💕 байкал (я с детства мечтал…)

«байкал» игорь северянин: читать текст, анализ стихотворения

Смерть поэта

Здоровье у Игоря Северянина было достаточно слабым. Он скончался в 1941 г. в Таллине во время фашистской оккупации. Причиной смерти поэта был сердечный приступ.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Настоящая фамилия И. Северянина – Лотарев. По мнению коллег по перу, раннее творчество поэта полно самовосхваления и популизма.
  • Доктор медицинских наук, Н. Эльштейн, полагал, что поэт страдал тяжелой формой туберкулеза. Феномен этой патологии заключается в том, что на определенной стадии больные становятся невероятно влюбчивыми.
  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Хабанера II

Вонзите штопор в упругость пробки, –

И взоры женщин не будут робки!..

Да, взоры женщин не будут робки,

И к знойной страсти завьются тропки.

Плесните в чаши янтарь муската

И созерцайте цвета заката…

Раскрасьте мысли в цвета заката

И ждите, ждите любви раската!..

Ловите женщин, теряйте мысли…

Счет поцелуям – пойди, исчисли!..

А к поцелуям финал причисли, –

И будет счастье в удобном смысле!..

(1909)

Игорь Северянин, как, наверное, большинство поэтов, желал славы и признания. Широкому читателю он был более-менее известен, а в круг литературной элиты войти не удавалось – даже после того, как он на деньги своего дяди, Михаила Лотарева, издал более 30 стихотворных брошюр. И тут ему невольно помог Лев Толстой.

В 1910 году один из толстовцев привез в Ясную Поляну сборник Северянина «Интуитивные краски». Стихотворение «Хабанера II» особенно поразило писателя. Иван Наживин вспоминал его слова: «Чем занимаются!.. Чем занимаются!.. – вздохнул он. – Это литература! Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки!» Отзыв Толстого – как, впрочем, и все его слова – стал достоянием общественности. Возможно, достоверность этой истории сомнительна; и тем не менее с 1910 года известность Северянина начала возрастать.

Хабанера – это кубинский народный танец, который стал популярным в Испании, а также музыка к нему. Экзотичность – одна из отличительных черт поэтики Северянина, поэтому нет ничего удивительного в том, что он обращается к ритмам латиноамериканского танца. На это указывают, в частности, рефрены («взоры женщин не будут робки», «цвета заката»), похожие на музыкальную секвенцию. Кроме того, Северянин – мастер цвета: картина заката визуализируется за счет параллели с «янтарем муската».

Серебряная соната

Я стою у окна в серебреющее повечерье

И смотрю из него на использованные поля,

Где солома от убранной ржи ощетинила перья

И настрожилась заморозками пустая земля.

Ничего! – ни от вас, лепестки белых яблонек детства,

Ни от вас, кружевные гондолы утонченных чувств…

Я растратил свой дар – мне врученное богом наследство, –

Обнищал, приутих и душою расхищенной пуст…

И весь вечер – без слов, без надежд, без мечты, без желаний,

Машинально смотря, как выходит из моря луна

И блуждает мой друг по октябрьской мерзлой поляне,

Тщетно силясь в тоске мне помочь, – я стою у окна.

(1925)

Лирическим героем Игоря Северянина всегда был сам Игорь Северянин. В стихах зрелого периода образ героя несколько меняется: поэт отказывается от амплуа «царственного паяца». Перед читателем предстает человек с не прикрытыми маской эмоциями, переживаниями и размышлениями.

Стихотворение «Серебряная соната» входит в сборник «Классические розы». В нем ярко проявилось мастерство Северянина – и как лирического поэта, и как поэта-пейзажиста. Рецензируя книгу стихов «Громокипящий кубок», Брюсов отмечал: «По силе лирических признаний Игоря Северянина мы судим, что он переживает свою жизнь остро». И если применительно к ранним стихотворениям это было очевидно немногим, то в лирике 1920-х годов «сила признаний» бесспорна. Поэт уже 7 лет находится в эмиграции; те тишина и умиротворение, которые он когда-то с радостью обрел в эстонской деревушке, теперь как будто «выхолащивают» его: «…Обнищал, приутих и душою расхищенной пуст…» Более того, кажется, что произошло самое страшное: «Я растратил свой дар – мне врученное богом наследство…» Вероятно, чувство отчаяния героя связано с ностальгией по Родине – не зря во второй строфе появляются «лепестки белых яблонек детства» и «кружевные гондолы утонченных чувств» (последнее, видимо, можно рассматривать как намек на былые годы славы, рожденной изысканными стихами «короля поэтов»).

Даже если бы пейзаж не выступал в этом стихотворении одним из средств психологизма, а был просто зарисовкой, то «Серебряная соната» нисколько не потеряла бы в ценности. Северянин создает свою картину природы несколькими штрихами («солома…ощетинила перья», «выходит из моря луна») – и удивительно, что эта картина становится объемной. Если же возвращаться к психологизму, то поэт в импрессионистической манере исследует связь между своим настроением, самоощущением и природой.

Текст

Я с детства мечтал о Байкале,И вот — я увидел Байкал.Мы плыли, и гребни мелькали,И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историйИ песен тогда вспоминалПро это озёрное море,Про этот священный Байкал.

От пристани к пристани плыли.Был вечер. Был холод. Был май.Был поезд, — и мы укатилиВ том поезде в синий Китай.

Как часто душа иссякалаВ желанье вернуться опять.Я так и не знаю Байкала:Увидеть — не значит узнать.

1929 год.

Находясь в эмиграции 11 лет и уже став гражданином Эстонии, Игорь Северянин не перестал любить Россию и ностальгировать по Родине. Подтверждение этому стихотворение «Байкал», написанное в 1929 году и пропитанное нотками грусти.

Это уже не стих яркого футуриста, эксцентричного поэта, а строки грустного и уставшего человека, которого изрядно потрепала и продолжает трепать жизнь.

«Весенний день», анализ стихотворения Северянина

Стихотворение «Весенний день» Игорь Северянин подписал так: «Дорогому К.М.Фофанову». Такое словесное выражение благодарности — лишь малая доля того, что испытывал поэт по отношению к своему учителю и другу. Константин Михайлович Фофанов, русский поэт, один из предшественников символизма, приветствовал появление Северянина в литературе, и на протяжении всей творческой жизни поддерживал его, и можно даже сказать, был соратником в творческом мире.

Произведение «Весенний день» было написано в апреле 1911 года и опубликовано в первом вышедшем сборнике автора «Громокипящий кубок». С этого момента Северянин совместно с Фофановым отправляются в турне по большим русским городам, чтобы прочесть свои произведения перед широкой публикой.

Тема природы во все времена волновала поэтов и писателей. Это закономерно, ведь человек всю жизнь ощущает силу и влияние на него могучей окружающей среды. Природа – неиссякаемый источник вдохновения для поэта. Литература дает ему возможность познать этот удивительный мир, и выразить себя через нее.

Весенний город в золотых красках солнечного дня представляется читателю с первых строк стихотворения: «Весь город солнцем ослеплен!» Автор ликует от видимой им красоты, чувствует себя молодым, влюбленным, веселым. Но его «душа поет и рвется в поле» — вот где можно получить настоящее наслаждение от очарования пробудившегося мира. Поэт с трепетом описывает свое желание прокатиться «в бричке по ухабам» «в юных лугах». И, конечно же, не забывает упомянуть про румяных баб – Северянин во многих своих стихах использует описание величия родной природы с сочетании с красотой русских женщин.

В стихотворении повторяется несколько раз отношение автора к окружающим людям: всех чужих он зовет на «ты», врага готов целовать, как друга, и заявляет, что все люди правы и «виновных нет». Такой порыв великодушия навеян простотой и гармонией мироздания.

В финале стихотворения автор благословляет природу: шумите дубравы, расти трава, цвети сирень! Множество восклицательных предложений передают степень беспредельного восторга творца.

Лиричность героя в произведении выражена состоянием влюбленности, молодости, душевным порывом всех любить и прощать. Чувствуется, что он мысленно вырвался из городской жизни, чтобы окунуться в простор полей и лугов. А на пьедестал жизни поднимается чувство влюбленности и восхищения.

Автор использовал такие изобразительно-художественные средства языка, как выразительные эпитеты — «горяч и золот» весенний день, лицо «румяных баб», метафоры – «душа поет и рвется», «город солнцем ослеплен», сравнения – «как друга, целовать врага».

Стихотворение «Весенний день» относится к пейзажной лирике. Оно отражает направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы. Пейзаж преображается под пером автора, передает его настроение, чувства и мысли. Природа в своем круговороте творит самого художника, поэтому автор в творчестве также сложен и многозвучен, как она.

Родная природа для нас привычна, но не каждый способен разглядеть ее красоту. А люди искусства видят в привычном новое, необычное, прекрасное. Стихотворение Игоря Северянина «Весенний день» еще раз продемонстрировало это нам. Пейзажная лирика дала возможность поэту через описание природы, чувств проявить оригинальность своего видения мира, передать читателю свое, нестандартное представление о связи мировоззрения и творчества художника слова.

  • «Классические розы», анализ стихотворения Северянина
  • «Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
  • «Град», анализ стихотворения Северянина
  • «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
  • «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
  • «Родник», анализ стихотворения Северянина
  • «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
  • Игорь Северянин, краткая биография

По произведению: «Весенний день»

По писателю: Северянин Игорь

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Я гений»

Игорь Северянин оставил свой след в литературе «серебряного века». Он сделал неоценимый вклад в русскую поэзию. Судьба Северянина сложилась непросто. Он достигал вершину славы, однако умер в нищете, забытый всеми. В его стихах присутствовала лирика и ирония. В качестве примера можно привести стихотворение «Я гений». Оно вызвало в общество бурю негативных эмоций.

Одной из особенностей этого произведения является сложность его восприятия. Это связано с тем, что в нем много измененных слов. Чтобы понять его, необходимы определенные знания. Автор написал его таким, чтобы добиться особого звучания. Он дробил слова и заимствовал их из устаревшей речи.

Другой отличительной чертой стихотворения является сочетание лирики и иронии. Мы видим понятные образы, за которыми что-то скрывается. Что-то большее и истинное. Автор хвалит себя и возвышает свой талант. Но за этими выражениями скрывается что-то пустое.

Скорее всего, автор хотел показать, что за всеми хвалебными речами, за славой скрыта пустота. Северянин высмеивает свои же речи. Основную суть этого стиха можно объяснить, как то, что возвышение самого себя будет высмеяно. Рано или поздно это приведет к забвению.

Это произведение оказывает сильное влияние на читателя. Его можно назвать гениальным, несмотря на сложную восприимчивость.

Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему

Детство поэта

Если говорить кратко, биография Северянина в детские годы была довольно насыщенной и непростой для маленького ребенка.

Игорь Васильевич Лотарев родился в 1887 году в Санкт-Петербурге. Его мать принадлежала к дворянскому роду, представителями которого были А. Фет и Н. Карамзин. Она была умной и начитанной женщиной и с детства приобщила сына к художественной литературе.

Отец Игоря — отставной штабс-капитан Василий Лотарев — был образованным и начитанным человеком, но, к сожалению, совместная жизнь супругов не была счастливой. Отец очень любил развлечения, из-за чего брак в итоге распался.

До 9 лет маленький Игорь жил в Северной столице вместе с родителями. В 1896 году, после развода родителей, Игорь переехал к тете в Череповец, где в 1903 году окончил 4 класса реального училища. Мать мальчика после развода осталась в Петербурге, а отец по долгу службы отправился в Маньчжурию.

После окончания учебы Игорь поехал к отцу, где какое-то время путешествовал с ним по северным краям. Биографы поэта считают, что мальчик настолько был поражен красотой севера, что именно впечатления от этого края подтолкнули Игоря на псевдоним «Северянин». Биография поэта на севере была довольно короткой, но воспоминания об этом крае навсегда остались в памяти поэта. Известно, что Игорь очень полюбил суровую природу севера, пристрастился к рыбной ловле и пешим походам. Внезапная смерть отца и начало русско-японской войны заставили Игоря вернуться к матери. На этом краткая биография Игоря Северянина на Дальнем Востоке закончилась.

Вернувшись к матери в Санкт-Петербург, Игорь познакомился с видными деятелями культуры и известными поэтами, которые помогли молодому автору на его творческом пути. Особенно поддержали юного поэта известные на тот момент поэты — К. Феофанов и В. Брюсов, которые очень горячо отнеслись к стихотворениям Северянина и благожелательно откликнулись на его первые сборники.

Средства выразительности, жанр и рифма

Стих написан в жанре пейзажной лирики, смешанной с ностальгией по Родине и переплетенной с нотками грусти.

Композиция состоит из четырех частей и имеет линейное развитие без повторения сюжетных линий.

Рифмовка перекрестная (Байкале – Байкал – мелькали – со скал), где во всех катренах мы видим микст открытых и закрытых рифм.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (озерное море, священный Байкал, синий Китай).
  2. Олицетворения (кедры смотрели, гребни мелькали, душа иссякала).
  3. Анафора (про это… – про этот…).
  4. Метафора (душа иссякла в желанье).

Также автор использует в качестве троп эллипсис и лексический повтор, что разнообразит текст, украшает его и придает мелодичности.

Любовь к Родине Северянин показывал и до эмиграции, чему пример стихотворение «Родник», написанное летом 1914 года. В нём уже родник на Гатчине олицетворяет Россию, показывая её бесконечность и ледяной холод в прямом и переносном смысле…

Игорь Северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное

Игорь Северянин поэт 20 века.

Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.

«Futurum» в переводе с латыни означает «будущее, а «Ego» — «я». Отрицая все традиции русской поэзии, они пытались создать новый язык, конструировали новые слова, декларировали новую мораль, где центром внимания поэта становится его собственное «я».

Эгофутурист Игорь Северянин – самый яркий представитель этой эпатажной поэзии. Его сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» были невероятно популярны, а его «поэзоконцерты» собирали полные залы и вызывали ажиотаж.

«Ананасы в шампанском» — одно из самых известных стихотворений Северянина, оно написано в 1915 году. В нем просматривается любимая урбанистическая тема: город, технические достижения, стремительный темп жизни.

Неспроста каждое предложение в нем – односоставное и с восклицательным знаком в конце. Общей картинки нет, только обрывочное мелькание «видеокадров», из которых складывается противоречивое впечатление: среди мчащихся экспрессов, автомобилей и самолетов идет жизнь салонная, изысканная, элегантная на фоне «ветропросвистов» и «стрекота аэропланов».

В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.

И тогда, если уж нельзя избежать низменности, приходит решение: «трагедию жизни» претворить «в грезо-фарс». Не обошлось и без неожиданных неологизмов: «ветропросвист», «крылолет», «порывно», «грезо-фарс». Они «осмысленны» и придают стихотворению своеобразную экстравагантность, провозглашенную программой эгофутуристов.

«Кензель». Для справки: кензелем в литературоведении называют форму стихотворения, включающего в себя три пятистишия. «Кензель» написан в 1911 году. Его очень любили слушать поклонники в исполнении Северянина на многочисленных выступлениях в разных городах. Буквально после первых слов «В шумном платье муаровом…» раздавались восторженные аплодисменты.

Стихотворение рисует перед нами изысканный, экзотический мир, принадлежащий таинственной женщине. Она идет по ночной, «олуненной» аллее, ассоциируясь с морем («проходите морево»), потому что платье у нее шумное, муаровое (шелк, переливающийся разными оттенками) тальма (накидка) «лазорева».

Утонченная, «изящная», «эстетная», она производит чарующее впечатление на фоне лунной ночи и песочной дорожки, «от листвы разузоренной», подобно меху ягуара. Красота и тайна женщины вызывают мысли о любви. Конечно, ей «предназначено» «любовное упоенье», ведь для такой неземной женщины «ночь всегда новобрачная». Но «найдется ли пара» подобному чуду? Вряд ли

. Она сядет в бензиновый ландолет, доверив жизнь «мальчику в макинтоше резиновом», закроет ему глаза своим «жасминовым», «шумным», «муаровым платьем»… Что последует за этим? Разбитый автомобиль, погубленная жизнь, мимолетная, ничего не значащая связь? Неологизмы в стихотворении доступны и экстравагантны, они усиливают ассоциации, увлекают в волшебный и таинственный мир.

А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.

Байкал – символ России

В образе Байкала Северянин показывает свое отношение к России, по которой грустит, хотя возможно это не чистая грусть по Родине, а тоска по прошлому, по вчерашнему эпатажу.

Стих начинается с признания лирического героя в детском желании посетить Байкал и его взрослой реализации. Мечта зрела годы и вот кедры смотрят на героя с берегов могучего озера, а гребни волн мелькают за кормой корабля жизни.

Во второй строфе автор использует эпитет «священное», чем подчеркивает значимость для себя озерного моря в частности и Родины в целом.

Третья строфа – это обрис байкальской экскурсии между пристанями и прощание с Байкалом, откуда герою пришлось уехать в Китай.

Последнее четверостишье – это и есть признание в любви к Родине, куда до сих пор зовет сердце, но не хватает чего-то, чтобы вернуться.

Перевести эти строки можно так – «Я так и не узнал своей Родины до конца, прожить столько лет на ней – это ещё не значит узнать… а так хочется» (.

Более в Россию Северянин не вернется, как бы не тянуло назад его большое сердце. Он будет практически голодать какое-то время в Европе, но станет отказываться от службы, он будет ни раз вспоминать Россию в строках, но так и не ступит больше на ту землю, которая сделала его поэтом и которую он прославил своим именем.

Личная жизнь

До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированных отношениях с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.

В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.

Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.

Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки, и от нее зависела выдача провизии в кредит.

В этом браке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.

Творчество Северянина

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) в феврале 1918 года на выборах «Короля поэтов», состоявшемся в московском Политехническом музее, оказался вне конкуренции. Чем же привлек Северянин читателей? В чем его талант? Дебютировал поэт двумя сборниками стихов 1912 года – «Качалка грёзэрки» и «Очам твоей души». Но следующий сборник (1913) «Громокипящий кубок» делает его известным. Позже (1914 – 1918) появились «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт», «Тост безответный», «За струнной изгородью лиры», «Собрание поэз». Критики причисляли его к декадентам. Северянин не соглашался с такой позицией, и поэтому на страницах своего автобиографического романа «Падучая стремнина» он категорически заявляет, что на его творчество влияли классические поэты (Михаил Лермонтов, Алексей Толстой), а декаданс всегда был чужд его простой и здоровой натуре. Об этом же – стихотворение 1921 года «Поэза о старых размерах». Но ради объективности надо сказать, что декаданс все же повлиял на творчество Северянина, по крайней мере – на его ранний период.

Стиль его стихов – «поэз» — отличают манерность, декоративность, вычурность образного ряда. Об этом можно судить даже по названиям сборников. И в любом из его стихотворений на этом этапе очень отчетливо видится декадентская стилистика: В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом,по аллее олуненной Вы проходите морево… («Кензель», 1911г.). Позже Игорь Северянин постепенно отойдет от тех принципов, которые руководили им в начале творческого пути, и реалистические тенденции возьмут верх, появится пушкинская простота и ясность стиха. Когда после революции поэт уехал в эстонский рыбачий поселок Тойла, начинается новый период в его творческой жизни. В Эстонии вышли его новые книги – (1919 – 1932): «Эстляндские поэзы», «Вервэна», «Миррелия», «Соловей», «Роса оранжевого часа», стихотворный автобиографический роман «Колокола собора чувств», «Поэты Эстонии», «Адриатика». Эти книги – свидетельства рождения нового Северянина, который уже ушел от воспевания «шумных платьев муаровых» и «ананасов в шампанском». Теперь его занимают размышления о России, о своей судьбе, он пересматривает свои общественные приоритеты и эстетические взгляды.

Северянину трудно было мириться со своим положением беженца. До последнего часа он мечтал увидеть родину. Ностальгия по России нашла отражение во многих стихотворениях 30-ых годов («Без нас», «За Днепр обидно», «Наболевшее…» и др.) Вдали от родины Северянин занимается переводами, создает антологию эстонской поэзии, в частности Герника Виснапуу, Марие Ундер, Алексиса Раннита и др. Кроме всего, Северянин в 1934 году написал уникальную книгу «Медальоны. Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах», в которой представлена галерея творческих портретов литераторов и музыкантов. Именно в ней обозначены истинные эстетические вкусы поэта, его отношение к классикам и современникам. Северянину не довелось больше встретиться с родиной: жизнь его оборвалась в оккупированной столице Эстонии – Таллинне – в конце 1941 года. Его могила находится на старом Александро-Невском кладбище. Эпитафией послужили горькие строки из стихотворения поэта «Классические розы»: Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! В п. Тойла есть домик-музей Игоря Северянина. Булат Окуджава, однажды побывав там, был потрясен тем, что, оказывается, всю жизнь имел неверное представление об этом поэте, что невежество и навешанные ярлыки мешали ему по-настоящему взглянуть на большого и яркого поэта Игоря Северянина. Нужно читать, заново открывать, понять и прочувствовать глубину и изысканную красоту его поэзии.

Здесь – не здесь

Я здесь, но с удочкой моя рука,

Где льет просолнеченная река

Коричневатую свою волну

По гофрированному ею дну.

Я – здесь, но разум мой… он вдалеке –

На обожаемою моей реке,

Мне заменяющей и все и вся,

Глаза признательные орося…

Я – здесь, не думая и не дыша…

А испускающая дух душа

На ней, не сравниваемой ни с чем,

Реке, покинутой… зачем? зачем?

(14 октября 1935)

В 1920 – 1930 годы в творчестве Северянина все чаще звучит тема Родины. Поэт находился в эмиграции с 1918 года, но чувство связи с Россией его никогда не покидало, как и большинство писателей-эмигрантов того времени. В Эстонии он ведет жизнь поэта-затворника, однако изредка отправляется на гастроли, которые, конечно, уже не похожи на те «поэзоконцерты», с которыми Северянин объездил полстраны. Впрочем, за громкой славой он больше не гонится.

Марина Цветаева, в 1931 году побывавшая на парижском вечере Северянина, в письме к М.И. Андрониковой-Гальперн вспоминает о своих впечатлениях: «Он больше чем: остался поэтом, он – стал им. На эстраде стояло двадцатилетие. Стар до обмирания сердца: морщин как у трехсотлетнего, но – занесет голову – все ушло – соловей! Не поет! Тот словарь ушел. При встрече расскажу все как было, пока же: первый мой ПОЭТ, т. е. первое сознание ПОЭТА за 9 лет (как я из России)». «Не поет» здесь стоит понимать в прямом смысле: известно, что ранее Северянин на выступлениях не читал, а именно «пропевал» свои стихи. Эта манера казалась слишком экстравагантной, но в то же время крайне притягательной, завораживающей. Судя по свидетельству Цветаевой, изменился и стиль стихов – но «поздний» Северянин своего таланта не растерял.

Анализ стихотворения Северянина «Байкал»

Стихотворение написано после долгих лет эмиграции, в 1929 году, когда поэт уже много лет являлся гражданином другого государства, но у него появилась возможность переосмысления жизненных ценностей. Новый Северянин уже не демонстрирует иронической отчужденности и не прячет за словесной игрой подлинных эмоций – в стихотворении явно сквозит тоска по утраченной Родине, ностальгическое переживание отторгнутости от нее.

Байкал в данном случае выступает символом России – поэт сетует, что так и не удосужился по-настоящему узнать свою великую страну.

В тексте произведения можно найти следующие средства художественной выразительности:

эллипсис – «и вот (наконец) – я увидел», «гребни (волн) мелькали» – позволяет поэту сократить объем текста без малейшей потери смысла;
лексический повтор – «Я … мечтал, … я увидел» – удивительным образом создает акцент не на личном местоимении «я», а позволяет интонационно выделить слово «увидел»;
олицетворения – «гребни мелькали», «кедры смотрели», «душа иссякала» – позволяют выставить природу в качестве собеседника, оппонента, а заодно точнее описать собственное внутреннее состояние;
инверсия – «Я множество разных историй … тогда вспоминал» – помогает гармонично выстроить рифмовку;
перифраз – «озерное море» – помогает читателю живее представить байкальские просторы;
эпитеты – «священный Байкал», «озерное море», «синий Китай» – единственной краской дают исчерпывающую характеристику описываемому объекту (синий – популярный цвет китайского прикладного искусства);
анафора «про это …море, про этот …Байкал» позволяет зафиксировать внимание читателя на одном и том же объекте при помощи аналогичного приема;
синтаксический параллелизм – «Был вечер. Был холод

Был май. Был поезд…» позволяет зафиксировать внимание читателя на разных объектах при помощи одинакового приема;
метафора – «иссякала в желанье» – уподобляет человеческую душу роднику;
многосоюзие – «и мелькали и смотрели» – позволяет параллельно описывать разные явления, создавая у читателя стереоскопическую картину мира.

При минимуме художественных средств, при практически полном отсутствии прилагательных и определений автору удается создать эпическую картину русской действительности при помощи удачной отсылки к устному народному творчеству («священный Байкал» – цитата из известной старинной песни).

Игорь СеверянинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Мороженое из сирени!

– Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударыни, судари, надо ль? – не дорого – можно без прений…

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…

Ах, граждане, да неужели вы требуете крэм-брюле?

Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,

На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!

Сирень – сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене

Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок…

Мороженое из сирени, мороженое из сирени!

Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-богу, похвалишь, дружок!

(сентябрь 1912)

Стихотворение входит в сборник «Громокипящий кубок» (1913) – первое серьезное издание стихов, прославившее Северянина. В составлении сборника помогал Федор Сологуб, который высоко ценил талант поэта. Ему же принадлежит вступительная статья, в которой перечислены достоинства северянинской поэзии: «Я люблю их за их легкое, улыбчивое, вдохновенное происхождение. Люблю их потому, что они рождены в недрах дерзающей, пламенною волей упоенной души поэта. Он хочет, он дерзает не потому, что он поставил себе литературною задачею хотеть и дерзать, а только потому он хочет и дерзает, что хочет и дерзает. Воля к свободному творчеству составляет ненарочную и неотъемлемую стихию души его, и потому явление его
воистину нечаянная радость в серой мгле северного дня
».

Валерий Брюсов в статье «Игорь Северянин» присоединился к мнению Сологуба и также дал одобрительную оценку: ««Громокипящий кубок«
– книга истинной поэзии
». Не обошлось, конечно, и без негативных отзывов – например, со стороны Василия Львова-Рогачевского (статья «Символисты и наследники их»). Критик не приемлет вычурность северянинских сюжетов, называя их «примерами извращенной первобытности»: «Вся пикантность, вся острота его первобытности заключается в постоянном переплетении «фешенебельных тем«, «помпэзных эпитетов«
с рассказами о циничном африканском танце, о проказах злых оран-гутанов
». И тем не менее Львов-Рогачевский отмечает, что «Игорь Северянин – единственный талантливый из десятков обнаглевших бездарностей» (под последними подразумеваются кубофутуристы – Велимир Хлебников, Алексей Крученых и т.д.)

«Мороженое из сирени» – одно из тех стихотворений, с которым как правило ассоциируется имя Северянина (еще «Ананасы в шампанском», конечно). Несмотря на то, что современники (Брюсов, Гумилев и др.) больше ценили другие стихи поэта – к примеру, «Это все для ребенка» или «Это было у моря», все же произведения, подобные «Мороженому из сирени», составившие основной корпус раннего творчества Северянина, также нуждаются в осмыслении.

В уже упомянутой статье Валерий Брюсов прослеживает в ряде стихотворений Северянина «злую иронию», которая ярко проявляется в ряде метких выражений. В своеобразную издевку превращается строка: «Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа…» Иными словами, даже в «Мороженом из сирени», которое сложно в этом заподозрить, кроется критика той публики, для которой и пишет поэт.

Активное использование неологизмов – еще одна отличительная черта стиля Северянина. В отличие от кубофутуристов, он не изобретает собственный заумный язык – его неологизмы сообразно с правилами русского языка. Именно поэтому Владислав Ходасевич в ответ на критику в адрес поэта замечает, что в его стихах «много новых слов, но приемы словообразования у него не новы». Опасения у Ходасевича вызывает лишь то, что из-за подобных особенностей поэтической речи «стихи Северянина рискуют устареть слишком быстро». Иного мнения придерживался Брюсов: по его словам, некоторые удачные неологизмы (например, «олунить») «могут сохраниться в языке». Такой расчет, судя по всему, не оправдался.

Насыщая текст неологизмами, Северянин добивается сразу нескольких целей: во-первых, передает «чувство современности»; во-вторых, создает свой уникальный стиль – немного вычурный, но выразительный, органичный и традициям русской литературы, и эпохе новаторства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: