Сюжет
Как бы удивительно ни звучало, но в стихотворении присутствует четкий сюжет, и мы можем выделить основные события.
Все начинается с судьбоносной встречи – того самого «чудного мгновения», когда лирический герой впервые увидел прекрасную женщину и влюбился.
Затем он томится от неразделенного чувства, постоянно представляет избранницу. Чем бы ни занимался герой произведения, везде его преследует образ возлюбленной. Слышится «нежный голос», снятся «милые черты».
Однако время все ставит на свои места: водоворот событий захлестывает, любимая забывается. Лирический герой попадает «глушь, во мрак заточенья», где ему становится совсем не до романтических переживаний. Казалось бы, его душа умерла. Дни тянутся скучно, тоскливо, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви».
Но вот – чудо! Происходит еще одна встреча, и мрак заточения развеивается. И снова ретиво бьется сердце, и снова жизнь полна красок, и воскресли все былые чувства, став еще сильнее, многограннее.
Основная тема стихотворения
В строфах трижды повторятся безысходное «Я помню», чем автор пытается подчеркнуть основную тему – он помнит каждую минуту встречи с Августой и сохранил в своём сердце любовь к ней. Поэт и актриса встретились вскоре после возвращения Сергея из Америки и его болезненного расставания с Айседорой Дункан. Миклашевская сразу «влюбила» в себя Есенина, однако заметим, что до интима у них не дошло, отношения ограничились платонической связью.
Покрыта паутиной веков причина расставания Августы и Сергея, но там не было скандала, которые по пятам шли за Есениным в последние годы жизни. Из строк первой строфы это хорошо заметно:
Причина была, она исходила от Сергея, но неизвестна современникам.
В душе автора строк сохранились к возлюбленной самые нежные чувства. В последние годы он судорожно искал настоящей любви, пытаясь зацепиться за жизнь… Не нашёл и не зацепился. Отдался на откуп кабакам и сгорел. Возможно, его судьба бы сложилась по-другому, если бы не было этого расставания с Августой.
Композиция
Композиция линейная. Хотя в конце лирический герой снова встречается со своей возлюбленной, он вовсе не приходит к тому же, с чего все началось. Смысл второй встречи совсем другой.
Назовем первую строфу условно экспозицией (так как речь идет о прошлом) и одновременно завязкой. Герой впервые встречает прекрасную незнакомку, узнает ее – и мгновенно влюбляется.
Далее следует развитие действия, которое можно назвать классической «любовной лихорадкой». Человек, испытывающий неразделенное чувство, живет под его властью. Что бы он ни делал, везде его преследует обожаемый образ.
Но время идет, идет и жизнь героя. Постепенно чувство забывается. Под напором жизненных обстоятельств страсть проходит и, кажется, совсем исчезает.
Герой попадает в заточение (яркий художественный образ реальной ссылки в Михайловское), тоскует, страдает, но уже не от неразделенного чувства, которое он успел забыть, а от вынужденного одиночества, несвободы.
И вдруг – новая встреча! Этот момент можно назвать кульминацией. Герой снова наполняется любовными переживаниями, его душа оживает.
Последняя строфа – яркая развязка действия. Это гениальный образ возрождения через любовь, через воскресшие мечты, через вспыхнувшую, казалось давно забытую, страсть.
Александр Пушкин, «Вы избалованы природой»
Гений поэзии и один из представителей «Золотого века» русской литературы. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Его стихотворения, посвящённые самым любимым женщинам, на устах у всех ценителей классики и мировой поэзии.
Вы избалованы природой; Она пристрастна к вам была, И наша вечная хвала Вам кажется докучной одой. Вы сами знаете давно, Что вас любить немудрено, Что нежным взором вы Армида, Что легким ставом вы Сильфида, Что ваши алые уста, Как гармоническая роза… И наши рифмы, наша проза Пред вами шум и суета. Но красоты воспоминанье Нам сердце трогает тайком — И строк небрежных начертанье Вношу смиренно в ваш альбом. Авось на память поневоле Придет вам тот, кто вас певал В те дни, как Пресненское поле Еще забор не заграждал.
Технический анализ
Стихотворение относится к жанру любовной элегии, в нём используются метафоры (сиянье твоих волос, любимая повесть, шорох теней) и эпитеты (голубые года, осенние ночи, кудрявая прядь, березовый шорох).
Написан стих трёхстопным амфибрахием, звучание напоминает обычный монолог, что придаёт строкам естественности. По стилю отнесём стих к композиционному параллелизму с перекрёстной рифмовкой, в котором первые три строфы отданы на откуп прошлому (я помню), далее говорится о настоящем. Рефреном идёт «я помню» к перифразу отнесём «голубые года». Последняя строфа отдана на откуп доминанте чувств, где автор усиливает эффект союзом «и».
Классическая любовная лирика от Есенина, мимо которой не должен пройти ни один почитатель поэта. Строки заставляют читателя сопереживать, подкупает их искренность и реальная подоплёка.
«Я помню чудное мгновенье» (история создания)
Чудное по красоте стихотворение, признание в своих чувствах впечатлительный и влюбчивый Пушкин посвятил Анне Петровне Керн. Она была почти его ровесницей. К моменту встречи с Пушкиным в 1819 году в Санкт-Петербурге, Анна Петровна уже 2 года как была замужем за героем Отечественной войны 1812 года Ермолаем Фёдоровичем Керном. Герой войны с французами служил в Санкт-Петербурге в должности начальника 11-й пехотной дивизии. Анна Петровна не была любовницей Пушкина. Но ее манеры, то, как она преподносила себя в обществе, обаяние покорили молодого, пылкого поэта.
В Ригу Ермолай Фёдорович был направлен через год. Пушкина сослали на юг, и пути Анны Петровны и Александра Сергеевича на долгие годы разошлись. Новые чувства и увлечения вытеснили Анну Керн из памяти и сердца поэта.
Тем неожиданней и сладостней оказалась встреча в 1825 году в доме Прасковьи Александровны Осиповой, приходившейся Анне Петровне двоюродной теткой со стороны матери. Пушкин был ограничен в общении. Поэтому история создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» достаточно проста. Душа его, стремившаяся к любви, была готова влюбляться во всех женщин и девушек, живших по соседству с Михайловским, и с которыми он общался. Чувства в Анне вспыхнули в новой силой, и Пушкин посвятил ей строки, составившие классику русской литературы.
Пушкин перед отъездом Анны Петровны в Ригу, принес ей это стихотворение в подарок. Но потом он почему-то передумал и забрал листок. Молодой женщине пришлось уговаривать Пушкина, чтобы он вернул ей стихотворение. Она увезла его с собой.
Тот экземпляр стихотворения, к сожалению, не сохранился. То ли его нашел и изорвал ревнивый муж, которого Анна Петровна никогда не любила, то ли он затерялся в результате многочисленных переездов генерала и его семьи по военным гарнизонам. История о том умалчивает.
Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Северные цветы», издававшемся другом и сокурсником Пушкина по лицею Антоном Дельвигом.
Примечателен тот факт, что через несколько лет эти удивительные строки положит на музыку Михаил Глинка, тот самый, который учился вместе с братом Пушкина, Львом Сергеевичем, и которому преподавал языки еще один сокурсник поэта по Царскосельскому лицею Вильгельм Кюхельбекер. И посвятил свой романс молодой композитор тоже женщине по фамилии Керн. Но это будет дочь Анны Петровны – Екатерина.
А вот еще одна версия удивительной истории этого стихотворения. Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть ее, но, как версия, она имеет право на существование.
Анна Петровна познакомилась с Михаилом Глинкой. Она был в восторге от его музыки. Тот вначале оказывал ей некоторые знаки внимания. Женщина подарила листок со стихотворением Пушкина композитору, в надежде, что тот посвятит ей романс. Глинка был моложе Анны Петровны на 4 года, и когда он увидел ее дочь, он влюбился в девушку без памяти. Это произошло в 1839 году. В этот же период он расстался со своей женой. Михаил Иванович написал романс, но посвятил его Екатерине Керн. Романс также получил название «Я помню чудное мгновенье».
Есенин и Миклашевская
В момент встреч с актрисой поэт уже в последний раз женат (С Толстая), но счастливым их брак был несколько недель, дальше отношения были инерционными, по крайней мере, со стороны Сергея
Эта строка относится к браку с Толстой, в ней он пытается донести до Августы, что счастья он не нашёл. Про встречи с Миклашевской Сергей пишет иначе:
Подобного он не может сказать про отношения с женой, Софьей Толстой. Августе Есенин посвятил семь стихотворений цикла «Любовь хулигана», Толстой почти ничего. Заметим, что незадолго до смерти отношения между поэтом и актрисой могли выйти на новый виток, но помешала судьба.
Сборник «Любовь хулигана» вышел осенью 1925 года, на первом же творческом вечере он подарил один экземпляр Миклашевской. После этого Сергей напился в хлам и Августа помогала ему добраться до дома. Это не конец истории, так как в этот или в один из следующих дней Августа и Сергей объяснились и Миклашевская согласилась стать его женой, если автор «Ты меня не любишь» бросит пить и дебоширить. У свадьбы на пути встала смерть Есенина в Англетере и жирная точка в земных отношениях.
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Чехова В аптеке Безразличие и бездушие человека, описанное Чеховым еще много лет назад, до сих пор постоянно встречается в жизни, а в последнее время намного чаще чем это было раньше. Миниатюра Чехова «В аптеке» впервые была напечатана в знаменитой
- Чехов А.П.
- Сочинение на тему Экология рассуждение 5 класс Что же означает данное понятие? Экология – это наука о взаимосвязи человека и окружающей среды. Каждый человек относится к природе по-разному. Кто-то её бережёт, заботиться о ней, иной же только и делает
- Как я однажды играл в футбол 5 класс сочинение Хочу рассказать вам одну увлекательную историю про то, как я однажды играл в футбол. В нашем дворе есть деревянная коробка, где мы постоянно с друзьями собираемся, чтобы поиграть в нашу любимую игру.
- Сочинение на тему Бородинское сражение, битва Кутузов всегда говорил о российских воинах Бородинской битвы, как о храбрых, мужественных и верных защитниках своей страны, своей семьи. Я могу сказать, что именно такие главные качества солдат и являются основной победоносной силой нашей армии.
«Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
Стихотворение Сергея Есенина «Я помню, любимая, помню…» начинается с характерной для поэта интонации светлой грусти. Именно такие интонации встречаются в его лирике разных лет, посвящённой переживанию чувства любви, которая уже «отговорила», но оставила в его душе неизгладимый след. Особенно лиричны стихи более зрелого Есенина, способного не только на удалое хулиганство и страстные порывы в любви, но и глубокое осознание бренности человеческой жизни, хрупкой природы отношений между мужчиной и женщиной.
Есенин написал стихотворение «Я помню, любимая, помню…» в 1925 году, чуть больше, чем за год до своей гибели. В нём поэт обращается к своей бывшей возлюбленной с нежностью и, несмотря на то, что отношения остались в прошлом, называет её «любимой». По свидетельству современников поэта, произведение было написано об актрисе Августе Миклашевской, которой он посвятил цикл из семи стихотворений с ироничным названием «Любовь хулигана».