весьма не однозначное. В определенные моменты чувствуется тревога, но в другие ощущается умиротворение.

Образы и символы

Образ природы автор изобразил без традиционного для русской литературы восхищения. Напротив, он критикует ее. «Разумной соразмерности начал» в ней он не видит, зато находит их в городской среде, созданной человеком, который повинуется разуму, а не инстинктам. Главным содержательным элементом стихотворения является антитеза человека и природы, разума и инстинкта.

Можно заметить, что в представлении поэта природный мир является изменчивым, противоречивым и очень многообразным. В ней нет правил игры, во всем доминирует случайная прихоть. Природа, описанная автором, находится в постоянном движении. Она занята и тяжёлым трудом, и «бесплодной игрой», в этом выражается ее противоречивая природа.

В своём стихотворении Николай Алексеевич сравнил природу с любящей, но слепой матерью, безумной в своем инстинктивном стремлении. Но шанс увидеть солнце, прозреть ей дает ребенок — человек, который во многом опередил ее в развитии и смог выявить тайные закономерности бытия. Человек — единственное существо на Земле, которое смогло объяснить специфику существования всего живого и разгадать важнейшие загадки планеты. Поэтому на него и возлагается главная миссия — помочь природе, упорядочить и усилить ее. Это он делает уже не один век: люди расширили многообразие растений и животных, рыб и птиц. Сегодня они охраняют и спасают сотни видов от вымирания, в том числе и вполне естественного. Прогресс обеспечивает природе охрану и развитие, которых не могло бы быть без человека. В этом и заключается суть этой «материнской» аллегории.

Природный мир Николай Алексеевич описал с помощью различных образов. Знакомясь с произведением, читатель представляет опускающуюся к реке «слепую ночь», осенний закат, пение ветров, ясный небосвод, потемневшую воду, затихшую «в тревожном полусне изнеможенья». Все эти описания формируют образ природы-матери. По мнению Заболоцкого, она лишена разума и гармонии, однако поэт напоминает о том, что эти качества она обретает в человеческих деяниях.

Человеческий мир представлен в четверостишии, посвященном ведущим техническим достижениям людей:

Человека в произведении отличает главный критерий — разумность. В природе нет ни морали, ни справедливости, ни законов, ни рациональности. Она слепо повинуется инстинкту. И лишь люди научились обуздывать этот древний голос и подвергать сомнению его целесообразность. Они создали уникальные изобретения, повинуясь разуму. Благодаря нашей огранке алмаз природы стал бриллиантом, который может обеспечить дальнейшее развития мира.

История создания

Работу над созданием своего произведения Николай Алексеевич завершил в 1947 году. Известно, что в 1944 году поэт только вернулся из сталинских лагерей, где по воле судьбы ему пришлось прожить целых пять лет. Заболоцкий находился в поиске философских основ для своих творений.

Со временем поэт утратил свои прежние ориентиры, заметно изменилось его мировоззрение: вместо экспериментов с формой он стал выдвигать на первый план содержание работ. Николай Алексеевич обратился в теме природы, ведь другие темы могли навлечь на него новое политическое преследование. Прежние его работы следствие охарактеризовало как «подрывные» и «контрреволюционные». Отзывы продажных критиков послужили материалами уголовного дела. Поэтому творчество Заболоцкого с 1944 по 1953 год состояло преимущественно из переводов и пейзажной лирики. Однако такое тематическое однообразие не помешало поэту реализовать свой потенциал.

Средства выразительности

Поэт умело использует тропы, каждый из которых стоит на своем месте. Их достаточно много в произведении.

Читайте по теме:

Эпитеты

Одним из основных тропов является эпитет в стихотворении Заболоцкого. Небосвод у него ясный, а боль человечья: уже слышится противопоставление, резкий контраст между природой и людьми.

Метафоры

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 8 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности

  • Обложки для тетрадей с рисунком для начальной школы

      

  • Алгоритм письма по памяти в начальной школе

      

  • Сценка на лезгинском языке в школе

      

  • Акция пристегнись и улыбнись в школе

      

  • Школа мвд уфа приемная комиссия телефон

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого 1 вариант

Вопреки громкому заявлению в первой строке стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” посвящено оно как раз природным явлениям, о которых поэт глубоко размышляет. Краткий анализ “Я не ищу гармонии в природе” по плану представляет собой анализ этих размышлений.

Краткий анализ

История создания – произведение, которое является программным, написано в 1947 году в Москве.Тема стихотворения – прославление материнского начала природы, её дикость, которую человек, не трогая основы, может привести к разумной гармонии. Можно отнести к философской лирике более, чем к пейзажной.Композиция – стихотворение композиционно делится на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по сути своей дисгармонична, вторая показывает её суть, и третья подытоживает первые две, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.Жанр – элегия.Стихотворный размер – пятистопный ямб.Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.Метафоры – “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода“.

История создания

Стихотворение написано в 1947 году, когда Николай Заболоцкий, только недавно вернувшийся из сталинских лагерей (поэт провел там пять лет) искал философскую основу для своих произведений. Утратив прежние ориентиры, он обращается к теме природы, но, в отличие от классиков литературы, подходит к ней совсем не романтически.

Тема

Стих посвящён природе, а именно, её материнскому началу. Поэт рассматривает её как неразумную мать, которая при этом искренне любит своего ребёнка. Она не знает, куда использовать свою дикую силу, но сын, то есть человек, может помочь. Самое главное – не насиловать её суть, а идти к сосуществованию, к гармонии. Такова основная мысль стихотворения. Это произведение – классический пример философской лирики, в нём Заболоцкий рассуждает о смысле своего творчества, ищет темы, к которым он мог бы обратиться. Для него такие рассуждения были особенно актуальны, ведь ему приходилось искать свой поэтический путь в сложной личной ситуации.

Композиция

Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трёх разных сторон, что и обусловливает трёхчастное композиционное деление.

В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична. Однако вторая часть несколько противоречит первой: в ней описывается природа в момент покоя, когда она засыпает, готовится к тому, чтобы всё успокоилось и погрузилось в сладкую дрему. И в третьей части поэт рассматривает её как мать человечества: да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять её в русло гармонии, при этом не изменяя её суть. Пятистопный ямб с пиррихием, который поэт использовал при создании стихотворения, делает его простым и ритмичным.

Жанр

Это произведение относится к жанру элегии, так как здесь видим грустное размышление о дисгармонии человека и природы.

Средства выразительности

Автор использует тропы, чтобы более ясно выразить основную мысль. Так, основные художественные средства в произведении – это:

Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточённое пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.Метафоры – “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода“.

Все они работают на более глубокое раскрытие темы.

Художественный приём «антитеза»

Противопоставление, как художественный приём, наиболее часто используется Н. Заболоцким в своих стихах. Он старается не использовать часто метафоры и гиперболы, старается передать свои ощущения проведение своеобразной оси «верх-низ», противопоставляя простые и понятные образы. Контраст оказывается более выразительным, чем преувеличение. «В ожесточённом пении ветров – и тихий час осеннего заката», «И не мила ей дикая свобода, где от добра неотделимо зло», «от бесполезно тяжкого труда – и мерный звук разумного труда». Такие образы заставляют почувствовать всю экспрессию, спрятанную в произведении. По мнению многих критиков, стройность всего стихотворения нарушается двумя последними четверостишиями, невозможностью понять вдруг изменившийся образ. Но эта аллегория является не только законченным образом справедливости и жертвенности матери-природы по отношению к человеку. Это и скрытый ироничный реверанс в пользу административных тенденций в требовании воспевания торжества классового подхода и свободного труда, торжества «укрощения природы человеком».

Природа – власть – человек

Заболоцкий пытается связать засыпающую природу с матерью, во чреве которой растет будущий человек. По его мнению, природе в момент осеннего заката снятся «блестящие валы турбин», которые её покорили, как покорила самого Заболоцкого репрессивная машина советской власти.

Интересно двустишье из последней строфы:

Что хочет сказать Заболоцкий можно только гадать, но один из вариантов – это безумие матери-власти, которая любит свой народ-ребенка по-своему, но она уже засыпает.

Проводя параллели между человеком, миром людей и природой, автор пытается понять суть произошедших с ним событий, но не находит ответа. Нет полной гармонии в природе, нет его и в системе власти. Как природа пугает нас холодом зимы после осенней слякоти, так и власть изолирует нас в лагерях, чтобы не мешали её осени с шуршащими под ногами листьями былого достоинства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: