Николай рубцов ~ букет (я буду долго гнать велосипед…) (+ анализ)

Анализ стихотворения н.рубцова "букет"

Анализ стихотворения «Зеленые цветы» Рубцова

Произведение «Зеленые цветы» Николая Михайловича Рубцова вошло в посмертный сборник поэта с тем же названием.

Стихотворение написано в 1967 году. Его автору в этот момент исполнился 31 год, его поэзия приобретает известность, вышел очередной сборник стихов. Несколькими годами ранее он познакомился с земляком, поэтом С. Чухиным, который также учился в Литинституте. Считается, что именно по впечатлениям летнего посещения с другом деревни Дмитриевское, где жила бабушка С. Чухина, поэт и создал данное произведение. По жанру – пейзажная лирика с философской нотой, по размеру – ямб с опоясывающей рифмовкой, 4 строфы. Лирическим героем является сам автор. Интонация задумчивая. В 1 строфе он бродит лугом «один или с хорошим другом». Оба не терпят суеты, умеют молчать, настроены на один и тот же лад. «Светлеет грусть»: метафора и инверсия. Уходят тревоги бытовые, вечность вступает в свои права. «Шум и пыльные хвосты»: транспорт, которым они добирались до глубинки. Даже эти нехитрые признаки прогресса позади, поэт восклицает почти с удовлетворением: все улеглось! Они наедине с природой, остатками сельской жизни, в звенящей тишине неповторимого мгновения. Герой почтительно замирает: мир устроен грозно и прекрасно. Казалось бы, не очень романтический пейзаж, но даже он своей естественностью, подлинностью, вневременностью рождает столь высокие эпитеты. «Легче там, где поле и цветы»: строка составлена почти по-детски, без патетики. «Медленном пути»: кажется, что спешить некуда. «День расцветает»: отличная погода. «Но… чего-то не хватает»: окружающий праздник жизни скрывает еще большую тайну, вечно ускользающую: тайну бытия, жизни и смерти, предназначения человека. Поиск разгадки он сравнивает с поиском в траве упавшей звезды, как шанс встретить в степи цветы с зелеными лепестками, да еще с белыми листьями и стебельками. Фантастический образ подан почти буднично, как бы мимоходом, как размышление. Но здесь и кроется мечта, в такие дали устремлено сердце Н. Рубцова – где растут, должно быть, неувядаемые, небывалые для этого мира, цветы. Олицетворение: день, играя. Россыпь многоточий. Эпитеты: многоцветным, погаснувшей. Многосоюзие, ряд инверсий, противопоставление суеты природе, а уже самой природы – миру, скрытому от глаз.

Впервые «Зеленые цветы» Н. Рубцова были напечатаны еще при жизни поэта в газете «Новый путь».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Сочинение о стихе В горнице моей светло

«В горнице» – самое известное стихотворение Рубцова, ставшее его визитной карточкой. Не в последнюю очередь популярности способствовало то, что текст положен на музыку. Более того – нередко происходит путаница.

Песню на стихи Николая Михайловича, написанные в начале 1960‑х годов, часто принимают за образец русского фольклора. Ничего удивительного в этом нет. В рассматриваемом произведении используются традиционные для народного творчества образы, его отличает напевность, особая душевность, искренность.

В первом четверостишии появляется образ звезды, характерный для творчества Рубцова и олицетворяющий надежду, высокие идеалы, судьбу. Идущий от нее свет – свет духовный. Потом появляется матушка лирического героя, в молчании приносящая воду. Завершается первое четверостишие многоточием.

Далее становится понятно, что описанная картина – это прекрасные воспоминания героя о прошедшем давно детстве. При помощи начальных четырех строк воспроизводится атмосфера уюта, умиротворенности. Читатель настраивается на спокойный лад. Песенные интонации словно убаюкивают его.

Во второй строфе настроение меняется. Место светлых воспоминаний занимает не слишком радостная действительность. Герой рассказывает о красных цветах, увядших в садике, почти сгнившей лодке на речной мели. Первый образ – автобиографичен. Рубцов писал, что со смертью матери в его памяти навсегда остался связанным «удивительно красивый алый цветок».

В третьей строфе не случайно возникает ива – традиционный для русской лирики символ печали. Под ней, не забывая о любимой матушке, герой намерен начать восстановление собственной жизни. Он собирается поливать цветы, думать о своей судьбе, мастерить новую лодку.

«В горнице» – глубоко личное стихотворение, в котором Рубцов не побоялся раскрыть читателям душу, поделиться болью от потери близкого человека и светлыми детскими воспоминаниями. В этой искренности – еще один секрет невероятного успеха произведения.

Мне нравится5Не нравится2

С уверенностью можно сказать, что это одно из лучших стихотворений талантливого поэта. Открытость души, глубокие чувства, своеобразная передача переживаний — всё это характерно для стихотворения «В горнице» и для всего творчества поэта. Пластичность, напевность многих стихов Н. Рубцова сделали их песнями.

Итоговая таблица рейтинга

Краткий анализ произведения
54

Подробный анализ стихотворения
25

Анализ стихотворения «В горнице»
4

Сочинение о стихе В горнице моей светло
3

О Рубцове

Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».

Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живёт в Ленинграде — рабочим, в Москве — студентом Литературного института им. М. Горького, совершает поездку в Сибирь.

В 1962 он поступил в Литературный институт и познакомился с В. Соколовым, С. Куняевым, В. Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию своих стихов.

Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971.

После смерти Н. Рубцова были опубликованы его сборники: «Последний пароход»(1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).

О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:

Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета.
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

РУБЦОВ, Николай Михайлович (3.I.1936, пос. Емецк Архангельской области, — 19.I.1971, Вологда) — русский советский поэт. Воспитывался в детских домах, учился в лесотехническом техникуме (г. Тотьма Вологодской области). Работал кочегаром рыболовного судна, позже — на Кировском заводе (Ленинград). Окончил Литературный институт им. М. Горького (1969). Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Поэзия Рубцова отмечена подлинностью авторской интонации, глубиной и оригинальностью мироощущения. Поэт как бы вслушивался в «голоса» природы, истории, народа и воплощал их в слове и ритме. Критика нередко рассматривала Рубцова как «певца деревни», однако он обратился к теме деревни лишь в зрелости, и она была для него не самоцелью, а формой поэтического мышления о мире в целом: «В деревне виднее природа и люди… виднее… на чём поднималась великая Русь». Поэзия Рубцова обладает сложной, тонко разработанной структурой, богатством и многогранностью поэтического языка.

Соч.: Зелёные цветы, М., 1971; Последний пароход, М., 1973; Избр. лирика, Вологда, 1974; Подорожники, М., 1976; Стихотворения, М., 1977.

Лит. Передреев А., Мир, отражённый в душе, «Лит. Россия», 1967, 22 сент.; Куняев С., Словами простыми и точными, «Лит. газета», 1967, 22 нояб.; Ланщиков А., Много или всё-таки плохо?…, «ВЛ», 1969, № 1; Михайлов Ал., «Посреди очарованных трав…», «Дружба народов», 1969, № 2; Дементьев В., Предвечернее Николая Рубцова, «Москва», 1973, № 3; Кожинов В., Николай Рубцов, М., 1976; Пикач А., «Я люблю судьбу свою…» (О поэзии Николая Рубцова), «ВЛ», 1977, № 9.

В. В. Кожинов

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 9. — М.: Советская энциклопедия, 1978

Анализ стихотворения Рубцова «Букет»

В середине 1950-х годов Рубцов приехал к своему родному брату Альберту, жившему тогда в поселке Приютино Ленинградской области. Там поэт познакомился с Таей Смирновой, ставшей впоследствии его музой. Спустя короткое время Николая Михайловича призвали на срочную службу. Он попал на эсминец «Острый», относящийся к Северному флоту. На протяжении нескольких лет Рубцов вел переписку с Таей, оставшейся в Приютино. Молодые люди обменивались фотоснимками и открытками, активно общались. В апреле 1958 года Николай Михайлович получил отпуск, длившийся более пятидесяти дней. В его рамках посетил он и любимую девушку. Тогда же навсегда прекратились их отношения. Смирнова отвергла поэта. Причина была весьма прозаичной – Тая не чувствовала себя за ним, как за каменной стеной. Рубцов не мог похвастаться ни богатством, ни привлекательными перспективами. Бросившей его девушке поэт посвятил ряд стихотворений. Пожалуй, самое известное из них – «Букет».

Изначальный вариант произведения назывался «Желание». Впервые он был напечатан в мурманской газете «Комсомолец Заполярья» в августе 1958 года. «Букет», известный нам ныне, появился несколько позже. В стихотворении отразилась боль молодого человека от расставания с любимой девушкой. Его отвергли, и оставленная на сердце рана не собирается заживать. Роман завершился, но чувства никуда не ушли. Лирический герой понимает, что ничего не вернуть и не исправить. Тем не менее, на велосипеде он отправляется за букетом цветов, не в магазин и не на рынок, а в глухие поля. В этом поступке есть какая-то особенная милая простота, чистота и искренность. Герой преподносит полевые цветы бывшей девушке. Из его прямой речи читатели узнают некоторые детали их отношений. У дамы появился новый кавалер, с ним она успела позабыть о старом романе. В словах героя слышится обида, в них чувствуется разочарование, но нет ненависти или злости

Для него не столь важно вернуть девушку, сколько подарить ей букет, напомнив о себе, об их общем прошлом

Многие стихотворения Рубцова становились песнями. На музыку положен и «Букет». В качестве композитора выступил Александр Барыкин. По его словам, песню он написал буквально за пятнадцать минут. История о несчастной любви пришлась по душе советским слушателям. Композиция быстро набрала популярность, пластинка с ней разошлась большим тиражом, и по сей день трек можно услышать на русскоязычных радиостанциях.

Николай РубцовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Подробный анализ стихотворения

История создания

Одно из самых лиричных, душевных произведений Н. Рубцова стихотворение «В горнице» написано в 1965 году. Поэту 29 лет. Он учится в литературном институте в г. Москва. Это не понятый современниками и еще не признанный поэт, несмотря на то, что он выпустил уже один сборник своих стихов, правда, в «самиздате».

А сегодня он многих читателей поражает своей искренностью, открытостью души. Моим современникам стихотворение «В горнице» еще известно песней. Она теперь популярна и любима многими.

Жанр: элегия, потому что воссоздает настроение грусти, светлой печали.

Раскрытие темы. Лирический герой. Композиция. 

Поэт говорит о себе, о своей жизни, чувствах, надеждах. Стихотворение сразу вводит в мир крестьянского быта. Мы видим горницу — чистую, уютную комнату в избе, освещенную светом звезды, заглядывающей в окно.

Это мир детства Николая Рубцова. Время, когда еще жива матушка. Матушка! Какое красивое и ласковое слово. Это хозяюшка-хлопотунья, которая и детей приласкает. Нежность, любовь чувствуется в этом слове. Слышится в нем и боль раннего сиротства.

Поэт никогда не сможет забыть, как заботливо и любовно выращивал аленький цветочек для уже больной мамы, чтобы порадовать её подарком, а нёс его за гробом матери.

Первая строфа обрывается многоточием, как обрывается и само воспоминание о прошлом. Взгляд поэта устремляется в настоящее. Его тоже сопровождают ноты грусти и печали. Детали быта – завядшие красные цветы, догнивающая лодка — свидетельства заброшенности и неустроенности жизни поэта.

Неслучаен и образ ивы — плакучего дерева, символа печали. Хлопотливый день сулит заботы. Это спокойные и важные для поэта дела. Среди них — «думать о своей судьбе». Это так же необходимо, как «поливать цветы» и «мастерить лодку».

Это путеводная нить и в прошлое — поэтому звезда появляется в первой строфе, и в будущее — есть она и в последней строфе. Это символ надежды на поддержку в выборе своего пути, поддержку каждого шага по жизни.

Все стихотворение проникнуто легкой грустью, за которой чувствуется неустроенная судьба поэта — человека, к тридцати годам много пережившего, одинокого. В стихотворении много прекрасного и поэтичного. Плавность повествования позволило переложить стихи на песню.

Художественные средства выразительности

Стихотворение отличает лексика, рисующая деревенский быт: горница, матушка и даже ведро, как символ сельского мира, как балалайка у Есенина. Эпитеты и метафора служат для эмоционального восприятия изображаемого: «хлопотливый день», «дремлет кружевная тень».

Инверсия — «дремлет тень» — придаёт плавность и напевность строке. Рифма, стихотворный размер. Рифма перекрестная. Стихотворный размер — хорей.

Восприятие

Стихотворение сразу трогает душу. За такими простыми словами и короткими предложениями мне увиделся большой мир неординарного человека. Поразила глубина его переживаний. Очень полюбилась песня на эти стихи.

Мне нравится41Не нравится16

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: