Краткое содержание поэмы «Цыганы» Пушкина
Цыганский табор кочует по степи. Описана их веселая жизнь, спокойный сон у колес телег, незамысловатый быт – рваные шатры, ужин на костре.
Цыган-старик ждет свою дочь Земфиру, но она возвращается не одна. Девушка приводит с собой молодого парня по имени Алеко. Она рассказывает, что юноша нарушил закон, скрывается от властей, и хочет жить в цыганском таборе.
Старик без колебаний соглашается принять Алеко в свою семью, готов делить с ним пищу и кров. Отец Земфиры говорит ему, что тот может заняться любым цыганским промыслом – ковать железо, веселить публику, петь.
Парень и девушка влюблены друг в друга. Алеко вырос в богатой семье, в обществе, которое считает порочным и лживым. Юноше по душе цыганская жизнь. Земфира удивлена, что ему не нужны большие дома, женщины в красивых нарядах. Юноша отвечает ей, что в той жизни нет любви, что ему дороже Земфира в своей простенькой одежде.
Прошло несколько лет, цыгане по-прежнему кочуют, Алеко все также нравится их вольная жизнь. Он водит медведя перед благодарной публикой, старик бьет в бубен, а его жена собирает дань. У молодой пары рождается ребенок. Земфира напевает песню, в которой странные слова. Песня рассказывается об охладевших чувствах к мужу, о любви к другому. Девушка намекает, что чувства к Алеко уже прошли. Парень не выдерживает, просит жену замолчать. Ощущая неверность своей возлюбленной, Алеко страдает, неспокойно спит. Своим ночным бредом он пугает Земфиру, и тогда она открывается отцу, что ей опостылел Алеко.
Парень очнулся от тяжелого сна. Старик спрашивает, что беспокоит его? Тот отвечает, что его больше не любит Земфира. Старый цыган разъясняет ему, что цыгане выросли среди ясного неба, на воле, что не стоит слишком серьезно воспринимать любовь. Он призывает парня не переживать по поводу изменчивости женской натуры, что невозможно заставить себя любить. Алеко с чувством вспоминает прежнее отношение Земфиры.
Старик советует парню утешиться и рассказывает ему историю своей жизни. Цыганку, в которую он был влюблен, звали Мариулой. Она-то и родила дочь Земфиру, но влюбилась в другого и сбежала, покинув дочь. Отец Земфиры не стал разыскивать беглецов, мстить им. Он простил свою ветреную жену, отпустил ее с миром. Он считает, что любовь и радость невозможно удержать на привязи, а также, что былого не воротишь.
Алеко недоумевает, как мог старик так поступить, говорит о том, что измену простить бы не смог. Он бы попытался вернуть себе то, на что имеет право. Если бы это не получилось, то он убил бы беззащитного врага, насладившись местью.
Земфира уходит на свидание к другому цыгану, которого полюбила. Они предаются страстной страсти, говорят друг другу нежные слова. Земфира возвращается в семью, пообещав цыгану вновь встретиться. В первый раз Алеко не замечает исчезновения Земфиры, но следующая ночь для влюбленных оказывается роковой. Проснувшийся Алеко, не находит Земфиры рядом. Он взбудоражен, его бросает и в жар, и в холод. Он выходит из шатра, но вокруг все тихо, все спит.
Он идет к могиле, которая виднеется неподалеку. Подойдя к ней, он видит тени, слышит шепот. Один голос говорит, что уже пора уходить. Другой голос просит еще немного повременить, но слышит в ответ, что муж может проснуться.
Алеко вмешивается в разговор влюбленных, отвечает, что муж уже проснулся. Он вонзает нож в любовника жены, а затем убивает и ее. Утром цыгане хоронят убитых, а отец Земфиры требует от убийцы ухода из табора. Цыгане покидают Алеко, который остается в поле один.
Эпилог
Автор рассказывает о том, как, пресытившись политической обстановкой в стране и городской жизнью, кочевал в цыганском таборе. Он пылал страстью к цыганке, по имени Мариула. Автору нравилась их вольная жизнь, но и у цыган не нашел счастья. Автор видел в ней те же разочарования и беды, как и в любой другой жизни.
Александр Сергеевич Пушкин. Цыганы. Краткое содержание поэмы
Простота и ясность пушкинских произведений совсем не снижают их значимости и
Смотреть галерею ценности. О чем, например, поэма, которую еще в юности написал Пушкин – «Цыганы»? Краткое содержание заключается в том, что молодой человек из столичного высшего света разочаровывается в жизни, ему наскучили пустота, притворство и лицемерие его окружения. Алексею захотелось оказаться среди природы, естественных, искренних людей. Он уходит в цыганский табор и живет в нем, кочуя и деля нелегкую судьбу вольного народа. Два года Алеко находится среди цыган, он наслаждается волей и любовью красавицы Земфиры. Но тяжелые предчувствия мучают его. В снах он видит измену своей жены.
Краткое содержание. Пушкин. Поэма «Цыганы»
Поэма украшена описаниями цыганского быта, окружающей природы. Этого не передает краткое содержание. Здесь, как и в любом другом произведении Пушкина, за кажущейся простотой скрывается философская глубина. Однажды отец Земфиры, старый цыган, рассказал Алеко историю своей любви. Его красавица-жена Мариула оставила ему маленькую дочь и ушла из табора с другим. Алеко поражен: почему обманутый муж не отомстил неверной супруге и ее любовнику? Старый цыган мудро считает, что любовь нельзя удержать силой.
Пушкин. «Цыганы» — сочинение о проблемах жизни общества
Смотреть галерею
Поэма подводит читателя к сравнению общества, живущего по принятым им правилам, с вольным народом, признающим только законы природы. Какие их них сильнее и правильнее? Может ли человек из цивилизованного общества не подчиняться общепринятым нормам? Проснувшись в одну из ночей, Алеко видит, что Земфиры нет рядом. Он идет ее искать и подслушивает ее разговор с молодым цыганом. Земфира говорила о том, что не любит своего мужа, что он ей наскучил. Алеко в порыве ревности убивает кинжалом молодого соперника и жену-изменницу.
А.С. Пушкин. «Цыганы». Краткое содержание. Окончание
Этой трагической развязкой завершает свою историю Пушкин, подводя итог в виде конца свободного существования Алеко. Табор, увидев утром убийцу и двух его жертв, вынес свое решение. Похоронив Земфиру и ее молодого любовника, цыганы прогнали из табора Алеко и ушли. Он не смог жить в согласии с природой. Алексей хотел свободы для себя, но когда столкнулся с выбором Земфиры, расценил это как преступление. Он, даже находясь в цыганском таборе, продолжал жить по несправедливым законам и правилам, принятым в его обществе. Ведь там одни пользуются свободой за счет несвободы других.
Смотреть галерею
Конфликт светского человека с законами природы. Пушкин. «Цыганы». Краткое содержание поэмы и ее суть
Такой приговор своему времени вынес юный поэт. Поэма с ее лирическими отступлениями погружает читателя в романтический мир свободных людей – кочующих цыган. Они просты и мудры, они свободны и признают право других на свободу. Именно поэтому они приняли к себе Алеко как брата. Но он не смог понять образ их мыслей, их правила жизни. Рассказ старика о Мариуле и реакция Алеко на него были предвестниками последующих трагических событий.
Послесловие
Незамысловатый сюжет и удивительная глубина обобщений доступны только такому мастеру, каким был Пушкин. «Цыганы» (краткое содержание, конечно, не дает полного впечатления о поэме) — произведение, которое стало мощным вкладом молодого поэта в мировую романтическую литературу.
«Цыганы», краткое содержание по главам поэмы Пушкина
Цыгане кочуют по Бессарабии. Табор останавливается на ночь у реки. Лагерь затихает, все погружается в сон.
Только в одном шатре не спит старик. Он ждет свою дочь Земфиру, которая пошла прогуляться. Уже поздно, а девушки все нет. Наконец, Земфира появляется вместе с незнакомым юношей. Цыганка говорит отцу, что ее спутника зовут Алеко. Молодого человека преследуют власти, а он хочет стать цыганом. Теперь Алеко будет жить в таборе.
Старый цыган не возражает. Он готов делить кров и пищу с беглецом. Старик предлагает Алеко заняться каким-либо ремеслом: ковать железо или обходить с медведем села. Юноша согласен. Он остается с Земфирой и ее отцом.
Утром старый цыган будит молодых. Все собираются в дорогу. Лагерь разобран, цыгане выступают в путь.
Алеко идет рядом с Земфирой. Девушка интересуется, не жалеет ли он, что оставил городскую жизнь? Ведь там так красиво: каменные дома, женщины в нарядах и драгоценностях. Но Алеко уверяет Земфиру, что ничуть не жалеет о своем решении. В городах люди стыдятся своей любви, торгуют свободой и жаждут только денег. А Земфира прекрасна и без драгоценностей.
Отец девушки считает, что человек, рожденный в неге цивилизации, не всегда желает быть свободным и жить на воле. Он рассказывает об одном старике, который пел чудесные песни. Его выслали из большого города к берегам Дуная за некую провинность. Этого старика все любили и почитали святым. Но изгнанник был несчастен. Он постоянно страдал, а когда умирал, то завещал, чтобы его кости перевезли на родину. Алеко с изумлением узнает в рассказе цыгана судьбу римского поэта Овидия.
Пролетело два года. Алеко привык к кочевой жизни. Он водит по селам медведя и поет. Старый цыган бьет в бубен, а Земфира собирает деньги. В шатре живут втроем. Молодой изгнанник все реже вспоминает о минувшей жизни.
Старый цыган сидит на солнышке, а Земфира поет об опостылевшем муже. Она не боится гнева. Пусть ее хоть режут, жгут огнем, но женщина презирает и ненавидит супруга, а любит другого. Алеко просит Земфиру не петь эту песню, но цыганка отвечает, что ей нет дела до желаний мужчины. Алеко снова просит девушку замолчать. Тогда Земфира уходит и в сердцах бросает, что эта песня – об Алеко.
Старый цыган вспоминает, что мать Земфиры, качая колыбель дочери, пела такую же песню.
Ночью Земфира будит отца. Ей страшно: Алеко во сне скрежещет зубами, стонет и зовет ее. Отец считает, что Земфира очень дорога юноше, поэтому он даже во сне ищет возлюбленную. Цыганка отвечает, что ей надоела такая любовь. Алеко внезапно просыпается, и Земфира идет к нему. Цыганка успокаивает молодого человека: она ушла к отцу, потому что стало страшно.
Алеко жалуется старому цыгану на Земфиру, которая его разлюбила. Старик пытается утешить юношу, объясняет, что женское сердце легкомысленно. Он рассказывает историю о Мариуле – матери Земфиры. Их любовь длилась всего год. А потом повстречался другой табор, вместе с которым ушла и Мариула, бросив мужа и дочь.
Алеко возмущен, он не понимает, почему старик не поехал вслед и не отомстил. Но цыган удивлен не меньше: ведь любовь удержать невозможно. Алеко разгневан, если бы он повстречал на берегу моря спящего врага, то столкнул бы его в пучину и с наслаждением смотрел, как тот погибает.
Земфира убегает на свидание. Молодой цыган не хочет отпускать возлюбленную и просит ее побыть еще немного, но цыганка боится гнева Алеко. Она обещает вернуться, когда взойдет луна.
Алеко просыпается ночью и не видит Земфиру. Он идет ее искать, обходит кругом табор и находит в траве след, который ведет за курган. С тяжелым предчувствием юноша устремляется дальше и застает Земфиру с другим. Он слышит, как цыган уговаривает Земфиру остаться до рассвета.
Внезапно перед влюбленной парой появляется Алеко. Цыган пытается бежать, но ревнивец убивает его кинжалом, а затем расправляется и с Земфирой, которая осыпает Алеко проклятиями.
Утром убийца с окровавленным кинжалом сидит на камне. Цыгане копают могилу для Земфиры и ее возлюбленного. Молодую пару кладут вместе, прощаются с ними и засыпают землей.
Старый цыган подходит к Алеко и просит покинуть табор. В цыганском мире нет закона, люди не будут мстить или преследовать Алеко, но жить с убийцей не хотят. Старик упрекает юношу в том, что тот ищет волю лишь для себя, а другим в ней отказывает.
Табор уезжает. В степи остается одна телега, но никто не приходит к этому месту на ночлег.
Эпилог
Автор рассказывает, что в Молдавии часто встречал цыганские таборы и бродил с ними. Он ночевал в шатрах, ел простую пищу, слушал песни и долго твердил имя прекрасной Мариулы. Но в среде диких цыган сложно встретить счастье. Беды и страсти находят их даже в степи, где столь же проблематично уйти от судьбы.
Краткая и емкая характеристика Алеко
Пушкину захотелось поселить ставшего уже популярным, благодаря Байрону и прочим романтикам, героя, уставшего от общества и его ограничений в чистую среду. Алеко, будущий муж Земфиры, попав к детям степей провозглашает, что связи с прошлым и миром городов порваны. Он не хочет врать себе и другим, ищет простоты чувств и свободы от суеты наук и толпы. Цыгане привлекают его именно внутренней свободой и детской искренностью. Герой хочет любить открыто и жить без условностей.
Внимание! Но как только мечты сталкиваются с реальными проявлениями этой нравственной свободы и призывами к чувственным порывам, герой вспоминает все надоевшие ему идеал
Цыганы
Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.
Продолжение после рекламы:
Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.
Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.
Брифли существует благодаря рекламе:
Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.
Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.
А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.
Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.
Продолжение после рекламы:
Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.
Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 481.
ЦЫГАНЫ
(Поэма, 1824)
Алеко
— преследуемый «законом» беглец от цивилизации с ее «несвободой», герой последней из цикла «байронических» поэм Пушкина, в которой до предела сгущены все (и без того заведомо неразрешимые) проблемы, какие ставит этот жанр.
А. хочет стать частью «дикого», естественного мира. Когда цыганка Земфира находит его среди пустынной степи, он следует за нею в табор, чтобы стать цыганом. Цыганы не против — их воля не знает запрета (здесь цепи предназначены исключительно для медведя), как не знает и постоянства. Мудрый Старик, отец Земфиры, объясняет это новичку — один раз, другой («…не всегда мила свобода / Тому, кто к неге приучен»). Тот заранее согласен — ибо любит Земфиру, желает быть всегда с нею — и стать «вольным жителем мира», как «птичка Божия» не знать заботы и труда. Увы, он не догадывается, что цыганы свободны до конца; что при всей своей страстности они не ведают продолжительной, жаркой страсти, а значит, не знают и верности; что ему нужна свобода от чужого диктата, но он никогда не признает чужую свободу от себя самого. Прежде всего — свободу Земфиры любить, кого она захочет.
Так байронически-фрагментарный сюжет, распадающийся на короткие драматические отрывки, приближается к неизбежной кульминации любовного (и смыслового) конфликта. Пространствовав с любимой Земфирой два года, А. вдруг слышит ее намекающую песню: «Старый муж, грозный муж / <…> Я другого люблю…» Это — саморазоблачение, контрастно оттененное Земфириным ответом, последовательно-свободным: «ты сердиться волен».</…>
Развязка близка; ее ничто остановить не в силах — даже третье (по литературно-фольклорному счету обязательно последнее) предупреждение Старика. Узнав от Земфиры, что русский во сне страшно стонет и рыдает, он вызывает А. на разговор: вновь напоминает, что «здесь люди вольны», рассказывает поучительную историю о своей Любви к матери Земфиры, Мариу-ле, ушедшей с цыганом из другого табора; все напрасно. Застав Земфиру с другим, А. убивает обоих. То есть вершит суд, возможный лишь там, где есть закон. Описав полный круг, действие возвращается в исходную точку — европеец, бежавший от закона на волю, сам судит волю по закону, им же и установленному. Чего же стоит свобода, не сулящая счастья? Чего же стоит цивилизация, от которой не скрыться — ибо она гнездится в самом человеке? А. не находит ответа — он остается совершенно один, отвергнутый (но неосужденный!) табором. В отличие от кавказского пленника из одноименной поэмы Пушкина он не может вернуться и в «русское», европейское пространство, туда, где «Наш орел двуглавый / Еще шумит минутной славой».
По закону жанра обстоятельства жизни героя соотнесены с обстоятельствами жизни автора (который и сам «…милой Ма-риулы имя нежное твердил»). Связующим звеном между ними служит не только автобиографический эпилог, не только имя А., сквозь которое просвечивает имя самого Пушкина — Александр
Очень важно предание об Овидии, которое — опять-таки в воспитующих целях — рассказывает Старик. Именно с Овидием, которого Рим изгнал из центра империи на северную окраину, в придунайские области, сравнивает себя Пушкин в стихах периода южной ссылки
Именно с Овидием, который среди вольного народа тосковал по империи, сравнивает А. Старик. И все же черта, отделяющая внутренний мир автора от внутреннего мира героя, проведена отчетливо. Автор уже постиг, что «всюду страсти роковые / И от судеб защиты нет»; он опытнее и мудрее А.; он не столько рифмует свои переживания с чувствами героя, сколько холодно и жестко анализирует его душевный мир.…>
Фраза Старика, обращенная к А., — «Смирися, гордый человек» — послужила отправной точкой для историософских построений «Пушкинской речи» Ф. М. Достоевского (1880); образ А. стал для Достоевского олицетворением индивидуалистического, богоборческого начала западноевропейской культуры; ему противостоит Татьяна Ларина, олицетворяющая смиренное начало русской соборности.
Истории любви и свободы – вечная и бездонная тема для многих романов и стихов. Кто не любил или не страдал, кто не искал сладкого плена или свободы от общественных оков? Из поэмы, которую написал Пушкин, «Цыганы» можно будет узнать все об этих бурных чувствах и эмоциях.
Популярные сегодня пересказы
- Голубой карбункул — краткое содержание романа Конана Дойла Произведение под названием «Голубой карбункул» написано известнейшим во всем мире писателем Артуром Конаном Дойлом. Это произведение по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
- Васильев Борис Львович Васильев был знаменитым писателем в прозе и драме. Появился на свет 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец был офицером, а мать была родом из известной дворянской династии.
- Гаврилиада — краткое содержание поэмы Пушкина Поэма «Гаврилиада» написан Александром Сергеевичем Пушкиным. Ее краткое содержание представлено в этой статье. Автор, Александр Сергеевич Пушкин, делает обращение к красивейшей девушке
- Как я ловил человечков — Краткое содержание рассказа Житкова Повествование в сказке Б.Житкова ведется от главного героя. Маленьким мальчиком привезли его к бабушке, где на полке он увидел миниатюрный пароходик. Восторга мальчика не было придела: железная желтая труба с черными полосами
А. Пушкин «Цыганы»: анализ поэмы
January 22, 2014
В раннем творчестве Александр Сергеевич очень часто копирует мысли Байрона и Руссо. Эти писатели являлись кумирами для великого русского поэта, но период романтизма прошел, а с ним появились новые мысли о мироздании, отношении людей в обществе. Пушкин начал мыслить более реалистично, поэтому вступил в некий спор с Байроном. Начал он его в поэме «Кавказский пленник», которая написана была в духе романтизма, но этот романтизм был скорее критическим. Поэт пришел к выводу, что возвращение человека в естественную среду обитания является шагом назад, а не вперед. Такое поведение Александр Сергеевич воспринимает как измену предназначению человека, которое определено Творцом.
Искусственный возврат человека в природу
Александр Пушкин «Цыганы» написал в 1824 году, поэма являлась продолжением начатого эксперимента и завершением спора с романтиками. Чтобы более реалистично описать события в своем произведении, писатель несколько недель прожил в цыганском таборе в Кишиневе, испробовав на себе все прелести свободной жизни. Герой поэмы «Цыганы» Пушкина Алеко очень похож на самого автора, даже имя выбрано созвучное с Александром. Поэт, будучи в ссылке в Молдавии, часто сравнивал себя с Овидием, он томился в духоте городов – все это присутствует и в произведении.
Главный герой устал от цивилизации, и вот ему предстоит открыть для себя новый мир, в котором люди лишены всяких предрассудков, они свободны, просты, им не свойственно притворство или искусственность. Пушкин «Цыганы» написал, чтобы показать, подействует ли на внутренний мир человека изменение круга общения, условий жизни. Алеко оказался в цыганском таборе, он попал именно туда, куда и хотел. Предполагается, что главный герой должен раскрепоститься, обрести душевное спокойствие, но этого не случилось. Желанное обновление не принесла даже любовь к Земфире.
Решение проблемы «человек и среда»
Пушкин «Цыганы» сочинил с целью показать ошибочность суждений Руссо, который считал, что каждый человек может найти гармонию на лоне природы. Алеко ненавидит общество, торгующее своей волей, но сам же поступает так, как и презираемые им люди. Главный герой оказался в мире, о котором давно мечтал, но своего одиночества преодолеть так и не смог. Алеко гордо заявлял, что никогда не откажется от своих прав, но какое же тогда он имел право лишать жизни другого человека или контролировать его чувства?
Пушкин «Цыганы» создал, чтобы показать, что современный человек не может переступить через свои убеждения. Алеко потерпел поражение, потому что, несмотря на его громкие заявления, герой сам оказался защитником духовного рабства. В раннем творчестве поэт в центральное место помещал героя, которого ассоциировал с собой. В этой же поэме главного персонажа изобразил объективно Пушкин. «Цыганы», анализ которых показал, насколько изменились взгляды автора, стали первым произведением, в котором Александр Сергеевич смотрит на героя со стороны. В поэме очень хорошо виден переход Александра Пушкина от романтизма к реализму.
Образ Алеко в поэме Пушкина «Цыганы»
4.3
(9)
Алеко — сильный человек, порвавший с «цивилизованным» обществом, недовольный существующим строем жизни и, может быть, выступивший против него. Зато смелый, решительный человек. Уйдя из своего круга людей, он хочет в простой и свободной жизни найти себе счастье. Но Алеко полон внутренних противоречий. Он сам является созданием презираемого им общества, несёт в себе его пороки.
Это и сказывается в ответственный, решительный момент жизни. Алеко оказался эгоистом. Эгоизм его проявился в ревности, которую он не только не стремится подавить, но, напротив, считает совершенно естественной. Эгоизм — черта, которая в итоге определяет судьбу Алеко. Эта черта, так сильно и с таким осуждением показанная в поэме, лишает образ обаяния.
Алеко не вызывает симпатии, и только безотрадное, ужасное одиночество, к которому приводят эгоизм и преступление, вызывает жалость к нему. Образ Алеко романтичен. Само имя, загадочное прошлое, неожиданное появление в таборе, тоска и забушевавшая в Алеко страсть создают романтический характер образа. Вместе с тем Алеко отражает типическое явление в жизни русского общества 1820-х годов: неудовлетворённость и тоску мыслящей молодой дворянской интеллигенции, стремление к свободе, поиски путей к лучшему.
Как у героя романтической поэмы, прошлое Алеко окутано дымкой таинственности. Кто он такой в прошлом, где и как он раньше жил, почему он попал в табор, — обо всем этом точных сведений нет. Есть лишь неясное замечание Земфиры в её словах отцу: Он хочет быть, как мы, цыганом; Его преследует закон…
По своим взглядам и настроениям Алеко родствен Кавказскому пленнику. Он разочаровался в жизни цивилизованного общества, резко протестует против «неволи душных городов», стремится к свободной вольной жизни, к опрощению, желает сбросить с себя оковы цивилизации, морально переродиться. Среди цыган, на лоне природы он хочет обрести счастье, спокойствие души. найти моральное удовлетворение.
Алеко расстался с прежним образом жизни, стал вести жизнь цыгана: «Он, прежних лет не помня даже, к бытью цыганскому привык». Но спокойная жизнь Алеко длилась всего два года. Затем наступила трагедия: Земфира полюбила другого. И вот в этот драматический момент в жизни Алеко обнаружилось, что, переменив внешний образ своей жизни, Алеко внутренне остался тем же человеком, каким воспитало его собственническое общество, в котором он родился и жил.
Пушкин показал невозможность для цивилизованного человека вернуться назад — в общество, живущее патриархальной жизнью, не тронутое просвещением: проповедник свободы, резко критиковавший мораль того общества, из которого ушел, Алеко оказался на деле индивидуалистом и эгоистом, признающим свободу только для себя. Он не может согласиться с мудрым стариком-цыганом, что свободу чувства надо уважать. Когда старик рассказал ему печальную повесть своей жизни, рассказал о том, как Мариула покинула его, уйдя с другим, и он не преследовал ни её, ни ее возлюбленного, ибо «кто в силах удержать любовь ?»
Алеко ответил: Я не таков. Нет, я, не споря От прав моих не откажусь; Или хоть мщеньем наслажусь.
Алеко так и поступил: он убил и Земфиру, и молодого цыгана, которого она полюбила. Устами старого цыгана Пушкин осудил Алеко, как черствого эгоиста-собственника, развенчал героя своей поэмы: Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли.
В этих словах старика-цыгана и раскрывается основная идея поэмы. В лице Алеко осуждён представитель той морали, которая характерна для собственнического, эксплуататорского строя, будь то феодально-крепостническое общество или складывавшееся в то время буржуазно-капиталистическое.
Поразительна гениальная прозорливость Пушкина, единственного в то время поэта, который на заре буржуазной культуры, хвалившейся провозглашёнными ею принципами свободы, равенства и братства, показал, что свобода в понимании буржуазного общества есть лишь свобода для себя, не признающая свободы для других, что свобода в буржуазном мире неизбежно вырождается в индивидуализм.
4.3 / 5. 9