Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания ночи. Лирический герой ждет момента, когда луна засверкает на ночном небе. В этот момент его душа готова оторваться от тела и отправиться в иной мир. Его пленит безбрежность и далекие края.
В мечтах он стремится к лесам, горам, высоким вершинам. Это сродни болезни и одержимости. Герою хочется плакать и жадно вздыхать воздух вокруг. Пусть это только фантазии и мечты, но именно это дарит ему эмоции. Сравнение с больным духом приведено неслучайно: именно путешествия во снах исцеляют героя, восстанавливают его, отвлекают.
Бледное сияние луны словно напитывает человека. Ему становятся понятными тайны мира и он готов слушать молчанье, лишь бы не прерывать этот процесс. Созерцание дает ему ощущение того, что он сказочный герой. Суета проходит мимо, и она больше не беспокоит. С лунным светом приходит покой, умиротворение, счастье.
Размер и рифмовка
Стихотворение сложно ритмически организовано. Восьмистишья имеют оригинальную рифмовку: АбАбВВВб. Женская рифма чередуется с мужской, а перекрёстная рифмовка – с парной и кольцевой. Ритмический рисунок тоже непрост. Трёхсложный дактиль чередуется с двухсложным во втором и последнем стихах.
- «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
- «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
- «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
- «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
- «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
- «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
- «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
- «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
- «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
- Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества
По произведению: «Белладонна»
По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич
Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» по плану
Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.
Стихотворение принадлежит к литературному течению символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.
Тема стихотворения – смысл жизни. Идея – быстротечность жизни, безысходность и бессилие перед фатумом. Благодаря образам болота, блуждающих огоньков и умирающего лика луны довольно мрачную картину создает Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит дополнить исследованием средств художественной выразительности. Это красочные эпитеты «блуждающий», «умирающий», «безмолвный»; олицетворение (камыши шепчут) и особый фонетический прием – аллитерация. При помощи повторения согласных шипящих звуков автор достигает эффекта «шуршания», что придает стихотворению особое звучание.
В поэзии присутствуют сравнения, месяц сравнивается с умирающим «ликом», шум камышей – «со вздохом погибшей души».
Интересным способом привлечь внимание читателя выступает прием, который называют «оксюморон». Это сочетание несочетаемого
В данном случае это фраза «бесшумно шуршат». Бесшумно то есть без звука, но если они «шуршат», это значит, что звук все-таки есть. Данный прием используется для создания мистического настроения. Камыши будто не шепчут, а думают. Мы слышим не шум, а бесплотные мысли.
Средства выразительности
Для раскрытия образов поэт использовал богатство тропов. В первой строке уже есть вопрос и восклицание. Они настраивают читателя на дискуссию.
Читайте по теме:
Олицетворение
Пробужденное весной – олицетворение. Бальмонт следует традициям классиков, наделяя весну качествами живого существа, некой прекрасной девушки. От этого на душе становится приятно.
Метафоры
Солнце светит звонами, смехом юных лиц – метафоры, присутствующие в стихотворном тексте.
Это стихотворение способно любого читателя погрузить в атмосферу ясного весеннего дня и пробудить искреннюю любовь к жизни, яркой метафорой которой является аромат Солнца.
Запах Солнца? Что за вздор!Нет, не вздор.В Солнце звуки и мечты, № 4 Ароматы и цветыВсе слились в согласный хор,Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами, № 8 Свежими купавами,Пробужденною весной,И смолистою сосной.
Нежно-светлоткаными, № 12 Ландышами пьяными,Что победно расцвелиВ остром запахе земли.
Солнце светит звонами, № 16 Листьями зелеными,Дышит вешним пеньем птиц,Дышит смехом юных лиц.
Так и молви всем слепцам: — № 20 Будет вам!Не узреть вам райских врат.Есть у Солнца аромат,Сладко внятный только нам, № 24 Зримый птицам и цветам!
Zapakh Solntsa? Chto za vzdor!Net, ne vzdor.V Solntse zvuki i mechty,Aromaty i tsvetyVse slilis v soglasny khor,Vse splelis v odin uzor.
Solntse pakhnet travami,Svezhimi kupavami,Probuzhdennoyu vesnoy,I smolistoyu sosnoy.
Nezhno-svetlotkanymi,Landyshami pyanymi,Chto pobedno rastsveliV ostrom zapakhe zemli.
Solntse svetit zvonami,Listyami zelenymi,Dyshit veshnim penyem ptits,Dyshit smekhom yunykh lits.
Tak i molvi vsem sleptsam: —Budet vam!Ne uzret vam rayskikh vrat.Yest u Solntsa aromat,Sladko vnyatny tolko nam,Zrimy ptitsam i tsvetam!
Pfgf[ Cjkywf? Xnj pf dpljh!Ytn, yt dpljh/D Cjkywt pderb b vtxns,Fhjvfns b wdtnsDct ckbkbcm d cjukfcysq [jh,Dct cgktkbcm d jlby epjh/
Cjkywt gf[ytn nhfdfvb,Cdt;bvb regfdfvb,Ghj,e;ltyyj/ dtcyjq,B cvjkbcnj/ cjcyjq/
Yt;yj-cdtnkjnrfysvb,Kfylsifvb gmzysvb,Xnj gj,tlyj hfcwdtkbD jcnhjv pfgf[t ptvkb/
Cjkywt cdtnbn pdjyfvb,Kbcnmzvb ptktysvb,Lsibn dtiybv gtymtv gnbw,Lsibn cvt[jv /ys[ kbw/
Nfr b vjkdb dctv cktgwfv: —,eltn dfv!Yt ephtnm dfv hfqcrb[ dhfn/Tcnm e Cjkywf fhjvfn,Ckflrj dyznysq njkmrj yfv,Phbvsq gnbwfv b wdtnfv!
Чувственное познание реальной действительности может опираться на зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Наиболее эксплуатируемыми образами в стихотворениях Бальмонта являются образы, соотносимые со зрительным и слуховым способом познания действительности. В данном стихотворении наблюдаем и обонятельные образы. Поэт наделяет солнце способностью совершать следующие действия: солнце дышит, пахнет, светит. При этом лишь светит является действием, ассоциируемым с лексемой солнце. При помощи окказионального использования глаголов пахнет и дышит Бальмонт имеет возможность показать тесную связь солнца со всем живым. Метафорична связь данных глаголов с существительными, в семантике которых присутствует значение звука. Наблюдаем использование автором синэстетических метафор: Солнце светит звонами, | Листьями зелеными, | Дышит вешним пеньем птиц, | Дышит смехом юных лиц. Синэстетическую метафоризацию образа наблюдаем и в следующем примере: зримый птицам и цветам. Автор делает аромат видимым, чтобы подчеркнуть материальное присутствие солнца в природе.
Тот же мотив аромата солнца находим и в стихотворении “Что со мной”: Я знаю. Это – солнце ароматно | Во мне поет. Я весь в его красе. Автор стремится передать прежде всего совокупное ощущение света, запаха и звука. Повтор местоимения я в разных падежных формах является своеобразным эмоционально-экспрессивным средством, которое отражает связь поэта и солнца.
-
Чем отличается рентгенография от флюорографии кратко
-
Какие народные праздники и традиции отмечались и соблюдались в xvi в кратко
-
Что такое чиновники история 5 класс кратко
-
Как подготовиться к семинару в школе
- Специфика условий труда и деятельности учителя кратко
Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта
Анализ стихотворения » Осень» Бальмонта
- Стихотворение «Осень»: анализ В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.Осень в глазах поэтов Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой. Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.
- Поспевает брусника, Стали дни холоднее
Вот и пришла пора спелости,созревания,время когда к логическому завершению приходит весь этот волшебный летний цикл жизни.Но с приходом зрелости,приходит и увядание,дни становятся холодными,неприветливыми.
И от птичьего крика В сердце стало грустнее
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море
В воздухе раздаются крики улетающих птиц.Они прощаются с местами,где родились,встали на крыло,прощаются с летом,так ласково их оберегавшего несколько месяцев, и мы грустим вместе с ними,потому что расставаться всегда тяжело,смотрим на удаляющиеся косяки стай и начинаем ждать следующего сезона.
Все деревья блистают В разноцветном уборе
Осень будто жалеет нас,так полюбивших летнюю пору, и на последок одаривает буйством красок,нереально красивыми пейзажами увядающей природы.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья
Солнечные деньки нет-нет,да проглядывают ещё иногда,но они стали редки и вместе с солнцем ,уходит жизнь из растений,ещё недавно благоухавших медами,то ли завлекая насекомых,то ли одурманиващих нас,таких падких на всё прекрасное.
Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.
А теперь стало немного грустно,и сама осень может статься,тоже грустит и заливает нас дождями,оплакивая лето,солнце,жизнь….
Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Осень»
17 декабря 2015
В числе поэтов-символистов Константин Бальмонт вносит творческий вклад в мировую литературу как экспериментатор и образец для подражания. Созидавший на рубеже веков, он великолепно чувствовал эпоху, общественные настроения, каждые незначительные изменения. И как любая чувствительная поэтическая натура, Бальмонт впечатлялся сменой времен года. «Осень» – в стихотворении на первый взгляд реализовано лишь кратенькое описание природных метаморфоз. Однако, смысл здесь более глубинный. «Осень» – как предчувствие перемен, тревожных, печальных, как ностальгия и пророчество.
В стихотворении нельзя заметить богатства сравнений и эпитетов. Особенность произведения в ином – природа оживает в словах поэта. Он наделяет ее человеческими эмоциями: «солнце реже смеется», «Осень… заплачет». Все находится в движении, плавно перетекает из одного состояния к другому.
На фоне надвинувшихся холодов автор подмечает спелую бруснику и крики птиц, навевающие грусть. Деревья разукрашены разноцветьем. Даже благоухающие не так давно прекрасные бутоны цветов будто замерли, потеряв аромат. Чувствуется приближение осенней поры, а вместе с ней хандры, меланхолического настроя.
Так характерные для поздней осени дожди ожидаются автором. Как некая драматичная неизбежность воспринимается им смена лета на холодные месяцы. Погода замерзает, застывает до следующего весеннего пробуждения. Но не видит поэт света солнца впереди. Погода служит выражением перемен в обществе, надлома и растерянности. Не догадываясь, что пишет пророческие строки, Бальмонт читает подсказки в голосах птиц, на листьях и лепестках растений.
Главная миссия импрессиониста – рассказать об изменчивости жизни, захватить как можно более объемно текущий момент времени и подробно его расписать. И поэту это удалось. Всего лишь в трех строфах с перекрестной рифмовкой звучит настроение каждого человека в ожидании трагического, при потере невозвратимого, от мечты об уходящем.
В центре композиции произведения – улетающие прочь птицы. Поэт проживает полной жизнью текущий момент, зная, что и ему предстоит покинуть это время, эту страну и, неизбежно, эту жизнь.
Анализ стихотворения Бальмонта «Аромат Солнца»
Стихотворение «Аромат Солнца» создано Константином Дмитриевичем Бальмонтом в 1899 году. Оно вошло в сборник «Горящие здания» (опубликован в 1900 году), который некоторыми критиками оценивается как вершина поэтической карьеры автора.
Действительно, даже сам Константин Дмитриевич по-особенному относился к работам этого периода. В заметке от 3 сентября 1899 года поэт пишет: «Я был захвачен страстной волной, которая увлекла меня и держала в плену, бросала вверх, бросала вниз, и я не мог выйти из нее, пока сам не овладел ею, поняв ее сущность». Эта экспрессия служит лейтмотивом для всех произведений сборника, глубоко затрагивая душу минорными созвучиями и жарко отзываясь в бравурных жизнеутверждающих ритмах стихотворений.
«Аромат Солнца» – это одно из таких мажорных произведений. Уже при первом прочтении внимательный читатель отметит его сходство с детской песенкой или считалкой. Это неслучайно, ведь каждой строкой стихотворения поэт провозглашает юность, свежесть, торжество света и самой жизни.
Умело К. Бальмонт использует звукоподражания, чтобы создать такое бодрое настроение. Если вслушаться в мелодику стиха, то окажется, что он буквально наполнен звуками весны. В аллитерациях («ц» – Солнца, цветы, лиц, слепцам; «з» – вздор, узор, зелеными; «р» – хор, травами, расцвели, остром, аромат, зримый) угадываются птичьи трели и перезвоны.
Для задорного ритма автор обращается к четырехстопному хорею и четким парным рифмам. Окончания у строк аккуратно повторяют друг друга: «мечты» рифмуются с «цветы», «травами» с «купавами», «врат» с «аромат».
Первая же фраза (Запах Солнца? Что за вздор!) увлекает читателя в шутливый спор с поэтом. Но это вопрос риторический, автор сам отвечает на него и со всем душевным жаром готов доказать свое убеждение. Для этого в строфах часто используются рефрены: «Все слились в… Все сплелись в…», «Дышет вешним пеньем… Дышет смехом…»
Перед читателем разворачивается все буйство красок, на которое способна возрождающаяся по весне русская природа. Известно, что над стихотворениями для «Горящих зданий» Константин Дмитриевич работал в имении своего друга С. Полякова, которое располагалось в Московском уезде. Родные пейзажи нашли отражение в выразительных строках, которые создают не только картины для мысленного взора, но и образы для восприятия другими чувствами. Легко вспомнить благоухание молодых трав, распускающихся цветов, густой смолы, вникая в строки «Аромата Солнца». Или услышать щебет знакомых птиц.
Это стихотворение способно любого читателя погрузить в атмосферу ясного весеннего дня и пробудить искреннюю любовь к жизни, яркой метафорой которой является аромат Солнца.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 24 строки ✑
Константин Бальмонт — Запах Солнца? Что за вздор ( Аромат Солнца )
Aromat Solntsa
Zapakh Solntsa? Chto za vzdor!Net, ne vzdor.V Solntse zvuki i mechty,Aromaty i tsvetyVse slilis v soglasny khor,Vse splelis v odin uzor.
Solntse pakhnet travami,Svezhimi kupavami,Probuzhdennoyu vesnoy,I smolistoyu sosnoy.
Nezhno-svetlotkanymi,Landyshami pyanymi,Chto pobedno rastsveliV ostrom zapakhe zemli.
Solntse svetit zvonami,Listyami zelenymi,Dyshit veshnim penyem ptits,Dyshit smekhom yunykh lits.
Tak i molvi vsem sleptsam: —Budet vam!Ne uzret vam rayskikh vrat.Yest u Solntsa aromat,Sladko vnyatny tolko nam,Zrimy ptitsam i tsvetam!
Fhjvfn Cjkywf
Pfgf[ Cjkywf? Xnj pf dpljh!Ytn, yt dpljh/D Cjkywt pderb b vtxns,Fhjvfns b wdtnsDct ckbkbcm d cjukfcysq [jh,Dct cgktkbcm d jlby epjh/
Cjkywt gf[ytn nhfdfvb,Cdt;bvb regfdfvb,Ghj,e;ltyyj/ dtcyjq,B cvjkbcnj/ cjcyjq/
Yt;yj-cdtnkjnrfysvb,Kfylsifvb gmzysvb,Xnj gj,tlyj hfcwdtkbD jcnhjv pfgf[t ptvkb/
Cjkywt cdtnbn pdjyfvb,Kbcnmzvb ptktysvb,Lsibn dtiybv gtymtv gnbw,Lsibn cvt[jv /ys[ kbw/
Nfr b vjkdb dctv cktgwfv: —,eltn dfv!Yt ephtnm dfv hfqcrb[ dhfn/Tcnm e Cjkywf fhjvfn,Ckflrj dyznysq njkmrj yfv,Phbvsq gnbwfv b wdtnfv!
Бальмонт «Осень»
К.Д. Бальмонт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, Владимирской губернии. Отец и мать поэта были образованные людьми, и помогали сыну развивать свое творчество.
Биография и творчество К. Д. Бальмонта
Первые свои стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. К. Д. Бальмонт не получил образования, так как участвовал в антиправительственных акциях, что строго запрещалось в то время. В молодости Бальмонт увлекался этнографией, историей и химии. Он знал около 15 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.
За свою жизнь Бальмонт написал множество стихотворений, в которых раскрывал тонкий окружающий мир. Бальмонт очень любил путешествовать: он посетил такие страны как Франция, США, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Испания. Именно с этих путешествий он и черпал мотивы для своих произведений. Умер поэт в 1942 году.
Стихотворение «Осень»: анализ
В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.
Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.
Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.
Осень в глазах поэтов
Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.
Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.
Тропы и образы
Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли
) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.
Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб
повторяется 4 раза, во втором – 3.
Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.
Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.
Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.
Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.
История создания
Бальмонт написал стихотворение в 1894 году. Оно было создано в традициях импрессионистической лирики XIX века. Эта работа была одной из лучших творений поэта. В ней он реалистично описал пребывание во сне. В то время считалось, что во время ночного отдыха человек находится между жизнью и смертью. Именно поэтому ему может открыться тайное знание.
Бальмонт любил сновидения, ведь в них он расширял границы фантазии. После пробуждения многое забывалось, но если постараться, то можно было вспомнить частично сюжет. Поэту нравилось путешествовать по другим мирам и это отвлекало его от обыденной реальности.
Выразительные средства
Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.
Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).
Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.
Звукопись построена на аллитерации глухих согласных «с» и «ц»: солнце реже смеется, в сердце стало грустнее. Ритм и интонация плавные, размеренные, постепенно угасающие. Синтаксически стихотворение написано сложными предложениями, с употреблением составных именных сказуемых: реже смеется, стали холоднее.
В последний год XIX века К. Д. Бальмонт создает элегическое стихотворение «Осень», наполненное тихой грустью и точными приметами наступления осени. Это произведение по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии.
Бальмонт Константин Дмитриевич
Константин Дмитриевич Бальмонт – величайший поэт Серебряного века, тонкий лирический певец. Красивые и мелодичные стихи Бальмонта легко читаются, они льются, как родниковая вода. Поэт оперирует простыми словами, но в этих словах кроется сила чувства. Бальмонт всегда писал с первой попытки, движимый рождающимися в голове цельными образами. Он не правил и не мучал рифмы – «первое движение души – самое верное». Бальмонт жил и творил не с помощью анализа и рассуждений, а образами и ощущениями. Всю жизнь поэт искал себя, свое место, пробовал писать в разных стилях, примыкал к разным течениям. Но ведущим направлением его творчества принято считать поэтический символизм.
К. Бальмонт и символизм
Поэт родился в эпоху, названную в литературе Серебряным веком. Буйство течений и направлений не могло не увлечь молодого поэта. Изо всех направлений наиболее близким Бальмонту оказался символизм. Именно в ключе символизма создано стихотворение, анализ которого мы будем проводить.
Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» не будет полным без знания некоторых особенностей этого направления в литературе.
Название «символизм» происходит от французского слова. Именно во Франции и зародилось это течение. Его отличительными чертами были поиск особой формы, выражение эмоций символическими образами. Поэзия данного жанра должна была воспевать мистические душевные порывы. Не поучать, но увлекать.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение стоит из трёх строф, состоящих из восьми стихов. В первом лирический герой рассуждает о том, в чём счастье утомлённой души. Он приходит к выводу, что счастье в том, чтобы жить внутренней жизнью, не тратясь на окружающий мир. Во второй строфе лирический герой обращается к образу ядовитого цветка. Она так же действует ночью, как и уставшая душа. Её действия незаметны, «ласковы», но она убивает.
Третья строфа разъясняет сопоставление утомлённой души с белладонной. Лирический герой обращается к возлюбленной, рассуждая, кто из них погубит другого, а кто станет жертвой коварства. Этот вопрос не был праздным: в 1890 году Бальмонт выбросился из окна после неудачного первого брака. Склонность к самобичеванию и даже самоубийству оставалась у него и позже.
Тема стихотворения – любовь, которая становится болью, причиной несчастий и даже смерти. Основная мысль может быть заключена в цитате из стихотворения: «Радости нет без печали». Мир амбивалентен, сочетает в себе противоположности. Любовь включает в себя и радость, и печаль.
«Будем как Солнце! Забудем о том…» К.Бальмонт
«Будем как Солнце! Забудем о том…» Константин Бальмонт
Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!
Анализ стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…»
Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти. Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека есть молодость, он не может ею распоряжаться разумно. Наличие опыта и мудрости, в свою очередь, являются показателем старости. Совместить эти два понятия Бальмонту так и не удалось, в результате чего появилось на свет стихотворение «Будем как Солнце! Забудем о том…», написанное в 1903 году.
Это произведение можно расценивать, как желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания. Но поэт готов от них отказаться ради того, чтобы обрести ту внутреннюю безмятежность, которая свойственна юным. Обращаясь к себе самому и к тем, кто ему дорог, Бальмонт призывает к раскрепощению и стиранию условных граней. Он хочет забыть о том, что у каждого человека есть свой поводырь – некая высшая сила, которая предопределяет судьбу человека. Только молодые и неискушенные люди не задумываются об ее присутствии в собственной жизни. И именно к этому состоянию стремится поэт, который уже изрядно устал от символистских экспериментов и попыток найти смысл в каждом событии.
«Будем молиться всегда неземному в нашем хотенье земном!», — призывает поэт, намекая на то, что романтизм является неотъемлемым атрибутом молодости, счастья и свободы. Но автор отдает себе отчет, что стремление уподобиться небесным светилам не всегда приводит к тем результатам, на которые рассчитывает человек. Ведь если солнце дарит тепло и ласку, то звезды и луна могут обдать окружающих ледяной холодностью. Поэтому мерилом молодости для Бальмонта является чувства счастья. Именно к этом он призывает людей, заявляя: «Будь воплощеньем внезапной мечты!». Он боится провести остаток дней «в недвижном покое», который убивает все чувства и желания, а потом раствориться в вечности, которая обладает удивительным магнетизмом и для многих является самым простым решением всех внутренних противоречий.
«Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет Красоты!», — обращается Бальмонт к читателям, хотя и осознает, что этот призыв вряд ли сможет найти отклики в душах зрелых людей. Повседневные хлопоты лишают их возможности мыслить абстрактными категориями, отгораживаться от всего того, что убивает чувства, но стимулирует работу мысли. Это пугает поэта, который чувствует, что уже не в состоянии что-то изменить, однако все равно предпринимает подобные попытки в надежде, что судьба еще подарит ему удивительные мгновения счастья.