Анализ одного из стихотворений в.я.брюсова (по выбору)

Самые распространенные образы

Первый образ Христа — это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это — известная икона «Спас Нерукотворный».

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец. С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» — Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» — Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» — Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» — Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» — Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Еще о Господних иконах:

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная.
Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Старинная икона

Вариант 2

Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

Ключевой тематикой стихотворения являются авторские размышления об отношении человека к собственной жизни как в ее целостном восприятии, так и к ежедневным моментам и каждому мигу.

Повествование в стихотворении ведется от имени лирического героя, по утверждениям которого каждому человеку с рождения предоставляется божественный дар в виде жизненной судьбы, отличающейся необычайностью, удивительностью и невероятной ценностью.

В качестве средств художественной выразительности поэт применяет многочисленные эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.

Содержание произведения раскрывает смысл жизненного существования человека, который необходимо ценить и дорожить им, несмотря на многочисленные возникающие проблемы, неудачи и невзгоды, поскольку сущность жизни состоит в ее мимолетности и быстротечности, отличающихся невероятной скоростью.

С точки зрения лирического героя, жизненные события состоят из разнообразных мельчайших и порой незначительных моментов, которые соединяясь в единое целое приобретают особую бесценную значимость, поэтому каждому человеку необходимо научиться ощущать радость и счастье предоставленной ему жизни, отдаваясь ей бездумно, эмоционально, любовно, до беспамятства. Поэт констатирует с грустью, что порой представители человечества не понимают ценность предоставленного им богом дара в виде жизни, безразлично и равнодушно относясь к ней.

В образе человеческой жизни лирический герой представляет чувственную, пламенную и эмоциональную бурю, включающую счастье, любовь, радость, в которые поэт советует бросаться, как в омут с головой, ощутив на собственном теле пламенный огненный жар.

На все протяжении повествования в стихотворении лирический герой призывает читателей обратить свой взгляд на каждый прожитый ими жизненный момент, наслаждаясь им в полной мере, ощущая его несравненный вкус, поскольку в каждом часе прожитой человеком жизни заложена несколько тысяч людских миль.

Поэт советует принимать собственное жизненное предназначение с уважением и достоинством, существуя в земном измерении ярко, полно и светло.

Все стихотворение пронизано жизненной энергией поэта, заставляющей читателя задуматься о собственном земном существовании, заключающемся в жажде жизненных моментов.

Анализ стихотворения День по плану

Исторический контекст

Стихотворение Ольги Фёдоровны Берггольц написано в 1952 году

В это время военная тема продолжает занимать важное место в литературе. Однако власть призывала писателей сосредоточиться на послевоенных проблемах восстановления страны, мироустройства, на выражении идей развития и процветания Советского Союза

О тяготах военной и послевоенной жизни, правде блокадного Ленинграда вынуждали молчать. Даже майский День Победы в эти годы не являлся большим государственным праздником и выходным днем.

К 1952-му году созидательный пафос, социальный оптимизм, которого власть ждала и требовала от литературы, вошли в резкое противоречие с принципами творчества поэтов, в лирике которых преимущественно была отражена личная драма. Суровая критика считала, что авторы ни в коем случае не должны писать о своем пережитом опыте. Осуждались произведения и авторов-бытописателей, обличающих в своих текстах негативные явления действительности, неприглядность советских порядков.

Анна Ахматова и Ольга Берггольц

Произведения, которые противоречили духу партии, уничтожались, а их создатели попали в обстановку откровенной травли. Серьезные обвинения обрушивались на многих литературных деятелей. Профессиональные литераторы не имели возможности публиковать свои произведения, их исключали из Союза писателей, лишали средств. Любые произведения, в которых наблюдался отрыв искусства и литературы от «единственно верной» идеологии, признавались безыдейными и осуждались. Под такой безжалостный контроль попали не только многие поэты и прозаики (Гроссман, Платонов, Исаковский, Твардовский, Алигер и др.), но и крупные журналы («Ленинград», «Звезда»). Абсурдные обвинения и откровенные ругательства звучали в адрес Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Зощенко был объявлен «пошляком и подонком литературы», мыслящим преступно, по-антисоветски. Поэзию Ахматовой именовали «пустой, безыдейной». Мировоззрение поэтессы было определено как чуждое народу, а сама Ахматова была названа «не то блудницей, не то монахиней, у которой блуд смешан с молитвой».

Зощенко Михаил Михайлович. Фотопортрет. 1934 г.

Известный поэт, ученик Николая Гумилёва, Николай Тихонов, который когда-то был членом литературного объединения «Серапионовы братья» вместе с Зощенко, был уволен с поста председателя правления Союза писателей СССР. Ольгу Берггольц не печатали, так как она когда-то тесно общалась с опальной Анной Ахматовой.

Автор

Ольгу Фёдоровну Берггольц (1910–1975) называли музой блокадного Ленинграда. Ее стихотворения практически каждый день звучали в эфире ленинградского радио, ее слово воодушевляло жителей города, помогало им бороться.

Берггольц выросла в религиозной семье. В дневниках она описывает свое состояние после литургии в деревянной церкви Казанской иконы Богоматери: «Выходя, я бросила прощальный взгляд и подумала: “Хорошо, если бы в душе каждого человека была такая церковка!”» Позднее она вспоминала: «Я очень горячо верила в Бога, в силу молитвы, и светлый, горячий восторг, который нередко охватывал меня в церкви на богослужениях, помню до сих пор».

«Блокадные стихи» из альбома «Читает автор» исполнителя Берггольц

В 20-х годах активизировалась антирелигиозная комиссия. Узнав о кампании по вскрытию мощей, Ольга откликается на эти события так: «Мы молчали и молча помогали отбирать святые храмы, мы отдавали все это сами — мы, православные христиане, славящиеся своим благочестием! И теперь наших царей вскрывают, поругивают, а мы… молчим. Что же?! Мы, вероятно, будем молчать до тех пор, пока нас не будут расстреливать. Так, за здорово живешь».

Берггольц много раз бывала у Анны Андреевны Ахматовой. После одной из таких встреч Ольга делает в дневнике отчаянную запись: «Её собрание сочинений “допустили к печати»”, выкинув колоссальное количество стихов. Слова Бог, Богородица — запрещены. Подчеркнуты и вычеркнуты. Сколько хороших стихов погибло!»

Личная жизнь Ольги Берггольц складывалась несчастливо: она потеряла троих детей, ее первого мужа расстреляли, а второй, литературовед Молчанов, болевший эпилепсией, погиб в блокадные годы. В 30-е годы она работала корреспондентом, редактором, выпустила несколько книг. Но в 1938 году ее ложно обвинили в участии в контрреволюционном заговоре против власти. Находясь под арестом, родив мёртвого ребенка, она сама чуть не поплатилась жизнью. Через полгода Берггольц отпустили. Об этом поступке она записала в дневниках: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: “живи”».

В блокадные годы Берггольц работала в литературно-драматической редакции радио Ленинграда. Она практически каждый день вела радиопередачи, сопереживая ленинградцам, поддерживая их поэтическим словом, внушая жителям веру в победу над страданиями.

Хроника блокадного Ленинграда: Санитарки оказывают помощь пострадавшим от вражеского обстрела

Так как Берггольц была журналисткой, она имела возможность выбираться из осажденного города в Москву по направлению Радиокомитета. Она переживала, что тот ужас, который испытывает блокадный город, замалчивается за стенами Ленинграда. Об одной из московских командировок в 1942 году Берггольц вспоминает: «Здесь — заговор молчания вокруг Ленинграда, о Ленинграде правды не знают, правду о нем говорить запрещено. Будет ли возможность сказать когда-нибудь правду о Ленинграде, будет ли она когда-нибудь сказана?»

В ее произведениях часто звучал молитвенный призыв. Поэтесса никогда не скрывала, что она верующий человек, и использовала в стихотворениях религиозные образы и мотивы. Так, в своём стихотворении «Ленинградская осень» (1942) блокадного периода она пишет:

Вот женщина стоит с доской в объятьях;угрюмо сомкнуты её уста,доска в гвоздях — как будто часть распятья,большой обломок русского креста.

Мария Берггольц, сестра поэтессы, оставила воспоминания о том, как на сороковой день смерти Ольги в 1975 году её муж отправился подавать поминальную записку. У него спросили: «Скажите, это не об Ольге Берггольц?» Муж ответил, что о ней. Тогда церковный служащий указал на целую гору записок – все они были за Ольгу Берггольц. На самом богослужении имя Ольги звучало много-много раз. Так была выражена любовь народа к ней.

Ярлыки

  • А. Блок (стихи)
  • А. В. Вампилов
  • А. Д. Деменьев
  • А. Н. Островский
  • А. П. Сумароков
  • Адвокат дьявола
  • Алхимик
  • Амок
  • Ангелочек
  • Андрей Вознесенский
  • Анна Каренина
  • Анна на шее
  • Анфиса
  • Баргамот и Гараська
  • Бегущая по волнам
  • Бедные люди
  • Бездна
  • Бернхард Шлинк
  • Бесприданница
  • Божественная комедия
  • Большие надежды
  • Боян
  • Бригадир
  • Былины
  • В смерти — жизнь
  • В. В. Маяковский
  • В. Я. Брюсов
  • Вадим Новгородский
  • Валя
  • Василий Тёркин
  • Ветер Геттисберга
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вечерний гость
  • Взаперти
  • Вий
  • Вишнёвый сад
  • Властелин колец
  • Война и мир
  • Волшебник из Гель-Гью
  • Восхождение
  • Всеслав-Чародей
  • Встреча через триста лет
  • Вычислитель
  • Гадкие лебеди
  • Ген Атлантиды
  • Гензель и Гретель
  • Генри Джеймс
  • Генрик Сенкевич
  • Герой нашего времени
  • Гидронимия
  • Голубая чашка
  • Голый король
  • Горе от ума
  • Город мастеров
  • Горячий камень
  • Грабёж
  • Гранатовый браслет
  • Гроза
  • Губернатор
  • Гуси-лебеди
  • Д. И. Фонвизин
  • Дама с камелиями
  • Дающий
  • Двойник
  • Дед Мороз
  • Демьян Бедный (стихи)
  • Деревенским женщинам
  • Дети кукурузы
  • Дети подземелья
  • Дом с мезонином
  • Домби и сын
  • Домик в Коломне
  • Древнерусская литература
  • Душечка
  • Евгений Онегин
  • Елеазар
  • Емельян Пугачёв
  • Жемчужное ожерелье
  • Жилблаз
  • Жорж Бернанос
  • За пределами моего разума
  • Замок
  • Записки сумасшедшего
  • Звезда Соломона
  • Земля Санникова
  • Злоумышленник
  • Змитрок Бядуля
  • Зов Атлантиды
  • И грянул гром
  • И. А. Бунин
  • И. С. Тургенев
  • Иван
  • Иван-дурак
  • Иваново детство
  • Игра в бисер
  • Игра Джералда
  • Илья Ильф и Евгений Петров
  • Имя и образ
  • Имя розы
  • Ионыч
  • История Пугачёва
  • Иуда Искариот
  • Калина красная
  • Капитан Тенкеш
  • Капитанская дочка
  • Карло Гоцци
  • Кафедра
  • Каштанка
  • Кино
  • Китаец
  • Классицизм
  • Клеветникам России
  • Клубок 31
  • Книжный лоток
  • Княжна Мими
  • Колесо времени
  • Конан
  • Констанция Буйло
  • Кощей Бессмертный
  • Красная Шапочка
  • Крыжовник
  • Куджо
  • Курочка-ряба
  • Куст сирени
  • Л. Н. Толстой
  • Лёгкие миры
  • Леди Макбет Мценского уезда
  • Лингвистика
  • Лингвокультурология
  • Литературная ономастика
  • Локон
  • М. А. Булгаков
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. М. Херасков
  • Майская ночь
  • Макбет
  • Максим Богданович
  • Маленький Принц
  • Матрёнин двор
  • Маша и Медведь
  • Мёртвые души
  • Миргород
  • Молитва о крыльях
  • Мораль пани Дульской
  • Морская раковина
  • Москва 2042
  • Мост через вечность
  • Мцыри
  • Мысль
  • Мэри Поппинс
  • Мэри Шелли
  • Н. Г. Чернышевский
  • Наша Вера Ивановна
  • Не хлебом единым
  • Невский проспект
  • Недоросль
  • Нечто необозначенное
  • Нос
  • О любви
  • Обломов
  • Образ князя И. Ф. Паскевича
  • Образ Медведя
  • Образ розы
  • Образ смеха
  • Обрыв
  • Общая топонимика
  • Обыкновенная история
  • Овидий
  • Овцебык
  • Огнём и мечом
  • Ойконимия
  • Оно
  • Ономастика
  • Осенние цветы
  • Отборное зерно
  • Очарованный странник
  • Очень тесное место
  • П. А. Плавильщиков
  • Павел Первый
  • Пастух и пастушка
  • Пенсне
  • Перевал
  • Переполох
  • Пересадка сердца
  • Песня о Буревестнике
  • Песочный человек
  • Пиковая дама
  • Повести Н. В. Гоголя
  • Подземная Москва
  • Подросток
  • Попрыгунья
  • Попрыгунья-Стрекоза
  • Портрет
  • Портрет Дориана Грея
  • Поэтонимы
  • Прекрасное далёко
  • Преступление и наказание
  • Приключения маленького тракториста
  • Прогулка среди могил
  • Проклятые короли
  • Пророк
  • Пустышка
  • Пятая гора
  • Рассказы М. А. Булгакова
  • Рассказы Н. С. Лескова
  • Репка
  • Рождественская сказка (М. Е. Салтыков-Щедрин)
  • Роковые яйца
  • Романтизм
  • Ромео и Джульетта
  • Росслав
  • Русская литература XVIII века
  • Русский лес
  • Семья вурдалака
  • Сентиментализм
  • Сентиментальный роман
  • Сергей Орлов
  • Серый автомобиль
  • Синяя звезда
  • Синяя Птица
  • Сказки
  • Сказки А. С. Пушкина
  • Скеллиг
  • Слово о полку Игореве
  • Смерть чиновника
  • Смятение чувств
  • Снеговик
  • Собака
  • Собачье сердце
  • Советская литература
  • Солярис
  • Сон в летнюю ночь
  • Сотников
  • Старая песня на новый лад
  • Старосветские помещики
  • Старуха Изергиль
  • стихи
  • Стихотворения А. С. Пушкина
  • Страна Оз
  • Странная жизнь Ивана Осокина
  • Страх
  • Судьба человека
  • Суламифь
  • Сущность
  • Тарас Бульба
  • творчество Н. В. Гоголя
  • Тело
  • Тень
  • Территория
  • Типы заглавий
  • Тихий Дон
  • Топонимическая теория
  • Топономастика
  • Тоска
  • Трагик поневоле
  • Труп
  • Уильям Вордсворт
  • Унтер Пришибеев
  • Упырь
  • Устрицы
  • Утраченные иллюзии
  • Ф. М. Достоевский
  • Фамилии
  • Фёдор Сологуб
  • Филологический анализ текста
  • Философия имени
  • Философия языка
  • Фольклорные имена
  • Хвастун
  • Хоббит (Туда и обратно)
  • Художественая ономастика
  • Художественная литература
  • Чайка
  • Чайка по имени Джонатан Ливингстон
  • Чарльз Диккенс
  • Человек в футляре
  • Чёрная Река
  • Чёрный принц (Праздник любви)
  • Чёртово колесо
  • Чертогон
  • Чудесный доктор
  • Чук и Гек
  • Чума Атлантиды
  • Шило в мешке
  • Шинель
  • Шпиль
  • Эдуард Асадов (лирика)
  • Эзотерическая лингвистика
  • Я. Б. Княжнин
  • A very tight place
  • Black River
  • It
  • Suffer the little children
  • The body
  • The giver
  • The Maze Runner

Анализ стихотворения Брюсова «Ангел благого молчания»

В 1909 году Брюсов издал сборник «Все напевы». Сам поэт говорил, что в нем меньше новизны, чем в других его книгах, «но больше искусства, совершенства». По сути, вниманию читателей было представлено своеобразное подведение итогов. Валерий Николаевич демонстрировал, какого высокого уровня мастерства он достиг

Обратите внимание на многообразие воплощенных в сборнике жанров: послания и элегии, рондо и акростихи, дифирамбы и октавы, романтические поэмы и буколики, оды и триолеты. В итоге получается настоящее пиршество формы, при этом содержание порой оказывается на втором плане

Книга состоит из нескольких разделов. Один из них – «Мгновения» – включает в себя стихотворение «Ангел благого молчания», написанное в 1908 году. Его автор обозначил как молитву.

Название отсылает к одноименной православной иконе. На ней Христос предстает до прихода к людям, в виде безбородого юноши. За спиной расположены опущенные крылья. Руки сложены и прижаты к груди как при совершении причастия, наблюдается принципиальное отсутствие книги или свитка. На нимбе место креста занимает восьмиконечная звезда. Традиция подобного изображения Христа на Руси появилась не ранее пятнадцатого столетия. Икона «Ангел Благого Молчания» редко встречается, трудна для истолкования. Откуда о ней узнал Брюсов? Возможно, от своего друга Николая Константиновича Рериха – знаменитого русского художника, философа-мистика. С упоминания Ангела Благого Молчания начинается его труд «Держава Света» (1931). Да, он вышел гораздо позже произведения Брюсова, но что мешало двум приятелям обсуждать эту икону в приватных беседах? Кстати, стихотворение «Ангел благого молчания» (1908) есть и у Сологуба, который также был знаком с Рерихом.

Валерий Николаевич к православию всегда относился без особого энтузиазма. Его больше интересовали спиритические сеансы, оккультизм и мистические опыты. Андрей Белый именовал Брюсова «застывшим магом в венце из звезд», Вячеслав Иванов – «волшебником бледным», Александр Рославлев – упорным мудрецом, вкушающим в ночной тиши «яды вещих книг». В иконе «Ангел Благого молчания» поэта в последнюю очередь прельщали вопросы православия и образ Христа. В его стихотворении нашел отражение важный для символизма мотив – мотив великой Тишины, дарящей сопричастность тайне. Он также встречается в драматургии Мориса Метерлинка, творчестве Мережковского, Бальмонта и других.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Произведение

Тема молчания, его необходимости, становится одной из ключевых в творчестве и жизни Ольги Берггольц. Стихотворение «Отрывок» написано поэтессой в 1952 году. Оно — взгляд в блокадное прошлое. В нем тема молчания — ведущая. Поэтесса всегда переживала о том, что не имеет возможности говорить о военной правде во весь голос.

Памятник музе блокадного Ленинграда в Петербурге

Стихотворение предельно автобиографично и исповедально. В его основе — личные переживания автора, факты из жизни Берггольц. Однажды мама поэтессы подарила ей икону «Ангел Благое Молчание», которую Ольга хранила всю свою жизнь. Молчаливая надежда, безропотность, которые символизирует эта икона, молитва перед этим образом, помогли Берггольц не погибнуть в военные годы. Во весь голос она говорила в своем запретном дневнике, который опубликовали только в начале XXI века. Она писала: «Сегодня Коля закопает эти мои дневники. Всё-таки в них много правды… Если выживу — пригодятся, чтобы написать всю правду».

Страница из дневника Берггольц

В стихотворении есть несколько загадочных строк: Берггольц пишет о том, что ангел Благого Молчания дважды повернул ее с пути. Нельзя с точностью сказать, что имеет в виду автор. Но речь определенно идет о событиях, в которых Ольга видела Божий Промысл. Возможно, что здесь она вспоминает не только свое пребывание в блокадном Ленинграде, но и довоенные репрессии, когда поэтессу дважды арестовывали.

В чем помогает Спас Благое Молчание?

Главное здесь состоит не в многословии и частых повторениях просьбы о помощи, а в том, чтобы молчаливая молитва проходила как бы сквозь вас. Слова, произнесенные про себя, должны быть искренними и от всего сердца, также как молча терпел свои муки Господь:

  • В самом ее тексте подчеркивается постоянно призыв к Богу о положении им запрета на уста и поучение о сотворении молитвы внутри себя. Потому она и называется благим молчанием, что характеризуется умением общения с Ним посредством ощущения того, что благодать Божья изливается при безмолвии и очищает душу, спасает ее;
  • Помимо того, что образ Христа-Ангела помогает в преодолении болезней: как тела, так и души, основное его предназначение состоит, конечно, в том, что молящиеся ему люди хотят научиться терпению. Это качество является очень важным и помогает в преодолении жизненных невзгод разного характера. Сам смысл иконы состоит в том, что нам следует учиться смирению и душевной выносливости, чтобы достойно переносить все трудности.

А если совсем по-простому, то вспомните народную мудрость о том, что молчание – золото.

Самый короткий стих Брюсова

В лицо мне веет ветер нежащий, На тучах алый блеск погас, И вновь, как в верное прибежище, Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием, Со всех сторон протянет тьму, И я упьюсь недолгим счастием: Быть без людей, быть одному!

Звезды закрыли ресницы.

Звезды закрыли ресницы, Ночь завернулась в туман; Тянутся грез вереницы, В сердце любовь и обман.

Кто-то во мраке тоскует, Чьи-то рыданья звучат; Память былое рисует, В сердце — насмешки и яд.

Тени забытой упреки. Ласки недавней обман. Звезды немые далеки, Ночь завернулась в туман.

Я лежал в аромате азалий, Я дремал в музыкальной тиши, И скользнуло дыханье печали, Дуновенье прекрасной души.

Где-то там, на какой-то планете, Без надежды томилася ты, И ко мне через много столетий Долетели больные мечты.

Уловил я созвучные звуки, Мне родные томленья постиг, И меж гранями вечной разлуки Мы душою слилися на миг.

Композиция

Стихотворение разделено на три части. Оно состоит из трех сонетов, в каждом из которых содержится определенное наставление.

В самом первом сонете поэт советует забыть о настоящем на данный момент и устремить свои мысли в будущее.

Автор показывает, что для поэта важно лишь будущее. Именно о нем он и должен думать и переживать

Он творец будущего, поэтому настоящее не представляет для него особого интереса. Настоящий мир – серый и скучный. Поэта же ждет мир поэзии – светлый, благородный, наполненный красками и эмоциями.

Во втором сонете автор дает сразу два совета молодому поколению. Второй совет заключается в том, что поэт не должен никому сочувствовать, и любить должен лишь себя. Здесь видно весь тот эгоизм, который проявляет молодой поэт к собственной персоне. Данное качество неоднократно можно увидеть у многих творцов того времени.

Третий совет, данный читателю, учит подрастающее поколение полностью отдаваться любимому делу. Поэзия – вот истинный удел поэтов, она всегда должна стоять на первом месте. Именно поэзии необходимо отдаваться полностью, не отвлекаясь на все остальное.

В третьем же сонете автор показывает то, что если подрастающее поколение услышит и поймет все три завета, то можно быть спокойным. Мир получит ещё одного прекрасного поэта, который будет до последнего вздоха предан своему великому делу – поэзии!

Анализ стихотворение Валерия Брюсова «Хвала человеку»

28 октября 2014 Валерий Брюсов – яркий представитель «серебряного века» в русской поэзии. Его творчество отличается особенной любовью к человеку, обучению и самопознанию. Человек, который любит жизнь и стремится заглянуть в каждый ее уголок так, как стремился Валерий Яковлевич, непременно будет старательным и искренним писателем, каким он и был. Тот факт, что Брюсов занимался не только гуманитарными науками, такими, как филология, история, лингвистика, то и был «на ты» с математикой, придает его стихотворениям некоторую точность, переплетенную с изысканностью.

В стихотворении «Хвала Человеку» поэт описал не только свое восхищение и уважение к человеческим свершениям и труду, но и показал положительное отношение к науке и прогрессу. Для Брюсова люди – это те, для кого преград не существует. Вернее, они существуют, но под напором умственного и физического труда, собранных воедино, любое препятствие можно преодолеть, вплоть до покорения Вселенной. По всему видно, что Валерий Яковлевич горд за человека, считает его «покорителем стихий», «прошедшим пустыню и бездну». И сам автор старался не отставать в жизни от идеала, описанного им в произведении.

В стихотворении можно проследить, что хвала человеку написана не хаотично. Сначала Брюсов воспевает работу, проделанную луком, топором и сетями. Дальше настал черед укрощения стихий насколько это возможно: ветер (наверное, построив парусные корабли), пламя, когда был добыт огонь и облегчил жизнь

После этого, Валерий Яковлевич обратил внимание читателя на расселение людей по планете, обработка земли и постройка городов: «В странах Сумрака и Льда, Петь заставил вещий молот, Залил блеском города». Дальше еще упоминает о многих свершениях человека, с надеждой на будущие подвиги

Стихотворение читается, словно призыв, хвала или, даже, гимн. Написав слово «Человек» с заглавной буквы, Брюсов сравнял его со всем, что мы почитаем и так же пишем с заглавной буквы. Нельзя не проникнуться четкой рифмой, словно отрезанной по трафарету. Это гимн человеческим достижениям и пройденному пути в покорении этого мира. Валерий Брюсов безгранично верил в человека, желал добра и силы духа.

Тема, жанр и литературное направление

Тема и литературное направление заданы эпиграфом из сонета Шарля Бодлера «A une passante», которое Брюсов перевёл под названием «Промелькнувшей» (более точное название – «Прохожей»). Буквально этот эпиграф переводится так: «О ты, которую я мог бы полюбить, о ты, которая это знала!» Это последняя строка – так называемый «ключ» – сонета «Прохожей». Но если «ключ» сонета, по законам жанра, должен в той или иной степени обладать такими качествами, как парадоксальность и неожиданность, то оригинальное стихотворение Брюсова, в отличие от переведённого им сонета Бодлера, не просто больше на две строки (в нём четыре полных катрена), но с последовательной философичностью ведёт к ожидаемому выводу. Притом этот вывод сформулирован в виде вопроса (синтаксически это именно вопросительное предложение) настолько риторического, что автор постеснялся поставить вопросительный знак, воспользовавшись восклицательным:

Парадоксальность же данного образчика философской лирики состоит в том, что он воистину принадлежит к направлению символизма, основоположником которого считается именно Бодлер – в то время как сонет Бодлера, с его безнадёжной парадоксальностью, по сути лишь доводит до логического конца излюбленную романтическую идею о вечном несоответствии идеала и действительности. Лирический герой Брюсова не «потерял навек» свою мечту, подобно лирическому герою Бодлера. Он, напротив, вполне удовлетворён чувством, пережитым в одно мгновенье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: