“Бешеные деньги”, Островский: краткое содержание, тема, герои, анализ произведения
Имя драматурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Николаевича Островского известно всем. Он много потрудился для развития русского национального театра. Его юмор и сатира так отточены, емки и незабвенны, что до сих пор являются актуальными, ставятся на подмостках сцен не только России и стран СНГ, но и во всем мире.
«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание
Вначале автор пьесу «Бешеные деньги» хотел назвать «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном нам названии. В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки», а через год ее поставили в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы. В Малом театре премьера состоялась 6 октября.
https://www.youtube.com/watch?v=TPBzgSgCYeU
Как и во многих пьесах, А. Н. Островский в «Бешеных деньгах» отображает нравы дворянства, развивает тему кризиса многих из них. Его персонажи, уверенные в себе, можно сказать, до наглости, становятся хитрыми, лицемерными и расчетливыми.
Действующие лица комедии:
- Васильков Савва Геннадич, помещик (делец).
- Телятев Иван Петрович, дворянин.
- Кучумов Григорий Борисович, барин.
- Глумов Егор Дмитриевич.
- Чебоксарова Надежда Антоновна, пожилая дама.
- Лидия Юрьевна, ее дочь.
- Андрей, Григорий, Николай, слуги.
В пьесе «Бешеные деньги» Островский (краткое содержание будет изложено ниже) образ Васильков не до конца раскрыл.
С одной стороны он положительный персонаж, любит Лидию, стремится жить правильно, но с другой — слишком деловит, просчитывает каждый свой шаг.
У Островского Васильков представлен скорее как прижимистый человек, автор комично обрисовывает бюджет, из которого тот не хочет выходить.
«Бешеные деньги» (Островский): герои, их взаимодействия
Итак, действие происходит в Москве, в середине 19 века. Провинциал средних лет Васильков Савва Геннадич приезжает в столицу, случайно сталкивается со «светской дамой» Лидией Чебоксаровой и хочет на ней жениться. Васильков – человек решительный, раз задумал что-то, то идет к этой цели, даже если на первый взгляд она кажется недосягаемой.
Его случайный знакомый Теляев Иван Петрович обещает провинциала познакомить с местной красавицей, но в душе вместе со старым приятелем Глумовым, известным пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», решает разыграть будущую невесту Саввы Геннадича.
Матери и дочери Чебоксаровым они представляют Василькова как золотопромышленника из Сибири. Провинциал становится гостем в доме Надежды Антоновны и Лидии Юрьевны, но из-за скромного характера не может найти подход к взбалмошной даме.
Отчаянный поступок Надежды Антоновны
Так заканчивается первое действие пьесы «Бешеные деньги».
Островский краткое содержание второго действия начинает с того, что Надежда Антоновна получает письмо от мужа, что они разорены, так как он продал последнее имущество и не знает, как выйти из ситуации.
Надежда Антоновна Чебоксарова срочно решает выдать дочь замуж. В качестве «жертвы» Лидия выбирает Теляева, однако пронырливый Иван Петрович быстро смекает что к чему и заявляет, что «брак — это не для него».
Остается лишь «запасной вариант» — Савва Геннадич, мать Лидии быстро сватает за него дочь и через неделю Лидия Юрьевна становится законной женой счастливого Василькова.
«Бешеные деньги» (Островский): анализ комедии
Но тут начинаются неприятности у Василькова, благодаря ему Чебоксаровы продолжают жить на широкую ногу, не задумываясь о долгах, которых скопилось уже порядка трехсот тысяч, а покрыть их должен не кто иной, как Васильков.
Попав в трудное положение, Савва Геннадич соглашается выполнить просьбу жены, но лишь с тем условием, что она переедет в другую, скромную квартиру и станет жить по средствам. Вначале это возмущает гордую Лидию Юрьевну, но она вынужденно соглашается на этот шаг.
Ссылки[ | ]
В Викицитатнике есть страница по теме: Доходное место |
Пьесы Александра Островского |
|
Анализ пьесы Островского «Доходное место»
В условиях общественного подъема накануне реформ 60-х гг. Островский не мог не чувствовать потребности возвратиться к сатирическому и обличительному направлению комедии «Свои люди — сочтемся!». Симптомом такого возвращения стала небольшая пьеса «В чужом пиру похмелье». Убедительным доказательством возвращения Островского на путь критики и отрицания российских патриархальных нравов стала комедия «Доходное место».
В центре этой комедии — темное царство русского чиновничества, нравы, сложившиеся столетиями и трудно поддающиеся переменам. Л. Н. Толстой назвал «Доходное место» «огромной вещью по глубине, силе, верности современного значения». Добавим, что и почти полтора столетия спустя «Доходное место» остается произведением современным, а чиновничьи нравы, изображенные в пьесе, не могли искоренить ни реформы, ни революции. Персонажи Островского, как и персонажи Гоголя, жили и живут и в дореволюционной, и послереволюционной, и современной, «посткоммунистической» России, и свидетельством тому — комедия «Доходное место», ибо, по выражению Бердяева, «тьма и зло» «не в социальных оболочках народа, а в его духовном ядре».
Конечно, такое обычное, повседневное явление русской чиновничьей жизни, как взяточничество, изображалось неоднократно в новой русской литературе, в том числе и драматургии, начиная с «Ябеды» В. В. Капниста. Но теме, разработанной самим Гоголем в «Ревизоре», Островский сумел дать самостоятельное и оригинальное воплощение.
Главные герои и их характеристика
Главных героев и их подробную характеристику Многомудрый Литрекон отразил в таблице:
Главные герои | Характеристика героев |
Гордей Карпыч Торцов | богатый купец, гордый, строгий, имеет крутой характер, мужчина почти шестидесяти лет, «зверем смотрит» на свою жену. |
Пелагея Егоровна | жена Торцова, усталая на старости лет женщина, умеющая быть благодарной за то, что дано. Однако очень слабохарактерная, при всей своей любви к дочери, не предпринимает никаких попыток остановить самодурство мужа. |
Любовь Гордеевна | дочь Торцова, красивая, молодая, нежная особа, страстно влюбленная в Митю, но покорная девушка, а потому не может пойти против воли отца. |
Любим Карпыч Торцов | брат Гордея, промотавшийся, пьяница, пропил все наследственные деньги, часть денег потерял из-за обмана Африкана Савича, теперь вынужден побираться, однако по натуре очень добрый и честный человек. |
Африкан Савич Коршунов | фабрикант, англоман, москвич, старый, толстый, губастый, жадный, высокомерный, хитрый, похотливый, обманул Любима на большую сумму, а молодую жену замучил ревностью. |
Митя | приказчик Торцова, молодой, добрый, честный, щедрый юноша, страстно влюбленный в Любовь Гордеевну, заботливо относящийся к её матери и к своей, которой посылает в деревню жалованье. |
Яша Гуслин | племянник Торцова, хороший музыкант, веселый, добрый друг Мити, хочет жениться на Анне Ивановне. |
Гриша Разлюляев | молодой купчик, из семьи богатых и добрых людей, любит веселиться, песни петь да плясать, простой, за что и просит девушек его полюбить. |
Анна Ивановна | молодая вдова, веселая и простая, любит сплетни и всякие шутки с подругами делать, хочет замуж за Гуслина |
Маша и Лиза | подруги Любови Гордеевны, очень приличные и стеснительные девушки. |
Егорушка | мальчик, дальний родственник Торцова, смешлив |
Арина | няня Любови Гордеевны, жалостливая русская женщина, к ней изволит приставать Разлюляев. |
Первое действие
Сюжет пьесы сразу развивается очень динамично. В первом действии описаны следующие события:
- Утром муж и жена Вышневские покидают свою спальню. Аристарх Владимирович ругает молодую супругу за то, что она ведет себя холодно по отношению к нему. Он дарит ей меха и драгоценности, ради того, чтобы преподносить возлюбленной золото даже берет взятки, но жена все равно равнодушна к нему.
- Вышневская получает письмо с признанием в любви от женатого мужчины. Сначала она хочет уничтожить послание, но потом решает показать его кому-нибудь из знакомых, ради шутки. Тем временем появляется Юсов — чиновник, работающий под руководством Аристарха в департаменте. Приходит и Белогубов — подчиненный Акима Акимыча. Последний узнает, что ему дали должность переписчика, потому что почерк у него прекрасный.
- Белогубов говорит, что не отличается особой грамотностью и из-за этого над ним смеется Жадов, приходящийся Вышневскому племянником. Это возмущает Юсова. Вместе чиновники сплетничают о Жадове, который пользуется милостью своего дядюшки, тоже работает в департаменте под руководством Юсова, но никакого почтения к родственнику не проявляет.
- Приходит Жадов, в первую очередь он находит Вышневскую и рассказывает ей о своей предстоящей свадьбе. Будущая супруга очень бедна, но его это не волнует. Он и сам не имеет ни копейки за душой. Мужчина уверен, что его невеста Полина — женщина, лишенная меркантильности, она не будет жаловаться на нужду, а он станет трудиться на благо семьи не покладая рук. Тем не менее он пришел просить дядю о прибавке к жалованию.
- Появляется и сам Вышневский, он ругает племянника, за высокопарные речи, которые парень часто читает писарям и дает понять, что быть нищим философом постыдно. Когда Аристарх узнает о предстоящей свадьбе племянника, он просит его хорошенько подумать в первую очередь о Полине, ведь она будет вынуждена жить в нищете.
- Вышневский предлагает умерить пыл и задуматься о том, чтобы жить более разумно, тогда он поможет Жадову протекцией и средствами. Племянник отказывается от этого предложения, и родственники расстаются в ссоре. Аристарх узнает, что невеста Жадова — дочь вдовы Кукушкиной. Он просит сообщить женщине, что не нужно отдавать Полину за его племянника, поскольку он загубит жизнь девушки.
Четвертая часть
В четвертом действии краткого содержания «Доходное место» Полина сидит в своем бедном доме и сильно скучает. К ней приходит Юлинька. Она хвастается успехами супруга и ужасается, что ее сестра такая нищая. Полина возмущается, что муж заставляет ее работать по дому и не разрешает никуда ходить. Юлинька дарит Полине красивую шляпу и рассказывает, как нужно обращаться с мужчиной.
Дом Жадовых посещает вдова Кукушкина, она ругает Полину, что та не просит от супруга денег и хвалит Юлю за разумность и практичность. Мать обещает, что поможет дочери изменить мнение зятя, который решил, что жить нужно на одно жалование. Женщина не понимает, как женатый мужчина может отказываться от взяток, раз взял ответственность перед супругой, значит, обеспечивай ее на должном уровне.
Приходит Жадов, он жалуется теще на трудную работу, а также на ленивую Полину, которая вечно ничего не делает. Эти слова возмущают Кукушкину, она растила дочь не для того, чтобы та была служанкой в своем доме. Женщина рассказывает, что ее зять Белогубов всегда балует Юлиньку и она проблем не знает. Жадов злится и просит Кукушкину покинуть дом.
Жадов говорит Полине, чтобы та больше не ходила к матери и сестре и не принимала их в гостях, ведь они учат ее дурному. Полина же повторяет слова, которые сказала ей Юлинька.
Семейные проблемы
Через год после женитьбы Жадов понимает, что не сможет перевоспитать супругу, потому что она полагает, что умный мужчина обязан быть богатым. А так как он беден, то она считает его глупым. Василий рассказывает об этом в местном трактире своему приятелю. В этом же заведении появляются его сослуживцы из канцелярии, чтобы отметить выгодную сделку. Один из коллег предлагает ему финансовую помощь, но это лишь оскорбляет Жадова.
Кукушкина и Юля внушают Полине, чтобы она была построже с собственным мужем. Ее сестра живет в богатстве и имеет личных гувернанток. Теща постоянно приводит Василию в пример его сослуживцев, после чего он сильно оскорбляется и выгоняет ее из дома. Он просит супругу, чтобы та больше не общалась со своими родственниками. В итоге в семье происходит крупный скандал, после чего Жадов решается попросить у Вышневского доходное место.
Анна Вышневская вдруг узнает, что ее воздыхатель после насмешки над собой пересылает все ее любовные послания Аристарху. Однако она никак не смутилась после этого. После этого к ним в дом приходит Василий, который работает в канцелярии под руководством Вышневского. Он говорит о том, что были проверяющие и обнаружили серьезные нарушения. Но он полагает, что к ответственности его не будут привлекать. Дядя выходит из личного кабинета с грустным лицом и жена сразу посылает за врачом. Мужчина кидает в нее письмами от поклонника и всячески оскорбляет, но женщина оправдывается.
В этот момент Вышневский испытывает такие эмоции:
- сильный гнев;
- разочарование;
- нежелание дальше жить.
Он говорит жене, чтобы та возвращалась к матери, потому что не в состоянии ее достойно обеспечить. Но супруга отказывается, так как очень любит мужа. Молодые люди мирятся и покидают дом. После этого за ними бежит Юсов и сообщает о том, что Аристарха хватил удар.
В своей пьесе Островский описывает не только социальную проблематику взяточничества и казнокрадства, но и раскрывает тему семейных отношений, нравственности и чувства долга. Персонажи произведения показаны с позиции морального выбора, который они делают в различные моменты собственной жизни. В 1981 году по спектаклю «Доходное место» был снят фильм, который очень запомнился зрителям.
Герои произведения
В пьесе описано много интересных персонажей. Главные герои произведения:
- Вышневский Аристарх Владимирович — пожилой, богатый чиновник.
- Анна Павловна — молодая жена Аристарха Владимировича, желающая встретить настоящую любовь.
- Жадов Василий Николаевич — племянник Вышневского, принципиальный, гордый парень.
- Полина — невеста, а затем жена Жадова, девушка из бедной семьи, без образования.
Кроме того, в пьесе есть второстепенные персонажи. В их число входят:
- Юсов Аким Акимович — предприимчивый чиновник, работающий под началом Аристарха Владимировича.
- Белогубов Анисим Панфилович — чиновник молодого возраста, служащий у Юсова.
- Юлинька — супруга Белогубова и сестра Полины.
- Мыкин — хороший друг Жадова, учитель.
- Кукушкина Фелисата Герасимовна — мать Юлиньки и Полины, нищая вдова.
Вариант 2
Произведение относится по жанровой направленности к комедии и основной темой имеет авторское исследование общественной жизни в качестве социального новообразования.
Композиционная структура пьесы представляется пятью действиями
Основу пьесы составляет противостояние старшего и молодого поколений, выражающееся в принципиально разных жизненных позициях героев произведения по отношению к старым порядкам и новым веяниям.
Основным персонажем пьесы писателем представляется Жадов, изображенный в качестве амбициозного молодого человека, имеющего университетское образование, живущего в московском доме дядюшки, но стремящегося к независимости от презираемого им образа жизни родственника и окружающих его людей.
Главному герою противопоставляется чиновничье общество, в которой самой яркой фигурой становится образ старого чиновника Юсова, убежденного взяточника, являющегося типичным представителем чиновничьего мира, где главенствует принцип торговли законами в виде жизненного правила. Каста чиновников представляется помимо Юсова генералом Вышневским, молодым служащим Белогубовым, вдовой Кукушкиной, являющимися типичными образцами царской бюрократии. С точки зрения чиновников, служащий, отказывающийся от взяток и выражающий честную позицию, является врагом и вольнодумцем, тем самым писатель утверждает собственное отношение к российской бюрократии, считая взяточничество широко распространенным негативным явлением.
Чиновничьему обществу в пьесе противопоставляется главный персонаж Жадов, выражающий искреннее негодование образом жизни бюрократического слоя населения, проповедующий демократические жизненные взгляды, но осознающего собственное бессилие перед самодурством. При этом писатель демонстрирует слабые черты Жадова, подчеркивая необходимость претворения благородных целей в жизнь путем преодоления трудностей, выстрадав их подлинную ценность.
Среди многочисленных проблемных вопросов, затрагивающихся в пьесе, присутствуют семейная тема, коррупционная составляющая власти, тема бедности и неравного брака, а также выбора жизненного пути и становления отдельной личности.
Динамичная сюжетная линия пьесы повествует о сопротивлении Жадова существовать по правилам чиновничьего мира в виде угождения, взяток, дести и лжи, принимая материальное благополучие в форме истинного жизненного смысла.
Повествование произведения иллюстрируется яркими и острыми диалогами, мастерски представленными писателем, в которых автор использует художественные приемы в виде тонкой иронии, юмора и сатиры.
Отличительной особенностью пьесы является изображение быта мещанства, описанного в правдивой и достоверной реальной действительности.
Смысловая нагрузка произведения состоит в убеждении зрительской аудитории о правильности жизненного выбора каждого человека, стремлении к его реализации и нравственной самореализации.
Финал
Неожиданно счастливой развязкой завершается пьеса «Доходное место». Островский, жанр которого – преимущественно комедия, умел даже в юмористических зарисовках показать общественные пороки современности. В последнем, пятом, действии Жадов униженно просит себе работу у дяди, однако в ответ последний вместе с Юсовым начинают высмеивать его за то, что он предал свои принципы жить самостоятельно и честным трудом, не воруя и не беря взяток. Выведенный из себя, молодой человек заявляет, что среди его поколения есть честные люди, отказывается от своего намерения и объявляет, что больше не проявит слабости.
Полина мирится с ним, и супруги уходят из дома Вышевского. Последний между тем переживает семейную драму: интрижка Анны Павловны обнаруживается, и оскорбленный супруг устраивает ей сцену. Кроме того, он разоряется, а Юсову грозит увольнение. Произведение заканчивается тем, что с Вышневским случается удар от постигших его несчастий.
Итак, Александр Островский («Доходное место» тому яркий пример) в своих произведениях умело соединял исторические реалии и острую сатиру. Пересказанная нами пьеса может быть предложена школьникам для более углубленного изучения творчества писателя.
Некоторые известные постановки
- Самая первая постановка — 1857 в Казанском театре (антреприза Милославского; Жадов — Дудукин,Юсов — Виноградов,Кукушкина — Стрелкова 1-я).
- 14 октября 1863 — в Малом театре поставлена в бенефис Е. Н. Васильевой. Режиссёр Богданов, Вышневский — Дмитревский,Вышневская — Васильева,Жадов — Шумский,Мыкин — Колосов,Юсов — П. Садовский,Белогубов — Рассказов,Кукушкина — Акимова,Юлинька — А. П. Савина,Полина — Колосова,Досужев — В.Ленский) (1907; реж. Н. Попов,Вышневский — Айдаров,Вышневская — Яблочкина,Жадов — Остужев,Юсов — К. Рыбаков,Белогубов — Н. Яковлев,Кукушкина — О. Садовская,Досужев — М. Садовский.
- Малый театр (Николай Александрович Анненков исполнял роли Жадова и Белогубова).
- 1929 — Армянский театр имени Сундукяна в постановке Рубена Симонова (Вышневский — Вартанян, Кочарян, Жадов — Г. Нерсесян, Юсов — Манвелян, Белогубов — Вагаршян, Кукушкина — Гулазян, Юлинька — Гарагаш, Полина — Р. Вартанян).
- 1967 — Московский театр Сатиры в постановке Марка Захарова (в роли Жадова — Андрей Александрович Миронов, Юленька — Татьяна Николаевна Егорова). Энциклопедия Кругосвет об этой постановке:
- 2003 — Театр «Сатирикон» в постановке Константина Райкина..
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Ивана Васильевича из рассказа После бала Центральным персонажем в рассказе Л. Н. Толстого является Иван Васильевич. В произведении «После бала» он рассказывает историю, которая оставила неизгладимый след в его жизни.
- Образ и характеристика Дон Кихота сочинение Для испанской культуры образ Дон Кихота является одним из центральных и основополагающих, также, наверное, и для всей европейской культуры Дон Кихот обладает огромным значением. Мне кажется, для российской культуры он не так понятен
- Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события прошлого, обратился к эпохе правления Петра I
- Образ и характеристика Герасима в рассказе Муму Тургенева 5 класс сочинение Главный герой рассказа Герасим – дворник, высокий и богатырского телосложения, которого барыня забрала из деревни с собой в Москву.
- Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке
«Доходное место» — комедия А.Н. Островского. Написана в октябре-декабре 1856 г. Первая публикация: журнал «Русская беседа» (1857 г., т.1, кн.5).
Популярные сегодня пересказы
- Мельник — колдун, обманщик и сват — краткое содержание пьесы Аблесимова Замечательное произведение, в котором скрыт глубокий философский подтекст, называется «Мельник – колдун, обманщик и сват». Написано это гениальное творение писателем Аблесимовым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
- Уроки музыки — краткое содержание рассказа Петрушевской Главный герой по фамилии Иванов сидел в тюрьме, отсидел этот срок и вышел на свободу. Сейчас у него в планах прийти к Гавриловым. Он желает установить размеренную, равномерную жизнь.
- Голубая змейка — краткое содержание сказки Бажова В далёкие времена, когда сокровища уральских гор лежали близко к поверхности, существовали сказы о хранителях драгоценных камней. Голубая змейка тоже охраняла сокровища, она не допускала к ним алчных и жадных людей
- Краткое содержание книги История государства Российского Карамзина Книга «Николая Карамзина «История государства Российского» — литературное и историческое наследие русского народа. Произведение содержит основные этапы описания исторических событий России.