Анализ рассказа «кавказский пленник» (л.н. толстой)

Александр пушкин — кавказский пленник: стих

От «Кавказского пленника» к «Евгению Онегину»

В юности Пушкин находился под сильным влиянием английского поэта Байрона. Главный персонаж «Пленника» стал первым воплощением в русской поэзии героя зарубежного писателя. Характеристика его была таковой:

  • чувство превосходства над окружающими;
  • разочарование в дружбе, любви, прежних идеалах;
  • острое ощущение несвободы и стремление к независимости;
  • душевный дискомфорт в обществе, мучительное осознание несовершенства окружающего мира;
  • поиск идеала и понимание безрезультатности этих действий.

Во многом таков и пушкинский «Пленник». Литературные критики отмечают, что образ офицера в поэме заключает в себе зародыш главного пушкинского творения — романа в стихах «Евгений Онегин».

Вот как это охарактеризовывается:

  • И тот и другой — байронические герои.
  • В обоих произведениях женский персонаж объясняется герою в чувствах, но получает отказ.
  • Через некоторое время уже мужчина говорит о романтике, а девушка, продолжая любить своего избранника, дает ему понять, что их общее счастье невозможно.
  • И у поэмы, и у романа открытый финал, предоставляющий читателю полную свободу размышлений о том, что будет с героем после всех описанных событий.

Анализ поэмы «Кавказский пленник» А. С.Пушкина — лучшее сочинение

Данная поэма была написана в 1821 году. Это первая поэма Пушкина, в которой присутствует романтизм. До этого ещё никто из авторов не создавал подобного рода произведения. Она принесла большой успех писателю, так как внесла ряд нововведений в русскую литературу.

Поэма «Кавказский пленник» стала известной, благодаря тому, что она отражала образ современного романтического героя. Глазами главного героя поэмы, автор нам показывает вольнолюбие и смелость. Пленник убегает от светского общества, приняв долю страдания. Он попал в плен, благодаря своей утонченной натуре, которой нет в других людях. Пушкин видит свободу души в заточении, нежели в тяготах цивилизованного общества. Многообразный мир, пленник считает пустым и никчемным. Поэтому, нашел свободу духовную, но и она не помогла найти счастье.

Находясь в заточении, пленник понимает, что ему не быть свободным, будучи закованным в цепи. Со временем он начинает понимать, что ему не быть вместе с Черкешенкой, так как лишился всего земного. Чувства его померкли, и он стал холодным:

Только в плену он начинает понимать, что не способен любить. Но даже холод его души не может отнять любовь к свободе. Как бы невзначай, он начинает описывать природу и родину. Из контекста поэмы видно, что пленник становится окаменелым и холодным, благодаря своей страсти. И эта страсть – Черкешенка. Она же, по своей натуре очень страстна и обаятельна, чем и отличается от пленника. Автор сталкивает две натуры, дабы показать психологические черты героев.

Черкешенка очень переживает и страдает по пленнику. Он уже не отвечает ей взаимностью, так как духовно умер. Она обращается к нему со словами любви, а он отвечает холодным отказом. Но в свою очередь, пленник сожалеет о том, что он не сможет разделить с ней пылкое чувство.

В поэме так же присутствует описание прошлой неразделенной любви героя. Он говорит о том, что не знает взаимной любви, потому что любил один. Таким образом, пленник вызывает ревность со стороны Черкешенки. Но она сильная женщина и сумела побороть в себе это чувство. Мы видим, как она идет освобождать своего возлюбленного с гордо поднятой головою. Черкешенка прекрасно понимает, что он любит другую женщину, но она готова смириться и с этим. Ее очень волнует судьба любимого, и она готова отдать его сопернице, только чтоб он был счастлив.

В данной поэме присутствуют страсти дикого общества. Романтичность героини Черкешенки связана с исключительностью. Она не похожа на других и готова совершать необдуманные поступки. Ведь именно в этом заключается сущность первого романтического произведения. Пушкин сумел отразить целую эпоху европейской молодежи.

Какова идея рассказа кавказский пленник? л. н.толстой «кавказский пленник»

Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в.

Реферат по теме «кавказский пленник» помогите. реферат по теме «кавказский пленник» пушкин южный период

Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на.

Объясните странную дружбу дины и жилина (кавказский пленник)

Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе».

Почему. почему толстой назвал свой рассказ «кавказский пленник» ведь пленников было 2: жилин и костылин?

Очень давно — ещё школьником! — я в сочинении как раз на эту тему (представьте.

Кто главные герои произведения лермонтова кавказский пленник.

В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах.

Сочинение кавказский пленник

Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для.

Анализ жанра «Кавказский пленник»

При помощи великих стихов Пушкин попытался изобразить настоящего романтика — да, герой должен был быть похожим на самого автора

Поэт пытался показать, что наслаждения в жизни не самое важное, главное позаботиться о душе и не дать ей преждевременно состариться

Также Пушкин стремился в стихах нарисовать прекрасную природу Кавказа, быт и повседневную жизнь черкесов, и ему это отлично удалось. В произведении «Кавказский пленник», анализ которого мы проводим, постоянно воспевается великолепная природа и подчеркивается существующая обыденность.

Образ главного героя дался Пушкину непросто. Он стремился описать сильно уставшего человека, который был равнодушен ко всем плотским радостям и который безуспешно потерял любовь. Пленник испытывает огромную жажду к свободе, страдает от неразделенного чувства и несправедливого обвинения. Автор стремился включить в образ главного героя противоречивые качества, показать всю сложность и многогранность его натуры.

Прекрасная дама в произведении Пушкина «Кавказский пленник» завораживает своей красотой и неприступностью. Сначала она жалеет несчастного, а затем у нее появляются более глубокие чувства, она уже готова сделать для пленника все, даже помочь бежать. Ну а когда девушка узнает, что ей никогда не ощутить ответных чувств своего избранника, гордость берет свое и она уходит. Однако перед этим красавица помогает устроить побег герою и ищет смерти, чтобы не стоять на дороге мужчины, пренебрегшего ее чувствами. Анализ поэмы «Кавказский пленник» это подтверждает.

Оба представляют собственное счастье по-разному. Пленник уже давно был несчастлив и невыразимо страдал, поэтому и отправился на Кавказ. А черкешенка считает смыслом жизни именно любовь, она не в состоянии жить без чувств.

Основная мысль

Главная мысль рассказа Л. Н. Толстого — показать людям, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, нужно бороться за жизнь до конца. Автор прекрасно противопоставляет своих персонажей. Иван Жилин всеми силами пытается бежать, а его товарищ по несчастью, наоборот, опускает руки и мирится с судьбой, сдается. Многие читатели не понимают, почему в названии произведения фигурирует один пленник, если по сюжету их два. Дело в том, что Иван не просто желает освобождения, но и пытается действовать.

Что касается проблематики, то тут затрагивается несколько проблем. На первом месте здесь стоит предательство, так как друг главного героя не прикрыл его в трудный момент. Кроме этого, в произведении поднимается вопрос сословного неравенства. Богатый Костылин ждет помощи со стороны, он привык жить на всем готовом. Простому военному Жилину приходится для этого серьезно трудиться.

Не обошел писатель и тематику войны. Горные народы ополчились против русских после того, как император захотел подчинить себе горцев. Он хорошо описывает злого старца, который всей душой ненавидит солдат, так как потерял из-за них всю свою семью.

Львом Николаевичем была полностью раскрыта тема смелости. Отвага и бесстрашность помогают Ивану вырваться на свободу. Отдельная глава посвящена доброте. Девочка-подросток, которая все детство провела среди работорговцев, не растратила это чувство. Она ценит людей исключительно по личным качествам, а не по размеру кошелька или национальности. В этом и есть главная мысль рассказа Толстого «Кавказский пленник».

Влияние Байрона в «Кавказском пленнике»

В 1821 году Пушкин окончил поэму «Кавказский пленник».

Образ «Кавказского Пленника» складывался у Пушкина, очевидно, тогда, когда он еще ехал на юг «в ссылку». Кавказ, куда он приехал с Раевскими, подсказал для его картины фон; знакомство с Байроном (в семье Раевских) наложило на готовый образ несколько неверных, чуждых ему черт. Когда поэма была написана, настроения Пушкина уже далеко разошлись с нею: оттого она ему самому по окончании не понравилась.

На этом произведении, как и на всём пушкинском творчестве периода южной ссылки, лежит заметная печать байронизма. Однако чисто байроновского здесь очень немного. В «Кавказском пленнике» нет ничего «мрачного, богатырского, сильного» (такими словами определил сущность байронизма в одном письме сам Пушкин). Здесь нет и следа энергии байроновских героев: Байрон и его персонажи никогда «под бурей» не поникали «томною главой» – бури действовали на них возбуждающе. Между тем, в словах «посвящения» к «Кавказскому пленнику»: «Когда я погибал безвинный, безотрадный» слышится жалоба, чуждая байроновской поэзии…

Далее Пушкин говорит о желанном успокоении на лоне дружбы:

…друг друга мы любили И бури надо мной свирепость утомили Я в мирной пристани богов благословил.

Байрон, в период расцвета своего творчества, никогда бы не благословил «мирной пристани». Он был, по его собственному признанию, «врагом покоя»: он жаждал борьбы, гонения судьбы ему были нужны, так как они воспламеняли его энергию.

Пушкин. Кавказский пленник. Аудиокнига

Анализ поэмы «Кавказский пленник» Александра Пушкина

26 октября 2012

Данная поэма была написана в 1821 году. Это первая поэма Пушкина, в которой присутствует романтизм. До этого ещё никто из авторов не создавал подобного рода произведения. Она принесла большой успех писателю, так как внесла ряд нововведений в русскую литературу.

Поэма «Кавказский пленник» стала известной, благодаря тому, что она отражала образ современного романтического героя. Глазами главного героя поэмы, автор нам показывает вольнолюбие и смелость. Пленник убегает от светского общества, приняв долю страдания. Он попал в плен, благодаря своей утонченной натуре, которой нет в других людях. Пушкин видит свободу души в заточении, нежели в тяготах цивилизованного общества. Многообразный мир, пленник считает пустым и никчемным. Поэтому, нашел свободу духовную, но и она не помогла найти счастье.

Находясь в заточении, пленник понимает, что ему не быть свободным, будучи закованным в цепи. Со временем он начинает понимать, что ему не быть вместе с Черкешенкой, так как лишился всего земного. Чувства его померкли, и он стал холодным:

Только в плену он начинает понимать, что не способен любить. Но даже холод его души не может отнять любовь к свободе. Как бы невзначай, он начинает описывать природу и родину. Из контекста поэмы видно, что пленник становится окаменелым и холодным, благодаря своей страсти. И эта страсть – Черкешенка. Она же, по своей натуре очень страстна и обаятельна, чем и отличается от пленника. Автор сталкивает две натуры, дабы показать психологические черты героев.

Черкешенка очень переживает и страдает по пленнику. Он уже не отвечает ей взаимностью, так как духовно умер. Она обращается к нему со словами любви, а он отвечает холодным отказом. Но в свою очередь, пленник сожалеет о том, что он не сможет разделить с ней пылкое чувство.

В поэме так же присутствует описание прошлой неразделенной любви героя. Он говорит о том, что не знает взаимной любви, потому что любил один. Таким образом, пленник вызывает ревность со стороны Черкешенки. Но она сильная женщина и сумела побороть в себе это чувство. Мы видим, как она идет освобождать своего возлюбленного с гордо поднятой головою. Черкешенка прекрасно понимает, что он любит другую женщину, но она готова смириться и с этим. Ее очень волнует судьба любимого, и она готова отдать его сопернице, только чтоб он был счастлив.

В данной поэме присутствуют страсти дикого общества. Романтичность героини Черкешенки связана с исключительностью. Она не похожа на других и готова совершать необдуманные поступки. Ведь именно в этом заключается сущность первого романтического произведения. Пушкин сумел отразить целую эпоху европейской молодежи.

Анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник»

История создания

Впервые рассказ был напечатан во втором номере журнала «Заря» 1872 года. Сюжет в некоторой степени основан на реальном случае, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1853 году. Писатель вместе со своим другом и сослуживцем, чеченцем Садо, оказались в опасности. Их нагнали противники и намеревались взять в плен. Хотя у писателя был сильный и молодой конь, на котором он мог с легкостью оторваться от погони, он не стал бросать друга одного в беде. У Садо было ружье, но оно оказалось не заряжено. Он все равно не растерялся и грозно целился во врагов, пытаясь запугать их. Кавказцы же не стреляли в русских солдат, так как хотели взять их живыми. Им удалось приблизиться к крепости, где их увидели казаки и примчались на подмогу.

В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.

Данное произведение автор написал для «Азбуки». Её первое издание произошло в 1872 году. Известно, что писатель положил в основу сюжета «Воспоминания Кавказского офицера». Их автором был полковник кирасирского полка Торнау. Офицер поведал историю о том, как он однажды оказался в плену у горцев. Он рассказал о своей не сложившейся попытке побега. Офицер также вспомнил местную девушку, которая помогла ему выбраться на свободу. Благодаря воспоминаниям Торнау у Льва Николаевича получилось создать интереснейшее произведение под названием «Кавказский пленник».

Главные герои и их характеристика

Главными героями являются Жилин, Костылин, а второстепенными Дина и Абдул-Мурат. Иван Жилин — это главный персонаж «Кавказского пленника».

Кратко о нем можно сказать, что он настоящий русский офицер, ему присущи такие черты характера, как храбрость, бесстрашие.

Жилин упрямый, но в то же самое время он относится ко всем уважительно, в том числе и к себе.

Он требует уважения даже от пленивших его татар. Иван умеет хорошо чинить и, в отличие от Костылина, ему присуща сила воли.

Еще одним главным героем рассказа является Костылин. Эти персонажи противопоставляются. Главной чертой характера Костылина является трусость. Он полнотелый, медленный человек.

Одинаковый он и в поведении. Костылин грустный, все время жалуется. Этот герой даже к себе не имеет уважения. Из-за своего образа жизни он заболел. Костылин не может бороться за свободу.

«Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина

История создания

Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг. а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме: «Всё то слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».

Литературное направление и жанр

Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.

  1. Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: «В нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами 19-го века».
  2. Найти и описать романтический фон – яркие картины природы Кавказа и быт горного народа черкесов. Эти колоритные картины противопоставлялись обыденности.
  3. Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.

Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвинённого и страдающего от неразделённой любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».

Черкешенка — цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись – готова на всё: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнаёт о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрёг.

Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.

Образ лирического героя

Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» — самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.

В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г. когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной. ». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую. Найди её, люби её. » Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.

Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».

Размер и рифма

Поэма написана четырёхстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрёстной и смежной рифмовки при чётком чередовании женской и мужской рифмы.

Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).

При описании природы встречаются олицетворения: «Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины».

Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика текста весьма многогранны.

  • Основная тема стихотворения — поэт и поэзия. По мнению автора, человек, одарённый способностью слагать стихи, не находит места среди людей в минуты вдохновения, он убегает в отдалённые места, чтобы посвятить творчеству всего себя.
  • Проблема непонимания — основная в жизни поэта. Общество не всегда способно принять его труд, оценить по достоинству шедевры творческой личности. Поэтому он вынужден часто избегать толпу, удаляться. Среди шумных балов поэт не может черпать вдохновение, ему нужно обретать гармонию с собой в тихих природных уголках.
  • Тема природы тоже прослеживается в тексте. Автор показывает, что именно в окружающем мире естества и гармонии творец находит свою музу.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Анализ поэмы «Кавказский пленник» Александра Пушкина

Вы здесь: Критика24. Задумал поэму на Кавказе. Над ней он работал около шести месяцев. Она посвящена Николаю Николаевичу. Он был другом Пушкина. В 1820 г. Это одна из первых поэм Пушкина, в которые написаны в романтическом стиле. В ней изображены красивые пейзажи Кавказа, её быт и обычаи. Кавказ занимает большое место в творчестве Пушкина.

Он написал много произведений, посвящённых Кавказу. В первый раз поэт посетил Кавказ в 1820г. Ссылка отразилась на тематике произведений Пушкина. Тема, идея, основная мысль Тематика поэмы свойственная романтизму: тяготение к свободе и неразделенная любовь. В неволе находятся все герои: черкесские девушки, которых выдают замуж в другие аулы из-за залата; черкесов, которые находятся под гнётом русских и главный герой, попавший в плен.

Черкесска безответно влюбляется в русского пленника, который, в свою очередь тое был безответно влюблён в русскую девушку. В поэме Пушкин воплотил идею свободы и борьбы за неё, идею любви и преданности ей. Основная мысль заключается в том, чтобы: бороться за свою свободу и никогда не сдаваться, не требовать от любимого человека больше, чем он может дать. Композиция Сюжет произведения построен в хронологической последовательности. Поэма состоит из посвящения Раевскому, двух частей и эпилога.

В первой части описывается, как черкес приводит пленника, за которых ухаживает черкесская красавица. В плену он знакомится с бытом и обычаями черкесов. Во второй части Пушкин изображает Черкесов непобедимыми и не преклонными, которые готовы к войне заранее. Они находятся под давлением русских. Тяжка и судьба черкесских девушек, выдаваемых замуж в другие сёла за золото. За ним ухаживает молодая девушка. Она его с их песнями и языком. Герой понемногу привыкал к скучной и однообразной жизни пленника.

Ему ничего не оставалось, как всматриваться и изучать обыденную жизнь, нравы, веру и воспитание, пленивших его людей. Обыкновенный черкес, в изображении Пушкина, представлен мужественным и непреклонным. Пушкин также показывает нам обычного черкеса, но при этом он преподносится непобедимым и непреклонным. Он к войне заранее приучен, гордится своим простым одеянием. Для него нет ничего дороже ретивого коня — верного и терпеливого товарища. Вторая часть повести начинается с изображением тяжкой судьбы черкесских девушек, которые, по принуждению, выходят замуж в чужие и незнакомые деревни из-за злата.

К их нелегкой судьбе прибавляется безответная любовь. Пленник просил ее полюбить другого, так как не видел будущего, но она была непоколебима, потому что её любовь была безграничной.

Однажды, когда была сильная суматоха, черкешенка помогла русскому пленному сбежать. Но на предложение сбежать с ним она отказалась, та как знала, что тот любт другую. В последний раз они виделись у реки, где она и покончила жизнь самоубийством.

В эпилоге уже говорится о Кавказе. Художественные средства Эпитет: развесели свой взор унылый; мрачная тоска; тихою рукой; сирая душа; улыбка хладная туманный, неподвижный взор Метафора: Мне будет гробом эта степь; питомцы рекою хлынули с холмов; мелькнуло девы покрывало; куда ни мчался ты грозой Сравнение: как труп, прошли как тень; Лежала в сердце как свинец.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: