Анализ стихотворения Пастернака «Душа»
В 1956 году Пастернак написал стихотворение «Душа», в котором нашли отражение ужасы тоталитарного режима, установленного большевиками после Октябрьской революции. Поэт пропустил через себя трагедию миллионов людей, отсидевших в лагерях, расстрелянных, подвергшихся гонениям. Душа лирического героя в тексте названа усыпальницей для всех «замученных живьем», могильной урной, в которой покоится их прах. В произведении вообще много лексики, в той или иной степени относящейся к смерти и похоронным обрядам: трупная пыль, мертвецкие и гробницы, погостный перегной, скудельница. На протяжении почти сорока лет (от прихода большевиков к власти до 1956 года) душа героя перемалывала все виденное, все бывшее, в дальнейшем ей остается лишь делать то же самое. Что требуется от поэта в столь сложной ситуации? Как может он помочь невинно пострадавшим? Вариантов не очень много – оплакивать да посвящать лирику.
Чтобы лучше понять стихотворение «Душа», нужно обратиться к фактам из биографии Пастернака. В конце 1920-х – начале 1930-х годов в Советском Союзе его творчество было официально признано. Активно издавались сборники поэта. Сам он принимал участие в работе Союза писателей СССР. Борис Леонидович нередко пользовался своим привилегированным положением. Например, в 1935 году он заступился за сына и супруга Анны Ахматовой. В середине 1936 года отношение властей к Пастернаку резко изменилось. Его стали обвинять в не соответствующем эпохе мировоззрении и отрешенности от жизни. В 1957 году за границей было опубликовано главное прозаическое произведение Бориса Леонидовича – роман «Доктор Живаго». Успех книги спровоцировал травлю Пастернака на родине – его исключили из Союза писателей, требовали выслать из страны, оскорбляли со страниц газет. Положение усугубило присуждение ему Нобелевской премии по литературе в 1958 году.
Когда создавалось стихотворение «Душа», еще не был опубликован «Доктор Живаго», не началась травля, но какое-то смутное предчувствие грядущих несчастий есть между строк. Несмотря на это и на то, что в произведении явно превалирует тема смерти, оно проникнуто верой в жизнь. Сам художник и герои его творений бессмертны, как бессмертна душа, как бессмертно настоящее искусство. Недаром одно из предварительных названий «Доктора Живаго» – «Смерти не будет» – слова из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса).
Борис ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑