Михаил Лермонтов — Пускай толпа клеймит презреньем ( Договор )
Puskay tolpa kleymit prezrenyemNash nerazgadanny soyuz,Puskay lyudskim predubezhdenyemTy lishena semeynykh uz.
No pered idolami svetaNe gnu koleni ya moi;Kak ty, ne znayu v nem predmetaNi silnoy zloby, ni lyubvi.
Kak ty, kruzhus v veselye shumnom,Ne otlichaya nikogo:Delyusya s umnym i bezumnym,Zhivu dlya serdtsa svoyego.
Zemnogo schastya my ne tsenim,Lyudey privykli my tsenit;Sebe my oba ne izmenim,A nam ne mogut izmenit.
V tolpe drug druga my uznali,Soshlis i razoydemsya vnov.Byla bez radostey lyubov,Razluka budet bez pechali.
Gecrfq njkgf rktqvbn ghtphtymtvYfi ythfpuflfyysq cj/p,Gecrfq k/lcrbv ghtle,t;ltymtvNs kbityf ctvtqys[ ep/
Yj gthtl bljkfvb cdtnfYt uye rjktyb z vjb;Rfr ns, yt pyf/ d ytv ghtlvtnfYb cbkmyjq pkj,s, yb k/,db/
Rfr ns, rhe;ecm d dtctkmt ievyjv,Yt jnkbxfz ybrjuj:Ltk/cz c evysv b ,tpevysv,;bde lkz cthlwf cdjtuj/
Ptvyjuj cxfcnmz vs yt wtybv,K/ltq ghbdsrkb vs wtybnm;Ct,t vs j,f yt bpvtybv,F yfv yt vjuen bpvtybnm/
D njkgt lheu lheuf vs epyfkb,Cjikbcm b hfpjqltvcz dyjdm/,skf ,tp hfljcntq k/,jdm,Hfpkerf ,eltn ,tp gtxfkb/
«Договор» М.Лермонтов
«Договор» Михаил Лермонтов
Пускай толпа клеймит презреньем Наш неразгаданный союз, Пускай людским предубежденьем Ты лишена семейных уз.
Но перед идолами света Не гну колени я мои; Как ты, не знаю в нем предмета
Ни сильной злобы, ни любви.
Как ты, кружусь в веселье шумном, Не отличая никого: Делюся с умным и безумным, Живу для сердца своего.
Земного счастья мы не ценим, Людей привыкли мы ценить; Себе мы оба не изменим, А нам не могут изменить.
В толпе друг друга мы узнали, Сошлись и разойдемся вновь. Была без радостей любовь, Разлука будет без печали.
Анализ стихотворения Лермонтова «Договор»
Появление произведения, датированного 1841 г. часто связывают с именем графини Евдокии Ростопчиной, поэтессы и подруги детства Лермонтова. По другой версии, «Договор» посвящен неизвестной женщине, которая по своему положению не могла входить в высшее общество. Так или иначе лермонтовское творение продолжает тему любви, не одобренной людским законом.
Стихотворение является переработкой юношеского произведения «Прелестнице», в котором содержится дерзкий вызов светским условностям, общественным «предубежденьям». При редактировании поэтического текста автор меняет акценты, концентрируясь на психологических портретах и душевном родстве героев.
«Неразгаданный союз» двух свободных людей осуждается злыми языками. Анафора «пускай», с которой начинается произведение, подчеркивает пренебрежительное отношение влюбленной пары к мнению общества, названному «толпой».
Содержание второго и третьего катренов демонстрирует общность характеров героев: они независимы, безразличны к мнению авторитетов, получающих насмешливый титул «идолов света». Членам «неразгаданного союза» скучны привычные увеселения. Они искренни и смелы в суждениях. Лермонтовскому лирическому герою удалось прервать круг абсолютного одиночества, характерного для ранней лирики. У мрачного романтика появляется двойник в женском обличье. На уровне синтаксиса это акцентируется еще одной анафорой — «как ты».
Среди толпы и «веселья шумного» герои смогли отыскать и почувствовать родственную душу. Осознанность выбора подчеркивается названием произведения. Отношения влюбленных свободны от обязательств: «сошлись и разойдемся вновь».
В финальных четверостишиях появляется череда философских обобщений, а стиль приобретает афористичность, емкость, отточенность.
Поэтический текст пронизывается рядом антитез, которые начинаются с пар «злоба» — «любовь», «умный» — «безумный». Завершающее двустишие стало хорошо известным афоризмом, вошедшим в отечественную сокровищницу авторских фразеологизмов. Оно тоже основано на антитезе
Важность конечной мысли подчеркивается изменениями в рифме: вместо перекрестного способа рифмовки применяется кольцевая разновидность
Зрелая лермонтовская лирика меняет фокус внимания: на смену внешнего конфликта с «ветхим миром» и демонстративного одиночества приходят рефлексия и интерес к психологическому портрету.
Михаил Лермонтов — Пускай толпа клеймит презреньем ( Договор )
Пускай толпа клеймит презреньемНаш неразгаданный союз,Пускай людским предубежденьем № 4 Ты лишена семейных уз.
Но перед идолами светаНе гну колени я мои;Как ты, не знаю в нем предмета № 8 Ни сильной злобы, ни любви.
Как ты, кружусь в веселье шумном,Не отличая никого:Делюся с умным и безумным, № 12 Живу для сердца своего.
Земного счастья мы не ценим,Людей привыкли мы ценить;Себе мы оба не изменим, № 16 А нам не могут изменить.
В толпе друг друга мы узнали,Сошлись и разойдемся вновь.Была без радостей любовь, № 20 Разлука будет без печали.
Kak ty, kruzhus v veselye shumnom,Ne otlichaya nikogo:Delyusya s umnym i bezumnym,Zhivu dlya serdtsa svoyego.
Zemnogo schastya my ne tsenim,Lyudey privykli my tsenit;Sebe my oba ne izmenim,A nam ne mogut izmenit.
V tolpe drug druga my uznali,Soshlis i razoydemsya vnov.Byla bez radostey lyubov,Razluka budet bez pechali.
Gecrfq njkgf rktqvbn ghtphtymtvYfi ythfpuflfyysq cj/p,Gecrfq k/lcrbv ghtle,t;ltymtvNs kbityf ctvtqys[ ep/
Yj gthtl bljkfvb cdtnfYt uye rjktyb z vjb;Rfr ns, yt pyf/ d ytv ghtlvtnfYb cbkmyjq pkj,s, yb k/,db/
Rfr ns, rhe;ecm d dtctkmt ievyjv,Yt jnkbxfz ybrjuj:Ltk/cz c evysv b ,tpevysv,;bde lkz cthlwf cdjtuj/
Лермонтов. Анализ стихотворения «К *** (Я не унижусь пред тобою)»
18 декабря 2009
Данное стихотворение напрямую связано с жизнью писателя, с его чувствами к любимой женщине. Эта женщина выступает в роли некого идеала, который так разочаровал поэта. Любовь была безответной, а глубокие лирические чувства унижены изменой любимой. Стихотворение датируется 1832 годом. Как и любой автор, Лермонтов описывает тему любви открыто, но в то же время драматично. И вообще, вся поэзия писателя пронизана глубоким чувством разочарования и одиночества, что и характерно для его творчества. Под строками «К» автор подразумевает Иванову Наталью Федоровну, которая оскорбила его чувства.
Автор считает, что она предала его и упрекает ее в том, что она была не верна по отношению к нему. Само название «Я не унижусь пред тобой» говорит за себя. Унижение — это своего рода лирические чувства поэта, на которые нет взаимного ответа. Но после того, как она выступает в роли кокетки, автор решает прервать любую связь с ней. Ему чуждо такое отношение с ее стороны. Это обижает его, оскорбляет его внутренний мир. Он посылает эти строки ей, чтоб донести то, что накопилось в сердце.
Автор больше не верит в нее. Он жалеет бесценно прожитые годы, которые посвятил ей. Из этих строк сразу видно, что автор не может вернуться к той жизни. Он больше никогда не поверит ей и ее словам. Он не хочется больше тратить свое время на нее, потому что она введет его в заблуждение.
Слишком много жизни Лермонтов потратил для нее. Автор так долго надеялся на взаимность, что силы иссякли. Ради ее улыбки он возненавидел целый мир. Здесь автор подчеркивает силу настоящей любви. Для такой любви ничто не чуждо! Лермонтов, как и Пушкин в своем стихотворении «Я вас любил…», желает счастья своей любимой. Но в отличие от Пушкина, он стремится к тому, чтоб отомстить за все страдания.
Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно,
У поэта накопилось зло на безответность и кокетство с ее стороны. В то же время автор одинок и печален. Только сожаление того, что неудача неизбежна вызывает в нем злость. Это стихотворение написано сплошным текстом, будто исповедь, крик души, отчаяния поэта. Мы здесь не видим четкого распределения на строфы. Читая стихотворения, мы не найдем в нем разделения. Читать его можно безостановочно.
С помощью сложных метафорических обращений, автор выражает свою внутреннюю грусть наиболее полно.
Это интересно: 61,§ 3, 4, конструктивизм
История создания
Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.
Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.
Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.
Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.
Темы и настроение
Лермонтов с идеальной точностью с помощью рифмы и средств выразительности смог передать чувство утраты, возникающее у человека при осознании того, что лето ушло. Буйные краски тепла сменяются темными, мрачными цветами осени. Так здесь воплотилась тема природы, которая меняет облачение.
Стихотворение дарит пасмурное настроение, которое заставляет человека потеплее укутаться в свои одежды, вжавшись в кресло. Осень захватывает владения и выгоняет людей с улиц своим холодом. Весь окружающий мир встречает новую владычицу со страхом и дрожью в теле. Мир тихо и медленно умирает, чтобы весной возродиться вновь.
Договор (Лермонтов)
Авторские и издательские редакции текста Править
- Договор («Пускай толпа клеймит презреньем…») // Отечественные записки, 1842, т. XXI, 3 (дореформенная орфография)
- Договор («Пускай толпа клеймит презреньем…») // Сочинения в 6 т. 1954—1957. Т. 2, 1954
- Договор («Пускай толпа клеймит презреньем…») // Полное собрание стихотворений в 2 т. 1989. Т.2
- Договор («Пускай толпа клеймит презреньем…») // Полное собрание стихотворений в 2 т. 1989. Т.2 (Ё)
Пускай толпа клеймит презреньем Наш неразгаданный союз, Пускай людским предубежденьем Ты лишена семейных уз.
Но перед идолами света Не гну колени я мои; Как ты, не знаю в нём предмета Ни сильной злобы, ни любви.
Как ты, кружусь в веселье шумном, Не отличая никого: Делюся с умным и безумным, Живу для сердца своего.
Земного счастья мы не ценим, Людей привыкли мы ценить; Себе мы оба не изменим, А нам не могут изменить.
В толпе друг друга мы узнали, Сошлись и разойдёмся вновь. Была без радостей любовь, Разлука будет без печали.
Печ. по копии ПД, тетр. 15. Переработка юношеского ст-ния «Прелестнице» (№ 279). По-видимому, также обращено к Е. П. Ростопчиной (см. о ней примеч. 255) и датируется 1841 г. В списке, которым располагал Белинский, «Договор» заканчивался двадцатью заключительными строками ст-ния «Графине Ростопчиной» (Белинский. Т. 12. С. 85). В письме к В. П. Боткину от 17 марта 1842 г. он писал: «“Договор“ — чудо как хорошо, — и ты прав, говоря, что это глубочайшее стихотворение, до понимания которого не всякий дойдет; но не такова ли же и большая часть стихотворений Лермонтова?» (Там же. С. 84).
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему мрачными и серыми. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа содержащая философскую составляющую не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из четырех небольших предложений. В нём нет описания конкретного временного периода, когда лирический герой любуется на определённый пейзаж. В стихотворении описаны картины, которые имеют место в разное время суток, следовательно – это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют два последних стиха: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.
Средства выразительности
Даже в юности Лермонтов уже весьма искусно обращался с тропами, особенно когда требовалось сделать поэтические строки эмоциональными и глубокими. Вот и в этом стихотворении он использовал следующие средства выразительности:
-
Эпитеты –
“юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”
. -
Метафоры –
“ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.
Они помогли ему описать все владевшие сердцем чувства, показать глупой ветреннице, что она сделала своим кокетством и выразить всю боль разбитого и растоптанного сердца.
Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Договор»
Пускай толпа клеймит презреньем Наш неразгаданный союз, Пускай людским предубежденьем Ты лишена семейных уз. Но перед идолами света Не гну колени я мои; Как ты, не знаю в нем предмета Ни сильной злобы, ни любви. Как ты, кружусь в веселье шумном, Не отличая никого: Делюся с умным и безумным, Живу для сердца своего. Земного счастья мы не ценим, Людей привыкли мы ценить; Себе мы оба не изменим, А нам не могут изменить. В толпе друг друга мы узнали, Сошлись и разойдемся вновь. Была без радостей любовь, Разлука будет без печали. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Стихотворение Лермонтова М.Ю. — Договор
См. также Михаил Лермонтов — стихи (Лермонтов М. Ю.) :
Додо (Умеешь ты сердца тревожить. ) Умеешь ты сердца тревожить, Толпу очей остановить, Улыбкой гордой уни.
Дума Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль те.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я не унижусь пред тобою.
История создания – стихотворение создано в 1832 году, когда несчастливо закончился роман Михаила Юрьевича и Натальи Ивановой. Впервые оно было опубликовано уже спустя много лет после его гибели – в 1859 году.
Тема стихотворения – разочарование в любви.
Композиция – одночастная, поэт на протяжении всего письма упрекает возлюбленную и рассказывает о своем горьком разочаровании в ней.
Жанр – любовная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.
Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.
Это интересно: 47,«Я жить хочу, хочу печали…», краткий анализ стихотворения м, леермонтова
Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Договор»
Пускай толпа клеймит презреньем Наш неразгаданный союз, Пускай людским предубежденьем Ты лишена семейных уз. Но перед идолами света Не гну колени я мои; Как ты, не знаю в нем предмета Ни сильной злобы, ни любви. Как ты, кружусь в веселье шумном, Не отличая никого: Делюся с умным и безумным, Живу для сердца своего. Земного счастья мы не ценим, Людей привыкли мы ценить; Себе мы оба не изменим, А нам не могут изменить. В толпе друг друга мы узнали, Сошлись и разойдемся вновь. Была без радостей любовь, Разлука будет без печали. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Стихотворение Лермонтова М.Ю. — Договор
См. также Михаил Лермонтов — стихи (Лермонтов М. Ю.) :
Додо (Умеешь ты сердца тревожить. ) Умеешь ты сердца тревожить, Толпу очей остановить, Улыбкой гордой уни.
Дума Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль те.
Композиционное и жанровое своеобразие
При анализе стиха Лермонтова «Осень» следует описать композиционную структуру. В ней выделяется 3 четверостишия, объединенные в строфу. Сначала описываются перемены, происходящие осенью с миром флоры, за которыми наблюдает лирический герой. Они не кажутся ему волшебными картинками, а представляются в мрачном свете. Второе четверостишие содержит обращение к миру людей, в нем поэт рисует образ пахаря, для которого осень — время долгожданного отдыха. Жатва и прочие работы на поле завершены, теперь этот честный труженик может насладиться покоем.
Наконец, третье четверостишие описывает, как мир животных готовится к предстоящим холодам — зверь стремится поскорее найти укрытие. Завершает текст еще одна небольшая пейзажная зарисовка с месяцем на фоне бескрайнего черного неба. Кажется, что сама природа стихла, поскольку звуковые образы не используются.
При написании сочинения по произведению нужно отметить и его жанровую специфику. Литературоведы относят «Осень» к элегиям. Нарисованные поэтом осенние картины так и дышат грустью и сожалением о том, что никогда не вернуть. Кажется, что все в природе благополучно, не происходит ничего необычного: листва становится желтой, дикие звери готовятся к зимовке, человек завершает осенние полевые работы. Но от ощущения безысходности и грусти избавиться не удается.
Лермонтов Михаил — Как солнце зимнее прекрасно
Как солнце зимнее прекрасно, Когда, бродя меж серых туч, На белые снега напрасно Оно кидает слабый луч!
Так точно, дева молодая, Твой образ предо мной блестит; Но взор твой, счастье обещая, Мою ли душу оживит?
Дата написания: 1832 год
читает Вс. Аксенов Заслуженный артист РСФСР Всеволод Николаевич Аксёнов — коренной москвич, дата его рождения — 19 апреля 1902 года. Как профессиональный чтец, на эстраде Аксёнов стал выступать с 1935 года. Со сцены он читал мировую и русскую классику: произведения Блока, Данте, Гейне, Готье, Пушкина, Есенина, советских, зарубежных, а также современных поэтов. Аксёнов внёс большой вклад в развитие советского театрального искусства. Ушёл из жизни в Москве 29 марта 1960 года.
Союз против толпы
В первой строфе лирический герой Лермонтова признается в тайном, неразгаданном союзе с девушкой и показывает, как его презирает толпа, вооруженная нормами, правилами и догмами общества.
Однако такая реакция не в диковинку герою, и он не собирается преклоняться перед мнением массы против своей личной жизни. Общество не вызывает у него ни любви, ни злобы, оно для него пустое место, недостойное никакого внимания.
Такого же мнения придерживается и его подруга, поэтому им вместе хорошо, они заключили негласный договор, идут против течения гнилой реки и живут вопреки.
Герой со своей избранницей старается жить для сердца, отталкивая принятые догмы земного счастья, предпочитая быть в меньшинстве, но без кандалов.
Они верны друг другу, пока вместе, пусть их любовь и искусственна, она не дарит полноценного счастья, зато и разлука не убивает, не обволакивает в кокон печали. Такова цена свободной любови, в нет крайностей – ни большого счастья, ни большого горя…
Естественно, это не выбор Лермонтова, который любил до дуэли и страдал до ожогов на сердце, что в итоге и положило его в гроб молодым.
Анализ стихотворения Лермонтова «Договор»
Появление произведения, датированного 1841 г., часто связывают с именем графини Евдокии Ростопчиной, поэтессы и подруги детства Лермонтова. По другой версии, «Договор» посвящен неизвестной женщине, которая по своему положению не могла входить в высшее общество. Так или иначе лермонтовское творение продолжает тему любви, не одобренной людским законом.
Стихотворение является переработкой юношеского произведения «Прелестнице», в котором содержится дерзкий вызов светским условностям, общественным «предубежденьям». При редактировании поэтического текста автор меняет акценты, концентрируясь на психологических портретах и душевном родстве героев.
«Неразгаданный союз» двух свободных людей осуждается злыми языками. Анафора «пускай», с которой начинается произведение, подчеркивает пренебрежительное отношение влюбленной пары к мнению общества, названному «толпой».
Содержание второго и третьего катренов демонстрирует общность характеров героев: они независимы, безразличны к мнению авторитетов, получающих насмешливый титул «идолов света». Членам «неразгаданного союза» скучны привычные увеселения. Они искренни и смелы в суждениях. Лермонтовскому лирическому герою удалось прервать круг абсолютного одиночества, характерного для ранней лирики. У мрачного романтика появляется двойник в женском обличье. На уровне синтаксиса это акцентируется еще одной анафорой – «как ты».
Среди толпы и «веселья шумного» герои смогли отыскать и почувствовать родственную душу. Осознанность выбора подчеркивается названием произведения. Отношения влюбленных свободны от обязательств: «сошлись и разойдемся вновь».
В финальных четверостишиях появляется череда философских обобщений, а стиль приобретает афористичность, емкость, отточенность.
Поэтический текст пронизывается рядом антитез, которые начинаются с пар «злоба» – «любовь», «умный» – «безумный». Завершающее двустишие стало хорошо известным афоризмом, вошедшим в отечественную сокровищницу авторских фразеологизмов. Оно тоже основано на антитезе
Важность конечной мысли подчеркивается изменениями в рифме: вместо перекрестного способа рифмовки применяется кольцевая разновидность
Зрелая лермонтовская лирика меняет фокус внимания: на смену внешнего конфликта с «ветхим миром» и демонстративного одиночества приходят рефлексия и интерес к психологическому портрету.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»
Михаил Лермонтов неоднократно подтверждал факт того, что он умеет предсказывать будущее. Друзья и знакомые, услышав от поэта странные фразы и выражение, чуть позже, убеждались в их правдивости и реальности.
На протяжении всей своей жизни Лермонтов ощущал себя человеком не этой эпохи. Он был изгнанником не один раз. И вот, во время второй ссылки на Кавказ, из-под талантливой руки поэта в свет выходит стихотворение «Сон».
На этот момент, работы Лермонтова были наполнены сарказмом, он без всяких стеснений и боязней мог раскритиковать торжествующую власть. Его душа была разочарована в том, что происходит вокруг.
Заполняя подаренную записную книжку, которую Михаил Юрьевич получил перед отъездом от своего друга Владимира Одоевского, автор записал в нее и свое новое стихотворение.
Как не странно, «Сон» отличается от тех работ, которые были написаны Лермонтовым в период позднего творчества. Оно наполнено своеобразной лирикой, имело нестандартную форму, текст работы был весьма мистическим. Читатель видит главного героя, который лежал посреди долины, и в груди его была свинцовая пуля. Жизненные силы покидали раненого. И в этот момент ему приснился счастливый сон, в котором он возвращается в родные края, в свой дом, возле которого прекрасные девицы все щебетали о его персоне. В один миг, в сон раненого героя попадает одна из собеседниц и замечает, что парень лежит совершенно безжизненным.
Судьба данного персонажа очень похожа на судьбу самого автора. Благодаря своему дару предвиденья, Лермонтов словно описал свою смерть, которая пришла к нему уже через несколько месяцев после написания стихотворения «Сон». Он вызвался на дуэль, у него была возможность делать первый выстрел, однако, мужчина отправил свою пулю в небо, тем самым, дав понять, что готов принять ответный выстрел.
Уже после смерти поэта, друзья Лермонтова нашли его записную книжку и ознакомились со текстом стихотворения «Сон». Они были поражены точным предсказанием поэта, который смирился с судьбой и смог описать свою гибель.
История создания
Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано в очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.
Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И все же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым. Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его – она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.
Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.
Михаил Лермонтов — Пускай толпа клеймит презреньем ( Договор )
Puskay tolpa kleymit prezrenyemNash nerazgadanny soyuz,Puskay lyudskim predubezhdenyemTy lishena semeynykh uz.
No pered idolami svetaNe gnu koleni ya moi;Kak ty, ne znayu v nem predmetaNi silnoy zloby, ni lyubvi.
Kak ty, kruzhus v veselye shumnom,Ne otlichaya nikogo:Delyusya s umnym i bezumnym,Zhivu dlya serdtsa svoyego.
Zemnogo schastya my ne tsenim,Lyudey privykli my tsenit;Sebe my oba ne izmenim,A nam ne mogut izmenit.
V tolpe drug druga my uznali,Soshlis i razoydemsya vnov.Byla bez radostey lyubov,Razluka budet bez pechali.
Gecrfq njkgf rktqvbn ghtphtymtvYfi ythfpuflfyysq cj/p,Gecrfq k/lcrbv ghtle,t;ltymtvNs kbityf ctvtqys[ ep/
Yj gthtl bljkfvb cdtnfYt uye rjktyb z vjb;Rfr ns, yt pyf/ d ytv ghtlvtnfYb cbkmyjq pkj,s, yb k/,db/
Rfr ns, rhe;ecm d dtctkmt ievyjv,Yt jnkbxfz ybrjuj:Ltk/cz c evysv b ,tpevysv,;bde lkz cthlwf cdjtuj/
Ptvyjuj cxfcnmz vs yt wtybv,K/ltq ghbdsrkb vs wtybnm;Ct,t vs j,f yt bpvtybv,F yfv yt vjuen bpvtybnm/
D njkgt lheu lheuf vs epyfkb,Cjikbcm b hfpjqltvcz dyjdm/,skf ,tp hfljcntq k/,jdm,Hfpkerf ,eltn ,tp gtxfkb/
Тематика
В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.
Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.
Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.
Композиция
Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.
Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.
Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!”
.
Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.
Михаил Лермонтов «Молитва»: анализ стихотворения
Михаил Лермонтов «Молитва» — это не просто стихотворение, а лирический монолог автора, написанный ямбом с пиррихием. Лермонтов пишет о том, что в жизни наступила трудная минута, он ищет утешения и сразу дает ответ на вопрос, где его найти — в молитве. Интересно, что автор не называет название молитвы и ничего не говорит о словах, которые мысленно произносит, но описывает свои ощущения, а в конце стихотворения мы видим и результат молитвы — облегчение, освобождение от тяжелых мыслей.
Тоска в «Молитве» — это символ невозможности поверить, тяжких сомнений, поэт рассказывает о том, что есть способ победить их. В то время, когда Лермонтов писал «Молитву», у него был творческий кризис и трудный период в жизни, но мы видим, что он нашел выход из него.
В стихотворении употребляются эпитеты, Лермонтов называет:
- минуту трудной,
- молитву чудной,
- силу благодатной,
- прелесть святой и непонятной.
И олицетворение «Грусть теснится и прелесть дышит», а также сравнение «сомнение – как бремя».
Художественные приемы и тонкая лирика стихотворения «Молитва» позволили ему войти в историю Русской литературы.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ