Стихотворение «чем чаще празднует лицей» пушкин александр сергеевич

«чем чаще празднует лицей…» а. пушкин

Композиция, построение произведения

Это лирико-эпическое произведение начинается экспозицией, в которой автор описывает природу такой, какой видит ее в момент создания своего произведения

«Роняет лес багряный свой убор», — эта строка описывает осенний листопад. Читатель понимает, что поэту из окна его дома виден лиственный или смешанный лес

Изобразив картину за окном, поэт перемещает внимание читателя в комнату с горящим камином и бутылкой вина на столе. Экспозиция занимает одну строфу

В последних строках первой строфы автор переходит к собственным чувствам. Он испытывает печаль от того, что рядом с ним нет добрых друзей.

В третьей строфе он обращается к лицеистам, спрашивает:

Четвертая строфа посвящена Николаю Корсакову, который, служил в Министерстве иностранных дел, был отправлен в Рим, где служил в русской миссии. Он умер от чахотки в 1820 году и похоронен на греческом православном кладбище в Ливорно.

В пятой и шестой строфах Пушкин обращается к Матюшкину, который морями грезил с лицейских лет, за что получил прозвище «Федернелька, плыть хочется». Матюшкин дослужился до звания адмирала.

В следующих двух строфах Пушкин обращается ко всем лицеистам. Не называя имен, признается:

Следующие строфы он посвятил друзьям, которые не побоялись навестить опального пленника. Пушкин пишет, что первым его навестил Иван Пущин. Потом, на дороге Пушкин встретился с Горчаковым. И, несмотря на то, что фортуна действительно улыбнулась князю, он легко поднимался по карьерной лестнице, Горчаков ценил лицейскую дружбу, не раз вступался за декабриста Кюхельбекера, помогал Пушкину и поддерживал его.

Далее две строфы поэт посвятил Дельвигу. Последние слова звучат как признание собственной ошибки:

Далее Пушкин обращается к Кюхельбекеру, приглашает его навестить у себя в имении:

В 14-й строфе автор обещает вернуться, чтобы на следующей лицейской годовщине встретиться с ними со всеми. 15-я и 16-я строфы звучат как тосты. Первый тост за лицей и учителей, второй тост за императора. В этом стихотворении нет ни нотки обиды или нападок на царя:

В завершение стихотворения поэт пытается заглянуть в будущее, задается вопросом, кто из них, доживет до глубокой старости и будет в одиночестве отмечать этот день. Ему он пожелал встретить праздник «без горя и забот». Когда поэт писал это стихотворение, он не знал ответа на свой вопрос. Мы, потомки, двести лет спустя ответить на этот вопрос можем. Дольше всех из лицеистов, друзей Пушкина прожил светлейший князь Александр Михайлович Горчаков. Прожив достойную жизнь длиной в 85 лет, он умер в 1883 году.

В стихотворении всего 18 строф, по 8 стихов в каждой строфе. Стихотворный размер произведения — пятистопный ямб. Рифмовка кольцевая и перекрестная. Кольцевые рифмы встречаются в первом четверостишии каждой строфы. Мужские окончания в стихах сочетаются с женскими.

Воспоминания в Царском селе (1829)

Воспоминаньями смущенный, Исполнен сладкою тоской, Сады прекрасные, под сумрак ваш священный Вхожу с поникшею главой. Так отрок Библии, безумный расточитель, До капли истощив раскаянья фиал, Увидев наконец родимую обитель, Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных, В бесплодном вихре суеты, О, много расточил сокровищ я сердечных За недоступные мечты, И долго я блуждал, и часто, утомленный, Раскаяньем горя, предчувствуя беды, Я думал о тебе, предел благословенный, Воображал сип сады.

Воображал сей день счастливый, Когда средь вас возник Лицей, И слышу наших игр я снова шум игривый И вижу вновь семью друзей. Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым, Мечтанья смутные в груди моей тая, Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым, Поэтом забываюсь я.

И въявь я вижу пред собою Дней прошлых гордые следы. Еще исполнены великою женою, Ее любимые сады Стоят населены чертогами, вратами, Столпами, башнями, кумирами богов, И славой мраморной, и медными хвалами Екатерининских орлов.

Садятся призраки героев У посвященных им столпов, Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев, Перун кагульских берегов1 Вот, вот могучий вождь полунощного флага 2, Пред кем морей пожар и плавал и летал. Вот верный брат его, герой Архипелага, Вот наваринский Ганнибал3.

Среди святых воспоминаний Я с детских лет здесь возрастал, А глухо между тем поток народной брани Уж бесновался и роптал. Отчизну обняла кровавая забота, Россия двинулась, и мимо нас волной Шли тучи конные, брадатая пехота, И пушек медных светлый строй. —— . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . На юных ратников взирали, Ловили брани дальний звук, И детские лета и . . . . . . . . . . проклинали И узы строгие наук. И многих не пришло. При звуке песней новых Почили славные в полях Бородина, На кульмских высотах, в лесах Литвы суровых, Вблизи Монмартра . . . . . . . . . . .

1 Граф П. А. Румянцев-Задунайский. 2 Граф А. Г. Орлов-Чесменский. 3 И. А. Ганнибал, принявший участие в сражении при Наварине и в Чесменском бою.

Жанр, направление, размер

Анализируемое нами лирическое стихотворение «19 октября» является дружеским посланием. Автор напрямую обращается к своим друзьям, называет их имена, даёт каждому определённую характеристику. Хоть в названии и не фигурируют все адресаты, всё равно становиться понятно, кому посвящено «19 октября». Послания очень характерны для текстов Александра Пушкина. Самыми известными примерами произведений данного жанра считаются «К Чаадаеву» и « И. И. Пущину», написанные поэтом в разные годы его жизни.

Важно сказать и то, что стихотворение творца содержит в себе элементы гражданской лирики. Автор упоминает фигуру царя Александра 1

Как известно, у Пушкина были очень натянутые отношения с монархом. Правитель считал поэта «вольнодумцем», опасался его. По приказу государя, творец был сослан в имение Михайловское. В произведении дана не очень лестная характеристика самодержца, который является «рабом молвы, сомнений и страстей»

Однако внимание концентрируется не на этом. Строки «Простим ему неправое гоненье://Он взял Париж, он основал лицей» превращают серьёзное обвинение в обычную шутку

Кроме того, в стихотворении присутствуют и ярко выраженные патриотические мотивы. Царское село — Отечество лирического героя. Он любит лицей, который является частью его родной страны.

«19 октября» написано излюбленным пушкинским размером, 5-стопным ямбом. Поэт отдавал предпочтение лёгкости, мелодичности своих произведений.

Композиция

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» имеет кольцевую композицию. Оно начинается описанием того, как лирический герой встречает 19 октября один, в отдалении от своих товарищей. Он испытывает грусть, тоскует по близким людям. Заканчивается произведение мыслями о будущем, когда в живых останется лишь один из лицеистов. Теперь первоначальный мотив разлуки с друзьями приобретает более трагичный и философский смысл.

  1. Неким вступлением стихотворения является часть, описывающая чувства лирического субъекта, его переживания. Герой «пьёт один», чтобы получить «минутное забвение».
  2. В основной части появляются образы лицеистов. Автор называет не все имена, кому-то даётся очень точная характеристика, по которой сразу можно понять, чья это фигура. Упоминаются так же Александр 1 и Фёдор Толстой.
  3. Конец у произведения очень философский. В нём возникают мотивы яркой жизни и неизбежной смерти. «Пируйте же, пока ещё мы тут»,- пишет Александр Сергеевич Пушкин.

История создания

Всем нам известно, какое значимое место занимал Императорский Царскосельский лицей в жизни Пушкина. Своих любимых друзей он обрёл именно в годы пребывания в данном учебном заведении. У выпускников было заведено каждый год собираться 19 октября, в день основания лицея, и вспоминать радостные моменты обучения, рассказывать о текущих событиях, размышлять о планах на будущее

Для Александра Сергеевича Пушкина эта дата была очень важной

Так случилось, что в 1825 году поэт находился в ссылке в Михайловском. Он не мог покинуть имение и приехать на встречу с близкими его сердцу друзьями. Творец сочиняет стихотворение «19 октября», в котором описывает свои эмоции: грусть от того, что ему приходиться праздновать 19 октября в одиночку, печаль из-за погибшего Николая Корсокова, радость и лёгкую ностальгию.

Но в 1825 году годовщина приобрела совершенно иное значение для многих выпускников: именно в этом году, в декабре, было восстание декабристов, среди которых было множество друзей Пушкина. По сути, это был последний шанс собраться всем вместе, ведь после неудачного переворота многие дворяне попали в опалу или были приговорены к каторге.

К сестре

Ты хочешь, друг бесценный, Чтоб я, поэт младой, Беседовал с тобой И с лирою забвенной, Мечтами окриленный, Оставил монастырь И край уединенный, Где непрерывный мир Во мраке опустился И в пустыни глухой Безмолвно воцарился С угрюмой тишиной. . . . . . . И быстрою стрелой На невской брег примчуся. С подругой обнимуся Весны моей златой, И, как певец Людмилы Мечты невольник милый, Взошед под отчий кров, Несу тебе не злато (Чернец я небогатый), В подарок пук стихов.

Тайком взошед в диванну, Хоть помощью пера, О, как тебя застану, Любезная сестра? Чем сердце занимаешь Вечернею порой? Жан-Жака ли читаешь, Жанлиса ль пред тобой? Иль с резвым Гамильтоном Смеешься всей душой? Иль с Греем и Томсоном Ты пренеслась мечтой В поля,где от дубравы В дол веет ветерок, И шепчет лес кудрявый, И мчится величавый С вершины гор поток? Иль моську престарелу, В подушках поседелу, Окутав в длинну шаль И с нежностью лелея, Ты к ней зовешь Морфея? Иль смотришь в темну даль Задумчивой Светланой Над шумною Невой? Иль звучным фортепьяно Под беглою рукой Моцарта ояшвляешь? Иль тоны повторяешь Пиччини и Рамо?

Но вот уж я с тобою, И в радости немой Твой друг расцвел душою, Как ясный вешний день. Забыты дни разлуки, Дни горести и скуки, Исчезла грусти тень.

Но это лишь мечтанье! Увы, в монастыре, При бледном свеч сиянье, Один пишу к сестре. Все тихо в мрачной келье: Защелка на дверях, Молчанье, враг веселий, И скука на часах! Стул ветхий, необитый, И шаткая постель, Сосуд, водой налитый, Соломенна свирель — Вот все, что пред собою Я вижу, пробужден. Фантазия, тобою Одной я награжден, Тобою пренесенный К волшебной Иппокрене, И в келье я блажен.

Что было бы со мною, Богиня, без тебя? Знакомый с суетою, Приятной для меня, Увлечен в даль судьбою, Я вдруг в глухих стенах, Как Леты на брегах, Явился заключенным, Навеки погребенным, И скрыпнули врата, Сомкнувшися за мною, И мира красота Оделась черной мглою!.. С тех пор гляжу па свет, Как узник из темницы На яркий блеск денницы. Светило ль дня взойдет, Луч кинув позлащенный Сквозь узкое окно, Но сердце помраченно Не радует оно. Иль позднею порою, Как луч на небесах, Покрытых чернотою, Темнеет в облаках,— С унынием встречаю Я сумрачную тень И с вздохом провожаю Скрывающийся день!.. Сквозь слез смотрю в решетки, Перебирая четки.

Но время протечет, И с каменных ворот Падут, падут затворы, И в пышный Петроград Через долины, горы Ретивые примчат; Спеша на новоселье, Оставлю темну келью, Поля, сады свои; Под стол клобук с веригой — И прилечу расстригой В объятия твои.

В. А. Жуковский Ж.-Ж. Руссо. Героиня одноименной баллады В. А. Жуковского.

1814 г.

Образы

Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «19 октября», который очень похож на самого Пушкина. Герой является поэтом, тонко чувствующей натурой. Ему тяжело даётся разлука с близкими людьми. 19 октября, в столь важный для него день, друзей нет рядом. Творец очень внимателен к деталям, наблюдателен. Лирический субъект способен анализировать окружающую его обстановку. Поэт не боится нелестно отзываться о монархе, правящем на данный момент. Читатели видят, как сильно герой привязан к своим друзьям. Для него обучение в Царском селе стало одним из самых важных событий в жизни. Мы узнаём, что стихотворец — очень эрудированный человек. С некоторыми из своих товарищей он разговаривает о Шиллере, предаётся мечтаниям.

Образы лицеистов в стихотворении «19 октября» тоже нельзя обойти вниманием. Описания друзей лирического субъекта занимают большую часть текста

Фигуры товарищей творца как нельзя лучше раскрывают тему братства в стихотворении.

  • Первым Пушкин упоминает покойного Николая Корсакова. Он отдаёт дань памяти «кудрявому певцу». Читатели узнают, где похоронен композитор, как складывалась его судьба.
  • Затем автор рисует образ Фёдора Матюшкина, который после выпуска из Царского села стал моряком. Детали играют значимую роль в раскрытии характеров лицеистов. Так, например, «чужих небес любовник беспокойный» был весёлым и лёгким на подъём человеком. Об этом нам говорит всего одно слово «шутя».
  • Лирический герой радуется, что его друг сохранил в своей душе прежние нравы. Даже находясь далеко, Матюшкин «простирал из-за моря руку», всегда помнил о забавах и шуме Царского села.
  • В произведении упоминается и пушкинская ссылка. Автор называет фамилии Пущина, Горчакова и Дельвига. С этими лицеистами поэт встретился в Михайловском.
  • 11 января 1825 года Иван Иванович Пущин приехал повидаться со своим давним другом. Для Пушкина это событие стало знаковым, творец посвящает целое стихотворение произошедшему («И. И. Пущину»).
  • С князем Горчаковым поэт никогда близко не общался, однако случайно встретившись, оба молодых человека выказали почтение друг другу, тепло обнялись.
  • Удивителен образ Дельвига, старого друга Пушкина. Товарищи были очень близки, их роднила любовь к поэзии. Однако лицеисты по-разному распоряжались своим даром: один ценил «рукоплескания», другой же «гений свой воспитывал в теши». Автор «19 октября» добродушно подтрунивает над некоторыми пороками Дельвига. Он называет поэта «сыном лени».
  • Появляется в стихотворении и Кюхельбекер, к нему одному Пушкин обращается по имени. Творец жаждет встречи с товарищем, «запоздалым другом».
  • Стоит также сказать и о лицеисте, упомянутом в самом конце произведения. Князь Горчаков остаётся последним из выпускников, «докучным гостем». Именно ему приходиться отмечать 19 октября в полном одиночестве.

Анализ стихотворения Лермонтова «Исповедь»

Впервые стихотворение «Исповедь» журнал «Отечественные записки» опубликовал после смерти Лермонтова – в 1859 году. Датируется оно второй половиной 1831-го. На момент написания произведения поэту было семнадцать лет, причем жизнь его складывалась не лучшим образом. За плечами остались две несчастных любви – к Екатерине Александровне Сушковой и Наталье Федоровне Ивановой. Бабушка Лермонтова постоянно конфликтовала с его отцом, не желая отдавать ему внука.

Их ссоры угнетали Михаила Юрьевича, но помирить родственников он был не в силах. Семейные распри нашли отражение в автобиографической драме «Menschen und Leidenschaften» (1830) и ряде других произведений. Первого октября 1831 года Юрий Петрович Лермонтов скончался, что послужило причиной возникновения депрессии у его сына

Принимая во внимание все вышеописанные обстоятельства, становится понятно, почему ключевой образ раннего творчества Михаила Юрьевича – это романтически разочарованный молодой человек, на долю которого выпали страдания. Несмотря на юный возраст, он уже успел столкнуться с коварством и обманом окружающих людей, отсутствием у них моральных принципов

Нравственный максимализм – не менявшаяся со временем жизненная позиция Лермонтова, хотя с возрастом и произошло некоторое смягчение. В раннем творчестве поиски совершенства в человеческой природе и мироздании представлены в виде важнейшей внутренней потребности. В «Исповеди» лирический герой раскрывает свои взгляды на то, какой должна быть идеальная окружающая действительность. Ему хочется верить, что иногда человек способен на прощение ближним незначительных ошибок, что «время лечит от страданья», что «мир для счастья сотворен», что добродетель – это не просто слово, что поцелуи и улыбки людей не всегда коварны. И по форме, и по содержанию стихотворение четко делится на две части. Первые двенадцать строк – идеалистические представления о жизни. Вторые – то, как дела обстоят на самом деле, и описание душевного состояния лирического героя. Естественно, реальность от мечты оказывается далека: «Но вере теплой опыт хладный противоречит каждый миг». Мрачная действительность угнетает. Герой называет свой ум безотрадным, сердце – полным сожалений. Страдание становится для него неотъемлемой частью жизни. При ослаблении страданий, он словно утрачивает личность, выпадает из мира высших и человеческих ценностей. На примере «Исповеди» видна интересная особенность творчества Лермонтова – сочетание глубокой веры в жизнь, в людей с разочарованием от царящего вокруг обмана, часто встречающейся несправедливости, коварства, предательства, лжи. Заглавие стихотворения возникает неслучайно. Юношеская лирика Михаила Юрьевича – это дневник, в котором затрагивается широкий спектр проблем философских, любовных и даже иногда политических. Недаром в немалой части стихотворений в качестве заглавия используются даты или инициалы, что больше характерно для личных заметок и писем, чем для поэзии. Здесь стоит вспомнить и о жанрах, преимущественно используемых Лермонтовым в раннем творчестве. Его самые важные произведения того времени представляют собой нечто среднее между стихотворной дневниковой записью, монологом и лирической исповедью. Жанры, традиционные для восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия (сатира, элегия, ода), в творчестве Михаила Юрьевича смешиваются, теряют свои очертания. Каждое лермонтовское стихотворение глубоко лично. В характерах многих лирических героев нашли отражение черты самого поэта. И «Исповедь» – не исключение.

Проблемы

Проблематика произведения «19 октября» представлена ниже:

  1. Проблема предательства очень сильно контрастирует с основной темой стихотворения. Строки «Друзьям иным душой предался нежной, // Но горек был не братский их привет» отсылают читателей к истории, связанной с Фёдором Толстым, с которым Пушкин познакомился уже после выпуска из царскосельского лицея в 1819 году. Новый товарищ поэта опорочил его честь. Он сказал, что перед отправлением в ссылку творца выпороли в охранном отделении. Такая клевета возмутила Пушкина, он посвятил своему обидчику эпиграмму «В жизни мрачной и призренной…».
  2. Проблема одиночества появляется в тексте несколько раз: в начале и в конце. Лирический герой празднует 19 октября, его друзья далеко, однако они живы. Лицеисты вспоминают своего товарища, не перестают любить его. Здесь речь идёт о разлуке, которая скоро превратится в долгожданную встречу. В конце стихотворения появляется мысль о смерти. Когда все друзья уже будут мертвы, последнему оставшемуся в живых лицеисту будет тяжело и грустно. Возникает мотив вынужденного одиночества, отстранённости от всего мира.
  3. Проблема сохранения воспоминаний о важных людях, событиях, годах жизни тоже фигурирует в стихотворении. Никто из лицейских друзей лирического героя не забыл о нравах Царского Села, забавах и мечтаниях. Даже находясь далеко друг от друга, товарищи не переставали надеяться на скорую встречу. Они остались верны самим себе и своим юношеским клятвам, обещаниям. Спустя много лет выпускники всё ещё собираются вместе, чтобы отметить 19 октября.

Основная идея

Смысл стихотворения «19 октября» — это поэтическое выражение ценности дружбы. Пушкин показывает, как близкие люди могут изменить привычный мир человека. Товарищи очень важны для лирического героя. Они не отвернулись от него в сложный период «заточения». Лицеисты навещали поэта, помогали ему добрыми словами.

Для Пушкина нет ничего значимее дружбы. Главная мысль стихотворения «19 октября» передается с помощью определённого настроения произведения. Грусть разлуки сменяется радостью тёплых воспоминаний, мыслями о грядущем и желанием скорейшей встречи. Творец создаёт очень яркие и запоминающиеся образы лицеистов, тем самым, показывая, какую значимую роль товарищи сыграли в его жизни.

В произведении также скрыт и философский смысл. Наше существование ограниченно рамками времени, люди не вечны, поэтому стоит наслаждаться тем, что мы имеем сейчас. Друзья рано или поздно покинут этот мир, поэтому нужно «пировать», радоваться каждому мгновению, проведённому с близкими людьми.

Была пора: наш праздник молодой…

Была пора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розгами венчался, И с песнями бокалов звон мешался, И тесною сидели мы толпой. Тогда, душой беспечные невежды, Мы жили все и легче и смелей, Мы пили все за здравие надежды И юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш; Меж нами речь не так игриво льется, Просторнее, грустнее мы сидим, И реже смех средь песен раздается, И чаще мы вздыхаем и молчим.

Всему пора: уж двадцать пятый раз Мы празднуем Лицея день заветный. Прошли года чредою незаметной, И как они переменили нас! Недаром — нет — промчалась четверть века Не сетуйте: таков судьбы закон; Вращается весь мир вкруг человека,— Ужель один недвижим будет он?

Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися смущенные народы; И высились и падали цари; И кровь людей то славы, то свободы, То гордости багрила алтари.

Вы помните: когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей. Тогда гроза двенадцатого года Еще спала. Еще Наполеон Не испытал великого народа — Еще грозил и колебался он.

Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас… и племена сразились, Русь обняла кичливого врага, И заревом московским озарились Его полкам готовые снега.

Вы помните, как наш Агамемнон Из пленного Парижа к нам примчался. Какой восторг тогда пред ним раздался! Как был велик, как был прекрасен он, Народов друг, спаситель их свободы! Вы помните — как оживились вдруг Сии сады, сии живые воды, Где проводил он славный свой досуг.

И нет его — и Русь оставил он, Взнесенну им над миром изумленным, И на скале изгнанником забвенным, Всему чужой, угас Наполеон. И новый царь, суровый и могучий, На рубеже Европы бодро стал, И над землей сошлися новы тучи, И ураган их . . . . . . . . . . .

Краткий анализ стиха «19 октября» А. С. Пушкин

Вариант 1

Стих «19 октября» – это настоящий гимн дружбы, которые уже многие десятилетия вдохновляет людей поддерживать дружеские отношения, с уважением относиться к наставникам. Тема стихотворения – вознесение дружбы, напутствие и послание Пушкина, которое он посылает своим друзья из ссылки. Знаменитые стихи Пушкина о дружбе пополнило и это стихотворение.

Находясь в изгнании, он не мог присутствовать на Дне Лицея, где каждый год собирались его товарищи

Идея произведения – показать, как важно иметь крепкие отношения со своими друзьями. Пушкин легко делится тем, через что он прошел

Он говорит о своей печали, о заботах, о том, как скучает за всеми.

Средства выразительности всегда присутствуют в работах Пушкина. Здесь больше всего эпитетов и сравнений. Также есть много добрых и теплых обращений. Это говорит о том, что стих относится к жанру посланий. Эмоции автора передают частые восклицания, вопросы. Такая компоновка делает речь более живой и повседневной. Есть ощущения, что поэт говорит именно в этот момент.

Вариант 2

Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.

В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.

Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его, лицея превратил.

Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.

Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.

Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837)

***

Чем чаще празднует лицей[]
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш,
И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят[],
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят –
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.
1831
* * *
   …Вновь я посетил[]
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
                  Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет[] — уж за стеною
Не слышу я шагов
ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
   Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
                        На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
                        Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
1835

А. С. Пушкин. ПСС. М.: Наука. 1966.– т.3, с.228
1. Чем чаще празднует лицей… – при жизни Пушкина не печаталось. Стихотворение написано для лицейской годовщины
19 октября 1831 г. ()2. Шесть мест упраздненных стоят… – к этому времени умерло шесть лицеистов первого выпуска:
Ржевский (ум. в 1817 г.), Корсаков (1820), Костенский (1830), Саврасов (1830), Есаков (1831) и Дельвиг (1831). ()3. Вновь я посетил… – впервые напечатано в журнале
«Современник», 1837, том V, с. 320–322 под заглавием «Отрывок». При жизни Пушкина не печаталось.
Написано 26 сентября 1835 г. в Михайловском, куда Пушкин приехал после восьмилетнего перерыва (если не считать
четырехдневного пребывания в Михайловском в мае 1835 г.) и провел сентябрь и половину октября 1835 г. ()4. Уже старушки нет… – няня Пушкина Арина Родионовна умерла в Петербурге 31 июля 1828 г.
В черновых рукописях остались отрывки текста, не введенные поэтом в окончательную редакцию.
После стихов
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора,
следовало:
И вечером при завыванье бури
Ее рассказов, мною затверженных
От малых лет, но все приятных сердцу… ()

   
   
Бесы
Утопленник
(«В стране, где я забыл тревоги прежних лет…»)
(» К чему холодные сомненья?..»)
Пушкин А.С. Рисунок и гравюра Т.Райта, 1836 — 1837 гг.  
   
   

Воспоминание (к Пущину)

Помнишь ли, мой брат по чаше, Как в отрадной тишине Мы топили горе наше В чистом, пенистом вине?

Как, укрывшись молчаливо В нашем темном уголке, С Вакхом нежились лениво, Школьной стражи вдалеке?

Помнишь ли друзей шептанье Вкруг бокалов пуншевых, Рюмок грозное молчанье — Пламя трубок грошевых?

Закипев, о, сколь прекрасно Токп дымные текли!.. Вдруг педанта глас ужасный Нам послышался вдали…

И бутылки вмиг разбиты, И бокалы все в окно — Всюду по полу разлиты Пунш и светлое вино.

Убегаем торопливо — Вмиг исчез минутный страх! Щек румяных цвет игривый, Ум и сердце на устах,

Хохот чистого веселья, Неподвижный, тусклый взор Изменяли час похмелья, Сладкий Вакха заговор.

О друзья мои сердечны! Вам клянуся, за столом. Всякий год в часы беспечны Поминать его вином.

Анализ стихотворения Фета “Фантазия”

В поэтический цикл “Мелодии” вошли произведения, в которых фетовская музыкальность достигает кульминации. Особое состояние очарованности, окрыляющее и вдохновляющее лирического героя-поэта, связано с темами ожидания возлюбленной, счастливого свидания, во время которого пара созерцает восхитительные виды ночной природы. Неопределенность облика юной героини – еще одна черта поэтики Фета. Говоря о красоте своей спутницы, автор прибегает к общим определениям: она “светла и легка”, ее “кудри обильны и пышны”, а ясный взгляд светится “всесильным, таинственным счастьем”.

Подробнее…

«19 октября»

Стихотворение «19 октября» было написано в 1825 году к 14-й годовщине лицея.

Пушкин в это время находился в Михайловской ссылке и не мог присутствовать на встрече друзей. В честь праздника он написал стихотворение и послал его товарищам. Оно было зачитано на вечере.

В произведении Пушкин упоминает о лицеистах, которые не дожили до настоящего времени:

«…Я пью один, и на брегах НевыМеня друзья сегодня именуют…Но многие ль и там из вас пируют?Еще кого не досчитались вы?Кто изменил пленительной привычке?Кого от вас увлек холодный свет?Чей глас умолк на братской перекличке?Кто не пришел? Кого меж вами нет?..»

Здесь же Пушкин превозносит лицейские годы:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен —Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас пи бросила судьбинаИ счастие куда б ни повело,Всё те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село…«

Последние строки в последствии стали гимном лицеистов.

Далее Пушкин упоминает о троих друзьях, с которыми он встретился в заточении: Пущиным, Горчаковым и Дельвигом:

«… Поэта дом опальный,О Пущин мой, ты первый посетил;Ты усладил изгнанья день печальный,Ты в день его Лицея превратил…»

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:Но невзначай проселочной дорогойМы встретились и братски обнялись…»

«…И ты пришел, сын лени вдохновенный,О Дельвиг мой: твой голос пробудилСердечный жар, так долго усыпленный,И бодро я судьбу благословил…»

В этом же стихотворении он вспоминает о своем близком лицейском друге Вильгельме Кюхельбекере:

«…Скажи, Вильгельм не то ль и с нами, было,Мой брат родной по музе, по судьбам?..»

В конце послания Пушкин с восторгом отзывается о лицее, который объединил их:

«…Благослови, ликующая муза,Благослови: да здравствует Лицей!Наставникам, хранившим юность нашу,Всем честию, и мертвым и живым,К устам подъяв признательную чашу,Не помня зла, за благо воздадим…»

Пирующие студенты

Друзья! Досужный час настал: Все тихо, все в покое; Скорее скатерть и бокал! Сюда, вино златое! Шшш, шампанское, в стекле. Друзья, почто же с Кантом Сенека, Тацит на столе, Фольянт над фолиантом? Под стол холодных мудрецов, Мы полем овладеем; Под стол ученых дураков! Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем За скатертью студента? На всякий случай изберем Скорее президента. В награду пьяным — оп нальет И пунш и грог душистый, А вам, спартанцы, поднесет Воды в стакане чистой! Апостол неги и прохлад, Мой добрый Галич vale! Ты Эпикуров младший брат, Душа твоя в бокале. Главу венками убери, Будь нашим президентом, И станут самые цари Завидовать студентам!

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный. Взгляни; здесь круг твоих друзей; Бутыль вином налита, За здравье нашей музы пей, Парнасский волокита. Остряк любезный, по рукам! Полней бокал досуга! И вылей сотню эпиграмм На недруга и друга.

А ты, красавец молодой, Сиятельный повеса! Ты будешь Вакха жрец лихой, Па прочее — завеса! Хотя студент, хотя я пьян, Но скромность почитаю; Придвинь же пенистый стакан, На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой , Тряхнем рукою руку, Оставим в чаше круговой Педантам сродну скуку: Не в первый раз мы вместе пьем, Нередко и бранимся, Но чашу дружества нальем — И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет Одним весельем дышишь, Забавный, право, ты поэт, Хоть плохо басни пишешь; С тобой тасуюсь без чинов, Люблю тебя душою, Наполни кружку до краев,— Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес , На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный, Бутылки, рюмки разобьем За здравие Платова, В казачью шапку пунш нальем — И пить давайте снова!..

Приближься, милый наш певец Любимый Аполлоном! Воспой властителя сердец Гитары тихим звоном. Как сладостно в стесненну грудь Томленье звуков льется!.. Но мне ли страстью воздохнуть? Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной , В честь Вакховой станицы Теперь скрыпеть тебе струной Расстроенной скрыпицы? Запойте хором, господа, Нет нужды, что нескладно; Охрипли? — это не беда: Для пьяных всё ведь ладно!

Но что?., я вижу всё вдвоем; Двоится штоф с араком; Вся комната пошла кругом; Покрылись очи мраком… Где вы, товарищи? где я? Скажите, Вакха ради… Вы дремлете, мои друзья, Склонившись на тетради… Писатель за свои грехи! Ты с виду всех трезвее; Вильгельм , прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее.

Профессор российской и латинской словесности, преподававший в Лицее в 1814—1815 гг. будь здоров! (лат.) Кп. А. М. Горчаков. И. И. Пущин — лицейский товарищ А. С. Пушкина. И. В. Малиновский — лицейский товарищ А. С. Пушкина. Н. А. Корсаков — лицейский товарищ А. С. Пушкина. М.Л. Яковлев — лицейский товарищ А. С. Пушкина, хорошо игравший па скрипке (Роде — известный в то время скрипач). В. К. Кюхельбекер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: