История написания «стихотворений в прозе» и. тургенева

«деревня» (пушкин): анализ стихотворения (подробный)

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»

Стихотворение «Деревня » было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петер­бургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в обществен­но-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы.

Стихотворение «Деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостно­го права. Оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «. но мысль ужасная. ») пред­ставляет собой идиллию, а вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тиши­на и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духов­ную свободу, предается «творческим думам». Образы первой части стихотворения — «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» — романтизированы. Это создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне откры­вается во второй части, где поэт безжалостно вскрывает уродство социальных отношений, про­извол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее» — основ­ные образы этой части. Они воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права.

Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются контрастными, противопостав­ленными друг другу. На фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир жестокости и насилия второй выглядит особенно безобразно и ущербно. Поэт использует прием контраста, чтобы отчетливей выявить основную идею произве­дения — несправедливость и жестокость крепостного права.

Этой же цели служит и отбор изобразительно-выразительных языковых средств. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подби­рает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Они создают романтическую и умиротво­ренную а, «мельницы крилаты», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «измученные рабы», «неумолимый вла­делец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. Они демонстрируют возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ тургеневской повести

Сам писатель утверждал, что его произведение, прежде всего о любви. И хотя сюжетная линия сводит, а после разводит главных героев, первая любовь оставляет в памяти приятное воспоминание.

Автор не пытается завуалировать любовные треугольники. Все события описаны Иваном Тургеневым ясно и точно. А характеристики главных героев и пейзажные зарисовки увлекают читателя, погружая вглубь событий протяжённостью в тридцать лет.

В повести совсем нет случайных людей, и каждый персонаж имеет свое определенное место. Тонко и психологически верно раскрыт внутренний мир главных героев. Свою литературную функцию выполняют и второстепенные герои, которые вносят дополнительный колорит.

Идея

Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу. Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права

Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше

Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.

На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.

Анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской» Тургенева

Это произведение — отклик на гибель удивительной, редкой женщины. Ю. Вревская – баронесса, она была вдовой генерала, который погиб на кавказской войне. И. Тургенев познакомился с ней в 1873 г., несколько раз встречался, переписывался.

Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской» написано от лица безмерно скорбящего человека. Возможно, он был в числе тех, которые «тайно и глубоко любили её». Наверное, это и вызвало незабываемую печаль, пронизывающую стихотворение.

Произведение разделено на короткие прозаические строфы. В каждой из них — эпизод внешней или внутренней жизни Вревской, переживаемый лирическим героем. Вместе они создают образ незаурядной женщины. Вот они — эти строфы-тезисы её жизни:

  • «умирала она от тифа»;
  • «ни один врач даже не взглянул на неё»;
  • «она была молода, красива»;
  • «отдалась на служение ближним»;
  • «заветные клады… в душе»;
  • «жертва принесена…»;
  • «никто не сказал спасибо»;
  • поздний цветок признательности «на её могилу».

Строки к финалу становятся короче, они иссякают, как и прошла жизнь Юлии Вревской. Незаурядность её личности и судьбы подчеркивается антитезами. С одной стороны — «грязь», «заражённые логовища», а с другой — «свет», «жизнь ей улыбалась». И в дополнение ещё одна антитеза, углубляющая драму жизни Ю. П. Вревской: «служение ближним» и «никто не сказал спасибо даже её труду».

Итог этой благородной жизни — поздний цветок старого друга. «Поздний цветок» здесь как символ памяти.

Стихотворение посвящено конкретному человеку — Юлии Вревской, но в нём присутствует и элемент обобщения. По сути это реквием русской женщине — самоотверженной и героической.

Смысл произведения «Деревня» И.А. Бунина

В своем «деревенском» произведении И.А. Бунин попытался не просто показать жизнь русской глубинки. Писателя волновала душа простого народа, его мысли и переживания. И.А. Бунин нарисовал психологический портрет русского человека без излишеств и идеализации. Автор осветил острые проблемы, которые накопились в обществе.

И.А. Бунин реалистично и точно показал ужасающие проблемы, с которыми столкнулся простой народ. Страшный голод, нищета, унижения. Русские люди, изнуренные тяжелым трудом, пытались выживать. Автор глубоко сочувствовал русским мужикам. Он всем сердцем болел за крестьян. Несмотря на тяжелые испытания, которые выпали на долю простому народу, люди не озлобились. В них сохранилось не только невероятное жизнелюбие, но и детская наивность, непосредственность, доброта.

Писатель симпатизирует своим героям. Он уважает их за нравственную чистоту, силу воли, несломленный характер. Неиссякаемое терпение крестьян, несмотря на тяжкое бремя обстоятельств, вера в лучшее — то, что восхищает не только автора, но и всех читателей. И.А. Бунин жалеет народ, но в то же время он понимает, что все беды крестьяне создали для себя сами. Как это возможно? Одни люди просто смирились с нечеловеческими условиями существования, не предпринимая никаких попыток улучшить свою жизнь. Другие ругают всех вокруг, не понимая, что их недовольство негативно сказывается исключительно на их повседневном быте. Но что делать в сложившейся ситуации? Как народу выйти из порочного круга? Автор не дает четкого ответа, предлагая читателю самому ответить на эти вопросы.

В произведении «Деревня» И.А. Бунин затрагивает широкий спектр проблем из разных областей: религия, философия, политика, экономика, психология, нравственность. Не случайно подобрано и название деревни, которая описана в книге. Дурновка. Уже из названия читатель понимает всю проблематику жизни в российской глубинке. Многострадальная деревня со своими ценностями, укладом и невероятными сложностями бытия.

Смысл финала «Деревня» И.А. Бунина

И.А. Бунин в произведении беспощадно показал не только физическую деградацию народа, но и духовную. «Кто виноват?». Вечный вопрос, на который писатель так и не дал точного ответа. Автор изобразил судьбу целой страны. Суровая картина действительности жизни крестьян не оставляет равнодушным ни одного читателя.

Однако безысходность и трагичность судьбы присуще не только крестьянам. У дворян также нет полноценного будущего. Русские люди обречены. Герой Тихон глубоко надеется, что его род будет продолжаться. Однако череда похорон своих мертвых отпрысков заставляет несчастного мужчину усомниться в этом. Тихон не видит смысла своего дальнейшего существования. Его судьба — это скорбь и печаль.

Пугающая действительность глухой деревни Дурновка поражает. Жители погрязли в нескончаемых проблемах. Простые люди будто погребены заживо, без возможности выбраться из тяжелейших условий существования. Жертвы стихии, которых поглотили нищета и ужасающая реальность. Авторский пессимизм достиг своего апогея.

В конце произведения вырисовывается отчетливая картина: Дурновка — собирательный образ вообще всех русских деревень, Россия — это и есть сама деревня, дурновцы — это обобщенный русский народ. Измученные, подавленные, обремененные сложнейшими тяготами люди, у которых практически не осталось сил для спасения. Писатель использовал унылые печальные краски, чтобы без прикрас передать душевную боль крестьян. Вокруг лишь нищета, грязь, страдания. Но где же надежда на лучшую жизнь?

Как Тургенев повлиял на европейский роман

Не будет большим преувеличением сказать, что русская литература всегда брала у Запада форму и насыщала ее собственным содержанием. Форма главного произведения Толстого, «Войны и мира», заимствована из «Отверженных» Гюго, а вот смысл романа противоположен: если Гюго доказывает, что один человек способен сделать мир моральным, то Толстой говорит, что даже Наполеон своей волей не способен изменить в мире ничего, так как против него действует равная миллионная воля. Свою глубокую зависимость от западных образцов (особенно от Диккенса) не скрывает и Достоевский: «Лавка древностей» у него называется «Униженные и оскорбленные», девочка Нелли взята даже без переименования, а Петербург Достоевского — это Лондон Диккенса, автоматически перенесенный в наши широты. Пушкин не скрывает своей зависимости от Байрона. Лермонтов оглядывается на Гете и прямо его пародирует. Даже у Чехова он есть, и это не Мопассан, как думают многие: вся чеховская драматургия — это Метерлинк, перенесенный в русские усадебные условия.

Во Франции до Тургенева был классический роман-фельетон, рассчитанный на газетную публикацию, огромный социальный роман с острой фабулой. Тургенев научил французскую литературу не зависеть от физического носителя.

Тургеневский роман отличается пятью чертами, которые создали европейскую новеллистику, какой мы ее знаем. Прежде всего, он короткий — чтобы не утомлять читателя и соблюсти пропорции. Многостраничные романы Достоевского и гигантский эпос Толстого созданы для русского неумеренного пространства. Тургеневский роман короток, изящен, лаконичен и независим от формы, в которой он будет подаваться, то есть журнала или книги. Он обладает пропорциями идеального рассказа и масштабной проблематикой истинно романа.

Вторая черта тургеневского романа — полифоничность. Принято считать, что полифонию у нас олицетворяет Достоевский. А, собственно, где она, если мы всегда понимаем, что автор хочет сказать? Вот у Тургенева мы не знаем, на чьей он стороне. Он задолго до Леонида Леонова освоил главную заповедь русского писателя: завидные мысли надо отдавать отрицательному герою, тогда вы будете неуязвимы.

Третья черта — тургеневские романы актуальны. Иной гуманист думает, что говорить надо о вечном, но в России нет ничего более вечного, чем преходящее, потому что все повторяется каждые 25 лет. Тургенев оказывается абсолютно прав применительно ко всем временам, и самое удивительное, что за счет точной привязки к эпохе он сохраняет свое «партизанское» действие, он наш подпольный союзник.

Четвертая тургеневская черта, которая в западном романе оказалась на первом плане, — отсутствие фабулы. В чем фабула «Отцов и детей»? Два друга ездят в гости из одного поместья в другое

К сожалению, это тоже осталось важной чертой русской жизни: в ней мало что происходит, но в подспудном ее течении всегда зреют великие события. Нет никаких сомнений в том, что изящество французской прозы и во многом нового романа 1950–60-х годов — тургеневское завоевание

И пятая черта, которая делает тургеневский роман приятным для чтения, — он насмешлив, ироничен. Тургенев не допускает мистику в большие романы: на него сильно повлияла наивнейшая мысль Белинского о том, что «фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов». Родившись гениальным фантастом, Тургенев всю жизнь прятался от своей природы, и лучшие свои рассказы («Стук… Стук… Стук!…», «Клара Милич» и др.) считал уклонением от основного пути. Но, к сожалению, фантастическое в нашей жизни гораздо более реально, нежели правдоподобное, поэтому лучшие произведения Тургенева — это как раз мистика.

Эти пять черт любого романа, написанного после 80-х годов XIX века, определяют европейскую прозу. Классический европейский роман воспитан Тургеневым — его ненавязчивостью, его барским холодноватым умением сказать все, не говоря почти ничего, его нежеланием направлять читателя на путь, произносить мораль.


Портрет Е.М. Мартыновой. Константин Сомов. 1897–1900 годы

1878—1882

  • Оглавление
  • О произведении
  • Критика

Оглавление

К читателю 125 475
125
Деревня 125 476
Разговор 127 477
Старуха 128 479
Собака 129
Соперник 130 479
Нищий 132
«Услышишь суд глупца…» 132 479
Довольный человек 133 480
Житейское правило 133 481
Конец света (Сон) 134 482
Маша 135 483
Дурак 137 484
Восточная легенда 138 485
Два четверостишия 139 486
Воробей 142 488
Черепа 143 489
Чернорабочий и Белоручка (Разговор) 143 490
Роза 144 490
Памяти Ю. П. Вревской 146 491
Последнее свидание 146 492
Порог 147 493
Посещение 148 498
Necessitas, Vis, Libertas (Барельеф) 149 499
Милостыня 149 499
Насекомое 151 500
151 500
Лазурное царство 152 501
Два богача 153 501
Старик 154 502
Корреспондент 154 502
Два брата 155 502
Эгоист 156 502
Пир у Верховного Существа 157 503
Сфинкс 157 504
Нимфы 158 506
Враг и друг 160 507
Христос 161 508
Камень 162 509
Голуби 163 510
Завтра! Завтра! 164
Природа 164 510
«Повесить его!» 165 511
Что я буду думать?.. 167
«Как хороши, как свежи были розы…» 167 512
Морское плавание 169 513
Н. Н. 170 513
Стой! 170 514
Монах 171 515
Мы еще повоюем! 171
Молитва 172 515
Русский язык 172 516
125
Встреча (Сон) 173 517
Мне жаль… 174
Проклятие 174 517
Близнецы 175 518
Дрозд (I) 175 518
Дрозд (II) 177 519
Без гнезда 178 520
Кубок 178
Чья вина? 179
Житейское правило 179 520
Гад 179 520
Писатель и критик 180 521
С кем спорить… 180 521
«О моя молодость! О моя свежесть!» 181 523
К*** 181 523
Я шел среди высоких гор 181 524
Когда меня не будет… 182 525
Песочные часы 183 526
Я встал ночью… 183
Когда я один… (Двойник) 184 526
Путь к любви 185 526
Фраза 185
Простота 185
Брамин 185 527
Ты заплакал… 186
Любовь 186
Истина и Правда 186 527
Куропатки 187 528
Nessun maggior dolore 187 528
Попался под колесо 187 528
У-а… У-а! 188 529
Мои деревья 189 529

О произведении

Цикл коротких лирических текстов, в сжатой форме выражающих опыты и постижения, к которым пришел Тургенев за свою жизнь.

Темы

Центральное место в повести «Деревня» занимает тема глубоких переживаний и чувств русского человека. В своем произведении Иван Алексеевич не просто продемонстрировал картину жизни людей в деревне. Писатель проанализировал эмоции и переживания личности, ее психологию. В ней-то все и дело. Герои книги не способны проявить позитивные чувства, даже в своей семье они повторяют деспотическую модель поведения «тиран — раб». Внешне они агрессивны, стремятся к насилию и доминированию, но внутренне русский человек слаб и надломлен. Он не может добиться счастья и довольствуется страданием, которое он изливает на других. Автор пытается понять, кто именно виноват в плачевном положении жителей деревни. Герои приходят к выводу, что сами люди ответственны за никчемность своего существования. Сам народ не дотягивает до идеального образа, воспетого Гоголем.

Тематика повести «Деревня» представлена в списке:

Семья. Оба героя стремились к разным целям и ценностям, но каждый из них пришел к одному и тому же — необходимости семьи. В тяжелое время они оказались одинокими и непонятыми, и только родной брат подставил плечо в трудную минуту

Это говорит о важности семьи и взаимовыручки в жизни каждого из нас.
Любовь. Оба героя не смогли выстроить гармоничные отношения с женщинами

Тихон нашел ответ, почему так произошло. Герой на протяжении всей жизни проявлял к женщине только равнодушие. Он и не знал, с кем живет. Даже дети не принесли бы ему счастья, потому что он и к ним был бы столь же безразличен.
Противопоставление двух жизненных подходов. Можно заметить, что Кузьма — типичный интеллигент, который желает объяснить сложившуюся ситуацию и реализовать себя в творчестве. Тихон, напротив, олицетворяет разумного хозяина, человека практичного и приземлённого. Но ни один из них не видит счастья на Руси, потому что каждый из них плывет по течению и не анализирует свое внутреннее состояние. Только в зрелом возрасте герои начинают прозревать и понимать, что им нужно от жизни.
Судьба России. По мнению самого писателя, крестьяне виноваты в том, что оказались в таком печальном положении. Многочисленные пороки и особенности менталитета мешают им жить в гармонии друг с другом. В самой народной культуре заложено агрессивное начало, желание самоутвердиться за счет унижения другого. Это ведро с крабами оказывается гибельным для амбиций и грез.

Дети, «короли» и солдаты

Вернемся в столицу, где нищие продолжали процветать. Попытки властей бороться с ними напоминали вычерпывание моря тазиком, причем если воду из тазика выплескивать обратно в море. Если задержанный подходил под определение «профессионала», побирающегося не от отсутствия работы или по состоянию здоровья, то его отправляли прочь из городов в родные деревни и села (по месту приписки). В случае отсутствия документов место жительства выясняли в основном вопросами типа «ты откуда, холоп?» и зуботычинами. Как правило, как только их за счет казны доставляли до «дома», те, вежливо поблагодарив чиновников, отправлялись в новое нищенское странствие. Чаще всего — обратно в тот же город. Круговорот нищих был вечен.

Многие помирали, замерзая на улицах или спиваясь (конечно, большинство нищих глушило спиртное, как не в себя), но в армии нищих не было недостатка в новобранцах, в том числе детей. Профессиональные попрошайки использовали собственных детей, но еще чаще покупали чужих у бедняков, а то и просто воровали. Правовед Август Левенстим, исследовавший проблему нищенства, писал:

«В селении Белая Церковь появилась нищая, которая возила на тележке семилетнюю слепую девочку с вывихнутыми руками и ногами. Однажды девочка, услышав, как две прохожие женщины говорят по-еврейски, закричала им на еврейском языке: «Отнесите меня к маме!». Когда женщины заволновались и собрали толпу народа, девочка сообщила, что находится с этой женщиной полгода… Нищая же сказала, что эту девочку ей подарили, и она возит ее для более успешного собирания подаяния».

Бахтиаров в очерке «Короли нищих» рассказывает, как дети постарше – ребята двенадцати-пятнадцати лет – работают на опытных «королей», старших нищих. Сами они милостыню не просят, но стоят во главе детских «артелей» — собирают у подростков всю выручку, отдавая небольшую часть. Плюс кормежка, ночлег, водка и папиросы.

Дети, росшие в нищенстве на улицах, как правило, оставались в том же социальном статусе: мальчиков ждала карьера попрошаек или воров (что часто совмещали), девочек — проституция. Использование детей для сбора милостыни вызывало огромное возмущение в обществе, но прекращать никто не собирался: нет проще способа разжалобить даже самых черствых, чем показать заплаканное детское лицо.

О морали говорить не приходилось: нищие работали с любыми способами заработка. Когда грянули русско-японская, а спустя девять лет и Первая мировая войны, это, разумеется, тоже пошло нищим на пользу. Раздраженный журналист писал:

«Петербургские улицы превратились в филиальные отделения не то Кунсткамеры, не то паноптику­ма, где собирают коллекции уродов. И все это — не только жертвы войны. Большинство, несомненно, по­роху и не нюхало».

Нельзя сказать, что правительство бездействовало: понимая, что полицейские методы не работают, города создавали попечительства о бедных, дома трудолюбия, ночлежки, приюты, дешевые столовые. Но помощью всех этих заведений пользовались те, кто сам хотел найти новое место в жизни и перестать быть нищим, в то время как «профессионалов» забота государства трогала мало.

В 1910-х чиновники и общественные деятели рассуждали о масштабной социальной реформе, которая тотально изменит общество и избавит его от порока нищенства – но до реализации дело не дошло. Старую Россию свалил вихрь мировой войны и революций, и вплоть до середины 1920-х проблему нищенства решать было просто некому. А после того, как туман войны развеялся, социальными вопросами занялась уже совсем другая страна.

Композиция

Пятистрофное произведение состоит из двух частей. Первая часть – это три истории о крестьянах, живущих в позабытой помещиком деревне. Это бабушка Ненила, которая не может взять лесу для починки избы, крестьяне, у которых жадный сосед отобрал землю, и Наташа, которую немец-управитель не пускает замуж за вольного хлебопашца. Все они объединяются рефреном – “ вот приедет барин! “, который повторяют все несправедливо обиженные.

Вторая часть отделена от первой значительным промежутком времени. В результате бездействия барина хлебопашца Игната забрили в солдаты, бабушка Ненила так и умерла в своей разваливающейся избушке, а сосед-плут собрал с крестьянской земли не один урожай.

Кульминация – последняя строфа, в которой барин наконец-то приезжает, но… в гробу. А новый, едва прошли похороны, уезжает в Питер, снова оставляя крестьян с их нерешенными проблемами.

Суть: о чем?

Начинается все с того, что один франт просит у пожилой помещицы дать взаймы крупную сумму. Та идет навстречу, закладывает свой дом и направляет оказавшемуся в беде знакомому необходимые средства в размере 15 тысяч. Тот, получив желаемое, пропадает.

Старушка посылает многочисленные письма, убеждая вернуть деньги, но не получает ответа. Тогда решает отправиться в Петербург, чтобы “похлопотать” лично. Там ей приходится просить полицию и крупных чиновников о помощи, но никаких положительных результатов это не дает из-за значимого положения обманщика в обществе. Совсем отчаявшись, героиня соглашается на предложение другого помещика низшего ранга, и тому удается справиться со злостным должником.

Справедливость восстанавливается, задолженность погашается. Счастливая старушка возвращается домой.

Тема, основная мысль и композиция

В марте 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, закончившееся его смертью. После этого события в Росси наступила реакция. Александр III отменил конституционную реформу. Все ведомства обязаны были выполнять распоряжения начальника охраны. Были закрыты не только революционные, но и либеральные издания, вводилась жесточайшая цензура. Исчезла надежда на любые демократические преобразования.

Тема стихотворения – роль русского языка в жизни русского человека. Основная мысль: русский язык вобрал в себя всю мудрость великого народа, он – последняя надежда и опора любого говорящего на нём. Стихотворение целиком отражает всё богатство мысли Тургенева. Это единое афористическое выражение. Стасюлевич назвал 5 строк стихотворения золотыми строками, более ёмкими, чем целый трактат.

Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться

Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

Классика ру

Последние дни августа… Осень уже наступала.

Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что промчался над нашей широкой равниной.

Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потом дождя.

Она сидела за столом в гостиной и с упорной задумчивостью глядела в сад сквозь полураскрытую дверь.

Я знал, что свершалось тогда в её душе; я знал, что после недолгой, хоть и мучительной, борьбы она в этот самый миг отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить.

Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась.

Пробил час…пробил другой; она не возвращалась.

Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой — я в том не сомневался — пошла и она.

Всё потемнело вокруг; ночь уже надвигалась. Но на сыром песку дорожки, ярко алее даже сквозь разлитую мглу, виднелся кругловатый предмет.

Я наклонился… То была молодая, чуть распустившаяся роза. Два часа тому назад я видел эту самую розу на её груди.

Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед её креслом.

Вот и она вернулась наконец — и, лёгкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.

Её лицо и побледнело и ожило; быстро, с весёлым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза.

Она увидела розу, схватила её, взглянула на её измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня — и глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами.

— О чём вы плачете? — спросил я.

— Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.

Тут я вздумал выказать глубокомыслие.

— Ваши слёзы смоют эту грязь, — промолвил я с значительным выражением.

— Слёзы не моют, слёзы жгут, — ответила она и, обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.

— Огонь сожжёт ещё лучше слёз, — воскликнула она не без удали, — и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо.

Я понял, что и она была сожжена.

Иван Сергеевич Тургенев «Деревня»

Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной край.

Ровной синевой залито все небо; одно лишь облачко на нем — не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух — молоко парное!

Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют, собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.

И дымком-то пахнет, и травой — и дегтем маленько — и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.

Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба, синеватая черта большой реки.

Вдоль оврага — по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.

Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом — целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть еще немного посохнет на припеке, а там и в сарай! То-то будет спать на нем славно!

Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.

Русокудрые парни, в чистых, низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, зубоскалят.

Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.

Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца… Ведро дрожит и качается на веревке, роняя длинные, огнистые капли.

Передо мной стоит старуха хозяйка в новой клетчатой паневе, в новых котах.

Крупные, дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой, худой шеи; седая голова повязана желтым платком с красными крапинками; низко навис он над потускневшими глазами.

Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается все морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка… а и теперь еще видать: красавица была в свое время!

Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным, неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть еще теплого хлеба. «Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!»

Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертой теленок.

«Ай да овес!» — слышится голос моего кучера.

О, довольство, покой, избыток русской, вольной деревни! О, тишь и благодать!

И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и все, чего так добиваемся мы, городские люди?

Главная мысль

Непросто сложилась жизнь писателя. Несправедливость, лесть, лицемерие окружали его. Но вера в то, что еще не все потеряно, что всегда найдётся «хороший человек», незаметно творящий добро, помогала ему бороться за справедливость. Эта вера и есть основная идея произведения. Рядом с праведниками всегда тепло и спокойно. Именно такими людьми вдохновлялся мастер, связывая с ними самые светлые надежды на будущее.

Смысл произведения заключается в том, что надо верить в лучшее, вопреки всему. Тогда непременно появится тот, кто сможет помочь и защитить от невзгод. Русский народ не бесправен. Он обладает смекалкой, добропорядочностью, широтой своей души. Находчивость и желание делать добро помогают человеку занять своё достойное место в жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: